Научная статья на тему 'Федеральная целевая программа модернизации транспорта - основа транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 г. По материалам выступлений министра транспорта Российской Федерации И. Е. Левитина'

Федеральная целевая программа модернизации транспорта - основа транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 г. По материалам выступлений министра транспорта Российской Федерации И. Е. Левитина Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
476
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Федеральная целевая программа модернизации транспорта - основа транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 г. По материалам выступлений министра транспорта Российской Федерации И. Е. Левитина»

Федеральная целевая программа модернизации

транспорта — основа транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 г.

По материалам выступлений Министра транспорта Российской Федерации И.Е. ЛЕВИТИНА

В течение последних лет транспортной отрасли России удалось не только сохранить свой потенциал, но и провести необходимую модернизацию инфраструктуры, что позволило удовлетворить растущий спрос на пассажирские и грузовые перевозки и создать определенный задел для дальнейшего развития. Вместе с тем, отечественная транспортная система все еще не отвечает существующим потребностям и перспективам развития России.

Важность устранения ограничений инфраструктурного характера социально-экономического развития России, в том числе и в сфере развития транспортной инфраструктуры, отмечена в послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 27 апреля 2007 года. Об этом также шла речь на заседании Государственного Совета в Красноярске в ноябре прошлого года, по итогам которого по поручению Президента РФ В.В. Путина Минтрансом России подготовлен проект концепции Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года — главного стратегического документа транспортной отрасли.

Для более качественной подготовки Транспортной стратегии Минтрансом

России принято решение о вынесении этого документа на широкое обсуждение, причем не только внутри отрасли, но и с представителями широкой общественности — смежных отраслей промышленности, бизнеса, органов законодательной власти, региональных транспортных органов, общественных организаций, средств массовой информации и других. Именно с этой целью 19 февраля 2008 г. был проведен Всероссийский круглый стол «Формирование Транспортной стратегии России на период до 2030 года», организованный Министерством транспорта РФ, Союзом транспортников России, Торгово-промышленной палатой РФ при поддержке Комитета по транспорту Государственной Думы.

Предыдущие стратегические документы в области транспорта были разработаны в условиях перехода к стратегии экономического роста. Они ставили задачи восстановления, модернизации и развития транспортного комплекса. Новой стратегической целью страны, определенной Президентом и Правительством Российской Федерации, является превращение России в одного из лидеров глобальной экономики, выход ее на уровень социально-экономического развития развитых постиндустриальных стран. Это означает переход российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития, позволяющему резко расширить ее конкурентный потенциал и задействовать новые источники экономического роста.

Изменение стратегии развития российской экономики потребовало формулирования новой долгосрочной транспортной политики, соответствующей по целям, направлениям, средствам и результатам новым глобальным вызовам, стоящим перед страной.

Развитие транспортной системы

страны становится в настоящее время не только необходимым условием реализации инновационной модели экономического роста, но и активным фактором его формирования и улучшения качества жизни населения.

Транспортная стратегия на период до 2030 года должна определять приоритеты, цели и задачи, меры и методы создания в России транспортной системы, обеспечивающей качественно новый уровень транспортного обслуживания экономики и населения, эффективную интеграцию в мировой рынок транспортных услуг.

На новом этапе развития России Транспортная стратегия должна определять активную позицию государства, направленную на формирование условий для социально-экономического развития страны, повышения конкурентоспособности отечественной транспортной системы, снижения совокупных транспортных издержек, усиления инновационной, социальной и экологической направленности развития транспортной отрасли.

Для этого особое внимание должно быть уделено таким приоритетным вопросам, как:

• устранение со стороны транспорта структурных ограничений экономического роста путем опережающего развития транспортной инфраструктуры и рынка транспортных услуг;

• содействие повышению конкурентоспособности российских компаний, укреплению их позиций на внутреннем и внешнем рынках;

• максимальная реализация конкурентных преимуществ России, обусловленных ее географическим положением, в первую очередь, транзитного потенциала;

• сбалансированное развитие видов транспорта в составе единой транспортной системы;

• реализация инновационных транспортно-логистических технологий, направленных на обеспечение постоянно растущих требований потребителей к качеству, доступности, безопасности и экологичности транспортных услуг;

• создание благоприятных условий для инвесторов, направляющих средства на строительство и модернизацию объектов транспортной инфраструктуры;

• обеспечение баланса интересов государства, бизнеса, населения и общественных институтов, заинтересованных в устойчивой и эффективной работе транспорта.

Безусловно, задачи развития транспортной системы страны обуславливают необходимость согласования и гармонизации отраслевых стратегий и организации эффективного межотраслевого взаимодействия. В частности, Транспортная стратегия должна быть увязана со стратегическими документами, определяющими параметры развития экономики государства в целом и отдель-

ных его субъектов, со стратегией развития транспортного машиностроения, прогнозами в области производства строительных материалов и многими другими документами.

В последние годы основным инструментом реализации государственной политики в сфере транспорта была федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России (2002—2010 годы)», которая в целом выполнила свою функцию и будет завершена в 2009 году. Выполнение ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002—2010 годы)» обеспечит согласованное развитие объектов транспортной инфраструктуры, улучшение технических и экономических параметров транспортной системы страны.

По оценкам грузооборот железнодорожного транспорта увеличится к 2010 году по сравнению с уровнем 2000 года в 1,6 раза, пассажирооборот воздушного транспорта — в 2,2 раза, объем перевалки грузов в российских морских портах увеличится почти в 3 раза и дос-

тигнет 542 млн тонн в год, доля морских портов в переработке российских внешнеторговых и транзитных грузов возрастет до 90 процентов.

Протяженность автомобильных дорог общего пользования достигнет 605,1 тыс. км, 18,7 тыс. км автомобильных дорог федерального значения будут соответствовать нормативным требованиям. Российский рынок авиационных перевозок демонстрирует рост объемных показателей, отражая развитие позитивных тенденций в экономике страны. На внутренних водных путях будет повышена безопасность и надежность функционирования судоходных гидротехнических сооружений, объем транзитных перевозок будет увеличен на 30 млн тонн.

Осуществляемая модернизация транспортной системы позволит получать дополнительные доходы от экспорта транспортных услуг в размере более 6 млрд долларов США в год, обеспечит работой более 2 млн человек в смежных отраслях экономики.

Период реализации ФЦП «Модернизация транспортной системы страны

2002—2010 годы» совпал с серьезными социально-экономическими преобразованиями в стране, такими как проведение административной реформы, изменение структуры и функций органов исполнительной власти, упразднение МПС России и создание ОАО "РЖД", изменение системы финансирования дорожного хозяйства, создание институтов развития, разработка и внедрение механизмов государственно-частного партнерства.

Все эти изменения учитывались при корректировках Программы. Так, с 2006 года было принято решение о включении новой подпрограммы межотраслевого характера «Развитие экспорта транспортных услуг». Мероприятия подпрограммы направлены на формирование проектов развития инфраструктуры на основе государственно-частного партнерства и создание условий для их последующей реализации. Финансирование инвестиционной фазы проектов предполагается за счет средств Инвестфонда Российской Федерации.

Достижение поставленных в программе целей стало возможным в результате проведения намеченных мероприятий и реализации проектов, направленных на реконструкцию, восстановление и модернизацию наиболее напряженных элементов инфраструктуры транспортного комплекса.

Все программные мероприятия увязываются с реализацией приоритетных национальных проектов. В ходе реализации Программы в отрасли завершается строительство всех объектов — так называемых «долгостроев». Одновременно завершены или будут завершены ряд крупномасштабных инфраструктурных проектов.

В рамках реализации подпрограммы «Железнодорожный транспорт» закончено строительство 1-го пускового комплекса Томмот-Кердем железнодорожной линии Беркакит — Томмот — Якутск в Республике Саха (Якутия), переустройство участка железнодорожной линии Известковая—Чегдомын, осуществляется комплекс мероприятий по модернизации железнодорожной инфраструктуры острова Сахалин.

По подпрограмме «Автомобильные дороги» выполнены работы по строительству и реконструкции участков автомобильных дорог федерального значения, в том числе Чита—Хабаровск, М4 «Дон», М5 «Урал», М10 «Россия», транспортный обход г. Санкт-Петербурга.

В период 2006—2007 годов введены в эксплуатацию ряд приоритетных капи-

талоемких объектов, включая шесть уникальных внеклассных мостовых перехода (через реку Чулым на автомобильной дороге Камаевка — Асино — Первомайское в Томской области, через р. Волгу на строящемся обходе г. Ярославля, через р. Томь в г. Кемерово, через р. Дон на автомобильной дороге Морозовск — Цимлянск — Волгодонск в Ростовской области, Санкт-Петербург, Иркутск).

Важным этапом в развитии дорожной отрасли стало принятие в 2007 г. Правительством Российской Федерации решения о поэтапном переходе к финансированию содержания федеральных автомобильных дорог по утвержденным нормативам.

По подпрограмме «Гражданская авиация» будут введены в строй после реконструкции и строительства 53 объекта авиатранспортной инфраструктуры, в том числе выполнена реконструкция взлетно-посадочных полос в аэропортах Сочи, Пулково, Геленджик, Минеральные Воды, Красноярск, Хабаровск, Самара, Курган.

По подпрограммам «Морской транспорт» и «Внутренние водные пути» введены в эксплуатацию новые морские нефтяные терминалы в портах При-морск, Мурманск, Высоцк, Новороссийск, Санкт-Петербург, Калининград, Махачкала. Для перевалки экспортного угля в последние годы увеличены мощности в портах Мурманск, Усть-Луга, Восточный.

Открыто железнодорожно-паромное сообщение Усть-Луга — Балтийск, предназначенное, прежде всего, для обеспечения надежной транспортной связи России с Калининградской областью, а также паромное сообщение Балтийск — Мукран (Германия).

В 2006 г. завершен комплекс работ по строительству II нитки шлюза Кочето-вского гидроузла, что является первым шагом на пути комплексной реконструкции Волго-Донского канала.

Изменившиеся социально-экономические условия развития Российской Федерации предопределили необходимость разработки новой редакции федеральной целевой программы с изменением сроков ее действия и наименования — «Развитие транспортной системы России (2010—2015 годы). Необходимость разработки новой редакции Программы диктуется новыми стратегическими ориентирами развития транспортной системы, учитывающими ее влияние на реализацию инновационной модели экономического роста страны.

Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы Российской Федерации (2010—2015 годы)» призвана стать практическим механизмом реализации Транспортной стратегии России до 2030 г. Перевод транспортной системы на новый качественный уровень потребует значительных инвестиций в развитие транспортной системы на уровне 4,8% ВВП. При этом уровень государственных федеральных инвестиций может достигать 2,2% ВВП. Финансирование мероприятий Программы предусматривается осуществлять за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников. Вклад мероприятий Программы в валовой внутренней продукт Российской Федерации предварительно оценивается в 14 329 млрд рублей.

При этом более половины средств Программы будет направлено в развитие промышленного производства и науки, а также в развитие новых территорий. Особое внимание будет уделено комплексу мероприятий по обеспечению надежности и безопасности транспортной системы, формированию механизмов координации усилий региональных органов власти, бизнеса, заинтересованных в реализации комплексных инвестиционных проектов по развитию транспортной инфраструктуры.

Реализация мероприятий по развитию транспортной инфраструктуры потребует существенных инвестиций. Причем бюджетные средства в данном случае должны выступать не в качестве основного источника, а являться стимулом и генератором для притока частных инвестиций в отрасль.

Минтранс России совместно с МЭРТ и Минфином России последовательно работает над повышением привлекательности транспортного комплекса для частных инвесторов.

Мы планируем шире задействовать зарекомендовавшие себя в мировой практике финансовые механизмы привлечения частных инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры. Например, через выпуск транспортных облигаций.

Инвестиционные проекты транспортного комплекса стали лидерами первого блока проектов для финансирования с привлечением средств Инвестиционного фонда.

Задействованы механизмы, направленные на прозрачность и публичное обсуждение проектов. Ведется совмест-

ная работа с институтами развития, в том числе заключено соглашение о сотрудничестве с Внешэкономбанком, с которым совместно проводятся переговоры и презентации проектов. Создан Общественный совет при Минтрансе России, действует Координационный совет по транспортной политике.

С целью существенного повышения качества подготовки проектов образован Экспертный совет по государственно-частному партнерству. Правительственной комиссией одобрены 10 инвестиционных проектов, 9 из которых имеют транспортную составляющую, в том числе на условиях концессии.

Суммарные капитальные вложения в развитие транспортной инфраструктуры по этим проектам в прогнозируемом периоде составят 268,2 млрд рублей, в том числе из средств Инвестиционного фонда РФ — 120,5 млрд рублей.

Большинство из указанных проектов реализуются за Уралом, что позволит в ближайшее время сформировать транспортную основу для ускоренного развития Сибири и Дальнего Востока.

Реализация Программных проектов позволит существенно увеличить основные объемные показатели транспортной инфраструктуры.

Эффективное и динамичное развитие транспортной инфраструктуры неразрывно связано с дальнейшим совершенствованием нормативного правового регулирования в этой сфере. Одной из приоритетных задач стало формирование адекватной современным условиям нормативной правовой базы как по видам транспорта, так и в целом по отрасли. Результатом плодотворной совместной работы с Государственной Думой и Советом Федерации 2007 году стали федеральные законы, принятые в 2007 г.

В части совершенствования нормативно-правовой базы дорожного хозяйства 18 октября 2007 г. Государственной Думой приняты очень важные для отрасли законопроекты — «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» и федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации».

В области совершенствования нормативного регулирования на железнодорожном транспорте среди приоритетных задач, решавшихся в текущем году, следует выделить подготовку изменений в федеральные законы «О же-

лезнодорожном транспорте в Российской Федерации» и «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».

Концепции законопроектов «О внесении изменений в Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и «О внесении изменений в Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» в текущем году одобрены Комиссией Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности.

Положения законопроекта направлены на уточнение требований, предъявляемых к хозяйствующим субъектам на железнодорожном транспорте, круга их прав и обязанностей, совершенствование правовых основ безопасности движения, четкое определение роли и места железнодорожного транспорта необщего пользования в системе железнодорожного транспорта, его структуры.

В 2007 году был принят ряд подзаконных актов, среди которых следует особо выделить:

• постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил предоставления в 2007 году субсидий организациям железнодорожного транспорта на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в дальнем следовании (в плацкартных и общих вагонах)»;

• приказ Минтранса России «Об утверждении Порядка ведения раздельного учета доходов, расходов и финансовых результатов по видам деятельности, тарифным составляющим и укрупненным видам работ открытого акционерного общества «Российские железные дороги»;

• приказ Минтранса России «Об утверждении Правил перевозки грузов собственными поездными формированиями», который направлен на регламентацию перевозок грузов поездами, сформированными из подвижного состава (локомотивы и вагоны), не принадлежащими ОАО «РЖД».

Решению вопросов, связанных с развитием портовой инфраструктуры и обеспечением взаимодействия между портами и организациями других видов транспорта, будет способствовать реализация положений федерального закона «О морских портах в Российской Федерации». В целях реализации проводимой государственной политики по возрождению российского морс-

кого торгового флота, повышения его конкурентоспособности на мировом рынке морских транспортных услуг и, в конечном итоге, стимулирования возврата флота из стран так называемого «удобного» флага под государственный флаг Российской Федерации разработан и принят федеральный закон от 20 декабря 2005 г. 168-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием Российского международного реестра судов», которым был создан совершенно новый специальный таможенный и налоговый режимы для судов, подлежащих регистрации во вновь образованном Российском международном реестре судов.

Приоритетом в развитии транспорта должны стать внедрение современных информационных технологий. Приказами Минтранса России уже внедрены электронные билеты на воздушном и железнодорожном транспорте. Следует отметить, что данных нормативных актов недостаточно для комплексного решения всех проблем, связанных с эффективным применением электронных документов на транспорте (бухгалтерская отчетность, использование электронных документов в судах в качестве доказательств, упорядочение налоговой отчетности).

Неотъемлемой составляющей частью транспортной системы страны становится навигационное обеспечение, развитие которого позволяет значительно повысить эффективность использования транспортной инфраструктуры.

Развитие единой эффективной транспортной инфраструктуры Российской Федерации должно способствовать решению задач экономического развития государства. При этом задача может быть решена исключительно на основе четкого взаимодействия, разграничения компетенции и ответственности между федеральными органами государственной власти и субъектами Российской Федерации.

ФЦП «Развитие транспортной системы России на период 2010—2015 годы» включает в себя шесть подпрограмм.

Подпрограмма «Развитие экспорта транспортных услуг» сформирована по функциональному принципу и включает в себя мероприятия по комплексному развитию транспортной инфраструктуры, реализуемые на условиях государственно-частного партнерства и направленные на повышение конкурентоспособности транспортной сис-

темы и реализацию транзитного потенциала Российской Федерации.

Подпрограммы «Железнодорожный транспорт», «Автомобильные дороги», «Гражданская авиация», «Морской транспорт» и «Внутренний водный транспорт» сформированы по отраслевому принципу.

Подпрограмма «Развитие экспорта транспортных услуг» является связующим звеном всей Программы. Идеология подпрограммы построена на основе комплексного подхода развития транспортных узлов и увязки между собой отраслевых подпрограмм.

Данная подпрограмма направлена на переориентацию международных транзитных грузо- и пассажиропотоков на российские транспортные коридоры и увеличение доходов и выгод Российской Федерации от реализации транзитного потенциала.

Одним из важных механизмов реализации мероприятий по развитию крупных транспортных узлов, включающих базовые морские порты, в перспективе станет создание портовых особых экономических зон.

Основные мероприятия подпрограммы позволяют развивать опорную транспортную сеть на основе создания и развития коридоров, узлов и логистических центров. Объектами программных мероприятий, которые реализуются на основе механизма государственно-частного партнерства, являются высокотехнологичные инфраструктурные проекты, позволяющие создавать современные мультимодаль-ные логистические комплексы, сеть национальных аэропортов-хабов, а также развивать инфраструктуру морских портов.

Комплексное развитие транспортной системы невозможно без мощной информационной и аналитической поддержки для эффективного управления транспортным комплексом России и мониторинга выполнения федеральной целевой программы.

Создание Министерством транспорта информационно-аналитического центра обеспечит эффективный сбор, проверку и уточнение информации, поступающей из различных источников, формирование информационной базы по всем видам транспорта. Центр обеспечит единый процесс реализации всех подпрограмм.

Мероприятия подпрограммы «Железнодорожный транспорт» учитывают, что железнодорожный транспорт обеспечивает 33% потребности от всего пассажирооборота и 40% грузообо-

рота на средние и дальние расстояния от всех видов транспорта.

Доля протяженности участков железнодорожной сети с ограничениями пропускной и провозной способности сократится до размера половины процента (0,5%). Предусматривается строительство более шести тысяч километров (6,226 тыс. км) новых железнодорожных линий и почти трех тысяч километров (2,910 тыс. км) дополнительных главных путей.

Скорость доставки контейнеров в транзитном сообщении возрастет до 1000 км в сутки, при этом объем перевозок транзитных контейнеров увеличится до шестисот двадцати тысяч тэу-сов (620 тыс. ТЕи).

Общий объем перевозок контейнеров по сети железных дорог увеличится в 2 раза.

Важнейшим элементом целостности железнодорожной сети и снижения неоправданных экономических и социальных издержек является строительство железнодорожных обходов территорий Украины и Казахстана.

Решение задачи по обновлению парков грузового подвижного состава обеспечит увеличение производительности подвижного состава не менее чем на 15—20%.

Будет обновлено около 10 тыс. единиц тягового подвижного состава (тепловозов и электровозов), 12 тыс. единиц пассажирских вагонов локомотивной тяги и 7 тыс. единиц мотор-вагонного подвижного состава, 340 тыс. единиц грузовых вагонов.

Подпрограмма «Автомобильные дороги» предусматривает мероприятия по строительству и реконструкции 63,7 тысяч километров автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального и межмуниципального значения.

К 2015 году по сравнению с 2009 годом практически в два раза увеличится доля протяженности автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям.

На 7% сократится протяженность автомобильных дорог общего пользования федерального значения, обслуживающих движение в режиме перегрузки.

Увеличение протяженности автомобильных дорог, входящих в систему международных транспортных коридоров, является одним из приоритетов, который включает создание системы автомагистралей и скоростных дорог по направлениям концентрации наи-

больших потоков автотранспорта. Это такие проекты, как:

• строительство скоростной автомагистрали Москва — Санкт-Петербург;

• строительство и реконструкция участков дорог, формирующих автодорожный маршрут Москва — Ростов-на-Дону — Новороссийск — районы Черноморского побережья;

• строительство Центральной кольцевой автомобильной автодороги в Московской области и других.

Другие мероприятия по развитию сети автомобильных дорог федерального значения направлены на устранение разрывов и лимитирующих участков, в том числе строительство и реконструкцию обходов городов и других населенных пунктов.

Предусматривается строительство лесовозных дорог, соединяющих населенные пункты, а также служащих подъездами к лесоперерабатывающим предприятиям.

В настоящее время основными источниками финансирования дорожной отрасли являются бюджеты различных уровней. Вместе с тем налоги и сборы в Российской Федерации не увязаны с пользованием автомобильными дорогами и не учитывают воздействие на дороги используемых при перевозках транспортных средств.

В ходе реализации подпрограммы предусматривается принятие мер по совершенствованию системы финансирования автомобильных дорог с поэтапным переходом к увеличению доли прямого финансирования содержания и развития дорожной инфраструктуры.

Также принятие мер по совершенствованию и внедрению механизма концессии, применению специализированных облигационных займов, платности услуг объектов дорожного сервиса, механизма компенсации вреда, причиняемого большегрузной автомобильной техникой.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для пользователей тяжеловесного и крупногабаритного транспорта должна сохраниться система индивидуальных разрешений и взимания платы. Применение данной системы должно способствовать перенесению данного вида перевозок с автомобильного транспорта на железнодорожный.

Подпрограмма «Морской транспорт» предусматривает мероприятия по увеличению производственной мощности российских морских портов.

В результате реализации будут введены в эксплуатацию перегрузочные комплексы суммарной мощностью 454 млн тонн грузов в год. К 2015 году пот-

ребности российской экономики в портовых мощностях будут обеспечены полностью и создан резерв для пиковых нагрузок.

Развитие мощностей предусматривается в портах всех морских бассейнов страны.

Уделяется особое внимание строительству контейнерных терминалов. Планируется доведение производственной мощности контейнерных терминалов в порту Восточный до 50 млн тонн в год, в портах Усть-Луга и Балтийск до 35 млн тонн в год в каждом.

Подпрограммой предусматривается:

• обновление транспортного и обеспечивающего флота;

• строительство транспортных, аварийно-спасательных, гидрографических и патрульных судов;

• строительство и реконструкция объектов берегового базирования бассейновых аварийно-спасательных управлений, объектов Глобальной морской системы связи при бедствиях, станций приема и обработки информации Международной системы поиска и спасения, систем управления движением судов.

Необходимость реализации указанных мероприятий обусловлено, в том числе, резким увеличением объемов перевозки нефти морскими судами, что приводит к росту опасности увеличения количества случаев разлива нефти. Так, например, при аварии танкера «Волганефть—193» в Керченском проливе 11 ноября 2007 года в море попало 3200 тонн мазута и экологический ущерб по оценкам Росприроднадзора составил 6,5 млрд рублей.

Подпрограмма «Внутренний водный транспорт», наряду с другими видами транспорта, обеспечивает важнейшие условия жизнедеятельности общества, являясь важным инструментом достижения социальных и экономических целей.

Ее реализация:

• увеличит объем перевозок грузов и пассажиров по Единой глубоководной системе в 2-2,5 раза;

• снизит себестоимость перевозок на 25-30%;

• сократит долю внутренних водных путей европейской части России, ограничивающих пропускную способность водного транспорта с 75% до 14%;

• ликвидирует к 2015 году аварийное состояние и опасный уровень безопасности на всех судоходных гидротехнических сооружениях.

Во исполнение поручения Президента РФ Минтрансом России совместно с

заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработан проект концепции развития аэродромной (аэропортовой) сети Российской Федерации на период до 2020 года.

В результате реализации подпрограммы «Гражданская авиация» по отношению к 2009 году будут достигнуты следующие показатели:

• авиационная подвижность населения вырастет на 62%;

• пассажирооборот на международных воздушных линиях увеличится на 41%;

• количество трансфертных авиапассажиров на стыковках международных рейсов и международных/внутренних рейсов вырастет до 3,3 млн пассажиров в год;

• будет введено в эксплуатацию после реконструкции 112 взлетно-посадочных полос;

• приобретено 659 воздушных судов современных типов.

В 2010—2015 гг. будет происходить формирование национальной опорной сети аэропортов, развитие хабо-вых технологий перевозок и приоритетное развитие внутрироссийских региональных и местных аэропортов, что позволит увеличить количество пассажиров, перевезенных на местных воздушных авиалиниях на 70%.

Возрастет транспортная доступность жителей Крайнего Севера и других труднодоступных территорий.

Модернизируемый парк воздушных судов и наземной инфраструктуры будет соответствовать более высокому уровню требований ИКАО.

Особое внимание уделено мероприятиям, обеспечивающим транспортную безопасность в рамках реализации мер, принятых федеральным законом о транспортной безопасности.

Намечены меры по проведению кате-горирования, оценке уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от существующих угроз, в том числе совершения актов незаконного вмешательства.

Намечено создание интегрированной системы контроля безопасности на транспорте, системы обеспечения оперативного реагирования и расследования происшествий и чрезвычайных ситуаций на транспорте, оснащение органов надзора и контроля в сфере транспорта патрульными судами и вертолетами.

Минтранс России уделяет большое внимание проблемам формирования кадрового потенциала, поскольку зада-

чи развития транспортного комплекса могут быть решены только за счет обеспечения отрасли высокопрофессиональными специалистами.

Перевод транспортной системы на новый качественный уровень потребует значительных инвестиций в развитие транспортной системы. Причем бюджетные средства в данном случае будут выступать не в качестве основного источника, а являются стимулом и генератором для притока частных инвестиций в отрасль. Суммарные вложения в развитие транспортной инфраструктуры прогнозируются в объеме 21 трлн рублей, в том числе федеральный бюджет — 7,9 трлн рублей, Инвестиционный фонд Российской Федерации — 2,27 трлн рублей. Планируется задействовать зарекомендовавшие себя в мировой практике финансовые механизмы привлечения частных инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры. Например, через выпуск транспортных облигаций. Объем внебюджетного финансирования составит 8,58 трлн рублей или 40,8% от общего объема финансирования.

Наибольший объем финансирования предусматривается по подпрограмме «Автомобильные дороги» — 9,93 трлн рублей или 47,2% от общих расходов по программе.

В результате мероприятий программы к 2015 году дополнительные налоговые поступления в консолидированный бюджет составят 40 копеек на каждый рубль капитальных вложений, а в период до 2040 года — 3,74 рубля на каждый рубль капитальных вложений.

Проекты строительства инфраструктурных объектов имеют явно выраженный макроэкономический эффект, поскольку обеспечивают стратегическое преимущество государства в долгосрочной перспективе, позволяя развивать высокоэффективные, экс-портоориентированные отрасли промышленности, повышать качество жизни населения, обеспечивать решение социальных задач.

В результате выполнения мероприятий программы транспортная система Российской Федерации выйдет на качественно новый уровень, обеспечивающий инновационный сценарий социально-экономического развития страны.

Обеспечиваемое программой увеличение темпов роста транспортной отрасли страны позволит перейти от задач модернизации транспорта к устойчивому его развитию и, таким образом, заложить надежный базис реализации Транспортной стратегии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.