Научная статья на тему 'Занятость населения в республике Дагестан'

Занятость населения в республике Дагестан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
260
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народонаселение
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абидов Магомед Хабибович

The article examines trends in the development of labour market and employment in the republic of Dagestan in 1990-2000. It contains suggestions for promotion of employment and diminishing of unemployment in this labour-excessive republic.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Employment in the Republic of Dagestan

The article examines trends in the development of labour market and employment in the republic of Dagestan in 1990-2000. It contains suggestions for promotion of employment and diminishing of unemployment in this labour-excessive republic.

Текст научной работы на тему «Занятость населения в республике Дагестан»

МХАбидов

Занятость населения В Республике йагестан

Состояние занятости населения в Республике Дагестан на всех этапах экономического развития обусловливалось складывавшимся на протяжении последних десятилетий несоответствием в темпах создания рабочих мест и прироста численности трудовых ресурсов. С начала 1990-х годов, в связи с формированием рыночных отношений, обеспечение занятости населения, как и во многих субъектах Российской Федерации, оказалось в числе наиболее сложно регулируемых со стороны государства сфер его деятельности. Особую напряженность эти вопросы приобрели в связи с наметившимся с середины 1990-х годов значительным спадом численности занятых в экономике.

В последующем, благодаря принимаемым в республике мерам по увеличению объемов выпуска продукции и услуг базовых отраслей экономики, численность занятых граждан поэтапно возрастала и достигла, по итогам 2006 г., почти 890 тыс. человек против 740 тыс. человек в 2000 г. и 646 тыс. человек — в середине 1990-х годов [1]. Значительные изменения в связи со структурными преобразованиями в экономике произошли и в составе

занятого населения. Так, в наиболее емком частном секторе численность работающих увеличилась с 47—50 тыс. человек в 1995—1997 гг. до 400 тыс. в 2000 г. и 530 тыс. — в 2006 г., достигнув почти 60% общей численности занятых. Одновременно с этим за рассматриваемый период более чем в 3 раза сократилась численность работников крупных и средних предприятий, вынужденно находившихся в отпусках без сохранения или с частичным сохранением заработной платы по инициативе администрации, а также число работающих в режиме неполного рабочего дня.

Эксперты Министерства труда и социального развития отмечают, что позитивное влияние на состояние рынка труда оказывает реализация федеральных целевых и республиканских программ социально-экономического развития, в рамках которых наращивается экономический потенциал и создаются новые рабочие места для трудоустройства незанятого населения [2].

В числе наиболее значимых находится Программа экономического и социального развития республики на период до 2010 г., а также принятые в

рамках ее реализации отраслевые и муниципальные программы. Суммарный ввод новых рабочих мест в 2006 г. оценивается в 9 тыс. единиц, из которых 1,2 тыс. создано по программе развития промышленности и 6,9 тыс. рабочих мест — по сельскохозяйственным предприятиям, с учетом реализации приоритетного национального проекта «Развитие аграрно-промышленно-го комплекса», в том числе 3,2 тыс. рабочих мест — по Программе развития виноградарства и виноделия.

Сохранение действующих и создание новых рабочих мест само по себе не решает проблемы занятости населения, поскольку для этого еще необходимо совмещение интересов работодателей, нуждающихся в рабочей силе, и граждан, ищущих работу. Реализацией указанной задачи призваны заниматься органы Государственной службы занятости, функционирующие во всех муниципальных образованиях, возрастающая с годами результативность деятельности которых приводит к растущей востребованности в ее услугах у граждан.

Так, за период с 2000 по 2006 г. число граждан, обратившихся в органы службы занятости в поисках работы, возросло более чем в 2 раза (с 62 тыс. человек до 142 тыс. человек). При этом за последние 2 года содействие в трудоустройстве оказывается 85—89 тыс. человек против 40—42 тыс. человек в 2000—2001 гг. Среди основных направлений содействия трудоустройству в первую очередь можно назвать заполнение свободных рабочих мест и вакантных должностей, заявляемых работодателями в службу занятости, на которое приходится до 35% общей численности трудоустроенных граждан [2].

В связи с тем, что Дагестан явля-

ется аграрной республикой, приоритетным направлением обеспечения занятости населения, помимо трудоустройства граждан на постоянной основе, является организация общественных и временных работ, среди главных видов которых можно отметить привлечение безработных граждан к сезонным сельхозработам: это посадка, уборка сельскохозяйственных культур и сенокос, закладка и уход за садами и виноградниками, сортировка и консервирование плодоовощной продукции. Объемы организуемых общественных работ постоянно возрастают: в 2000 г. привлекались 20 тыс., в 2004 г. - 30 тыс., в 2006 г. - 37 тыс. человек.

Следует содействовать безработным в их временном трудоустройстве за пределами Дагестана, в том числе в Ставропольском крае, в Ростовской, Саратовской, Волгоградской, Москов ской областях и в других регионах России.

Значительное внимание необходимо уделить вопросам профессиональной подготовки и переподготовки безработных граждан по востребованным на рынке труда специальностям за счет средств государственного бюджета. В частности, если еще в 2002 г. на профессиональное обучение службой занятости было направлено 2,5 тыс. зарегистрированных безработных граждан, в 2004 г. — 5,4 тыс., то в 2006 г. обучение проходило уже 10,5 тыс. человек по более чем 70 профессиям, в том числе непосредственно на рабочих местах промышленных предприятий с последующим гарантированным трудоустройством [2].

В целом же на фоне общего улучшения финансово-экономического положения отдельных предприятий и повышения спроса работодателей

на рабочую силу меры, принимаемые службами занятости, позволили сохранить численность зарегистрированных безработных граждан в 2002—

2006 гг. в пределах 54—55 тыс. человек против двух—трехкратного роста данного показателя во всех субъектах, входящих в Южный федеральный округ (ЮФО). В результате, если еще в 2002—2003 гг. республика по уровню регистрируемой безработицы опережала практически все регионы ЮФО и входила в пятерку территорий с максимальным уровнем безработицы по Российской Федерации, то, начиная с 2004 г., уровень зарегистрированной безработицы в Дагестане составляет менее 5% (по состоянию на 1 апреля

2007 г. - 4,5%) против 5,8% в среднем по ЮФО, а по напряженности ситуации на рынке труда Республика Дагестан уже не входит даже в десятку субъектов Российской Федерации с высоким уровнем безработицы.

Однако, несмотря на отмечаемое улучшение реального положения дел на рынке труда, Республика Дагестан продолжает оставаться по представляемым органами государственной статистики сведениям в числе регионов с максимально высоким уровнем общей безработицы, рассчитанной по методологии Международной организации труда (МОТ) и составляющей 22-24% экономически активного населения, или 260-265 тыс. человек [1].

При этом необходимо отметить, что численность безработных граждан, определяемая расчетным путем, должна применяться лишь для оценки резерва рабочей силы, которая может быть использована при создании определенных условий для их работы (привлекательность труда, высокий заработок, удобный режим работы, близость рабочего места). В условиях

же Республики Дагестан, равно как и в других республиках Северного Кавказа с высокой долей теневой экономики, включая и теневую занятость, методология МОТ при расчете уровня общей безработицы не позволяет получать даже с определенной долей погрешности представление о реальном положении дел на рынке труда.

В 2006 г. был проведен мониторинг с целью уточнения численности занятого населения, а также населения, не имеющего работы или заработка (дохода) и нуждающегося в трудоустройстве, по 699 сельским поселениям и поселкам [2].

Уточнение численности работающей части населения, проведенное с участием глав сельских поселений и поселков, показало, что из общего числа фактически занятых граждан по муниципальным районам не менее 166 тыс. человек, или около 29%, имеют не зарегистрированное постоянное занятие (доход) и, соответственно, остаются не учитываемыми органами статистики, а 94 тыс. человек выехали на временные работы без регистрации выезда, что также приводит к увеличению расчетной численности незанятого населения.

Анализируя состояние занятости населения на современном этапе, следует отметить и то, что использованный при оценке численности занятого населения подворный обход позволил впервые получить сведения и о структуре численности граждан, относимых при расчетах уровня безработицы к незанятым. Так, если использовать методику МОТ, то по муниципальным районам к категории незанятого населения может быть отнесено около 171 тыс. человек. В то же время, как показал мониторинг, в их составе 74 тыс. составляют жен-

щины, занимающиеся домашним хозяйством и воспитанием несовершеннолетних детей и не нуждающиеся по этой причине в трудоустройстве. Лишь 96,6 тыс. человек — это граждане, не имеющие работы, заработка (дохода) и испытывающие потребность в рабочих местах. Полученные результаты свидетельствуют о том, что уровень общей (расчетной) безработицы в среднем по муниципальным районам может быть оценен в пределах до 14% экономически активного населения, что в принципе незначительно превышает соответствующее значение в среднем по Южному федеральному округу (11,6%) против 22%, определяемых органами статистики по методологии МОТ в целом по Республике Дагестан.

Рассматривая другие проблемы, связанные с занятостью населения и функционированием рынка труда, следует подчеркнуть, что сегодня актуальным остается вопрос отнесения к занятым гражданам имеющим земельный пай или личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственную технику, используемую на сельхозрабо-тах по частным договорам, занимающихся торговлей на улице, рынках, строительством на частном подряде, откормом скота для его последующей реализации, частным извозом, т.е. занятых не всегда регистрируемыми видами деятельности, приносящими им трудовой доход. В том же числе не поддаются сегодня учету и граждане, работающие по найму у частных лиц, — это домработницы, домашние воспитатели, репетиторы и др.

Немаловажное значение для развития трудового потенциала республики приобретают вопросы увеличения уровня заработной платы прежде всего в сельском хозяйстве, в бюджет-

ной сфере и других низкооплачиваемых отраслях как стимулирующего фактора повышения занятости и закрепления кадров.

Отказ от государственных гарантий занятости особенно негативно повлиял на положение выпускников средних специальных и высших учебных заведений. Впервые оказавшись на рынке труда, выпускники все чаще остаются невостребованными со стороны работодателей, в связи с чем данная категория населения оказывается в жестких экономических условиях. Пути решения нужно искать в пересмотре политики формирования отраслевых структур в системе образования и производства, их увязке между собой, разработке региональных программ адаптации выпускников учебных заведений на рынке труда.

В целях дальнейшего обеспечения развития рынка труда, полноты учета занятого населения, а также населения, не имеющего работы, заработка (дохода) и нуждающегося в трудоустройстве, мы полагали бы целесообразным принятие следующих мер: в сельской местности необходима реализация дополнительных мер по укреплению, в первую очередь индивидуального сектора аграрного производства, в том числе за счет ускоренного перераспределения неиспользуемых сельхозугодий и передачи их в аренду для сельскохозяйственного использования с выдачей соответствующих свидетельств гражданам на право пользования землей; по увеличению числа крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств. При этом, помимо реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса», надо продолжить практику поддержки фермерских и личных

подсобных хозяйств за счет оказания финансовой помощи, предоставления возможности получения техники и племенного скота по лизингу.

В городской местности, принимая во внимание наличие квалифицированных кадров и достаточных производственных мощностей, позволяющих увеличить объем производимой продукции в промышленности без каких-либо значительных капитальных вложений, следует предоставлять финансовую помощь на приобретение сырья и пополнение оборотных средств, что, как показывают расчеты, значительно выгоднее, чем вложение средств в создание новых производств.

В целях активизации государственной политики, направленной на развитие предпринимательства, предлагается на местах обеспечить создание благоприятных условий для развития бизнеса путем оказания комплексной и адресной поддержки малым предприятиям по различным направлениям, в том числе информационном, обучающем, научно-техническом, технологическом, финансовом, имущественном, а также целевого спектра деловых услуг и налаживания деловых контактов и кооперации. Необходимо предусмотреть создание в республике технопарка и бизнес-инкубаторов, проведение кредитно-финансовой поддержки начинающих предпринимателей и безработных граждан, стремящихся открыть собственное дело, содействие в организации сельскохозяйственных кредитных кооперативов и развитии профессиональных гильдий предпринимателей, оказание имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства за счет передачи им в установленном порядке бездействующих площадей и мощностей предприятий. Крайне актуальны

для республики и вопросы развития молодежного предпринимательства за счет оказания необходимых услуг молодежи в виде получения различных консультаций, разработке бизнес -планов, маркетинга, ведения постоянно обновляемого реестра молодых предпринимателей, предоставления необходимых для открытия собственного дела кредитных средств.

С точки зрения эффективности использования имеющегося потенциала трудовых ресурсов, которым располагает Дагестан, большое значение имеет развитие сферы туризма и сопутствующих ей отраслей обслуживания, которые весьма трудоемки и могут обеспечивать занятость значительного числа жителей населенных пунктов, близ которых размещены рекреационные объекты. При этом, принимая во внимание, что большое число туристических объектов расположено в крайне трудоизбыточной зоне республики - в Южном Дагестане, в котором практически отсутствуют развитая производственная инфраструктура и свободные рабочие места, успешное функционирование предприятий туризма может позволить значительно улучшить положение дел с занятостью населения.

Предметом постоянного внимания и заботы должна стать подготовка высококвалифицированных кадров по рабочим специальностям. Назрела необходимость реформирования системы профтехобразования, уровень подготовки специалистов в которой и получаемый выпускниками квалификационный разряд не соответствуют потребности, заявляемой предприятиями, в том числе в органы государственной службы занятости населения. В этой связи видится потребность создания на базе имеющихся профес-

сиональных училищ многопрофильных центров подготовки рабочих кадров, специалистов социальной сферы, предпринимателей, развития ремесленничества.

Наряду с подготовкой кадров крайне важно и принятие мер по закреплению молодых специалистов на предприятии, в том числе за счет установления им доплат, надбавок, других выплат стимулирующего характера к выплачиваемой заработной плате, льгот по обеспечению детскими дошкольными учреждениями, жильем и другими социальными гарантиями. При этом следует иметь в виду, что для выпускника существенен длительный начальный период работы на одном месте, так как именно он в последующей карьере и росте по должностям является практически всегда определяющим.

Многое зависит и от администраций муниципальных образований, и в первую очередь сельских районов, которые должны уделять внимание созданию необходимых, применительно к потребности своих районов, не требующих больших капитальных вложений, предприятий по производству национальных видов строи -тельных материалов, хранения и переработки сельскохозяйственного сырья в межсезонный период, производства товаров народного потребления, ор-

ганизации предоставления различных видов услуг населению.

Необходимо сделать акцент на развитие мелких и даже единоличных видов производств и услуг, носящих характер каждодневного потребления со стороны местного населения.

Большее внимание следовало бы уделить вопросам проведения муниципального учета по единым, согласованным с государственными органами, формам, что позволило бы органам государственной власти и местного самоуправления располагать оперативными сведениями по показателям, характеризующим положение дел в экономике и социальной сфере по муниципальным образованиям.

Реализация указанных мер позволила бы улучшить положение дел на рынке труда, совершенствовать порядок учета численности занятых и незанятых трудовой деятельностью граждан, получить наиболее полные данные о реальном положении дел на рынке труда, численности граждан, нуждающихся в трудоустройстве, с учетом перспективных программ создания дополнительных рабочих мест. При этом, безусловно, указанные вопросы могут быть успешно разрешены только при консолидации усилий со стороны органов государственной власти, профсоюзов и других заинтересованных органов.

Литература

1. Социально-экономическое положение Республики Дагестан: Статистические сборники. Махачкала: ТОФСГС по РД, 1995—2006 гг.

2. Эфендиев И.И. Занятость населения в Дагестане: проблемы и перспективы. Махачкала: РИА «Дагестан», 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.