Научная статья на тему 'Здоровьесберегающее сопровождение младших школьников на уроках информатики'

Здоровьесберегающее сопровождение младших школьников на уроках информатики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
253
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПОДДЕРЖКА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Литовских Елена Викторовна

Рассматривается такие понятия, как «сопровождение», «поддержка»; определяется роль сопровождения, педагогической поддержки на уроках информатики с точки зрения сохранения здоровья; сформулировано определение «здоровьесберегающее сопровождение на уроках информатики». Определены цели, задачи, этапы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Здоровьесберегающее сопровождение младших школьников на уроках информатики»

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 371.311.5

Е. В. Литовских

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: здоровье; сопровождение; поддержка; педагогическая поддержка; мотивация учебной деятельности.

АННОТАЦИЯ. Рассматривается такие понятия, как «сопровождение», «поддержка»; определяется роль сопровождения, педагогической поддержки на уроках информатики с точки зрения сохранения здоровья; сформулировано определение «здоровьесберегающее сопровождение на уроках информатики». Определены цели, задачи, этапы.

Нормативно-правовые документы и санитарные правила обязывают учителя следить за состоянием здоровья учащихся при работе на компьютерах, так как их воздействие на человека до конца не изучено. Данные обязанности учителя связаны с такими понятиями, как «поддержка», «сопровождение».

И. Липский в своих трудах пишет о том, что педагогическое сопровождение на уровне общности представляет циклическое непосредственное и опосредованное воздействие людей друг на друга в условиях социума (социальность) с целью гармонизации отношений индивидов, участвующих во взаимодействии между собой и с этим социумом (педагогичность) в определенном пространстве (пространственность) и во времени (временной характер) [13].

При сохранении здоровья учащихся на уроках информатики предметом изучения становится процесс совместного устранения препятствий, которые мешают этому процессу.

Название данного процесса в работах разных ученых звучит по-разному: педа-

гогическое сопровождение (Н. Чанилова, И. Липский), психолого-педагогическое сопровождение (Н. Зуева, Л. М. Шипи-цина), психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение (Е. И. Казакова, М. А. Жданова).

Термин «сопровождение» можно встретить в трудах по психологии, по педагогике.

Понятие «сопровождение» тесно связано с идеями гуманизма. В X[X—XX вв. этой идеей с точки зрения сохранения здоровья в Европе занимались Я. А. Ко-менский, И. Г. Песталоцци, А. Диствер-верг, Ж.-Ж. Руссо, Я. Корчак. Среди российских ученых-педагогов: К. Д. Ушин-ский, П. Ф. Лесгафт, К. Н. Вентцель,

A. С. Макаренко, П. П. Блонский,

B. А. Сухомлинский и др.

В словаре Ожегова сопровождение дается через глагол «сопровождать» — следовать вместе с кем-нибудь, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-нибудь [16. С. 748].

В словаре Владимира Даля дается такое определение глаголу «сопровождать» — провожать, сопутствовать, идти

в месте с кем-то для проводов, быть провожатым, следовать [7. С. 272].

И. Липский утверждает, что с точки зрения социальной педагогики «сопровождение» следует рассматривать как совместные действия (система, процесс, вид деятельности) людей по отношению друг к другу в их социальном окружении, осуществляемые ими во времени, в пространстве (институциональность взаимодействия) и в соответствии с присущими им ролями [13].

Н. Чанилова, говоря о важности педагогического сопровождения в проектной деятельности, утверждает, что это система педагогических действий учителя, связанная с нейтрализацией прогнозируемых трудностей. Н. Зуева рассматривает сопровождение не только с точки зрения педагогики, но и психологии: «Психолого-педагогическое сопровождение — это создание педагогических, психологических, социальных условий успешного обучения и развития ребенка и классных коллективов в ситуациях школьного взаимодействия» [9].

Е. И. Казакова дает определение сопровождению, ориентируясь на положения системно-ориентационного подхода, при котором приоритетным является опора на внутренний потенциал развития субъекта, на право субъекта самостоятельно совершать выбор и нести за него ответственность. «Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора» [24. С. 12].

Психологи М. Р. Битянова, Т. В. Азарова, Е. И. Афанасьева, Н. Л. Васильева пишут: «Сопровождение для нас это ценностное основание работы психолога с ребенком, адекватный метод психологической работы психолога с ребенком, адекватный метод психологической работы в школе и, наконец, организационная модель деятельности школьного психолога» [5. С. 6].

По мнению Е. И. Казаковой, отечественная система сопровождения начала формироваться одновременно с формированием гуманистической ориентации в российской педагогике. А сама идея сопровождения неразрывно связана с ключевой идеей модернизации современной системы образования, а именно: в системе образования должны быть созданы условия для развития самореализации любого ребенка, при этом полноценное развитие личности должно стать гарантом социализации и благополучия.

Часто помощь учителя ученику на уроках называют «поддержкой».

Как же соотносятся друг с другом понятия «сопровождение» и «поддержка»?

В словаре Ожегова слово «поддержка» трактуется так: «оказание помощи, содействие» [15. С. 534].

В книге «Очерки понимающей педагогики» Н. Б. Крылова, Е. А. Александрова уточняют историю термина «поддержка». По их мнению, именно Я. А. Коменский ввел понятие «поддержка»: «Когда Ко-менский ввел понятие «поддержка» в педагогику, многие его современники — педагоги посчитали для себя это открытием: задача учителя не столько учить, сколько «помогать совершенствоваться». Комен-ский призывает опираться на врожденные способности ученика. Но одновременно пишет, что ученики развивают духовные силы непосредственно с помощью педагога. Представления о помощи и поддержке были, скорее, односторонними, ученику отводилась пассивная роль» [12. С. 55].

Рассматривая поддержку с воспитательной точки зрения, О. Газман утверждает, что под педагогической поддержкой в настоящий момент понимают «превентивную оперативную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с их физическим и психическим здоровьем, социальноэкономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией, с

жизненным профессиональным этическим выбором (самоопределением)» [6,

С. 109]. Суммируя мнения ученых о трактовании определений «сопровождение» и «поддержка», можно сделать вывод, что поддержка — это ряд мер, для оказания помощи в решении возникших проблем.

Сопровождение же — совместная деятельность учителя и ученика. Причем деятельность учителя заключается в том, чтобы создавать такие условия, которые помогают не допустить возникновения проблем со здоровьем у ученика во время учебы. Если представить сопровождение и поддержку в виде этапов работы учителя, то сопровождение предшествует поддержке. По-разному строятся взаимоотношения на этапе сопровождения и поддержки. Сопровождение подразумевает партнерские отношения между учителем и учеником. При поддержке учитель, оказывая помощь, воздействует на ученика и выполняет главенствующую роль.

После изучения лексического значения слов «поддержка» и «сопровождение», а также рассмотрения их в качестве педагогических процессов можно сформулировать определение понятия «здоровьесберегающее сопровождение».

Здоровьесберегающее сопровождение на уроках информатики — совместная деятельность учителя и ученика по устранению прогнозируемого негативного воздействия компьютера на здоровье ученика с использованием учителем здоровьесберегающих технологий, методов и приемов.

Здоровьесберегательное сопровождение на уроках информатики имеет свои задачи, цели, этапы, направления и принципы.

Цель: создание безопасного для здоровья образовательного пространства на уроках информатики, а так же создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития и самореализации

индивидуальных способностей ребенка, сохранения и укрепления его здоровья. Задачи:

— Разработка и внедрение в школьную практику таких здоровьесберегающих технологий, методов и приемов, которые обеспечивали бы каждому ребенку безопасное общение с компьютером.

— Формирование физически здоровой личности (недопущение перегрузок учащихся при работе за компьютером; создание оптимального расписания с учетом санитарно-гигиенических норм и учет особенностей возрастного развития учеников).

— Формирование навыков здорового образа жизни через просветительскую деятельность на уроках информатики.

— Организация здоровьесохраняющего образовательного пространства (формирование у учащихся чувства внутренней свободы, независимости на уроках информатики, личной ответственности за свои поступки, свое здоровье).

Здоровьесберегающее сопровождение

— управляемый процесс. Уровни управления находятся вне зоны взаимоотношений учителя и ученика, но помогают добиться конечного положительного результата. Это уровни:

Разработка законодательной базы по сохранению здоровья, информирование учителей о вновь вышедших нормативен но-правовых документах, а также о ноны вейших научных исследованиях в дане ной области.

а Законодательно-правовые акты Россий-

ё ской Федерации: закон «Об образова-

Ф нии», Семейный кодекс Российской

Федерации, Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации.

Обмен опытом; обучение на курсах, участие в работе конференций, семинаров, конкурсах Регионального института повышения квалификации и образова-йы ния.

нь Знакомство с областными и региональ-

ал ными документами, программами по

он информатике, методическими разра-

ги ботками.

л Закон Тюменской области «О дополни-

тельных мерах по защите нравственности и здоровья детей», закон Тюменской области «О защите прав ребенка».

Соблюдение санитарно-гигиенических норм; обеспечение современной экологической компьютерной техникой, разработка правил поведения на уроках

2 информатики, изучение и использова-

¡2 ние новых программ по информатике.

§ Разработка обновленного содержания

3 образовательной области «Информатика» с учетом начала обучения во 2 классе и увеличением объема курсов.

Закон «Об образовании» относит здоровье к приоритетным направлениям государства, государственной политики в области образования.

Опираясь на нормативно-правовые документы в своей деятельности, учитель должен отводить должную роль на уроках информатики профилактической деятельности. Профилактика, принятая в системе Всемирной организации здравоохранения, является сильным инструментом в предупреждении заболеваний.

Суть педагогического сопровождения

— в совместном движении к преодолению опасных для ребенка факторов, а значит, формирование стойкого желания ребенка сохранять свое здоровье. Доброжелательность учителя служит основой успеха. А положительный результат возможен при безусловной вере в успех. А. С. Белкин в предисловии к книге «Ситуация успеха. Как ее создать» пишет: «Если его [ребенка] лишить веры в себя, трудно надеяться на его светлое будущее. Одно неосторожное слово, один непродуманный шаг учителя могут надломить ребенка так, что потом ему не помогут никакие воспитательные ухищрения» [2. С. з]. Только при таких условиях сопровождение педагога будет принято ребенком.

Этапы здоровесберегающего сопровождения на уроках информатики:

1. Диагностический

Соединение воедино всех данных, уточнение биологических возможностей

учеников, определение всего, что могло бы составить для них здоровый образ жизни (чему научить, какие привить навыки и умения, как сохранить свое здоровье). Используется широкий спектр методов: тестирование, анкетирование, беседа с учениками, наблюдение.

2. Поисковый

Использование всех средств для воспитания ответственного отношения к сохранению собственного здоровья, формирование здорового образа жизни через навыки и привычки (установление связей между условиями и ожидаемыми результатами, внедрение в сознание принципов «познай себя», «мое здоровье мне выгодно»).

3. Деятельностный

Практическое применение валеоло-гических знаний, воспитание у учащихся осознанной потребности в здоровом образе жизни. Формы оздоровительного воспитания: зарядка до уроков, минутка здоровья, подвижные игры.

4. Итоговый

Укрепление здоровья детей через разнообразные виды деятельности, выработка интереса к себе, своему здоровью, привитие здоровых привычек, создание условий для естественных условий здорового окружения, умение снять напряжение.

Пути реализации сопровождения проходят через систему наблюдений за состоянием здоровья ученика на основе педагогических наблюдений; создание нормальных санитарно-гигиенических условий обучения [4].

Учет динамики умственной работоспособности; соблюдение гигиенических нормативов; соблюдение уровня двигательной активности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. БАЗАРНЫЙ, В. Ф. // Медицинская газета. — 2000. — №7.

2. БЕЛКИН, А. С. Ситуация успеха. Как ее создать : кн. для учителя / А. С. Белкин. — М. : Просвещение, 1991.

91 ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ

3. БЕЛОУСОВ, А. И. Страх ученика, позиция учителя / А. И. Белоусов / / Физическая культура в школе. — 2004 — № 8.

4. БЕХТЕВ, С. Здоровье ребенка — это здоровье нации / С. Бехтев / / Учитель. — 2005. — №1.

5. БИТЯНОВА, М. Р. Работа психолога в начальной школе / М. Р. Битянова, Т. В. Азарова, Е. В. Афанасьева, Н. Л. Васильева. — М. : Совершенство, 1998.

6. ГАЗМАН, О. С. Воспитание и поддержка детей / О. С. Газман / / Народное образование. — 1998. —№ 6.

7. ДАЛЬ, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка / В. И. Даль. — М. : Рус. яз., 1978. — Т. 4.

8. ЗАГВЯЗИНСКИЙ, В. И. Теория обучения: современная интерпретация / В. И. Загвязинский. — М. : Издательский центр «Академия», 2000.

9. ЗУЕВА, Н. Психолого-педагогическое сопровождение — модель школьной психологической службы / Н. Зуева // Народное образование. — 1999. — №9.

10. КОЛЕСОВ, Д. В. Валеология — новое направление в науке / Д. В. Колесов // Биология в школе. — 1997. — №11.

11. КОЛЕСОВ, Д. В. Здоровье школьников: новые тенденции / Д. В. Колесов // Биология в школе. — 1996. — №2.

12. КРЫЛОВА, Н. Б. Очерки понимающей педагогики / Н. Б. Крылова, Е. А. Александрова. — М. : Народное образование, 2001.

13. ЛИПСКИЙ, И. А. Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: сборник научных трудов / И. А. Липский. — Волгоград: Перемена, 2004.

14. МИКРЮКОВА, А. Ковер — шитый «мышкою» узор / А. Микрюкова // Сто друзей. — 2000. — №1.

15. ОЖЕГОВ, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. — М. : Азбуковник, 1997.

16. ОЖЕГОВ С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов ; под ред. С. П. Обнорского. — 3-е изд. — М. : Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1953.

17. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ здоровьесберегающие технологии // Здоровье детей. — 2003. — № 23, 1—15 дек.

18. ПОДЛАСЫЙ, И. П. Педагогика. Новый курс: учебник для студентов пед. вузов / И. П. Подла-сый. — М. : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1999. — Кн. 1 : Общие основы. Процесс обучения.

19. ПОПОВА, Н. Д. Курс конструирование на ЭВМ. Информатика в младших классах / Н. Д. Попова, Н. Н. Пустоваченко. — М. : Информатика и образование, 1999.

20. СТОЛЯРЕНКО, Л. Д. Педагогика / Л. Д. Столяренко. — Ростов н/Д : Феникс, 2000. (Сер. «Учебники, учебные пособия»).

21. УШИНСКИЙ, К. Д. Избранные педагогические сочинения / К. Д. Ушинский. — М. : Педагогика, 1974. — Т. 2.

22. ХАРЛАМОВА, Е. Б. Компьютерная графика / Е. Б. Харламова. — М., 2003. (Библиотечка «Юного художника»).

23. ХРИПКОВА, А. Г. Здоровье школьников / А. Г. Хрипкова / / Биология в школе. — 1997. — №2.

24. ШИПИЦИНА, Л. М. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка : пособие для учителя-дефектолога / Л. М. Шипицина. — М. : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2003.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Получено 10.03.08 © Литовских Е. В., 2 00 8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.