Научная статья на тему 'Взросление мальчика в племени маконде (Мозамбик): ритуальность социокультурного бытия'

Взросление мальчика в племени маконде (Мозамбик): ритуальность социокультурного бытия Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
266
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИТУАЛ / ИНИЦИАЦИЯ / КУЛЬТУРА / ГЕНДЕР / МАЛЬЧИК / МОЗАМБИК / МАКОНДЕ / ПЛЕМЯ / RITUAL / INITIATION / CULTURE / GENDER / BOY / MOZAMBIQUE / MAKONDE / TRIBE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Жапарова Алия Каиргельдыевна, Да Силва Иносенсио

Рассматривается ритуальность социокультурного бытия на примере взросления в племени Маконде как пример трансляции «нормальной» мужественности. Авторы проблематизируют становление мужественности в современных обществах с «размытой» мужественностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A boy growing in the Makonde tribe (Mozambique): funeral of socio-cultural life

In the article "Growing up in the Makonde tribe boy (Mozambique): socio-cultural ritual of life" deals with the problems of growing up thinking boy in Makonde tribe. The key argument of the author is to appeal to the ritual practice in the tribe. The main of these tribe rituals is passage of the growing up initiation. The authors are candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor at the department of Humanities and Socio-Economic disciplines of Omsk Tank-Automotive Engineering Institute Zhaparova Aliya Kairgeldyevna, special faculty's cadet of Omsk Tank-Automotive Engineering Institute Da Silva Inocencio. The authors of this article had the task of explaining the features of growing model in the tribe in the process of passing the ritual of growing up. The authors believe the initiation of broadcast quite clearly the scope of identity, gender as well. On the one hand performs the sacred initiation function and is an "encounter with the sacred." On the other hand, the initiation of this cultural and social code which is prescribed not only in hearts but initiate bodies. Initiate thereby acquires a certain status, passing a certain test of body and soul. In the main part of the article the authors describe the features of the life and culture of Mozambique people, meaning of rituals in the life of the Makonde tribe, especially growing up, boys educating. The authors show the difference in gender education of Makonde. In conclusion, the author leads the reader to believe that this ritual constitutes a fairly typical image of patriarchal masculinity. The authors note that the initiation drama shows very clear contours of masculinity and allows members of society to be confident in social expectations.

Текст научной работы на тему «Взросление мальчика в племени маконде (Мозамбик): ритуальность социокультурного бытия»

Вестник Томского государственного университета Философия. Социология. Политология. 2017. № 38

УДК 316.74

Б01: 10.17223/1998863Х/38/27

А.К. Жапарова, И. Да Силва

ВЗРОСЛЕНИЕ МАЛЬЧИКА В ПЛЕМЕНИ МАКОНДЕ (МОЗАМБИК): РИТУАЛЬНОСТЬ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО БЫТИЯ

Рассматривается ритуальность социокультурного бытия на примере взросления в племени Маконде как пример трансляции «нормальной» мужественности. Авторы проблематизируют становление мужественности в современных обществах с «размытой» мужественностью.

Ключевые слова: ритуал, инициация, культура, гендер, мальчик, Мозамбик, Маконде, племя.

Ритуал как социокультурное явление все больше привлекает сегодня внимание социальной антропологии, культурологии, философии культуры и др. Чем вызван интерес к ритуалу?

Как известно, «ритуал - одна из форм символического действия, выражающая связь субъекта с системой социальных отношений и ценностей и лишенная какого-либо утилитарного или самоценного значения» [6. С. 560]. В таком значении ритуал имеет следующие особенности: четкую регламентацию, психоэмоциональное напряжение; обособленность от повседневно-практической жизни (что подчеркивается атмосферой торжественности); преодоление трудностей с целью перехода в другую социальную категорию; наличие медиатора (посредника между соответствующими крайностями). Сущность ритуала - символический переход между различными формами космического и социального бытия (жизнь - смерть, человеческое - сверхчеловеческое, мужское - немужское, природное - социальное и т.д.).

Секуляризация социального бытия и норм лишает ритуал ореола са-кральности и превращает его в некую условность, символ признания определенных норм, ценностей или статуса.

В эпоху становления цивилизации, социально дифференцированного общества ритуал утрачивает свой мифологический характер, выступая зачастую как признак выделения высших страт. При этом значительная часть общества отстраняется от активного участия в ритуальном спектакле, довольствуясь ролью пассивной массовки.

Недооценка роли ритуалов, коллективного опыта приводит, как правило, к стиранию групповой памяти, идентификационным затруднениям. Коллективный опыт можно передать только стереотипно - на основе подражания образцу, в качестве которого может выступать жесткая ритуализация в виде инициаций. С одной стороны, инициация выполняет сакральную функцию и представляет собой «встречу со священным». Нельзя не согласиться с Уолтером Кэлбером, что инициация - процесс преобразования личности, экзистенциальной и духовной трансформации и обновления человека (см. [3]).

С другой стороны, инициация - это культурный и социальный код, который прописывается не только в душах, но и телах иницианта [2. С. 13]. Ини-циант тем самым приобретает человеческий статус, проходя определенное испытание души и тела.

Инициации довольно внятно транслируют рамки идентичности. Тендерной в том числе. Попытаемся проследить это на примере процесса взросления мальчика в племени Маконде (Мозамбик).

Несколько слов о народах Мозамбика. Мозамбик расположен на юго-востоке Африканского континента, с востока и юго-востока омывается Мо-замбикским проливом Индийского океана. Площадь - 802 тыс. кв. км. До 1975 г. Мозамбик был колонией Португалии. Официальный язык - португальский. Почти половину страны занимает Мозамбикская низменность, достигающая на юге ширины 400 км, а на севере сужающаяся до нескольких десятков километров. Слабовсхолмленная равнина полого поднимается на запад до 350-400 м над уровнем моря.

На севере находится плато Ньяса (средние высоты 500-1000 м, но отдельные вершины поднимаются до 2000 м), обрывающееся к одноименному озеру; на западе и северо-западе страны - кристаллические плато Мозамбик, Ангони, Мотабели с высшей точкой - горой Бинга (2436 м). На юго-западе, у границы с ЮАР, высятся вулканические горы Лебомбо. По территории Мозамбика протекают крупные реки Замбези и Лимпопо и множество более мелких рек (Лурио, Сави, Лигонья и др.), изобилующих порогами и водопадами в пределах горной части. Северо-западная часть страны является побережьем гигантского пограничного озера Ньяса, на границе с Малави расположено также озеро Чилва.

Север страны испытал на себе влияние мусульманской культуры и ислама. Культурные традиции существенно различаются в четырех областях страны: побережье, территория расселения макуа, яо и малави, территория Маконде и территория к югу от реки Замбези. Народы Макуа, Яо и Малави, хотя и испытали влияние ислама, но во многом придерживаются старинных африканских традиций.

Многие народы Мозамбика обожествляли силы природы и умерших предков; нередко эти два культа переплетаются между собой. Стоит отметить, что религиозные нормы для мозамбикских племен зачастую заменяют нормы морали, этику и право. Среди части населения Мозамбика распространена вера в действенность колдовства. Самые известные мозамбикские колдуны, которые, как они уверяют, способны исцелить от любого недуга. В Мозамбике и сегодня, в век компьютерных технологий, большинство людей обращается за помощью не к врачам, а к местным целителям. К основным видам деятельности Маконде относятся сельское хозяйство и резьба по дереву [4].

Культура Маконде, их образ жизни испытали внешнее влияние в меньшей степени. Им удалось сохранить сильную культурную сплоченность, несмотря на влияние португальцев. Традиционная религия оставалась доминирующей, распространение христианства началось только в 1930 г. [5]. Эпицентром культуры и традиций племени Маконде считается провинция Кабо Делгаду (район Муэда).

Как и во многих провинциях Мозамбика, рождение мальчика в семье маконде - большая радость, с ним связывают продолжение рода. С рождения мальчик спит рядом с матерью. После того как его отнимают от груди, главной нянькой становится отец или дядя, но женщина ни в коем случае не может заниматься его воспитанием. Семьи маконде обычно многодетные, в случаях, когда родители заняты работой, за старшего оставляют мальчика, даже если по возрасту он младше старшей сестры. Каждый ребёнок поэтому здесь дисциплинируется и социализируется ответственностью за младшего брата или сестру. Родители заранее готовят старшего сына как будущего отца семейства в случае смерти родителей. До ритуала инициации мальчика воспитывают относительно нестрого. Маконде придают большое значение периоду детства и стараются не отягощать его трудностями, поскольку с ними мальчик познакомится в ходе взросления.

Большое значение в социализации мальчика имеет охота с отцом (на кабана или газель в основном). Однако их берут не с ранних лет, а с одиннадцати. Девочек к охоте не допускают. В отличие от других африканских племен в племени маконде к женщине относятся как к слабому существу, нуждающемуся в защите и помощи. Несмотря на патриархальность основных традиций маконде, мальчики наравне с девочками помогают по дому делать «женскую» работу. Однако сервировать стол и подавать еду - это исключительно «женские» занятия. За столом драматургия тендерных отношений разыгрывается строго в патриархальных рамках.

Все маконде, как и многие другие народы, придают огромное значение ритуалам, наиболее важный из которых - инициация. Этот ритуал носит обязательный характер. Прохождение такой инициации является способом укрепления связи с племенем и гарантом успешной жизни в социуме, основой тендерной идентичности. Остановимся на наиболее важных особенностях этой инициации и ее значении в становлении личности мужчины.

Инициацию проходят как юноши, так и девушки в возрасте 12-15 лет (хотя бывают и исключения). Инициация для мальчиков называется НкишЫ, для девочек - тиа1и. Многие подростки не догадываются о своей поездке на «длительное испытание», поскольку не каждый из них готов к трудностям, которые их ждут в джунглях вдали от дома, и родители и близкие, таким образом, скрывают это от них.

Инициация проходит в дни осенних каникул (декабрь, январь), когда нет дождей. И мальчиков и девочек бреют наголо. Матери должны собрать волосы своих детей после ритуального пострижения. Одежду сжигают. Это символизирует своеобразное «умирание», подготовку к последующему рождению. Во время пребывания в лесу подросткам запрещено есть мясо и мыться. Наступление времени «дороги испытаний» обозначается священным танцем тар1ко.

Девочек и мальчиков расселяют отдельно в хижины, которые для них построили заблаговременно. Посещать детей может только мать и те, кто прошел этот ритуал. Руководит инициацией Ка1отЬи («оно» - ср. род), его назначают из числа старейших и уважаемых людей, обладающий сверхъестественными способностями - вызывать дождь, ветер, лечить людей и т.п. Ему помогают тЬиапа (друг, брат) - помощники для мальчиков и девочек.

На время обучения инициантам дают имена животных в зависимости от их личных качеств.

Жизнь в лагере строго регламентирована, нарушение правил влечет за собой порой суровые наказания. Подростки получают знания по разным аспектам жизни: этике, народной мудрости, этикету, обрядам (связанным с прохождением определенных этапов - жизни, смерти, вступления в брак и т.д.), разрешению конфликтов, сексуальному воспитанию (для девочек - искусство обольщения), охоте, домоводству. Последний экзамен самый сложный для подростков - ритуальные операции на половых органах и татуирование ножом, которые завершают процесс перевоплощения, подготовку к новой, взрослой жизни. Все эти знания позволяют юному маконде быть достойным членом общества, наделяют его правом быть «своим». «Свой» для маконде - это человек, воспитанный в рамках традиций и свято чтящий их. Настоящий маконде - это человек, живущий в гармонии с природой и подчиняющийся ей. Но, несмотря на это, маконде - это и тот, кто не сдается перед лицом трудностей и добивается своей цели до самого конца.

После ритуала мальчик официально становится мужчиной. Несмотря на его юный возраст, матери, сестрам запрещается прикасаться к телу мальчика. Матери теперь следует запирать комнату в спальню родителей. И вообще, с этого момента мальчику не нужно доказывать свой мужской статус, и вряд ли кто-либо может его оспаривать.

Мальчики, не прошедшие этот ритуал, воспринимаются неполноценными: им достаточно сложно вступать в контакты, найти спутника жизни и т.д. Даже за столом в доме неинициированные мальчики становятся сыновьями второго сорта.

Таким образом, данный ритуал конституирует довольно типичный патриархальный образ мужественности, но не лишённый мягкости в отельных аспектах. Безусловно, многие особенности этого ритуала не вписываются в сознании современного человека, они могут показаться жестокими и несправедливыми. Но, может быть, эта жертва оправдана, если речь идет о целостности, самобытности, единстве идеалов и ценностей. Д. Гилмор утверждает: «В большинстве обществ временная связность культурной трансмиссии всегда находится под прямой или косвенной угрозой» [1. С. 231]. В этом смысле драматургия инициации показывает весьма четкие контуры мужественности и позволяет членам данного общества быть уверенными в социальных ожиданиях. Авторы придерживаются того мнения, что гораздо приятнее жить в обществе с внятными ролями, нежели получать сюрпризы от тендерного дисбаланса.

Литература

1. Гилмор Д. Становление мужественности: культурные концепты маскулинности / пер. с англ. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2005. 264 с.

2. Зайцев П.Л. Атональный конфликт: Мужские инициационные практики и конфликты в современном мире. Омск: Амфора, 2011. 156 с.

3. Кэлбер У. Инициация: мужские инициации [Электронный ресурс] // Религиозная жизнь: энциклопедия / пер. с англ. и прим. И.С. Анофриев. Электронный ресурс. Режим доступа: http://religious-life.ru/2012/mens-initiations/ (дата обращения: 31.01.16).

4. Традиции народов Мозамбика [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://schoolmozambik.edusite.ru/p85aa1.html (дата обращения: 20.01.2016).

5. Ntaluma F.A. Quem sao os Makonde? [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://makonde.no.sapo.pt/cultura_makonde.html (дата обращения: 01.02.2016).

6. Философский энциклопедический словарь / редкол. С.С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичев и др. 2-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1989. 815 с.

Zhaparova Aliya К. Omsk Tank-Automotive Engineering Institute (Omsk, Russian Federation)

E-mail: alfil82@mail.ru

DOI: 10.17223/1998863X/38/27

Da Silva Inocencio Omsk Tank-Automotive Engineering Institute (Omsk, Russian Federation)

E-mail: icalu.silva@gmail.com

DOI: 10.17223/1998863X/38/27

A BOY GROWING IN THE MAKONDE TRIBE (MOZAMBIQUE): FUNERAL OF SOCIO-CULTURAL LIFE

Key words: ritual, initiation, culture, gender, boy, Mozambique, Makonde, tribe

In the article "Growing up in the Makonde tribe boy (Mozambique): socio-cultural ritual of life" deals with the problems of growing up thinking boy in Makonde tribe. The key argument of the author is to appeal to the ritual practice in the tribe. The main of these tribe rituals is passage of the growing up initiation. The authors are candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor at the department of Humanities and Socio-Economic disciplines of Omsk Tank-Automotive Engineering Institute Zhaparova Aliya Kairgeldyevna, special faculty's cadet of Omsk Tank-Automotive Engineering Institute Da Silva Inocencio. The authors of this article had the task of explaining the features of growing model in the tribe in the process of passing the ritual of growing up. The authors believe the initiation of broadcast quite clearly the scope of identity, gender as well. On the one hand performs the sacred initiation function and is an "encounter with the sacred." On the other hand, the initiation of this cultural and social code which is prescribed not only in hearts but initiate bodies. Initiate thereby acquires a certain status, passing a certain test of body and soul. In the main part of the article the authors describe the features of the life and culture of Mozambique people, meaning of rituals in the life of the Makonde tribe, especially growing up, boys educating. The authors show the difference in gender education of Makonde. In conclusion, the author leads the reader to believe that this ritual constitutes a fairly typical image of patriarchal masculinity. The authors note that the initiation drama shows very clear contours of masculinity and allows members of society to be confident in social expectations.

References

1. Gilmore, D. (2005) Stanovlenie muzhestvennosti: kul'turnye kontsepty maskulinnosti [The formation of masculinity: Cultural concepts of masculinity]. Translated from English. Moscow: ROSSPEN.

2. Zaytsev, P.L. (2011) Agonal'nyy konflikt: Muzhskie initsiatsionnye praktiki i konflikty v sovremennom mire [Agonal conflict: Male initiation practices and conflicts in the modern world]. Omsk: Amfora.

3. Calber, W. (2012) Initsiatsiya: muzhskie initsiatsii [Initiation: Male initiations]. Translated from English by I. Anofriev. [Online] Available from: http://religious-life.ru/2012/mens-initiations/. (Accessed: 31st January 2016).

4. Embassy of Russia in Mozambique. (n.d.) Traditsii narodov Mozambika [Traditions of the peoples of Mozambique]. [Online] Available from: http://schoolmozambik.edusite.ru/p85aa1.html. (Accessed: 20th January 2016).

5. Ntaluma, F.A. (n.d.) Quem sao os Makonde? [Who are the Makonde?]. [Online] Available from: http://makonde.no.sapo.pt/cultura_makonde.html. (Accessed: 1st February 2016).

6. Averintsev, S.S., Arab-Ogly, E.A., Ilichev, L.F. et al. (1989) Filosofskiy entsiklopedicheskiy slovar' [Philosophical Encyclopaedic Dictionary]. 2nd ed. Moscow: Sovetskaya entsiklopediya.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.