Научная статья на тему '\ законодательство \ деньги на дорогу'

\ законодательство \ деньги на дорогу Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
61
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ законодательство \ деньги на дорогу»

Правительство РФ в целом одобрило подготовленную Минтрансом Федеральную целевую программу (ФЦП) «Развитие транспортной системы России на 2010-2015 годы», стоимостью почти 14 трлн. руб. Ее реализация позволит решить проблему оторванности Дальнего Востока от центральной части России, а столичному региону даст новую кольцевую автомобильную дорогу на базе нынешней «бетонки».

Иван ЯКУБОВ

Деньги на дорогу

Хребет становой, но больной

Перефразируя старую истину про дураков и дороги, транспортники сегодня шутят, что в России вся беда от менеджмента и инфраструктуры. Транспорт называют становым хребтом отечественной экономики, хотя сегодня он переживает не лучшие времена. По подсчетам специалистов, Россия использует свой транзитный потенциал всего на 10%. Стоит Северный морской путь, тихо «умирает» невостребованный БАМ. По сло-

вам председателя комитета Госдумы по транспорту Сергея Шишкарева, сегодня транспорт не в полной мере отвечает потребностям экономики, а где-то даже тормозит ее. Число аэродромов в России за 15 лет уменьшилось втрое, дорожная сеть растет в пять раз медленнее, чем количество автомобилей.

Кроме того, слабо используется потенциал речного транспорта: в 2007 году по всем внутренним водным путям было перевезено 153 млн. т грузов. В начале девяностых годов прошлого столетия такой объем

сплавлялся только по Волге. Износ производственных фондов по основным группам транспорта достиг 55—70% и продолжает расти, потому что увеличение объемов перевозок достигается за счет интенсивной эксплуатации транспортных средств.

Независимые эксперты оценивают потенциальную емкость рынка инвестиций в развитие транспортного комплекса России в сумму, превышающую $12 млрд. Деньги в отрасль идут. Вице-президент Союза транспортников России Евгений Казанцев отмечает,

что объем инвестиций в основной капитал транспортного комплекса России в 2007 году вырос по сравнению с 2006 на 24% и достиг уровня 710 млрд. руб. Между тем, это мизер для заявленных перспектив экономического роста, обеспечить который и должна развитая транспортная инфраструктура.

На состоявшемся в ноябре прошлого года в Красноярске заседании Госсовета РФ Президент России Владимир Путин признал, что «с точки зрения развития транспортной инфраструктуры наша страна и наша экономика являются весьма запущенными, и сегодня недостатки в этой отрасли являются реальными факторами, сдерживающими экономическое развитие России».

К основным проблемам развития транспортной системы России Олег Евсеев, директор Научного центра по комплексным транспортным проблемам (НЦКТП) Минтранса России относит территориальные и структурные диспропорции транспортной инфраструктуры нашей страны, малую доступность услуг отрасли для простых граждан, низкий уровень транспортной безопасности, слабое использование транзитного потенциала России. По его мнению, при разработке отечественной транспортной стратегии необходимо ориентироваться на долгосрочные тенденции в транспортной политике развитых стран.

доставки грузов, их сохранности, ритмичности перевозок.

«Это ведет к опережающему развитию автомобильного и воздушного транспорта, интенсивному развитию смешанных сообщений, специализации транспортных услуг и технических средств, образованию крупных специализированных транс-портно-распределительных центров», — считает Олег Евсеев.

и ухудшение состояния транспортной системы». По словам министра, благодаря ее реализации остановлен спад пассажи-рооборота, обеспечен рост транспортной подвижности населения.

Совокупный грузооборот в этот же период увеличился на 40%. Значительно возросла роль автомобильного транспорта во внешней торговле, доля отечественных перевозчиков в освоении российской

Укрупнение и международная интеграция транспортных компаний все больше будут охватывать рынок, особенно морские и воздушные перевозки. Транснациональные корпорации будут составлять скелет мирового рынка транспортных услуг и взаимодействовать со средними и малыми фирмами. Результатом станут устойчивый рост конкуренции и развитие инновационных путей сообщения. Постоянно повышаются требования к качеству транспортных услуг: к скорости, своевременности

Россия использует свой транзитный потенциал

всего на 10%

«Шелковый путь» в обход России

Основным инструментом реализации государством транспортной политики до недавнего времени была ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002—2010 годы)», которая, как отмечает глава Минтранса России Игорь Левитин, «позволила не допустить деградацию

Сегодня около 60% российских грузов растаможивается в Москве. Создание ЦКАД позволит уменьшить московские «пробки» путем создания крупных логистических и таможенных центров по всей дороге

грузовой базы автоперевозок достигла 40%, против 18% в 2002 году.

Показатели впечатляющие, но суровая действительность обнаруживает другие не менее интересные факты. Так, около 40 тыс. российских сел и деревень до сих пор не обеспечены круглогодичной транспортной связью с «большой землей». В пяти регионах страны нет ни одного метра железной дороги, в результате остаются неосвоенными 23 разведанных крупных месторождения природных ресурсов. В 14 регионах, где авиация — зачастую единственный вид передвижения, из-за нехватки денег происходит сокращение аэродромной сети. За последние десять лет строительство дорог не поспевает за резким увеличением количества автомобилей, что и приводит к снижению скорости движения и «пробкам».

То, что транспортный потенциал России недостаточно используется, подтверждает тот факт, что сегодня транзит через нашу территорию составляет менее 1% растущего товарооборота между странами Европы и Азии. Активный рост экономики стран Юго-Восточной Азии и увеличение

ы а к о н о

д

а

т е л

¡прямые инвестиции / №05 (73) £008 | реальный сектор

товарооборота с Европой и США при отсутствии современных транспортных коридоров в России, ведет к восстановлению странами-конкурентами «Шелкового пути», в обход территории Российской Федерации. В то же время, по словам Игоря Левитина, геополитическое положение нашей страны как трансконтинентального транзитного моста — главная предпосылка значительного увеличения ее роли на международном рынке транспортных услуг.

Понятно, что огромные и хронические проблемы отрасли простым латанием дыр на дорогах не решишь. Здесь нужен системный подход, подсказал Президент России транспортникам и предложил всерьез заняться разработкой Транспортной стратегии, которая смогла бы органично инсталлироваться в общую Стратегию социально-экономического развития страны до 2030 года. Что и было сделано. В апреле правительство РФ одобрило обновленную редакцию программы «Развитие транспортной

Вокруг «капли» нового авиатерминала Внуково-1 смогут «пришвартоваться» одновременно 56 самолетов

системы России до 201 5 года», которую уже окрестили первым этапом отраслевой долгосрочной стратегии.

В отраслевой стратегии, по словам директора Института транспорта РАН Олега Белого, впервые в истории России попытаются скоординировать развитие всех видов транспорта. Задача трудная, но необходимая, поскольку артерии нужны не сами по себе, а для конкретных инвестиционных проектов. В результате узкоотраслевого планирования до недавнего времени не было четкого взаимодействия между дорогами и портами, железной дорогой и водными артериями. Стратегия должна служить построению единой транспортной системы и не позволять развиваться до монопольного состояния ни одному из видов транспорта. В числе основных задач стратегии Олег Белый назвал выстраивание четкой системы управления

отраслью, а также формирование и развитие оптимальной и рациональной транспортной сети.

К примеру, сегодня Новороссийский порт обеспечивает около 23% отечественного экспорта. Однако его потенциал значительно выше. Но он так и будет «спать», пока не уве-

Соединяя международные и внутренние рейсы, узловые аэротерминалы - хабы -увеличат количество трансфертных пассажиров до 3,3 млн. в год

личится пропускная способность подъездных железнодорожных путей, не будет сделан прямой выход из порта на федеральную сеть автодорог, не построят новые терминалы и не создадут систему распределительных логистических центров. Потери от простоя вагонов и упущенную прибыль от перераспределения грузопотоков на порты других государств оценивают в 4—5 млрд. руб. в год. Реализация проекта, по мнению его авторов, позволит полностью исключить простой вагонов и увеличить транспортировку сухих грузов через порт с 20 до 60 млн. тонн.

Или другой пример — столичный мегаполис. Сегодня по московскому транспортному узлу проходят все крупнейшие международные транспортные коридоры. Около 60% растаможивания российских грузов

Программа транспортных действий

Реализация ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010—2015 годы» потребует 13,9 трлн. руб. инвестиций. На долю Федерального бюджета из них приходится 4,65 трлн. руб., аза счет субъектов РФ — 615,6млрд. руб. Ставка делается и на частный сектор: внебюджетные источники должны обеспечить инвестиции в объеме 8,63 трлн. руб., что составляет 62,1% от общего финансирования программы.

ФЦП, в частности, предполагает:

— увеличение суммарной производственной мощности портов до 300 млн. т грузов в год, что полностью удовлетворит потребности российской экономики в портовых мощностях и обеспечит резерв;

— введение в эксплуатацию 116 взлетно-посадочных полос, покупку 659 воздушных судов современных типов;

— строительство более 4,7 тыс. км новых железнодорожных линий.

происходит в Москве. Конфигурация сети федеральных автомобильных дорог имеет ярко выраженную радиальную структуру, ориентированную на столицу Российской Федерации, с недостаточным числом соединительных и хордовых дорог.

В связи с этим одним из важных проектов в Минтрансе считают создание «большого логистического кольца» вокруг Москвы, реализацию которого планируют осуществить «в связке» с реконструкцией Центральной кольцевой дороги в Московской области. Помимо создания сети распределительных центров, он также предусматривает перенос складских, контейнерных и таможенных терминалов за черту города, развитие промышленных зон. Это позволит разгрузить подъезды к Москве, высвободить дорогостоящие городские земли и в ближайшие 20 лет создать в Подмосковье около 450 тыс. новых рабочих мест.

Хаб — аэропорт будущего

Одной из инноваций программы можно назвать создание на базе крупных региональных аэропортов так называемых хабов. Минтранс планирует сформировать новую национальную аэропортовую [аэродромную] сеть. В ее основе — построение авиационных маршрутов по принципу «hab and spoke», что означает «звездообразная сеть». В центре «звезды» — крупные, базовые, узловые аэропорты — хабы, в «лучах звезды» — региональная сеть [50—70 аэропортов] и сеть местного значения. Так что хабы — это, по сути, транзитные, пересадочные аэропорты. Отсюда пассажиров доставляют в пункты назначения региональными и местными рей-

В растущем товарообороте между Европой и Азией доля транзита через нашу территорию составляет всего 1%

сами, если магистральному перевозчику лететь туда невыгодно.

Задача хаба — принять и отправить как можно больше пассажиров по максимальному количеству маршрутов. И не каждый даже крупный аэропорт может стать ха-бом. В отраслевом ведомстве обещают, что отбор будет очень жестким. В результате количество трансфертных авиапассажиров на стыковках международных и внутренних рейсов вырастет до 3,3 млн. в год. Такие узлы в ходе реализации ФЦП появятся в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Хабаровске и Красноярске.

Как сообщили в Минтрансе, согласно одобренной программе железные дороги увеличат свою протяженность более чем на 4,7 тыс. км, а общий объем перевозок контейнеров по сети железных дорог увеличится в два раза. В морском направлении планируется довести производственную мощность контейнерных терминалов в порту Восточный до 50 млн. т в год, в портах Усть-Луга и Балтийск — до 35 млн. т в год в каждом.

Предполагается, что к 2015 году по сравнению с 2009-м практически в два

Протяженность железных дорог увеличится к 2015 году на 6 тыс. км

раза увеличится протяженность автомобильных дорог. Предусматривается строительство лесовозных дорог, соединяющих населенные пункты, а также служащих подъездами к лесоперерабатывающим предприятиям. Так, на недавней встрече Виктора Зубкова с лесопромышленниками премьер пообещал выделить в этом году 1 млрд. руб. на создание лесных трасс, отсутствие которых не позволяет осваивать богатые лесные массивы.

Кроме того, программа включает реализацию многих проектов федерального масштаба, позволяющих в перспективе осваивать разведанные месторождения природных ресурсов. Один из таких проектов — «Урал полярный — Урал промышленный». Минерально-сырьевую базу Севера Урала оценивают в $320 млрд. Эта территория обеспечит промышленность Южного Урала марганцевыми и хромовыми рудами, дефицитными железными высококачественными рудами, рудами цветных и черных металлов и многими другими полезными ископаемыми. Транспортное направление предусматривает строительство железных и автомобильных дорог на территории Северного Урала и полуострова Ямал, в том числе железнодорожной магистрали Полуночная— Обская и автодороги Тюмень—Агириш—Са-лехард. До конца лета 2008 года планируют завершить проектирование новых транспортных линий, а в 2009-м начать их сооружение.

В реализации транспортного коридора готов участвовать крупный бизнес. Так, на строительство железнодорожной ветви Об-ская—Бованенково «Газпром» планирует направить 35 млрд. руб., а профинансировать направление Надым—Салехард могут заинтересованные в нем «Роснефть», ТНК-ВР и «Новатэк».

ы ш

я □

I □

к

ш ч (D ё

Инвест-пути

Перевод транспортной системы на новый качественный уровень потребует значительных инвестиций. Причем бюджетные средства будут выступать не в качестве основного источника, а станут стимулом и генератором для притока частных инвестиций в отрасль. Суммарные запросы транспортной инфраструктуры определены почти в 14 трлн. руб. Предполагается, что объем внебюджетного финансирования составит 8,63 трлн. руб. или 62,1% от общего объема финансирования.

Для привлечения частных инвестиций государство намерено выпустить транспортные облигации. Еще один формат инвестиционного содружества — государственно-частное партнерство, которое позволит осилить строительство скоростной автомагистрали Москва—Санкт-Петербург, Центральной кольцевой автомобильной

| прямые инвестиции / №05 [73] 2008 | реальный сектор

дороги (ЦКАД) в Московской области, сформировать автодорожный маршрут Москва—Ростов-на-Дону—Новороссийск— районы Черноморского побережья.

Среди отечественных инвесторов в транспортной сфере выделяется «Базовый элемент», который готов вложить в развитие инфраструктуры Краснодарского края несколько миллиардов долларов. Понятно, что без административного ресурса по случаю будущей Олимпиады в городе Сочи не обошлось, но владелец холдинга Олег Дерипаска понимает, что инвестиции такого масштаба рано или поздно окупятся. Строит Дерипаска и в Москве.

Так, недавно приобретенная им корпорация «Трансстрой» занята строительством аэропорта Внуково, который будет сдан в эксплуатацию уже 7 ноября этого года. Согласно ФЦП, стоимость проекта — 9 млрд. руб. В перспективе — создание крупного пересадочного центра, состоящего из трех аэропортов Московского авиаузла (Шереметьево, Домодедово, Внуково), связанных между собой новым скоростным наземным транспортом.

Планируется связать ж/д сообщением Ленинградский вокзал и Шереметьево, а затем «закольцевать» все три аэропорта монорельсовой железной дорогой.

Поскольку корпорация «Трансстрой» прочно ассоциируется с сооружением всех крупных артерий и объектов столичного региона, скорее всего, ей поручат строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД). Она освободит радиальные выходы из столицы и уличную сеть города от движения большегрузного и транзитного транспорта. Предположительно дорога будет иметь от четырех до восьми полос движения в каждом направлении, расчетная скорость движения по ней составит 100—140 км в час. Будут построены 72 развязки с автомобильными и 19 с железными дорогами, а также объезды ряда городов (Ногинск, Электросталь, Бронницы, Звенигород, Голицыно), обеспечено спрямление участков автодороги в районе Икши, Пова-рово и ряда других населенных пунктов.

ЦКАД планируют строить на основе уже существующей «бетонки» вокруг Москвы. Дорога будет опираться на участки трасс М-1 «Беларусь» (Москва—Минск) протяженностью 41,4 км и М-10 «Россия» (Москва—Санкт-Петербург) длиной 38,6 км. В некоторых местах вдоль ЦКАД станет возможным сооружение современных логистических центров, а также грузовых (в том числе таможенных) терминалов. Общая протяженность дороги, которая частично будет эксплуатироваться на платной основе, составит 520 километров.

Как сообщили в Минтрансе, проектную документацию подготовят в 2008—2009 годах,

в 2011-м — начнут строительство дороги, а в 2015-м — завершат проект. Стоимость ЦКАД составит примерно $17 млрд.

Компания «Роснефть» предложила совместное финансирование строительства новых арктических ледоколов для проводки танкеров по маршруту Диксон-Мурманск. Вложенные средства руководство хочет вернуть потом с помощью тарифов на ледокольные услуги.

Как известно, существует важный и национально значимый проект — трубопроводная система «Восточная Сибирь—Тихий океан», параллельная Транссибу и БАМу. Трубопровод будет выгоднее железной дороги, если через него ежегодно прокачивать 55—60 млн. т нефти. По различным оценкам, это станет возможным не ранее чем через 12—15 лет, когда добыча нефти в Восточной Сибири достигнет этих показателей.

Разумно ли все это время нести избыточные транспортные издержки? Игорь Левитин предлагает предусмотреть возможность более длительного использования железной дороги параллельно с трубопроводом. Этот комбинированный вариант как раз и позволит под завязку обеспечить работой Байкало-Амурскую магистраль и Транссиб, пропускная способность которых используется сегодня всего на 60%. Таким образом, БАМ избавится от своих убытков, которые достигают ежегодно нескольких миллиардов рублей.

Связующее звено

Правительство намерено направить на развитие транспортной инфраструктуры Сибири и Дальнего Востока 40% средств, которые выделят на реализацию отраслевой программы. Такие предложения связаны в первую очередь с геополитическими соображениями. Это попытка решить проблему оторванности региона от центральной части России и предотвратить усиление влияния Китая на эти территории.

На недавней встрече с министрами и губернаторами премьер-министр России Виктор Зубков отметил, что развитие Дальневосточного региона входит в число приоритетных задач правительства. И одним из определяющих факторов премьер считает решение транспортных проблем. По словам главы Белого дома, развитие транспортной инфраструктуры Дальнего Востока и Забайкалья — крайне важно и актуально. Стратегическое и экономическое значение этого региона для страны хорошо известно. Это более 40% территории России, где проживает свыше 8 млн. человек. Он богат природно-сырьевыми, промышленными ресурсами, находится на пересечении евразийских транспортных коридоров, имеет мощные транзитные

возможности, располагает потенциалом для привлечения крупных инвестиционных средств.

Тем не менее, стратегический для России регион сегодня практически оторван от центральной части страны. На встрече отмечалось, что по плотности железнодорожных путей и автомобильных дорог общего пользования Дальний Восток занимает последнее место в России. На 10 тыс. кв. км здесь приходится всего 13 км железнодорожного полотна, в то время как в целом по России — 50 километров.

Неразвитость путей сообщения и огромные расстояния (от Владивостока до Москвы более 9 тыс. км) прямым образом сказываются на стоимости авиа- и железнодорожных билетов.

От макроэкономических проблем Виктор Зубков перешел к сложностям простого россиянина, которому, чтобы долететь от Находки до столицы, необходимо заплатить до 30 тыс. руб. В противном случае нужно неделю «потеть» в вагонном купе тоже за немалую для простого гражданина сумму в 13 тыс. руб. «О каком равноправии в доступности и качестве транспортных услуг здесь вообще можно говорить?» — возмутился премьер и потребовал от главы Минтранса реальных предложений по обеспечению доступных цен на билеты в регионы Дальнего Востока.

Министр транспорта РФ предлагает ввести регулирование стоимости проезда в купейном вагоне с Дальнего Востока в европейскую часть России и компенсацию части стоимости проезда. Кроме того, Игорь Левитин заявил, что губернаторы должны взять на себя регулирование стоимости перевозок внутри регионов. Непосредственные объемы перевозок и категории населения, подпадающие под компенсацию, нужно определять на местном уровне в зависимости от доходов и материального состояния человека.

Что же касается авиаперелетов, то на федеральный уровень может быть переведена поддержка аэродромной сети Дальнего Востока, в основном в районах Крайнего Севера: в Якутии, Чукотке, Камчатской, Магаданской и Амурской областях. Это даст возможность правительству регулировать здесь цены на билеты.

Знакомясь даже в первом приближении с отраслевой программой и заложенными в ней средствами, невольно вспоминаешь, как прежний премьер-министр РФ Михаил Фрадков прошлым летом на заседании правительства пообещал «дать пенделя» транспортникам, чтобы те не затягивали с реформой дорожного хозяйства. Похоже, нестандартный подход к решению проблемы сработал, хотя и при новом премьере. Ц

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.