Научная статья на тему 'Южноуральская частушка в гендерном аспекте'

Южноуральская частушка в гендерном аспекте Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
428
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕР / ГЕНДЕРНЫЙ СТЕРЕОТИП / ГЕНДЕРНАЯ КАРТИНА МИРА / ЮЖНОУРАЛЬСКАЯ ЧАСТУШКА / МАТРИМОНИАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР / GENDER / GENDER STEREOTYPE / GENDER PICTURE OF THE WORLD / SOUTH URALS CHASTOOSHKA / MATRIMONIAL CHARACTER

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Савельева Татьяна Викторовна

Статья рассматривает южноуральские частушки на материале текстов, собранных во время фольклорных экспедиций студентов Миасского филиала Челябинского государственного университета. Тематический анализ частушек, характеристика основных гендерных ролей, встречающихся в них, позволяет более полноценно представить гендерную картину мира, запечатленную в русском фольклоре, и сделать выводы о ее эволюции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Савельева Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Southern Urals Chastushky and Gender View

The paper deals with the reflection of gender view of the world in chastushky as the genre of folklore. Author analyzes regional material Southern Urals chastushky, collected during the expedition of folklore students Chelyabinsk State University.

Текст научной работы на тему «Южноуральская частушка в гендерном аспекте»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 6 (260).

Филология. Искусствоведение. Вып. 64. С. 118-121.

Т. В. Савельева

ЮЖНОУРАЛЬСКАЯ ЧАСТУШКА В ГЕНДЕРНОМ АСПЕКТЕ

Статья рассматривает южноуральские частушки на материале текстов, собранных во время фольклорных экспедиций студентов Миасского филиала Челябинского государственного университета. Тематический анализ частушек, характеристика основных гендерных ролей, встречающихся в них, позволяет более полноценно представить гендерную картину мира, запечатленную в русском фольклоре, и сделать выводы о ее эволюции.

Ключевые слова: гендер, гендерный стереотип, гендерная картина мира, южноуральская частушка, матримониальный характер.

На последнее десятилетие XX века приходится интенсивное развитие гендерных исследований в фольклористике. Данный интерес, по нашему мнению, обусловлен не только популярностью гендерной темы в отечественной научной парадигме, но актуальностью пересмотра оснований гендерного устройства общества и поиском приемлемых для современной социокультурной ситуации гендерных моделей. В настоящее время, по мнению Е. И. Горошко и А. В. Кирилиной, лингвистическая гендерология заняла прочное место в филологии, получив статус самостоятельного научного направления1.

Гендер - один из параметров социокультурной идентичности личности. Одна из важных сторон каждой культуры - гендерные представления народа: идеалы женской красоты, представления о настоящем мужчине, стереотипы поведения в семье, в любви, в воспитании детей, запечатлённые, прежде всего, в сказках, песнях, пословицах и поговорках. Гендерная картина мира в русском фольклоре зависит не только от конкретной эпохи, в которую создавались произведения, не только от географической прикрепленности текстов, но и от их жанровой разновидности. Между тем, в отношении изучения гендерного аспекта не всем жанрам русского фольклора повезло одинаково. Основательно проанализирована с гендерной точки зрения традиционная лирическая песня, обрядовая лирика, особенно свадебная, волшебная и бытовая сказка, былина, пословицы и поговорки. Гендерной проблематике русского фольклора посвящены работы Е. Здравомысловой, Н. Пушкаревой2,

В. Суковатой и других отечественных исследователей. Однако частушки до сих пор не становились объектом пристального внимания гендерологов.

Частушки в культурном и научном пространстве занимают двойственное положение. С одной стороны, это широко известный жанр, востребованный и активно используемый в современной культурной практике, жанр, которому посвящено большое количество изданий - от сборников текстов до специальных научных статей и монографий. С другой стороны, частушки оказываются недостаточно изученным явлением традиционной культуры. Мысль

о том, что частушку можно рассматривать как материал для исследования еще в 1889 году высказал Г. И. Успенский, а В. И. Симаков на частушечном материале смог дать довольно полное представление о жизни и быте крестьянской девушки-северянки. Общий анализ семантического «подтекста» частушек, выявление их коммуникативно-обрядовой направленности связаны с достижениями ведущих ученых структурно-семиотического направления - Ю. М. Лотмана, А. К. Байбурина. Гендерной же тематике, вернее, ее частным аспектам до сих пор посвящены лишь отдельные статьи, например, работа Е. С. Ткач «Образ парня-же-ниха в русских частушках Белокатайского района Башкортостана»3.

Данная работа частично восполняет этот пробел, не претендуя на всеохватность темы. Тематический анализ текстов частушек в гендерном аспекте позволяет выделить наиболее конфликтные зоны семейных взаимоотношений и показать кризисный характер изменений брачно-семейных ролей в современном обществе. Основным материалом для представленного в данной статье исследования послужили южно-уральские частушки, собранные во время фольклорных экспедиций студентами Миасского филиала ГОУ ВПО «Челябинский государственный университет», мы пользовались также архивом фольклорных материалов

ЧелГУ и Интернет-ресурсами, посвященными фольклору Южного Урала.

Проанализировав фактический материал, мы пришли к некоторым выводам. Частушки как жанр являются благодатным материалом для изучения гендерной картины мира русского фольклора. Из 828 частушек (без повторений), рассмотренных нами, 627 - частушки на любовную и семейную темы, что составляет 76 %. Однако возможно смещение в сторону женской картины мира, так как из этих 627 -387 поются от женского лица, всего 119 исполняются от мужского, остальные - от третьего лица.

Подавляющее большинство гендерных южно-уральских частушек не имеет привязки к местности, однако встречаются такие, которые прославляют особую силу, молодечество местных ребят или красоту местных девчат. В них употребляются топонимы: Златоуст, Коробков-ка, Южноуральск, Миасс, Учалы, Сыростан, Урал.

Не привлекая материал частушек к гендерному анализу фольклора, можно составить однобокое представление о гендерной картине мира на основании стереотипов, сложившихся, например, в лирической песне или волшебной сказке. Так, традиционный гендерный стереотип идеального женского образа характеризуется такими чертами, как кротость, скромность, неперечливость, умение женщины отойти на второй план, подчиниться мужчине. Подневольное положение женщины в патриархальном крестьянском мире давно рассматривается как аксиома. Однако частушки в силу своей сатирической направленности подмечают и обратное явление, которое можно считать не единичным исключением из правила. Идеальный образ девушки в частушках несколько отличается от привычного для народной лирики или сказок. Это боевая, задорная девушка, которая не лезет за словом в карман, не дает спуску обидчикам.

Наиболее частые вокативы по отношению к парню в частушке: «милок», «миленок», «милый», «масенький», «миленький», «дро-ля», «дорогой», «дружок», «дружочек». Есть обращения относительно нейтральные: «ухажер», «ухажерка», встречаются с откровенно ироничным отношением, например, «котик», «пупсик», а также с отрицательной коннотацией: «козёл». Самые распространенные грубые вокативы по отношению к девушкам - коза (27 примеров) и дура (21 пример).

143 частушки посвящены измене милого или милой, причем факт измены подается в частушках как не заслуживающий особых переживаний.

...Все равно ему веселую Меня не позабыть!4 ***

...Я один денек поплачу,

Ты навеки пропадешь.

Укоренившийся в русском фольклоре стереотип о возможности применения насилия к женщине со стороны мужчины, восприятии его как социальной нормы (полнее всего выразившийся в пословице «бьет значит любит») тоже преломляется в частушках неожиданно: Мой муж - арбуз,

А я дыня!

Он вчера меня побил,

А я его ныне!

Еще один традиционный вопрос для исследователя гендерных стереотипов - добрачные связи и внебрачные дети. Принято считать, что «к внебрачным связям крестьяне относились резко отрицательно. Муж обладал, что называется, сексуальной собственностью на тело5.

Вопрос о пределах допустимой вольности в отношении полов в традиционном русском обществе для современной фольклористики остается спорным. Многие исследователи приводят примеры молодежных забав, неизменно заканчивающихся поцелуями: «Ящер», «Стоит мальчик молоденький...», «Садовник» и др. Однако, на наш взгляд, эти молодежные игры носили все-таки матримониальный характер, то есть были направлены, в конечном итоге, на выбор пары, а в перспективе - на брак.

В нашем исследовании не ставилось задачи сопоставительного анализа частушек разных районов России. Однако некоторые предварительные выводы можно сделать. Среди южноуральских частушек тема измены, добрачных связей, незаконнорожденных детей встречается несколько чаще, и отношение к подобным явлениям гораздо терпимее, чем в средней полосе России. Вероятно, это обусловлено горнозаводским, а не патриархально-крестьянским образом жизни, который ведет к некоторой диспропорции в половом составе населения в сторону мужчин, что, в свою очередь, рождает более бережное и великодушное отношение к женщине. Подобное явление, касающееся большей свободы нравов, отметила также Н. Л. Пушкарева, рассматривая быт северных

промысловых районов России, иллюстрируя тезис зафиксированными в этой местности пословицами, подтверждающими более лояльное отношение к нарушению традиционных моральных норм: «Плевок моря не портит»; «Чей бы бычок ни бегал, а теля наше будет». Добрачная связь в зафиксированных нами частушках хотя и представляется исключением из правил, но не таким уж редким:

У кого какой милёнок,

У меня - мастеровой.

Он за ночку сделал дочку И с кудрявой головой.

Меня милый провожал Рано на рассвете.

То ли будет ли чего,

То ли будут дети.

В записанных нами частушках с подобными сюжетами отражены и современные реалии. Во-первых, они касаются любовных отношений с иностранными гражданами:

Заграницей я была,

Там дубленку продала.

Родила засранца Там от иностранца.

Во-вторых, некоторые частушки намекают на нетрадиционную половую ориентацию:

А у нас в деревне девки Залетели от Фомы.

Хорошо, что только девки,

А могли бы пацаны!

Характерен для частушек образ соперницы, разлучницы. Он интерпретируется в сатирическом аспекте: косолапая, лысая, разиня, Мата-ня. Образа соперника, разлучника в рассматриваемых нами частушках не найдено.

Традиционные гендерные роли свекрови и тещи в частушках также встречаются редко. Причём если образ тещи в частушке соотносится с подобным образом в других жанрах фольклора, то образ свекрови снижен: вместо лютой, имеющей власть в доме, перед нами образ, весьма похожий на тещу, т. е. с одной стороны, по-прежнему враг, с другой - ее можно не бояться, а перевести оппозицию на смехо-вой уровень. Всего в исследуемом материале зафиксировано 5 частушек с данными персонажами:

Ох, трахни, мороз,

На саму покровку.

Заморозь на печи Ты мою свекровку!

Это объясняется, по мнению Е. Н. Новосе-

ловой, тем, что место патрилокальной семьи, с её конфликтами и проблемами, в современном обществе прочно заняла «нуклеарная, малодетная семья»6.

Конечно, при анализе частушек нельзя забывать о ее жанровых признаках, о смеховой, карнавальной стихии. О необходимости внимательного изучения «озорных», «похабных» частушек, их исторических корней рассуждали многие фольклористы и филологи. Здесь следует отметить публикации А. Л. Топоркова «Эротика в русском фольклоре»5, О. Щербининой «Символ русского эроса»7. Частушки с тематикой «телесного низа» - явление достаточно распространенное - 108 из рассматриваемых нами 627 текстов:

Эх, теща моя,

Дай опохмелиться!

Подо мною дочь твоя Плохо шевелится!

За тебя ребята дрались,

Доходило до ножей.

Чтобы не было такого,

Одно место ты зашей.

В частушках сквозь шутливую вязь слов угадываются социальные, культурные и бытовые черты взаимоотношений мужчин и женщин в эпоху, породившую эти произведения народного творчества. Таким образом, мы видим, что анализ частушек существенно дополняет гендерную картину мира русского фольклора, показывает деструктивные процессы в современной семье: семейные ценности утрачивают доминирующую роль, семья перестает эффективно выполнять свои функции по рождению и воспитанию детей, разводы, неполные семьи и матери-одиночки становятся обыденной моделью семьи.

Примечания

1 См.: Кирилина, А. В. «Мужественность» и «женственность» с точки зрения лингвиста // Женщина в российском обществе. М., 1998.

С. 4.

2 См.: Пушкарева, Н. Л. Интимная жизнь русских женщин в Х-ХУ вв. // Этнограф. обозрение. 1998. № 1. С. 93-103; Пушкарева, Н. Л. Читаем сказки сквозь гендерные очки // Гендерные проблемы в общественных науках. М., 2001.

3 С данной статьей и некоторыми другими, соответствующими тематике, можно познакомиться в сборнике: Этнография и

фольклор народов Южного Урала : русская свадьба : сб. науч. ст. / науч. ред. В. М. Кузнецов. Челябинск : Полиграф-Мастер, 2006.

4 Здесь и далее частушки цитируются по сборнику: Живое слово старины : материалы фольклорных экспедиций студентов Миасского филиала Челябинского государственного университета. Миасс, 2010. 128 с.

5 См.: Русский эротический фольклор. Песни. Обряды и обрядовый фольклор. Народный

театр. Заговоры. Загадки. Частушки / Сост. А. Л. Топорков. М, 1995. С. 3.

6 Новоселова, Е. Н. Изменение норм и ценностей брачно-семейных отношений в России в 19171980 гг. (по материалам фамилистического анализа частушек). иЯЬ : http://lib.socio.msu. ги/1/ІіЬгагу.

7 См.: Щербинина, О. Символ русского эроса // Родина. 1994 № 7 С. 114-116.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.