Научная статья на тему 'Соотношение понятий психолого-педагогического и тьюторского сопровождения'

Соотношение понятий психолого-педагогического и тьюторского сопровождения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1666
249
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SUPPORT / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT / TUTOR ACCOMPANIMENT / PEDAGOGICAL ASSISTANCE / PEDAGOGICAL SUPPORT / EDUCATIONAL SITUATION / EDUCATIONAL PROCESS / PEDAGOGICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горина Любовь Вячеславовна, Сенаторова Ксения Павловна

Актуальность темы исследования обусловлена переориентацией современной системы российского образования с субъект-объектного характера взаимодействия с обучающимися на субъект-субъектный. По этой причине педагогика формирования превращается в педагогику обогащения возможностей ребенка и обеспечение условий развития ребенка для воспитания у него субъектных качеств, свойств, позиции в разных видах деятельности. Цель исследования: анализ сходства и различия психолого-педагогического и тьюторского сопровождения. Формирование процесса заинтересованного наблюдения является одним из значительных направлений развития российской системы образования. В статье представлены разные толкования понятия «сопровождение», рассматриваются виды сопровождения субъектов образовательного процесса. Термины «тьюторское сопровождение» и «психолого-педагогическое сопровождение» анализируются с разных точек зрения. С одной стороны, такие понятия как «сопровождение», «поддержка», «помощь» можно рассматривать как тождественные. С другой стороны, эти педагогические явления необходимо рассматривать независимо друг от друга. В связи с этим, в данной статье мы раскрываем сущность понятий «сопровождение», «поддержка», «помощь». Выделяем значительные различия данных понятий. Понятие тьюторское сопровождение носит более широкое значение, указывающее на стадию развития личности. Педагогическая забота и педагогическая помощь характерны для детей младшего возраста (дошкольников, младших школьников), а сопровождение больше свойственно для детей старшего возраста (старшеклассников, студентов). Данное явление больше связанно не со снижением уровня вмешательства со стороны взрослого в процесс образования детей, а больше с умением самих обучающихся решать свои образовательные задачи и проблемы личного характера. В заключительной части статьи говорится о необходимости применения тьюторского сопровождения в России на современном этапе развития системы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горина Любовь Вячеславовна, Сенаторова Ксения Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP BETWEEN THE CONCEPTS OF PSYCHO-PEDAGOGICAL AND TUTOR SUPPORT

The relevance of the research topic is due to the reorientation of the modern system of Russian education from the subject-objective nature of interaction with students to the subject-subject. For this reason, the pedagogy of the formation turns into a pedagogy of enriching the child’s capabilities and ensuring the conditions for the development of the child to nurture his subjective qualities, properties, position in various activities. The purpose of the study: analysis of the similarities and differences of psychological, pedagogical and tutor support. Formation of the process of interested observation is one of the significant directions in the development of the Russian education system. The article presents different interpretations of the concept of “accompaniment”, discusses the types of accompaniment to subjects of the educational process. The terms “tutor support” and “psychological-pedagogical support” are analyzed from different points of view. On the one hand, such concepts as “accompaniment”, “support”, “help” can be viewed as identical. On the other hand, these pedagogical phenomena must be considered independently of each other. In this regard, in this article we reveal the essence of the concepts of "maintenance", "support", "help". We distinguish significant differences of these concepts. The concept of tutoring accompaniment has a broader meaning, indicating the stage of personal development. Pedagogical care and pedagogical assistance are characteristic of younger children (preschoolers, younger schoolchildren), and accompaniment is more characteristic of older children (high school students, students). This phenomenon is no longer associated with a decrease in the level of intervention by an adult in the process of children's education, but more with the ability of the students themselves to solve their educational tasks and personal problems. The final part of the article talks about the need to use a tutor support in Russia at the present stage of development of the education system.

Текст научной работы на тему «Соотношение понятий психолого-педагогического и тьюторского сопровождения»

педагогические науки

Горина Любовь Вячеславовна, Сенаторова Ксения Павловна СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ...

УДК 373

СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

© 2018

Горина Любовь Вячеславовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры методологии образования Сенаторова Ксения Павловна, аспирант

Саратовский государственный университет (410028, Россия, Саратов, улица Вольская, 10а, e-mail: ksusha64rus@mail.ru)

Аннотация. Актуальность темы исследования обусловлена переориентацией современной системы российского образования с субъект-объектного характера взаимодействия с обучающимися на субъект-субъектный. По этой причине педагогика формирования превращается в педагогику обогащения возможностей ребенка и обеспечение условий развития ребенка для воспитания у него субъектных качеств, свойств, позиции в разных видах деятельности. Цель исследования: анализ сходства и различия психолого-педагогического и тьюторского сопровождения. Формирование процесса заинтересованного наблюдения является одним из значительных направлений развития российской системы образования. В статье представлены разные толкования понятия «сопровождение», рассматриваются виды сопровождения субъектов образовательного процесса. Термины «тьюторское сопровождение» и «психолого-педагогическое сопровождение» анализируются с разных точек зрения. С одной стороны, такие понятия как «сопровождение», «поддержка», «помощь» можно рассматривать как тождественные. С другой стороны, эти педагогические явления необходимо рассматривать независимо друг от друга. В связи с этим, в данной статье мы раскрываем сущность понятий «сопровождение», «поддержка», «помощь». Выделяем значительные различия данных понятий. Понятие тьюторское сопровождение носит более широкое значение, указывающее на стадию развития личности. Педагогическая забота и педагогическая помощь характерны для детей младшего возраста (дошкольников, младших школьников), а сопровождение больше свойственно для детей старшего возраста (старшеклассников, студентов). Данное явление больше связанно не со снижением уровня вмешательства со стороны взрослого в процесс образования детей, а больше с умением самих обучающихся решать свои образовательные задачи и проблемы личного характера. В заключительной части статьи говорится о необходимости применения тьюторского сопровождения в России на современном этапе развития системы образования.

Ключевые слова: сопровождение, психолого-педагогическое сопровождение; тьюторское сопровождение; педагогическая помощь; педагогическая поддержка, образовательная ситуация; образовательный процесс; педагогическая деятельность.

THE RELATIONSHIP BETWEEN THE CONCEPTS OF PSYCHO-PEDAGOGICAL

AND TUTOR SUPPORT

© 2018

Gorina Lyubov Vyacheslavovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of "Methodology of education» Senatorova Ksenia Pavlovna, post-graduate student Saratov State University (410028, Russia, Saratov, street Volskaya, 10a, e-mail: ksusha64rus@mail.ru)

Abstract. The relevance of the research topic is due to the reorientation of the modern system of Russian education from the subject-objective nature of interaction with students to the subject-subject. For this reason, the pedagogy of the formation turns into a pedagogy of enriching the child's capabilities and ensuring the conditions for the development of the child to nurture his subjective qualities, properties, position in various activities. The purpose of the study: analysis of the similarities and differences of psychological, pedagogical and tutor support. Formation of the process of interested observation is one of the significant directions in the development of the Russian education system. The article presents different interpretations of the concept of "accompaniment", discusses the types of accompaniment to subjects of the educational process. The terms "tutor support" and "psychological-pedagogical support" are analyzed from different points of view. On the one hand, such concepts as "accompaniment", "support", "help" can be viewed as identical. On the other hand, these pedagogical phenomena must be considered independently of each other. In this regard, in this article we reveal the essence of the concepts of "maintenance", "support", "help". We distinguish significant differences of these concepts. The concept of tutoring accompaniment has a broader meaning, indicating the stage of personal development. Pedagogical care and pedagogical assistance are characteristic of younger children (preschoolers, younger schoolchildren), and accompaniment is more characteristic of older children (high school students, students). This phenomenon is no longer associated with a decrease in the level of intervention by an adult in the process of children's education, but more with the ability of the students themselves to solve their educational tasks and personal problems. The final part of the article talks about the need to use a tutor support in Russia at the present stage of development of the education system.

Keywords: support, psychological and pedagogical support; tutor accompaniment; pedagogical assistance; pedagogical support, educational situation; educational process; pedagogical activity.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В научной и методической литературе накоплено значительное количество материла об организации разных видов сопровождения субъектов педагогического процесса и содержании профессиональной деятельности сопровождающих специалистов. В современных исследованиях наряду с психолого-педагогическим сопровождением, всё чаще встречается словосочетание «тьюторское сопровождение». Педагогическая деятельность по индивидуализации образования считается приоритетным направлением российской системы образования, которая в данное время находится в стадии развития. В связи с этим, модернизация системы образования влечет за но-

вые требования к образовательным стандартам [1, с. 89]/

Для того чтобы выявить сходства и различия тьютор-ского и психолого-педагогического сопровождения необходимо выявить сущность понятия «сопровождение». С этой целью обратимся к наиболее авторитетным толковым словарям:

- толковый словарь живого великого русского языка В.И. Даля предлагает следующее истолкование «провожать, сопутствовать, идти вместе с кем-либо, для проводов, провожатым, следовать» [2, с. 452];

- словарь русского языка С.И. Ожегова раскрывает это понятие следующим образом «сопровождать, значит, сопутствовать чему-либо, служить приложением, дополнением к чему-либо» [3, с. 985];

Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 4(25)

231

Gorina Lyubov Vyacheslavovna, Senatorova Ksenia Pavlovna pedagogical

THE RELATIONSHIP BETWEEN THE CONCEPTS ... sciences

- словарь Д.Н. Ушакова дает несколько толкований: 1. В сопровождении кого-нибудь (чего-нибудь), вместе с кем-нибудь (чем-нибудь), сопровождаемый кем-нибудь (чем-нибудь). В сопровождении друзей. 2. То, что сопровождает какое-нибудь явление (процесс). Музыкальное сопровождение. Пение в сопровождении рояля [4, с. 979].

Таким образом, с помощью разных толковых словарей мы проанализировали этимологию термина «сопровождение» и доказали, что сопровождение представляет собой совместные действия людей по отношению друг к другу.

«Сопровождение развития детей» рассматривают Г. Бардиер, Н. Ромазан, и Т. Чередникова, в своей книге «Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей». Он считают, что цель сопровождения развития помочь ребенку сделать осознанный и ответственный выбор, не ограждая его от трудностей, не решая за него проблемы [5, с. 280-287].

В настоящее время этот термин широко известен и активно используется как в психологии, так и в педагогике. В психологии - это один из приемов работы психолога по созданию необходимых условий для успешной адаптации человека к условиям его жизнедеятельности. Понятие «сопровождение» в педагогическую науку ввели Л.М. Шипицына и Е.И. Казакова. По их мнению, данная педагогическая деятельность обеспечивает субъекту благоприятные условия, в которых он может выбрать оптимальные решение проблемной ситуации, несмотря на разнообразие жизненных ситуаций. Другими словами, это помощь ребенку со стороны взрослого при принятии решения в проблемных ситуациях, ответственность за действия в которых несет он сам [6, с. 329; 7, с. 298].

По определению М.Р. Битяновой, сопровождение -это система профессиональной деятельности педагогического сообщества, целью которой является создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития в ситуациях взаимодействия [8, с. 87].

М.И. Рожков и Т.Н. Сапожникова определяют «сопровождение» как «особые взаимоотношения между наставником и воспитанником, первый из которых создает своим присутствием помощь второму, не ограничивая его самостоятельность и активность в процессе решения какой-либо личной проблемы» [9, с. 98].

Понятие «сопровождение» принято рассматривать с точки зрения личностно-ориентированного и гуманистического подходов. Учитывая идеи данных подходов, сопровождение в образовательной системе становится необходимым видом педагогической деятельности для создания условий полноценного развития детей.

Проведённый анализ данного термина позволяет сделать вывод о том, что понятие «сопровождение» имеет несколько толкований [10-12]. Мы разделяем точку зрения Н.Л. Коноваловой и под сопровождением понимаем взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого организованное для решения каких-либо трудностей сопровождаемого, которые возникают на определенном этапе его развития [13, с. 147].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Тьюторское сопровождение используется педагогами для оказания квалифицированной помощи обучаемому в образовательном процессе. В связи с тем, что в перечень педагогических профессий вошла специальность «тьютор», а в государственные документы об образовании вошли идеи индивидуальных образовательных программ и планов, то тьюторское сопровождение, выступает как инновационная педагогическая практика. Это организация экспериментальной деятельности обучающихся в рамках самообразовательной программы. 232

Технология тьюторского сопровождения может быть введена в разных организациях, например в: общеобразовательной школе, лицее, гимназии, организациях дополнительного образования, детском саду, колледже, вузе, системе повышения квалификации и т.д. При переходе образовательных программ к вариативности и индивидуализации, для создания определенных условий, тьюторство выступает как необходимая педагогическая деятельность [14, с. 14].

Несмотря на то, что понятие «тьюторское сопровождение» носит инновационный характер, оно тесно связанно с такими понятиями как «педагогическая поддержка», «педагогическая помощь» и «психолого-педагогическое сопровождение». Единого подхода к вопросу о соотношении данных понятий в педагогической науке не сложилось. Одни исследователи считают, что эти понятия являются синонимами, а другие находят между терминами значительные различия.

В 90-х гг. XX века О.С. Газманом была предложена теория педагогической поддержки. Под педагогической поддержкой он понимает совместные действия взрослого и ребенка, с целью распознания интересов, целей, возможностей последнего и нахождение вариантов решения возникших проблем, чтобы ребенок мог достичь позитивных результатов в самовоспитании, общении, определенном образе жизни. Он рассматривает педагогическую поддержку вместе с индивидуализацией и самоопределением ребенка. Это профессиональная деятельность работников образовательной организации, по оказанию опережающей и быстрой помощи детям в проблемных ситуациях. В свою очередь проблемы могут возникнуть в разных сферах жизни ребенка и связанны с физическим и психическим здоровьем, с успехами или неудачами в обучении, с деловой и межличностной коммуникацией, с жизненным самоопределением [15, с. 108-111].

А.А. Ефимов и И. Трус отождествляют понятия «сопровождение» и «поддержка». «Сопровождение» они рассматривают как поддержку людей, испытывающих трудности в личной и социальной сферах жизни.

Как разные формы педагогической деятельности поддержку и сопровождение рассматривают В.А. Сластенин и И.А. Колесникова. Они считают, что для малышей важна забота, в дошкольном и младшем школьном возрасте необходима помощь, подростки нуждаются в поддержке, а в старших класса и после школы хорошо иметь сопровождение. Отсюда следует, что педагогическая поддержка с течением времени переходит в педагогическое сопровождение ребенка [16, с. 85].

Формирование целей статьи. Несмотря на то, что определения данных понятий близки, на наш взгляд они не тождественны. Педагогическое сопровождение предполагает непрерывную (заранее спланированную) деятельность, направленную на предотвращение трудностей. Педагогическая поддержка, по мнению Г.В. Пичугиной, в первую очередь связана с преодолением конкретных проблем обучающегося и реализуется педагогами в проблемной ситуации [17, с. 3-6].

Педагогическая помощь и педагогическая поддержка отличаются от сопровождения в следующем:

- представляют собой разовые акции, в то время как сопровождение обладает продолжительным и непрерывным характером;

- носят временный характер воздействия, обеспечивающий непродолжительные отношения с данным процессом, а сопровождение всегда «привязано» к определенному процессу;

- имеют рекомендательно-абстрактный характер, сопровождение же осуществляется с помощью конкретных действий со стороны педагога;

- обладают оперативным характером, т.е. реализуются исходя из интуиции и опыта педагога, а сопровождение опирается на результаты диагностики, наблюдения и требует план предстоящего взаимодействия;_

Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 4(25)

педагогические Горина Любовь Вячеславовна, Сенаторова Ксения Павловна

науки СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ...

- могут являться частью сопровождения, которое является более масштабным педагогическим явлением.

Таким образом, термин «сопровождение» по отношению к «помощи» и «поддержке» обладает существенными отличиями. «Помощь» и «поддержка» отражают суть явления недостаточно и нельзя допускать их содержательно-смыслового смешения. Сопровождение - это не любая форма помощи (поддержки), а самостоятельное педагогическое явление, в основе которого лежит максимум свободы и ответственности субъекта за свой выбор при решении жизненно важных проблем. «Сопровождение» представляет собой совместную работу сопровождающего и сопровождаемого, результатом которой будет прогрессивное развитие сопровождаемого [18, с.225].

Сопровождение может иметь разный характер и встречается в различных сферах жизни человека: «медицинское сопровождение», «психолого-педагогическое сопровождение», «социально-педагогическое сопровождение» и т.д. [19, с.125].

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Теперь разберем сходства и различия тьюторского и психолого-педагогического сопровождения.

С.А. Щенников определяет тьюторское сопровождение как особую педагогическую технику, которая основана на взаимодействии тьюторанта и тьютора. С помощью данного взаимодействия тьюторант имеет возможность осознать и реализовать собственные образовательные цели и задачи [20, с.489-493].

Психолого-педагогическое сопровождение, как считает Е.А. Козырева, это область профессиональной деятельности педагога-психолога. Работа педагога-психолога в образовательной организации направленна на создание условий для позитивного развития отношений детей и взрослых, для психологического и психического развития ребенка с ориентацией на зону ближайшего развития [21, с. 98].

В условиях тьюторского сопровождения основное внимание обращено на разработку и обсуждение с тьютором индивидуальной программы [22-27]. Она вырабатывается индивидуально в соответствии с определенной образовательной ситуацией и познавательным интересом конкретного ребенка, заказом семьи. Результаты освоения данной программы в последующем будут предметом совместного анализа.

Таким образом, главная задача работы тьютора состоит в разработке индивидуальной образовательной программы, которую необходимо будет уточнять и корректировать. Изменения будут вноситься после совместного анализирования успехов и неудач тьюторанта по пути освоения знаний. Тьютор не дает готовых знаний, он побуждает ребенка к самостоятельному поиску, создает ситуации выбора. В условиях неопределенности тьютор опосредованно оказывает помощь для принятия ребенком на себя ответственности за свой выбор. В результате качественного тьюторского сопровождения у ребенка формируется умение учиться самостоятельно, потребность размышлять о своей деятельности, работать над ее содержанием, собственная образовательная стратегия [28, с. 164].

В ситуации психолого-педагогического сопровождения педагог задает формат взаимодействия. Это выражается в составление педагогом программы, в соответствии с образовательным стандартом, программой, планом, дидактическими целями и задачами педагога. При этом ребенок не приобщается к ее обсуждению, осмыслению, принятию или отвержению [29, с. 373].

Главная особенность тьюторской работы - это принцип индивидуализации, представляющий собой работу с человеком возможным (создание среды, возможности, личный результат). Однако этот принцип не стоит путать с индивидуальным подходом, где работа идет с человеком реальным (диагностика, коррекция, единый Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 4(25)

результат).

При осуществлении психолого-педагогического сопровождения педагог должен иметь высшее образование по направлению «Педагогика и психология», а при реализации тьюторского сопровождения высшее образование по направлению «Образование и педагогика». Следовательно, педагог-тьютор - это специалист более широкого профиля.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Сравнительный анализ психолого-педагогического и тьюторского сопровождения позволяет сделать следующий вывод: сопровождение это вид педагогической деятельности, которое присуще и для педагогов вообще и для тьюторов. Оно способствует личностному развитию и самореализации обучающегося в процессе субъект-субъектного взаимодействия. Тем не менее, психолого-педагогическое сопровождение строится на основе образовательных программ, заданных извне, и направлено на решение образовательных задач, поставленных педагогом, а тью-торское сопровождение определяется образовательной ситуацией и познавательным интересом тьюторанта. Это работа по индивидуализации образовательной деятельности ребенка, в ходе которой обучающийся сам определяет собственные образовательные цели и осуществляет поиск своих образовательных смыслов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Оверчук Т.И. Инновации Российского образования. М.: МГУП, 2001. 189 с.

2. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. М.: Эксмо, 2015. 896 с.

3. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М.: ОНИКС-ЛИТ, Мир и Образование, 2012. 1376 с.

4. Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка. М.: Аделант, 2013. 800 с.

5. Липский И.А. Педагогическое сопровождение развития личности: теоретические основания // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: сб. науч. тр. Волгоград, 2004. 359 с.

6. Шипицына Л.М. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для учителя-дефектоло-га. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 528 с.

7. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. М., Ростов-н/Д.: Издательский центр «МарТ», 2005. 448 с.

8. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 1997. 345 с.

9. Рожков М.И., Сапожникова Т.Н. Социально-педагогическое сопровождение трудоустройства и профессиональной адаптации выпускников детских учреждений для детей-сирот: учебно-методическое пособие. Калининград: РГУ им. И. Канта, 2009. 240 с.

10. Кормушина Н.Г., Якиманская И.С. Психологическое сопровождение подростков в условиях образовательной среды: условия, запросы, особенности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 331-335.

11. Гнатюк Н.В. Методическое сопровождение образовательного процесса в вузе //Карельский научный журнал. 2014. № 4 (9). С. 48-50.

12. Юрьева И.А. Роль психолого-педагогического сопровождения в формировании профессионального самоопределения старшеклассников // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 120-122.

13. Коновалова Н.Л. Предупреждение нарушений в развитии личности при психологическом сопровождении школьников/СПб.: СПбГУ, 2000. 232 с.

14. Сильченкова С.В. Формы и направления педагогического сопровождения // Современные научные исследования и инновации. М.: Международный научно-инновационный центр, 2013. №10. 59 с.

15. Газман О.С. Воспитание и педагогическая поддержка детей // Народное образование.1998. № 8. 252 с.

16. Сластенин В.А., Колесникова И.А. Педагогическая поддержка ребенка в образовании. М.: Академия, 2006. 189 с.

17. Пичугина Г.В. Педагогическое сопровождение и педагогическая поддержка обучающихся в технологическом образовании // Школа и производство. М.: 2009. №8. 163 с.

18. Александрова Е.А. Педагогическое сопровождение самоопределения старших школьников. М.: НИИ школьных технологий, 2010. 336 с.

19. Казакова Е.И. Сопровождение региональных проектов развития образовательных систем: коротко о методологии. М.: РОССПЭН, 2003. 293 с.

20. Щенников С.А. Основы деятельности тьютора в системе дистанционного образования. М.: Дрофа, 2005. 596 с.

21. Козырева Е.А. Программа психолого-педагогического сопровождения школьников, их учителей и родителей. М.: Магистр, 1997. 165 с.

22. Сунь С. Факторы и условия успешности тьюторского сопровождения иностранных студентов в условиях модернизации высшего

Gorina Lyubov Vyacheslavovna, Senatorova Ksenia Pavlovna THE RELATIONSHIP BETWEEN THE CONCEPTS ...

pedagogical sciences

образования в России // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 197-201.

23. Беляева Т.К., Шабанова Т.Л. Тьюторское сопровождение научно-исследовательской деятельности иностранных студентов в вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 55-11. С. 16-22.

24. Дружинина Л.А., Лапшина Л.М., Рязанова Е.В., Цилицкий В.С. Тьюторская деятельность как ресурс формирования графомоторно-го навыка детей с ОВЗ //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 227-230.

25. Лях Ю.А. Концептуальный подход к построению тьюторской системы обучения старших школьников // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2017. № 3 (41). С. 90-96.

26. Перевозчикова Н.Г., СмирноваЖ.В., Трутанова А.В. Роль тьютора в управлении самостоятельной работой обучающихся //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 182-184.

27. Куракина Е.С., Алисов Е.А. Программа тьюторского сопровождения личностного самоутверждения старшеклассников // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017. Т. 22. № 4 (168). С. 54-58.

28. Сенаторова К.П., Горина Л.В. Тьюторское сопровождение ребенка в условиях инклюзивной образовательной практики // Детство как антропологический, культурологический, психолого-педагогический феномен материалы IV Международной научной конференции в рамках проекта «А.З.Б.У.К.А. детства». 2018. ООО «Научно-технический центр», 2018. 620 с.

29. Горина Л.В. Профессиональный рост педагогов как фактор повышения качества дошкольного образования // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3. № 4. 409 с.

Статья поступила в редакцию 02.11.2018 Статья принята к публикации 27.11.2018

234

Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 4(25)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.