Научная статья на тему 'Я-концепция студентов, занимающихся физкультурно-оздоровительной деятельностью'

Я-концепция студентов, занимающихся физкультурно-оздоровительной деятельностью Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
229
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / Я-КОНЦЕПЦИЯ / САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пушкина Валентина Николаевна, Мальченко Алла Дмитриевна, Лебедева Марина Петровна, Цинис Алексей Виестурович, Голубина Ольга Александровна

В статье представлены результаты изучения Я-концепции у студентов, занимающихся спортом кроме обязательных занятий физической культурой в рамках учебной программы. Полученные результаты свидетельствуют о том, что Я-концепция всех студентов, принявших участие в данном исследовании соответствует норме, поскольку в норме не должно наблюдаться выраженных расхождений между «Я» реальным и идеальным. Умеренное расхождение, выявленное в процессе исследования, рассматривается как необходимое условие для дальнейшего роста личности, самосовершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Пушкина Валентина Николаевна, Мальченко Алла Дмитриевна, Лебедева Марина Петровна, Цинис Алексей Виестурович, Голубина Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Self-conception of students involved in sport and recreational activities

The results of research of self-conception among the students, doing the sport and recreational activities besides compulsory exercises in frame of the curriculum are presented in this article. It was revealed that self-conception of all students who took part in research correspond to the norms. This conclusion was made by reason of absence of significant differences between real and ideal self-image. The moderate differences, which were revealed in the results of research, are necessary condition for personal growth, self-fulfillment.

Текст научной работы на тему «Я-концепция студентов, занимающихся физкультурно-оздоровительной деятельностью»

5. Pristav, O.V. (2005), Formation and maintenance of the mental condition of cadets of the Military Transport University of the Railway Troops by physical exercises and mental training, dissertation, St. Petersburg.

6. Sinelnik, M.V. (2010), "Features of the socialization of girls-cadets in the sphere of educational activities in a military higher school", Higher education today, No.5, pp. 97-99.

7. Tokareva, A.V., Mironova, O.V., Moskalenko, I.S., Bolotin, A.E., Yarchikovskaya, L.V. (2016), "Forming the skills of organizing independent aerobic training for university students for the successful passing of the examination session", Theory and Practice of Physical Culture, No. 9, pp. 12-15.

8. Shtamburg, I.N., Ponimasov, O.E., Grachov, K.A., Novikov, A.I. (2016), "Economization typological combinations of applied swimming technique in military school cadet training", Theory and Practice of Physical Culture, No. 2, pp. 16-17.

Контактная информация: o-pony@mail.ru

Статья поступила в редакцию 15.06.2017

УДК 159.9

Я-КОНЦЕПЦИЯ СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Валентина Николаевна Пушкина, доктор биологических наук, доцент, Алла Дмитриевна Мальченко, доцент, Российский университет дружбы народов (РУДН), г. Москва; Марина Петровна Лебедева, кандидат педагогических наук, доцент, Алексей Виесту-рович Цинис, кандидат педагогических наук, Ольга Александровна Голубина, кандидат педагогических наук, доцент, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова (ФГАОУВО «САФУ»), г. Архангельск

Аннотация

В статье представлены результаты изучения Я-концепции у студентов, занимающихся спортом кроме обязательных занятий физической культурой в рамках учебной программы. Полученные результаты свидетельствуют о том, что Я-концепция всех студентов, принявших участие в данном исследовании соответствует норме, поскольку в норме не должно наблюдаться выраженных расхождений между «Я» реальным и идеальным. Умеренное расхождение, выявленное в процессе исследования, рассматривается как необходимое условие для дальнейшего роста личности, самосовершенствования.

Ключевые слова: студенты, Я-концепция, самосовершенствование.

SELF-CONCEPTION OF STUDENTS INVOLVED IN SPORT AND RECREATIONAL

ACTIVITIES

Valentina Nikolaevna Pushkina, the doctor of biological sciences, senior lecturer, Alla Dmitrievna Malchenko, the senior lecturer, RUDN University, Moscow; Marina Petrovna Lebedeva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Aleksey Viesturovich Tsinis, the candidate of pedagogical sciences, Olga Aleksandrovna Golubina, the candidate of pedagogical sciences, Northern (Arctic) Federal University named after M. V. Lomonosov, Arkhangelsk

Annotation

The results of research of self-conception among the students, doing the sport and recreational activities besides compulsory exercises in frame of the curriculum are presented in this article. It was revealed that self-conception of all students who took part in research correspond to the norms. This conclusion was made by reason of absence of significant differences between real and ideal self-image. The moderate differences, which were revealed in the results of research, are necessary condition for personal growth, self-fulfillment.

Keywords: students, self-conception, self-fulfillments.

ВВЕДЕНИЕ

Известно, что в юношеском возрасте ведущей деятельностью является профессиональное самоопределение [6, 10]. В данной деятельности важную роль играет выстраивание межличностных взаимоотношений, достижение гармонии с окружающей средой [1, 2]. При этом центральной структурой развития личности является Я-концепция - совокупность всех представлений индивида о себе [9]. Данная совокупность включает в себя три составляющие: представления о себе (образ Я), отношение к этим представлениям (самооценка) и поведение в соответствии с представлениями о себе и самооценкой. На формирование Я - концепции оказывают влияние многие факторы, в том числе физическое развитие и здоровье. Так, например, известно, что один из пяти видов знания «Я» -экологическое Я развивается и изменяется в связи с развитием образа тела, необходимостью совершенствования моторных навыков [3]. При этом исследования, выполненные с целью установления взаимосвязи занятий спортом с особенностями Я-концепции единичны и посвящены изучению особенностей Я-концепции у профессиональных спортсменов разных возрастных групп и паралимпийцев [4, 5, 7]. Работ, посвященных изучению Я-концепции у студентов, занимающихся спортом помимо обязательных занятий физкультурой в рамках учебного процесса нам не встретилось вообще.

В связи с выше изложенным, нами была определена цель исследования - выявление особенностей Я-концепции студентов, занимающихся физкультурно-оздоровительной деятельностью помимо занятий физкультурной в рамках учебного процесса.

Была выдвинута гипотеза о том, что студенты в возрасте от 18 до 19 лет, занимающиеся физкультурно-оздоровительной деятельностью имеют Я-концепцию, отличающуюся от студентов, посещающих только занятия по дисциплине «Физическая культура» в рамках образовательной программы.

МЕТОДИКА

Психологическое исследование проводилось в несколько этапов. На 1 этапе было проведено анкетирование и тестирование 60 студенток 2 курса в возрасте 17,71±0,46 лет. Все студентки занимаются в основной группе здоровья. На втором этапе исследования весь контингент испытуемых был поделен на две группы в зависимости от того, занимаются ли студентки физкультурно-оздоровительной деятельностью помимо физкультуры в рамках учебной программы или нет. Первую группу составили 28 девушек, которые занимаются спортом, кроме занятий физической культурой в рамках учебного процесса. Все студентки занимаются спортом как любители. Ведущей мотивацией к занятиям спортом в данной группе является улучшение своей фигуры и укрепление здоровья (о чем свидетельствуют результаты, полученные посредством анкеты). Направления такой физкультурно-оздоровительной деятельности различны: йога, танцы живота, силовой тренинг, стретчинг, тай-бо, плавание, фитбол-аэробика. Тренировки проводятся два раза в неделю, время каждой тренировки составляет от 45 до 60 минут. Таким образом, с учетом двух практических занятий в неделю по физической культуре (по 1,5 часа) студентки четыре раза в неделю занимаются физкультурно-оздоровительной деятельностью. Вторую группу составили 32 студентки, которые не занимаются спортом помимо занятий физической культурой в рамках учебного процесса. Учебные занятия проходят два раза в неделю по 1,5 часа.

Для проведения исследования были использованы: анкета - была разработана с целью получения от студентов обобщенных данных об их отношении к занятиям спортом и, в частности, физической культурой в университете. Эта процедура была необходима для совершенствования методики преподавания физической культуры в вузе. Анкета включает в себя 14 вопросов. Первые четыре вопроса составляют паспортную часть, остальные 10 вопросов касаются отношения к спорту и физической культуре. Вопрос №6

был направлен на то, чтобы определить занимается ли студент физкультурно-оздоровительной деятельностью помимо занятий физкультурой в вузе или нет. Ответ на это вопрос стал критерием определения групп сравнения. Для изучения структуры Я-концепции студентов в нашем исследовании был использован метод диагностики межличностных отношений - модифицированный вариант методики Т. Лири [8]. Поскольку полученные данные подчиняются закону нормального распределения, нами были применены методы описательной статистики для вычисления среднего значения изучаемых признаков и стандартного отклонения. Для определения различий Я - концепции в двух группах был применен t-критерий Стьюдента. Для определения различий между Я-реальным и Я-идеальным в группе был применен критерий для сравнения двух зависимых выборок Т-Вилкоксона. Полученные данные были обработаны с помощью статистической программы SPSS 20.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Для проверки гипотезы исследования, которая заключалась в том, что структура Я-концепции студентов, занимающихся спортом отличается от структуры Я-концепции студентов, занимающихся только физической культурой в рамках учебной программы сначала был проведен сравнительный анализ между характеристиками Я-реального и Я-идеального двух групп студентов. В процессе интерпретации полученных результатов установлено, что достоверных различий по всем параметрам Я-реального и Я-идеального при сравнении двух групп не обнаружено.

Вместе с тем, в процессе проведения сравнительного анализа между характеристиками Я-реального и Я-идеального в двух группах установлено, что у студентов, которые занимаются спортом наблюдаются только отличия по признаку «недоверчивый -скептический» (р<0,05), что говорит о том, что в идеале испытуемые представляют себя менее обидчивыми, недоверчивыми, склонными к критицизму, недовольными окружающими, менее подозрительными по сравнению с реальным Я-образом.

Для группы студентов, занимающихся только физической культурой в рамках учебного процесса тоже характерны различия по типу «недоверчивый - скептический» между «Я-реальным» и «Я-идеальным» (р<0,05).

Вместе с тем, в отличие от группы студентов, занимающихся спортом, во второй группе также обнаружены различия по шкале «сотрудничающий-конвенциальный» (р<0,05), что говорит о том, что в идеале испытуемые, занимающиеся только физической культурой, представляют себя менее зависимыми от чужого мнения по сравнению с реальной ситуацией.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Полученные результаты свидетельствуют о том, что Я-концепция всех студентов, принявших участие в данном исследовании соответствует норме. Поскольку в норме не должно наблюдаться выраженных расхождений между «Я» реальным и идеальным. Умеренное расхождение, выявленное в процессе исследования, рассматривается как необходимое условие для дальнейшего роста личности, самосовершенствования. Таким образом, для студенток, занимающихся только физической культурой можно порекомендовать для развития большей самостоятельности в принятии решений занятия спортом в предпочитаемых направлениях помимо занятий в рамках образовательной программы.

ВЫВОДЫ

1. Достоверных различий по всем параметрам Я-реального и Я-идеального при сравнении двух групп не обнаружено.

2. Всем студентам свойственны отличия между параметрами Я-реальное и Я-идеальное по признаку «недоверчивый - скептический». Отличительной чертой испыту-

емых, не занимающихся спортом, являются различия по шкале «сотрудничающий-конвенциальный».

ЛИТЕРАТУРА

1. Аношина, Т.В. Эффективность занятий физической культурой у студенток с первой степенью сколиоза сколиоза / Т.В. Аношина, В.Н. Пушкина, А.Н. Зелянина // Вестник Челябинского государственного университета. - 2013. - № 34 (325). - С. 15-17.

2. Аношина, Т.В. Динамика личностных характеристик у студенток со сколиозом сколиоза / Т.В. Аношина, В.Н. Пушкина, А.Н. Зелянина // Вестник (Северного) Арктического федерального университета. Серия: гуманитарные и социальные науки. - 2014. - № 2. - С. 128-136.

3. Виленская, Г.А. Социализация развития // Психология XXI века : учебник для вузов / Г. А. Виленская, Е.А. Сергиенко ; под ред. В.Н. Дружинина. - М. : ПЕР СЭ, 2003. - С. 570-584.

4. Драндров, Г.Л. Особенности влияния занятий спортом на формирование позитивной Я-концепции у спортсменов с ограниченными возможностями здоровья / Г.Л. Драндров, Д.Н. Сюкиев, Э. Р. Румянцева // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 9 (часть 8). - С. 1840-1843.

5. Зернова, Т.Н. Особенности развития Я-концепции у спортсменов подросткового возраста [Электронный ресурс] / Т.Н. Зернова, Н.П. Носенко // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 2. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26216. (Дата обращения: 05.07.2017).

6. Регуш, Л.А. Проблемы психического развития и их предупреждение от рождения до пожилого возраста / Л.А. Регуш. - СПб. : Речь, 2006. - 318 с.

7. Сенилова, Т.В. Особенности развития позитивной Я-концепции у здоровых спортсменов и спортсменов-паралимпийцев [Электронный ресурс] / Т. В. Сенилова // VI Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум»(15 февраля - 31 марта 2014). - Режим доступа www.scienceforum.ru/2014/357/79 (дата обращения: 05.07.2017).

8. Собчик, Л.Н. Введение в психологию индивидуальности / Л.Н. Собчик ; Институт прикладной психологии. - М. : [б.и.], 1998. - 511 с.

9. Слотина, Т.В. Психология личности / Т.В. Слотина. - СПб. : Питер, 2008. - 304 с.

10. Чеснокова, В.Н. Развитие профессионально важных качеств студентов средствами физической культуры / В.Н. Чеснокова, А.Н. Зелянина, И.В. Мищенко // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия : Гуманитарные и социальные науки. - 2012. -№ 6. - С. 154-160.

REFERENCES

1. Anoshina, T.V., Pushkina, V.N. and Zelyanina, A.N. (2013), "The exercise effectiveness among the students with the first degree of scoliosis", Newsletter of Chelyabinsk State University, No. 34 (325), pp. 15-17.

2. Anoshina, T.V., Pushkina, V.N. and Zelyanina, A.N. (2014), "The dynamics of personal characteristics among students with scoliosis", Newsletter of Northern (Arctic) Federal University. Topical: liberal arts and humane sciences, No. 2, pp. 128-136.

3. Vilenskaya, G.A. and Sergienko, E.A. (2003), "Psychology of XXI century: the textbook for academic organizations', PerSe, Moscow, pp. 570-584.

4. Drandrov, G.L. Sukiev, D.N. and Rumyantseva, E.R. (2014), "The features of sport influence on positive self-concept among the athletes with special needs", Fundamental studies, No. 9(8), pp. 18401843.

5. Zernova, T.I. and Nosenko, N.P. (2017), "The features of self-concept development in athletes of teenage years", The contemporary issues of science and education, No. 2, available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26216.

6. Regush, L.A. (2006), The problems of psychic development and its prevention from birth to the third age, Rech, St. Petersburg.

7. Senilova, T.V. (2014), "The development features of positive self-concept in healthy athletes and athletes with special needs", VI international electronic scientific conference for students "The students scientific message board" (from the 15th to the 31st of February), available at: www.scienceforum.ru/2014/357/79.

8. Sobchik, L.N. (1998), The introduction to the individuality psychology, The institute of ap-

plied psychology, Moscow.

9. Slotina, T.V. (2008), The personality psychology, Piter, St. Petersburg.

10. Chesnokova, V.N., Zelyanina, A.N. and Mishchenko, I.V. (2012), "The development of professionally important qualities among the students by exercise", Newsletter of Northern (Arctic) Federal University, Topical: liberal arts and humane sciences, No. 6, pp. 154-160.

Контактная информация: taiss43@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 06.06.2017

УДК 159.9

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ ЛИЧНОСТИ ОСУЖДЕННОГО

Роман Андреевич Филиппов, кандидат юридических наук, преподаватель, Юлия Михайловна Филиппова, преподаватель, Академия Федеральной службы исполнения наказании Российской Федерации

(Академия ФСИНРоссии, Рязань)

Аннотация

Статья посвящена определению сущностной стороны личности осужденного ввиду отсутствия закрепления данного понятия как на законодательном, так и подзаконном уровнях. Автором на основе анализа юридической литературы и правоприменительной практики определяются формально-юридические рамки наступления и окончания у лица статуса осужденного к лишению свободы.

Ключевые слова: личность, осужденный, судимость, постпенитенциарная адаптация, правовой статус.

TO ISSUE OF CONCEPT OF THE PERSON OF CONVICT Roman Andreevich Filippov, the candidate of juridical sciences, teacher, Yuliya Mikhailovna Filippova, the teacher, Academy of Federal Service of Execution of Punishments of the Russian Federation (Academy of the Federal penitentiary service of Russia, Ryazan)

Annotation

The article is devoted to the definition of the essential side of the convicted person in view of the lack of consolidation of its concept at the legislative and regulatory levels. The authors, based on the analysis of the legal literature and law-enforcement activity, determined the formal legal frameworks for the beginning and ending of the status of the person sentenced to imprisonment.

Keywords: personality, convict, conviction, post-penitentiary adaptation, legal status.

Проблема личности осужденного давно интересует как научных, так и практических работников. Ни в законодательном, ни в каком-либо нормативно-правовом плане она не получила своего закрепления. В научной же литературе однозначного мнения по этому вопросу нет. Более того, в условиях оптимизации мер по предупреждению рецидивной преступности, актуализации вопроса постпенитенциарной адаптации лиц, освобожденных от дальнейшего отбывания наказания, вопрос об определении сущностной стороны личности осужденного становится еще более востребованным.

После вступления приговора в законную силу и до момента окончания отбывания наказания следует говорить не о личности преступника, а о личности осужденного. Безусловно, характеристика личности преступника имеет значение для более полного понимания личности осужденного.

«Личность осужденного» охватывает осужденных, лишенных свободы, и лиц, освобожденных от его дальнейшего отбывания наказания в пределах срока судимости. То, что в оба эти понятия входит криминологический аспект подтверждается судебной и уголовно-исполнительной практикой. Выборочное изучение уголовных дел, проведенное

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.