Научная статья на тему 'Жанровые и художественно-технические особенности искусства экслибриса как явления многовековой культуры'

Жанровые и художественно-технические особенности искусства экслибриса как явления многовековой культуры Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1107
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСЛИБРИС / КНИЖНЫЙ ЗНАК / ГЕРАЛЬДИКА / БИБЛИОТЕКА / КНИЖНАЯ ГРАФИКА / ШРИФТОВОЙ ЗНАК / ГРАФИЧЕСКАЯ СТИЛИЗАЦИЯ / СИМВОЛИКА / КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ / ЭСТАМП / ГРАВЮРА НА МЕТАЛЛЕ / ЦИНКОГРАФИЯ / КСИЛОГРАФИЯ / ЛИНОГРАВЮРА / ЛИТОГРАФИЯ / EX-LIBRIS / BOOK MARK / HERALDRY / LIBRARY / BOOK GRAPHICS / FONT SIGN / GRAPHIC STYLIZATION / SYMBOLISM / COLLECTING / PRINTMAKING / ENGRAVING ON METAL / ENGRAVER / WOODCUT / LINOCUT / LITHOGRAPH

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ордынская Е.Н.

Дается определение понятия «экслибрис», вкратце обрисовывается история этого явления, разбираются жанровые и художественно-технические особенности искусства экслибриса, а также рассказывается о техниках исполнения книжного знака.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Genre and artistic and technical features of the art of the bookplate, as centuries-old culture

The definition of «ex libris» is given in this work. Brief description of history of this phenomenon is examined in this work. Genre and artistic and technical features of the art of the bookplate are versed in this work. In this work we consider about techniques of book sign.

Текст научной работы на тему «Жанровые и художественно-технические особенности искусства экслибриса как явления многовековой культуры»

УДК 76.03/.09

Жанровые и художественнотехнические особенности искусства экслибриса какявления многовековой культуры

Е.Н. Ордынская

Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова 127550, Москва, ул. Прянишникова, 2А e-mail: EKATERINA-ORD@yandex.ru

Дается определение понятия «экслибрис», вкратце обрисовывается история этого явления, разбираются жанровые и художественно-технические особенности искусства экслибриса, а также рассказывается о техниках исполнения книжного знака.

Ключевые слова: экслибрис, книжный знак, геральдика, библиотека, книжная графика, шрифтовой знак, графическая стилизация, символика, коллекционирование, эстамп, гравюра на металле, цинкография, ксилография, линогравюра, литография.

«Экслибрис (от лат. Ex libris - из книг), книжный знак, бумажный ярлык, наклеиваемый владельцами библиотек на книгу, преимущественно на внутреннюю сторону переплета. Обычно на экслибрисе обозначены имя и фамилия владельца и рисунок, лаконично и образно говорящий о профессии, интересах или о составе библиотеки владельца» [2, с. 606].

Экслибрис появился в Германии вскоре после изобретения книгопечатания. Немецкий экслибрис достигает расцвета в XVI в., среди его создателей - А. Дюрер, Х. Хольбейн Младший, Л. Кранах Старший.

249

В XVI-XVII вв. экслибрисы носят геральдический характер, но иногда в них помещаются портреты владельцев библиотек, изображения их домов, замков и монастырей. Тяжеловесный торжественный стиль и многословный рисунок экслибриса XVII в. в XVIII в. сменяются легкими, изящными композициями.

До XIX в. большая часть личных библиотек принадлежала привилегированным сословиям, и на экслибрисе изображался родовой герб владельца. В XIX в. владельцами библиотек становятся представители разных сословий, и сюжетный экслибрис вытесняет гербовой.

Древнерусский экслибрис был чисто шрифтовой (древнейшим русским экслибрисом считают знак основателя библиотеки Соловецкого монастыря игумена Досифея (рис. 1), относящийся к XV в.). Гербовый знак XVII-XIX вв. тяготел к изобразительной символике.

С расцветом в конце XIX - начале XX в. в России книжной

Рис. 1

графики началось возрождение искусства книжного знака. Книжный знак стал одной из распространенных форм «малой» графики. Именно в это время было сформировано современное понимание экслибриса как явления книжной графики - именно тогда произошло органичное соединение двух элементов книжного знака: «шрифтового и сюжетноизобразительного (основа этого была заложена еще в гербовых и даже более ранних рукописных шрифтовых знаках) в едином графически стилизованном знаке, где оба элемента как бы прорастают друг в друга, действуя в глубокой художественной и смысловой связи» [1, с. 7].

Наиболее простая форма экслибриса - шрифтовой книжный знак. Здесь шрифт служит единственным изобразительно-декоративным средством, нередко выступающим в роли графической стилизации (экслибрис Н.П. Сырейщикова работы М.А. Врубеля (рис. 2) -рисунок тушью, воспроизведенный с помощью цинкографии).

В стилизованную шрифтовую композицию может быть включена доля изобразительности (экслибрис бельгийского гравера Герарда Годуэна для инженера Джанни Мантеро - рис. 3). Такой экслибрис можно назвать переходным звеном от чисто шрифтового к изобразительному книжному знаку.

250

E№Aidl?KA

икшаяП^ювича

(Ьрстщкока.

Рис. 2

Рис. 3

Изобразительные экслибрисы могут быть самыми разнообразными.

Использование символики очень характерно для экслибриса, в чем книжный знак близок но своей природе к гербу.

Изображение на книжном знаке может быть, как в геральдике, чисто символическим: так, на знаке библиотеки армянского библиофила А.Б. Кариняна работы известного художника П.А. Шиллин-говского (рис. 4) изображены буйволы - символ упорства и трудолюбия. Очень часто всю изобразительную основу знака в сочетании со стилизованной надписью составляет рисунок стопки книг или отдельная раскрытая книга (экслибрис работы С.В. Чехонина - рис. 5).

Сюжет экслибриса может быть связан с жизнью владельца, нередко основой книжного знака служит его портрет . Так, на исполненном в гравюре резцом на меди книжном знаке Г. Шульце автор знака Г. Ильгенфриц изобразил трактат Леонардо да Винчи о живописи (Леонардо - любимый художник Шульце), кисти, штихель (Шульце - известный гравер и живописец) и на фоне всего этого - портрет самого Шульце, как бы награвированный на доске (рис. 6).

251

Рис. 4

Рис. 5

Рис. 6

252

Пейзаж, как и портрет, - очень частый мотив экслибриса. Нередко пейзаж становится средством для отражения характера владельца книги (экслибрис писателя К.Г. Паустовского работы художника К.С. Козловского — рис. 7).

Рис. 7

Жанр экслибриса предполагает бесконечное разнообразие художественных решений, всевозможных находок как в области формы, так и в области сюжета. Если раньше задача художника ограничивалась скромным и более или менее однотипным воплощением идеи знака в сочетаниях символов, девизов и других пережитков геральдики, то с приходом в экслибрис изощренных специалистов графики книжный знак стал все более и более воспринимать индивидуальные черты стиля того или иного художника. Книжный знак постепенно удалялся от изображения личности владельца книги и книжного собрания и в наши дни часто характеризует более его автора, нежели библиотеку и ее обладателя.

Причина этого явления кроется в том, что книжный знак мало интересует его создателей с точки зрения соответствия библиотеке с тех пор, как стал коллекционироваться преимущественно как самостоятельный, оторванный от книги эстамп. Сегодня экслибрис уже в меньшей степени нацелен на то, чтобы быть вклеенным в каждую книгу чьей-либо библиотеки, сейчас он носит скорее символический характер и печатается совсем небольшим тиражом. Книжный знак утратил свою массовость и утилитарную функцию, а художники в стремлении самовыразиться (в художественном смысле) часто забывают о том, что главной задачей экслибриса является отражение личности или характера библиотеки хозяина.

253

Говоря о разных видах художественного книжного знака, нельзя не сказать о технике его исполнения.

Первые знаки на Руси рисовались от руки. Гербы или печатались сложным способом углубленной печати (гравюра на металле), или оттискивались на переплеты в виде рельефа. То и другое было делом трудоемким и дорогостоящим.

В конце XIX - начале XX в. с развитием техники, а также книжной и журнальной графики художник делал оригинал изображения тушью, который затем фотомеханическим способом переводился в цинковое клише, с которого и осуществлялась печать. Техника цинкографии, воспроизводя близко к оригиналу рисунок на листе бумаги, дает возможность размножать такие репродукции большими тиражами при сравнительно недорогом и доступном способе печати. Очень многие экслибрисы конца XIX - начала XX в. выполнены в этой технике такими известными художниками, как Д.Д. Бушен, К.А. Сомов, Д.И. Митрохин, М.В. Добужинский.

Настоящего расцвета русский книжный знак достиг тогда, когда в книжной графике ведущее место стала занимать техника ксилографии - в первые годы после Октябрьской революции. «Гравюра на дереве придала экслибрису новую линеарную красоту, сообщила изображению небывалую до того четкость, плоскостность и связанную с этим декоративность форм, сочность и глубину контрастов черного и белого, упругую ясность линий (т.е. качества, предъявляемые и к шрифту), а при печати с двух досок - звонкость контраста двух цветов в одном знаке» [1, с. 26]. Все это помогло ксилографическому книжному знаку стать наиболее органичным видом художественного экслибриса.

К числу лучшего, что создано в нашей стране в области ксилографического книжного знака, можно отнести прежде всего экслибрисы работы выдающегося русского гравера В.А. Фаворского. «Каждый из его небольших книжных знаков продуман во всех деталях и выразительно книжен. Это хорошо видно на примере воспроизведенного в альбоме книжного знака саратовского историка Е.Н. Кушевой, где фигура спокойно читающей за столом женщины гармонично вписана в прозрачную виньетку, которую образуют очертания скачущих кочевников» [1, с. 26] (рис. 8).

Отточенное чувство материала и органичное единство каждой буквы текста с изобразительной частью гравюры свойственно и другим мастерам ксилографии - последователям и современникам Фаворского, постоянно работавшим в области книжного знака: Н.И. Пискареву, М.И. Пикову, Г.А. Кравцову, А.И. Кравченко.

Офорт, резец, сухая игла по металлу и другие виды техники глубокой печати также используются граверами-экслибрисистами. Эта техника требует значительных усилий для печатания даже небольших

254

Рис. 8

тиражей, которые только и возможны для всех ее разновидностей. Тиражи еще более уменьшаются, доходя до считанного числа оттисков, если обычное травление, например в офорте, дополнено акватинтой и т.п.

Это сделало экслибрисы в технике глубокой печати достоянием скорее коллекционеров, а не широких кругов читателей. За границей глубокая печать часто применяется для экслибриса, но по преимуществу для экслибрисов состоятельных коллекционеров и любителей книг.

В нашей стране в технике глубокой гравюры на металле работали многие художники, среди них П.А. Шиллинговский и Е.С. Кругликова, В.А. Фролов и Н.И. Калита.

В начале XX в. в обиход граверов прочно вошел линолеум -материал, легко поддающийся резьбе и доступный по цене. В наши дни линолеум широко распространен в деле изготовления книжного знака как в России, так и за рубежом. Из знаков, созданных в линогравюре, можно отметить экслибрисы художника Е.Л. Кульчицкой, простые и смелые по композиции. Ее экслибрис для курского книголюба Л.А. Ли-тошенко с выразительной символикой - характерный пример четкого решения книжного знака (рис. 9).

тхаьы&т

Л iTOlii^HKA И. А

Рис. 9

255

В практике экслибриса мы встречаемся также со знаками, отпечатанными литографским способом. Этот способ печати был особенно распространен в Чехословакии, Бельгии, Венгрии. В нашей стране ряд знаков в этой технике создал В.П. Белкин.

В Советском Союзе искусство книжного знака было особенно распространено в Москве, Ленинграде, Таллине, Риге, Смоленске, Воронеже, Вологде и многих других городах, где систематически устраивались выставки книжного знака, выходили каталоги этих выставок. В периодической печати появлялись десятки (если не сотни) статей и заметок, посвященных книжному знаку. Особенно распространен был экслибрис в Прибалтике.

Сейчас искусство экслибриса в нашей стране по-прежнему не теряет своей актуальности. Выставки, конференции, конгрессы, посвященные искусству книжного знака, периодически проходят в разных городах России.

Библиографический список

1. Ивенский С. Искусство книжного знака. - Л. : Художник РСФСР, 1966.

2. Книговедение. Энциклопедический словарь. - М. : Советская энциклопедия, 1982.

3. Владимиров Л.И. Всеобщая история книги. - М. : Книга,

1988.

4. Ласунский О.Г. Книжный знак. Некоторые проблемы изучения и использования. - Воронеж, 1967.

5. Wolf Sylvia. Exlibris. 1000 Beispiele aus funf Jahrhunderten. -F. : Bruckmann KG, Munchen, 1985.

256

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.