Научная статья на тему 'Задания по математическому анализу, способствующие формированию умений проектной деятельности'

Задания по математическому анализу, способствующие формированию умений проектной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Задорожная Ольга Владимировна

Рассматриваются задания по математическому анализу, способствующие формированию умений проектной деятельности, а также углублению знаний по математическому анализу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Задания по математическому анализу, способствующие формированию умений проектной деятельности»

присутствия субъектов учебного процесса (или как минимум одного субъекта - обучаемого), что автоматически переводит МСО в другое качество - на более высокий иерархический уровень, а именно -уровень собственно образовательной или педагогической системы.

Проведенные нами более детальные исследования с привлечением общего системного подхода позволили уточнить понятие МСО. Под методической системой обучения (МСО) учебной дисциплине будем понимать совокупность взаимосвязанных элементов (содержательно-структурного, процессуального, методико-техноло-гического, критериального), направленную на удовлетворение социально-индивидуальных, корпоративно-индивидуальных и индивидуальных потребностей в знаниях, умениях и навыках по учебной дисциплине индивидуумов или групп индивидуумов при диалектическом взаимодействии субъектов образовательного процесса.

Литература

Александров, Г.Н. Педагогические системы, педагогические процессы и педагогические технологии в современном педагогическом знании [Электронный ресурс] / Г.Н. Александров. Режим доступа: http://ifets.ieee.org/russian.

Волков, В.Н. Основы теории систем и системного анализа: учебник для студентов вузов / В.Н. Волков, А.А. Денисов. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1997. 510с.

Готская, И.Б. Методическая система обучения информатике студентов педвузов в условиях рыночной экономики: дис. ... д-ра пед. наук / И.Б. Готская. Волгоград, 2003. 314 с.

Дружинин, В.В. Проблемы системоло-гии / В.В. Дружинин, Д.С. Канторев. М.: Сов. радио, 1976. 295 с.

Кузьмина, Н.В. Понятие «педагогическая система» и критерии ее оценки / Н.В. Кузьмина // Методы системного педагогического исследования. Л.: Знание, 1980. С.16 - 17.

Николаев, В.А. Системотехника: методы и приложения / В.А. Николаев, В.М. Брук. Л.: Машиностроение, Ленингр. отд-ние, 1985. 199 с.

Пышкало, А.М. Методическая система обучения геометрии в начальной школе: авт. докл. ... д-ра пед. наук / А.М. Пышкало. М., 1975.

Рыжова, Н.И. Педагогический Web-дизайн [Электронный ресурс] / Н.И. Рыжова, Д.А. Шуклин.Режим доступа: http://ric.uni-altai.ru/Fundamental/cat-uch.htm.

Стефанова, Н.Л. Методика и технология обучения математике / Н.Л. Стефанова [и др.]. М.: Дрофа, 2005. 416 с.

О.В. ЗАДОРОЖНАЯ (Элиста)

ЗАДАНИЯ ПО

МАТЕМАТИЧЕСКОМУ АНАЛИЗУ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рассматриваются задания по математическому анализу, способствующие формированию умений проектной деятельности, а также углублению знаний по математическому анализу.

В оответствии с социальным заказом высшей школе возрастает актуальность подготовки специалистов, готовых к исследовательской деятельности, обладающих творческими способностями. Такая подготовка предусматривает формирование у них умений проектной деятельности как особого вида исследовательской деятельности, к которой в последние годы наблюдается большой интерес. По мнению ряда ученых, таких как П.Р. Атутов (1986), И.А. Зимняя (2002), В.Ф.Сидоренко (1990) и др., одним из подходов, положительно влияющих на формирование и развитие творческой личности, способной к самостоятельному определению себя в профессии, является проектный. В то же время авторский коллектив под руководством В.Д. Симоненко (1999) определяет проектную деятельность как интегративный, творческий вид деятельности по созданию товаров и услуг, обладающих объективной или субъективной новизной и имеющих личную или общественную значимость. В исследованиях Н.В. Матяш (2000) содержится теоретический анализ проектной деятельности. Автор рассматривает ее как форму учебно-познавательной активности обучающихся, заключающуюся «в мотивационном достижении сознательно поставленной цели по созданию творческого проекта, обеспечивающую единство и преемственность различных сторон процесса обучения и являющуюся средством развития личности субъекта обучения».

© Задорожная О.В., 2008

Проектная деятельность на современном этапе является одной из инновационных форм обучения в системе образования, ее актуальность обусловлена тем, что она имеет широкую область применения в профессиональной деятельности. При этом, овладевая умениями проектной деятельности, человек получает возможность непрерывно совершенствоваться.

Формирование умений проектной деятельности в процессе изучения математического анализа является длительным процессом, охватывающим весь курс обучения, и эффективность его достигается при выполнении проектных заданий, поднимающих студентов на уровень осознанного, творческого применения знаний. Студент овладевает практическим материалом, приемами учебной работы и умственными действиями. Данные задачи предполагают применение знаний в незнакомых ситуациях. Они вводят студента в суть проблем, которые можно решить на основе полученных знаний, дают развивающие сведения, углубляющие материал, открывают перспективы творческого применения. Задания развивают теоретическое мышление, которое является универсальным, оно в любой области придает практической деятельности творческий характер.

Приведем одно из заданий по математическому анализу, в процессе выполнения которого мы считаем возможным целенаправленно формировать у студентов умения проектной деятельности. Его тема: «Расходимость математических объектов как альтернатива их сходимости».

Сходимость математических объектов (последовательности, ряды, интегралы, несобственные интегралы и т.д.) определяется как существование конечного предела. Альтернативой сходимости является расходимость математических объектов, когда предел не конечен или не существует.

Как правило, в математическом анализе сходящимся математическим объектам уделяется больше внимания, чем расходящимся. Однако для полноты картины, а также для лучшего усвоения материала о сходящихся математических объектах целесообразно рассматривать те и другие параллельно, тем более что в математическом анализе встречаются задачи, при решении которых приходится оперировать расходящимися рядами.

Задание

1. Рассмотреть вопрос о сходимости и расходимости несобственного интеграла на основе ранее изученного материала.

2. Дать определение и перечислить признаки сходимости и расходимости числового ряда.

Цели задания

• Обучающие: актуализировать и закрепить знания по теме «Предел последовательности, функций одной и многих переменных»; изучить новый материал (вопросы сходимости и расходимости математических объектов - несобственного интеграла, числового ряда) через призму изученных ранее понятий; отработать умение формулировать утверждения и их отрицание как альтернативных понятий; научить обобщать утверждения и их отрицания для функций одной переменной на случай многих переменных; показать единство понятий сходимости и расходимости; отработать и закрепить теоретический материал на практических примерах; обобщить полученный материал и создать зависимости между пределами числовой последовательности, функциональной последовательности и функционального ряда.

• Проектные: научно-поисковые - формировать умения собирать и систематизировать научную информацию, проводить задание на математический язык, анализировать собранные сведения: делать логические выводы, математически грамотно излагать свое решение: творческие (креативные) - формировать умения собирать и накапливать мысли, идеи, замыслы, для чего требуется актуализация своих знаний по некоторым разделам математического анализа (предел последовательности, функции одной и многих переменных), умение применять изученные методы в решении поставленной задачи; учебно-математические - развивать умения формулировать цели предстоящей работы, определять разделы из курса математического анализа, способствующие решению задания, подбирать соответствующие определения, теоремы, факты, математические методы, идеи, гипотезы для выполнения задания; умения рассматривать проблему со всех сторон, учитывать все варианты, формулировать утверждения и их отношения, анализировать, оценивать и корректировать результаты деятельности.

ИЗВЕСТИЯ ВГПУ -------------------------------------

Таблица 1

Утверждение Отрицание утверждения

Определение

3 lim p(x) = A := Ve > 0 3S(e) > 0, x ^a Vx e E : 0 <| x - a |< S ^ | p(x) - A |< e 3 lim p(x) ^ A :=3e > 0 VS(e) > 0, x ^a 3x e E :0 <| x - a |< S ^ | p(x) - A |> e

Критерий Коши

3 lim p(x) ^ Ve > 03S(e) > 0, x ^a Vx', x" e E : 0 <| x' - a |< S, 0 <| x" - a |< S ^| p(x') - p(x") |< e 3 lim p(x) ^ 3e > 0VS(e) > 0, x ^a Vx', x" e E : 0 <| x' - a |< S, 0 <| x" - a |< S ^| p(x' ) - p(x" ) |> e

Сходимость (расходимость) несобственного интеграла

Пусть несобственность интеграла

(1)

связана с верхним пределом, т.е. с точкой Ь. Несобственный интеграл (1) определяется как предел

Ь r

J f (x)dx := lim j f (x)dx, a < r < Ь . (2)

a a

Если предел (2) существует и конечен, то говорят, что несобственный интеграл (1) сходится или существует (3), в противном случае - расходится (3). Полагая

p(r) = J f (x)dx ,

(3)

где рМ=,(х1-аУ+Т. + (Х;"-ат)2 , где х = (х ,...,х ), а = (а ,...,а ).

Сходимость (расходимость) числового ряда

Пусть {ап}, {Бп} - числовые последо-

вательности, где Sn =

- Е а

к - n-я частич-

к = 1

ная сумма числового ряда

■к . Сходи-

перепишем выражение (2) в виде

Ь

J f (x)dx := lim p(r). (4)

a Л^Ь

Так как в силу (3), (4) сходимость (расходимость) несобственного интеграла (1), т.е. существование (несуществование) предела (2) определяется существованием (несуществованием) предела (4), т.е. предела функции p(r) , то целесообразно рассмотреть вопрос о пределе произвольной функции p(x) : E ^ R и сформулировать критерий Коши и его отрицание. Оформим решение в табл. 1.

Мы рассмотрели утверждения и их отрицания для функции одной переменной. Однако, если величину \x - a| рассматривать как расстояние между точками x и a и положить p(x, a) =| x - a |, то вышеуказанная схема останется без изменения и в случае вещественной функции многих переменных, где p(x) : Rm ^ R ,

Е а I, к = 1

мость числового ряда определяется как сходимость последовательности его частичных сумм. Поэтому целесообразно рассматривать одновременно вопросы сходимости и расходимости числового ряда и числовой последовательности. При этом изучение одного материала (числового ряда) изучается через призму другого (числовой последовательности). Таким образом, для получения знаний по новой теме студентам необходимо вспоминать и закреплять изученный ранее материал. Итак, в данной теме мы параллельно рассматриваем понятия для предела последовательности и для п-х частичных сумм числового ряда, кроме этого, мы одновременно формулируем утверждения и их отрицания.

Последовательность {ап}

ад / \

Ряд Е ак сходится (3)

к =1_ к

или расходится ( 3 ), если существует или не существует конечный предел

lim

n^<»

an a

, Sn, , S ,

. (Данная запись означа-

ет одновременное рассмотрение понятий для последовательности и для ряда.) Приведем схему альтернативных утверждений в табл. 2.

Данное задание предполагает реализацию аналитического, прогностического,

a

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ -----------------------

Таблица 2

Утверждение Отрицание утверждения

Определение

1. 3 lim ^j ^aj := Ve > 03n(e) є N , ^ Г1 an - a l< e j Vn > n(e) Пl s„ - S|< ej 1'. 3 lim „ j * Гa j := 3e > 0Vn(e) є N , „-Аs„ J lS J v„ > „4iS„ - a eJ

Критерий Коши

2. 3 { n}1 » Ve > 03n(e) e N, ^{Sn} f1 am - an |< e1 Vn >n(e),Vm >n(e) ^; sm - snn '|< ej 2'. 3|{an» 3e > 0Vn(e) e N, Vn > n(e), Vm > n(e) ^ I| am - an |> e 1 () V| Sm - Sn |> eJ

fan1 fa1 3. lim I n 1 = 1 1, если в любой окрестности n^*\snJ VsJ f u(a) 1 I лежат все члены последователь- V U(S) J ности, за исключением, быть может, конечного их числа „ f an 1 f a 1 3". lim n 1 * I 1,если существует окрест- n^*\ Sn J Vs J fU(a) 1 й б ность I (S ) j , вне которой содержится бесконечно много членов последовательности

ад 4. Пусть 3 Е an ^ lim an = 0 n=1 п^ад — ад 4". Пусть lim an * 0 ^ 3Еan n^-ад n=1

проектного, рефлексивного этапов проектной деятельности, при этом формируются соответствующие умения:

• на аналитическом - студенты переводили задание на математический язык символов, знаков, анализировали задание;

• на прогностическом - определяли разделы из курса математического анализа, способствующие решению задания (теория предела последовательности, предела функции), выдвигали идеи, предположения, выбирали пути решения;

• на проектном - путем сравнения, аналогии, обобщения получали новые определения и понятия по темам «Несобственные интегралы» и «Числовые ряды».

На этапе рефлексии возникает вопрос об обобщении понятия суммы ряда и о суммировании расходящегося в обычном смысле ряда с помощью каких-либо обобщенных методов. Различные методы определения сумм рядов называются методами суммирования рядов. К числу таких методов относятся, в частности, метод Че-заро (метод средних арифметических) и метод Абеля. В силу этих обстоятельств представляет интерес изучение расходящихся рядов.

Анализ полученных результатов, выводов позволяет расширить границы дан-

ного задания и обобщить результаты для числовых рядов на функциональные ряды и функциональные последовательности. Так как сходимость функционального

ряда в точке хо определяется как

сходиадмость соответствующего числового ряда Е ип (х0Х то теория сходимости функ-

п =1

ционального ряда базируется на теории сходимости числового ряда, а сходимость числового ряда определяется как сходимость числовой последовательности {Бп}

ад п

его частичных сумм 5п (х0) = Е ип (х0) .

п =1

Таким образом, теория сходимости числовой последовательности является основой как для теории сходимости числового ряда, так и для теории сходимости функционального ряда.

С другой стороны, сходимость функ-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ад

ционального ряда Е ип (х) определяется

п =1

как сходимость функциональной последовательности его частичных сумм

{^п (х)} = {Е ик (х)|. Таким образом, теория сходимости функциональной последовательности является базовой для сходимости функционального ряда.

Сходимость функциональной последовательности {^(х)} в точке хо определяется как сходимость соответствующей числовой последовательности {^(х^}, поэтому теория сходимости числовой последовательности является основой для теории сходимости функциональной последовательности.

Итак, в процессе выполнения этого задания студенты научились также формулировать утверждения и рассматривать параллельно с их отрицанием как для известных ранее понятий, так и для новых. Закрепили понятие предела функции одной и многих переменных. Получили навыки проработки одного материала (предел функции, предел последовательности) через изучение другого (несобственные интегралы, числовые ряды). Определили понятие расходимости как альтернативу сходимости и рассмотрели вопросы сходимости и расходимости математических объектов в единстве. Определили структуру и взаимосвязь некоторых понятий математического анализа (пределы числовой последовательности, числового ряда, функциональной последовательности, функционального ряда).

Таким образом, в процессе выполнения заданий такого типа у студентов формируются проектные умения, развивается научное творческое мышление, углубляются знания по математическому анализу. Они учатся самостоятельно добывать знания, самостоятельно мыслить, предлагать идеи и пути их воплощения, аргументировать их. Основы знаний о проектной деятельности дают возможность развивать новые способности, действия. Результатом выполнения таких заданий будет не создание материального продукта, а овладение проектными знаниями и умениями, которые будут необходимы выпускникам вузов в самостоятельной практической жизни. При решении задач студенты пополняют и углубляют полученные знания, развивают свои способности, что дает им возможность не только использовать их, но и самостоятельно конструировать, ориентироваться в информационном пространстве, развивать профессиональную компетентность.

Литература

Атутов, П.Р. Политехническое образование школьников: сближение общеобразовательной и профессиональной школы / П.Р. Атутов. М.: Педагогика, 1986. 176 с.

Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учеб. для вузов / И.А. Зимняя. 2-е изд., доп., испр. и перераб. М.: Логос, 2003. 384 с.

Сидоренко, В.Ф. Генезис проектной культуры и эстетика дизайнерского творчества: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / В.Ф. Сидоренко. М., 1990. 32 с.

Симоненко, В.Д. Технологическое образование школьников: теоретико-методологические аспекты / В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых, Н.В. Матяш; под ред. В.Д. Симоненко. Брянск: Изд-во БГПУ: НМЦ «Технология», 1999. 230 с.

Матяш,Н.В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования / Н.В. Матяш; под ред. В.В. Рубцова. Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000. 286 с.

А.М. АКОПЯНЦ (Пятигорск)

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПРАГМАЛИНГВОДИДАКТИКИ

Актуальность статьи заключается в том, что автор впервые предпринимает попытку обоснования прагмалингводидактического подхода в обучении иностранным языкам в специализированных вузах, рассматривает основные приемы прагматизацииречи студентов-лингвистов в различных регистрах речевого общения, формулирует прагмалингводидактические требования к учебникам и учебно-методическим пособиям, обосновывает методическую целесообразность овладения современными языковыми средствами на базе новых лингводидактических приемов и технологий обучения (упражнений, заданий, коммуникативных задач, тренингов).

Современные стратегии модернизации образования предопределяют критическое осмысление и последующую реорганизацию содержания обучения в лингвистическом вузе с целью повышения качества преподавания студентам иностранных языков и культур. Студент лингвистического вуза - будущий специалист по межкуль-турной коммуникации должен быть готовым к межличностному и межкультурно-му сотрудничеству как внутри своей стра-

© Акопянц А.М., 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.