Научная статья на тему 'Здоровье спецконтингента в следственных изоляторах Архангельской области'

Здоровье спецконтингента в следственных изоляторах Архангельской области Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
199
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экология человека
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
Ключевые слова
СЛЕДСТВЕННЫЕ ИЗОЛЯТОРЫ / СТРУКТУРА ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ / INVESTIGATION ISOLATION ROOMS / STRUCTURE OF MORBIDITY

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Мустафин А. Р.

В статье рассмотрены условия содержания в следственных изоляторах Архангельской области и структура заболеваемости подследственных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTH STATE AND HEALTH CARE IN INVESTIGATION ISOLATION ROOMS OF THE ARKHANGESLK REGION

In the article, the conditions of custody in investigation isolation rooms and the structure of morbidity among persons under investigation are considered.

Текст научной работы на тему «Здоровье спецконтингента в следственных изоляторах Архангельской области»

УДК 616-058.56(470.1 1)

ЗДОРОВЬЕ СПЕЦКОНТИНГЕНТА В СЛЕДСТВЕННЫХ ИЗОЛЯТОРАХ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

© 2004 г. А. Р. Мустафин

Поморский государственный университет им. М. В. Ломоносова, г. Архангельск

В статье рассмотрены условия содержания в следственных изоляторах Архангельской области и структура заболеваемости подследственных.

Ключевые слова: следственные изоляторы, структура заболеваемости.

Каждый четвертый взрослый мужчина в Российской Федерации — бывший заключенный. На 1 октября 2003 года общее количество заключенных, содержащихся в учреждениях ГУИН Минюста России, составило 839,799 тыс. человек. Наша страна пока остается на первом месте по относительному количеству заключенных. В 191 следственном изоляторе (СИЗО) в России находится 136,071 тыс. заключенных. Ежегодно по стране через них проходит 2 млн подследственных (в 1999 г. — 4 млн), которые вынуждены находиться под стражей в среднем 6 месяцев, а иногда и больше [3].

В связи с презумпцией невиновности жизнь подследственных должна в лучшую сторону отличаться от быта осужденных, на поверку же выходит иначе. Руководство ГУИН МВД России, опираясь на международные нормы, было вынуждено охарактеризовать условия содержания под стражей как пытки [4].

По данным переписи заключенных 1999 года, 86 % лишенных свободы относятся к возрастной группе 20—49 лет (к возрастной группе 20—39 лет — 76 %): это мужчины самого активного возраста [1].

Данная проблема, учитывая ее масштабность, а также экстремальные условия содержания спецконтингента в отечественной пенитенциарной системе, особенно актуальна и для Архангельской области, так как она — регион, «традиционный» по пенитенциарным учреждениям: более 25 тыс. осужденных находятся в УИС области, что в 1,8 раза превышает уровень осужденных по стране.

Исследования здоровья содержащихся в СИЗО лиц ведутся в недостаточной степени.

Следственные изоляторы предназначены для содержания обвиняемых, в том числе и тех, кто уже является подсудимым, а также осужденных, приговоры в отношении которых еще не вступили в законную силу. Кроме того, в пределах 7 % от общей численности содержащихся под стражей в СИЗО могут составлять лица, осужденные на срок до 3 лет за нетяжкие преступления [8]. Максимальное количество заключенных содержалось в учреждениях системы ГУИН в мае 2000 года — 1 млн 92 тыс. человек Особенно тревожна была ситуация в СИЗО. Здесь на 1.01.2000 находились 281 тыс. человек. С этого времени наблюдается сокращение тюремного населения РФ.

В соответствии с Федеральным законом РФ № 103 от 15.07.99 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» вступил в силу Приказ МЮ РФ от 12.05.00 № 148 «Об утверждении правил внутреннего распорядка следственных изоляторов УИС МЮ РФ». Помимо правил внутреннего распорядка в СИЗО он содержит главу о медико-санитарном обеспечении заключенных, а также перечень платных бытовых и медико-санитарных услуг, которые админи-

страция СИЗО обеспечивает подозреваемым и обвиняемым (ремонт одежды, обуви, телевизоров, принадлежащих подозреваемым и обвиняемым; выдача во временное пользование электроприборов, отдельные виды лечения, юридическая консультация и т. п.). В приказе содержится перечень продуктов питания, предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, которые подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, получать в посылках, передачах и приобретать по безналичному расчету. Перечень продуктов питания может быть ограничен по предписанию санитарно-эпидемиологической службы. Общий вес продуктов питания, которые подозреваемый или обвиняемый может хранить при себе, не должен превышать 50 кг.

Заключенные под стражу размещаются в камерах без учета личных интересов, привязанностей, психологической совместимости. Рядом могут оказаться лица разного возраста, характера, социального положения до ареста. Установлению доверительных отношений не способствует частая сменяемость состава таких групп. Поэтому заключенный не может чувствовать себя в безопасности. В условиях мест лишения свободы насилие рассматривается как способ существования, подавления одной частью заключенных другой. Сексуальное насилие в пенитенциарных учреждениях является наиболее общественно опасным, т. к. кроме физических страданий потерпевший испытывает огромное моральное потрясение, унижающее и уничтожающее его как личность. Он переходит в разряд «отверженных» со всеми вытекающими для него негативными последствиями. К их числу следует отнести и самоубийство [5].

В январе 1996 года Парламентская ассамблея Совета Европы приняла Россию в эту международную организацию при условии, что будут улучшены условия заключенных в СИЗО. Однако результаты анкетирования в 1997 году показали, что требования закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в полной мере не соблюдались. По-прежнему в указанных учреждениях преобладали общие камеры, ограничивалось поступление свежего воздуха и естественного света. Одноярусными койками было оборудовано всего 4 % камер, в большинстве камер были двух-, трех- и даже четырехъярусные койки или нары вдоль стен. Вопреки закону большинство камер не были оборудованы радио, телевизорами, холодильниками и вентиляцией. В 22 учреждениях не соблюдались требования в отношении проведения прогулок арестованных. Не всегда выполнялась ст. 31 данного закона, предусматривающая изоляцию несовершеннолетних от взрослых и предоставление им улучшенных материально-бытовых условий. Закон требует обеспечить подозреваемым и обвиняемым несовершеннолетним условия для получения общего среднего образования. На самом же деле учебой было охвачено всего 9 % несовершеннолетних. В улучшенных условиях нуждаются также беременные женщины и женщины, имеющие при себе

детей. Оборудованные прогулочные дворы для женщин с детьми имелись только в 6 % учреждений [2].

По указу Президента РФ от 8.10.97 № 1100 следственные изоляторы подлежали передаче в ведение Минюста России. В феврале 1999 года и. о. Генерального прокурора РФ направил в Комитет Государственной думы по безопасности письмо, в котором указал на сложившуюся в УИС МЮ РФ напряженную обстановку. По его мнению, в местах лишения свободы (МЛС) не соблюдались общепризнанные принципы и нормы, закрепленные в Европейских стандартных правилах обращения с заключенными. «Государство не в состоянии обеспечить нормальные условия содержания в МЛС почти миллионному тюремному населению». Такое признание прозвучало в ежегодном послании Президента РФ 2001 года Федеральному собранию. Если нет денег на содержание заключенных, их тем более не будет на борьбу с эпидемией туберкулеза и ВИЧ-инфекции [ 1 ].

Согласно годовым отчетам, в период с 1996 по 1998 год в СИЗО 29/1 г. Архангельска отмечалось большое переполнение камер. При расчетной норме в соответствии с нормативами на 750 мест в СИЗО содержалось среднемесячно 1600—1800 человек. Это одна из причин ухудшения ситуации по туберкулезу и сифилису.

Динамика численности прошедшего контингента СИЗО 29/1 г. Архангельска с 1996 по 2001 год:

1996 — 10 561 человек

1997 — 12 210 человек

1998 — 7 976 человек

1999 — 8 213 человек

2000 — 7 889 человек

2001 — 6 972 человека.

Как видно, с 1998 года наблюдается сокращение числа спецконтингента. На начало 2003 года наполненность камер СИЗО не превышала норм наполнения (600—700 человек при лимите 750).

С сокращением числа спецконтингента связано и снижение посещений к врачам-специалистам. Однако здоровье заключенных не улучшается, а, наоборот, становится хуже.

В 2001 году было 5 475 обращений к врачам-специ-алистам по поводу заболеваний. Из них 2 926 посещений стоматолога. Среди 2 549 обращений было выявлено: психических расстройств — 985 случаев, заболеваний органов дыхания — 948, кожных и венерических — 183, инфекционных и паразитарных — 110, сердечнососудистых — 97, прочих — 226 случаев.

I психические расстр.

Ш забол.орг.дыхания

□ кожные и венер.

ЕИ инфекц.и паразит.

□ забол.органов ЖКТ

37,20% ■ прочие

Рис. 1. Структура заболеваемости по обращаемости заключенных СИЗО 29/1 г. Архангельска в 2001 году

Структура заболеваемости по обращаемости заключенных СИЗО (рис. 1) отличается от структуры заболеваемости по обращаемости всего населения, где на первом месте стоят заболевания органов дыхания, а на втором — сердечно-сосудистой системы.

Особенно тревожит рост заболеваемости туберкулезом и сифилисом (рис. 2).

3500 3000 2500

2000 1500 1000 500

0 .....

1997 1998 1999 2000 2001

Рис. 2. Заболеваемость туберкулезом и сифилисом спец-контингента СИЗО 29/1 г. Архангельска в период с 1997 по 2001 год (на 100 тыс.).

В период с 1997 по 2000 год отмечается рост заболеваемости туберкулезом в 3 раза, а сифилисом с

1997 по 2001 — почти в 3,5 раза. Причинами этого роста являются поступления в СИЗО больных, неблагоприятные гигиенические условия (скученность, духота, повышенная влажность и т. д.), низкая сопротивляемость организма спецконтингента к инфекциям, а также невысокая эффективность лечения из-за недостаточного финансирования.

На рис. 3 и 4 изображена динамика заболеваемости спецконтингента СИЗО психическими расстройствами, алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией с 1997 по 2001 год. В два раза увеличилась распространенность алкоголизма, примерно на 40 % — распространенность психических расстройств, а уровень токсикомании увеличился в 4,7 раза.

160 140 120 100

80

60

40

20 0

Рис. 3. Динамика заболеваемости психическими расстройствами спецконтингента СИЗО 29/1 г. Архангельска с 1997 по

2001 год (на 100 тыс.)

Согласно медицинским отчетам мед. части СИЗО 29/1, в период с 1990 по 2001 год произошло 25 случаев смерти. Среди них в результате самоубийства — 15 случаев (14 —механическая асфиксия и 1 — отравление неустановленным ядом), вследствие острой сердечно-сосудистой недостаточности — 5 случаев, заболеваний органов дыхания (тяжелая форма туберкулеза, пневмония) — 3 случая, травмы (черепно-мозговая при алкогольном психозе) — 1 случай, другие причины (эпилептический статус) — 1 случай.

143,2---------141,4

126,2

100

-------------1----------------1----------------1----------------1------------

1997 1998 1999 2000 2001

наркомания, токсикомания алкоголизм

Рис. 4. Динамика заболеваемости алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией спецконтингента СИЗО 29/1 г. Архангельска с 1997 по 2001 год (на 100 тыс.)

Итак, здоровье спецконтингента СИЗО продолжает оставаться серьезной медико-социальной проблемой. Это указывает на необходимость принятия мер, способствующих снижению отрицательного влияния стрессоров на здоровье лиц, содержащихся в следственных изоляторах.

Список литературы

1. Абрамкин В. А. Тюремный Чернобыль / В. А. Абрамкин // Милиция. — 2002. — № 10. — С. 40—41.

2. Андреев В. Н. Содержание под стражей в СССР и России / В. Н. Андреев. — М., 2000. — С. 172—185.

3. Банникова Р. В. Основные направления изучения здоровья контингентов биологического и социального риска / Р. В. Банникова, А. Л. Санников; Под ред. А. М. Вязьмина. — Архангельск, 1999. — 78 с.

4. Голубев А. Н. Камерный гость / А. Н. Голубев // Коммерсант: Деньги. — 2001. — № 6. — С. 53—55.

5. Костюк М. Насилие в МЛС / М. Костюк // Законность.— 1998. — № 12. — С. 64.

6. Приказ Минюста РФ «Об утверждении правил внутреннего распорядка следственных изоляторов УИС МЮ РФ» от 12 мая 2000 г. № 148.

7. Санников А. Л. Здоровье спецконтингента в ситуации социальной экстремальности уголовно-исполнительной системы / А. Л. Санников, Р В. Банникова, Е. К. Малов и др. — Архангельск: Изд-во АГМА, 1998.

8. Холостова Е. И. Социальная работа: теория и практика / Е. И. Холостова, А. С. Сорвина. — М., 2001. — С. 294.

HEALTH STATE AND HEALTH CARE IN INVESTIGATION ISOLATION ROOMS OF THE ARKHANGESLK REGION

А. R. Mustafin

Pomor State University named after М. V. Lomonosov, Arkhangelsk

In the article, the conditions of custody in investigation isolation rooms and the structure of morbidity among persons under investigation are considered.

Key words: investigation isolation rooms, structure of morbidity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.