Научная статья на тему 'Перспективы функционирования следственных изоляторов в современных условиях'

Перспективы функционирования следственных изоляторов в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
292
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СОДЕРЖАНИЕ ПОД СТРАЖЕЙ (АРЕСТ) / РЕФОРМИРОВАНИЕ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / ГУМАНИЗАЦИЯ УСЛОВИЙ СОДЕРЖАНИЯ ПОД СТРАЖЕЙ / UNDER DETENTION / PRISON REFORM / HUMANIZATION OF IMPRISONMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Литвинюк Ростислав Евгеньевич

в статье рассмотрены перспективы дальнейшей деятельности следственных изоляторов в условиях действия концепции развития уголовноисполнительной системы российской федерации до 2020 года с учетом роли руководителя в процессе модернизации УИС

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRE-TRIAL PRISONS IN MODERN CONDITIONS

the article deals with prospects of pretrial prisons management under the Concept of Development of the Russian Prison System till 2020. The author concentrates on the role of senior prison staff

Текст научной работы на тему «Перспективы функционирования следственных изоляторов в современных условиях»

удк343.819 r.e. LITVINYUK*

ББК 67.409.021

Л64 PRE-TRIAL PRISONS IN MODERN CONDITIONS

Аннотация: в статье рассмотрены перспективы дальнейшей деятельности следственных изоляторов в условиях действия Концепции развития уголовноисполнительной системы Российской Федерации до 2020 года с учетомроли руководителяв процессе модернизации УИС.

Ключевые слова: содержание под стражей (арест), реформирование уголовно-исполнительной системы, гуманизация условий содержания под стражей.

РОСТИСЛАВ

ЕВГЕНЬЕВИЧ

ЛИТВИНЮК*

ПЕРСПЕКТИВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЛЕДСТВЕННЫХ ИЗОЛЯТОРОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

* Начальник ФБУ ИЗ 41/1 (УФСИН России по Камчатскому краю). E-mail: vak@academiust.rvazantelecom.ru.

Annotation: the article deals with prospects of pretrial prisons management under the Concept of Development of the Russian Prison System till 2020. The author concentrates on the role of senior prison staff.

Key words: under detention, Prison reform, humanization of imprisonment.

14 октября 2010 г. распоряжением Правительства Российской Федерации № 1777-р утверждена Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, предусматривающая основные направления, формы и методы совершенствования и развития уголовно-исполнительной системы, ее взаимосвязь с государственными органами и институтами гражданского общества.

Нормативные предписания данного документа подчинены следующим стратегическим ориентирам модернизации уголовно-исполнительной системы в течение последующих десяти лет:

- повышение эффективности работы учреждений и органов, исполняющих наказания, до уровня европейских стандартов обращения с осужденными и потребностей общественного развития;

- сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы, за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы и развития системы постпенитенциарной помощи таким лицам;

- гуманизация условий содержания лиц, заключенных под стражу, и лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, повышение гарантий соблюдения их прав и законных интересов.

Значительные изменения должны произойти в жизнедеятельности следственных изоляторов (СИЗО).

Специфика функционирования СИЗО проявляется в организации режима, охраны и надзора за лицами, в них содержащимися. Согласно ст. 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ

Управление

Управление

«О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, пре-дусмотренныхУ головно-процессуальным кодексом Российской Федерации (УПК РФ).

В ст. 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ) дано определение режима, под которым следует понимать установленный законом и соответствующими закону нормативно-правовыми актами порядок исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.

В условиях деятельности СИЗО это определение режима может использоваться в качестве рабочего, так как его основные требования, связанные с условиями содержания (соблюдением прав и обязанностей, исполнением обязанностей), охраной, изоляцией, одинаковы для подозреваемых и обвиняемых, находящихся в этих учреждениях. Приоритетными требованиями, обеспечиваемыми режимом в СИЗО, выступают соблюдение законности, уважение чести, достоинства и неприкосновенности личности; охрана прав и свобод человека и гражданина; презумпция невиновности и т. д.

Режим обеспечивается администрацией и сотрудниками мест содержания под стражей посредством реализации его функций: принудительной, обеспечивающей и профилактической.

Принудительная функция режима реализуется в различных правоограничениях, применяемых к подозреваемым, обвиняемым и предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, а также изоляцией, охраной и постоянным надзором за ними, пресечением попыток установления связей вне установленных правил с другими лицами.

Обеспечивающая функция направлена на создание необходимых условий для соблюдения прав подозреваемых и обвиняемых, исполнения ими своих обязанностей, обеспечения успешного расследования и судебногорассмот-рения уголовных дел.

Профилактическая функция состоит в предупреждении совершения преступлений и иных правонарушений как подозреваемыми и обвиняемыми, так и иными лицами, находящимися на территории места содержания под стражей.

В целях обеспечения режима в местах содержания под стражей устанавливается внутренний распорядок, регламентируемый Правилами внутреннего распорядка, которые определяют: прием и размещение подозреваемых и обвиняемых по камерам; проведение личного обыска, дактилоскопирование, фотографирование, а также досмотр вещей подозреваемых и обвиняемых; изъятие предметов, веществ и продуктов питания, запрещенных к хранению и использованию; приобретение продуктов пита -ния, а также предметов первой необходимостии других промышленных товаров; прием и выдачу посылок, передач; получение и отправление телеграмм, писем, денежных переводов; направление предложений, заявлений и жалоб; отправление подозреваемыми и обвиняемыми религиозных обрядов; привлечение к труду; участие в семейно-правовых отношениях и гражданско-правовых сделках; проведение подписки на газеты и журналы; медико-санитарное обеспечение; проведение ежедневных прогулок; проведение свиданий с родственниками и иными лицами; обеспечение участия в следственных действиях и судебных заседаниях; личный прием начальником места содержания под стражей и уполномоченными им лицами; выдачу тел умерших в местах содержания под стражей.

Правила внутреннего распорядка также предусматривают нормы поведения подозреваемых и обвиняемых в местах их содержания, определяют перечень и количество продуктов питания, предметов первой необходимости обуви, одежды и других промышленных товаров, которые они могут иметь при себе, хранить, получать в посылках, передачах и приобретать по безналичному расчету, а также перечень услуг, оказываемых за установленную плату.

В СИЗО осуществляется строгая покамер-ная изоляция, основные требования которой определены в ст. 32 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Как правило, подозреваемые и обвиняемые содержатся в общих камерах, одиночное заключение является исключением и допускается на срок более суток по мотивированному постановлению начальника, санкционированному прокурором. Не требуется санкции прокурора на размещение в одиночных камерах в следующих

случаях: при отсутствии иной возможности обеспечить соблюдение требований раздельного размещения; в интересах обеспечения безопасности жизни и здоровья подозреваемого или обвиняемого либо других лиц; при наличии письменного заявления подозреваемого или обвиняемого об одиночном содержании; при размещении подозреваемых и обвиняемых в одиночных камерах в ночное время, если днем они содержатся в общих камерах.

Строгая изоляция предполагает и пресечение нежелательных контактов, которые могут помешать следствию и установлению истины по делу. Они осуществляются под контролем администрации: свидания проходят в присутствии сотрудника СИЗО, посылки, передачи подлежат досмотру, переписка подвергается проверке (цензуре).

Раздельно содержатся: мужчины и женщины; несовершеннолетние и взрослые (в исключительных случаях с согласия прокурора в камерах, где содержатся несовершеннолетние, допускается содержание положительно характеризующихся взрослых, впервые привлекаемых к уголовной ответственности за преступления небольшой или средней тяжести); впервые привлекаемые к уголовной ответственности и ранее содержавшиеся в местах лишения свободы; подозреваемые и обвиняемые, а также осужденные, приговоры в отношении которых вступили в законную силу; подозреваемые и обвиняемые по одному уголовному делу.

Федеральное законодательство регламентирует все стороны жизнедеятельности СИЗО (тюрьмы), в том числе передвижение лиц, содержащихся в СИЗО, под конвоем, привлечение их к труду. Организация охраны объектов, постоянных и временных, а также охраны, надзора и конвоирования подозреваемых, обвиняемых и осужденных, пресечение и ликвидация групповых и массовых беспорядков и неповиновений, групповых побегов, нападений на сотрудников, случаев пожара, стихийных бедствий, обеспечение строгой изоляции, проведение воспитательной работы с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными.

По состоянию на 1 января 2010 г. в 226 следственных изоляторах и 164 помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов при колониях, содержалось 131,4 тыс. человек. Как отмечается в аналитической части Концепции развития УИС до 2020 г., принимаемые меры, в том числе ежегодное увеличение объемов бюджетных ассигнований, выделяемых на содержание УИС, позволили до-

биться определенных позитивных результатов, улучшить условия содержания в местах, в том числе их размещение, питание, вещевое и медицинское обеспечение Совершенствуетсянор-мативная правовая база деятельности УИС, практика назначения наказаний и избрания меры пресечения в виде содержания под стражей.

Несмотря на снижение в течение последних 5 лет уровня преступности в стране, общее количество лиц, содержащихся под стражей, остается стабильно высоким, а в некоторых регионах их число значительно превышает количество мест в СИЗО. По объективным причинам темпы строительства и реконструкции СИЗО не соответствуют динамике роста численности лиц, содержащихся под стражей, в результате в ряде учреждений установленные лимиты превышены на 20-40 %. Переполнение учреждений ведет к общему ухудшению условий содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, нарушению предусмотренных законом прав и интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, увеличивает нагрузку на работников УИС, создает конфликтные ситуации.

На 1 января 2010 г. более 90 % (около 800 тыс.) осужденных и лиц, содержащихся в СИЗО, состояли на диспансерном учете по поводу различных заболеваний, 433,7 тыс. - больны социально значимыми заболеваниями, в том числе 72,46 тыс. - психическими расстройствами, 40,77 тыс. - активным туберкулезом 55,96 тыс. - ВИЧ-инфекцией, 42,47 тыс. - вирусным гепатитом, 62,04 тыс. - наркоманией, 26,32 тыс. - алкоголизмом Более 25 тыс. осужденных - инвалиды. В связи с этим значительно возросла нагрузка на работников УИС, участились связанные со служебной деятельностью случаи угроз в их адрес и нападений на них.

Если детально проанализировать задачи реформирования, определенные в разделе II Концепции развития УИС до 2020 г., а также в других разделах, то в отношении СИЗО отмечается следующее:

- «модернизация и оптимизация системы охраны... следственных изоляторов, укрепление их материальной базы...

- повышение эффективности управления уголовно-исполнительной системой с учетом ее новой структуры, в том числе путем формирования современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры;

- обеспечение необходимогоуровня социальной защиты работников уголовно-исполнительной системы;

Управление

Управление

- подготовкапредложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающих применение электронных средств контроля по месту жительства подозреваемого, обвиняемого в совершении преступлений в качестве альтернативы содержанию под стражей;

- совершенствование ведомственного контроля за деятельностью уголовно-исполнительной системы, обеспечение гласности в деятельности уголовно-исполнительной системы, ее подконтрольности институтам гражданского общества, создание условий для участия общественности в решении стоящих перед уголовно-исполнительной системой задач;

- дифференциация условий содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, с целью обеспечения выполнения ими установленных правил режима содержания...

- разработка комплекса мер по формированию у работников уголовно-исполнительной системы умений и навыков, позволяющих обеспечить эффективное противодействие противоправному поведению со стороны осужденных, а также мер ответственности за нарушение прав осужденных и лиц, содержащихся под стражей;

- совершенствование мер предупреждения и пресечения возможных неслужебных связей личного состава уголовно-исполнительной системы с осужденными, преступных связей осужденных между собой и осужденных с лицами, находящимися за пределами исправительных учреждений;

- создание системы противодействия преступному поведению осужденных на основе применения современных инженерно-технических средств охраны и надзора, новых технологий и подходов к организации безопасности объектов уголовно-исполнительной системы, а также формирования единой технической политики в области их оснащения комплексами инженерно-технических средств охраны и надзора. Оснащение всех следственных изоляторов и исправительных учреждений современными интегрированными системами безопасности;

- повышение уровня организации специальных перевозок путем оптимизации маршрутов конвоирования и улучшения взаимодействия с государственными органами и организациями, задействованными при выполнении перевозок осужденных и лиц, содержащихся под стражей;

- завершение к 2017 году строительства и ввода в эксплуатацию 26 следственных изоляторов, условия содержания в которых будут

соответствовать европейским стандартам, а также реконструкция объектов действующих следственных изоляторов. Это позволит привести условия содержания подозреваемых и обвиняемых во всех следственных изоляторах в соответствие с законодательством Российской Федерации, устранить основания для обращений российских граждан в Европейский суд по правам человека;

- разработка и утверждение в 2012 году новых видов вещевого довольствия, отвечающих международным стандартам и современным потребительским свойствам, обеспечение новым вещевым довольствием осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в полном объеме к 2015 году;

- выполнение санитарно -гигиенических требований к условиям содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в соответствии с установленными нормативами, совершенствование организации питания... лиц, содержащихся под стражей, в соответствии с международными стандартами».

Очевидно, что обозначенные направления в своей совокупности будут способствовать оптимизации жизнедеятельности СИЗО и проецировать реальное воплощение ожидаемых результатов реформирования УИС, в частности обеспечат основу дальнейшего ее развития, приблизят ее деятельность к международным стандартам и потребностям общественного развития, расширят сферы применения уголовно-правовых мер, не связанных с лишением свободы, создадут условия, исключающие распространение в обществе криминальной субкультуры, а также систему регламентированных стимулов правопослушного поведения осужденных и новых исправительных технологий работы со спецконтингентом, основанную на достижениях в области психологии и медицины, педагогики и права, повысят уровень материального обеспечения работников УИС, их социально-правовой защиты.

СИЗО - это серьезный пласт, требующий комплексного«приземленного» подхода, поэтому ориентиры реформирования, обозначенные в Концепции, требуют детализации в самостоятельном нормативном документе, применительно только к перспективам жизнедеятельности СИЗО, принятом в виде программы (плана) либо иного управленческого решения.

Кроме того, следственные изоляторы остаются серьезным проблемным местом уголовно-исполнительной системы, сохранившимися на так называемом балансе пенитенциарной

системы историческим бременем, хотя не являются в соответствии со ст. 74 УИК РФ видом исправительных учреждений. В условиях кардинального преобразования УИС, придания значения рационального распределения функций между различными государственными ведомствами в вопросах работы со спецконтинген-том, реально достигаемых перспектив возмож-

ного появления в системе органов исполнительной власти самостоятельного межведомственного следственного комитета, может быть, следует вернуться к неоднократно поднимаемому в научных кругах1 вопросу о передаче СИЗО в ведение данного органа, что в условиях реформирования системы исполнения уголовных наказаний стало бы определенным положительным шагом.

1 См. подробнее: Протопопов А.В. Организационно-правовые основы функционированиятерриториаль-ного органа ФСИН России: дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2006.

Управление

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.