Научная статья на тему 'Взаимозависимость безопасности и образования в России: политологический анализ'

Взаимозависимость безопасности и образования в России: политологический анализ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
90
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / SAFETY / ГОСУДАРСТВО / STATE / МОДЕРНИЗАЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / NATIONAL SECURITY / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА / POLITICAL ELITE / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATIONAL SYSTEM / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / HUMAN CAPITAL / UPGRADING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Денисенкова Наталья Николаевна

Анализируется зависимость национальной безопасности от качества образования. Сформулированы направления достижения стратегических целей России в период до 2020 года в рамках отечественной системы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERDEPENDENCE BETWEEN SAFETY AND EDUCATION IN RUSSIA: POLITOLOGICAL ANALYSIS

The article presents the analysis of the correlation between national security and educational level and also ways of achievement toward strategic goals of Russia in the period till 2020 within a Russian educational system.

Текст научной работы на тему «Взаимозависимость безопасности и образования в России: политологический анализ»

УДК 347.735:371.162

Н.Н. Денисенкова

ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ БЕЗОПАСНОСТИ И ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ:

ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Анализируется зависимость национальной безопасности от качества образования. Сформулированы направления достижения стратегических целей России в период до 2020 года в рамках отечественной системы образования.

Ключевые слова: безопасность, государство, модернизация, национальная безопасность, политическая элита, система образования, человеческий капитал.

N. Denisenkova

INTERDEPENDENCE BETWEEN SAFETY AND EDUCATION IN RUSSIA:

POLITOLOGICAL ANALYSIS

The article presents the analysis of the correlation between national security and educational level and also ways of achievement toward strategic goals of Russia in the period till 2020 within a Russian educational system.

Keywords: safety, state, upgrading, national security, political elite, educational system, human

capital.

Для любого политолога является аксиоматичным утверждение о том, что качественное развитие современной России вряд ли возможно без принципиальной модернизации отечественной системы образования. Однако до сих пор остаётся не выясненным вопрос, что нужнее сегодня: приближать российское образование к реальным потребностям отечественной экономики или всё же следует искать иные мотивы модернизации и иные потребности российского общества? На мой взгляд, верно пишет генеральный секретарь Российского союза ректоров О.В. Каширина: «Ощущая несогласие с коммерциализированной целевой моделью образования, общество затрудняется ясно сформулировать вопрос о том, какое же образование ему нужно. Одна часть российского образовательного сообщества знает лишь абстрактно, как соответствовать реальным вызовам российской экономики и российского общества, а другая - не хочет и не может соответствовать им» [5].

Сегодня многими исследователями отмечается, что российская образовательная система в течение последних 15 лет существует и выживает, не включаясь в систему подлинного обмена с экономикой и обществом. Между тем именно образование может и должно стать основой завтрашней инновационной реальности. Но для этого образование должно развиваться темпами, опережающими потребности в экономике и в общественной жизни, оно должно видеть перспективу и само проектировать, создавать её. Упрощением в таком случае оказывается трактовка образования только как услуги, которая предоставляется на рынок по запросу потребителя. Опыт всех стран с качественными образовательными системами и даже теория маркетинга доказывают: успешные отрасли уже многие десятилетия формируют рынки, направляют и стимулируют спрос, а не просто идут на поводу у потребителя. Результаты неверно понятой рыночности мы наблюдаем сейчас, когда вместе с руководством страны фиксируем перепроизводство экономистов и юристов, а вместе с социологическими службами - отсутствие у абитуриентов ощущения перспектив в отношении сфер деятельности, не связанных с сырьевой промышленностью или госаппаратом.

Например, по данным журнала «Русский репортёр», по специальности, записанной в дипло-

ме, работают в нашей стране: 1,4 % математиков; 8,1 % специалистов в области естественных и технических наук; 10,2 % специалистов в области биологических и сельскохозяйственных наук; 24,6 % специалистов в области общественных наук; 27,7 % преподавателей в системе специального образования; 29,6 % деятелей литературы и искусства; 31,9 % инженеров и архитекторов; 42,9 % специалистов по экономической деятельности и кадрам; 47,9 % преподавателей в средней школе; 52,6 % специалистов в области права; 54,7 % специалистов по компьютерам и 74,3 % специалистов в области здравоохранения [4]. То есть, есть ощущение, что отечественная система образование по некоторым направлениям подготовки работает, что называется, вхолостую.

«Система образования является сферой взаимодействия интересов государства и общества в лице их институтов и граждан, - декларируется в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. - Каждый из субъектов образовательных правоотношений должен ... нести свою долю ответственности за создание условий, необходимых для выполнения системой образования своих социальных и образовательных функций». Поэтому «необходимы широкая поддержка со стороны общественности проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования» [7]. На мой взгляд, эту мысль следует принципиально поддержать.

Обозначим ключевую проблему, которую будем анализировать в данной статье: в нашей стране до сих пор не осознана зависимость безопасности от образования. Так, в своей научной монографии исследователь С.В. Демченко пишет: «... далеко не весь интеллектуальный капитал, принадлежащий государству - самый лучший и не весь он может работать на национальную безопасность страны в целом» [2]. Специалисты Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования отмечают, что именно система образования обеспечивает воспроизводство трудовых ресурсов, именно от её качества зависит уровень производственных кадров [11]. Особенно сильно обострилась зависимость национальной безопасности от системы образования в связи с реализацией в России Болонского процесса.

Достаточно прямо также рассматривает зависимость состояния национальной безопасности от наличия квалифицированной рабочей силы и интеллектуального потенциала общества исследователь О.Н. Климов. Он подчёркивает зависимость национальной безопасности от доминирующих в обществе ценностей и постоянным расширением доступа граждан к знаниям, технологиям, образованию и информации [6]. Аналогичную позицию занимает исследователь М.П. Хрипков, утверждающий, что ценности нации в первую очередь должны быть защищены, а для каждого гражданина должны быть созданы благоприятные условия для реализации его прав и свобод (в т. ч. права на образование) и для его всестороннего развития [10]. В своей диссертации И.А. Дюпюи замечает, что основными тенденциями развития образования являются научно-техническая революция, общее состояние современной цивилизации и нарастание интеграции во всей жизни человечества. В свою очередь, интеграция обогащает и стимулирует образовательный процесс, если она основывается на качественных показателях развития науки, производства, культуры, уровня общения.

На национальном уровне чёткой тенденцией последнего времени, пишет И.А. Дюпюи, является глобальное изменение взаимоотношений между государством и системой образования в сторону их сближения, усиления государственного влияния на систему образования [3]. С этим выводом можно согласиться, т. к., во-первых, всё более ощутимо превращение образования в один из самых важных и значительных потенциалов государства, в мощное средство влияния и даже господство на мировой арене (в ряде стран, в том числе развитых, образование рассматривается как

высший приоритет в системе государственных интересов и задач). Во-вторых, действительно происходит значительное удорожание современного образования, в особенности высшего, связанного с подготовкой кадров специалистов и с осуществлением научных разработок. То есть поддержание современного уровня системы образования требует постоянных капитальных вложений, причём в таких объёмах, какие под силу только государственным бюджетам или крупным источникам финансирования при большом участии государства. Естественно, что экономически развитые, богатые государства опережают в этом отношении другие страны.

На мой взгляд, И.А. Дюпюи прав в том, что во многих развитых странах школа и наука представляют для государства инвестиционную сферу, а в России образование и наука, напротив, являются для государства сферами изъятия ресурсов всех видов - финансовых, материально-технических, кадровых - для перераспределения в иные сферы [3]. Из этого следует, что научно-образовательный комплекс России является фактором её национальной безопасности (и далеко не всегда позитивным). Преобразования в обществе не должны приводить ни к потере социально-экономической устойчивости системы, ни к потере возможностей отражения внешних угроз.

Важнейшими опасностями, детерминируемыми образованием, на мой взгляд, являются: потеря кадрового потенциала; потеря ряда научных направлений и специальностей; снижение уровня общедоступности научных и образовательных знаний; снижение квалификации научно-педагогических кадров и уменьшение мотивации в их деятельности; увеличение зависимости системы образования от национальной государственной политики и образовательных систем других государств; финансовая поддержка извне, привлечение иностранных кадров и оборудования из-за рубежа в связи с невозможностью осуществления отдельных научных направлений и получения образования на основе собственных сил страны. Фактически в качестве возможных последствий опасностей для системы образования целесообразно рассмотреть потерю страной возможности:

самостоятельно вести научные исследования по перспективным направлениям науки и техники;

обеспечивать научные исследования и опытные разработки техники, обеспечивающие военную безопасность страны;

самостоятельно готовить специалистов для отраслей «новой экономики», военно-промышленного комплекса;

самостоятельно эксплуатировать закупаемую импортную технику и оборудование без привлечения иностранных специалистов и зарубежной рабочей силы.

В качестве основного направления политики обеспечения национальной безопасности России следует считать реальную модернизацию российского образования, осуществляемую при активном содействии общества. Именно модернизация российского образования позволит расширить его доступность, повысить его эффективность и качество и содействовать решению назревших в стране экономических социальных проблем. Эта мысль в полной мере изложена также в Национальной доктрине образования: в ней признается, что безопасность государства в стратегическом плане определяется состоянием его системы образования [9]. Кроме того, в этом документе образование, в его неразрывной связи с наукой, признается всё более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства, что делает его одним из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны и благополучия каждого российского гражданина.

Ещё чётче формулирует свою позицию исследователь Г.В. Ярошенко, по мнению которой в структуре национальной безопасности образовательные институты и государственная образова-

тельная политика выполняют функции, непосредственно затрагивающие ситуативные и перспективные задачи обеспечения национальной безопасности. Среди таких задач Г.В. Ярошенко отмечает следующие:

поддержание высокого уровня грамотности населения и его компетентности в области возможных угроз национальной безопасности;

поддержание единого языкового пространства и взаимопонимания граждан государства;

обеспечение единого ценностного пространства в стране;

создание благоприятных социокультурных предпосылок и обучение навыкам межнационального партнёрского, толерантного взаимодействия;

осуществление процессов гражданской социализации и гражданского воспитания;

воспроизводство состава профессиональных кадров для отраслей, обеспечивающих национальную безопасность;

развитие новых направлений профессиональной подготовки кадров, обеспечивающих национальную безопасность;

развитие новых направлений профессиональной подготовки кадров, обеспечивающих национальную безопасность в перспективе.

Исследователь Г.В. Ярошенко предлагает меры по оптимизации образовательного потенциала и структур, обеспечивающих национальную безопасность:

1) значительное усиление финансового и материально-технического обеспечения образовательных учреждений со стороны государственных и муниципальных органов власти;

2) повышение статуса профессорско-преподавательского состава, придание статуса гражданских и муниципальных служащих преподавательскому составу вузов, колледжей, средних школ;

3) опережающее развитие элитного и коррекционного образования, обеспечивающего полную реализацию личностного потенциала соответствующих категорий детей и молодежи;

4) принятие государственных программ интернет-образования, дистанционного образования и учреждение государственного образовательного ТВ-канала;

5) осуществление государственных программ мониторинга качества образования на различных его уровнях [12].

На мой взгляд, всем этим мерам должны предшествовать экспертные и аналитические наработки теоретического характера, что позволит с научной точки зрения объяснить место и роль образования в системе национальной безопасности. Как отмечают многие аналитики, первое правило эксперта состоит в том, что он не должен навязывать решения политику, который их принимает и который несёт за них ответственность [1]. Для понимания сути отношения современного высшего российского руководства к образовательной проблематике обратимся к такому важнейшему доктринальному документу в области безопасности, как «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».

В данном отечественном документе в области безопасности зафиксировано, что «в условиях глобализации процессов мирового развития, международных политических и экономических отношений ... Россия в качестве гаранта благополучного национального развития переходит к новой государственной политике в области национальной безопасности». В этом документе содержится немало положений, связанных с развитием нашей страны, её безопасности, положения её граждан и общественности. По мнению создателей этого документа, Россия обладает достаточным потенциалом для того, чтобы рассчитывать на создание в среднесрочной перспективе условий для её за-

крепления в числе государств лидеров в мировой экономике на основе эффективного участия в мировом разделении труда, повышения глобальной конкурентоспособности национального хозяйства, оборонного потенциала, уровня государственной и общественной безопасности.

По всей видимости, подразумевается, что российским органам государственной власти, общественности, гражданам и спецслужбам понятно, каким же образом (с помощью каких механизмов) может быть достигнуто лидирующее положение нашей страны в глобализирующемся мире. И всё же после внимательного изучения текста данного доктринального документа, приходится признать, что это не так. Например, декларируется, что «для предотвращения угроз национальной безопасности необходимо обеспечить социальную стабильность, этническое и конфессиональное согласие, повысить мобилизационный потенциал и рост национальной экономики, поднять качество работы органов государственной власти и сформировать действенные механизмы их взаимодействия с гражданским обществом в целях реализации гражданами Российской Федерации права на жизнь, безопасность, труд, жильё, здоровье и здоровый образ жизни, на доступное образование и культурное развитие».

Для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года (далее - Стратегия 2020) обозначены приоритеты устойчивого развития, на которых наша страна должна сосредоточить свои усилия. Среди них выделим следующие: экономический рост, который достигается, прежде всего, путём развития национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал; наука, технологии, образование, здравоохранение и культура, которые развиваются путём укрепления роли государства и совершенствования государственно-частного партнёрства. В специальном разделе «Наука, технологии и образование» Стратегии 2020 отмечается, что стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в сфере науки, технологий и образования являются:

развитие государственных научных и научно-технологических организаций, способных обеспечить конкурентные преимущества национальной экономики и потребности национальной обороны за счёт эффективной координации научных исследований и развития национальной инновационной системы;

повышение социальной мобильности, уровня общего и профессионального образования населения, профессиональных качеств кадров высшей квалификации за счёт доступности конкурентоспособного образования.

С этими положениями Стратегии 2020 можно согласиться, так как в ней определяются механизмы достижения вышеуказанных стратегических целей. Это:

1. Формирование системы целевых фундаментальных и прикладных исследований и её государственной поддержки в интересах организационно-научного обеспечения достижения стратегических национальных приоритетов.

2. Создание сети федеральных университетов, национальных исследовательских университетов, обеспечивающих в рамках кооперационных связей подготовку специалистов для работы в сфере науки и образования, разработки конкурентоспособных технологий и образцов наукоёмкой продукции, организации наукоёмкого производства.

3. Реализация программ создания учебных заведений, ориентированных на подготовку кадров для нужд регионального развития, органов и сил обеспечения национальной безопасности.

4. Обеспечение участия российских научных и научно-образовательных организаций в глобальных технологических и исследовательских проектах с учётом конъюнктуры рынка интеллектуальной собственности.

Вышеуказанные механизмы достижения стратегических целей в области совместного развития систем образования и национальной безопасности есть смысл дополнить ещё несколькими. Среди них могут быть следующие механизмы:

1. Постоянное расширение субъектов образовательного процесса в нашей стране при чётко определённой роли уполномоченных органов государственной власти (привлечение к образовательному процессу бизнес-структур, общественных организаций и поддержка их образовательной активности).

2. Агрегирование российской образовательной системы в региональные образовательные системы и общемировой образовательный процесс.

3. Российская система образования должна остаться основным эффективным институтом социализации молодёжи и всех российских граждан.

Таким образом, национальные системы образования и безопасности находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. Диалектика их взаимосвязи и взаимозависимости определяется, в первую очередь, тем, что устойчивую безопасность современного социума можно обеспечить только при условии постоянно развивающихся общественных отношений. Данное развитие, особенно экономическое, можно обеспечить параллельно с развитием системы образования и интеллекта нации.

Считаю, что высшее руководство нашей страны понимает проблему обеспечения национальной безопасности России именно в таком ключе. Поэтому отечественные концептуальные документы в области безопасности подвергаются корректировке, по этой причине налаживаются новые военно-политические, экономические, культурные и иные контакты России с государствами, ранее не рассматриваемые в качестве дружественных нашей стране. Именно поэтому в современной России осуществляется реформа системы образования, призванная обеспечить устойчивый экономический рост и успешную социализацию молодежи.

Литература

1. Габуев А. Подвиг советчика // Коммерсантъ Власть. 2012. № 22. С. 35.

2. Демченко С.В. Безопасность России в образовательном и инновационном пространствах: Монография. М. - Орёл: ОРАГС, 2007. С. 39.

3. Дюпюи И.А. Международные интеграционные процессы в образовании и национальная безопасность России: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. СПб., 2004.

4. Золотухина Д., Скарлош С., Тарасевич Г. Профориентация как национальная катастрофа // Русский репортёр. 2012. № 21. С. 52.

5. Каширина О.В. Studio ergo sum // www.ng.ru (дата обращения: 18.05.2012).

6. Климов О.Н. Национальная безопасность России в условиях глобализации (политологический анализ): Автореф. дис. ... канд. полит. наук. М., 2003. С. 3, 5, 18.

7. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // archive.kremlin.ru/text/docs/2002/04/57884.shtml (дата обращения: 10.12.2011).

8. Кортунов С.В. Безопасность в глобальном мире: эволюция российской политики: Автореф. дис. ... докт. полит. наук. М., 2005. С. 4 - 24.

9. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Официальные документы в образовании. 2000. № 21. С. 3 - 11.

10. Хрипков М.П. Внутренние угрозы национальной безопасности России: сущность, структура, социальные последствия (социологический анализ): Автореф. дис. ... докт. социол. наук. М., 2004. С. 2, 32.

11. Якунин В.И., Сулакшин С.С., Багдасарян В.Э., Нетесов М.С. Образование как фактор экономического развития. М.: Научный эксперт, 2008. С. 7.

12. Ярошенко Г.В. Государственная образовательная политика и национальная безопасность России: Федеральный и региональный аспекты: Дис. ... канд. полит. наук. Ростов н/Д, 2004.

Научные и образовательные проблемы гражданской защиты - 2012'3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.