Научная статья на тему 'Занятость населения и особенности рынка труда в республике Бурятия'

Занятость населения и особенности рынка труда в республике Бурятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1206
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бадараев Дамдин Доржиевич

Статья посвящена рассмотрению регионального рынка труда в Республике Бурятия. Приведены статистические данные, раскрывающие сферу занятости и динамические изменения в социальной и экономической сферах в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POPULATION EMPLOYMENT AND FEATURES OF A LABOR MARKET OF REPUBLIC OF BURYATIA

Article is devoted to consideration of a regional labor market in Republic of Bury alia. In article the statistical data are cited that describing sphere of employment and dynamic changes in social and economic sphere in region.

Текст научной работы на тему «Занятость населения и особенности рынка труда в республике Бурятия»

VI. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ТЕХНОЛОГИИ

СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ

Д.Д. Бадараев

Статья посвящена рассмотрению регионального рынка труда в Республике Бурятия. Приведены статистические данные> раскрывающие сферу занятости и динамические изменения в социальной и экономической сферах в регионе.

THE POPULATION EMPLOYMENT AND FEATURES OF A LABOR MARKET OF REPUBLIC OF BURYATIA D.D. Badaraev

Article is devoted to consideration of a regional labor market in Republic of Buryatia. In article the statistical data are cited that describing sphere of employment and dynamic changes in social and economic sphere in region.

Проблема занятости и безработицы - одна из наиболее острых и сложных социально-экономических проблем нашего общества. С середины 30-х гг. XX в. в СССР была достигнута полная занятость трудоспособного населения. В стране не было официальной безработицы из-за достаточно жесткой политики занятости [1]. Переход России к рыночной экономике кардинально изменил ситуацию в сфере занятости населения. Трансформация плановой экономики в рыночную привела не только к коренным изменениям в отношении собственности, но и положила начало формированию рынка труда в субъектах и регионах Российской Федерации. В 1990-е гг. значительно сократились масштабные работы экстенсивного характера, резко уменьшился государственный бюджет, ранее успешно финансировавший создание новых рабочих мест практически во всех отраслях народного хозяйства. Спад производства, снижение инвестиционной активности привели к уменьшению спроса на рабочую силу. Одновременно в силу целого ряда социально-экономических факторов увеличилось предложение рабочей силы, что привело к несоответствию между спросом и предложением рабочей силы и соответственно к безработице.

По своей экономической сущности региональный рынок - это совокупность социально-экономических процессов и отношений в сфере обращения товаров и услуг, формируемых под влиянием особенностей спроса и предложения каждого региона и с учетом адекватных методов регулирования конъюнктуры рынка и процессов принятия коммерческих решений. Рынок труда выполняет функции механизма распределения и перераспределения рабочей силы по отраслям экономики, видам и формам деятельности, территориям.

В переходный период региональные рынки труда приобретают особую значимость. Выделяется три основных типа региональных рынков труда:

1. Асимметричные рынки труда. Им присущи значительные перекосы в соотношении закрытого и открытого, регулируемого и нерегулируемого и теневого рынков труда, диспропорции в отраслевой структуре занятости и экономической активности населения.

2. Равновесные региональные рынки труда. Это рынки с относительно развитыми структурами при переходе от ранее существовавшей системы полной занятости к системе экономической активности населения в условиях регулируемого рынка безработицы и стабилизации социально-трудовых отношений. Это чаще всего проявляется в процессах трансформации скрытой безработицы в открытые формы.

3. Диверсифицированные региональные рынки труда. Они. как правило, характеризуются высоким уровнем реструктуризации занятости и саморегуляции, ускоренным развитием рыночного сектора экономики и системы экономической активности населения, обеспечивают разнообразие форм занятости, низкую продолжительность регистрируемой безработицы под воздействием социально-экономических регуляторов спроса и предложения рабочей силы.

Государственная политика на региональных рынках труда реализуется в рамках Федеральной программы содействия занятости населения. В каждом регионе рынок труда формируется под влиянием проводимой в нем политики, сложившихся социальных, культурных, трудовых традиций. Ре-

гионы с напряженной ситуацией на рынке труда, куда входит и Республика Бурятия, характеризуются сильным разбросом значений макроэкономических и социальных показателей. При ухудшении ситуации в экономике и социальной сфере региона можно обнаружить симптомы, свидетельствующие об угрозе перерастания положения на рынке труда в критическое. Существует ряд показателей, которые быстрее реагируют на изменение ситуации на рынке труда, чем показатель уровня безработицы: число безработных на одну заявленную вакансию, средняя продолжительность безработицы, масштабы скрытой безработицы и др. Ежегодно регионами разрабатываются региональные программы, а затем разрабатывается и утверждается федеральная программа занятости. В основу региональных разработок положены 4 группы показателей, характеризующих состояние рынка труда, экономическую ситуацию, социальную ситуацию, демографическую ситуацию. В целом региональные программы содействия занятости населения представляют собой механизм государственного воздействия на региональные рынки труда.

В связи с введением в действие второй части Налогового кодекса РФ и упразднением Государственного фонда занятости финансирование мероприятий по содействию занятости населения осуществляется на условиях софинансирования. т.е. за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Переход на новые условия финансирования и реформа административных органов потребовали изменения структуры территориальных органов службы занятости и принятия новых нормативных правовых актов. Во всех субъектах РФ образованы органы государственного управления - управления федеральной государственной службы занятости населения (в Республике Бурятия с середины 2007 г. переименовано в Республиканское агентство государственной службы занятости населения) и государственные учреждения - центры занятости населения в городах и районах - всего около 2200.

Таким образом, все ранее действовавшие территориальные органы стали государственными учреждениями со статусом юридического лица, осуществляющими реализацию государственной политики занятости в городах и районах. В этих условиях роль органов управления заключается не только в планировании деятельности центров занятости, но в управлении системой их стимулирования, чтобы они представляли структуры, отвечающие потребностям безработных и экономики регионов.

Ситуация на рынках труда в разных субъектах различна. Анализ состояния региональных рынков труда свидетельствует, что высокий уровень безработицы характерен для территорий с преобладанием предприятий военно-промышленного комплекса, а также с наличием тех отраслей промышленности, которые подверглись наибольшему спаду в новых экономических условиях.

Программы региональной политики занятости населения включают в себя мероприятия, направленные на:

■ расширение роли органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в решении специфических региональных проблем рынка труда;

■ осуществление приоритетного финансирования за счет средств федерального бюджета и социальных внебюджетных фондов, социальных и экономических программ в регионах с высоким уровнем безработицы;

■ минимизацию отрицательных последствий массовой безработицы в индустриальных районах, в том числе в малых и средних городах, поселках с моноэкономической структурой;

■ предотвращение массовых увольнений работников, создание новых и сохранение существующих экономически целесообразных рабочих мест, осуществление опережающей переподготовки кадров для новых прогрессивных производств;

■ обеспечение защиты трудовых прав работников несостоятельных организаций, эффективную поддержку граждан, потерявших работу, обеспечение и профессиональной ориентации.

Все мероприятия могут быть разделены на две группы: активные и пассивные. Активные мероприятия нацелены на снижение уровня безработицы и повышение качества рабочей силы на рынке труда путем профориентации, профессионального обучения, создания новых рабочих мест, реализации программ социальной адаптации безработных и других мер. Пассивные мероприятия направлены на смягчение негативных последствий безработицы путем материальной поддержки безработных (пособие по безработице) и членов их семей. Естественно, что необходимо разумное сочетание этих мер.

В таблице приводится примерный перечень наиболее распространенных активных программ содействия занятости населения в регионах РФ [2].

Д.Д. Бадараев. Занятость населения и особенности рынка труда в Республике Бурятия

Таблица

..Первая группа. Основные программы . ..............

11. Посредничество в трудоустройстве незанятого населения_

2. Профессиональная ориентация и психологическая поддержка_

Вторая группа. Специальные программы_

1. Профессиональное обучение безработных___

2. Профессиональное обучение высвобождаемых работников _

3. Программа «Молодежная практика» (временная занятость выпускников образовательных учреждений)_

4. Временная занятость несовершеннолетних__,___

¡5. Прр1раммы социальной адаптации «Клуб ищущих работу» и «Новый старт» _

6. Содействие предпринимательству___

7. Квотирование рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной поддержке при трудоустройстве

8. Общественные работы_

9. Ярмарки вакансий и учебных мест __ _

10. Создание рабочих мест для безработных_

11. Субсидирование занятости инвалидов _

12. Содействие переселению граждан для трудоустройства в другую местность_

Реализация мероприятий, входящих в первую группу, является обязательной для всех регионов, тогда как программы второй группы остаются на усмотрении каждого региона в зависимости от комплекса социально-экономических, демографических, территориальных показателей субъектов.

Совокупность и взаимодействие программ различных уровней определяют структуру программно-целевого метода построения программ. Целевые программы - эффективный инструмент регулирования занятости и рынка труда, приведения в соответствие качества рабочей силы со спросом на нее.

В сравнительном плане с другими динамически развивающимися субъектами Республика Бурятия является регионом с депрессивной экономикой, поскольку именно особенности преодоления кризисного переходного периода негативно отразились на всех отраслях экономики республики. Закрытие, сокращение, приватизация, изменение форм собственности самых крупных предприятий региона и как следствие сокращение численности занятого населения в производственной сфере и увеличение в непроизводственной привели к массовому обнищанию, снижению ВВП региона, усилению иждивенчества среди населения. Естественно, это напрямую сказалось на сфере занятости населения в регионе, изменении численного соотношения экономически активного и неактивного населения, появлении обширного слоя безработных. За годы рыночной экономики в регионе происходили существенные преобразования, повлиявшие на увеличение социально незащищенных слоев населения, сопряженных именно с трудовой сферой людей. Поэтому очевидна взаимосвязь занятости, социального статуса человека и системы социальной защиты населения.

Устойчивый уровень общей безработицы в республике в пределах 13-16% (по методологии МОТ) диктует необходимость совершенствования рациональной, дифференцированной социальной защиты наиболее уязвимых слоев. Принимаемые руководством Республики Бурятия меры по реализации государственной политики занятости населения не всегда обеспечивают достижение поставленных целей, поэтому в конечном итоге социальный статус человека остается зависимым от социально-экономических, политических, культурных условий, создаваемых органами власти.

Данные официальных органов статистики по Республике Бурятия демонстрируют следующие показатели [3]: численность экономически активного населения (по итогам обследований населения по проблемам занятости) в ноябре 2007 г. соответствует, по оценке, 460,8 тыс. человек, или 48% общей численности населения республики. В экономике республики занято 398,3 тыс. человек, или 86,4% экономически активного населения. Не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной организации труда они классифицируются как безработные) 62,5 тыс. человек (13,6%).

В органах государственной службы занятости зарегистрировано в качестве безработных по состоянию на конец ноября 2007 г. 8,8 тыс. человек или 1,9% от численности экономически активного населения республики, что составляет 57,9% к соответствующему периоду предыдущего года (15,2% в ноябре 2006 г.). Снижение уровня регистрируемой безработицы, с одной стороны, констатирует уменьшение численности зарегистрированных безработных в республике как результат некоторого улучшения социально-экономического положения, незначительного увеличения экономически активного и занятого населения, но, с другой стороны, не исключены негативные факторы этого явле-

ния: латентность, ужесточение правил постановки на учет граждан в качестве безработных, поскольку общая численность безработных, наоборот, увеличилась на 1,9 тыс. человек к соответствующему периоду прошлого года. За этот период назначено пособие по безработице лишь 6,5 тыс. человек из 8,8 тыс. зарегистрированных безработных, тогда как за аналогичный период 2006 г. данный вид пособия назначен всем зарегистрированным безработным - 15,2 тыс. человек.

Обзор ситуации на регистрируемом рынке труда Республики Бурятия и деятельности органов службы занятости населения по оказанию государственных услуг за январь-ноябрь 2007 г. показывает [4], что за 11 месяцев 2007 г. в органы государственной службы занятости республики обратились за предоставлением государственных услуг 89736 человек, из них за содействием в поиске подходящей работы - 47103 человека; за информацией о положении на рынке труда - 6005 человек; за профессиональной ориентацией - 36628 человек. На досрочную пенсию оформлено 449 безработных граждан.

На 01.01 2007 г. на учете в органах службы занятости населения республики состояло 15730 безработных граждан. В течение января-ноября 2007 г. признаны безработными 26634 человека, трудоустроено 11836 безработных граждан. Увеличение численности зарегистрированных безработных отмечено только в Курумканском (8,4%) районе. Снижение численности безработных граждан произошло в Муиском (44,3%), Тункинском (42,9%) районах, городе Северобайкальске (42,1%), Прибайкальском (41,8%), Бичурском (39,6%), Кабанском (39,1%), Еравнинском (34,0%), Северо-Байкальском (33,7%), Мухоршибирском (27,2%), Заиграевском (25,2%), Кяхтинском (25,2%), Окин-ском (24,3%), Иволгинском (22,4%) районах, г. Улан-Удэ (21,5%), Хоринском (16,4%), Баунтовском (14,4%), Джидинском (13,1%), Селенгинском (10,0%), Кижингинском (9,7%), Тарбагатайском (7,5%). Закаменском (7,1%) и Барузинском (5,0%) районах.

Уровень регистрируемой безработицы по Республике Бурятия на 01.12.2007 г. составил 1,9% экономически активного населения (на 01,12.2006 г, - 3.5%). Высокий уровень регистрируемой безработицы- в Закаменском (3,8%), Селенгинском (3,7%), Заиграевском (3,6%), Курумканском (3,6%), Северо-Байкальском (3,5%), Кабанском (3,2%), Хоринском (3,0%) районах. Наиболее низкий уровень регистрируемой безработицы по республике отмечен в Иволгинском и Бучурском (по 0,7%) районах.

Зарегистрированная в органах службы занятости населения потребность в работниках за январь-ноябрь 2007 г. составила 46210 вакансий. Увеличение количества заявленных вакансий зарегистрировано в Курумканском районе (на 19,9%), г. Северобайкальске (на 3,1%) и Прибайкальском районе (на 9,8%). На 01.12.2007 г. предприятия, орг анизации республики заявили в органы службы занятости населения о своей потребности в 6686 работниках.

Уровень напряженности (численность незанятых граждан, зарегистрированных в органах службы занятости и претендующих на одну вакансию) на 01.12.2007 г. по республике составил 1,5 незанятых гражданина (на 01.12.2006 г. - 3,1)-

За 11 месяцев 2007 г. органами службы занятости населения оказаны государственные услуги по трудоустройству 28005 гражданам, из них 1 1836 человек - безработные. В целом по республике уровень трудоустройства ищущих работу граждан (с учетом переходящего остатка на начало года) составил 44,3%, уровень трудоустройства безработных граждан - 27,9%. Выше среднереспубликанского показателя уровень трудоустройства ищущих работу граждан зарегистрирован в 14 районах: Баунтовском (79,6%), Тарбагатайском (77,8%), Иволгинском (74,8%), Бичурском (72,5%), Еравнинском (70,7%), Кижингинском (64,3%), Мухоршибирском (64,3%), Муйском (63,3%), Хоринском (58,3%), Баргузинском (55,5%), Окинском (53,8%), Курумканском (52,0%), Кяхтинском (47,5%) и Джидинском (44,3%).

В мероприятиях по содействию трудоустройству приняли участие 22485 человек, в том числе в общественных работах - 8160 человек, в мероприятиях по социальной адаптации - 1318 человек, оказано содействие самозанятости 433 гражданам, временно трудоустроено: 11959 несовершеннолетних граждан в возрасте 14-18 лет, 520 граждан, испытывающих трудности в поиске работы, 95 безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые.

За 11 месяцев 2007 г. государственные услуги по профессиональной подготовке, повышению квалификации получили 2926 безработных граждан. Наибольшая численность получателей государственных услуг по профессиональной подготовке, повышению квалификации зарегистрирована в г.Улан-Удэ (1264 чел.), Закаменском (150 чел.), Заиграевском (117 чел.) районах, г. Северобайкальске

Б.В. Хараев. Влияние изменения возрастной структуры женщин-матерей на повышение рождаемости в Республике Бурятия в начале XXI в.

(115 чел.), Курумканском (100 чел.), Селенгинском (98 чел,), Хоринском (98 чел.), Кижингинском (90 чел.) и Кабанском (90 чел.) районах.

Сложившееся социально-экономическое положение в республике в целом характеризуется незначительным ростом по сравнению с предыдущими периодами. Подтверждением этому являются следующие показатели: оборот организаций республики в январе-ноябре 2007 г. составил 121435,9 млн. рублей и увеличился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 17%. Индекс промышленного производства достиг 110% [5]. Реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен), с учетом данных кредитных организаций (филиалов) других регионов в январе-октябре 2007 г. по сравнению с январем-октябрем 2006 г., возросли на 12,1%.

Средняя номинальная заработная плата, начисленная в октябре 2007 г. в крупных, средних и малых организациях (с учетом дорасчета), по предварительным данным, равнялась 11540 рублям и уменьшилась по сравнению с предыдущим месяцем на 0,4%, октябрем 2006 г. - увеличилась на 21,2%. Реальная заработная плата, рассчитанная с учетом индекса потребительских цен, в октябре 2007 г. соответствовала 98,2% к уровню сентября 2007 г., к уровню октября 2006 г. - 112%.

Постоянные динамические изменения происходят в демографической сфере. Численность постоянного населения республики на 1 января 2007 г. составила 960 тыс. человек, из них городское -529,6 и сельское - 430,4 тыс. человек. За январь-октябрь 2007 г. продолжился процесс сокращения численности населения из-за миграционной убыли, которая составила 2,4 тыс. человек. Вместе с тем естественный прирост населения частично компенсировал численные потери населения республики на 2,1 тыс. человек, или 87,9%. В результате число жителей республики с начала 2007 г. сократилось на 0,3 тыс. человек (в 2006 г. - 2.7 тыс. человек).

Экономические, социальные и демографические показатели прямым образом взаимосвязаны с показателями сферы занятости населения, отражаются на его социальном самочувствии. Вместе с тем фиксируемый уровень общей безработицы в республике остается достаточно высоким по отношению к среднероссийским (7-8%) показателям. Безусловно, это должно оставаться ориентиром для эффективной реализации Программы социально-экономического развития региона, куда системно входят и генеральная схема создания и сохранения рабочих мест, и региональные программы содействия занятости населения. Комплексный подход в работе органов по труду и занятости, учитывающий взаимосвязь и взаимообусловленность образовательной, профессиональной сфер, потребности и состояние регионального рынка труда, является обязательным условием успешной реализации политики занятости в регионе.

Литература

1. Кязимов К.Г. Рынок труда и занятость населения. М.: Перспектива, 2005. •■■ С. 7-8.

2. Там же. - С. 136.

3. Социально-экономическое положение Республики Бурятия в январе-ноябре 2007 гола http://buryat.4tat.narod.ru

4. http://egov-buryatia.ru

5. http://egov-buryatia.ru

ВЛИЯНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ВОЗРАСТНОЙ СТРУКТУРЫ ЖЕНЩИН-МАТЕРЕЙ НА ПОВЫШЕНИЕ РОЖДАЕМОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА

Б.В. Хараев

Статья посвящена оценка а /шния изменения- возрастной ащуктуры женщин на повышение рождаемости в Республике Бурятия в начале XXI а.

THE INFLUENCE OF CHANGE OF AGE STRUCTURE OF WOMEN-MOTHERS ON INCREASE OF BIRTH RATE IN REPUBLIC OF BURYATIA IN THE BEGINNING OF XXI CENTURY

B.V. Kharaev

The article is devoted to an estimation of influence changing age structure of women on increase of birth rate in Republic ofBwyatia in the beginning of XXI century.

Сегодня очевидные негативные последствия современного развития основных социально-демографических процессов в Российской Федерации не только вывели связанные с этим вопросы в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.