Научная статья на тему 'Интеграция разных видов искусства как условие формирования начал изобразительной грамотности детей дошкольного возраста'

Интеграция разных видов искусства как условие формирования начал изобразительной грамотности детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1994
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ РАЗНЫХ ВИДОВ ИСКУССТВА / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ И НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / КУЛЬТУРА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТОВ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кахнович Светлана Вячеславовна

В статье рассматривается изобразительная грамотность как средство самовыражения дошкольников в художественно-творческой деятельности. Исследуются возможности разных видов искусства на занятиях изобразительной деятельностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кахнович Светлана Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграция разных видов искусства как условие формирования начал изобразительной грамотности детей дошкольного возраста»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

кинского муниципального района разработаны программы «Развитие сети общеобразовательных учреждений Ковыл-кинского муниципального района на 2007—2010 годы» и «Введение системы профильного обучения в общеобразовательных учреждениях Ковылкинского муниципального района на 2007—2011 годы». Эти документы позволили усовершенствовать структуру системы управления Ресурсным центром, которая строится на принципах коллегиальности, сотрудничества, социального партнерства руководителей школ, педагогов, учащихся, их родителей и общественности. Непосредственное управление сетевым взаимодействием возложено на муниципальный Координационный совет профильного обучения, созданный при администрации района.

Рассмотренные организационно-педагогические условия, как показывает их экспериментальная отработка, действительно способствуют практической индивидуализации образовательного процесса в рамках сетевой и внутришколь-ной моделей организации профильного обучения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Вестн. образования. — 2002. — № 5. — С. 3—95.

2. Крутецкий, В. А. Психология обучения и воспитания школьников / В. А. Крутецкий. — М. : Просвещение, 1976. — 304 с.

3. Немова, Н. В. Профильное обучение: актуальные вопросы и ответы : метод. пособие для рук. школ / Н. В. Немова. — М. : АПК и ПРО, 2004. — 76 с.

Поступила 22.01.10.

ИНТЕГРАЦИЯ РАЗНЫХ ВИДОВ ИСКУССТВА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАЧАЛ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА*

С. В. Кахнович (Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевъева)

В статье рассматривается изобразительная грамотность как средство самовыражения дошкольников в художественно-творческой деятельности. Исследуются возможности разных видов искусства на занятиях изобразительной деятельностью.

Ключевыге слова: интеграция разных видов искусства; эстетическое и нравственное воспитание; культура межличностных отношений детей раннего и дошкольного возрастов; изобразительная грамотность; художественно-творческая деятельность.

В условиях модернизации российско- зительной деятельности дошкольников

го образования и его обновления с це- способствует более основательному из-

лью повышения качества образователь- учению той или иной темы. По законам

ных услуг особую актуальность приоб- синергетики (И. Пригожин, Г. Хакен,

ретают вопросы интеграции. Причем У. Р. Эшби) мышление детей охватыва-

интеграционные процессы должны за- ет информацию с помощью различных

трагивать не только сферы общего и про- процессов восприятия на основе органов

фессионального образования, но и до- чувств — зрения, слуха, осязания, кине-

школьную педагогику. Интеграция раз- стетических ощущений. Учебная инфор-

ных видов искусства в процесс изобра- мация усваивается детьми наиболее

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Формирование начал изобразительной грамотности у детей раннего возраста (от 1 года до 3 лет)» (№ 07-06-00652а).

© Кахнович С. В., 2010

111!111Й1И1!Ш № 1,

прочно на таких занятиях, где они пребывают в движении, имеют возможность самостоятельно находить суть проблемы, проявлять собственную инициативу в ее решении.

Актуальность интеграции разных видов искусства определяется необходимостью создания психолого-педагоги-ческих условий, обеспечивающих индивидуальное развитие ребенка дошкольного возраста, формирование его потенциальных художественных способностей в деятельности, субъектности в межличностных отношениях. Эстетическое воспитание позволяет ребенку познавать окружающий мир в образах, знаках, символах. Обществом признается тот факт, что образование представляет собой не только приобретение социального опыта, но и духовное становление. В настоящее время образование детей рассматривается в единстве с воспитанием и развитием. Во всемирном докладе по мониторингу программы ЮНЕСКО «Образование для всех» за 2007 г. (EEA Global Monitorinq Report, 2007) указывается, что дети младшего возраста, каковыми следует считать детей от рождения до поступления в школу, также нуждаются в образовании с использованием особых гуманистических методов.

Изобразительная деятельность, на основе которой и возможна интеграция разных видов искусства, способствует всестороннему развитию ребенка. Еще древние греки знали, что развитие ребенка зависит от того, как он рисует, т. е. логично представляет образ предмета. Рисование и сегодня признается основным видом изобразительного искусства и преподается как отдельный предмет в школе и высших учебных заведениях.

Особенное внимание к изобразительной деятельности ребенка уделяется в экономически развитых странах, например в США и Японии. Так, американская исследовательница детского творчества Б. Джефферсон еще в 1963 г. отмечала, что введение в обучение детей предметов эстетического цикла помогает им осваивать предметы естествознания (математику, химию, физику) и что обуче-

ние, основанное на искусстве, должно быть приоритетным.

Японский ученый Р. Иосида утверждает, что экономика страны непосредственно зависит от того, как поставлено обучение детей изобразительной деятельности. У маленьких детей легче формировать эстетический вкус; он сохранится на всю последующую жизнь и будет той основой, на которой будущий конструктор, модельер или просто рабочий сможет эффективно заниматься своей профессиональной деятельностью. Рисование, лепка, аппликация помогают ребенку выделить отличительные признаки предмета, по которым можно точно утверждать, что изображен именно этот предмет. У человека, знакомого с техникой изобразительной деятельности, образное мышление, необходимое любому специалисту, достигает высокого уровня развития. Приоритет изобразительной деятельности над всеми другими, по мнению японских ученых, позволяет их стране долгое время занимать лидирующие позиции по производству вычислительной техники, дизайну автомобилей и выпуску предметов роскоши.

В дошкольной педагогике традиционно изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация) считается одним из видов художественно-творческой деятельности. Другими ее видами являются конструирование, музыкальная, игровая, культурно-досуговая (художественно-речевая, театрализованная) деятельность. Следует подчеркнуть, что они разделяются на продуктивные (изобразительная деятельность, конструирование) и процессуальные (игровая, культурно-досуговая и отчасти музыкальная). В процессуальной деятельности важен не столько результат, сколько процесс, влияющий на личностное становление ребенка. Преимущество продуктивной деятельности заключается в наличии материального продукта труда (рисунка, лепки, аппликации или постройки, бумажной конструкции, поделки), который можно сохранить, вернуться к нему, добавить в него какие-то детали, переделать и различно использовать в

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

каких-либо целях. Кроме того, изобразительная деятельность и конструирование предоставляют возможность свободного самовыражения и проявления ребенком себя как особой творческой индивидуальности.

Художественно-творческая деятельность несет в себе огромный педагогический потенциал, который до сих пор недостаточно исследован. В процессе обозначенной деятельности происходит развитие личности ребенка, итогом которого выступают присвоенные индивидуумом формы культуры. По мысли В. В. Давыдова, этот процесс есть «разработанный путь развития его сознания» [1, с. 53].

Искусство, в частности изобразительное, оказывает воздействие на развитие познавательных способностей и творческой активности ребенка, так как затрагивает его эмоциональную сферу. В связи с этим уместно привести данные Л. Г. Савенковой: «С помощью современного оборудования удалось зафиксировать „эмоции“ и „голоса“ мозга. Оказалось, что в нем нет отдельных участков, отвечающих за те или иные виды деятельности. В мозге действуют некие системы и конструкции, звенья которых находятся как в коре, так и в подкорке. Они постоянно меняются: к уже жестким (привычным) подключаются новые — гибкие, необходимые для нетипичных действий, появляющихся впервые. Следовательно, количество систем с ростом информации, получаемой мозгом, постоянно увеличивается. Важную роль в этом процессе играют эмоционально-чувственная сфера и творческая активность личности, развитие которых напрямую зависит от занятий искусством» [3, с. 17—18].

Изобразительное искусство позволяет ребенку гармонизировать психическое и физическое развитие, поскольку воздействует еще и психотерапевтически, устраняя психологические барьеры в общении не через слова, а посредством изображения. Ребенок как бы проектирует свое психическое состояние на изображение, а взрослому остается лишь его проанализировать, разгадать смысл.

Общение ребенка с другими детьми и педагогом в процессе художественнотворческой деятельности помогает осознанию, выделению и обобщению им отдельных частей изображаемых предметов, явлений, составляет основу успешного развития когнитивной, эмоциональной и поведенческой сфер личности. В рисунке, лепке, аппликации, поделке, конструкции отражение действительности предстает в виде художественного изображения. Процесс создания реалистического образа не мыслится без познавательных (гносеологических) процессов, что обусловлено необходимостью выделять отличительные особенности предмета или явления. В первый момент представления об образе у ребенка неполные, а ощущения, подаваемые в сенсорный центр головного мозга, разрозненные. Задача педагога на этом этапе — поговорить с ним, помочь проанализировать форму.

Невозможно представить человека, который бы исключил из своей жизни коллектив, совместную с другими деятельность и не нуждался бы в общении с себе подобными. В связи с этим важно создать такие условия, при которых дошкольник будет чувствовать себя в коллективе комфортно. Тем самым реализуется его потребность в общении, в освоении действительности.

Для хорошего делового сотрудничества большое значение имеют благоприятные межличностные отношения, поэтому важно научить детей устанавливать их.

Психологи М. И. Лисина, В. И. Мухина, В. А. Петровский и др. определяют коммуникативные умения как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность общения и совместимость с другими людьми в совместной деятельности. Наш многолетний опыт работы с детьми свидетельствует, что общение, направленное на достижение результата, всегда приводит к духовному единению с воспитанниками. Дети надолго сохраняют в памяти опыт положительных взаимоотношений как с педагогом, так и со сверстниками.

11111111111* № 1,

Включение детей дошкольного возраста в художественно-творческую деятельность создает возможность усвоения культуры межличностных отношений, в том числе специфических национальных и конфессиональных особенностей. Изучение прикладных видов искусств, традиционных для этого региона, обеспечивает формирование чувства гордости за свой край, за труд мастеров, желание как можно лучше узнать культуру своего народа, изучать родной язык.

На наш взгляд, на основе изобразительной деятельности возможны различные межпредметные связи. Приведем примеры интеграции изобразительной деятельности дошкольников с занятиями грамотой и математикой.

На занятиях грамотой детям предлагается в начертаниях букв найти различные знакомые предметы. Например, буква «А» напоминает крышу у деревенского домика, «О» — озеро и т. п. Конечно, знание букв не гарантирует быстрого научения чтению, так как нужно еще уметь складывать буквы в слоги. На помощь приходит изобразительная деятельность. Нарисуем весь алфавит вместе с ребенком и вырежем буквы в виде карточек. Теперь, складывая буквы, легко получить слова, причем недостающие буквы можно тут же нарисовать. Учитывая исследования в области методики обучения чтению, начинать надо со знакомства с гласными буквами (а, о, у, и). Первые слова, которые читает ребенок, должны состоять из двух гласных звуков: ау, уа, иа, ио. «Ау» — кричат дети, когда заблудились в лесу; «уа» — плачет малыш; «иа» — кричит ослик; «ио» — лошадка. Затем следуют слова, где первая буква — гласная: ам, ум, ай, ах, ох. «Ам» — скушал конфетку; «ум» — показал на головку; «ай» — уколол пальчик, «ах» — как красиво; «ох» — устал. Возникшие образы отражаются в рисунках.

Изобразительная деятельность помогает сделать обучение естественным процессом. Так, внешне ребенок играет, рисует, наклеивает, делает поделки из глины и пластилина, а на самом деле он

учится. Причем такое обучение доставляет ребенку радость исследования, творчества.

Написание цифр на занятиях математикой также можно изучать по сходству с предметами, которые ребенок способен изобразить. При этом рекомендуем использовать стихотворение С. Я. Маршака «Веселый счет».

Вот один иль единица, очень тонкая, как спица,

А вот это цифра два.

Полюбуйтесь, какова:

Выгибает двойка шею,

Волочится хвост за нею.

Читая стихотворение, педагог демонстрирует детям поочередно спицу для вязания и иллюстрацию с изображением лебедя, пишет соответствующие цифры. Затем дети рисуют спицу и лебедя и запоминают, какие цифры соотносятся с изображением.

Возможны также интегрированные творческие занятия с изучением различных форм музыкальных произведений (марш, вальс и др.), на которых дети рисуют музыку красками. Такие занятия развивают правое полушарие головного мозга, обеспечивая развитие интуиции. Интуиция (от лат. тШШо — созерцание) означает способность постигать истину средствами ее непосредственного усмотрения без логических доказательств. Для детей раннего и дошкольного возрастов важной является возможность с помощью передвижений предметов и непосредственного экспериментирования изучать опытным путем окружающий их мир.

Одна из главных функций правого полушария — холистическая, или нелинейная, которая особенно развита у художников. Она заключается в том, что человек способен охватить проблему целиком. Развивая правое полушарие у детей, мы подготавливаем их психическую деятельность к формированию образного мышления. Но в силу того что левое полушарие отвечает за вербальную информацию, логическое мышление, обучение в основном сводится к его раз-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

витию, что, на наш взгляд, обедняет образовательный потенциал художественно-творческой деятельности.

У детей важно сформировать познавательный интерес к окружающему миру, желание учиться без принуждения, получая удовольствие от образовательного процесса. Изобразительное искусство как нельзя лучше подходит для реализации поставленных задач. Известно, что «90 % сведений об окружающей действительности поступают к нам через зрение. Зрительная комбинировка и навыки визуализации условий мысленно решаемых задач являются основой всех видов творческого мышления» [2, с. 349].

В нашем исследовании под изобразительной грамотностью понимаются умелость руки и владение приемами работы с различными материалами, сфор-

мированность у воспитанников зрительной системы, перцептивных зрительных действий, умений различать и классифицировать наблюдаемое, произвольно вызывать в представлении нужные зрительные образы, оперировать ими и комбинировать их в воображении, а также владение основными средствами выразительности (цветом, линией, чувством ритма) и знаниями о перспективе, композиции, светотени и первоначальными знаниями об основах теории и истории изобразительного искусства.

Естественно, что в дошкольном возрасте можно сформировать лишь основы изобразительной грамотности, но благодаря занятиям изобразительным искусством у детей развиваются психические процессы, важные для дальнейшего обучения (таблица).

Уровень корреляции освоения начал изобразительной грамотности с развитием психических познавательных процессов, баллы

Уровень изобразительной грамотности

Восприятие

Мышление

Речь

Высокий

Средний

Низкий

86—100

36—85

1—35

66—100

26—65

1—25

56—100

16—55

1—15

Мы делаем акцент на развитии у детей раннего возраста общих и специальных способностей. Общие способности будут необходимы им для освоения других видов деятельности, в том числе учебной информации. Специальные способности выражаются в развитии положительных чувств к изобразительной деятельности и в овладении основными приемами работы с художественными материалами.

Важной составляющей педагогической работы по формированию начал изобразительной грамотности мы считаем духовное развитие ребенка, его эмоционально-волевое становление, ключевую роль в котором играет семейное воспитание. Общение в процессе обозначенной деятельности духовно объединяет родителей с детьми.

Подчеркнем, что художественнотворческая деятельность позволяет прежде всего развивать ребенка, а не готовить его к карьере профессиональ-

ного художника. Цель данной деятельности — развитие у детей всех психических процессов, что обеспечивает естественную подготовку воспитанников к последующему обучению другим видам деятельности, например, письму и чтению. Будущее педагогической науки лежит в основах интеграционных процессов, которые обеспечивают разностороннее развитие ребенка.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт практического и экспериментального исследования / В. В. Давыдов. — М. : Педагогика, 1986. — 453 с.

2. Российская педагогическая энциклопедия : в 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов. - М. : Большая российская энциклопедия, 1993. — Т. 1. — 608 с.

3. Савенкова, Л. Г. Полихудожественное образование как фактор развития детей и юношества / Л. Г. Савенкова // Педагогика. — 2006. — № 5. — С. 17—23.

Поступила 16.06.09.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.