Научная статья на тему '"Здесь, в трех комнатах музея, вся история села": о школьном музее в С. Ивановка Ялуторовского района Тюменской области'

"Здесь, в трех комнатах музея, вся история села": о школьном музее в С. Ивановка Ялуторовского района Тюменской области Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
370
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ / SCHOOL MUSEUM / КОМИ / KOMI / КРАЕВЕДЕНИЕ / REGIONAL STUDIES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лискевич Н.А., Машарипова А.Х.

Рассматривается история создания школьного музея в с. Ивановка Ялуторовского района Тюменской области. Показана важная роль основателя и первой заведующей музея Ворсиной Л.Ф. Дана общая характеристика экспозиции, основных направлений краеведческой работы музея.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"WHOLE HISTORY OF THE VILLAGE IS HERE, IN THREE ROOMS OF THE MUSEUM": ABOUT THE SCHOOL MUSEUM IN IVANOVKA, YALUTOROVSK DISTRICT OF TYUMEN REGION

The history of creation of a school museum in the village of Ivanovka of Yalutorovsk district of Tyumen region is described. An important role of Vorsina L.F., the founder and the first director of the museum is shown. General characteristics of the exhibition, main directions of the museum's work in the area of regional history are pointed out.

Текст научной работы на тему «"Здесь, в трех комнатах музея, вся история села": о школьном музее в С. Ивановка Ялуторовского района Тюменской области»

Н.А. Лискевич, А.Х. Машарипова

Тюм НЦ СО РАН, Институт проблем освоения Севера

(г. Тюмень)

«Здесь, в трех комнатах музея, вся история села»: о школьном музее в с. Ивановка Ялуторовского района Тюменской области

»ей эт

зи- И

эв- С

эв- Р

ий л:

Школьные музеи — широко распространенное явление,

имеющее давнюю историю [6, с. 44-52; 21, с. 80]. Музей в школе начинается, как прави ло, с энтузиазма подвижников-учителей и волонтеров-школьников, сбора коллекц] и развития краеведческой деятельности [см., к прим., 13, с. 4446]. Чаще всего тематика коллекций связана с сохранением памяти о героях-земляках, прошедших через Великую Отечественную войну, историей и природой населенного пункта, представлением этнографических предметов, характеризующих традиционную культуру и быт местного населения [см,

к прим., 5, с 133].

126-130; 14, с. 127-музеев

Роль подобных в сельской местности выходит за рамки образовательного процесса, побуждая жителей населенного пункта включаться в процесс музеефикации и публичного осмысления прошлого, традиционной культуры, особенностей культурного ландшафта. Таким образом школьный музей, по-

мимо сбора коллекций и «лето-

лекциями музея и его заведующей, Л.Ф. Ворсиной, мы познакомились и подружились в ходе этнографических экспедиций Института проблем освоения Севера (ИПОС ТЮМ НЦ СО 'АН) к коми Нижнего Притобо-ья, которые проводятся с 2004 г. Музей находится в с. Ивановка Ялуторовского района Тюменской области, центре Ивановского сельского поселения. В состав поселения входят также деревни Большое Тихвино и Малое Тих-вино. Эти населенные пункты были образованы в 1840- х гг. коми (коми- зырянами), переселявшимися в основном из Усть-Сысольского и Яренского уездов Вологодской губернии, и меньшей частью — из Пермской и Вятской губерний [7, с. 114-115; 9, с. 143]. В настоящее время Ивановка и Большое Тихвино, наряду с селом Староалексан-дровка Ярковского района, это наиболее крупные компактные поселения коми на юге Западной Сибири. Интерес к начальному этапу переселения предков в Сибирь и истории своего села обусловили появление серьез-

писания»,становится одним из центров культурной жизни села, местом сохранения исторической памяти.

Предметом нашего исследования стала деятельность школьного музея Ивановской средней общеобразовательной школы (филиал МАОУ «Новоа-тьяловская СОШ») и процесс постепенного включения музея в культурное пространства не только села, но и региона. С кол-

ных краеведческих исследований. Наибольшей полнотой отличаются труды В.Е. Попова, жителя с. Ивановка Ялуторовского района, обобщившего свои наработки как в отдельных изданиях, так и в соавторстве с Л.Ф.Ворсиной [2; 10; 11; 12]. Подобные записи по истории своего родного села вел Н.Т. Чуклеев, житель с. Каменка Заводоуков-ского района. С. Каменка также было образовано коми пересе-

Рассматривается история создания школьного музея в с. Ивановка Ялуторовского района Тюменской области. Показана важная роль основателя и первой заведующей музея — Ворсиной Л.Ф. Дана общая характеристика экспозиции, основных направлений краеведческой работы музея. Ключевые слова: школьный музей, коми, краеведение.

N.A. Liskevich, A.H. Masharipova Institute of Problems of Development of the North, Tyumen Scientific Center, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences (Tyumen)

«Whole history of the village is here, in three rooms of the museum»: about the school museum in Ivanovka, Yalutorovsk district of Tyumen region

The history of creation of a school museum in the village of Ivanovka of Yalutorovsk district of Tyumen region is described. An important role of Vorsina L.F., the founder and the first director of the museum is shown. General characteristics of the exhibition, main directions of the museum's work in the area of regional history are pointed out.

Keywords: school museum, the Komi, regional studies

Лискевич Нина Александровна,

к.и.н, ведущий научный сотрудник Института проблем освоения Севера Тюм НЦ СО РАН (г. Тюмень)

Машарипова Анжела Хайрулловна,

научный сотрудник Института проблем освоения Севера Тюм НЦ СО РАН (г. Тюмень)

ленцами, часть из которых переехала из Ивановки [7]. Н.Т. Чуклеев собрал и обобщил обширную информацию о прошлом Каменки, сделал родословия жителей села, подробно описал особенности быта, традиционной культуры и хозяйства [15]. Большая часть собранных им материалов опубликована

[16; 17].

Закономерным продолжением краеведческих исследований стали сбор музейных коллекций и подготовка музейной экспозиции в школе. Мысль о создании своего музея появилась еще в 1960-е гг. у Л.Ф. Ворсиной, учительницы литературы Ивановской школы, после знакомства с материалами по истории села, которые собрал Василий Ефимович Попов — главный экономист совхоза «Восход». Краеведческий музей в школе открылся 19 марта 1981 г., его основателем и первой заведующей стала Людмила Федоровна Ворсина. На торжественное открытие музея шли не с пустыми руками, почти каждый житель села внес посильный вклад в создание музейных фондов: «кто подарил старинную утварь, кросны, сумку из камыша, пойву — берестяной кузов для переноски ягод, грибов. Кто расстался с самыми дорогими для себя письмами, фотографиями родных» [11, с. 47]. Первые музейные выставки были посвящены событиям Великой Отечественной войны, стенды с размещенными экспонатами имели названия «На фронт уходили семьями», «Так ковалась победа», «Школа в годы войны», «Вещи, газеты, письма рассказывают...» [Там же].

Важным событием в жизни с. Ивановка и школьного музея был приезд в июле 1989 г. участников диалектологической практики из Сыктывкарского государственного университета под руководством Е.А. Игушева. Евгений Александрович Игушев передал в библиотеку музея

журналы, научную литературу, словари коми языка. С этого времени в школе больше внимания уделялось сохранению родного языка, в музее проводились мероприятия с реконструкцией и проведением традиционных праздников.

В последующем для музея были выделены три кабинета, расположенных в здании школы. В первом кабинете размещается библиотека, архив с работами школьников, выписками. Во втором кабинете представлен интерьер традиционной избы, находится утварь, инструменты и др. (рис. 1, 2). По стенам развешаны образцы традиционной одежды нач. XX в., в т.ч. женские домотканые юбки, рубахи, мужские штаны, детские платья рубашечного покроя (рис. 3-6). По словам Л.Ф. Ворсиной, комплектование домотканой одежды в большинстве случаев связано с неожиданными находками: к примеру, хозяева убирали тряпки, которыми затыкали вентиляционное отверстие в подполе дома, а там оказывалось детское платьице; или разбирали старую подушку и находили внутри мужские штаны (дора гач).

Третий кабинет занимает экспозиция, посвященная истории села, школы, подвигу односельчан в годы Великой Отечественной войны. Сотрудники музея обращались в государственные архивы, чтобы восстановить историю села. Копии документов размещены на стендах музея. К примеру, представлена карта земельного и лесного наделов, отведенных крестьянам сел Ивановского и Александровского и деревень МалоТихвинской, Больше-Тихвиной, Чаша и выс. Юргинского в Ивановской волости Ялуторовского округа [1]. По материалам исследований составлена карта с обозначением мест, откуда выходили переселенцы, указаны их фамилии, которые и сейчас широко распространены у жителей коми

сел: из Княжнопогостского района - Пудовы, Волковы, Катаевы, Жилины, Кляповы; из Усть-Вымского района — Болотовы, Подоровы, Сенюковы; выходцами из Сыктывдинского района были Поповы, Юшковы, Распутины, Русановы, Лыюровы; Макаровы и Пунеговы переселились из Сысольского района; из Усть-Куломского - Воробьевы, Шешуковы и Пименовы. В целом эти выводы подтверждаются данными переписных листов Всероссийской переписи населения 1897 г. [7, с. 115-116].

В разделе экспозиции, посвященном истории школы размещена информация о развитии школьного образования в селе, начиная с 1894 г., когда открылось одноклассное министерское училище. Среди документов — свидетельства об окончании церковно-приходской школы и министерского училища, фотографии первого здания школы, разные составы учеников и учителей 1920 1940-х гг. Сотрудники музея сформировали фонд подлинных фотодокументов, ранние из которых относятся к концу XIX - первой четверти XX в. — в основном это портреты жителей Ивановки, групповые снимки 1920-х гг., на которых изображены участники съездов, слетов, выставок. К редким фотографиям можно отнести изображение горящего клуба, который размещался в здании церкви, снимок относится к 1963 г.

Музей играет большую роль в образовательном процессе: школьники занимаются комплектованием, помогают вести учет и хранение собранных предметов, участвуют в краеведческой работе, изучают историю села, представляют свои материалы на школьных, районных и региональных школьных конференциях. Одним из результатов краеведческих исследований стал фотоальбом с видами села, отдельных построек и элементов архитектурного декора, при этом

дано краткое описание улиц, хронология их появления (например, «Первая улица новой деревни»), выделены ранние постройки, запечатлены строительство новых объектов и события в культурной жизни села. Все фотографии атрибутированы: подписи под фотографиями усадеб указывают фамилии владельца дома, в некоторых случаях — строителя и проживающих, фотографии событий имеют название, указаны участники мероприятий.

Другая важная тема краеведческих исследований связана с восстановлением истории исчезнувших населенных пунктов — хуторов, выселков, лесозаготовительных пунктов. Наиболее полно раскрыта история хутора Три-сан. В архиве музея систематизированы воспоминания жителей хутора, копии документов (паспортов, трудовых книжек, страниц из книг похозяйствен-ного учета населения, школьных табелей, почетных грамот и пр.), копии и подлинники фотографий из семейных альбомов и газет, составлены родословия отдельных семей до пяти поколений, собраны топонимы и дана их этимология, представлены статистические данные. Результатом исследовательской работы стало появление нового праздника - дня хутора. В 2006 г. жители с. Ивановка поставили памятный знак на месте хутора Трисан, и в первое воскресенье июня выходцы из этой деревни со своими детьми, внуками, гостями выезжают туда для встречи с односельчанами. По рассказам, каждая семья определяет место, где находился их дом, вспоминает ушедших родственников, устраивает угощение, делится информацией о истории семьи и хутора [8, с. 159-160].

Один из выпускников школы, С.А. Шешуков написал стихотворение, посвященное Л.Ф. Ворсиной [18]. В поэтической форме очень точно показана концепция

Рис. 1.

Интерьер избы в школьном музее с. Ивановка

Рис. 2.

Выставка орудий труда и утвари в школьном музее с. Ивановка

Рис. 3.

Женская домотканая юбка

Рис. 4.

Мужская домотканая рубаха дором

Рис. 5.

Мужские домотканые штаны дора гач

музея и содержание экспозиции:

Здесь, в трех комнатах музея, Вся история села. Муза Клио, знанья сея, Под свое крыло взяла. Старины предметы быта,

Фотографии людей. Сколько войнами убито, Сколько выросло детей. Кто, когда и с кем роднился, Да известен чем он был. В жизни как определился, Что в итоге заслужил. Кропотливая работа, Многолетний вложен труд. О потомках быль забота, Что рождаются, растут.

С начала 2010-х гг. музеем стала заведовать Шулятьева Анастасия Александровна. Наряду с экскурсиями по реальному музею, школьники стали делать виртуальные экскурсии в программе Microsoft PowerPoint, которые выкладывают на официальном сайте школы, например «Комната боевой славы» [19]. Л.Ф. Ворсина с конца 1990 -начала 2000-х гг. уделяет большое внимание восстановлению родословий старожилов Ивановки. Эта работа ведется при поддержке сотрудников ИПОС ТюмНЦ СО РАН. Данные записей метрических книг, переписных листов Всероссийской переписи населения 1897 г., дополненные воспоминаниями жителей села, документами из семейных архивов позволили Л.Ф. Ворсиной сделать родословные росписи многих семей. Результаты генеалогических изысканий были представлены на комплексе мероприятий, посвященных 170-летию Ивановки.

Школьный музей принял активное участие в подготовке и праздновании юбилея села в 2014 г. В феврале в школе проводилась выставка детских рисунков, работала временная экспозиция «Этнография коми оленеводов» из фондов Музея природы и человека ХМАО — Югры,

26 февраля на базе Ивановской средней школы состоялась краеведческая конференция «Ивановские чтения», в которой приняли участие исследователи из Москвы, Тюмени, Ханты-Мансийска, Ялуторовска, с. Ивановка, краеведы, школьники (рис. 7). Итоги конференции отражены в историко-краеве-дческом альманахе, в нем представлены также результаты творчества жителей и уроженцев с. Ивановка [Ивановка., 2014]. 7 июля, в день празднования юбилея в Доме культуры размещалась небольшая экспозиция, где были выставлены живописные картины с видами Ивановки и окрестных ландшафтов, детские рисунки, другие результаты творчества, фотовыставка,

а также большое панно, представляющее родословное древо Русановых (рис. 8).

Музей Ивановской школы в последние годы стал одним из важных туристических ресурсов села, его посещение запланировано в рамках разработанного этномаршрута [Ермакова, 2017, с. 17].

Таким образом, создание школьного музея в. Ивановка было инициативой энтузиастов-краеведов, увлеченных изучением прошлого и настоящего своего села. За три с лишним десятилетия своего существования музей стал обладателем уникальной этнографической коллекции и фотофонда, отражающих традиционную культуру и историю коми переселенцев, в рамках музейно-образовательной деятельности ведется иллюстрированная летопись села, обобщены материалы по исчезнувшим деревням, создаются виртуальные экскурсии. Музей стал центром притяжения людей, заинтересованных в сохранении историко-культурного наследия коми, среди которых не только школьники и учителя, но и другие уроженцы села. В результате целенаправленной общественной

деятельности активной части коми населения в селе развивается этнотуризм, что ведет к включению музея в культурное пространство не только села, но и региона.

Литература:

1. ГБУТО ГАТО Ф. И. 48. Оп. 1. Д. 1331. Проектный план и карта земельного и лесного наделов, отведенных крестьянам сел Ивановского и Александровского и деревень Мало-Тихвинской, Больше-Тихвиной, Чаша и выс. Юргинского в Ивановской волости Ялуторовского округа.

2. Ворсина Л.Ф. Попов В.Е. Прошлое и настоящее наших сел (Статистический сборник). Село Ивановка, 1987. 20 с. / Рукопись.

3. Ермакова Е.Е. Этапы проектирования этномаршрута: из опыта разработки экскурсии к коми-зырянам Тюменской области // Сервис plus. — 2017. — Т. 11. — № 2. — С. 12-20.

4. Ивановка — сибирский коми-уголок: Историко-краевед. альманах / Под ред. Л.Ф. Ворсиной, Н.И. Макаровой, Н.И. Пунеговой. — Новосибирск: Апостроф, 2014. — 220 с.

5. Кулешова Н.В. Школьные музеи Омской области (на примере сельских населенных пунктов) // Музеи научных и учебных заведений: история, вклад в сферы знания и образования. Сборник научных трудов. — Омск: Омский гос. ун-т им. Ф.М. Достоевского, 2015.— С. 126130.

6. Леонов Е.Е. Эволюция роли школьных музеев России: с момента создания до современного состояния // Актуальные вопросы современной науки. — 2010. — № 14. — С. 44-52.

7. Лискевич Н.А., Машарипо-ва А.Х. Формирование и расселение групп коми на территории Ялуторовского уезда Тобольской губернии в XIX - начале XX в. // Вестник археологии, антропологии и этнографии. — 2012. — № 2 (19). — С. 113-119.

8. Лискевич Н.А., Машарипо-ва А.Х. Роль праздника «день села» в сохранении исторической памяти коми-переселенцев в Западной Сибири // Вестник археологии, антропологии и этнографии. — 2016. — № 4 (35). — С. 155-161.

9. Повод Н.А. Особенности освоения территории Нижнего Притобо-лья коми переселенцами в XIX в. //

Вестник археологии, антропологии и этнографии. — 2009. — № 9. — С. 141-148.

10. Попов В. Селу Ивановка - 125 лет (1844-1969). Б.г. 20 с. / Рукопись.

11. Попов В.Е. Восходовцы. Село Ивановка, 1982. 117 с. / Рукопись.

12. Попов В.Е. Ветераны. — Село Ивановка: Ялуторовская типография, 1990. — 63 с.

13. Сарапулов А.Н. Школьный музей: общее и особенное // Вестник музея археологии и этнографии Пермского Предуралья. — 2014. — № 4. — С. 44-46.

14. Хорин Д.Е. Музеефикация как способ конструирования современного этнокультурного пространства в среде чувашей Тюменского Прито-болья // Вестник археологии, антропологии и этнографии. — 2017. — № 1 (36). — С. 127-133.

15. Чуклеев Н.Т. Каменка. История образования деревни. Описание крестьянской жизни и быта ее людей. Б.г., 87 с. + прил. 56 с. / Рукопись.

16. Чуклеев Н.Т. Родословие сибирской деревни // Сибирский исторический журнал. — 2002. — № 1. С. 26-36.

17. Чуклеев Н.Т. Каменка. История образования деревни. Описание крестьянской жизни и быта ее людей. — Тюмень: Библ.-издат. комплекс «Тюменский государственный нефтегазовый университет», 2011. — 127 с.

18. Шешуков С.А. Школьный музей / Ивановка - моя Родина [группа] // Одноклассники [сайт]: URL: https://ok.ru/ivanovkamo/topic/65609 751022466 (дата обращения: 25.11.2017).

19. Школьный музей // Филиал МАОУ «Новоатьяловская СОШ» «Ивановская средняя общеобразовательная школа»: [сайт]. URL: http://ivanovka.depon72.ru/?cat=702 (дата обращения: 22.11.2017).

20. Шмуратко Д.В. Исследовательская работа как основной «фактор успеха» школьных музеев // Вестник музея археологии и этнографии Пермского Предуралья. — 2014. — № 4. — С.36-38.

21. Шуштар Б. Школьные музеи Европы: многообразие подходов // Вопросы музеологии. — 2012. — № 2 (6). — С. 80-96.

Рис. 6.

Детское домотканое платье дöрöм

Рис. 7.

Экскурсия для участников конференции «Ивановские чтения», 2014 г.

Рис. 8.

Родословные росписи на выставке, посвященной 170-летию с. Ивановка

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.