Научная статья на тему 'Развитие автомобильного спорта в городе Тольятти: 1966-2016 гг'

Развитие автомобильного спорта в городе Тольятти: 1966-2016 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1884
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМОБИЛИЗАЦИЯ / MOTORIZATION / АВТОМОБИЛЬНЫЙ СПОРТ / MOTOR SPORT / ТОЛЬЯТТИ / TOGLIATTI / АВТОВАЗ / AVTOVAZ / ВОЛЖСКИЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ ЗАВОД / THE VOLGA AUTOMOBILE FACTORY / ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ENGINEERING EDUCATION / АВТОКРОСС / ЛАБОРАТОРИЯ СПОРТИВНО-ГОНОЧНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ / LABORATORY OF SPORTS AND RACING CARS / ЛСГА / LSGA / ПОДГОТОВКА ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ / TRAINING OF TECHNICAL SPECIALISTS / АВТОРАЛЛИ / RALLY / CROSS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Доронкин Владимир Геннадьевич, Лямин Аркадий Сергеевич

В статье делается обзор развития автомобильного спорта в одном из индустриальных центров Российской Федерации городе Тольятти Самарской области. Процесс становления данного технического вида спорта неразрывно связан с деятельностью и поддержкой Волжского автомобильного завода. На результатах анализа истории АвтоВАЗа тольяттинского промышленного автогиганта и крупнейшего производителя легковых автомобилей в России и Восточной Европе, в период с конца 1960-х до 2016 гг., рассмотрено развитие профессионального автомобильного спорта как одного из элементов процесса автомобилизации нашей страны. Отдельно изучены процесс основания и работа лаборатории спортивно-гоночных автомобилей (ЛСГА) на АвтоВАЗе. Также в статье впервые на основе описания хронологии развития автоспорта в г. Тольятти показана взаимосвязь процесса автомобилизации и подготовки технических специалистов. Основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при рассмотрении вопросов о сущности и тенденциях развития автомобилизации и подготовки специалистов автомобильной отрасли. Наряду с этим был сделан вывод о необходимости государственной и муниципальной помощи для проведения соревнований по этому виду спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF AUTOMOBILE SPORTS IN TOGLIATTI CITY: 1966-2016

The article reviews the development of motor sport in one of the industrial centers of the Russian Federation the city of Togliatti, Samara Region. The process of the formation of this technical sport is inextricably linked with the activities and support of the Volga automobile factory. On the results of the analysis of the history of AvtoVAZ Togliatti industrial auto giant and the largest car manufacturer in Russia and Eastern Europe, from the late 1960s to 2016, the development of professional motor sport as one of the elements of the process of automobilization of our country was considered. The process of foundation and work of the laboratory of sports-racing cars (LSGA) at AvtoVAZ was separately studied. Also in the article for the first time on the basis of the chronology of the development of motorsport in Togliatti is shown the interrelation of the process of automobilization and training of technical specialists. The main provisions and conclusions of the article can be used in scientific and pedagogical activity when considering questions about the nature and trends of development of motorization and training of specialists in the automotive industry. Along with this, a conclusion was made about the need for state and municipal assistance for conducting competitions in this sport.

Текст научной работы на тему «Развитие автомобильного спорта в городе Тольятти: 1966-2016 гг»

Доронкин Владимир Геннадьевич, Лямин Аркадий Сергеевич РАЗВИТИЕ АВТОМОБИЛЬНОГО СПОРТА В ГОРОДЕ ...

УДК 372.862

РАЗВИТИЕ АВТОМОБИЛЬНОГО СПОРТА В ГОРОДЕ ТОЛЬЯТТИ: 1966-2016 ГГ.

© 2017

Доронкин Владимир Геннадьевич, старший преподаватель кафедры «Проектирование и эксплуатация автомобилей» Лямин Аркадий Сергеевич, аспирант кафедры «История и философия» Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, улица Белорусская, 16в, e-mail: r8bs8n@mail.ru)

Аннотация. В статье делается обзор развития автомобильного спорта в одном из индустриальных центров Российской Федерации - городе Тольятти Самарской области. Процесс становления данного технического вида спорта неразрывно связан с деятельностью и поддержкой Волжского автомобильного завода. На результатах анализа истории АвтоВАЗа - тольяттинского промышленного автогиганта и крупнейшего производителя легковых автомобилей в России и Восточной Европе, в период с конца 1960-х до 2016 гг., рассмотрено развитие профессионального автомобильного спорта как одного из элементов процесса автомобилизации нашей страны. Отдельно изучены процесс основания и работа лаборатории спортивно-гоночных автомобилей (ЛСГА) на АвтоВАЗе. Также в статье впервые на основе описания хронологии развития автоспорта в г. Тольятти показана взаимосвязь процесса автомобилизации и подготовки технических специалистов. Основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при рассмотрении вопросов о сущности и тенденциях развития автомобилизации и подготовки специалистов автомобильной отрасли. Наряду с этим был сделан вывод о необходимости государственной и муниципальной помощи для проведения соревнований по этому виду спорта.

Ключевые слова: автомобилизация; автомобильный спорт; Тольятти; АвтоВАЗ; Волжский автомобильный завод; инженерное образование; автокросс; лаборатория спортивно-гоночных автомобилей; ЛСГА; подготовка технических специалистов; авторалли.

DEVELOPMENT OF AUTOMOBILE SPORTS IN TOGLIATTI CITY: 1966-2016

© 2017

Doronkin Vladimir Gennadievich, senior teacher of the chair «The designing and operation of the car» Lyamin Arkadiy Sergeevich, post-graduate student of the chair «History and philosophy»

Togliatti State University (445020, Russia, Togliatti, st. Belorusskaya, 16v, e-mail: r8bs8n@mail.ru)

Abstract. The article reviews the development of motor sport in one of the industrial centers of the Russian Federation - the city of Togliatti, Samara Region. The process of the formation of this technical sport is inextricably linked with the activities and support of the Volga automobile factory. On the results of the analysis of the history of AvtoVAZ - Togliatti industrial auto giant and the largest car manufacturer in Russia and Eastern Europe, from the late 1960s to 2016, the development of professional motor sport as one of the elements of the process of automobilization of our country was considered. The process of foundation and work of the laboratory of sports-racing cars (LSGA) at AvtoVAZ was separately studied. Also in the article for the first time on the basis of the chronology of the development of motorsport in Togliatti is shown the interrelation of the process of automobilization and training of technical specialists. The main provisions and conclusions of the article can be used in scientific and pedagogical activity when considering questions about the nature and trends of development of motorization and training of specialists in the automotive industry. Along with this, a conclusion was made about the need for state and municipal assistance for conducting competitions in this sport.

Keywords: motorization; motor sport; Togliatti; AvtoVAZ; the Volga automobile factory; engineering education; cross; laboratory of sports and racing cars; LSGA; training of technical specialists; rally.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В настоящее время возможности личностной и профессиональной реализации в изменяющихся условиях зависят от многих факторов, нередко возникают определенные затруднения, требующие поиски путей их преодоления. Важный элемент процесса автомобилизации - человек, требует современных подходов к профессиональному образованию. Рассмотрим, может ли этому помочь такое явление общественной жизни, как автоспорт - что требуется, чтобы автоспорт способствовал личностной и профессиональной самореализации технических специалистов автомобильной отрасли.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Автомобильный спорт следует рассматривать как одно из появлений процесса автомобилизации. При попытке моделирования автомобилизации сталкиваешься с необходимостью формализовать многие явления [1], как социального, так и технического характера. Кроме этого, процессы автомобилизации проявляются как на общегосударственном, так и на региональном уровнях [2].

Нельзя обойти такое явление как спортивный тюнинг, на который именно автомобили ВАЗ, за счет своей массовости, обратили всеобщее внимание [3]. В настоящее время тюнинг вообще, и в частности подготовка к спортивным соревнованиям, рассматриваются как перспективы повышения энергоэффективности автомобиля

[4, 5]. Подготовка автомобилей к соревнованиям несет и педагогическую нагрузку, в частности обучение технических специалистов автомобильной отрасли [6], причем не только уровня высшего образования, но и техников и слесарей [7, 8].

Формирование целей статьи (постановка задания). Автомобилизация, как явление социально-экономической жизни, имеет много проявлений. Одно из них - автомобильный спорт. Маркетологи автомобильной промышленности многие десятилетия поминают затасканное выражение одного из воротил Детройта: «Выигрывай на гонках в воскресенье - продавай в понедельник!». Так ли всё просто и цинично, неужели автоспорт только рекламный трюк и ничего более? Может, это интересное и многогранное явление общественной жизни? Может, автомобильный спорт заслуживает поддержки на всех государственных уровнях? Рассмотрим эти вопросы на примере полувековой истории автоспорта в городе Тольятти. Вполне естественно, что автомобильный спорт в Тольятти неразрывно связан с развитием Волжского автомобильного завода.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. С 1966 года на строительство ВАЗа в Тольятти начинают приезжать специалисты со всех уголков Советского Союза, в том числе уже опытные гонщики, принимавшие участие в различных соревнованиях.

В 1967 году, дождавшись вызова, в г. Тольятти из г. Горького уехала целая команда водителей-испытателей КЭО ГАЗ (конструкторско-экспериментальный отдел

Доронкин Владимир Геннадьевич, Лямин Аркадий Сергеевич РАЗВИТИЕ АВТОМОБИЛЬНОГО СПОРТА В ГОРОДЕ ...

Горьковского автомобильного завода): Э. Пистунович, М. Максимов, В. Медянцев, В. Фатеев, Г. Иванов, И. Пугачёв, Н. Сорокин, В. Зимняков, Я. Лукьянов и другие [9, с. 129]. Многие из них уже принимали участие в различных соревнованиях по автоспорту. Например, горьковчанин Николай Сорокин, работавший в управлении главного конструктора (УГК) ВАЗа, был призером чемпионата СССР по линейным гонкам в 1950 году [10].

Однако, по воспоминаниям конструктора Волжского автозавода Владимира Федоровича Барановского, основателем автоспорта на предприятии и в городе по праву можно считать инженера-конструктора, начальника конструкторского бюро перспективного проектирования (в будущем - общей компоновки) автомобилей УГК Льва Петровича Шувалова. Именно Шувалову с присущим ему энтузиазмом и настойчивостью удалось убедить руководство в важности развития автоспорта на заводе [9, с. 118].

Энтузиазм молодежи, поддерживаемый генеральным директором В. Н. Поляковым и парткомом завода, стремление испытать создаваемую технику и свое мужество позволили во многих структурных подразделениях иметь секции автоспорта [11].

До того момента, как в состязаниях начали принимать участие «Жигули», в распоряжении гонщиков Волжского автозавода находились автомобили различных советских автопроизводителей: гоночная версия автомобилей «Москвич-412» и «Запорожец» (для участия в авторалли), гоночные автомобили «Эстония-15» и «Эстония-16» (для участия в шоссейно-кольцевых гонках). Причем стоит отметить тот факт, что для подготовки к международным соревнованиям по шоссей-но-кольцевым гонкам в г. Минске, которые состоялись в мае 1971 г., два автомобиля «Эстония-16М» секции автоспорта ДОСААФ ВАЗа были оборудованы двигателем, сцеплением и некоторыми другими узлами от автомобиля ВАЗ-2101. В заездах участвовали два гонщика с Волжского автозавода - мастер спорта Лев Шувалов и перворазрядник Виктор Савостин. По итогам соревнований вазовские пилоты не смогли попасть на пьедестал, но выступление на гоночных автомобилях с двигателями от ВАЗ-2101 в целом было признано удачным [9, с. 118, 174].

История автомобильного спорта на ВАЗе началась в апреле 1970 года, когда команда автогонщиков Волжского автозавода впервые приняла участие в традиционных авторалли «Зори Кубани-70». Экипаж в составе Якова Лукьянова (водитель) и Льва Шувалова (штурман) стали абсолютными чемпионами Северного Кавказа по авторалли. Выступления состоялись на восстановленных автомобилях «Москвич-412», переданных в управление главного конструктора (УГК) ВАЗа по указанию В.Н. Полякова из спорттехклуба ДОСААФ [12, с. 209]. А уже в январе 1971 г. команда автогонщиков ВАЗа впервые выступила в зимнем первенстве СССР по авторалли, которое проходило в г. Риге [12, с. 256].

Дебют гонщиков автозавода уже на автомобилях «Жигули» состоялся в феврале 1971 года на командном Чемпионате СССР по авторалли «Прибалтика-71» [12, с. 259]. После этого тольяттинские гонщики выходят на международную арену автоспорта. В октябре 1971 года командой водителей-испытателей «ВАЗ-Автоэкспорт» на автомобилях ВАЗ-2101 в соревнованиях ралли «Тур Европы - 71» был завоеван главный командный приз - «Серебряный кубок». А два экипажа команды (К. Гирдаускас - У. Мадревиц и Я. Лукьянов - А. Карамышев) стали призерами в личном зачете. В феврале 1972 года в шведском городе Карлштадте проходили традиционные авторалли «Швеция-73», где в клубном зачете первенство завоевали пять автомобилей «Жигули» марки ВАЗ-2101 [12, с. 293]. Также стоит отметить, что команда раллистов Волжского автозавода была включена в состав сборной СССР на традиционных международных автогонках «Тур Европы - 73», где

также была одержана победа [12, с. 372].

Не стоит забывать о достижениях вазовских пилотов и на отечественных треках в командных и личных зачетах. В феврале 1973 года на зимнем командном первенстве СССР по авторалли в г. Вильнюсе команда Волжского автозавода в составе 3-х экипажей водителей-испытателей (Козырчиков А.Н. - Кривопусков Г. М.; Пистунович Э.Н. - Аникин С.Г.; Шустов Р.В. -Селга Л.) в зачете автозаводов заняла первое место и третье место в абсолютном зачете. В июле того же 1973 года на чемпионате РСФСР по шоссейно-кольцевым гонкам в г. Ленинграде первую золотую медаль чемпиона Российской Федерации завоевал на автомобиле ВАЗ-2103 водитель-испытатель ВАЗа, мастер спорта Эдуард Пистунович [12, с. 352].

29 апреля 1977 года с целью упорядочения организации автоспорта на Волжском автомобильном заводе и повышения результативности выступления сборной команды ВАЗа на международных и внутрисоюзных соревнованиях генеральным директором Волжского автозавода Анатолием Анатольевичем Житковым был подписан приказ-постановление №124/46 о создании на предприятии специальной лаборатории по спортивно-гоночным автомобилям (ЛСГА). Главным инициатором создания ЛСГА был заместитель генерального директора автозавода по транспорту Владимир Иванович Беляков. Лаборатория была создана в составе транспортного управления (ТУ) Волжского автозавода со штатом ИТР (инженерно-технические работники) и водителей-испытателей. Появление в структуре ВАЗа новой лаборатории вывело заводской автоспорт на качественно новый этап развития.

Согласно тому же приказу-постановлению на предприятии был создан совет по автомотоспорту, который возглавил всё тот же Владимир Иванович Беляков. В состав совета также вошли - главный конструктор Г. К. Мирзоев, начальник производственного управления «АвтоВАЗтехобслуживание» Р. Д. Кислюк, заместитель секретаря парткома ВАЗа К. Г. Сахаров и другие. Всего в составе находилось 14 человек. Обязанностью совета являлось руководство деятельностью всех автосекций завода, составление ежегодных планов проведения соревнований по автомотоспорту, утверждение состава сборной команды ВАЗа по автомотоспорту [13, с. 97; 14, л. 169-170].

Наивысшее развитие ЛСГА получила в 1985-86 гг., когда на балансе лаборатории имелось 84 транспортные единицы. Из них 49 автомобилей для спортивных состязаний (в том числе 2 автомобиля «Формула» и 13 автомобилей «Багги»). Кроме того, имелось 13 транспортных средств, используемых в качестве техничек-тягачей, а также 22 грузовых автомобиля [11].

После создания ЛСГА в июне 1978 года была создана лаборатория специальных испытаний и технической рекламы также при транспортном управлении (ТУ) ВАЗа на базе секции «Автородео-ВАЗ». Создателем лаборатории и руководителем группы «Автородео-ВАЗ» являлся техник-механик ТУ автозавода Луковников Вячеслав Кузьмич [13, с. 147, 642; 11].

Главными задачами этой лаборатории были специальные испытания автомобилей Волжского автозавода в экстремальных условиях, а также реклама и популяризация автомобилей ВАЗ перед населением.

Первое выступление группы специспытаний и технической рекламы «Автородео-ВАЗ» состоялось в октябре 1979 года в рамках культурной программы на днях ВАЗа на ВдНх СССР в г. Москве. А в 1982 г. группа выступила на выставке научно-технического творчества молодежи (НТТМ-82) также на ВДНХ СССР. Некоторые участники, выступая на этой выставке, стали её лауреатами и были награждены медалями. Среди них: В. К. Луковников был награжден серебряной медалью, а Н. Г. Кот, Г. И. Клевакин, А. В. Витовтов, Н. Г. Лобода - бронзовыми медалями [13, с. 197; 11]Для воспитания

Доронкин Владимир Геннадьевич, Лямин Аркадий Сергеевич педагогические

РАЗВИТИЕ АВТОМОБИЛЬНОГО СПОРТА В ГОРОДЕ ... науки

молодого поколения спортсменов на предприятии была создана своя секция картинга. Руководителем секции на протяжении нескольких десятилетий был многократный чемпион и призер чемпионатов СССР и России по картингу, мастер спорта международного класса Анатолий Александрович Синегубов [15].

Начиная с 1980-х годов, пройдя несколько этапов своего развития - от труда энтузиастов до появления специальной профильной лаборатории, автоспорт на Волжском автозаводе продолжает развиваться за счет модернизации и смены модельного ряда командных автомобилей.

В 1980 году с вазовского конвейера начинают сходить автомобили ВАЗ-2105 с новым кузовом и обновлённым двигателем. Более современные «пятерки» довольно быстро сумели вытеснить автомобили семейства ВАЗ-2101 не только из обычной эксплуатации, но и из большого спорта. Специально подготовленные ВАЗ-2105 очень успешно выступали как в отечественных соревнованиях самого различного ранга, так и в международных [16, с. 34, 38].

Полноприводный автомобиль повышенной проходимости ВАЗ-2121 «Нива» также принимал участие в соревнованиях по автоспорту различного ранга. Дебютировали «Нивы» в чемпионате страны по автокроссу в сентябре 1978 года. Далее в 1980 и 1981 гг. автомобиль становится серебряным призёром чемпионата СССР по автокроссу, а в 1983 году - золотым. В это же время состоялся уверенный выход «Нивы» на мировую спортивную арену. В 1981 году автомобиль участвовал в престижном ралли-рейде «Париж-Дакар», где гонщики стали бронзовыми призерами этого труднейшего соревнования. Впереди были новые награды и победы: золотые медали в ралли-рейдах «Париж-Тунис» и «Алжир» (1981 год), первенство в ралли «Алжир» и «Ралли фараонов» (1982 год). В 1985 году вазовский внедорожник одержал верх в ралли «Камерун», ралли «Алжир», а также в австралийском ралли-рейде «Маквей-1000» [17].

Новой вехой вазовского автоспорта второй половины 1980-х - 1990-х годов стал выпуск автомобилей семейства «Лада Самара» - ВАЗ-2108, ВАЗ-2109. Значительная часть доводочных работ по автомобилям данного семейства проводилась совместно с фирмой Porsche, благодаря чему машина приобрела настоящий спортивный характер, пришедшийся по вкусу даже самым активным водителям. Да и в различных видах соревнований специальные гоночные модификации ВАЗ-2108 добились весьма впечатляющих успехов, очень быстро и практически полностью вытеснив со спортивных трасс заднеприводные модели. Специально разработанный спортпрототип LADA Samara T3 показывал хорошие результаты в самых сложных в мире супермарафонах «Париж - Дакар» и «Париж - Москва - Пекин». А специально подготовленные автомобили «Лада Самара» на базе ВАЗ-2108 стали первым в истории вазовского спорта моноклассом, получившим название «Кубок LADA».

В 1990-х гг. спортивные состязания на гоночных треках были отмечены участием спортивных автомобилей на базе микролитражки ВАЗ-1111 «Ока». Электромобиль ВАЗ-1111Э, разработанный и успешно прошедший испытания на ВАЗе, удачно выступал в ралли электромобилей в Краснодаре (1993 год), Монте-Карло (1995 год), Италии (1996 год) и Дании (1997 год).

На рубеже двух веков на арене автомобильного спорта появляется новое детище АвтоВАЗа - автомобили семейства ВАЗ-2110. Отлично «десятки» зарекомендовали себя в различных соревнованиях. Еще в 1998 году на раллийные трассы вышла оригинальная модель LADA 110 2.0 Rally, сумевшая составить реальную конкуренцию машинам самых знаменитых мировых брендов. В дальнейшем гамма спортивных версий этого семейства стала весьма широкой - от LADA 112 Стандарт, предназначенной для тех гонщиков, которые делали свои са-92

мые первые шаги в автоспорте, до LADA 112 VK Super 2000 и LADA 110 WTCC [16, с. 44, 52, 62].

В 2000-е годы, после начала выпуска автомобилей семейств LADA Kalina, LADA Priora, LADA Granta [18, с. 603, 688; 16, с. 98], началась новая эпоха в истории автоспорта на Волжском автозаводе. Например, с 2006 года в чемпионате России по кольцевым гонкам стартовал новый монокласс - «Кубок LADA Kalina», для которого в управлении форсированных испытаний дирекции по техническому развитию ОАО «АВТОВАЗ» была специально разработана модель KalinaSport. Этот автомобиль оснащен встроенным каркасом безопасности, подвеской увеличенной жесткости, новым двигателем рабочим объемом 1,4 л с измененной размерностью цилиндро-поршневой группы, усиленными приводами колес, а также доработанными коробкой передач и тормозной системой [16, с.84].

В мае 2008 года впервые за всю историю вазовского автоспорта российская команда на автомобилях LADA вышла на трассу престижного соревнования в мировом автоспорте - кузовного чемпионата WTCC (World Touring Car Championship). Дебют россиян в составе команды со звучным названием «Русские медведи» («Russian Bears») состоялся на испанской трассе в г. Валенсии.

К первому выходу в рамках мирового чемпионата «Русские медведи» подготовили две машины на базе LADA 21106. Управление спортивных автомобилей АВТОВАЗа оказало техническую поддержку. Также вазовские специалисты помогали в работе с документами, необходимыми для омологации (приведение технической характеристики в соответствие с требованиями стандартов) в Международной автомобильной федерации - FIA (FederationInternationaledel'Automobile). Пилотировали автомобили 43-летний россиянин Виктор Шаповалов и 31-летний ЯапванЛаген из Нидерландов. А уже во второй половине 2009 года автомобили гоночной версии LADA Priora заменили LADA 21106 на трассах чемпионата FIA WTCC [19, с. 18-19].

Середина 2010-х гг. ознаменована успешными выступлениями команды Lada SportRosneft. Пилоты команды Ники Кэтсбург и Габриеле Тарквини на автомобилях LADA Vesta дочернего предприятия Волжского автозавода ООО «Лада Спорт» выиграли на шестом этапе чемпионата мира по шоссейно-кольцевым автогонкам (WTCC), который состоялся на подмосковном автодроме MoscowRaceway [20].

Следует отметить, что автомобильный спорт на ВАЗе продолжает планомерно развиваться. Доказательством этому является выпуск спортивных версий автомобилей LADA VestaSportConcept и LADA XRAY SportConcept, анонсированные на Московском международном автомобильном салоне (ММАС), являющимся главным национальным выставочным мероприятием автомобильной тематики [21].

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. В настоящее время, как и многие десятилетия, автомобильный спорт в Тольятти - важное явление общественной жизни города. Этому способствуют наличие в городской черте гоночных трасс и традиционные ежегодные соревнования по кроссу и кольцевым гонкам, собирающие десятки тысяч зрителей.

После анализа 50-летней истории автомобильного спорта в г. Тольятти, отвечая на поставленные в начале статьи вопросы, следует признать, что движущей силой автоспорта всё-таки является поддержка сбыта автомобилей. Но, проводя данное исследование, мы не могли не отметить, что на современном этапе развитии общества автомобильный спорт можно рассматривать как важный элемент управления процессом автомобилизации. Обоснование этого факта требует отдельной статьи, тем не менее, очевидна необходимость повышения доступности автоспорта, в частности, развитие лю-Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 1(18)

Доронкин Владимир Геннадьевич, Лямин Аркадий Сергеевич РАЗВИТИЕ АВТОМОБИЛЬНОГО СПОРТА В ГОРОДЕ ...

бительских гонок на дорожных автомобилях. Для этого региональным властям целесообразно предоставлять для любительских соревнований площадки и незагруженные участки дорог, выделять и поддерживать трассы для автокросса. Разумеется, развитие инфраструктуры и обеспечение безопасности требует определённых затрат, однако это не только даст положительный эффект за счет сублимации гоночных позывов у молодых водителей, но будет способствовать повышению культуры вождения, а также общего технического уровня всех слоёв населения. Можно выразить надежду, чтобы развитие любительских гонок станет важным направлением молодежной политики, по крайней мере, в регионах

- традиционных автомобильных центрах РФ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Доронкин В.Г., Епишкин В.Е., Колачева Н.В. К вопросу моделирования процесса автомобилизации / В.Г. Доронкин, В.Е. Епишкин, Н.В. Колачева // Вестник НГИЭИ (технические науки) - 2016 г. № 8 (63). - С. 2330.

2. Доронкин В.Г., Чертакова Е.М. Инновационное развитие регионального автопрома / Проблемы развития предприятий: теория и практика: материалы 15-й Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 85-летию Самар. гос. экон. ун-та, 27-28 окт. 2016 г. : в 3 ч. - Ч. 2. - Самара : Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2016. - с. 44-46.

3. Доронкин В. Г. Модернизация как инновационный ресурс повышения эффективности автомобилей ВАЗ в период эксплуатации: Монография - Тольятти: Кассандра, 2016. - 60 с.

4. Доронкин В.Г. Тюнинг как инновационный способ повышения энергоэффективности автомобиля / Проблемы развития предприятий: теория и практика: материалы 15-й Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 85-летию Самар. гос. экон. ун-та, 27-28 окт. 2016 г. : в 3 ч. - Ч. 2. - Самара : Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2016.

- с. 85-87.

5. Доронкин В.Г., Кудинова Г.Э., Курилова А.А. К вопросу эффективности автомобильного тюнинга // Азимут научных исследований: экономика и управление

- 2016г. Том 5 № 4 (17). - С. 140-143.

6. Ельцов В.В., Доронкин В.Г. О подготовке и сертификации профессионального инженера / В.В. Ельцов, В.Г. Доронкин//Вектор науки -2016г. №2(25).- С. 35-42

7. Доронкин В.Г., Ельцов В.В., Чертакова Е.М. Подготовка и проведение соревнований WoridSkШs как инновационный метод подготовки технических специалистов в системе СПО / Инженерное образование, № 19 / 2016. - С. 33-37

8. Доронкин В.Г. Актуальные вопросы профессиональной подготовки технических специалистов автомобильного сервиса. Перспективные направления развития автотранспортного комплекса: сборник статей III Международной научно-производственной конференции./ МНИЦ ПГСХА. - Пенза: РИО ПГСХА, 2010. - с. 23-26.

9. Высокой мысли пламень: [кн.1]: Управление главного конструктора АВТОВАЗ. Страницы истории (1966-1976) / сост. и ред.: Котляров В.А. - Тольятти: ДИС ОАО «АВТОВАЗ», 2000. - 357 с.

10. Бунас В. Мы гонялись не за пряники [Об истории и главных действующих лицах шоссейно-кольцевых трасс России рассказывает корреспондент пресс-центра АО «АВТОВАЗ» Владимир Бунас] // Архив пресс-релизов АО «АВТОВАЗ». - 1998 год. - URL: http://www. vaz.ru/press/info/1998/press9_2.html

11. АвтоВАЗтранс. 20 лет лаборатории спортивно-гоночных автомобилей. Художественно-исторический буклет, Тольятти, Современник, 1997.

12. АВТОВАЗ. Хроника основных событий истории, 1966-2006: т.1: 1966-1975 / автор-сост.: Степанов А.Е. -Тольятти: ОАО «АВТОВАЗ», 2006. - 615 с.

13. АВТОВАЗ. Хроника основных событий истории, 1966-2006 гг.: т.2: 1976-1988 гг. / авт.-сост.: Степанов

А.Е. - Тольятти: ОАО «АВТОВАЗ», 2006. - 823 с.

14. Тольяттинский городской архив. Ф. Р-352. Оп. 2. Д. 839. Л. 169-173.

15. Бабешкин А. При Анатолии Синегубове нас боялись все соперники // Волжская коммуна. Тольятти. - URL: http://tlt.vkonlme.ru/content/view/154938/pri-anatolii-sinegubove-nas-boyalis-vse-soperniki

16. LADA 1966-2011. Информационно-публицистическое издание. Издание второе, дополненное. - Тольятти: ООО «Двор печатный АВТОВАЗ», 2011. - 119 с.

17. Нива. 30 лет на дорогах мира. - ДИС ОАО «АВТОВАЗ», 2007.

18. АВТОВАЗ. Хроника основных событий истории, 1966-2006 гг.: т.3: 1989-2006 гг. / авт.-сост.: Степанов А.Е. - Тольятти: ОАО «АВТОВАЗ», 2006. - 927 с.

19. Рекламная брошюра ОАО «АВТОВАЗ». LADA -лето-осень. 2008. - 2008. - 50 с.

20. Lada Sport оформила двойной дубль на московском этапе WTCC 12.06.2016. - URL: http://news. sportbox.ru/Vidy_sporta/Avtosport/spbnews_NI619586_ Lada_Sport_oformila_dvojnoj_dubl_na_moskovskom_ etape_WTCC

21. LADA на ММАС-2016: 6 новых концептов и новые модификации Vesta. - URL: http://www.lada.ru/press-releases/111743.html

Статья подготовлена в рамках работы над исследовательским проектом «К 50-летию ВАЗа: Влияние автомобилизации на социально-экономическое развитие Поволжья», поддержанным грантом Российского гуманитарного научного фонда № 16-12-63003 по результатам регионального конкурса «Волжские земли в истории и культуре России - 2016, Самарская об-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.