ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 371.311.5
Е. В. Литовских
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: здоровье; сопровождение; поддержка; педагогическая поддержка; мотивация учебной деятельности.
АННОТАЦИЯ. Рассматривается такие понятия, как «сопровождение», «поддержка»; определяется роль сопровождения, педагогической поддержки на уроках информатики с точки зрения сохранения здоровья; сформулировано определение «здоровьесберегающее сопровождение на уроках информатики». Определены цели, задачи, этапы.
Нормативно-правовые документы и санитарные правила обязывают учителя следить за состоянием здоровья учащихся при работе на компьютерах, так как их воздействие на человека до конца не изучено. Данные обязанности учителя связаны с такими понятиями, как «поддержка», «сопровождение».
И. Липский в своих трудах пишет о том, что педагогическое сопровождение на уровне общности представляет циклическое непосредственное и опосредованное воздействие людей друг на друга в условиях социума (социальность) с целью гармонизации отношений индивидов, участвующих во взаимодействии между собой и с этим социумом (педагогичность) в определенном пространстве (пространственность) и во времени (временной характер) [13].
При сохранении здоровья учащихся на уроках информатики предметом изучения становится процесс совместного устранения препятствий, которые мешают этому процессу.
Название данного процесса в работах разных ученых звучит по-разному: педа-
гогическое сопровождение (Н. Чанилова, И. Липский), психолого-педагогическое сопровождение (Н. Зуева, Л. М. Шипи-цина), психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение (Е. И. Казакова, М. А. Жданова).
Термин «сопровождение» можно встретить в трудах по психологии, по педагогике.
Понятие «сопровождение» тесно связано с идеями гуманизма. В X[X—XX вв. этой идеей с точки зрения сохранения здоровья в Европе занимались Я. А. Ко-менский, И. Г. Песталоцци, А. Диствер-верг, Ж.-Ж. Руссо, Я. Корчак. Среди российских ученых-педагогов: К. Д. Ушин-ский, П. Ф. Лесгафт, К. Н. Вентцель,
A. С. Макаренко, П. П. Блонский,
B. А. Сухомлинский и др.
В словаре Ожегова сопровождение дается через глагол «сопровождать» — следовать вместе с кем-нибудь, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-нибудь [16. С. 748].
В словаре Владимира Даля дается такое определение глаголу «сопровождать» — провожать, сопутствовать, идти
в месте с кем-то для проводов, быть провожатым, следовать [7. С. 272].
И. Липский утверждает, что с точки зрения социальной педагогики «сопровождение» следует рассматривать как совместные действия (система, процесс, вид деятельности) людей по отношению друг к другу в их социальном окружении, осуществляемые ими во времени, в пространстве (институциональность взаимодействия) и в соответствии с присущими им ролями [13].
Н. Чанилова, говоря о важности педагогического сопровождения в проектной деятельности, утверждает, что это система педагогических действий учителя, связанная с нейтрализацией прогнозируемых трудностей. Н. Зуева рассматривает сопровождение не только с точки зрения педагогики, но и психологии: «Психолого-педагогическое сопровождение — это создание педагогических, психологических, социальных условий успешного обучения и развития ребенка и классных коллективов в ситуациях школьного взаимодействия» [9].
Е. И. Казакова дает определение сопровождению, ориентируясь на положения системно-ориентационного подхода, при котором приоритетным является опора на внутренний потенциал развития субъекта, на право субъекта самостоятельно совершать выбор и нести за него ответственность. «Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора» [24. С. 12].
Психологи М. Р. Битянова, Т. В. Азарова, Е. И. Афанасьева, Н. Л. Васильева пишут: «Сопровождение для нас это ценностное основание работы психолога с ребенком, адекватный метод психологической работы психолога с ребенком, адекватный метод психологической работы в школе и, наконец, организационная модель деятельности школьного психолога» [5. С. 6].
По мнению Е. И. Казаковой, отечественная система сопровождения начала формироваться одновременно с формированием гуманистической ориентации в российской педагогике. А сама идея сопровождения неразрывно связана с ключевой идеей модернизации современной системы образования, а именно: в системе образования должны быть созданы условия для развития самореализации любого ребенка, при этом полноценное развитие личности должно стать гарантом социализации и благополучия.
Часто помощь учителя ученику на уроках называют «поддержкой».
Как же соотносятся друг с другом понятия «сопровождение» и «поддержка»?
В словаре Ожегова слово «поддержка» трактуется так: «оказание помощи, содействие» [15. С. 534].
В книге «Очерки понимающей педагогики» Н. Б. Крылова, Е. А. Александрова уточняют историю термина «поддержка». По их мнению, именно Я. А. Коменский ввел понятие «поддержка»: «Когда Ко-менский ввел понятие «поддержка» в педагогику, многие его современники — педагоги посчитали для себя это открытием: задача учителя не столько учить, сколько «помогать совершенствоваться». Комен-ский призывает опираться на врожденные способности ученика. Но одновременно пишет, что ученики развивают духовные силы непосредственно с помощью педагога. Представления о помощи и поддержке были, скорее, односторонними, ученику отводилась пассивная роль» [12. С. 55].
Рассматривая поддержку с воспитательной точки зрения, О. Газман утверждает, что под педагогической поддержкой в настоящий момент понимают «превентивную оперативную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с их физическим и психическим здоровьем, социальноэкономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией, с
жизненным профессиональным этическим выбором (самоопределением)» [6,
С. 109]. Суммируя мнения ученых о трактовании определений «сопровождение» и «поддержка», можно сделать вывод, что поддержка — это ряд мер, для оказания помощи в решении возникших проблем.
Сопровождение же — совместная деятельность учителя и ученика. Причем деятельность учителя заключается в том, чтобы создавать такие условия, которые помогают не допустить возникновения проблем со здоровьем у ученика во время учебы. Если представить сопровождение и поддержку в виде этапов работы учителя, то сопровождение предшествует поддержке. По-разному строятся взаимоотношения на этапе сопровождения и поддержки. Сопровождение подразумевает партнерские отношения между учителем и учеником. При поддержке учитель, оказывая помощь, воздействует на ученика и выполняет главенствующую роль.
После изучения лексического значения слов «поддержка» и «сопровождение», а также рассмотрения их в качестве педагогических процессов можно сформулировать определение понятия «здоровьесберегающее сопровождение».
Здоровьесберегающее сопровождение на уроках информатики — совместная деятельность учителя и ученика по устранению прогнозируемого негативного воздействия компьютера на здоровье ученика с использованием учителем здоровьесберегающих технологий, методов и приемов.
Здоровьесберегательное сопровождение на уроках информатики имеет свои задачи, цели, этапы, направления и принципы.
Цель: создание безопасного для здоровья образовательного пространства на уроках информатики, а так же создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития и самореализации
индивидуальных способностей ребенка, сохранения и укрепления его здоровья. Задачи:
— Разработка и внедрение в школьную практику таких здоровьесберегающих технологий, методов и приемов, которые обеспечивали бы каждому ребенку безопасное общение с компьютером.
— Формирование физически здоровой личности (недопущение перегрузок учащихся при работе за компьютером; создание оптимального расписания с учетом санитарно-гигиенических норм и учет особенностей возрастного развития учеников).
— Формирование навыков здорового образа жизни через просветительскую деятельность на уроках информатики.
— Организация здоровьесохраняющего образовательного пространства (формирование у учащихся чувства внутренней свободы, независимости на уроках информатики, личной ответственности за свои поступки, свое здоровье).
Здоровьесберегающее сопровождение
— управляемый процесс. Уровни управления находятся вне зоны взаимоотношений учителя и ученика, но помогают добиться конечного положительного результата. Это уровни:
Разработка законодательной базы по сохранению здоровья, информирование учителей о вновь вышедших нормативен но-правовых документах, а также о ноны вейших научных исследованиях в дане ной области.
а Законодательно-правовые акты Россий-
ё ской Федерации: закон «Об образова-
Ф нии», Семейный кодекс Российской
Федерации, Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации.
Обмен опытом; обучение на курсах, участие в работе конференций, семинаров, конкурсах Регионального института повышения квалификации и образова-йы ния.
нь Знакомство с областными и региональ-
ал ными документами, программами по
он информатике, методическими разра-
ги ботками.
л Закон Тюменской области «О дополни-
тельных мерах по защите нравственности и здоровья детей», закон Тюменской области «О защите прав ребенка».
Соблюдение санитарно-гигиенических норм; обеспечение современной экологической компьютерной техникой, разработка правил поведения на уроках
2 информатики, изучение и использова-
¡2 ние новых программ по информатике.
§ Разработка обновленного содержания
3 образовательной области «Информатика» с учетом начала обучения во 2 классе и увеличением объема курсов.
Закон «Об образовании» относит здоровье к приоритетным направлениям государства, государственной политики в области образования.
Опираясь на нормативно-правовые документы в своей деятельности, учитель должен отводить должную роль на уроках информатики профилактической деятельности. Профилактика, принятая в системе Всемирной организации здравоохранения, является сильным инструментом в предупреждении заболеваний.
Суть педагогического сопровождения
— в совместном движении к преодолению опасных для ребенка факторов, а значит, формирование стойкого желания ребенка сохранять свое здоровье. Доброжелательность учителя служит основой успеха. А положительный результат возможен при безусловной вере в успех. А. С. Белкин в предисловии к книге «Ситуация успеха. Как ее создать» пишет: «Если его [ребенка] лишить веры в себя, трудно надеяться на его светлое будущее. Одно неосторожное слово, один непродуманный шаг учителя могут надломить ребенка так, что потом ему не помогут никакие воспитательные ухищрения» [2. С. з]. Только при таких условиях сопровождение педагога будет принято ребенком.
Этапы здоровесберегающего сопровождения на уроках информатики:
1. Диагностический
Соединение воедино всех данных, уточнение биологических возможностей
учеников, определение всего, что могло бы составить для них здоровый образ жизни (чему научить, какие привить навыки и умения, как сохранить свое здоровье). Используется широкий спектр методов: тестирование, анкетирование, беседа с учениками, наблюдение.
2. Поисковый
Использование всех средств для воспитания ответственного отношения к сохранению собственного здоровья, формирование здорового образа жизни через навыки и привычки (установление связей между условиями и ожидаемыми результатами, внедрение в сознание принципов «познай себя», «мое здоровье мне выгодно»).
3. Деятельностный
Практическое применение валеоло-гических знаний, воспитание у учащихся осознанной потребности в здоровом образе жизни. Формы оздоровительного воспитания: зарядка до уроков, минутка здоровья, подвижные игры.
4. Итоговый
Укрепление здоровья детей через разнообразные виды деятельности, выработка интереса к себе, своему здоровью, привитие здоровых привычек, создание условий для естественных условий здорового окружения, умение снять напряжение.
Пути реализации сопровождения проходят через систему наблюдений за состоянием здоровья ученика на основе педагогических наблюдений; создание нормальных санитарно-гигиенических условий обучения [4].
Учет динамики умственной работоспособности; соблюдение гигиенических нормативов; соблюдение уровня двигательной активности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. БАЗАРНЫЙ, В. Ф. // Медицинская газета. — 2000. — №7.
2. БЕЛКИН, А. С. Ситуация успеха. Как ее создать : кн. для учителя / А. С. Белкин. — М. : Просвещение, 1991.
91 ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ
3. БЕЛОУСОВ, А. И. Страх ученика, позиция учителя / А. И. Белоусов / / Физическая культура в школе. — 2004 — № 8.
4. БЕХТЕВ, С. Здоровье ребенка — это здоровье нации / С. Бехтев / / Учитель. — 2005. — №1.
5. БИТЯНОВА, М. Р. Работа психолога в начальной школе / М. Р. Битянова, Т. В. Азарова, Е. В. Афанасьева, Н. Л. Васильева. — М. : Совершенство, 1998.
6. ГАЗМАН, О. С. Воспитание и поддержка детей / О. С. Газман / / Народное образование. — 1998. —№ 6.
7. ДАЛЬ, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка / В. И. Даль. — М. : Рус. яз., 1978. — Т. 4.
8. ЗАГВЯЗИНСКИЙ, В. И. Теория обучения: современная интерпретация / В. И. Загвязинский. — М. : Издательский центр «Академия», 2000.
9. ЗУЕВА, Н. Психолого-педагогическое сопровождение — модель школьной психологической службы / Н. Зуева // Народное образование. — 1999. — №9.
10. КОЛЕСОВ, Д. В. Валеология — новое направление в науке / Д. В. Колесов // Биология в школе. — 1997. — №11.
11. КОЛЕСОВ, Д. В. Здоровье школьников: новые тенденции / Д. В. Колесов // Биология в школе. — 1996. — №2.
12. КРЫЛОВА, Н. Б. Очерки понимающей педагогики / Н. Б. Крылова, Е. А. Александрова. — М. : Народное образование, 2001.
13. ЛИПСКИЙ, И. А. Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: сборник научных трудов / И. А. Липский. — Волгоград: Перемена, 2004.
14. МИКРЮКОВА, А. Ковер — шитый «мышкою» узор / А. Микрюкова // Сто друзей. — 2000. — №1.
15. ОЖЕГОВ, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. — М. : Азбуковник, 1997.
16. ОЖЕГОВ С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов ; под ред. С. П. Обнорского. — 3-е изд. — М. : Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1953.
17. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ здоровьесберегающие технологии // Здоровье детей. — 2003. — № 23, 1—15 дек.
18. ПОДЛАСЫЙ, И. П. Педагогика. Новый курс: учебник для студентов пед. вузов / И. П. Подла-сый. — М. : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1999. — Кн. 1 : Общие основы. Процесс обучения.
19. ПОПОВА, Н. Д. Курс конструирование на ЭВМ. Информатика в младших классах / Н. Д. Попова, Н. Н. Пустоваченко. — М. : Информатика и образование, 1999.
20. СТОЛЯРЕНКО, Л. Д. Педагогика / Л. Д. Столяренко. — Ростов н/Д : Феникс, 2000. (Сер. «Учебники, учебные пособия»).
21. УШИНСКИЙ, К. Д. Избранные педагогические сочинения / К. Д. Ушинский. — М. : Педагогика, 1974. — Т. 2.
22. ХАРЛАМОВА, Е. Б. Компьютерная графика / Е. Б. Харламова. — М., 2003. (Библиотечка «Юного художника»).
23. ХРИПКОВА, А. Г. Здоровье школьников / А. Г. Хрипкова / / Биология в школе. — 1997. — №2.
24. ШИПИЦИНА, Л. М. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка : пособие для учителя-дефектолога / Л. М. Шипицина. — М. : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2003.
Получено 10.03.08 © Литовских Е. В., 2 00 8