Научная статья на тему 'Социокультурная детерминация как семиотический процесс: роль телетекста'

Социокультурная детерминация как семиотический процесс: роль телетекста Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
196
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ / ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ ТЕКСТ / ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / СЕМИОТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МАНИПУЛЯЦИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Бурчик А. В.

Особенности телетекста изучены недостаточно, хотя он играет значительную роль в современной массовой культуре. Ему принадлежит важное место в культуре и общественном сознании современного человечества, что обусловлено специфичностью кодовых свойств телетекста. Язык телевидения органично соединяет в себе достижения цифровой цивилизации и качества культуры постмодерна. Телетекст играет ведущую роль в семиотической системе управления современными общественными процессами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOCULTURAL DETERMINATION AS SEMIOTICS PROCESS: TELETEXT ROLE

Features of a teletext are studied insufficiently though it plays a significant role in modern mass culture. He possesses the important place in culture and public consciousness of modern mankind that is caused by specificity of code properties of a teletext. Language of television organically unites achievements of a digital civilization and quality of culture of a postmodern. The teletext plays the leading role in a semiotics control system of modern public processes.

Текст научной работы на тему «Социокультурная детерминация как семиотический процесс: роль телетекста»

УДК 304.2

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДЕТЕРМИНАЦИЯ КАК СЕМИОТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС: РОЛЬ ТЕЛЕТЕКСТА

А.В. Бурчик

Краснодарский государственный институт культуры e-mail: [email protected]

Особенности телетекста изучены недостаточно, хотя он играет значительную роль в современной массовой культуре. Ему принадлежит важное место в культуре и общественном сознании современного человечества, что обусловлено специфичностью кодовых свойств телетекста. Язык телевидения органично соединяет в себе достижения цифровой цивилизации и качества культуры постмодерна. Телетекст играет ведущую роль в семиотической системе управления современными общественными процессами.

Ключевые слова: социокультурные детерминанты, телевизионный текст, общественное сознание, семиотическое управление, манипуляция.

Автономия отечественного телевидения, на которую оно претендует, явно не соответствует российской культуре повседневности. Телевизионное творчество старается охватить всю сферу нашей жизни и проводить ее анализ без нашего желания, самостоятельно определять условия и способы распространения информации о нас в мире с телеэкрана. Эта своеобразная телеглобализация обусловливается сегодня социальными, культурными, религиозными, политическими, финансовыми и другими аспектами информационного общества. Спорадические перестроечные процессы в российской телеиндустрии не всегда в достаточной степени связаны с осмыслением общей перспективы перехода к телевизионной культуре информационного общества. Актуальность исследования обусловлена как недостаточной теоретической разработанностью темы, так и ее практической насущностью, масштабностью тех задач, которые с ней связаны.

В статье рассматривается телевизионный текст в контексте социокультурных детерминант современности.

Лингвистические и коммуникативные исследования текста представлены в работах Н.С. Валгина, А.А. Леонтьева, Т.М. Николаевой, Г.Г. Почепцова, В.Б. Апухтина, Н.А. Слюсаревой, В.Г. Гака, И.Р. Гальперина, Т.М. Дридзе, Г.В. Колшанского, А.И. Новикова, Е.А. Реферовской, С.Г. Тер-Минасовой, С.А. Сухих и др.

Мы используем концепты культурно-семиотической методологии и идеологии постиндустриальной цивилизации. Тематика современного текста культуры и особенностей телевизионного дискурса исследована в работах Ж. Бодрийара, П. Бурдье, И.И. Засурского, В.В. Зверевой, Ю.М. Лотмана, Н. Лумана, М. Маклюэна, П. Серио, В.Н. Топорова, Т.М. Цивьян, У. Эко, и др.

Например, в статье А.И. Скляра «Семантика телевизионного текста: проблемы наполненности и прочтения»1 текст рассматривается не совсем однозначно: то в его

1 Скляр А.И. Семантика телевизионного текста: проблемы наполненности и прочтения // Культурная жизнь Юга России. 2014. № 2 (58). С. 96-98.

вербальном варианте, то - как телетекст. Между тем, общеизвестно, что телевизионный текст синтетичен и включает в себя наряду с устной или письменной речью также изображение, видеоряд, музыку, цифровой семиозис и др., поэтому мы в своей статье будем исходить из понятия «текста» в его широкой культурсемиотической трактовки.

Современное понимание социального детерминизма носит немеханический характер. Социальный детерминизм касается социума в котором осуществляются многообразные и многокачественные процессы разного уровня. Социальный детерминизм является элементом взаимодействия социальной системы в процессе ее воспроизводства, функционирования и эволюции. С современной точки зрения, в этом процессе большая роль принадлежит семиотическим процессам -семиотической системе (машине) общества. В связи с этим обратимся к понятию телетекста, играющему важную роль в современном социальном процессе, его организации и самоорганизации.

В современной гуманитарной науке тексту принадлежит фундаментальное значение, поскольку он служит модельной метафорой2. Текст выступает не просто как объект исследования, а культура в целом и ее части рассматриваются как подобие текста, а текст предстает также как модель, методологический принцип исследования. В то же время, текст - это не просто ткань бытия, но и единица социокультурной коммуникации - комплексное сообщение о чем-либо. Это вполне подходит и к телевизионному сообщению, которое в вербальной, визуально-изобразительной, музыкальной или кино форме пробуждает в сознании реципиента определенную картину мира.

Согласно самому определению текста, он является комплексным сообщением говорящего или создателя текста о чем-либо. Он несет глубинный смысл, который задуман его создателем: текст не отражает реальность, а выражает намерение и мнение создателей текста.

Создатель концепции телетекста М. Маклюэн писал, что телетексту присуща мозаичность, резонанс и реакция3. Мы считаем, что Маклюэн отразил сущность телетекста. Мы также как и он полагаем, что телетекст - это смысловое целое (сообщение), образующееся из мозаичного множества точек и пятен в голове зрителя с помощью телевизионной коммуникации на основе того запаса знаний и эрудиции, которые есть у субъекта. Телетекст возникает как интерактивный процесс телевизионной коммуникации. Зритель в своем сознании собирает в картину мира ту мозаичную, логически не связанную цепочку сообщений, которую дает экран. Телетекст эпохи постмодернизма приобрел качества интертекста (Ю. Кристева) и гипертекста (Т. Нэльсон). В эпоху глобализации любой телетекст превращается в часть текста мировой культуры. Даже малозначительное событие, попадая в это пространство, становится сообщением мирового масштаба. Интертекст и гипертекст являются также формами мышления разных поколений и субкультур в современном социуме и России в том числе.

Медиатекст экранной культуры может быть вообще продуктом взращенной информации. Однако особенность ее суггестивного воздействия такова, что телевизионная картинка воспринимается как факт самой реальности. Подмена реальности телеобразом порождает виртуальные образы, создает возможность для

2 См. Гриценко В.П. Социальная семиотика. Екатеринбург, 2006. С.55-56.

3 См.: Маршал Г.М. Понимание медиа: внешние расширения человека / пер с англ. В. Николаева. М.; Жуковский: «Канон-пресс-Ц», «Кучково поле», 2003. С. 353-388.

манипулирования общественным и личным сознанием. Для того, кто не обладает медиакомпетентностью телевизионный текст превращается в объект, имеющий такой же онтологический статус, как и реальность.

Л. Мэмфордом было продемонстрировано, что государство складывается как первая форма социальной мегамашины4. Но следует понимать, что социальная мегамашина может быть таковой, опираясь не только на бюрократию и науку, но и на семиотическую машину5. Семиотическая машина (в дальнейшем - «семиотическая система») обеспечивает социальную коммуникацию и трансляцию. М. Маклюэн, представители постмодернизма (Ж. Бодриар, М. Фуко, Ж.Ж. Лиотар и др.) развивают идеи о том, что текстография в различных ее формах является ведущей формой социального детерминизма. Телетекст в постиндустриальном обществе также проявляет себя не просто как семиотическая система текстопорождения, но и как онтологическая структура производства социального бытия. Поясним это.

Как справедливо подчеркивает В.С. Степин, человек понимает Универсум сквозь сетку базовых категорий, которые сами являются отображением коллективных представлений на общественное устройство и упорядочивают социальные отношения через коммуникацию6. Несмотря на то, что в неомарксизме есть альтернативные теории, неомарксисты признают, что формы знания используются доминирующими социальными группами как средство господства7. У обеих теорий есть общие теоретические основания и пафос, которые заключаются в том, что семиотическая система социума форматирует социальную реальность. Текстовые формы являются элементом языка как социального института общества и с помощью мировоззренческого и идеологического содержания ценностно упорядочивают и регулируют общественные отношения, прежде всего, отношения господства и подчинения. Например, сакральные тексты изначально имеют поэтический характер, так как это способствует их запоминанию вследствие частой повторяемости.

Р. Барт, Ж. Лакан, Ж. Лиотар, М. Фуко развивают идею о тексте как агенте и акторе социального воздействия, активно функционирующим в экономических, социальных, политических, духовных практиках общества и участвующего в структурировании и стратифицировании социального бытия. Они демонстрируют, что в языке опредмечивается господствующая идеологическая сетка, которая является объективной мыслительной формой для социальных страт, классов, институтов. Язык, речь, текст содержат маркеры социальной принадлежности, дифференцируя индивидов по стратам, профессиональным сообществам, субкультурной принадлежности. Телевидение в интерактивной форме навязывает индивидам социокультурные маркеры черезо политические, развлекательные телетексты (сериалы, шоу, представления, юмор), через самую разнообразную рекламу.

М. Серто развивает тезис о том, что в эпоху Реформации возникает новый миф о текстологии Священного Писания8 как основе социальной практики индивида и,

4 См.: Мэмфорд Л. Миф машины. Техника и развитие человечества. Пер. с англ. / Перевод Т. Азаркевич, Б. Скуратов. М.: Логос, 2001. С.249-278.

5 См.: Данильченко Т.Ю., Коробкина А.Н. Медиафилософия как семиотическая машина тексто- и смыслопорождения / А.Н. Коробкина, Т.Ю. Данильченко // Социально-гуманитарный вестник. Специальный выпуск (13). - Краснодар: Изд-во Краснодарского центра научно-технической информации (ЦНТИ), 2012. - С.5-10.

6 Степин В.С. Философская антропология и философия науки. М., 1992. С.27.

7 Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика: Пер с фр. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г.К. Косикова. М., 1994.

8 Библейская идея о первичности Слова активно разрабатывалась в схоластике.

таким образом, основе социальной реальности9. Процесс социального форматирования, по Серто, представляет собой социализацию, при которой общепринятые социальные нормы, правила и законы внешнего и внутреннего облика человека усваиваются индивидом как должное и сущее. Тексты культуры наносятся на податливую телесную и духовную субстанцию индивида с помощью священных книг, сказок, романов, учебников, юридических кодексов, газет и журналов, должностных инструкций, рецептов, и пр. В результате формируется индивид с соответствующим телесным обликом и системой поведения.

В массовом обществе с потребительской ориентацией ведущими текстами (тексты жизни) для форматирования индивида и социальности становится товарная масса и реклама. Одежда, обувь, сигареты, портфели и сумки, очки, часы, телефоны, спорт и его атрибутика, автомобили и пр. - все превращается в средство сотворения телесного облика индивида. На смену Священному Писанию пришли тексты культуры в целом, а ведущей системой текстопорождения и форматирования индивида стали медиа, среди которых особую роль в современном обществе играют телевидение и интернет. Тот, кто господствует над семиотической системой текстопорождения, также приобретает власть над общественным мнением. Он обретает привилегию задавать код общественно-политического, социального, экономического, идеологического развития. У него также появляется возможность в соответствии со своими критериями расставлять по местам тех, кто не наделен такой властью над дискурсом. Телевидение в его современной форме проявляет себя эффективным средством трансляции импульсов и дискурсов власти в ее разных формах - политической, экономической, духовной. Российское цифровое телевидение оказалось полностью вестернизированным, так как советские телетексты не приспособлены для форматирования чувственности, ценностей и рефлексов индивида рыночного общества.

Проявления телетекста в культуре постмодерна разнообразно. Вопреки утверждениям о том, что в эпоху массовой культуры господствует тенденция тривиализации, можно считать, что современная культура имеет и тенденцию генерирования рефлексивных текстов («текст в тексте» по терминологии Ю.М. Лотмана). Современная культура превращает текст во всеобщность, а социальная реальность предстает как смешение и иерархия различного рода текстов. С нашей точки зрения, современный телевизионный текст есть повсеместно «текст в тексте». Мозаичность телетекста, представляющего собой набор не имеющих логической связи сообщений, дополняется его резонансностью (взаимоусиление), позволяющему зрителю собрать из интертекста целое восприятие10. Однако, с нашей точки зрения, в повседневной жизни рефлексивность телевизионного текста востребована незначительным числом реципиентов. Ведь «текст в тексте» -своеобразное гиперриторическое построение, состоящее в том, что основной текст несет задачу описания или написания другого текста. Основное содержание конфликта телетекста происходит в области борьбы между двумя текстами за обладание большей адекватностью: между виртуальной реальностью и реальностью.

Интернет также проявляет себя частью организации информационно-коммуникативной среды общества постмодерна. Как справедливо подчеркивает

9 Серто М. Хозяйство письма // Новое литературное обозрение. 1997. N 28. С. 39.

10 Тюрина И.О. Великое пророчество. Философская концепция Маршала Маклюэна // Маклюэн М. Галактика Гутенберга: Становление человека печатающего / Пер. И.О. Тюриной. М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2005. ( 496 с.) С. 16.

В. Емелин11, завершение постмодернистской революции возможно только в Интернете, как в принципиально «постмодернистской среде». Интернет осуществляет социальную детерминацию как через воздействие на личность, через создание виртуальных сообществ, так и через межличностные и массовые формы коммуникации. Принципы самоорганизации Интернет внедряют новые формы саморазвития цивилизации - переход с административной на информационную основу регулирования социума. Мы бы добавили к словам В. Емелина, что современное цифровое телевидение и телетекст также является частью информационно-коммуникативной и организационно-управленческой системы постиндустриального общества. С помощью различного рода телетекстов формируется система вожделения современного социума, а это значит, что индивидом манипулируют на уровне мотивации и потребностей. Телетексты выполняют роль трансляторов социокультурных кодов как на микро, макро, так и на глобальном уровне.

Предметным полем культурных детерминант российского телевидения являются «социальное» и «культурное», которые тесно взаимодействуют на телеэкране. «Социальное» обуславливает направленность социальной телединамики и возможность ее регулирования на современном этапе. В первую очередь - это реально возникшая в начале XXI в. необходимость формирования общественного телевидения РФ. Россияне крупных мегаполисов, малых городов и сел живут в разных культурных универсумах, где динамика культуры существенно различна, поэтому культура ушедших эпох, современная и культура будущего должны быть доступны в одинаковой мере всем. Вот для чего призвано функционировать российское общественное телевидение, а самое сложное в его создании -«коммуникативное пространство» («площадка)», где можно увидеть и услышать представителей различных политических сил, форм культуры и видов искусства и сохранить при этом интерес телезрителей.

Таким образом, телевизионный текст является продуктом цифровых технологий, а также ценностей и дискурсов постмодерна. Для него характерны дигитальность, мозаичность (интертекстуальность, гипертекстуальность), реверсивность, интерактивность. Он участвует в социокультурной детерминации постиндустриального общества в процессах коммуникации и трансляции: форматирование социальной структуры, трансляция знаний и ценностей, семиотическое управление, рекламно-идеологическое манипулирование. В отличие от механистических, одномерных, линейных концепций детерминизма эпохи Модерна детерминизм Постмодерна основан на принципах нелинейности, взаимообусловленности, неоднозначности. Современная текстология телетекста, с одной стороны, критикует его за союз с дискурсами власти, а с другой, способствует росту медиакомпетентности. Телетекст является агентом информационной глобализации и вестернизации. Мы считаем, что в существующих концепциях телетекста как элемента информационной цивилизации не учтена неравномерность цивилизационного развития социумов. А это означает, что в современном социуме соседствуют различные формы социально-культурной текстографии и детерминизма: доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные, что требует специального внимания.

11 См.: Емелин В.А. Информационные технологии в контексте постмодернистской философии. Автореферат кандидатской диссертации / 09.00.11 - социальная философия. М., 1999. URL. http://emeline.narod.ru/abstract.htm (28/02/2016/ 11.53).

Список литературы

1. Скляр А.И. Семантика телевизионного текста: проблемы наполненности и прочтения // Культурная жизнь Юга России. - 2014. - № 2 (58). - С. 96-98.

2. См. Гриценко В.П. Социальная семиотика. Екатеринбург, 2006.

3. См.: Маршал Г.М. Понимание медиа: внешние расширения человека / пер с англ. В. Николаева. -М.; Жуковский: «Канон-пресс-Ц», «Кучково поле», 2003. - 464 с.

4. См.: Мэмфорд Л. Миф машины. Техника и развитие человечества. Пер. с англ. / Перевод Т. Азаркевич, Б. Скуратов. М.: Логос, 2001. - 408 с.

5. См.: Данильченко Т.Ю., Коробкина А.Н. Медиафилософия как семиотическая машина тексто- и смыслопорождения / А.Н. Коробкина, Т.Ю. Данильченко // Социально-гуманитарный вестник. Специальный выпуск (13). - Краснодар: Изд-во Краснодарского центра научно-технической информации (ЦНТИ), 2012.- С. 5-10.

6. Степин В.С. Философская антропология и философия науки. М., 1992.

7. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика: Пер с фр. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г.К. Косикова. М., 1994.

8. Библейская идея о первичности Слова активно разрабатывалась в схоластике.

9. Серто М. Хозяйство письма // Новое литературное обозрение. - 1997. - N 28. - С. 39.

10. Тюрина И.О. Великое пророчество. Философская концепция Маршала Маклюэна // Маклюэн М. Галактика Гутенберга: Становление человека печатающего / Перевод И.О. Тюриной. - М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2005. ( 496 с.) - С. 5-18.

11.См.: Емелин В.А. Информационные технологии в контексте постмодернистской философии. Автореферат кандидатской диссертации. 09.00.11 - социальная философия. М., 1999. // иКЬ. http://emeline.narod.ru/abstract.htm (28/02/2016/ 11.53).

SOCIOCULTURAL DETERMINATION AS SEMIOTICS PROCESS:

TELETEXT ROLE

A.V. Burchik

Krasnodar state institute of culture e-mail: [email protected]

Features of a teletext are studied insufficiently though it plays a significant role in modern mass culture. He possesses the important place in culture and public consciousness of modern mankind that is caused by specificity of code properties of a teletext. Language of television organically unites achievements of a digital civilization and quality of culture of a postmodern. The teletext plays the leading role in a semiotics control system of modern public processes.

Keywords: sociocultural determinants, television text, public consciousness, semiotics management, manipulation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.