Научная статья на тему 'Эвристика и каталогизация экслибриса (книжного знака) в фондах Государственного мемориального музея А. В. Суворова'

Эвристика и каталогизация экслибриса (книжного знака) в фондах Государственного мемориального музея А. В. Суворова Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
791
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КНИЖНЫЙ ФОНД / КНИЖНЫЙ ЗНАК / МЕТОДИКА ОПИСАНИЯ ЭКСЛИБРИСА / ФОРМУЛА ОПИСАНИЯ / ЭКСЛИБРИС / EX SITU / IN SITU

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Правдин Клим Геннадьевич

Статья посвящена изучению коллекции экслибриса (книжного знака) хранящегося в форме in situ в фонде «Редкие печатные издания» Государственного мемориального музея А.В. Суворова. Раскрыто содержание терминов «in situ» и «ex situ» по отношению к экслибрису. Анализируется опыт поиска экслибриса in situ, разработаны рекомендации по выявлению трудно обнаруживаемых знаков. Приведены статистические сведения по обнаруженным экслибрисам (по наличию или отсутствию на редкой книге; видам; методу нанесения на книгу; форме собственности владельца знака); обозначен ряд трудностей, возникающих при проведении статистического анализа книжных знаков. На основании схемы описания музейного предмета, методики описания экслибриса по У.Г. Иваску разработана авторская методика описания книжного знака, хранящегося в музейном пространстве. Среди достоинств разработанной методики совмещение традиции музейного описания с разработками, проводившимися вне музейного поля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эвристика и каталогизация экслибриса (книжного знака) в фондах Государственного мемориального музея А. В. Суворова»

УДК 069+097 ББК 76.19+79.1

К.Г. Правдин

эвристика и каталогизация экслибриса (книжного знака) в фондах государственного мемориального музея а.в. суворова

Статья посвящена изучению коллекции экслибриса (книжного знака) хранящегося в форме in situ в фонде «Редкие печатные издания» Государственного мемориального музея А.В. Суворова. Раскрыто содержание терминов «in situ» и «ex situ» по отношению к экслибрису. Анализируется опыт поиска экслибриса in situ, разработаны рекомендации по выявлению трудно обнаруживаемых знаков. Приведены статистические сведения по обнаруженным экслибрисам (по наличию или отсутствию на редкой книге; видам; методу нанесения на книгу; форме собственности владельца знака); обозначен ряд трудностей, возникающих при проведении статистического анализа книжных знаков. На основании схемы описания музейного предмета, методики описания экслибриса по У.Г. Иваску разработана авторская методика описания книжного знака, хранящегося в музейном пространстве. Среди достоинств разработанной методики - совмещение традиции музейного описания с разработками, проводившимися вне музейного поля.

Ключевые слова:

книжный фонд, книжный знак, методика описания экслибриса, формула описания, экслибрис, ex situ, in situ.

Правдин К.Г. Эвристика и каталогизация экслибриса (книжного знака) в фондах Государственного мемориального музея А.В. Суворова // Общество. Среда. Развитие. - 2016, № 1. - С. 70-76.

© Правдин Клим Геннадьевич - хранитель фондов, Государственный мемориальный музей А.В. Суворова, Санкт-Петербург; e-mail: kliment_prawdin@mail.ru

О

Профиль музея во многом определяет специализацию его собрания, виды коллекций, которые он хранит и изучает. Государственный мемориальный музей А.В. Суворова - музей исторического профиля, чем обусловлен состав предметов им хранимых - всё, что связано с именем генералиссимуса А.В. Суворова и его эпохой: собрание личных вещей полководца, «Суворовский сборник» В.П. Энгельгар-дта, посвященный Швейцарскому походу полководца, коллекция мусульманских знамен XVIII-XIX вв., предметы обмундирования и снаряжения, оружие, картины и декоративно-прикладное искусство, предметы нумизматики и фалеристики, графические листы и документы, фотографии и редкие книги.

Военно-исторический (мемориальный) музей не кажется тем местом, где может храниться коллекция экслибриса. Разумеется, отдельные экземпляры могут присутствовать, но не в очень большом количестве. Место же коллекций экслибриса в 3 000, 5 000 экземпляров и более - в крупных художественных музеях (например, коллекция П.Д. Эттингера, хранящаяся в ГМИИ им. А.С. Пушкина в 3 880 единиц хранения [8, с. 109]) или посвященных экслибрису (собрание Музея экслибриса и миниатюрной книги [6, с. 75]).

Экслибрис в музейных или библиотечных фондах, может быть представлен в двух состояниях in situ и ex situ [11]. Когда говорят о коллекции экслибриса, подразумевают собрание ex situ, т.е. книжные знаки, отделенные или никогда не бывшие в контакте с книгой. Советский коллекционер Е.Н. Минаев рекомендовал каждый экслибрис «наклеивать на отдельную карточку из тонкого картона, белого или цветного, помещая на ней основные сведения о книжном знаке: имя, отчество и фамилию его владельца, способ репродуцирования, кем выполнен и год исполнения» [7, с. 97-99].

Другой вид коллекции - собрание экслибриса in situ, т.е. без отделения экслибриса от книги. Сторонником сохранения экслибриса в месте его находки был видный геральдист и исследователь экслибриса В.К. Лукомский: «книжные знаки (ex-libris и superexlibris), вообще, являются исключительно ценными путеводителями во всякого рода исследованиях для установления происхождения и судьбы библиотек, а потому и следует настоятельно рекомендовать особо осторожное обращение с ними и сохранение их на книгах, имея в виду не только показательное научное значение их, но и материальное, очень часто поднимающее ценность книги при

наличии непосредственного указания на ее provenance» [9, с. 11]. Схожей позиции придерживается исследователь советского книжного знака О.Г. Ласунский, полагавший, что с помощью книжного знака возможно установить как судьбу отдельного экземпляра, его пути от владельца к владельцу, так и целых библиотек или их фрагментов. А так как «экслибрис не позволяет книге раствориться в массе ей подобных и, таким образом, сохраняет ее для потомства, то логично прийти к заключению о серьезной мемориальной ценности экслибриса» [5, с. 90]. Экслибрис, сохраненный в книге, является дополнительной гарантией её подлинности, «свидетельством» о её происхождении, принадлежности к библиотеке определенного лица.

Собрание экслибриса Государственного мемориального музея А.В. Суворова относится к типу in situ. Оно рассредоточено и состоит из трех частей: экслибрисов в фонде «Редкие печатные издания» (далее РПИ), наклеенные на книги; экслибрисы в фондах «Графика» и «Тиражированная графика», как наклеенные на графические альбомы, так и россыпью; экслибрисов, наклеенных на книги Научной библиотеки музея. По числу экслибрисов на первом месте находится Научная библиотека музея. Только фонд редкой книги библиотеки составляет свыше 10 000 изданий, а всего фонды библиотеки насчитывают более 20 000 единиц хранения [12, с. 23]. Понятно, что не каждая книга имеет экслибрис, однако если сравнивать с изученным нами музейным фондом «РПИ», можно предположить, что в 75% случаев книг, изданных до 1920-х годов, наличествует экслибрис, а чаще - несколько книжных знаков. Чем позже книга издана, тем менее вероятна находка на ней книжного знака. Фонд «РПИ» - много меньше Научной библиотеки музея - 1125 единиц хранения, как уже отмечалось лишь у 25% книг не было найдено книжных знаков. Число экслибрисов, обнаруженных в графических фондах, очень мало: несколько книжных знаков собирателей суворовских материалов и до 15 экслибрисов на альбомах с гравюрами.

Эвристика экслибриса

Выявление книжных знаков в фонде является первой ступенью, в процессе изучения коллекции экслибриса in situ. Отметим тот факт, что поиск экслибриса, его атрибуция и каталогизация в фонде «РПИ» Государственного мемориального музея А.В. Суворова, с момента его со-

здания, и до начала проведения нашего исследования не производился. Имелось общее представление о том, что экслибрисы в фонде есть, но пристального внимания со стороны хранителя фондов или исследователей они не получали, так же не предполагалось, что их число достаточно велико - сто, двести книжных знаков в книжном фонде в 1125 единиц казалось максимально возможным числом. Вместе с тем нельзя утверждать и то, что книжным знаком не интересовались вообще. В Научной библиотеке музея М.Г. Рачко была разработана краткая схема описания книжного знака, намечен приблизительный круг экслибрисов (выявлялись лишь экслибрисы-ярлыки).

Ввиду небольшого размера фонда было принято решение просмотра книг de visu, в поисках книжных знаков, с последующей фиксацией обнаруженных знаков, инвентарных номеров книг, где были найдены экслибрисы. Недостаток времени при первом осмотре обусловил как сокращенную форму записи, так и упущения в виде пропуска отдельных книжных знаков. При последующих осмотрах нами были найдены знаки, ранее не зарегистрированные, что говорит о необходимости нескольких осмотров de visu, выполненных одним человеком в разное время, или разными людьми одновременно. Человеческий фактор (усталость, монотонная работа) могут помешать выявлению всех знаков, содержащихся в фонде.

Уже после первичного осмотра были получены данные, позволяющие делать выводы о книжных знаках, присутствующих в фонде:

1) Распределение книжных знаков по изданиям (наличие и отсутствие знака на конкретной книге). У большинства (75%) книг в фонде присутствует экслибрис, чаще всего не один. Столь большое число книжных знаков объяснимо следующими моментами: учтены экслибрисы (штампы) научной библиотеки музея А.В. Суворова, из которой была передана основная часть книг фонда. С конца 1980-х годов, до начала 1990-х книги, поступившие в фонд «РПИ» «клеймились» штампами «Военно-исторического музея А.В. Суворова», относимых к так называемы «коллекционерским знакам». Ряд книг, приобретенных в 19701980-е годы, имеет следы утраты и порчи книжных знаков. Некоторые экслибрисы аккуратно вырезаны вместе со страницами, другие варварски оторваны, причем фрагменты ярлыка остались на форзацах. Встречаются и оттиски штампов, обесцве-

о

ченные и размытые1, принадлежность которых невозможно определить.

2) Определение общего числа экслибрисов; процентное соотношение в различных методах нанесения книжного знака на книгу. Всего было найдено 2411 экслибрисов: экслибрисы, выполненные штампом - 1831 (76%), на ярлыке 317 (13%), суперэкслибрисы (6%), рукописные (5%), конгревным тиснением 7 (~1%).

3) Выявление принадлежности книжных знаков (по группам). На основании форм собственности были выделены основные группы экслибрисов. Организациям различных форм собственности принадлежало 298 знаков (12%), музею А.В. Суворова 1390 (58%), Артиллерийскому музею 241 (10%), частным лицам 311 (13%), В.П. Энгельгардту 171 (7%).

Многократные осмотры фонда редких печатных изданий позволили разработать ряд практических рекомендаций по поиску книжного знака - in situ. Осмотр любой книги начинается с её переплета (обложки): ярлыки и наклейки, обычно легко видны. Обратить внимание следует на крышки переплета - если крупный геральдический суперэкслибрис заметен почти всегда, то шрифтовой суперэкслибрис, особенно если золотое тиснение загрязнено и потускнело, может быть не замечен. Если рассматривать крышки переплета под углом к источнику освещения, то такие книжные знаки будут сравнительно легко обнаружимы. Отдельное внимание стоит уделить корешку - в его нижней части можно найти шрифтовой суперэкслибрис (инициалы или аббревиатуру). Ярлыки, записи, часто располагаются на форзацах, титульных листах или первых страницах книги. Можно порекомендовать пролистать книгу, для осмотра страниц на наличие записей и штампов, которые могут располагаться на нескольких страницах. Наибольшей трудностью для выявления обладают книжные знаки, выполненные в технике конгревного тиснения. Обнаружить их можно при хорошем освещении, и осмотре под разными углами падения света. Штампы стоит искать на первых страницах, 17 странице для бывших библиотечных книг, на обороте иллюстраций, гравюр.

Всего в фонде было обнаружено 473 уникальных книжных знака. Из них экслибрисов - 307 (64,9%); суперэкслибрисов - 77 (16,3%); дарственных надписей - 4 (13,5%), которые хотя и не являются экслибрисом, но позволяют четко выявить происхождение и судьбу предмета, а потому могут

быть отнесены к родственным формам экслибриса; коллекционерских знаков - 13 (2,7%); книготорговческих знаков - 12 (2,5%). Коллекционерский знак может выполнять функции экслибриса, но в то же время его применение несколько шире, оно не ограничивается книгой: он может оказаться на любом предмете коллекции. Отнесение книготорговческих знаков к книжным знакам, и даже к экслибрису обусловлено как традицией (ряд исследователей признавал их не только книготорговыми ярлыками, но и полноценными экслибрисами), так и тем, что они могут уточнить происхождение книги.

По методу нанесения уникальные книжные знаки делятся следующим образом: знаки, выполненные от руки (рукописные записи, экслибрисы, автографы и пр.) - 179 (37,8%), штампы - 138 (29,2%), тиснение на переплете (суперэкслибрисы) - 77 (16,3%) и ярлыки - 72 (15,2%), конгревное тиснением - 7 (1,5%). Видовое деление уникальных экслибрисов вполне предсказуемо: шрифтовой экслибрис 132 единицы (43%); рукописный экслибрис 113 единиц (36,8%); сюжетно-тематические экслибрисы - 26 (8,5%); геральдические - 21 (6,8%); вензелевые экслибрисы 15 (4,9%). По принадлежности уникальные книжные знаки делятся на две основные категории: частновладельческие - 299 (63,2%), и принадлежащие организациям и учреждениям - 172 (36,4%).

В качестве значимой особенности, стоит указать возможность возникновения трудностей, при проведении статистического анализа книжных знаков. Это обусловлено нечеткостью и невозможностью строгой классификации книжных знаков. Приведем ряд примеров: рукописный автограф формы «Принадлежит капитану NN» на книге мы, бесспорно, отнесем к рукописным экслибрисам, хотя здесь и нет такого атрибута, как «Библиотека», «Из книг» и т.п. Относить ли к рукописным экслибрисам владельческую подпись? Где проходит грань между рукописным экслибрисом и просто автографом, является ли роспись владельца заменой экслибриса? Отметим схожую ситуацию с оттисками штампов, которые по своей сути не являются книжными знаками, но выполняют их владельческую функцию. Например, личный штамп врача, исполненный для определенных целей, обретает дополнительное значение, и исполняет функции экслибриса.

Подобные ситуации, когда экслибрис трудно классифицировать, или в его обра-

зе выступают формы, являющиеся лишь подобными ему, не редки. Каждый случай нуждается в пристальном рассмотрении, требует взвешенного решения об отнесении формы к той или иной категории. Этим объясняется сложность и относительность статистических исследований в поле книжного знака.

Каталогизация экслибриса

В процессе изучения книжных знаков выявляются и устанавливаются их основные характеристики: тип книжного знака, материал, размеры, техника изготовления и другие атрибутивные признаки. Результаты атрибуции необходимо фиксировать как для удобства самого исследователя, так и для тех, кто придет после него. Во время работы с коллекцией книжного знака перед нами возник вопрос - в какой форме и виде фиксировать полученные данные?

Если бы экслибрис находился в фонде, в статусе отдельного предмета, то такого вопроса не возникло - он бы описывался как самостоятельный музейный предмет, получил бы собственный номер по главной инвентарной книге (книге поступлений), инвентарный номер, был бы занесен как в учетную документацию, так и в электронную базу данных (в Государственном мемориальном музее А.В. Суворова, программистом А.В. Мителевым разработана собственная Автоматизированная система учета музейных ценностей - АСУМЦ). Для фонда «Редких печатных изданий» характерна другая ситуация - экслибрис является составной частью предмета (книги) и отдельного описания не получает - в лучшем случае упоминание и краткое описание в одно-два предложения.

Сложившаяся ситуация, обусловила наш интерес к различным методикам описания книжного знака. Сложность состояла в необходимости совмещения музейного подхода в описании предмета, с тенденциями и методиками описании книжного знака существующими вне музейного поля; в результате должна быть разработана формула описания книжного знака, применимая в музейной среде.

Традиции стандартизированного описания экслибриса уже более 120 лет, достаточно вспомнить ряд каталогов конца XIX века, изданных различными обществами любителей экслибриса в разных странах. В процессе изучения традиций составления описания книжного знака, автором было проанализировано 15 каталогов, как российских, так и зарубежных, охва-

тывающих период конца XIX - начала XXI века, содержащих различные модели описания. Ход и результаты исследования уже освещались автором [10]. Результатом сравнения описательных моделей, представленных в каталогах, стало выявление 19 элементов описания: изображение, имя владельца, способ нанесения, форма, размеры, техника, цветовое решение, вид, описание, место, время создания, автор, литература о книжном знаке, сведения о владельце, сведения о библиотеке, описание книги (для знаков «in situ»), источник и время поступления в коллекцию, другие книжные знаки на книге, литература о владельце.

Нами были рассмотрены различные описания, складывавшиеся на протяжении долгого времени, тем не менее, ни одна из них нас полностью не удовлетворила. В одних превалировал владельческий аспект, другие обращали внимание на художественную сторону книжного знака, но не было той, которая смотрела бы на экслибрис как на музейный предмет, и рассматривала бы все его аспекты.

Научное описание предмета в музейной сфере имеет цель дать максимально возможно полные, обоснованные научно сведения о предмете, выявить их потенциал как исторических источников, раскрыть их музейное значение. Возможность использования памятника (предмета) в исследовательской и экспозиционной работе не возможно без изучения и научного описания предмета. В отличие от профильных дисциплин, музейное изучение предмета полагает своей целью фиксацию всей информации, заключенной в источнике. Окончательная изученность предмета, к которой уже нечего добавить, не только не реальна, но и невозможна. Полнота изучения является относительной, в зависимости от уровня развития науки на момент создания описания.

По итогам изучения и описания музейного предмета составляется и заполняется его научный паспорт. Информации, внесенная в него, является итогом атрибуции предмета. Глубина информации, содержащаяся в заполняемых полях, определяется степенью научной обработки памятника на момент составления паспорта. Данные о предмете могут дополняться или изменяться в ходе последующего бытования предмета в музее и его изучения.

Перед нами встала задача создать собственную схему описания книжного знака, находящегося в музейном поле.

о

Рис. 1. Экслибрис гербовый герцога Фридриха Августа фон Брауншвейг-Оэльса (1740-1805). Германия, Брауншвейг(?). Не ранее 1792. Бумага, типографская краска; гравюра на меди. 65 X 83 мм. ГММ А. В. Суворова (КП 16808).

Рис. 2. Экслибрис гербово-шрифтовой Библиотеки Императорского Училища Правоведения. Российская империя, Санкт-Петербург. Вт. пол. XIX в. Бумага, чернила; штемпель. ~ 34 мм. ГММ А.В. Суворова (КП 16862).

Рис. 3. Экслибрис рукописный Ивана Каменева и Павла, архимандрита Даниловского монастыря (?). Российская Империя. Кон. XVIII - нач. XIX в.; 1820-1830-е гг. Бумага, железо-галловые чернила; рукопись. ГММ А.В. Суворова (КП 16848).

Рис. 4. Экслибрис шрифтовой (книгопродавческий знак) В.И. Клочкова. Худ. Бельзен Я.Я. Российская Империя, Санкт-Петербург. 1901. Бумага, типографская краска; литография. 66 X 43 мм. ГММ А.В. Суворова (КП 17131).

Рис. 5. Экслибрис сюжетно-шрифтовой библиотеки Морского министерства. Российская Империя, Санкт-Петербург. 1860-1891. Бумага, типографская краска; литография. 48 X 63 мм. ГММ А.В. Суворова (КП 17087).

Рис. 6. Суперэкслибрис буквенный В.П. Энгельгардта. Германия, последняя четверть XIX в. Коленкор, золотая фольга; горячее тиснение. 5 X 11 мм. ГММ А.В. Суворова (КП 16752).

Рис. 7. Экслибрис шрифтовой В.П. Энгельгардта. Германия(?). Конец XIX в. Бумага, чернила; штемпель. 29 X 44 мм. ГММ А.В. Суворова (КП 16752).

I

]

суворовскш сборшшъ в. ii. энгельгардта.

Рис. 8. Коллекционерский знак В.П. Энгельгардта. Германия, Дрезден (?). Вт. пол. XIX в. Бумага, бронзовая краска; типографская печать. 10 X 106 мм. ГММ А.В. Суворова (КП 16660).

Взяв за основу традиционную схему описания музейного предмета [4, с. 140-141] (научный паспорт предмета и научная инвентарная карточка Государственного мемориального музея А.В. Суворова), содержащую такие компоненты, как изображение, автор, датировка, место создания, название, материал, техника, размер, описание, сохранность, происхождение, тексты, местонахождение предмета, библиография, примечания; схему описания экслибриса УГ. Иваска [3]; другие научные разработки - мы разработали собственную методику описания книжного знака, хранящегося в музее. Некоторые компоненты нашей формулы тождественны имеющимся в описании Т.В. Гребенюк [2] (восходящего к описанию УГ. Иваска). Мы попытались придать ему большую структурность, видоизменив как порядок расположения элементов описания, так и их внутреннюю взаимосвязь. Так, элемент «описание» нашей формулы может быть соотнесен со следующими элементами описания, предложенного Т.В. Гребенюк: «форма», «способ нанесения на книгу», «цветовая характеристика», «описание», «надписи». Отдельным элементом в наше описание был введен атрибут «место создания», ранее не используемый составителями каталогов (за исключением С.И. Богомолова [1]). Методика описания книжного знака, хранящегося в музее, была обсуждена и утверждена на

научно-издательском совещании Государственного мемориального музея А.В. Суворова в 2014 году. На ее основе было произведено описание 473 уникальных книжных знаков, обнаруженных в фонде «Редкие печатные издания».

Методика описания книжного знака, хранящегося в музейном фонде

1. Название. Категория состоит из определяющего слова (экслибрис, суперэкслибрис, коллекционерский знак, книго-продавческий знак, дарственная надпись, автограф, ...) и дополнительного определения указывающего на вид книжного знака (геральдический, вензелевый, сюжетный, шрифтовой, буквенный, рукописный), имени владельца.

2. Автор-исполнитель. Художник, гравер и т.п. Указывается, если известно.

3. Место создания. Указать страну, если возможно более узкую локализацию.

4. Время создания (датировка).

5. Материал, техника. Материал на (или из) которого выполнен экслибрис (бумага, кожа, коленкор, краска, чернила и т.п.). Техника исполнения знака - ксилография, литография, гравюра, типографская печать, рукопись, штамп, трафарет, тиснение и т.п.

6. Размер. В миллиметрах высота на ширину. Для круглых знаков - диаметр. ¡5

7. Описание. В нем должны быть отра- Ц жены следующие позиции: «э

а) форма знака (прямоугольный, квадратный, круглый, ...);

б) способ нанесения на книгу (если на книге) (ярлык, штемпель, трафарет, суперэкслибрис, конгревное тиснение и т.п.);

в) цветовая характеристика (указать общее цветовое решение, в т.ч. бумаги, если она не белая);

г) общее описание экслибриса, включая описание герба, девиза, воспроизведение текста (построчно). Необходимо руководствоваться принципом «от общего - к частному», соблюдать правила блазонирова-ния для описания герба.

8. Происхождение.

а) издание - краткое описание экземпляра книги с книжным знаком;

б) указание на другие экслибрисы, имеющиеся на этой книге;

в) время поступления книги в музей, от кого, как (дар, закупка);

г) сведения о владельце экслибриса -краткая биографическая справка. О его библиотеке, её судьбе.

9. Библиография. О владельце книжного знака. О самом экслибрисе.

10. Примечания. Инвентарный номер по книге поступлений; инвентарные номера других книг, на которых обнаружен такой же экслибрис.

Список литературы:

[1] Богомолов С.И. Российский книжный знак, 1700-1918. - М.: Минувшее, 2010. - 959 с.

[2] Гребенюк Т.В. Владельческие книжные знаки в фондах отдела редких книг (Музея книги) Российской государственной библиотеки // Книжный знак: история и современность: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - М.: МСК, 2006. - С. 63-68.

[3] Иваск У.Г. Описание русских книжных знаков (Ex-libris). Вып. I. - М.: Изд. М.Я. Параделова, 1905. -348 с.

[4] Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР. - М., 1984. - 151 с.

[5] Ласунский О.Г. Книжный знак. Некоторые проблемы изучения и использования. - Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1967. - 167 с.

[6] Лобурев В.В. Музей экслибриса Международного союза книголюбов // Российский экслибрисный журнал. - 2004, вып. 1. - С. 75-78.

[7] Минаев Е.Н. Экслибрис. - М. : Сов. художник, 1968. - 119 с.

[8] Морозова Н.Г. Экслибрис в художественной литературе Серебряного века. По материалам коллекции П.Д. Эттингера из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина / Дис. ... канд. иск. - М., 2011. - 164 с.

[9] Мухин С.А. Судьба одной библиотеки / Предисл. В.К. Лукомского. - Л., 1929. - 60 с.

[10] Правдин К.Г. Книжные знаки в фонде «Редкие печатные издания» Государственного мемориального музея А.В. Суворова: опыт описания и подготовки к публикации // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Часть II. - 2015, № 7 (57). - С. 137-141.

[11] Правдин К.Г. Экслибрис «ex situ» и «in situ»: пути решения проблемы, перспективы развития // Молодежный вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. -2013, №1 (2). - С. 168-170.

[12] Рачко М.Г. Спасенные сокровища (о фонде редких изданий Государственного мемориального музея А.В.Суворова) // «На века» - 2004, № 3. - С. 23-25.

О

1 На многих страницах, особенно на гравюрах, иллюстрирующих книгу И.И. Стафенгагена «Краткое руководство к древней географии...» (СПБ, 1753; МС КП 17129) были видны размытые оттиски штампа. По владельческой надписи было установлено, что «эта книга принадлежала в 1883 года | къ Н<...> Турчикову, а ныне | принадлежит къ 1оне Лейбовича | Ровинскаго | Составлена в 1753 года. | Куплена мною 25 Апреля 1885 года | Писано это въ 1886 года 5 февраля | Я 1она Ровинский». При тщательном полистном осмотре, был обнаружен оттиск штампа, не подвергшийся обесцвечиванию и размытию, атрибутированный как шрифтовой экслибрис частного мужского училища И.Л. Раввинскаго в Гадяче (Вт. пол. XIX в.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.