Научная статья на тему 'Защита детства в Республике Башкортостан'

Защита детства в Республике Башкортостан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1628
265
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСТВО / РЕБЕНОК / ЗАЩИТА / ОМБУДСМЕН / КОМИССИЯ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / СУД / CHILDHOOD / CHILDREN / CHILD / CHILD PROTECTION / OMBUDSMAN / CHILD COMMISSIONER / COMMISSION ON MINORS / NON-GOVERNMENTAL ORGANIZATION / COURT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ивлева Татьяна Валерьевна

Описывается защита детей в Республике Башкортостан: законодательная база, местные институты и должностные лица, занимающиеся защитой прав ребенка, особенность их работы, взаимодействие между собой, а также проблемы региона в данной сфере. Даются рекомендации по совершенствованию механизма защиты прав ребенка в Республике Башкортостан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROTECTION OF CHILDHOOD IN REPUBLIC BASHKORTOSTAN

The article describes the characteristics of children’s protection in the Republic of Bashkortostan: the local legal base, institutions and officials involved in the sphere of children’s protection, communication and interaction between them, as well as the problems of the region. In the end of the article the author gives recommendations how to improve the mechanism of children’s protection in Region.

Текст научной работы на тему «Защита детства в Республике Башкортостан»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 27 (318).

Право. Вып. 38. С. 24-27.

Т. В. Ивлева

ЗАЩИТА ДЕТСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

Описывается защита детей в Республике Башкортостан: законодательная база, местные институты и должностные лица, занимающиеся защитой прав ребенка, особенность их работы, взаимодействие между собой, а также проблемы региона в данной сфере. Даются рекомендации по совершенствованию механизма защиты прав ребенка в Республике Башкортостан.

Ключевые слова: детство, ребенок, защита, омбудсмен, комиссия по делам несовершеннолетних, неправительственные организации, суд.

«Детство — важный этап жизни человека, который исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности»,— с такой преамбулы начинается Закон Республики Башкортостан (РБ) «Об основных гарантиях прав ребенка в Республике Башкортостан»1.

Согласно ч. 2 ст. 4 этого же Закона РБ защита прав и интересов ребенка является приоритетной сферой деятельности органов государственной власти республики.

Обеспечение основных гарантий прав ребенка в Республике Башкортостан осуществляется в соответствии со следующими принципами:

- законодательное обеспечение прав ребенка;

- поддержка семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе;

- ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, за причиненный ему вред;

- поддержка общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка;

- обеспечение международных стандартов в области прав ребенка и их защиты.

В целях реализации принципа «законодательного обеспечения прав ребенка» в Республике Башкортостан действует законодательная база, обеспечивающая основные гарантии прав ребенка,— законы РБ «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Башкортостан»2, «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав в Республике Башкортостан»3, «О патронатном воспитании

в Республике Башкортостан»4, «Об организации деятельности органов опеки и попечительства в Республике Башкортостан»5 и др.

Всего в республике насчитывается более 15 законов местного уровня в сфере детства, не считая Указов Президента РБ, Постановлений Правительства РБ, определений Конституционного Суда РБ и других нормативных актов в сфере детства.

Основным законом, предусматривающим государственную защиту прав ребенка в Республике Башкортостан, является Конституция РБ (ст. 11, 42, 45, 47)6.

Принцип «поддержки семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе» осуществляется в том числе за счет мер, принимаемых в рамках республиканских программ, направленных на охрану семьи, материнства, отцовства и детства (например республиканских целевых программ «Россия без сирот», «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на 2013-2015 годы» и др.), стратегии действий в интересах детей в Республике Башкортостан на 2013-2017 гг., а также концепции демографической политики в Республике Башкортостан на период до 2025 г.

Воплотить в действительность принцип «ответственности должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, за причиненный ему вред» помогают специально созданные в Республике Башкортостан государственные органы и институты. Например, в ноябре 2012 г. Уполномоченный по правам ребенка в Республике Башкортостан по жалобе жительницы Благоварского района провела проверку условий проживания детей в одном из социальных приютов. В ходе проверки было

выявлено, что в приюте не созданы условия достойного проживания для младших детей: высота раковин, столов и стульев не соответствовала росту и возрасту находящихся в приюте ребятишек7. По итогам проверки детским омбудсменом был вынесен ряд предписаний руководству приюта.

В целом в республике ведется всесторонняя работа, направленная на охрану (защиту) детей. Именно поэтому в последнее время в Республике Башкортостан наблюдается тенденция к улучшению демографической ситуации. Количество детей, родившихся в республике в 2011 г., составило 55 950 человек, в 2012 г.— 58 997. Возросла численность детского населения в возрасте от рождения до 13 лет: в 2011 г. она составляла 651 959 человек, в 2012 г.— 663 0938. На указанную положительную динамику обратил внимание и Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка П. Астахов во время своего рабочего визита в Республику Башкортостан в ноябре 2012 г.9

Непосредственной защитой прав детей в республике занимаются комиссии по делам несовершеннолетних, органы социальной защиты, образования, здравоохранения, внутренних дел, опеки и попечительства, по делам молодежи, прокуратура, а также общественные организации. Особое место в системе защиты прав ребенка принадлежит институту Уполномоченного по правам ребенка, который действует более трех лет.

Указанные службы ведут работу по многим направлениям: контролируют условия жизни детей, процесс их воспитания родителями (опекунами, попечителями), обучения в образовательных учреждениях; рассматривают правонарушения в отношении несовершеннолетних и родителей, не выполняющих свои обязанности. Они проверяют законность исключения учащихся из образовательных учреждений, защищают интересы детей в судах, оказывают помощь подросткам, вернувшимся из специальных учреждений, организуют летний отдых, досуг и занятость несовершеннолетних.

За 2012 г. одной только комиссией по делам несовершеннолетних г. Сибая выявлено и поставлено на учет 12 неблагополучных семей, в которых воспитывается 24 ребенка (11 детей из них школьного возраста, остальные дошкольники),

9 родителей лишены родительских прав в отношении 10 детей10.

Особое внимание хочется обратить на Межведомственный совет при Правительстве РБ по вопросам охраны семьи, материнства, отцовства и детства, активно решающий многие проблемы охраны семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Башкортостан, а также осуществляющий мероприятия по профилактике семейного неблагополучия, социальной защите и реабилитации семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации. Такая структура является определенным ноу-хау не только в Республике Башкортостан, но и в нашей стране в целом. Она существует в каждом муниципалитете республики. Если семья попала в поле зрения Межведомственного совета (например, мать пьет, ребенок голодает, коммунальные услуги не оплачиваются), последний пытается всестороннее подойти к решению возникшей проблемы. К примеру, если у семьи имеются долги за жилищно-коммунальные услуги, сотрудники Межведомственного совета составляют график погашения долгов, находят спонсоров, которые могут помочь внести первую плату, а потом семья сама начинает постепенно оплачивать свои счета11.

Несмотря на то что в России отсутствуют специальные или ювенальные суды, рассматривающие дела с участием ребенка, в Республике Башкортостан в порядке эксперимента предприняты попытки ввести специализацию судей, рассматривающих уголовные дела в отношении несовершеннолетних. Экспериментальным стал Орджоникидзевский районный суд г. Уфы. В 2010 г. между Верховным Судом РБ, главой Администрации г. Уфы, Управлением судебного департамента при Верховном Суде РФ в Республике Башкортостан, Уполномоченным по правам ребенка в Республике Башкортостан, председателем Орджоникидзевского районного суда г. Уфы был заключен договор о сотрудничестве в рамках реализации программы «Использование элементов ювенальных технологий в работе с детьми “группы риска”» на базе Орджоникидзевского райсуда. В апреле 2012 г. все в том же Орджоникидзевском районном суде открылся первый зал для специального судебного состава по делам несовершеннолетних.

В целях реализации норм ч. 2 ст. 4 Закона РБ «Об основных гарантиях прав ребенка в Республике Башкортостан» осуществляется поддержка общественных объединений и иных организаций, занимающихся деятельностью по за-

щите прав и законных интересов ребенка. На настоящий момент в Республике Башкортостан зарегистрировано 70 детских и молодежных общественных объединений: «Пионеры Башкортостана», Союз демократической молодежи, «Скауты города Уфы», «Исследовательский центр прав человека и гражданских инициатив» и др., которые насчитывают около 275 тысяч членов. В уставах многих из них прописаны положения о предоставлении правовой помощи детям и реализации их интересов12.

Несмотря на колоссальную работу в сфере детства в политике региона, работе структур и действиях должностных лиц имеется ряд недостатков, что объясняет рост количества преступлений в отношении детей, а также детских суицидов. Так, в 2012 г. было зарегистрировано 487 таких преступлений, что на 165 больше, чем в 2011 г. По данным главы Следственного управления Следственного комитета РФ по Республике Башкортостан А. Касьянова. большинство преступлений против детей относится к категории тяжких и особо тяжких — убийство, причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть, совершение насильственных действий сексуального характера. В результате преступных действий в 2012 г. в Башкирии погибло 24 ребенка, в отношении 120 детей были совершены преступления сексуального характера, причем эта цифра касается только зарегистрированных дел13. Зафиксировано 50 суицидальных попыток детей, закончившихся летальным исходом14.

В чем же причины сложившейся ситуации?

Во-первых, несмотря на большое количество в Республике Башкортостан госструктур, занимающихся защитой прав детей, между ними отсутствует четкое взаимодействие. Зачастую в своей работе эти органы не дополняют, а подменяют друг друга. Например, Постановлением Администрации г. Уфы от 10 декабря 2012 г. было образовано муниципальное бюджетное учреждение «Центр общественной безопасности». Несмотря на то что с момента создания указанной структуры прошло много времени, о ней в республике мало кто знает. Кроме того, деятельность Центра общественной безопасности дублирует функции полиции, прокуратуры, комиссий по делам несовершеннолетних.

Во-вторых, в Республике Башкортостан плохо поставлена информационная работа среди граждан. Так, в сентябре 2010 г. во всех субъектах РФ,

в том числе в Республике Башкортостан, начал работу единый телефон доверия для детей, подростков и их родителей. Телефон создан в рамках общенациональной информационной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми, проводимой фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. На создание телефона доверия государство выделило более 10 млн р.15 Звонок бесплатный и анонимный. Удивительно, но о созданной телефонной линии доверия в республике мало кто знает. Данную проблему отметил и П. Астахов во время своего визита в Уфу в октябре 2010 г. По его словам, он не увидел в городе ни одного плаката с телефонным номером службы доверия. А ведь он должен быть вывешен везде, где только возможно.

В Уфе нет также ни одного плаката с информацией о детском омбудсмене, сведениями о том, куда ребенок может обратиться за защитой своих нарушенных прав.

В-третьих, негосударственные организации Республики Башкортостан ведут работу по правовому просвещению детей и защите их прав неактивно, а зачастую вообще ее не ведут. Одна из причин этого, на наш взгляд,— отсутствие соответствующих специалистов. В основном в неправительственных правозащитных организациях (НПО) состоят преподаватели, сотрудники подростковых клубов, студенты и молодежь, которые сами не являются юридически подкованными и просвещенными в сфере защиты прав ребенка.

В данном случае было бы замечательно, если бы руководство республики разработало совместно с НПО проекты, направленные на охрану (защиту) прав детей, а также создало отдельную структуру, занимающуюся обучением и тренингами лидеров третьего сектора в целях эффективной работы по защите прав детей.

С уверенностью можно сказать, что результат такой совместной работы не заставит себя долго ждать.

В завершение согласимся с П. Астаховым в том, что в основе всех законов, стратегий, концепций, которые создаются на федеральном или муниципальном уровнях, должна лежать не только государственная политика, но и интерес конкретного человека. Любой закон должен иметь «человеческое лицо». Только в этом случае наше государство действительно будет со-циальным9.

Примечания

1 Закон Республики Башкортостан от 31 декабря 1999 г. № 44-з «Об основных гарантиях прав ребенка в Республике Башкортостан» // Ведомости Гос. Собр., Президента и Кабинета Министров Респ. Башкортостан. 2000. № 4 (106). Ст. 281.

2 Закон Республики Башкортостан «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Башкортостан»: принят Верхов. Советом Респ. Башкортостан 5 ноября 1993 г. за № ВС-21/19 (ред. от 29.04.2010) // Ведомости Верхов. Совета и Правительства Респ. Башкортостан. 1994. № 2 (20). Ст. 75.

3 Закон Республики Башкортостан «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав в Республике Башкортостан»: принят Законодат. Палатой Гос. Собр. РБ 24 февраля 1998 г., № 151-з (с последними изменениями от 29 дек. 2007 г.) // Ведомости Гос. Собр., Президента и Кабинета Министров Респ. Башкортостан. 1998. № 13 (79). Ст. 778.

4 Закон Республики Башкортостан «О патронатном воспитании в Республике Башкортостан»: принят Гос. Собр.— Курултаем РБ 6 июля 2006 г., № 342-з (ред. от 03.07.2012) // Ведомости Гос. Собр.— Курултая, Президента и Правительства Респ. Башкортостан. 2006. № 17(239). Ст. 1051.

5 Закон Республики Башкортостан от 9 января 2002 г. № 292-з «Об организации деятельности органов опеки и попечительства в Республике Башкортостан»: принят Законодат. Палатой Гос. Собр. РБ 22 ноября 2001 г. (ред. от 22.04.2013) // Ведомости Гос. Собр., Президента и Кабинета Министров Респ. Башкортостан. 2002. № 4 (142). Ст. 204.

6 Конституция Республики Башкортостан: принята Верхов. Советом Респ. Башкортостан 24 декабря 1993 г. за № ВС-22/15 (в ред. от 28.06.2012) // Ведомости Верхов. Совета и Правительства Респ. Башкортостан. 1994. № 4 (22). Ст. 146.

7 Уполномоченный по правам ребенка в Республике Башкортостан провела проверку условий проживания детей в социальном приюте Благоварского района Республики Башкортостан [Электронный ресурс] // Официальный сайт Уполномоченного по правам ребенка в РБ. URL: http://www.gsrb.ru/ru/ombudsman_ children/actions/?PAGEN_1=3

8 О соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в Республике Башкортостан в 2012 г.: докл. Уполномоч. по правам ребенка в Респ. Башкортостан. Уфа, 2013. С. 27.

9 Право ребенка на семью должно быть обеспечено государством // The Daily News Ufa. 2012. №40 (72). С. 3.

10 Комиссия по делам несовершеннолетних подвела итоги работы за 2012 год [Электронный ресурс] // Официальный сайт городского округа «Город Сибай Республики Башкортостан». URL: http://sibay-rb.ru/in-dex.php?dn=news&to=art&id=4751

11 Ивлева, Т. В. Защита семьи, материнства и детства в России / Т. В. Ивлева, Р. Р. Баева. Уфа : Ред.-издат. центр Башкир. гос. ун-та, 2011. С. 26-27.

12 По данным Министерства молодежной политики и спорта Республики Башкортостан от 1 мая 2013 г.

13Мкртчян, В. За 2012 год в Башкирии выросло число преступлений против детей [Электронный ресурс] // Ufavesti.ru : информ.-аналит. газ. URL: http://ufa-vesti.ru/2900-za-2012-god-v-bashkirii-vyroslo-chislo-prestupleniy-protiv-detey.html

14 О положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации, 2012 год / Уполномоч. при Президенте РФ по правам ребенка. М., 2013. С. 13-15.

15 Волкова, Е. Д. Детский дом должен быть «домашним» // Молодеж. газ. 2010. № 2 (33). С. 10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.