Научная статья на тему 'Южный газовый коридор и Азербайджан'

Южный газовый коридор и Азербайджан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
235
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Южный газовый коридор и Азербайджан»

6. Юсупова Г.И., Гаджиев Э.А. 2005. Межэтнические отношения на Северном Кавказе в условиях социальных трансформаций. - Вестник Института истории археологии и этнографии. № 3. С. 32-41.

«Власть», М., 2015 г., № 10, с. 109-114.

И. Федоровская,

старший научный сотрудник сектора «Россия

и новые государства Евразии» ИМЭМО РАН ЮЖНЫЙ ГАЗОВЫЙ КОРИДОР И АЗЕРБАЙДЖАН

Южный газовый коридор (ЮГК) представляет собой один из важнейших современных энергетических проектов Евросоюза, призванных обеспечить диверсификацию как поставщиков, так и транзитеров энергоносителей, и тем самым укрепить энергетическую безопасность ЕС. Евросоюз является одним из крупнейших потребителей газа в мире. Сегодня вместе с Турцией и балканскими странами ЕС ежегодно потребляет порядка 360 млрд куб. м газа, что составляет 17% общемирового потребления. По прогнозам, к 2030 г. спрос на газ в Европе увеличится вдвое - до 775 млрд куб. м. В 2013 г. доля импорта в общем объеме его потребления составляла в Западной Европе 64%, а к 2030 г., согласно расчетам, она достигнет 80%.

Собственная добыча газа в Европе не превышает 2% от мирового производства этого энергоносителя. Европейские страны добились значительных успехов в разработке альтернативных источников энергии и энергоэффективных технологий, однако пока эти усилия не привели к существенному снижения потребления газа в ЕС.

Сегодня газ в Европе добывают в Великобритании, Нидерландах и Норвегии. Однако запасы газа в Великобритании практически исчерпаны, страна уже не способна покрыть даже собственные потребности и является импортером газа. Нидерланды готовы поставлять соседям не более 30 млрд куб. м газа в год. Основным поставщиком газа среди европейских стран является Норвегия, которая обеспечивает до 30% газа в ЕС (115 млрд куб. м газа в год). Однако и здесь не все обстоит благополучно. По мнению экспертов, после пикового 2020 г. добыча газа в Норвегии будет постепенно снижаться, и к 2030 г., с учетом роста потребления

газа внутри страны, ее экспортный потенциал может снизиться до 90 млрд куб. м в год1.

Таким образом, ЕС обеспечивает свои потребности в газе в основном за счет импорта, причем более 80% импортируемого газа поставляется в Европу по газопроводам, в основном из России. В 2014 г. ЕС импортировал из РФ 40% необходимого ему природного газа, причем 66% поставок российского газа в страны Евросоюза осуществлялись через территорию Украины. При этом следует иметь в виду, что потребность в газе таких стран, как Швеция, Финляндия, Литва, Латвия, Эстония и Болгария покрывается Россией на 100%, а Германии - на 40%2.

Конечно, есть еще и сжиженный природный газ, который поставляется в Европу танкерами из Алжира (14 млрд куб. м в год), Катара (30 млрд) и Нигерии (12 млрд), однако рассчитывать на сколько-нибудь значительное увеличение импорта здесь не приходится. В Алжире и Нигерии запасы газа невелики, к тому же растет внутреннее потребление, существуют серьезные внутриполитические проблемы, а Катар больше ориентирован на бурно растущий рынок Азиатско-Тихоокеанского региона.

Нынешнее руководство Евросоюза исходит из того, что наличие доминирующего и практически безальтернативного поставщика углеводородов в лице России, к тому же прокачивающего свой газ через монопольного транзитера Украину, несет в себе значительные риски для энергетической безопасности Европы. Данный вопрос встал достаточно остро еще десять лет назад после российско-украинских газовых войн 2004 и 2006 гг., когда половина Европы в разгар зимы осталась без тепла. В ЕС были разработаны собственные критерии энергетической безопасности, суть которых сводится к необходимости диверсификации и преодолению чрезмерной зависимости от одного поставщика, а также обеспечению безопасности поставок энергоносителей. В Европе намерены добиться того, чтобы каждая страна региона за счет строительства газопроводов в приемлемые сроки получила доступ к трем различным источникам газа.

Наиболее перспективными с точки зрения поиска альтернативных поставщиков газа в Европе сочли Ближний Восток, Прикаспийский регион и Среднюю Азию. Согласно проведенным

1 Шр ://1пеш8.а7/йет_1а=20Ш224030940812&8ес_1а= 1

2 http://inosmi.ru/20140312/218477006.html http://www.wprr.ru/archives/ category/truboprovod/yuzhnyi-koridor

расчетам, резервы только прикаспийских стран (Азербайджан, Туркменистан, Казахстан) и Узбекистана составляют 21 трлн куб. м газа. Из этих объемов на сегодня добывается лишь небольшая часть, из которой Европа не получает ничего1. Евросоюзом был разработан масштабный план строительства целой сети газопроводов в этом регионе под названием «Набукко». Однако дальше обсуждения дело с этим газовым проектом не пошло. Серьезные инвесторы сочли риски строительства газопровода непомерно большими, к тому же было не совсем понятно, какой газ и в каких объемах потечет через трубу.

После неудачи с амбициозным «Набукко» в Евросоюзе задумались о более реальных по срокам и менее затратных проектах. Так возникла идея Южного газового коридора (по сути, это западная ветка «Набукко»), по которому предполагается доставлять газ в Европу из Азербайджана, а также, в перспективе, из Туркмении, Северного Ирака, Ирана (в случае снятия санкций), Израиля и Египта в обход России через Турцию. Предполагаемая протяженность газопровода - 3500 км.

В рамках проекта предусматривается расширение уже существующего Южнокавказского газопровода Баку-Тбилиси-Эрзурум. Далее газ пойдет в Болгарию по Транс-Анатолийскому газопроводу (ТАМАР), строительство которого началось в апреле 2015 г. Для его дальнейшей транспортировки через Грецию и Албанию в Италию будет построена Транс-Адриатическая ветка газопровода (ТАР). Также в рамках ЮГК рассматривается вариант Транскаспийского трубопровода, по которому в Европу должен пойти газ из Туркменистана. Заявленная стоимость проекта - порядка 45 млрд долл.

Как и «Набукко», проект ЮГК также мог бы увязнуть в переговорах и обсуждениях, если бы не позиция Россия, которая стала определенным катализатором начала его реализации. Дело в том, что в Москве также понимали опасность наличия монопольного транзитера газа в Европу в лице Украины. Именно поэтому был разработан план строительства системы газопроводов для транспортировки российского газа в обход западного соседа, получивших название - по маршрутам пролегания - «Северный» и «Южный поток». Первая ветка «Северного потока» была проложена достаточно быстро и уже функционирует, вторая - находится в стадии строительства.

1 http://haqqin.az/news/45090

Что же касается «Южного потока», то Россия была вынуждена отказаться от этого проекта из-за претензий Евросоюза, посчитавшего, что данный газопровод не соответствует условиям «третьего энергопакета» ЕС, согласно которому собственниками проложенных по территории ЕС магистральных трубопроводов не могут быть компании, занимающиеся добычей газа. Однако подобное положение категорически не устраивает «Газпром». В то же время, отказавшись от «Южного потока», Россия не оставила идею доставлять газ в Европу с юга. Взамен возникла идея «Турецкого потока», предусматривающего транспортировку газа объемом 63 млрд куб. м в год через Турцию. Однако и этот проект если и не заморожен, то находится в стадии даже не плана, а концепции.

Все это заставило Европу вновь обратить взоры на Каспийский регион, и, в первую очередь, на Азербайджан, который по запасам нефти и газа на душу населения занимает 10-е место в мире. Запасы газа в стране оцениваются в 2,6 трлн куб. м, т.е., по оценкам специалистов, страна сможет добывать газ на стабильном уровне более 90 лет. За 10 лет добыча газа в Азербайджане возросла в 6 раз - в 2003 г. она составляла 5 млрд куб. м, а в 2014 г. -29 млрд куб. м1.

Азербайджан крайне заинтересован в строительстве Южного газового коридора, поскольку это превращает его в крупного поставщика данного энергоносителя в Европу. Более того, как заявил президент И. Алиев, «ЮГК как проект энергетической безопасности закладывает основу нового формата сотрудничества в Евразии. На первом этапе (имеется в виду действующий газопровод Баку-Тбилиси-Эрзурум. - И.Ф.) мы создали трехсторонний формат - формат турецко-грузинско-азербайджанского энергетического, транспортного, политического, экономического, стратегического партнерства... Присоединение Греции, Албании и Италии к данному процессу еще более расширит этот формат. и в конечном итоге в евразийском регионе образуется очень серьезный новый формат сотрудничества. Поэтому ЮГК - это не просто энергетический проект, это серьезная политическая ини-циатива»2.

Для поставок в Европу будет использоваться месторождение «Шах Дениз», доказанные запасы которого составляют 1,2 трлн

1 http://haqqin.az/news/45090

2 http://ru.oxu.az/politics/77328

куб. м газа и 240 млн т конденсата1. Первоначально разработка этого морского месторождения началась в 1993 г., вскоре после обретения Азербайджаном независимости, и тогда носила громкое название «Контракт века». Однако в тот период Азербайджан направил все силы для развития нефтяной отрасли, и это понятно -ведь запасов нефти в стране несоизмеримо больше, чем газа. Газовая отрасль развивалась, но приоритет всегда был за нефтью.

Лишь в декабре 2013 г. участники проекта по разработке месторождения «Шах Дениз» - а это, помимо Государственной нефтяной компании Азербайджана (ГНКАР), еще и BP, Statoil, LUCOIL, NICO, Total и TPAO - объявили о принятии окончательного финансового решения по второй стадии проекта в рамках реализации плана ЮГК.

В настоящий момент строительство Южного газового коридора идет полным ходом. Как заявил министр энергетики Азербайджана Н. Алиев, проекты реализуются с опережением графика и все запланированные работы осуществлены уже на 30-32%2. Азербайджан не опасается санкций в рамках «третьего энергопакета», поскольку, во-первых, не является одновременно добытчиком и транзитером газа, а во-вторых, не является 100-процентным владельцем и месторождения и трубы. Хотя ГНКАР остается основным долевым участником проекта NANAP (58%), помимо нее в проекте участвует турецкая Botas (30%) и британская ВР (12%). К тому же Еврокомиссия сроком на 25 лет вывела из-под действия «третьего энергопакета» проект Т^ансадриатического газопровода (ТАР), являющегося частью ЮГК3.

Ожидается, что к концу 2018 г. газ в объеме 6 млрд куб. м в год начнет поступать в Турцию, а в 2019 г. начнутся и первые поставки в Европу, однако на полную мощность ЮГК выйдет в 2020 г. Первоначально планируется прокачивать в год 16 млрд куб. м газа, 6 млрд из которых, как уже говорилось, пойдет в Турцию, 10 млрд - в Европу. В нынешнем варианте максимальная пропускная мощность газопровода должна составить к 2026 г. немногим более 30 млрд куб. м газа в год.

Однако не все эксперты столь оптимистичны в оценках сроков реализации проекта. Многие из них отмечают, что ни Турция, претендующая на роль «энергетического хаба» Европы, ни Греция,

1 http://www.trend.az/business/energy/2417971 .html

2 http://www.trend.az/business/energy/2417971 .html

3 http://korrespondent.net/business/economics/3421621-v-baku-zalo...

ни Албания не имеют соответствующей транзитной инфраструктуры, в том числе мощностей для приема и хранения запланированных объемов газа. Если же наравне с ЮГК заработает и «Турецкий поток», Турция вообще окажется в сложном положении, поскольку Анкара однозначно не готова к приему такого количества газа.

Главная же проблема предложенного проекта на первоначальном этапе его реализации состоит в том, что поставки 10 млрд куб. м газа в год из Азербайджана вряд ли изменят структуру европейского газопотребления. При таких объемах поставок Москва может не беспокоиться. Она даже в среднесрочной перспективе останется основным поставщиком газа для Европы. Другое дело, что в долгосрочной перспективе Южный газовый коридор открывает Евросоюзу доступ к более богатым газом странам, таким как Туркмения, Ирак и даже Иран.

Запасы Туркмении оцениваются в 17,5 трлн куб. м газа. Присоединившись к ЮГК посредством Транскаспийского трубопровода, страна могла бы стать крупным поставщиком данного энергоресурса в Западную Европу. Эмиссары ЕС совместно с Азербайджаном уже неоднократно обсуждали с туркменским руководством перспективы сотрудничества в газовой сфере. Однако в Ашхабаде не спешат с принятием окончательного решения, поскольку опасаются негативной реакции не столько Москвы, сколько Пекина. Туркмения считает для себя приоритетным китайский рынок и рисковать налаженными связями пока не готова.

В перспективе есть возможность подключения к ЮГК и северо-иракских месторождений газа, запасы которых оцениваются в 2 трлн куб. м, однако север Ирака - это Иракский Курдистан, втянутый в зоны региональных войн и постоянно балансирующий на грани вооруженного конфликта из-за хронических разногласий с Багдадом. В этих условиях порой бывает непонятно, с кем следует вести переговоры. В вопросе получения дохода от использования природных недр Эрбиль и Багдад не могут найти общий язык. Так что район Северного Ирака хотя и интересен Европе с точки зрения наличия там газовых месторождений, однако практическая реализация каких-либо энергетических проектов здесь упирается в проблемы безопасности.

Что касается Ирана с его колоссальными, крупнейшими в мире запасами газа (33 трлн куб. м), то даже в случае снятия санкций (механизм и сроки этого процесса не до конца ясны), для налаживания торгового партнерства с этой страной в сфере поставок

газа потребуются годы. К тому же Тегеран заинтересован в рынках своих восточных соседей. Более того, доведись Ирану выйти на европейский рынок газа, он будет претендовать на доминирование на этом рынке, и еще неизвестно, что таит для Европы более значительные риски - лидерство России или Ирана в этом вопросе. Так что в среднесрочной перспективе Иран вряд ли безоговорочно впишется в концепцию ЮГК.

В свою очередь Израиль, на шельфе которого обнаружены крупные запасы газа, изъявляет готовность экспортировать его в Турцию по существующему газопроводу для дальнейшего продвижения в страны Европы, но только при условии решения кипрского вопроса.

Таким образом, на сегодняшний день единственным надежным поставщиком газа в ЕС по ЮГК является Азербайджан, однако его газовые ресурсы ограничены. Поэтому Южный газовый коридор можно рассматривать как долгосрочный европейский проект, пока носящий скорее политический характер. Брюссель стремится показать Москве, что предпринимает реальные шаги по поиску альтернативных поставщиков газа, и демонстрирует готовность противостоять монополии «Газпрома» на европейском рынке.

Поколебать позиции России пока сложно, но в условиях существующего охлаждения отношений между Москвой и европейскими странами лидеры ЕС будут продолжать курс на частичное вытеснение РФ с газового рынка. Это серьезный вызов для российского руководства и «Газпрома», поскольку доходы страны во многом зависят от газа и нефти. Так что Россия сталкивается с необходимостью отстаивать свои экспортные ниши на рынке газа в ЕС и продолжать активно заниматься поисками расширения возможностей сбыта углеводородов за пределами Европы, прежде всего на восточноазиатском направлении.

«Россия и новые государства Евразии» -ИМЭМО РАН, М, 2015 г., № 3, с. 100-106.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.