Научная статья на тему 'Компетентностный подход в физкультурном образовании'

Компетентностный подход в физкультурном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
568
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНТЫ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / STUDENTS / HEALTH MAINTENANCE / COMPETENCY / PHYSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Викторов Дмитрий Валерьевич

Цель обосновать физкультурное образование с точки зрения компетентностного подхода. Для построения полноценной педагогической теории необходимо обеспечить связь теоретических положений с практикой их использования. При этом компетентностный подход позволяет обнаружить сущностную сторону процесса физкультурного образования, организовать и задействовать процесс целостного овладения будущим профессионалом содержания здоровьесбережения и, выполняя свою специфическую задачу, обеспечить достижение общей цели. Обоснована целесообразность создания Института спорта, туризма и сервиса (ИСТиС) ЮУрГУ, который позволил объединить усилия профессорско-преподавательского состава различных физкультурно-оздорови-тельных дисциплин, признающих актуальность содержания физкультурного образования и технологий обучения. Здоровьесберегающая компетентность субъективное состояние личности, практическая готовность учащихся к здоровьесбережению, показателями оценки которой выступают закономерности функционирования организма по результатам его деятельности, присущие всем системам организации физического воспитания. Она зависит от уровня функций жизненно важных органов и систем, а именно выявленных нами обобщённых характеристик определённых оценочных представлений о здоровье: адаптируемость, интенционность, восстанавливаемость, мобилизуемость, развиваемость составляющих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCY-BASED APPROACH IN PHYSICAL EDUCATION

Aim: to provide rationalization for the physical education from the standpoint of competency-based approach. To compose a fully valid educational theory it is necessary to provide the connection between theoretical basics and their practical application. In this respect, the competency-based approach reveals the essence of the physical education process, makes it possible to develop and implement the process of comprehensive mastering of the health maintenance essence which is carried out by the intended specialist, and through fulfilling the specific task this approach provides achieving of the general objective. The paper justifies the expedience of foundation of Institute of Sports, Tourism and Service (ISTS) of SUSU that united the potential of the teaching staff in different PEand health-related disciplines appreciating the significance of the content of physical education and instructional techniques. Health-maintaining competency is the subjective state of a person, the students’ practical readiness for the health maintenance that is specified with the laws of the body functioning according to its performance typical for all the systems of physical education organization. This competency depends on the level of functioning of the vital parts and systems, namely the revealed generalized characteristics of the certain estimative ideas of health: adaptability, intention, restorability, mobility and development potential of the components.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход в физкультурном образовании»

Оздоровительные технологии в образовательном процессе

УДК 378.016 йО!: 10.14529/огГк150201

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ФИЗКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Д.В. Викторов

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск

Цель - обосновать физкультурное образование с точки зрения компетентностного подхода. Для построения полноценной педагогической теории необходимо обеспечить связь теоретических положений с практикой их использования. При этом компетентно-стный подход позволяет обнаружить сущностную сторону процесса физкультурного образования, организовать и задействовать процесс целостного овладения будущим профессионалом содержания здоровьесбережения и, выполняя свою специфическую задачу, обеспечить достижение общей цели. Обоснована целесообразность создания Института спорта, туризма и сервиса (ИСТиС) ЮУрГУ, который позволил объединить усилия профессорско-преподавательского состава различных физкультурно-оздоровительных дисциплин, признающих актуальность содержания физкультурного образования и технологий обучения. Здоровьесберегающая компетентность - субъективное состояние личности, практическая готовность учащихся к здоровьесбережению, показателями оценки которой выступают закономерности функционирования организма по результатам его деятельности, присущие всем системам организации физического воспитания. Она зависит от уровня функций жизненно важных органов и систем, а именно -выявленных нами обобщённых характеристик определённых оценочных представлений о здоровье: адаптируемость, интенционность, восстанавливаемость, мобилизуе-мость, развиваемость составляющих.

Ключевые слова: высшее образование, студенты, здоровьесбережение, компетентность, физкультурное образование.

Длительное проживание в экстремальных условиях Уральского региона, комбинированное воздействие природных и антропогенных факторов изменяет многие биохимические и физиологические константы людей, что приводит к повышению заболеваемости населения, и поэтому сбережение здоровья общества всё в большей степени связывается с решением проблем на конкретном территориальном уровне. В этой связи на передний план выходят такие показатели качества подготовки современного специалиста, как нравственная и социальная зрелость, высокий профессионализм, готовность к работоспособности в различных условиях среды, повышение резервов жизнедеятельности человека, толерантность между избранной профессией и собственными интересами.

Вот почему через различные формы просвещения, образования, воспитания и создания предпосылок в усвоении и практическом

использовании знаний и умений по сохранению и укреплению здоровья придается большое значение педагогической физкультурно-оздоровительной деятельности в рамках физической культуры как основополагающего фактора здоровьесбережения.

Однако несмотря на то, что сегодня целью дисциплины «физическая культура» является формирование физической культуры личности, массовая педагогическая практика ориентирована преимущественно на достижение нормативного уровня физических кондиций студенческой молодёжи, а программно заданная цель зачастую не имеет для молодых людей личностной значимости в силу условности связи с ценностно-смысловыми приоритетами их образа жизни [1].

Всё это свидетельствует о необходимости изменения взглядов на здоровье и методы его сбережения с точки зрения социальной направленности.

В контексте нашего исследования целесообразно рассмотреть не столько организационные основы такого вида деятельности, реализуемой в рамках учреждений высшего образования, сколько основы комплексного решения задач здоровьесбережения, ориентированных на формирование физкультурного образования у будущих специалистов.

Практическая реализация данного положения вкупе с введением Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования третьего поколения требует концептуально переосмыслить целевые функции физической культуры как системы физкультурного образования. Основой физкультурного образования станет четкое формулирование тех педагогических задач, которые диктует образовательному процессу повседневная действительность, требующая выражать цели образования в форме компетенций, реализуя так называемый компетент-ностный подход к образовательному процессу.

Компетентностный подход - это подход к образовательному процессу, в первую очередь, с позиции его ожидаемых результатов, выраженных в форме компетенций. Он также предполагает активное влияние этой формы на отбор содержания и конструирование технологий реализации образовательного процесса. Традиционно цели образования определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть выпускник [1]. Сегодня такой подход оказывается недостаточным: социуму (профессиональным учебным заведениям, производству, семье) нужны выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. В настоящее время главной задачей является подготовка выпускника, умеющего найти в проблемной ситуации несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение. Это во многом зависит не от полученных знаний, умений, навыков (ЗУНов), а от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляется понятия «компетентность».

На современном этапе развития российского образования при внедрении новых педагогических технологий компетентностный подход ориентирует студентов на приобретение знаний и умений, определяющих готовность и способность осуществлять деятельность целесообразно и грамотно с точки зре-

ния здоровьесбережения. Причем очень важно понять, что каждый компонент здоровья может иметь различную степень развитости и, следовательно, определяет возможность различного уровня сформированности в целом одной и той же компетенции.

Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности [2].

Таким образом, компетентность - качество личности, определяющее успешность выполнения того или иного вида деятельности. Компетентность, формирующая здоровье в рамках физкультурного образования, в большей степени становится связанной с внедрением в образовательный процесс здоровьес-берегающих технологий.

Наша позиция состоит в том, что результат физкультурного образования, обеспечивающий готовность к здоровьесберегающей деятельности на базе сформированных физической культурой знаний и умений в направлении сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья, формирования здорового образа жизни, мы рассматриваем как здоровьесберегающую компетентность, исходя из того, что она определяет здоровье и проявляется в процессе осуществления физического воспитания.

Стоит сказать, что здоровье человека не сводится к некоторой природной данности: оно формируется, укрепляется, и, к сожалению, утрачивается. Поэтому здоровьесбере-гающая компетентность характеризуется наличием опыта здоровьесберегающей деятельности, тесно связывающего обобщённые характеристики свойств здоровья человека, посредством которых организм обеспечивает сохранение постоянства внутренней среды по отношению к внешней.

В контексте нашей статьи при рассмотрении понятия здоровьесберегающей компетентности, формируемой у студента, значимым в представленной точке зрения является то, что обобщённые характеристики свойств здоровья человека важны для самой личности в реализации его будущей профессиональной деятельности.

Викторов Д.В.

Компетентностный подход в физкультурном образовании

Адаптируемость - процесс направленной адаптации организма к физкультурно-оздоровительным воздействиям. Понятие адаптации тесно связано с понятием функционального состояния, которое обозначает совокупность процессов, происходящих в организме, а также степень развития и целостности его структур, уровень их функционирования. Чем выше уровень функционального состояния, тем выше работоспособность человека.

Восстанавливаемость - характеристика здоровья человека, происходящая в организме после прекращения работы, и заключающаяся в постепенном переходе физиологических и биохимических функций к исходному состоянию.

Интенционность - намерение, цель, направление или направленность сознания, воли, самоорганизация, позволяющая динамически и адекватно приспосабливать организм к изменениям обстановки для удовлетворения возникшей потребности.

Развиваемость - изменение состава или структуры, возникновение, трансформация или исчезновение элементов или связей организма человека в сферах сердечно-сосудистой системы, системы дыхания и системы крови, в статической и динамической работах.

Мобилизуемость - знания о методах и средствах здорового образа жизни, а также регламентированные им постоянные повторяющиеся навыки-действия: утренняя разминка, регулярные тренировки, организация питания, отдыха, восстановление, учёт физических нагрузок и оценка результатов их применения, объективная самооценка возможностей и способностей физкультурно-оздоровительной деятельности и физического самосовершенствования.

Параметры разработанных нами здоровь-есберегающих компетенций нацеливают образовательные учреждения обеспечивать не столько набор определенных учебных предметов, курсов, дисциплин, сколько приобретение студентами востребованных компетенций, в первую очередь, способности самостоятельно приобретать и применять знания, а также использовать умения, навыки и личностные качества в познавательной и профессиональной деятельности в условиях инновационной экономики, а значит, при решении нестандартных задач. Здоровьесберегающие компетенции имеют комплексный характер и включают систему социальных, нравственных и профессиональных ориентиров, позволяю-

щих выпускнику «правильно» (разумно, продуктивно, приемлемо для окружающих и т. п.) вести себя в различных ситуациях - профессиональных и внепрофессиональных.

Кроме того, следует учитывать также следующее обстоятельство: большинством студентов физическое воспитание воспринимается в отрыве от процесса их профессионального образования, несмотря на то, что оба эти педагогических процесса представляют собой диалектическое целое. Введение физкультурного образования в рамках компе-тентностного подхода придает процессу физического воспитания студентов научные черты объективности и достоверности, методологически сближая его с процессом образования. Перевод процесса физического воспитания в рамки физкультурного образования в отношении большинства обучающихся, а не только узкого круга физически одаренных студентов, существенно повышает его когнитивные возможности, выводя на первый план творческое отношение индивида к собственному здоровью, вооружая его действенным инструментом здоровьесбережения.

В литературных источниках нет однозначного представления о физкультурных, спортивных, здоровьеформирующих, валео-логических компетенциях учащейся молодежи и, как следствие, не представлены механизмы и технологии контроля и оценивания соответствующих результатов физкультурного образования.

В качестве научной основы проектирования здоровьесберегающих образовательных систем в Уральском государственном педагогическом университете (УрГПУ) выбрана идея непрерывного образования. В рамках этой идеи формируется кинезиологический потенциал человека, в своей совокупности представляющий единый комплекс многообразных физических качеств, моторных способностей и адаптационных возможностей человека, реализуемый в движениях, действиях и рабочих операциях. Он характеризуется общим, присущим всем периодам жизни, свойством двигательной функции человека, состоящим в способности двигательной функции к адаптации, к развитию. Последнее достаточно однонаправленно в рамках онтогенетического подхода и неэффективно ввиду несоответствия состояния кинезиологическо-го потенциала человека уровню требований среды и внутренним возможностям его организма.

В ТюмГУ с опорой на средовой подход физкультурное образование осуществляется в рамках спортизированного физического воспитания, базирующегося на идеях развивающего обучения. При этом около 25 % студентов посещали учебные занятия физической культурой только из необходимости получения зачёта. Основными причинами негативного отношения к академическим занятиям студенты называли неудовлетворительную организацию учебно-тренировочного процесса, однообразие, нормотворчество.

В ОГПУ (Оренбург) физкультурное образование осуществляется с учетом условий характера предстоящей профессиональной деятельности, содержит в себе элементы профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП), т. е. используются средства физической культуры и спорта для формирования у студентов профессионально необходимых физических качеств, навыков, знаний, обеспечивающих необходимый уровень психофизической подготовленности, повышающих устойчивость организма к воздействию внешней среды. В настоящее время реализация ППФП в системе физкультурного образования студентов связана с рядом трудностей, основная из которых - существенные различия в условиях и характере труда представителей многочисленных специальностей и специализаций на производстве.

Учитывая вышесказанное, в Южно-Уральском государственном университете был создан в 2013 г. Институт спорта, туризма и сервиса, где в силу широкого диапазона индивидуальных различий учащихся и многообразия воспитательно-образовательных задач наибольшим педагогическим потенциалом обладает открытая среда физического воспитания, состоящая из множества микросред разной модальности: дисциплины «физическая культура», элективных курсов, спортивных секций, физкультурно-массовых мероприятий и др., каждая из которых решает специфические задачи в контексте целостного развития личности.

Разработанные преподавателями кафедры физического воспитания ЮУрГУ вариативные авторские методики дополняют познавательные, развивающие, мировоззренческие, рекреативные, оздоровительные, мотиваци-онные и др. функции обучения Федерального государственного образовательного стандарта, предполагают образование в области физической культуры в процессе занятий физ-

культурно-оздоровительной деятельностью как неотъемлемой части становления соответствующего мышления и направленности личности на ценности здоровой жизни, творческой индивидуальной и коллективной жизнедеятельности, ориентации на самосовершенствование, способа развития и самореализации творческого потенциала, так и достижения в будущем вершин компетентности и профессиональной эрудиции.

Сама жизнь требует широкого использования физического воспитания во всём комплексе мероприятий, связанных с повышением действенности формирования здорового образа жизни молодых людей. Основные функции созданного учреждения данного уровня в процессе развития физкультурного образования:

• создать адаптивно-развивающую среду в образовательном учреждении с учетом индивидуальных психолого-физиологических особенностей студентов, социально-экологических факторов и организационно-педагогических условий;

• проводить мониторинг обучающихся по расширенным специальным программам с целью динамического наблюдения за показателями адаптации, здоровья и развития и оптимизации педагогического процесса;

• обеспечить расширение знаний в области здоровьесбережения;

• организовать здоровьесберегающее просвещение родителей, помощь в создании оптимальной экологической и психологической среды в семье.

В условиях устойчивой тенденции снижения показателей здоровья студентов кардинальным образом изменить ситуацию невозможно из-за отсутствия целостного педагогического подхода к проблеме физкультурного образования. Поэтому в основу нашей концепции заложена идея, согласно которой физкультурное образование разворачивается посредством взаимодействующих, взаимозависимых, взаимообусловленных и дополняющих друг друга подсистем формирования приспособительных механизмов к реальным условиям жизнедеятельности и проявляющихся в способности формирования индивидуальной системы поведения личности (см. рисунок).

Обучающую технологию, основная задача которой - обучение учащихся основам избранного вида физкультурно-оздоровительной деятельности, мы рассматриваем как

Викторов Д.В.

Компетентностный подход в физкультурном образовании

Технология физкультурного образования

исходное звено в системе физкультурного образования, где создаются условия для проявления субъектной двигательной активности.

Воспитывающая технология, основное направление которой - формирование учащегося как личности здорового типа поведения, по нашему убеждению, является системообразующим звеном, так как в основе выбора сам учащийся, пользующийся предоставленными образовательным учреждением возможностями.

Развивающая технология позволяет студентам закрепить специальные навыки здорового поведения в ситуациях, требующих непосредственного и обязательного участия.

Обоснование показателей здоровьесбере-гающей компетентности, как результата физкультурного образования, проверялось нами в ходе опытно-экспериментальной работы, которая проводилась со студентами ЮжноУральского государственного университета, Тюменского государственного университета и Сибирского автодорожного института. Выбор данных учебных заведений высшего профессионального (нефизкультурного) образования не случаен: это ведущие региональные вузы в своих областях, а поэтому на основании эмпирических данных о состоянии здоровья обучающихся в них студентов можно делать вполне достоверные выводы о состоянии физкультурного образования студенческой молодежи не только региона в целом, но и иных сходных по состоянию социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

Осуществлялся контроль за совокупностью здоровьесберегающих компетенций (адаптируемость, интенционность, восстанав-

ливаемость, мобилизуемость, развиваемость), созданных в процессе решения задач физического воспитания, а также за уровнями их развития. Нами обосновано и экспериментально доказано, что эффективность физкультурного образования студенческой молодёжи зависит от реализации комплекса педагогических условий, включающего: а) активизацию практической деятельности по физическому воспитанию на основе педагогического мониторинга; б) организацию отношения к здоровью как основополагающей ценности при обеспечении преемственности, основанной на предоставлении студентам свободного выбора способов физкультурно-оздоровительной деятельности; в) создание ситуации инициирующей логику принятия субъектом решений прогностического и оценочного характера.

Проведение диагностики этих показателей осуществлялось ежегодно в мае. Полученные данные формирующего эксперимента с применением статистических коэффициентов подтвердили, что только реализация комплекса предложенных педагогических условий способствует эффективному формированию физкультурного образования, что, в свою очередь, будет способствовать здоровьесбере-гающей компетентности - результату физкультурного образования, механизму достижения здоровьесбережения, на базе сформированных физической культурой знаний и умений в направлении сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья, формирования здорового образа жизни.

Литература

1. Педагогика управления физическим образованием молодежи / М.Е. Дуранов,

Р.Ф. Кабиров, О.В. Лешер, Е.В. Тарасов. - ции. Технология конструирования / A.B. Ху-Магнитогорск: МГТУ, 1998. - 191 с. торской // Нар. образование, 2003. - № 5. -

2. Хуторской, A.B. Ключевые компетен- С. 55-61.

Викторов Дмитрий Валерьевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и здоровья, Южно-Уральский государственный университет (Челябинск), viktorovdv@yandex.ru.

Поступила в редакцию 1 марта 2015 г.

DOI: 10.14529/ozfk150201

COMPETENCY-BASED APPROACH IN PHYSICAL EDUCATION

D.V. Viktorov, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation, viktorovdv@yandex.ru

Aim: to provide rationalization for the physical education from the standpoint of competency-based approach. To compose a fully valid educational theory it is necessary to provide the connection between theoretical basics and their practical application. In this respect, the competency-based approach reveals the essence of the physical education process, makes it possible to develop and implement the process of comprehensive mastering of the health maintenance essence which is carried out by the intended specialist, and through fulfilling the specific task this approach provides achieving of the general objective. The paper justifies the expedience of foundation of Institute of Sports, Tourism and Service (ISTS) of SUSU that united the potential of the teaching staff in different PE- and health-related disciplines appreciating the significance of the content of physical education and instructional techniques. Health-maintaining competency is the subjective state of a person, the students' practical readiness for the health maintenance that is specified with the laws of the body functioning according to its performance typical for all the systems of physical education organization. This competency depends on the level of functioning of the vital parts and systems, namely the revealed generalized characteristics of the certain estimative ideas of health: adaptability, intention, restorability, mobility and development potential of the components.

Keywords: higher education, students, health maintenance, competency, physical education.

References

1. Duranov M.E., Kabirov R.F., Lesher O.V., Tarasov E.V. Pedagogika upravleniya fizicheskim obrazovaniem molodezhi [Pedagogy Control the Physical Education of Young People]. Magnitogorsk, MGTU Publ., 1998. 191 p.

2. Khutorskoy A.B. [Key Competences. Technology Design]. Narodnoe obrazovanie [Education], 2003, no. 5, pp. 55-61. (in Russ.)

Received 1 March 2015

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Викторов, Д.В. Компетентностный подход в физкультурном образовании / Д.В. Викторов // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура». - 2015. - Т. 15, № 2. - С. 5-10. БО!: 10.14529/О7&150201

REFERENCE TO ARTICLE

Viktorov D.V. Competency-Based Approach in Physical Education. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education, Healthcare Service, Physical Education, 2015, vol. 15, no. 2, pp. 5-10. (in Russ.) DOI: 10.14529/ozfk150201

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.