Научная статья на тему 'Комплексный подход при организации процесса физического воспитания студентов со сколиозом'

Комплексный подход при организации процесса физического воспитания студентов со сколиозом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
375
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / МОТИВАЦИЯ / СТУДЕНТКИ / СКОЛИОЗ / ФИТБОЛ-ГИМНАСТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аношина Татьяна Васильевна, Мищенко Ирина Викторовна, Шаренкова Людмила Анатольевна, Гернет Ирина Николаевна, Оляшев Николай Владимирович

Показано, что использование в процессе физического воспитания на методико-практических занятиях интерактивных методов обучения, включающих такие формы работы как круглый стол, тренинг, конференция, мозговой штурм, повышает мотивацию студенток со сколиозом к занятиям физической культурой. Выполнение физических упражнений с использованием фитболов на практических занятиях по физической культуре значительно увеличивают силу мышц спины, брюшного пресса и гибкость. Таким образом, комплексное применение интерактивных методов и тренировочных средств, оказывающих сочетанное воздействие на психологическое и физическое состояние студенток со сколиозом, повышает эффективность процесса физического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аношина Татьяна Васильевна, Мищенко Ирина Викторовна, Шаренкова Людмила Анатольевна, Гернет Ирина Николаевна, Оляшев Николай Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Complex approach to organization of process of physical education of students with scoliosis

It has been shown that application of the interactive teaching methods in the process of physical education at the methodical-practical classes, including such forms as round-table, training, conference, brainstorming increases motivation of students with scoliosis to physical training. Carrying out of the exercises with fitball at the physical culture practical classes significantly increases the power potential of the muscles of the back, abdominals and flexibility. Thus, the complex application of the interactive methods and exercises with fitballs provides the combined effect on the psychological and physical condition of students with scoliosis, increasing the efficiency of process of physical education.

Текст научной работы на тему «Комплексный подход при организации процесса физического воспитания студентов со сколиозом»

2. Aliev, E.G., Andreyev, O.S. and Dyomin, A.A. (2011), "The Relationship of mass and professional mini-football (futsal)", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 80, No. 10, pp. 16-19.

3. Andreyev, O.S. (2009), Organizational and pedagogical aspects of development of mini-football in the Russian Federation, dissertation, Malakhovka.

4. Andreyev, S.N. (2007), "Evolution of mini-football (futsal) in a modern autonomous kind of classical football", Theory and a football technique, No. 1, pp. 6-7.

5. Pereverzin, I.I. (2002), Management of the sports organization: manual, SportAcademPress, Moscow.

6. Guba, V.P., Shegakov, M.P., Bubnov M.P. and Borisenkov, M.P. Measurements and calculations in it is sports - student teaching: manual, Physical culture and sport, Moscow.

7. Yadov, V.A. (1998), Strategy of a sociological research: description, explanation, understanding of social reality, Dobrosvet, University, Moscow.

Контактная информация: office@amfr.ru

Статья поступила в редакцию 24.11.2017

УДК 796.011.3

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ СО СКОЛИОЗОМ

Татьяна Васильевна Аношина, доцент, Ирина Викторовна Мищенко, кандидат педагогических наук, доцент, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова (САФУ), г. Архангельск; Людмила Анатольевна Шаренкова, кандидат биологических наук, доцент, Северный государственный медицинский университет (СГМУ), Архангельск; Ирина Николаевна Гернет, кандидат медицинских наук, доцент, Николай Владимирович Оляшев, кандидат педагогических наук, доцент, Любовь Николаевна Коданева, кандидат педагогических наук, доцент, Российский университет дружбы народов (РУДН), г. Москва

Аннотация

Показано, что использование в процессе физического воспитания на методико-практических занятиях интерактивных методов обучения, включающих такие формы работы как круглый стол, тренинг, конференция, мозговой штурм, повышает мотивацию студенток со сколиозом к занятиям физической культурой. Выполнение физических упражнений с использованием фитболов на практических занятиях по физической культуре значительно увеличивают силу мышц спины, брюшного пресса и гибкость. Таким образом, комплексное применение интерактивных методов и тренировочных средств, оказывающих сочетанное воздействие на психологическое и физическое состояние студенток со сколиозом, повышает эффективность процесса физического воспитания.

Ключевые слова: интерактивные методы, мотивация, студентки, сколиоз, фитбол-гимна-

стика.

COMPLEX APPROACH TO ORGANIZATION OF PROCESS OF PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS WITH SCOLIOSIS

Tatyana Vasilevna Anoshina, the senior lecturer, Irina Viktorovna Mishchenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Northern (Arctic) Federal University named after M. V. Lomonosov, Arkhangelsk; Lyudmila Anatolievna Sharenkova, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Northern State Medical University, Arkhangelsk; Irina Niko-laevna Gernet, the candidate of medical sciences, senior lecturer, Nicolay Vladimirovich Olyashev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Lubov Nikolaevna Ko-daneva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, RUDN University, Moscow

Annotation

It has been shown that application of the interactive teaching methods in the process of physical education at the methodical-practical classes, including such forms as round-table, training, conference, brainstorming increases motivation of students with scoliosis to physical training. Carrying out of the

exercises with fitball at the physical culture practical classes significantly increases the power potential of the muscles of the back, abdominals and flexibility. Thus, the complex application of the interactive methods and exercises with fitballs provides the combined effect on the psychological and physical condition of students with scoliosis, increasing the efficiency of process of physical education.

Keywords: interactive methods, motivation, students, scoliosis, fitball-gymnastics.

ВВЕДЕНИЕ

Одним из факторов, условий и средств формирования профессионального и личностного развития студентов является образовательная среда физической культуры. Выбор высокоэффективных педагогических приемов воздействия на развитие двигательной сферы и психофункциональный потенциал студентов является основной задачей физического воспитания на этапе профессиональной подготовки в вузе [6]. Самореализация себя в профессиональном и социальном плане после завершения обучения является приоритетной практически для всех молодых людей, но ее успешное воплощение напрямую связано с адаптивным потенциалом организма [9]. Исследования, проведенные в университете в северном регионе, показали, что всего лишь 10,8% (11,5% девушек и 8,8% юношей) студентов северного вуза на момент поступления являются практически здоровыми и не имеют отклонений в состоянии здоровья. Из общего количества студентов первого курса (520 человек) 182 студента были отнесены к специальной группе здоровья (35%), из них у 33% была зафиксирована патология опорно-двигательного аппарата [7]. Коррекция здоровья студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, в том числе и студентов со сколиозом, требует особых подходов в связи с тем, что данный контингент студентов имеет определенные личностные особенности, которые необходимо учитывать при организации процесса по физическому воспитанию. В первую очередь, у данной категории студентов необходимо повышать мотивацию, развивать самостоятельность, творческую активность в усвоении знаний, умений, навыков в области физической культуры [1]. Такую возможность дают интерактивные методы обучения, которые необходимо использовать и в процессе физического воспитания студентов [4].

Цель исследования: оценить эффективность процесса физического воспитания студентов со сколиозом при комплексном использовании интерактивных методов и тренировочных средств.

МЕТОДИКА

Проведено исследование студенток второго курса в возрасте 18,38±0,58 лет в количестве 32 человека Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова, входящие в специальную группу для занятий физической культурой. У всех девушек выявлена I степень сколиоза. Диагноз поставлен врачом-вертебрологом. Для повышения мотивации, воздействия на личностный компонент проводились методико-практи-ческие занятия - 8 занятий по 90 минут с использованием интерактивных методов: блиц-игра «Здоровье и профессионально важные качества будущего специалиста»; круглый стол по теме «Формирование профессионально важных качеств будущего специалиста посредством занятий физической культурой с учетом нарушений костно-мышечной системы»; мозговой штурм по теме «Пути повышения эффективности занятий физической культурой у студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата»; тренинг постановки и прояснения целей по теме «Цели, которых мы хотим достичь, занимаясь физической культурой»; дискуссия по теме «Нужно ли заниматься физической культурой студентам, имеющим нарушения опорно-двигательного аппарата»; пресс-конференция «Костно-мышечная система - основа здоровья человека»; студенческая конференция «Проблемы здоровья и здорового образа жизни». До и после проведения занятий выполнялось анкетирование с целью оценки мотивации. Для коррекции нарушений в костно-мышечной системе проводились занятия фитбол-гимнастикой - 2 раза в неделю по 90 минут. Для оценки силы и силовой выносливости мышц спины и брюшного пресса у девушек были

проведены следующие двигательные тесты: И.П. лежа на животе в тренажере, руки прижаты к туловищу, кисти у плеч, подъем туловища, раз; И.П. лежа на животе в тренажере, руки прижаты к туловищу, кисти у плеч, удержание туловища параллельно полу, с; И.П. лежа на спине, руки за головой, подъем туловища; И.П. лежа на спине, ноги на фитболе, руки за головой, подъем туловища; И.П. лежа на спине, удержание ног по углом 45° к полу, с; И.П. лежа на правом боку, руки прижаты к туловищу, кисти у плеч, подъем туловища, раз; И.П. лежа на правом боку, руки прижаты к туловищу, кисти у плеч, удержание туловища параллельно полу, с; И.П. лежа на левом боку, руки прижаты к туловищу, кисти у плеч, подъем туловища, раз; И.П. лежа на левом боку, руки прижаты к туловищу, кисти у плеч, удержание туловища параллельно полу, с; И.П. сед на полу, ноги прямые, наклон вперед, см.; И.П. о.с., наклон вправо, см; И.П. о.с., наклон влево, см; И.П. о.с., наклон назад, см.

Статистический анализ проведен с использованием t-критерия Стьюдента. Полученные данные были обработаны с помощью статистической программы SPSS 20.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Трофический эффект физических упражнений проявляется в том, что под влиянием мышечной деятельности улучшаются как обычные процессы, так и процессы регенерации в организме по механизмам моторно-висцеральных рефлексов, что обеспечивает восстановление структуры и функций мышечного аппарата. Для лиц со структурно-функциональными нарушениями позвоночника, к которым относится сколиоз, основной задачей, которую должны решать физические упражнения, является увеличение подвижности позвоночника и укрепление мышц, окружающих его, формирование мышечного корсета, восстановление правильных соотношений в суставах [12]. Упражнения на фитбол-мячах решают данные задачи [3].

Сравнительный анализ показателей свидетельствует, что в динамике исследования отмечено повышение силовой и статической выносливости мышц спины и брюшного пресса (рисунок 1).

удержание ног под углом 45°, сек подъем туловища-, раз удержание туловища"% сек подъем туловища°°°, раз удержание туловища",сек подъем туловища°°, раз удержание туловища%сек подъем туловища°, раз

□ ** □

□ *** □ ***

-1 □ ***

□ □ *** I-1-1-1

0 20 40 60 80

□ после окончания эксперимента □ до начала эксперимента

раз, с

Примечание: ° - И.П. - лежа на тренажере на животе, согнутые руки прижаты к туловищу, кисти под плечами, подъем туловища; • - И.П. лежа на тренажере на животе, согнутые руки прижаты к туловищу, кисти под плечами, удержание туловищ параллельно полу; °° - И.П. лежа на тренажере на правом боку, согнутые руки прижаты к туловищу, кисти под плечами, подъем туловища; •• - И.П. лежа на тренажере на правом боку, согнутые руки прижаты к туловищу, кисти под плечами, удержание туловища параллельно полу; °°° - И.П. лежа на тренажере на левом боку, согнутые руки прижаты к туловищу, кисти под плечами, подъем туловища; ••• - И.П. лежа на тренажере на левом боку, согнутые руки прижаты к туловищу, кисти под плечами, удержание туловища параллельно полу; - - И.П. лежа на полу, руки за головой, подъем туловища.

Примечание: здесь и далее: * - уровень значимости р <0,05; ** - уровень значимости р <0,01; **** - уровень значимости р <0,001.

Рисунок 1 -Показатели силовой и статической выносливости мышц спины и брюшного пресса у студенток со

сколиозом до и после эксперимента

Так, в упражнении «подъем туловища из положения лежа на животе», а также в упражнении «удержание туловища параллельно полу» увеличение показателя составило 34% (р <0,001). Аналогичное улучшение отмечено и в упражнении на определение силы мышц боковой поверхности туловища: при выполнении подъемов - на 50% (р <0,001), при удержании - на 18% (р <0,01). Положительные изменения также зафиксированы в силовых характеристиках мышц брюшного пресса. В упражнении «подъем туловища из И.П. лежа на спине» прирост составил 22% (р <0,01) и на 27% (р <0,001) наблюдается увеличение результата в упражнении «удержание ног под углом 45°».

Специалисты, которые работают с лицами, имеющими проблемы с опорно-двигательным аппаратом, не рекомендуют стремиться в процессе выполнения упражнений чрезмерно развивать гибкость позвоночника. Это связано с тем, что в положении наклона, когда туловище согнуто, глубокие мышцы спины всегда растягиваются и становятся напряженными, в связи с чем, могут возникать мышечные блокады. Тем не менее, развивать гибкость необходимо, так, как только путем сочетания силового компонента и вытягивания можно обеспечить достаточно высокий уровень частичного или полного восстановления утраченных функций позвоночника и исключить рефлекторные спазмы данной группы мышц [8, 11].

Исследование гибкости до начала и после окончания эксперимента информирует об улучшении эластичности мышц спины и брюшного пресса (рисунок 2). При выполнении наклона наблюдается улучшение на 22% (р <0,05) гибкости в передней и задней плоскости, но гибкость в боковых плоскостях выросла незначительно - на 5%. Данные изменения информируют о том, что педагогические условия, предъявляемые к организации учебно-тренировочных занятий для девушек со сколиозом, были выполнены. В связи с тем, что исключались такие воздействия на мышцы спины, которые воспринимаются организмом как стрессовые (это касается в частности, глубоких наклонов в стороны), требующие чрезмерного напряжения для обеспечения двигательной и опорной функций позвоночника, прирост показателей в упражнении «наклон в сторону» был незначителен.

см 30 :

20 :

10 :

0

вперед назад вправо влево

□ до начала эксперимента □ после окончания эксперимента Рисунок 2 - Показатели гибкости у студенток со сколиозом до и после эксперимента

Формировать у студентов устойчивый интерес к изучению какой-либо дисциплины очень трудно, особенно, если речь заходит о таком предмете, как физическая культура. Хотя определены внешние и внутренние факторы, влияющие на формирование мотивации студентов к занятиям физической культурой [2, 5], тем не менее, у студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья, и не имеющих таковых, мотивационные аспекты могут быть различными, в том числе, и связанными со снятием напряжения от интенсивной учебной деятельности [10]. Мотивационные аспекты могут зависеть и от психологических особенностей, связанных с особенностями заболевания. Такое заболевание как сколиоз, негативно влияя на функционирование организма в целом, в первую очередь отрицательно сказываются на осанке, а, следовательно, может значительно влиять на внешний вид девушек, что будет способствовать нервно-психологическому напряжению.

Интерактивные методы способствуют повышению интереса, самостоятельности, творческой активности студента в усвоении знаний, умений, навыков, приобретении

19,4 20,5 20 20,45

4,2 5,42 4,3 5,43

1 1 -

студентами личностных и профессиональных компетенций, в том числе и компетенций в области физической культуры [4]. До и после проведения методико-практических занятий с применением интерактивных методов посредством анкетирования была определена мотивация студенток к занятиям физической культурой. Отвечая на вопрос «Как Вы относитесь к занятиям физической культурой?» до начала исследования ни одна студентка со сколиозом не относилась положительно к занятиям физической культурой, 68% относились безразлично и 32% - относились отрицательно. После проведения методико-практических занятий с использованием методического арсенала интерактивных занятий 62% студенток со сколиозом начали относиться положительно к занятиям физической культурой (р <0,001), 38% (р <0,001) студенток со сколиозом по-прежнему относились к занятиям безразлично. С отрицательным отношением к занятиям физической культурой студенток не осталось (р <0,001).

ВЫВОДЫ

1. Фитбол-гимнастика способствует значительному увеличению силового потенциала мышц спины и брюшного пресса, развивает гибкость, что оказывает значительный положительный эффект в решении задач по компенсации нарушенных функций опоры и движения у девушек со сколиозом.

2. Занятия с использованием интерактивных методов повышают мотивацию студенток со сколиозом к занятиям физической культурой, что, в комплексе с использованием корректных тренировочных средств, приводит росту эффективности процесса физического воспитания у данной категории студенток.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аношина, Т.В. Формирование мотивации к занятиям физической культурой у студенток с I степенью сколиоза [Электронный ресурс] / Т.В. Аношина, В.Н. Пушкина, А. Н. Зелянина // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 3. - URL : https://science-education.ru/ru/article/view?id=13066 (дата обращения: 23.11.2017).

2. Безверхня, Г. Факторы, влияющие на выбор / Г. Безверхня // Спортивный вестник Приднепровья. - 2009. - № 2. - С. 56-59.

3. Володина, И.В. Воздействие упражнений фитбол-аэробики на физическое и эмоциональное состояние студенток вуза / И.В. Володина // Материалы Российской научно-технической интернет-конференция «Состояние, проблемы и перспективы развития социально ориентированного строительного комплекса на региональном уровне», посвященной 10-летию Себряковского филиала ВОЛГГАСУ и 60-летию ВОЛГГАСУ (12 марта 2012 года). - Михайловка, 2012. - С. 196-198.

4. Григораш, О.В. Интерактивные методы обучения в современном вузе / О.В. Григораш,

A.И. Трубилин // Научный журнал КубГАУ. - 2014. - № 101 (07). - С. 1-17.

5. Марченко, О.Ю. Формирование ценностных категорий физической культуры студентов / О.Ю. Марченко // Слобожанский научно-спортивный вестник. - 2011. - № 1. - С. 127-131.

6. Основы профессионально формирующей системы физического воспитания : монография / О.А. Голубина, В.С. Макеева, В.Н. Пушкина, А. В. Кочнев ; Северный арктич. фед. Ун-т. - Архангельск : [б.и.], 2015. - 145 c.

7. Оценка здоровья студенческой молодежи на начальном этапе обучения в вузе /

B.Н. Пушкина, В.В. Калгин, И.Н. Гернет, О.В. Джгаркава, Н.В. Оляшев // Материалы 11-й Международной научно-практической конференции молодых ученых и студентов «Валеопедагогические проблемы здоровьеформирования детей, подростков, молодежи, населения» (4 декабря 2015 года) / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург, 2015. - С. 224-225.

8. Суханов, А.И. Теория и практика управления физическим состоянием человека на основе комплексных физкультурно-оздоровительных коррекций : дис. ... д-ра пед. наук / Суханов Александр Иванович. - СПб., 2002. - 351 с.

9. Чеснокова, В.Н. Развитие профессионально важных качеств студентов средствами физической культуры / В.Н. Чеснокова, А.Н. Зелянина, И.В. Мищенко // Вестник Северного (Арктического) университета. Серия : Гуманитарные и социальные науки. - 2012. - № 6. - С. 154-

160.

10. Abedalhafiz, A.M. What motivates engineering students at the Hashemite University in Jordan to join intercollegiate sports? / A.M. Abedalhafiz, A. Kuzmar, I.A-G. Salameh // Journal of Physical Education and Sport. - 2013. - № 3 (4). - P. 589-593.

11. Hildenbrand, K. Abdominal muscle activity while performing trunk-flexion exercises using the Ab Roller, ABslide, FitBall and conventionally performed trunk cuels / K. Hildenbrand, L. Noble // Journal of Athletic Training. - 2004. - № 39 (1). - P. 37-43.

12. Pappas, E. The effect of a Pilates exercise program using fitball on people suffering from chronic low-back pain in terms of pain reduction and function improvement / E. Pappas, H. Panou, A. Soug-lis // Journal of Physical Education and Sport. - 2013. - № 13 (4). - P. 606-611.

REFERENCES

1. Anoshina, T.V., Pushkina, V.N. and Zelyanina, A.N. (2014), "The motivation building for exercise in students with the I degree of scoliosis", Contemporary issues of science and education, No. 3, available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13066 (Accessed 23 November 2017).

2. Bezverkhnya, G. (2009), "The factors influence to choose", Sports Announcer of the Dnieper, No. 2, pp.56-59.

3. Volodina, I. V. (2012), "Effects of exercise fitball aerobics on the physical and emotional condition of students of the University", Status, problems and prospects of development of socially-oriented building complex at the regional level, Russian scientific-technical Internet-conference, dedicated to the 10th anniversary Sebryakovsky branch and the 60th anniversary of VOLGGASU, Mikhaylovka, Russia, 12 March, pp. 196-198.

4. Grigorash, O.V. and Trubilin, A.I. (2014), "Interactive teaching methods in the modern University", Nauchnyy zhurnal KubGAU, No. 101 (07), pp. 1-17.

5. Golybina, O.A., Makeeva, V.S., Pushkina, V.N. and Kochnev, A. V. (2015), The foundations of the professional forming system ofphysical education: monograph, NARFU, Arkhangelsk, Russia.

6. Marchenko, О.Уи (2011), "The formation of values of physical culture of students", Slo-bozhanskiy nauchno-sportivnyy vestnik, No 1, pp. 127-131.

7. Pushkina, V.N., Kalgin, V.V., Gernet, I.N., Dzhgrkava, O.V. and Olayshev, N.V. (2015), "Assessment of the health of students at the initial stage of education at the University", Valeopedagogical problems zdorovesberezheniya teenagers, young people, population, the collection of materials of 11th International scientifically-practical conference of young scientists and students, Ekaterinburg, Russia, 4 December, pp. 224-225.

8. Sykhanov, A.I. (2002), Theory and practice of managing the physical condition of the person based on comprehensive physical-wellness corrections, dissertation, St. Petersburg, Russia.

9. Chesnokova, V.N., Zelyanina, A.N. and Mishchenko, I.V. (2012), "The development of professionally important qualities of students by means of physical culture", Vestnik The Northern (Arctic) Federal University, No. 6, pp. 154-160.

10. Abedalhafiz, A.M., Kuzmar, A. and Salameh, I.A-G. (2013), "What motivates engineering students at the Hashemite University in Jordan to join intercollegiate sports?", Journal of Physical Education and Sport, No. 13(4), pp. 589-593.

11. Hildenbrand, K. and Noble, L. (2004), "Abdominal muscle activity while performing trunk-flexion exercises using the Ab Roller, ABslide, FitBall and conventionally performed trunk cuels", Journal of Athletic Training, No. 39 (1), pp. 37-43.

12. Pappas, E., Panou, H. and Souglis, A. (2013), "The effect of a Pilates exercise program using fitball on people suffering from chronic low-back pain in terms of pain reduction and function improvement", Journal of Physical Education and Sport, No. 13(4), pp. 606-611.

Контактная информация: olyashev24@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 24.11.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.