Научная статья на тему 'Зачем нужно знать основы изобразительной грамоты учащимся?'

Зачем нужно знать основы изобразительной грамоты учащимся? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2013
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ЗНАНИЯ / УМЕНИЯ / МЫШЛЕНИЕ / НАВЫКИ / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧИТЬ / EDUCATION / FINE ARTS / KNOWLEDGE / ABILITIES / THINKING / SKILLS / CREATIVE ACTIVITIES / TO TEACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мальцева Л. В.

В данной статье показана необходимость преподавания в общеобразовательной школе основ изобразительной грамоты. Эффективное изучение изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства в системе предметов художественно-эстетического цикла способствует пониманию взаимосвязей между различными видами искусства и активизирует теоретические знания учащихся в творческих работах, связанных с разными видами искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Why it is necessary to know the bases of visual literacy by pupils?1

This article shows the necessity of teaching in a secondary school the foundations of visual literacy. The effective studying of fine arts, decorative and applied arts and folk arts in the system of subjects of art and aesthetic cycle contributes to understanding the relationship between the arts and activates the theoretical knowledge of pupils in the creative work related to different kinds of arts.

Текст научной работы на тему «Зачем нужно знать основы изобразительной грамоты учащимся?»

УДК 371.016 : 741 Мальцева Людмила Валентиновна

доктор педагогических наук, доцент кафедры

декоративно-прикладного искусства и дизайна Кубанского государственного университета ludmilamalceva@mail.ru

ЗАЧЕМ НУЖНО ЗНАТЬ ОСНОВЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ГРАМОТЫ УЧАЩИМСЯ?

Maltseva Lyudmila Valentinovna

doctor of pedagogic, associate professor of the chair of decorative-and-applied arts and design, Kuban State University ludmilamalceva@mail.ru

WHY IT IS NECESSARY TO KNOW THE BASES OF VISUAL LITERACY

BY PUPILS?

Аннотация:

В данной статье показана необходимость преподавания в общеобразовательной школе основ изобразительной грамоты. Эффективное изучение изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства в системе предметов художественноэстетического цикла способствует пониманию взаимосвязей между различными видами искусства и активизирует теоретические знания учащихся в творческих работах, связанных с разными видами искусства.

Ключевые слова:

обучение, изобразительное искусство, знания, умения, мышление, навыки, творческая деятельность, учить.

The summary:

This article shows the necessity of teaching in a secondary school the foundations of visual literacy. The effective studying of fine arts, decorative and applied arts and folk arts in the system of subjects of art and aesthetic cycle contributes to understanding the relationship between the arts and activates the theoretical knowledge of pupils in the creative work related to different kinds of arts.

Keywords:

education, fine arts, knowledge, abilities, thinking, skills, creative activities, to teach.

Формирование интересов, потребностей личности школьника осуществляется различными средствами, в том числе и средствами изобразительного искусства. Эстетическое образование, приобщение школьников к творчеству - верный путь формирования человека высокой нравственности и культуры. Для этого в общеобразовательных школах нужно преподавать основы изобразительной грамоты.

Важнейшей целью современного художественного образования в школе является воспитание у ребят готовности и способности к художественно-творческому познанию мира и себя в этом мире, духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению; готовности и способности к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности на основе лучших отечественных художественных традиций. Научить школьников не останавливаться на достигнутой цели, постоянно стремиться к самосовершенствованию, к преобразованию мира по законам красоты.

Существует две основных задачи при обучении основам изобразительной грамоты:

1) развитие эстетической культуры, формирование художественного вкуса учащихся;

2) приобретение знаний, умений и навыков, развитие творческих способностей.

Знание основ изобразительной грамоты поможет учащимся передавать объемные

предметы на изобразительной плоскости, овладеть приемами построения композиции, светотени, работать тоновыми и цветовыми отношениями. Основы изобразительной грамоты прививаются в различных видах и аспектах изобразительного искусства:

1) живопись - вид изобразительного искусства, главным выразительным средством которого является цвет. Задачами живописного изображения являются: передача формы предмета, его цвета, света, фактуры, материала, пространства;

2) рисунок - основа обучения изобразительному искусству. Процесс обучения строится от простого к сложному, к правдивой реалистической передаче формы и объема. Учебный рисунок раскрывает перед учащимися принципы построения изображения на плоскости, дает знания, навыки, необходимые для самостоятельной творческой работы учащихся;

3) композиция - одна из важнейших дисциплин в программе художественной школы. Выразительность, буйство фантазии, яркая эмоциональность образов - качества, присущие работам младших школьников. В работах старших - отражение сложного процесса взросления, тревоги и мечты юности, формирование эстетического вкуса и жизненной позиции;

4) декоративно-прикладное искусство - изучение предмета и работа в материале помогают детям активно осмысливать окружающий мир. Произведения различных видов прикладного искусства окружают человека ежедневно, ежечасно, а значит, активно воздействует на него;

5) скульптура - особый предмет, который учит пространственному мышлению, способствует развитию трехмерного восприятия объемной формы и умению хорошо чувствовать и передавать изобразительными средствами объем и пространство.

В процессе обучения изобразительной грамоте создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности.

Неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т. д. Такие занятия по изобразительному искусству дарят учащимся радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, ребята будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.

Изобразительная деятельность учащихся как вид художественной деятельности носит эмоциональный, творческий характер. Процесс обучения изобразительной грамоте направлен на развитие детского изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений от окружающего мира, произведений литературы и искусства. Урок изобразительного искусства является частью общего процесса обучения основам изобразительной грамоты, и он в полной мере отвечает общедидактическим закономерностям, принципам и методам, но имеет и свои характерные особенности. Особенность заключается в том, что содержанием урока является эстетическая действительность, выраженная языком искусства.

Урок изобразительного искусства в школе не призван сделать всех ребят художниками, его задача - освободить и расширить такие источники энергии, как творчество и самостоятельность, пробудить фантазию, усилить способности к наблюдению и оценке действительности. При самостоятельном выборе, нахождении и обработке формы ребенок становится мужественным, искренним, развивает фантазию, интеллект, наблюдательность, терпение и вкус. Обучение в школе основам изобразительной грамоты должно строиться по принципу постепенного усложнения задач в соответствии с возрастными особенности ребят.

При организации восприятия предметов и явлений важно обращать внимание ребят на изменчивость форм, величин, цветов. Занимаясь на уроках рисованием, лепкой, аппликацией, школьники знакомятся с художественными материалами: бумагой, красками, глиной, мелками и др., с их свойствами, выразительными возможностями.

Занятия по изобразительному искусству способствуют нравственному воспитанию, у ребят воспитываются нравственно-волевые качества: потребность и умение доводить начатые работы до конца. Здесь сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо приложить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями. Эти занятия будут учить ребят

преодолевать трудности, проявлять трудовые усилия, овладевать трудовыми навыками. Сначала возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам, оставляемым ими на бумаге; постепенно появляются новые мотивы творчества - желание получить результат, создать определенное изображение.

Непосредственное эстетическое чувство, которое возникает при восприятии красивого предмета, включает различные составляющие элементы: чувство цвета, чувство пропорции, чувство формы, чувство ритма.

Для эстетического воспитания ребят и для развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость, выразительность образов в картинках, скульптуре, архитектуре и произведениях прикладного искусства вызывают эстетические переживания, помогают глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в рисунке, лепке, аппликации. Постепенно у ребят развивается художественный вкус.

При развитии мышления на уроках изобразительного искусства применяют принцип наглядности. В процессе обучения основам изобразительной грамоты начиная с первого класса и до окончания школы у школьников изменяется характер мышления. С каждым годом увеличивается объем заданий, и забота учителя состоит в том, чтобы показать связи, существующие между отдельными элементами усваиваемых сведений. С помощью мышления могут отражаться и использоваться разные стороны действительности. Мышление в этом случае преобразует структуры восприятия, что и приводит к решению поставленных перед школьниками задач.

Не следует разрывать изучение основ изобразительной грамоты, овладения техникой и развитие художественно-творческих способностей школьников. Это должно происходить параллельно и одновременно с приобретением научных знаний и практических умений. Способности школьников успешно проявляются в той деятельности искусства, которая требует развития творческих способностей. Безусловно, все это будет развиваться в процессе повседневного восприятия и непосредственного наблюдения жизни, произведений изобразительного и других видов искусства.

Вместе с тем для обучения изобразительной грамоте важно удержать в памяти наглядные образцы. Поэтому приемы произвольного и непроизвольного запоминания нужно формировать применительно к обоим видам учебного материала - словесному и наглядному. Если систематически заниматься изобразительным искусством, то параллельно развивается и воображение. Так, школьники могут изображать на листе бумаги своих героев, состояние природы по прослушанному произведению. Это подразумеваемое воображение.

Искусство формирует и активизирует всестороннюю, гармонически увлеченную личность. Школьник, который стремится как можно больше знать, обладать разносторонними и универсальными практическими навыками, и является носителем сложнейших и глубоких человеческих чувств. Но для подлинной всесторонности этого мало. Увлеченный ребенок должен не только все знать, все уметь, все чувствовать, он прежде всего должен быть всесторонне гармонически и физически развитым человеком.

На современном уровне искусство и воплощаемый в нем эстетический идеал - это будущее, видение будущего в настоящем. Это всегда устремление вперед. Наши представления о всесторонне, гармонически развитой личности будут непрерывно совершенствоваться, видоизменяться, наполняться новым содержанием. Это обеспечивает не только цельность развития общества, но и многовековую преемственность культуры. Многопланово развиваются творческие возможности ребенка - благодаря учителю, который их развивает. Сама эта способность предполагает наличие двух элементов: способность накапливать, осваивать багаж знаний, того, что уже создано человечеством, и способность нарушить сложившийся стереотип, готовность делать шаги в неизвестное.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.