Научная статья на тему 'Роль праздника «День села» в сохранении исторической памяти коми-переселенцев в Западной Сибири'

Роль праздника «День села» в сохранении исторической памяти коми-переселенцев в Западной Сибири Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1039
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМИ / ЗЫРЯНЕ / ПЕРВЫЕ ПОСЕЛЕНЦЫ / СТРУКТУРА ПРАЗДНИКА / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / KOMI / ZYRIANS / FIRST SETTLERS / HOLIDAY STRUCTURE / HISTORICAL MEMORY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лискевич Нина Александровна, Машарипова Анжела Хайрулловна

Выявлены особенности проведения праздника «День села» в населенных пунктах, основанных коми на территории Западной Сибири в 1840-х гг. Основное внимание уделено юбилейным праздникам, посвященным 170-летию с. Саранпауль Березовского района Ханты-Мансийского автономного округа Югры (15 сентября 2012 г.) и с. Ивановка Ялуторовского района Тюменской области (7 июля 2014 г.). Выделены базовые блоки праздника, его функции по отношению к территории и населению. День села в коми поселениях характеризуется рядом значимых символических действий. Воспроизводятся сюжеты исторических преданий о первых поселенцах и трудностях освоения новой территории, что связано с почитанием предков и подчеркиванием права труда на освоенную территорию. Демонстрируются семейные реликвии и/или восстановленные родословия, воплощающие идею рода. Используются родной язык для поздравлений и элементы традиционной одежды или другие культурные атрибуты, имеющие в данной ситуации высокий семиотический статус и подчеркивающие групповую идентичность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The features of the holiday “The Village Day” in the settlements, founded by the Komi on the territory of Western Siberia in the 1840s, are identified. The focus is made on the celebrations dedicated to the 170th anniversary of the village Saranpaul’ of Berezovsky District of Khanty-Mansi Autonomous Okrug Yugra (15 September, 2012), and of the village of Ivanovka of Yalutorovsk District of Tyumen Oblast (7 July, 2014). The basic elements of the holiday, its functions in relation to the territory and population are highlighted in the article. «The Village Day» in the Komi settlements is characterized by a series of meaningful symbolic actions. The population reconstructs plots of the historical legends about the first settlers and difficulties of development of the new territory, which is related to the ancestor worship and emphasizes labour rights to the developed territory. They de-monstrate family heirlooms and/or reconstructed genealogies which embody the idea of a clan. They use their mother tongue for congratulations, and elements of traditional clothes or other cultural attributes which have a high semiotic status in this situation and emphasize group identity.

Текст научной работы на тему «Роль праздника «День села» в сохранении исторической памяти коми-переселенцев в Западной Сибири»

Н.А. Лискевич, А.Х. Машарипова

Институт проблем освоения Севера СО РАН ул. Малыгина, 86, Тюмень, 625026, РФ E-mail: povod_n@mail.ru; esenewka@yandex.ru

РОЛЬ ПРАЗДНИКА «ДЕНЬ СЕЛА» В СОХРАНЕНИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ КОМИ-ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ1

Выявлены особенности проведения праздника «День села» в населенных пунктах, основанных коми на территории Западной Сибири в 1840-х гг. Основное внимание уделено юбилейным праздникам, посвященным 170-летию с. Саранпауль Березовского района Ханты-Мансийского автономного округа — Югры (15 сентября 2012 г.) и с. Ивановка Ялуторовского района Тюменской области (7 июля 2014 г.). Выделены базовые блоки праздника, его функции по отношению к территории и населению. День села в коми поселениях характеризуется рядом значимых символических действий. Воспроизводятся сюжеты исторических преданий о первых поселенцах и трудностях освоения новой территории, что связано с почитанием предков и подчеркиванием права труда на освоенную территорию. Демонстрируются семейные реликвии и/или восстановленные родословия, воплощающие идею рода. Используются родной язык для поздравлений и элементы традиционной одежды или другие культурные атрибуты, имеющие в данной ситуации высокий семиотический статус и подчеркивающие групповую идентичность.

Ключевые слова: коми, зыряне, первые поселенцы, структура праздника, историческая память.

DOI: 10.20874/2071-0437-2016-35-4-155-161

Изучение исторической и коллективной (социальной) памяти, ее определения, механизмов действия, функций является актуальной проблемой современной науки. Это новая область исследования — изучение ментальности, т.е. непрерывного опыта (памяти) социума, цепи опыта поколений [Кознова, 2000, с. 13]. Концепты коллективных времени и пространства, коллективной истории позволяют трактовать представления общего прошлого как искусственную среду, которая ре/конструируется каждым новым поколением с присущим ему творческим импульсом [Хальбвакс, 2005]. В ходе реконструкции идентификационных структур исторической памяти, свойственных сознанию «вспоминающей» эпохи, в одном проблемном поле оказываются связанные друг с другом понятия «идентичность» — «память» — «дискурс» — «образ» — «миф» [Леонтьева, 2011, с. 17].

По мнению И.А. Разумовой, для современного человека актуальна и очень устойчива тенденция мифологизировать границу памяти, как бы далеко или близко она не располагалась [2001, с. 188]. В этом отношении показательна мифологема «исхода» или «прихода»/«пере-селения» на новое место: с указания на «появление» предков на новой «родине» начинаются многие семейные биографии [Разумова, 2001, с. 191]. Пример опыта сохранения и передачи исторической памяти у потомков коми переселенцев в Западную Сибирь демонстрирует актуальность сюжетов о прибытии, выборе места для поселения, освоении новых территорий, образов первых поселенцев, основателей деревни и легендарных предков. Эти мифологемы повторяются в местных сельских и семейных исторических преданиях, воспроизводятся на краеведческих мероприятиях, в музейных экспозициях, в ходе праздников.

Цель нашего исследования — выявление особенностей проведения праздника «День села» в населенных пунктах, основанных коми в 1840-х гг. на территории Западной Сибири. Наиболее репрезентативными примерами восстановления и трансляции исторической памяти стали церемонии юбилейных праздников, посвященных 170-летию со дня основания села, в кото-

1

Исследование выполнено при поддержке комплексной программы фундаментальных исследовании СО РАН «Интеграция и развитие»: «Постколониальность Сибири: пространственная схема и социокультурная динамика» (№ 0372-2015-0007).

рых нам удалось участвовать в с. Саранпауль Березовского района Ханты-Мансийского автономного округа — Югры (15 сентября 2012 г.) и с. Ивановка Ялуторовского района Тюменской области (7 июля 2014 г.).

В череде деревенских праздников «День села» занимает особое место. Это событие местного значения, важное только для жителей данного населенного пункта. Праздник официальный, но тесно связанный с семейными судьбами, биографиями конкретных людей. Праздник настоящего времени, но устремленный в прошлое — к истокам появления (рождения) села и одновременно в будущее — дети учатся сохранять традиции, чтить память села, историю предков, этническую культуру. День села — несомненно, массовый праздник, событие, отделяющее от повседневности и вместе с тем органично выходящее из будничной жизни.

Мероприятие инициируется и поддерживается местными властями и учреждениями культуры, «торжественная» часть сценария сближает его с «советскими» праздниками. Однако, как и в случае некоторых массовых советских праздников, переплетение политики сохранения памяти и личных воспоминаний способствует его сохранению «независимо от официальной риторики» [Рольф, 2009, с. 363]. Вместе с тем День села во многом повторяет традиции престольного, или храмового, праздника, связанного с почитанием святого, во имя которого был освящен храм или придельный престол. Такой праздник назывался также съезжим, так как обычно на него собиралось много гостей — родственников, соседей, иногда из отдаленных деревень. Празднование совершалось согласно определенному ритуалу и включало крестный ход, молебен, праздничную трапезу, гуляния, часто устраивали базар или ярмарку. В советское время, когда стали вытеснять религию из жизни людей, многие церковные праздники переименовывались с одновременным изменением идеологической составляющей и ритуала торжества. Возможно, таким образом произошло замещение съезжего праздника Днем села. К сожалению, трудно установить точное время, когда произошло официальное закрепление нового названия.

Наполненность содержания праздника зависит от общественной активности самих жителей, которые одновременно и участники, и организаторы мероприятия. Основная официальная идея Дня села — выражение гордости за свою малую Родину и земляков, воспитание и поддержание чувства солидарности и патриотизма. Но, как правило, в нашей культуре нет достаточно разработанного и закрепленного традицией ритуала для демонстрации этой идеи в символической форме. Поэтому структура праздника может соединять достаточно разнородные составляющие, хотя в основном можно выделить базовые блоки.

Подготовительный этап начинается задолго до намеченного события. В этот период может идти подготовка конкурсов в разных номинациях (к примеру, «лучшая усадьба, улица», «лучший в профессии»), устраиваются выставки рисунков, фотографий, конкурсы поэтических произведений, краеведческих исследований, может быть проведена научно-практическая конференция, подготовлен краеведческий сборник и пр., а также готовится сценарий, приглашаются гости, в том числе творческие коллективы, ведутся поиски спонсоров. Так, в Саранпауле накануне 170-летия села, 13-15 сентября 2012 г. была проведена межшкольная научно-практическая конференция «На горных ветрах времени...», посвященная также десятилетнему юбилею Са-ранпаульского краеведческого музея, на которой прозвучали доклады по истории и этнографии края исследователей из г. Тюмени, р.п. Березово, местных краеведов, школьников [На горных ветрах..., 2012]. В Ивановке «торжественный» 2014 г. был наполнен мероприятиями, посвященными юбилею села: в феврале проводилась выставка детских рисунков, работала временная экспозиция «Этнография коми оленеводов» из фондов Музея природы и человека ХМАО — Югры, 26 февраля на базе Ивановской средней школы состоялась краеведческая конференция «Ивановские чтения», в которой приняли участие исследователи из Москвы, Тюмени, Ханты-Мансийска, Ялуторовска, краеведы, школьники. Итоги конференции отражены в историко-краевед-ческом альманахе, в нем представлены также результаты творчества жителей и уроженцев с. Ивановка [Ивановка., 2014].

Содержание самого праздничного мероприятия может варьироваться, но обычно оно включает в себя официальное открытие праздника с выступлениями представителей органов власти и других важных гостей, награждение уважаемых земляков и победителей конкурсов, культурную программу и развлекательные мероприятия. Культурная программа может быть представлена театрализованной постановкой «из истории села», различными выставками, выступлениями фольклорных коллективов, номеров художественной самодеятельности с последующими танцами, спортивными состязаниями, гуляниями для молодежи и пр. Как правило, в День села

устраивается небольшая ярмарка, где продаются изделия декоративно-прикладного творчества, угощения, праздничная атрибутика (воздушные шары и пр.).

В Саранпауле в день 170-летия была подготовлена праздничная программа «Сердцу милая сторонка». Для этого на правом берегу р. Ляпин администрацией сельского поселения были сделаны тематические площадки с жилыми и хозяйственными постройками: мансийская деревня с чумом, жилой избой и лабазом, место стоянки первых коми переселенцев, палатка геологов, кроме этого была подготовлена сцена, торговые ряды для продажи и товарообмена, кафе под открытым небом. Коми площадка была обнесена изгородью из жердей, в центре ее располагался шалаш с двускатной крышей, сколоченный из досок и покрытый хвойными ветками. Возле шалаша на ящиках для рукоделия куд сидели женщины в нарядной традиционной одежде и занимались рукоделием, рядом на оленьих шкурах постелях были разложены орнаментированные сумки падку, коллекции игрушек бабки, представляющих собой таранные кости над-копытного сустава оленей (рис. 1).

Рис. 1. Шалаш первых коми поселенцев на празднике, посвященном 170-летию образования с. Саранпауль. Березовский район ХМАО — Югры, 2012 г.

По периметру площадки располагались нарты с домашним скарбом оленеводов — постельными принадлежностями, столиками, досками пола, ящиком для продуктов, одеждой и пр., стояли сколоченные из досок столы, на которых размещались предметы домашнего обихода — сундуки, ящики куд, жбаны, палки для выбивания снега, маслобойки, вафельницы, самовары, сумки для рукоделия тучу, были разложены традиционные орудия труда — рубанки, лучковые пилы, косы-горбуши, сверла, формы для изготовления кирпича, скребки для обработки шкур, прялки и другие семейные реликвии (рис. 2). К изгороди были прислонены лыжи, на жердях висели рыболовные сети. В одном из углов площадки находился навес с односкатной крышей, у входа был разведен костер, обложенный камнями, на котором кипятился чайник и варилась уха.

Праздничная церемония началась театрализованным представлением «Ляпинские зыряне — путь к новой жизни», в котором были показаны прибытие первых коми (зырян) на плотах к берегам Ляпина, договор переселенцев с местными манси о разрешении на поселение и основание деревни, обустройство на новом месте. Наглядным символом «долгой и трудной дороги» предков стали настоящие плоты, сплавлявшиеся вдоль праздничной площадки (рис. 3). Торжественная часть включала в себя официальные поздравления, награждения уважаемых земляков, победителей конкурсов, выступления фольклорных коллективов. Проводились также национальные игры, конкурсы, различные мастер-классы, соревнования на лодках — калданках, горнячках, «казанках».

Рис. 2. Музейная площадка первых коми поселенцев на празднике, посвященном 170-летию образования с. Саранпауль. Березовский район ХМАО — Югры, 2012 г.

Рис. 3. Театрализованная постановка прибытия первых коми переселенцев на плотах на празднике, посвященном 170-летию образования с. Саранпауль. Березовский район ХМАО — Югры, 2012 г.

В с. Ивановка Ялуторовского района Тюменской области празднования, как правило, проводятся в центре села, на площади перед клубом. Торжество в честь 170-летия со дня основания Ивановки открылось праздничным шествием по центральной улице, перед входом в клубный двор гостей по традиции окропляли водой и кружили в хороводе (рис. 4). Был представлен экскурс в историю появления первых поселенцев, показаны такие события, как выбор места для

поселения и основание села, трудности, которые пришлось преодолеть первопоселенцам. Затем последовали поздравления от официальных гостей, награждение земляков и праздничный концерт, в котором участвовали творческие коллективы из Ивановки и соседних поселений. По периметру праздничной площадки были поставлены шатры со стилизованными традиционными интерьерами, в шатрах можно было купить предметы народного творчества, угощения. В холле клуба размещались фотовыставка, выставка живописи и плакаты с изображением родословий жителей села.

Рис. 4. Празднование 170-летия со дня основания с. Ивановка. Ялуторовский р-н Тюменской области, 2014 г.

Демонстрацией этнической идентичности коми жителей Ивановки на празднике является выступление на родном языке и использование традиционного женского костюма в качестве праздничного наряда. Хотя нужно отметить, что на территорию Нижнего Притоболья переселялись в основном коми из Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии, и уже во второй половине XX в. традиции изготовления, покроя, декора, силуэта, способов ношения женского костюма не воспроизводились. Возвращение этнической одежды было мотивировано установлением связей с коми Шурышкарского района ЯНАО (с. Мужи), которые подарили для школьного музея комплекс ижемской женской одежды. Именно такой сарафанный комплекс стал образцом для изготовления традиционных нарядов современных жителей Ивановки.

Интерес и уважение к истории своих предков побудили коми жителей юга Тюменской области восстановить память об исчезнувших к середине XX в. населенных пунктах. По личной инициативе они устраивают праздники, подобные Дню села или съезжим праздникам, посещая места исчезнувших деревень, хуторов, выселков, ставят там памятные знаки. Так, к примеру, жители с. Ивановка в 2006 г. поставили памятный знак на месте хутора Трисан, и в первое воскресенье июня выходцы из этой деревни со своими детьми, внуками, гостями выезжают туда для встречи с односельчанами. По рассказам, каждая семья определяет место, где находился их дом, вспоминает ушедших родственников, устраивает угощение, делится информацией о истории семьи и хутора (рис. 5).

Заключительный этап празднований связан с «информационным закреплением» события в районных СМИ (к примеру: [Захаров, 2016, с. 1]), а также выкладыванием фотографий, видео, текстовых новостей на официальных сайтах, страничках пользователей и групп в социальных сетях (напр.: [Ивановка — моя Родина; День села — чудесный праздник]). Это сохраняет событие в истории и способствует его дальнейшей трансляции.

Общественная значимость праздника «День села», на наш взгляд, весьма велика, этот праздник является социальным институтом, выполняющим различные функции. По отношению к территории это сохранение исторической памяти, воспроизводство исторических преданий, связанных с основанием населенного пункта, воспитание и поддержание чувства солидарности, укрепление культурных традиций и традиционной культуры (ремесла, фольклора, одежды, пи-

щи и пр.), а также нравственных ценностей (признательность землякам, чувство патриотизма, землячества, укрепление родственных связей), расширение коммуникации — приглашение гостей из других поселений, привлечение внимания административных работников к проблемам территории.

По отношению к населению функции Дня села связаны с реализацией творческого потенциала, презентацией достижений, в том числе в художественной самодеятельности, структурированием социальной жизни с учетом реалий прошлого, передачей моральных и этических стереотипов ролевого поведения, обеспечением преемственности поколений, укреплением территориальной, групповой и этнической идентичности и пр.

Рис. 5. Памятный знак в д. Трисан. Из семейного архива Н.И. Пунеговой, 2006 г.

День села, интегрирующий членов локального сообщества и наглядно показывающий связь поколений, в коми поселениях выполняет ряд символических функций — воспроизводство сюжетов исторических преданий о первых поселенцах и трудностях освоения новой территории, т.е. почитание предков и подчеркивание права труда на освоенную территорию; демонстрация семейных реликвий и/или восстановленных родословий, что является, по мнению И.А. Разумо-вой, «воплощением идеи рода» [2001, с. 162]; использование родного языка в поздравлениях и элементов традиционной одежды или других культурных атрибутов, имеющих в данной ситуации высокий семиотический статус и подчеркивающих групповую идентичность.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Источники

День села — чудесный праздник // Офиц. сайт «Ялуторовский муниципальный район Тюменской области». Режим доступа: http://yalutorovsk-mr.admtyumen.ru/mo/Yalutorovsk-mr/about_OMSU/more.htm?id=11112334@cms Article.

Захаров В. На пути к второму столетию // Ярковские изв. 2016. № 47 (8968). С. 1. Ивановка — моя Родина // Одноклассники [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://ok.ru/ivanovkamo. Ивановка — сибирский коми-уголок: Историко-краевед. альманах / Под ред. Л.Ф. Ворсиной, Н.И. Макаровой, Н.И. Пунеговой. Новосибирск: Апостроф, 2014. 220 с.

На горных ветрах времени...: Материалы межшкольн. науч.-практ. конф. (12-15 сентября 2012 г., с. Саранпауль) / Отв. ред. Н.А. Лискевич. Тюмень: Полиграфинтер, 2012. 91 с.

Литература

Кознова И.Е. ХХ век в социальной памяти российского крестьянства. М., 2000. 207 с. Леонтьева О.Б. Историческая память и образы прошлого в российской культуре XIX — начала ХХ вв. Самара: Книга, 2011. 448 с.

Разумова И.А. Потаенное знание современной русской семьи: Быт. Фольклор. История. М.: Индрик, 2001. 376 с.

Рольф М. Советские массовые праздники / Пер. с нем. В.Т. Алтухова. М.: (РОССПЭН): Фонд Первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2009. 439 с.

Хальбвакс М. Коллективная и историческая память // Неприкосновенный запас. 2005. № 2-3. С. 8-27.

N.A. Liskevich, A.H. Masharipova

Institute of Problems of Development of the North, Siberian Branch, Russian Academy of Sciences

Malygin st., 86, Tyumen, 625026, Russian Federation

E-mail: povod_n@mail.ru; esenewka@yandex.ru

THE ROLE OF «THE VILLAGE DAY» IN PRESERVATION OF HISTORICAL MEMORY OF THE KOMI RE-SETTLERS IN WESTERN SIBERIA

The features of the holiday "The Village Day" in the settlements, founded by the Komi on the territory of Western Siberia in the 1840s, are identified. The focus is made on the celebrations dedicated to the 170th anniversary of the village Saranpaul' of Berezovsky District of Khanty-Mansi Autonomous Okrug — Yugra (15 September, 2012), and of the village of Ivanovka of Yalutorovsk District of Tyumen Oblast (7 July, 2014). The basic elements of the holiday, its functions in relation to the territory and population are highlighted in the article. «The Village Day» in the Komi settlements is characterized by a series of meaningful symbolic actions. The population reconstructs plots of the historical legends about the first settlers and difficulties of development of the new territory, which is related to the ancestor worship and emphasizes labour rights to the developed territory. They demonstrate family heirlooms and/or reconstructed genealogies which embody the idea of a clan. They use their mother tongue for congratulations, and elements of traditional clothes or other cultural attributes which have a high semiotic status in this situation and emphasize group identity.

Key words: the Komi, the Zyrians, first settlers, holiday structure, historical memory.

DOI: 10.20874/2071-0437-2016-35-4-155-161

REFERENCES

Halbwachs M., 2005. Kollektivnaia i istoricheskaia pamiat' [Collective and historical memory]. Neprikosno-vennyi zapas, no. 2-3, pp. 8-27.

Koznova I.E., 2000. AX vek v sotsial'noi pamiati rossiiskogo krestianstva [The 20th century in the social memory of Russian peasants], Moscow, 207 p.

Leont'eva O.B., 2011. Istoricheskaia pamiat' I obrazy proshlogo v rossiiskoi kul'ture XIX — nachala XX vv. [Historical memory and images of the past in the Russian culture of the 19th and the beginning of the 20th century], Samara: Kniga, 448 p.

Razumova I.A., 2001. Potaennoe znanie sovremennoi russkoi semi: Byt. Fol'klor. Istoriia [Innermost knowledge of the contemporary Russian family: Daily life. Folklore. History], Moscow: Indrik, 376 p.

Rol'f M., 2009. Sovetskie massovye prazdniki [Soviet mass holidays], Moscow: ROSSPEN: Fond Pervogo Prezidenta Rossii B.N. El'tsina, 439 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.