Научная статья на тему 'БЫТ ИТАЛЬЯНСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ПЕРИОД СТРОИТЕЛЬСТВА ВАЗА (С 1966 ПО 1971 ГГ.)'

БЫТ ИТАЛЬЯНСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ПЕРИОД СТРОИТЕЛЬСТВА ВАЗА (С 1966 ПО 1971 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
9
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
краеведение / Волжский автомобильный завод / Тольятти / история ВАЗа / советско-итальянское сотрудничество / автомобилестроение / быт / local history / Volga Automobile Plant / Tolyatti / History of VAZ / Soviet-Italian cooperation / automotive industry / everyday life

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шахкеримов Александр Васильевич

В данной статье рассматривается быт итальянских специалистов, в период строительства Волжского автомобильного завода, с 1966 по 1971 гг., и то, как город изменялся во время обустройства этого быта. Эта информация полезна не только как иллюстративный материал для описания того времени, но и имеет значение для понимания развития города Тольятти и изучения его истории. Исследование проведено на основе воспоминаний участников тех событий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Шахкеримов Александр Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EVERYDAY LIFE OF ITALIAN SPECIALISTS DURING THE CONSTRUCTION OF THE VAZ (FROM 1966 TO 1971)

This article examines the life of Italian specialists during the construction of the Volga Automobile Plant from 1966 to 1971 and the change of the city during the arrangement of this life. This information is useful not only as illustrative material for describing that time, but also important for understanding the development of the city of Togliatti and studying its history. The study was conducted on the basis of the events participants’ memories.

Текст научной работы на тему «БЫТ ИТАЛЬЯНСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ПЕРИОД СТРОИТЕЛЬСТВА ВАЗА (С 1966 ПО 1971 ГГ.)»

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

National History

УДК 93/94

БЫТ ИТАЛЬЯНСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ПЕРИОД СТРОИТЕЛЬСТВА ВАЗА

(С 1966 ПО 1971 ГГ.)

© 2024

А.В. Шахкеримов, студент

Поволжская академия образования и искусств имени Святителя Алексия, митрополита Московского, г. Тольятти (Россия)

Ключевые слова: краеведение; Волжский автомобильный завод; Тольятти; история ВАЗа; советско-итальянское сотрудничество; автомобилестроение; быт.

Аннотация. В данной статье рассматривается быт итальянских специалистов, в период строительства Волжского автомобильного завода, с 1966 по 1971 гг., и то, как город изменялся во время обустройства этого быта. Эта информация полезна не только как иллюстративный материал для описания того времени, но и имеет значение для понимания развития города Тольятти и изучения его истории. Исследование проведено на основе воспоминаний участников тех событий.

Многим известно, что строительство Волжского автомобильного завода неразрывно связано с итальянской фирмой ФИАТ, которая являлась основным партнером, помогающим в строительстве завода, а также поставляющим технологии [1, с. 15]. Например, прототипом легендарной копейки является автомобиль ФИАТ-124 [2, с. 218]. Но мало кто знает, что советские инженеры внесли сотни изменений в конструкцию автомобиля, для того чтобы они смогли существовать в наших реалиях, ведь кузова итальянских автомобилей буквально трескались в условиях испытаний [3, с. 485; 4].

Но всё же вернемся к теме нашего исследования. Мы бы хотели рассказать, как протекала жизнь и быт итальянцев у нас в городе Тольятти. Я услов-

но разделил статью на несколько блоков и первым из них станет изучение жилья.

Итальянцы жили в гостиницах и общежитиях, в зависимости от размера семьи и статуса её членов. Чаще всего супружеские пары без детей жили в двухкомнатных квартирах типа общежития в Старом городе, а большие семьи с детьми жили в гостинице «Жигули». Там для них были созданы все условия для комфортного проживания. Перед их приездом была проведена большая работа для подготовки жилья, транспортного обеспечения, особого питания [5, с. 87].

Владимир Викторович Сафонов, участник пу-сконаладочных работ [6, с. 430] вспоминал: «Руководство жило в гостинице «Жигули», а специалисты «попроще» жили в комплексном общежитии,

в отдельном блоке. Они были частыми гостями у советских рабочих, чем вызывали пристальный интерес со стороны «первого» отдела ВАЗа и КГБ. Но, тем не менее, после рабочего дня итальянцы часто гостили у нас. Самыми частыми гостями из них были монтажник Марио Аудэро и технолог Пьетро Кароссо, они часто привозили сигареты и болгарское вино, приобретённые за инвалюту в «Берёзке». Во время этих встреч понятно стало, что они были такие же, как и мы, любили пообщаться о женщинах, о работе, а вот о политике говорили мало, так как это было менее интересно [7, с. 129]».

Далее мы рассмотрим организацию питания. Поесть итальянцы очень любили и вообще относились к кухне, как тогда могло показаться, более трепетно, чем к работе. Из русских блюд им особенно полюбились русские пельмени и волжская рыба. Пельмени они быстро научились готовить (не удивительно, ведь они очень похожи на итальянские равиоли) [8, с. 87].

ВАЗовская переводчица Евгения Юхнович вспоминает: «Накануне запуска завода, когда итальянцы работали и днём и ночью, поздние ужины привозили из ресторана «Жигулей» прямо на конвейер. Это были большие корзины и подносы с бутербродами с различными видами колбас, начиная от мортаделлы и заканчивая ветчиной разного происхождения. Продукты подавались лучшие: сыры, вина, десерты и даже фрукты, привезённые из Италии. Всякий раз итальянцы делились этими поздними ужинами с нашими советскими работягами» [9, с. 31].

Но, тем не менее, в обычной жизни, итальянцы с трудом переваривали русскую кухню, которая по сравнению с их родной кухней казалась более жирной. По этой причине руководство ФИАТа настояло на том, чтобы из Италии в Тольятти прибыл собственный шеф-повар с официантами. В результате именно они руководили переподготовкой нашего персонала, которого старались приблизить к европейскому уровню обслуживания клиентов [10, с. 66].

Заграничные специалисты могли питаться в отелях, в «Итальянской столовой» на самом заводе, в ресторане Интерклуба, помимо этого для них было налажено снабжение эксклюзивными импортными товарами, продуктами питания.

Ещё одним примером застолий итальянских специалистов можно считать торжественный приём по случаю 52-й годовщины Октябрьской революции, который был организован советской стороной для иностранных специалистов. Меню данного мероприятия было огромным и, по словам Евгении Юхнович, располагалось на 40 страницах, и это без учёта винной карты. Это показывало, что среди

итальянцев было много знатоков и гурманов итальянской кухни [10, с. 66].

Ещё более важным элементом повседневного быта является медицина. На базе больницы имени В.В. Баныкина было создано специальное отделение для лечения иностранцев, своеобразное «4-е управление», с лучшими докторами и комфортабельными палатами. Здешним врачам приходилось лечить множество заболеваний, в том числе и таких экзотических, как нервные срывы и запои. Особо рьяных алкоголиков даже депортировали обратно в Италию [10, с. 45]. Одним из первых иностранных пациентов отделения травматологии Тольятти стал итальянец Каваллеро, который руководил группой специалистов фирмы PianeШ&Traversa.

Далее мы рассмотрим организацию досуга итальянцев. В воспоминаниях ВАЗовской переводчицы Евгении Юхнович сохранилась информация о появлении в нашем городе такого культового места отдыха, как итальянский пляж: «Лето 1970 года оказалось таким жарким, что срочно потребовался специальный участок городского пляжа для иностранцев. На пляж всех иностранцев отвозили и привозили на дежурных автобусах или «Рафиках» от гостиниц. Было выбрано лучшее место на побережье, но обустроить его шезлонгами и другим пляжным оборудованием не смогли. Но все и тому были рады, что был чистый песок, красивый сосновый лес, через который приходилось спускаться к воде» [9, с. 51].

Также в этом сосновом лесу, по дороге на пляж, итальянцы могли обнаружить старинную утварь, которая, вероятно, была оставлена ставропольчана-ми при переезде из затопленного города. Однажды в такой куче утвари итальянское семейство обнаружило самый настоящий имперский самовар. После этого многие ребята захотели, чтобы и в их семье появилась такая диковинная штучка, как самовар. Это привело к целой эпопее самоваров в итальянских номерах [9, с. 51]. Благодаря Интерклубу, дети итальянских специалистов могли посещать различные кружки, в том числе и по изучению русского языка.

Отдых также включал спорт. Итальянцы известны не только как автомобилисты, но и как футболисты, поэтому итальянские специалисты создали целых две футбольные команды, которые базировались на стадионе в Старом городе. А ещё раньше для итальянцев был создан спортзал, на третьем этаже отдела по работе с иностранными специалистами. Проводились различные соревнования по теннису, волейболу и баскетболу [10, с. 67].

Невозможно представить отдых и без культурной составляющей. В Интерклубе была развернута широкая выставочная деятельность. Например,

там проходила выставка фотографий, отражающая различные события в мире знаменитых людей, встречи политиков, события культурологического характера, достижения в области науки и экономики. Сохранились сведения и о выставке гравюр Альбрехта Дюрера 1971 года, приуроченной к 500-летию художника и проведённой при поддержке Государственного Музея Изобразительных Искусств имени А.С. Пушкина. Также большим интересом пользовалась выставка рисунков итальянских детей, ведь каждый родитель был рад видеть работы своего чада. Она завершилась награждением участников, сопровождавшихся угощениями и всеобщим весельем [10, с. 69].

Это иллюстрирует тот факт, что Интерклуб находил возможности для развлечений не только взрослых, но и их детей. Многие иностранцы уже спустя много лет после завершения командировки с теплотой вспоминали о мероприятиях Интерклуба: праздниках, выставках, концертах и карнавалах, столь популярных среди иностранцев в те годы.

Если остановиться на концертах, то по инициативе ФИАТа для тех иностранцев, которые оставались в городе, проводились разнообразные концерты: музыкантов, певцов, фольклорных ансамблей. Приезжали и известные на тот момент коллективы: туринская группа «Валоссо», пианист Лучианно Санджорджи и даже известный трубач и джазмен Нини Россо. В концерте последнего также принимал участие малый оркестр, сформировавшийся из числа итальянцев, работавших в то время на ВАЗе [10, с. 68].

Итальянцы раз в три месяца уезжали на две недели домой, откуда привозили для своих советских коллег по конвейеру много сувениров, к примеру, зажигалки ZIPPO, шариковые ручки и прочую дефицитную мелочь. В том же валютном магазине «Берёзка» они чаще покупали товары для своих коллег, нежели для себя. Даже после полного отъезда домой итальянцы присылали подарки на праздники, что свидетельствовало о хороших дружеских отношениях с заводчанами [7, с. 129].

Нельзя не осветить еще одну малоизвестную страницу истории пребывания итальянцев в Тольятти - это духовная жизнь, ведь это важная составляющая жизни многих итальянцев. Аркадий Иванович Вольский, который долгое время возглавлял сектор автопрома отдела машиностроения ЦК КПСС, отмечает, что для того чтобы иностранные специалисты ни в коем случае не почувствовали себя обиженными и ущемленными в своих духовных потребностях, специалисты занимались в том числе и устройством молельных домов для иностранцев. Это было весьма важно, так как итальянское общество считается очень религиозным. Так

на базе гостиницы «Жигули» и появилась молельная комната. Службы в ней совершал капеллан Дон Галассо Андреоли, который являлся центральной фигурой для духовной жизни итальянцев в Тольятти. Он оставил огромное количество воспоминаний о тольяттинском периоде работы.

Например, первое католическое Рождество на территории Тольятти состоялось 25 декабря 1969 года. Дон Галассо вспоминает об этом так: «Служу мессу в самое Рождество, в полдень, присутствует весь итальянский коллектив. Многие участвуют в причастии, поскольку отпускаю грехи согласно полученным полномочиям. Я пообещал себе не впадать в пафос, обращаясь с речью к присутствующим, но мне это удается лишь отчасти. Этот большой праздник, отмечаемый вдали от семей и родины, непроизвольно наполняет души присутствующих волной нежности и ностальгии, от которых сложно освободиться» [10, с. 243].

Также сохранились данные о том, что он встречался с епископом Куйбышевским и Сызранским Иоанном (Снычёвым) [10, с. 325].

Подводя итоги нашего исследования, стоит отметить, что для комфортной жизни итальянских специалистов в период строительства ВАЗа были созданы все условия. В этом была большая заслуга местных властей, которые привнесли большое количество изменений в привычный уклад жизни города Тольятти.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Колеса России. Последнее дело Валлетты: рождение проекта ФИАТ-СССР глазами зарубежной прессы (по материалам Исторического архива АО «ФИАТ») / под ред. А.Е. Степанова. Тольятти: АВТОВАЗ, 2007. 359 с.

2. ВАЗ. Страницы Истории Воспоминания и факты / под ред. А. Шаврина. Самара: Издательство г. Самара, 1991. 262 с.

3. Четыре века Ставрополя-Тольятти. Из истории городской власти. 1737-2012 / под ред. В.А. Ра-шевской. Самара: Издательский дом «Агни», 2012. 552 с.

4. Орлов Д. Сделка века: как и по чьему решению Fiat 124 превратился в ВАЗ-2101 // Авторевю: электронный журнал. URL: https://autoreview. ru/articles/retro/sdelka-veka

5. ВАЗ: страницы истории. Книга третья / под ред. А. Шаврина, Н. Быстровой. Финляндия: BANECAP OY, 1998. 240 с.

6. Четыре века Ставрополя-Тольятти хроника городской жизни. 1737-2007 / под ред. В.А. Рашев-ской. Самара : Издательский дом «Агни», 2007. 544 с.

7. ВАЗ: страницы истории. Книга пятая / под ред. А. Шаврина. Тольятти : Типография ДИС ОАО «АВТОВАЗ», 2005. 375 с.

8. ВАЗ: страницы истории. Книга четвертая / под ред. А. Шаврина, Н. Быстровой. Финляндия : ВАЫБСАР ОУ, 2000. 240 с.

9. Джунта К., Сильва Дж. ТУРИН-ТОЛЬЯТТИ.

FIAT-ABTOBA3 / перевод с итальянского и немецкого Е. Юхнович. Тольятти: ООО «Двор печатный АВТОВАЗ», 2021. 144 с.

10. Ставрополь-на-Волге - Тольятти - ВАЗ. Время и судьба / Е.В. Юхнович, Don Galasso Andreoli, Д.Ю. Лескин. Тольятти: Поволжский Православный Институт, 2017. 624 с.

THE EVERYDAY LIFE OF ITALIAN SPECIALISTS DURING THE CONSTRUCTION OF THE VAZ (FROM 1966 TO 1971)

© 2024

A.V. Shakhkerimov, 4th year student St. Alexis academy of education and arts of Volga region, Togliatti (Russia)

Keywords: local history; Volga Automobile Plant; Tolyatti; history of VAZ; Soviet-Italian cooperation; automotive industry; household.

Abstract. This article examines the life of Italian specialists during the construction of the Volga Automobile Plant from 1966 to 1971 and the change of the city during the arrangement of this life. This information is useful not only as illustrative material for describing that time, but also important for understanding the development of the city of Togliatti and studying its history. The study was conducted on the basis of the events participants' memories.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.