Научная статья на тему 'Здоровьесберегающая компетентность студенческой молодёжи'

Здоровьесберегающая компетентность студенческой молодёжи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
267
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ЗДОРОВЬЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Викторов Д.В.

Традиционное образование и массовая педагогическая практика ориентированы преимущественно на достижение нормативного уровня физических кондиций учащихся. Программно заданная цель нередко подменяется идеализированными продуктами познания, полученными специалистами. Здоровьесберегающая компетентность должна быть направлена на формирование здорового образа жизни, проявляющееся в общей способности и готовности к здоровьесберегающей деятельности, основанной на интеграции теоретических знаний и практического опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Викторов Д.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HEALTHCARE COMPETENCE OF THE STUDENT YOUTH

The existing traditional education and mass pedagogical practice are focused primarily on achieving the standard level of physical condition of students. The programmatically set goal is often replaces by idealized products of the knowledge received by the professionals. The healthcare competence should be focused on the formation of healthy life style manifested in overall ability and readiness for healthcare activities, based on the integration of theoretical knowledge and practical experience.

Текст научной работы на тему «Здоровьесберегающая компетентность студенческой молодёжи»

УДК 378.016

здоровьесберегающая

компетентность студенческой молодёжи

Традиционное образование и массовая педагогическая практика ориентированы преимущественно на достижение нормативного уровня физических кондиций учащихся. Программно заданная цель нередко подменяется идеализированными продуктами познания, полученными специалистами. Здоровьесберегающая компетентность должна быть направлена на формирование здорового образа жизни, проявляющееся в общей способности и готовности к здоровьесберегающей деятельности, основанной на интеграции теоретических знаний и практического опыта.

Ключевые слова: студенты, здоровье, физическое воспитание, здоровьесбережение, компетентность.

Д. В. Викторов D. V. Viktorov

the healthcare competence of the student youth

The existing traditional education and mass pedagogical practice are focused primarily on achieving the standard level of physical condition of students. The programmatically set goal is often replaces by idealized products of the knowledge received by the professionals. The healthcare competence should be focused on the formation of healthy life style manifested in overall ability and readiness for healthcare activities, based on the integration of theoretical knowledge and practical experience.

Keywords: students, health, physical education, health care, competence.

В соответствии с документами законодательной и нормативной базы - законом РФ «Об образовании» и типовыми положениями об образовательных учреждениях, здоровье выступает как мера качества жизни людей и конечный результат государственной политики: возможность гражданам относиться к своему здоровью как к непреходящей ценности, основе продления здорового рода, сохранению и укреплению трудового потенциала, повышения эффективности подготовки конкурентоспособного специалиста.

Инструментальным обеспечением более осмысленного, целенаправленного, в наибольшей мере соответствующего индивидуальным особенностям и возможностям каждого студента использования средств физической культуры выступает здоровьесбережение, предполагающее: воспитание через организацию и руководство разнообразными видами физкультурно-оздоровительной деятельности и оздоровительных технологий, отказ от диктаторских приемов побуждения к занятиям физической культурой, получение учащимися удовлетворения от занятий, ориентацию на радостную перспективу, поддержку развивающейся личности.

Показано также, что востребованная обществом сторона физической культуры, интегрируясь с образованием, сохраняет и улучшает функции и свойства здоровья, необходимые для качественных функциональных, физиологических, ценностных характеристик человека, путём взаимодействия и взаимоотношения вовлечённых оздоровительных мероприятий [1, с. 4]. Результатом этой интеграции явилось современное физическое воспитание.

Физическое воспитание - неотъемлемый элемент здоровьесбережения в рамках внедрения достижений различных учебных заведений и специально организо-

ванного педагогического воздействия - позволило выделить проблему оздоровления как отдельной личности, так и всего общества в целом в отдельную задачу образования [2, с. 21].

Учитывая, что организм человека является многокомпонентной сложноорганизованной системой, его здоровье не может характеризоваться каким-либо одним признаком и является многомерным понятием [3, с. 50], и поэтому через систему здоровьесбережения должно войти всё, что необходимо человеку для развития здоровой личности [4, с. 8]. Являясь составной частью здоровья, здоровьесбережение проявляется во всех видах жизнедеятельности человека, специально организованных для полноценно здоровой жизни на каждом этапе его возрастного развития.

Стоит сказать, что здоровье человека не сводится к некоторой природной данности: оно формируется, укрепляется, и, к сожалению, утрачивается. Поэтому как категория компетентностная здоровье характеризуется наличием опыта здоровьесберегающей деятельности, тесно связывающего обобщённые характеристики свойств здоровья человека, посредством которых организм обеспечивает сохранение постоянства внутренней среды по отношению к внешней.

Отсюда здоровьесберегающая компетентность представляет собой перманентный процесс трансформации основных сторон физического воспитания и самовоспитания (содержательной, процессуальной, результативной) и их компонентов, выражающий практическую ориентированность личности на базе сформированных физической культурой знаний и умений в направлении сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья, формирования здорового образа жизни, проявляющееся в общей способности и готовности к здоровь-

есберегающей деятельности, основанной на интеграции теоретических знаний и практического опыта. Для этого имелись следующие основания.

Первое основание состоит в том, что для здоровьес-берегающей компетентности, наряду с традиционными для педагогики средствами словесного и наглядного воздействия, используются специфические средства. Основное среди них - физическое упражнение. Применяемые в комплексе с оздоровительными силами природы, гигиеническими факторами, общепедагогическими и другими средствами, физические упражнения как персептивная деятельность воздействуют не только на функциональные возможности органов, систем органов и организм в целом, но также на психику и интеллект человека. С помощью физических упражнений можно целенаправленно воздействовать на форму тела и здоровье человека. Все эти воздействия могут давать положительные и отрицательные для человека результаты.

Второе основание состоит в том, что в условиях процессов демократизации общества, для которых характерно усиление автономности личности, все компоненты физического воспитания должны проектироваться и ре-ализовываться с учетом здоровьесберегающего измерения. Это значит, что физическое воспитание должно привлекать к себе человека, быть потребно, интересно и полезно человеку, осознаваться как необходимое ему явление сохранения и укрепления здоровья. Это требует выхода за рамки сложившегося в течение многих лет подхода, когда человек рассматривался в процессе физического воспитания в основном как организм, и перехода к разностороннему учету его особенностей как субъекта физического воспитания, индивида, индивидуальности, личности.

Третье основание состоит в том, что необходимость здоровьесберегающей компетенции обусловлена государственными интересами, которые нашли свое отражение в ряде важнейших документов, связанных с развитием физической культуры и спорта в стране и оздоровления народа. В соответствии с ними здоровьесбе-режение должно пронизывать цель, задачи и содержание всего учебно-воспитательного процесса, в том числе и физического воспитания.

Для оценки эффективности здоровьесберегающей компетенции при реализации данной интегративной технологии весьма актуален вопрос о показателях, критериях и уровнях этой эффективности, которые, несомненно, отличаются от общепринятых в практике учебных заведений.

Исходя из того, что показателями образованности студенческой молодежи на определенном этапе является результативность педагогического процесса, критерии будут выступать как признак, на основании которых производится классификация изменений, а уровень должен характеризоваться относительно устойчивым, своеобразным состоянием, содержательным наполнением системных составляющих и степенью развития функциональных элементов.

Поскольку здоровьесберегающая компетентность неразрывно связана со здоровьем, невозможно найти критерий, который интегральным образом позволил бы измерить эту совокупность, поэтому целесообразно в роли показателей использовать закономерности функционирования организма по результатам его деятельности, присущие всем системам организации физического воспитания, зависящие от уровня функций жизненно важных органов и систем, а именно выявленные нами обобщенные характеристики определенных представлений о здоровье: адаптируемость, рациональность, восстанавливаемость, мобилизуемость, развиваемость.

Адаптируемость - процесс направленной адаптации организма к тренировочным воздействиям. Адаптируемостью, в отличие от адаптации, можно управлять, т. е. способствовать повышению выносливости своего организма. Для оценки влияния занятий физическим воспитанием на адаптируемость использовалось тестирование по индексу Руфье.

Рациональность - процесс самоорганизации, позволяющий динамически и адекватно приспосабливать организм к изменениям обстановки для удовлетворения возникшей потребности. Это возможность моментального построения любых дробных комбинаций, обеспечивающих функциональной системе получение полезного приспособительного результата. Для диагностики данного свойства использовались программы-диагностики.

Восстанавливаемость - свойство организма, происходящее после прекращения работы и заключающееся в постепенном переходе физиологических и биохимических функций к исходному состоянию. Это не только процесс возвращения организма к предрабочему состоянию, к тем изменениям, которые обеспечивают повышение функциональных возможностей организма, входя в стадию сверхвосстановления. Это прежде всего время, в течение которого происходит восстанавливаемость после выполнения определенной работы. Наиболее доступным показателем восстанавливаемости является пульс или частота сердечных сокращений (ЧСС) и уровень артериального давления (АД).

Мобилизуемость - это знания о методах и средствах здорового образа жизни, а также регламентированные им постоянные повторяющиеся действия: утренняя разминка, регулярные тренировки, организация питания, отдыха, восстановление, учёт физических нагрузок и оценка результатов их применения, объективная самооценка возможностей и способностей физкультурно-оздоровительной деятельности и физического самосовершенствования.

Развиваемость - новое качественное состояние организма человека, которое выступает как возможное хаотичное изменение его состава или структуры (т. е. возникновение, трансформация или исчезновение его элементов или связей) в сферах сердечно-сосудистой системы, системы дыхания и системы крови, в статической и динамической работах. В качестве диагностического механизма следует использовать адаптационный потенциал учащих-

ся в состоянии относительного мышечного покоя и после статической нагрузки.

Таким образом, здоровьесберегающая компетентность интегральным образом позволяет оценить здоровье студента не отдельным признаком, на основании которого производится оценка, а комплексной характеристикой показателей - совокупностью взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к здоровью, созданных в процессе решения задач физического воспитания.

Кроме того, следует учитывать также следующее обстоятельство: большинством студентов физическое воспитание воспринимается в отрыве от процесса их профессионального образования, несмотря на то, что оба эти педагогических процесса представляют собой диалектическое целое. Введение здоровьесберегающей компетентности придает процессу физического воспитания студентов научные черты объективности и достоверности, методологически сближая его с процессом образования. Перевод процесса физического воспитания в рамки здоровьесберегающей компетентности в отношении большинства обучающихся, а не только узкого круга физически одаренных студентов, существенно повышает его когнитивные возможности, выводя на первый план творческое отношение индивида к собственному здоровью, вооружая его действенным инструментом здоровье-сбережения.

Данные положения проверялись нами в ходе опытно-экспериментальной работы, которая проводилась со студентами Южно-Уральского государственного университета, Тюменского государственного университета и Сибирской автодорожной академии. Выбор данных учебных заведений высшего профессионального (нефизкультурного) образования не случаен. ЮУрГУ, ТюмГУ и СибАДА являются ведущими региональными вузами в своих областях, а поэтому на основании эмпирических данных о состоянии здоровья обучающихся в них студентов можно делать вполне достоверные выводы о состоянии физкультурного образования студенческой молодежи не только региона в целом, но и иных сходных по состоянию социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

В ходе опытно-экспериментальной работы нами осуществлялся контроль за обобщённой характеристикой определенных оценочных представлений о здоровье (адаптируемость, интенционность, восстанавливаемость, мобилизуемость, развиваемость), созданных в процессе решения задач физического воспитания, а также за уровнями их развития. Проведение диагностики этих характеристик здоровья осуществлялось ежегодно в мае.

В нашем случае педагогическая диагностика должна рассматриваться как установление и изучение признаков, характеризующих состояние различных элементов физкультурного образования и условий его реализации на каждом уровне. Также в научных изданиях нами выявлены следующие пути перехода с одного уровня на другой: усложнение развития элементов, приводящее к усложнению структуры; создание более совершенной системы отношений между элементами, предполагаю-

щее доразвитие элементов до уровня развития структуры; одновременное совершенствование элементов и структуры.

Могут быть выделены следующие показатели, характеризующие наличие негативных, нейтральных и позитивных тенденций в значениях каждого из критериев:

- нейтральная мобилизуемость: студент обнаруживает неудовлетворительные знания, грубые ошибки в теории, неумение анализировать материал;

- позитивная мобилизуемость: студент понимает сущность теоретического материала, достаточно полно, без ошибок, аргументированно может его изложить, приводя примеры из практики;

- негативная мобилизуемость: в знаниях студента имеются пробелы, он не может логично и чётко изложить материал, аргументировать его, в том числе примерами из личного опыта и опыта других людей;

- нейтральная адаптируемость: студент строго выполняет индивидуальную для него норму нагрузок;

- позитивная адаптируемость: выполняемые учебные нагрузки способствуют постоянному повышению индивидуальной нормы;

- негативная адаптируемость: организм студента адаптируется лишь к незначительным нагрузкам;

- нейтральная восстанавливаемость: образовательные нагрузки сопоставимы с развившимися внутри орга-низменными запасами энергоресурсов;

- позитивная восстанавливаемость: восстановление происходит практически сразу после восприятия нагрузок;

- негативная восстанавливаемость: студент не успевает восстановиться к моменту получения новых нагрузок, что ведёт к накоплению утомления;

- нейтральная интенционность: заметна активность студента в образовательном процессе, инициативность в достижении результатов проявляется репродуктивно;

- позитивная интенционность: характеризуется усилением концентрации внутриорганизменных энергетических потенциалов, представляющих новации;

- негативная интенционность: студент малоактивен и неинициативен;

- нейтральная развиваемость: наблюдаются тенденции к общей стабилизации здоровья студента;

- позитивная развиваемость: заметны тенденции к укреплению здоровья в целом;

- негативная развиваемость: проявляются тревожные тенденции в сторону снижения показателей здоровья студента.

Принципиальный вопрос правильности и точности измерения требует обоснования уровней развития оцениваемого факта педагогической действительности - здо-ровьесберегающей компетентности.

К высокому (преобразующему) уровню мы отнесли студентов, имеющих не менее четырёх позитивных и одну нейтральную характеристику из совокупности взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к здоровью, созданных в процессе решения задач физического воспитания.

К среднему (принимающему) уровню относятся студенты, имеющие не менее двух позитивных и двух нейтральных характеристик из совокупности взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к здоровью.

К низкому (зависимому) уровню относятся студенты, не имеющие позитивных характеристик из совокупности взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к здоровью.

По результатам полученных показателей уровней обобщенных характеристик здоровья учащихся в экспериментальных и контрольной группах формирующего эксперимента можно обосновать уровни физкультурного образования (табл.).

Таблица

<в с с г8 (0 О ф ч с ? ^ Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень ь Е 8 5 ни

£ г ^ 1 * Кол-во % Кол-во % Кол-во % везли § ^ о Ч

КГ 73 2 2,7 43 58,9 28 38,4 Р < 0,05

ЭГ-1 312 58 18,6 224 71,8 30 9,6 Р > 0,05

ЭГ-2 353 74 20,9 237 67,2 42 11,9 Р > 0,05

ЭГ-3 305 211 69,2 94 30,8 0 0 Р < 0,05

Более наглядную картину сформированных уровней здоровьесберегающей компетентности можно представить на рисунке.

Рис. Гистограмма уровней здоровьесберегающей компетентности

У 38,4 % студентов КГ (более 1/3) низкий уровень здоровьесберегающей компетентности. Такие учащиеся часто не готовы вести здоровый образ жизни, сопротивляются педагогическому воздействию. Имеют серьезные вредные привычки, с которыми не в состоянии справиться в отсутствии педагогического контроля или в случае потери ценных для него отношений. Не понимают ценности здоровья. В эти рамки ставят его окружающие: родители, педагоги и т. д.

У студентов КГ размытые потребности ведения здорового образа жизни и занятий физической культурой вследствие того, что система знаний и умений несформи-рована. Учащиеся обладают некоторым объемом знаний о мониторинге здоровья, о способах оценить свои физи-

ческие качества и функциональное состояние. Анализ проведенного исследования показал, что студенты КГ самостоятельно не занимаются физкультурно-оздоровительной деятельностью, нерегулярно посещают занятия по физическому воспитанию, мотивы к самостоятельным занятиям существуют в виде неопределенных желаний и целей, просматривается мотив занятий только за зачет по предмету, уровень физической подготовленности низкий. Наблюдаемые изменения связаны с физическими особенностями отдельных индивидуумов внутри выборки и не являются закономерными.

Учащиеся ЭГ-1 и ЭГ-2 (71,8 и 67,2 % соответственно) находятся на среднем уровне развития здоровьесбере-гающей компетентности. Они обладают определенным представлением о здоровом образе жизни, его компонентах, понятийным аппаратом в области сбережения индивидуального здоровья, системой знаний и умений занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью, устойчивым положительным отношением к ней. У некоторых студентов возможно наличие вредных привычек, разрушающих здоровье, но они имеют некоторую готовность избавиться от них. К такому шагу их может подтолкнуть ухудшение самочувствия, педагогический и медицинский контроль. Имеют четкие знания о целях, задачах, методах мониторинга здоровья, умеют исследовать показатели здоровья, физических кондиций и функционального состояния самостоятельно.

У студентов ЭГ-3 в 69,2 % отмечается высокий уровень здоровьесберегающей компетентности. Они имеют осознанную цель вести здоровый образ жизни, взрослую позицию, усиливающую готовность к соблюдению здорового образа жизни. Такие студенты имеют высокий уровень духовного развития, зачастую не имеют вредных привычек, разрушающих здоровье. Воспитательная работа в ЭГ-3 заключалась в информировании и контроле за состоянием здоровья. Присутствует индивидуальная концепция здорового образа жизни, формы и методы его ведения, которую они не представляют без занятий физической культурой. Налицо ценностное отношение к здоровью, которое проявляется в их жизни повседневно в качестве сформированных умений ведения здорового образа жизни. Учащиеся не только выполняют рекомендации преподавателя, но и постоянно расширяют поле видов физкультурной деятельности, занимаются пропагандой видов спорта среди своих сверстников. Физкультурно-оздоровительная деятельность базируется на индивидуальных особенностях, результатах целенаправленно осуществляемого мониторинга здоровья и физического состояния.

Данные направления положены в основу физкультурного образования в рамках созданного в Южно-Уральском государственном университете (ЮУрГУ) Института спорта, туризма и сервиса (ИСТиС), согласно которого оздоровление учащихся в образовательном пространстве разворачивается посредством взаимодействующих, взаимозависимых, взаимообусловленных и дополняющих друг друга подсистем формирования приспособительных механизмов к реальным условиям жизнедеятельности,

проявляющихся в способности формирования индивидуальной системы поведения личности.

В рамках ИСТиС ожидаемый результат - здоровьес-берегающая компетентность - отождествлен с совокупностью обобщенных характеристик определённых представлений о здоровье, созданных в процессе решения задач физического воспитания, посредством которых организм человека обеспечивает сохранение постоянства внутренней среды по отношению к внешней: рациональность, подразумевающую направленность на здоровый образ жизни посредством выбора самостоятельной физической активности; адаптируемость, способствующую повышению результативности; восстанавливаемость, возобновление показателей функционального состояния организма после физических нагрузок, т. е. ликвидация состояния утомления; мобилизуемость, ориентирована на знания о методах и средствах здорового образа жизни, а также регламентированные им постоянные повторяющиеся действия: утренняя разминка, регулярные тренировки, организация питания, отдыха, восстановление, учёт физических нагрузок и оценка результатов их применения, объективная самооценка возможностей и спо-

УДК 376.09-056.45:004.9

развитие одаренности* школьников при решении изобретательских задач в информационно-коммуникационной образовательной среде

В статье на основе аналитического обзора современных концепций одаренности и теории развития творческой личности предложены примеры заданий для телекоммуникационного обучающего проекта «Твори! Выдумывай! Пробуй!», направленного на развитие интеллектуально-творческого потенциала школьников.

Ключевые слова: детская одаренность, теория решения изобретательских задач, информационно-коммуникационная образовательная среда, творческие способности, креативность.

собностей физкультурно-оздоровительной деятельности и физического самосовершенствования; развиваемость, возникновение определенных сдвигов (как в положительную, так и в отрицательную стороны), ведущих к качественным изменениям в здоровье.

1. Сериков С. Г. Обеспечение паритета образованности и здоровья учащихся в теории и практике образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Челябинск, 2002. 39 с.

2. Виленский М. Я. Основы здорового образа жизни студентов. М., 1995. 216 с.

3. Троян С. В. Синонимический ряд «здоровый»: о смыслах, входящих в концепт «здоровье» // Вестник ОмГПУ. Гуманитарные исследования. 2014. № 2(3). С. 48-50.

4. Викторов Д. В. Здоровьесбережение: проблемы развития мотивации у студентов вузов: монография. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2009. 142 с.

© Викторов Д. В., 2015

О. Н. Жукова O. N. Zhukova

development of school student's

giftedness of inventive problem solving in the information

and communication educational environment

The paper offers the examples of tasks for telecommunication training project "Create! Invent! Try!" directed at development of intellectual and creative school student's potential on the basis of an analytical review of modern concepts of giftedness and creative personality development theory.

Keywords: child's giftedness, theory of inventive problem solving, information and communication educational environment, creative ability, creativity.

Стремительные изменения во всех сферах жизни общества ставят перед системой образования новые задачи, от решения которых зависит возможность сохранения и преумножения потенциала страны. Одна из них - развитие детской одаренности, которая является неотъемлемой частью более широкой проблемы полной самореализации личности в образовательной и профессиональной деятельности, в семье и общественной жизни.

* Работа выполнена при поддержке Российского гуманитарного фонда, грант № 15-16-55013.

В науке до сих пор не существует ни общепринятой теории одаренности, ни единого и универсального ее определения. Напротив, по мере изучения все яснее становится ее сложность и многоплановость, невозможность ее определения с помощью одного или нескольких признаков. Это привело к созданию более ста теорий одаренности, в каждой из которых нашли отражение разные грани и уровни этого многоликого феномена.

Авторы «Рабочей концепции одаренности» (Д. Б. Богоявленская, В. Д. Шадриков, Н. С. Лейтес и др.) попыта-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.