Научная статья на тему 'Взаимосвязь толерантности личности с ценностным самоопределением'

Взаимосвязь толерантности личности с ценностным самоопределением Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1188
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Ключевые слова
ЦЕННОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ТОЛЕРАНТНАЯ УСТАНОВКА / КОММУНИКАТИВНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ЭМПАТИЯ / TOLERANCE / VALUE SELF-IDENTIFICATION / VALUES / VALUABLE ORIENTATIONS / TOLERANT INSTALLATION / COMMUNICATIVE TOLERANCE / EMPATHY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кривцова Е. В.

В статье рассматривается взаимосвязь толерантности личности и ценностного самоопределения студенческой молодежи. Раскрываются такие понятия, как «толерантность», «ценностное самоопределение».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the toleranse as an aspect of value self-identification in Universiti youth. Such concepts as «toleranse», «value self-identification».

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь толерантности личности с ценностным самоопределением»

УДК 378.032-057.75:316.647.5 ВЗАИМОСВЯЗЬ ТОЛЕРАНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ С ЦЕННОСТНЫМ САМООПРЕДЕЛЕНИЕМ

Е. В. Кривцова

INTERRELATION OF TOLERANCE OF THE PERSON WITH VALUABLE

SELF- IDENTIFICATION

E. V. Krivtsova

В статье рассматривается взаимосвязь толерантности личности и ценностного самоопределения студенческой молодежи. Раскрываются такие понятия, как «толерантность», «ценностное самоопределение».

The article deals with the toleranse as an aspect of value self-identification in Universiti youth. Such concepts as «toleranse», «value self-identification».

Ключевые слова: ценностное самоопределение, ценности, ценностные ориентации, толерантность, толерантная установка, коммуникативная толерантность, эмпатия.

Keywords: tolerance, value self-identification, values, valuable orientations, tolerant installation, communicative tolerance, empathy.

Для современного общества характерны глобальные перемены, которые охватили все сферы человеческого бытия - экономику, политику, право, образование и т. п. В процессе этих перемен прежние ценностные ориентиры подверглись изменению, а новые еще недостаточно сформировались, четко не определились и не стали осознанными настолько, чтобы личность почувствовала себя свободной и уверенной. Отсюда возрос интерес к личности, к ее особенностям, возникла потребность исследовать процесс самоопределения личности в новых условиях. В связи с этим особое место занимает ценностное самоопределение личности, поскольку современному обществу необходим человек с четкими личными и профессиональными целями, способный в меняющихся условиях совершенствоваться и выстраивать гармоничные отношения с окружающими.

В отечественной психологии методологические основы проблемы самоопределения разрабатывались Б. Г. Ананьевым, Л. И. Анцыферовой, К. А. Абульхановой-Славской, Л. И. Божович, М. Р. Гинзбурго. А. Н. Леонтьевым, А. В. Петровским, С. Л. Рубинштейном и др. С. Л. Рубинштейн и А. Н. Леонтьев подчеркивали, что самоопределение

- активная позиция личности и свободное избрание человеком своей судьбы.

В своих исследованиях В. Д. Повзун и Е. А. Ла-туха предложили выделить ценностное самоопределение как самостоятельный тип.

Анализ отечественных работ по ценностному самоопределению позволяет говорить о том, что проблема ценностного самоопределения привлекает внимание широкого круга исследователей и проявляется в разных аспектах: выявление возрастных закономерностей данного явления (Л. И. Божович, И. С. Кон, И. А. Шавир); рассмотрение самоопределения в связи с поиском смысла жизни (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн); исследование самоопределения с точки зрения взаимодействия индивида и общества (М. Р. Гинзбург, А. В. Петровский, В. Ф. Сафин).

Говоря о сущности ценностного самоопределения, большинство авторов (Е. А. Латуха, В. Д. Повзун, А. В. Кирьякова, Е. В. Кострюкова, Т. А. Носова, А. А. Преснов) делают акцент на том, что это прежде всего процесс, акт и результат выбора человеком собственной позиции, целей и средств само-осуществления и саморазвития в конкретных обстоятельствах жизни; основной механизм обретения и проявления человеком внутренней свободы, осуществляемой на основе ценностных ориентации как результат сложного динамического образования.

Рассматривая ценностное самоопределение, Е. А. Латуха определяет его как процесс формирования внутренней позиции личности по отношению к людям и ценностям, соотнесения своих жизненных планов, самооценки, стратегий и установок с этой позицией [2].

Как отмечают В. Д. Повзун, А. В. Сальков, ценностное самоопределение личности выступает как условие взаимодействия «человек-мир» [3, 5]. На разных уровнях этого взаимодействия самоопределение проявляется в нахождении личностью своего места в мире, в отношении к общечеловеческим ценностям и проблемам человечества, в определении своего места в обществе, системе общественных отношений, в функционально-ролевой интерпретации своего социального статуса и формировании ценностно-смыслового ядра личности.

Ценностное самоопределение помогает понять суть отношений между «образом Я» и ценностями, изменения в ценностном сознании человека являются закономерным результатом человеческой жизни и составляют основное содержание процесса переопределения личности. Незавершаемость процесса ценностного самоопределения подтверждается постоянной переоценкой ценностей, которая происходит на протяжении всей жизни человека.

Структурными элементами ценностного самоопределения являются жизненные ценности и ценностные ориентации, из которых слагается ценностная направленность и тип ценностных ориентаций.

На наш взгляд, наблюдается тенденция возрастания роли толерантности личности в процессе ценностного самоопределения. Толерантность на современном этапе развития общества необходима в отношениях как между отдельными людьми, так и на уровне семьи и общества. Толерантности позволяет личности выработать в процессе взаимодействия положительное, эмоциональное, устойчивое отношение к самому взаимодействию, к объекту и субъекту совместных отношений.

Современная проблематика исследования толерантности многообразна, и анализ научных публикаций позволил выделить ряд точек зрения на сущность понятия «толерантность»:

- философская и психологическая категория (В. А. Лекторский, А. П. Садохин, Ю. Хабермас, Е. Ю. Клепцова, В. А. Ситаров и др.);

- характеристика личности (А. Г. Асмолов, В. В. Бойко, И. Б. Гриншпун, Г. У. Солдатова и др.);

- личностное качество, способность личности (Г. Оллпорт, В. И. Кабрин, С. К. Бондырева, И. Б. Гриншпун, Д. В. Колесов, Е. А. Ашимхина, В. М. Золотухин и др.);

- профессионально значимое качество личности (К. Роджерс, Э. Г. Эйдемиллер, И. В. Добряков, И. М. Никольская, Г. В. Старшенбаум и др.);

- готовность к принятию других и взаимодействию с ними, признание права на существование иного стиля поведения (Г. У. Солдатова, З. А. Ко-чергина, Э. С. Гершгорин, И. Н. Филинберг, Г. М Заболотная и др.);

- устойчивая позиция личности, связанная с личностными установками, ценностями, которые определяют положительное отношение личности к объектам, процессам и явлениям окружающего мира (Л. И. Рюмшина, С. Л. Братченко, П. Ф. Комогоров, Л. М. Дробижева, Б. С. Гершунский, В. Н. Гуров, А. Г. Козлова и др.).

В данном исследовании, с опорой на научные работы других авторов, мы конкретизировали сущность понятия «толерантность». С нашей точки зрения, толерантность - это сложная система взаимосвязанных индивидуально-личностных характеристик, определяющих деятельность человека в различных сферах жизнедеятельности и обеспечивающих зрелость личности.

К тому, что подразумевается чаще всего под «толерантной личностью», очень близки некоторые характеристики «самоактуализирующейся личности», по А. Маслоу, представления К. Роджерса о полноценно функционирующем человеке - эмпа-тичном и ориентированном на актуализацию, идеи смыслоориентированного экзистенциального анализа В. Франкла, рассуждения Р. Ассаджоли об «ото-ждествлении-разотождествлении» как о механизме психосинтетического развития.

По мнению психологов Г. У. Солдатовой, Л. А. Шайгеровой, О. Д. Шаровой, толерантная личность - это «человек, хорошо знающий себя и признающий других. Проявления сочувствия, сострадания - важнейшая ценность толерантного общества и черта толерантного человека» [6].

Многие ученые занимались исследованием того, что входит в образ толерантной личности, сочетающей важнейшие характеристики, отражающие пси-холого-этические линии человеческих отношений (Э. Фромм, У. Оллпорт, А. Г. Асмолов, Н. А. Асташова, Д. Бродский, Ф. В. Микушина и др.). На основе теоретического анализа работ выделяются следующие черты толерантной-инолерантной личности: знание самого себя, защищенность, ответственность, потребность в определенности, ориентация на себя - ориентация на других, приверженность к порядку, способность к эмпатии, чувство юмора, авторитаризм, отношение к себе, гибкость, коммуникативная толерантность. Для завершения образа толе-рантной-интолерантной личности добавлена толерантная установка, как свойство личности, влияющее на восприятие человеком окружающей действительности и себя в том числе.

Мы полагаем, что толерантность личности взаимосвязана с ценностным самоопределением. Для подтверждения данной гипотезы проводилось эмпирическое исследование на базе Кемеровского государственного университета. Объем выборки испытуемых составил 540 человек. В исследовании принимали участие студенты младших и старших курсов обучения (основная выборка). Помимо основной выборки, к исследованию привлекались специалисты помогающих профессий (психологи, социальные работники - 74 человека).

Для изучения процесса ценностного самоопределения нами использовались методы психодиагностики.

Ценностное самоопределение исследовалось нами при помощи стандартизированных методик: «Морфологический тест жизненных ценностей» (В. Ф. Сопов, Л. В. Карпушина) [7]; тест на выявление уровня толерантной установки (П. Ф. Комого-ров) [1]; методика для изучения ценностной структуры личности Р. Инглхарта в модификации М. С. Яницкого [9]; «Исследование уровня эмпа-тийных тенденций» (И. М. Юсупов) [8] и «Диагностика коммуникативной толерантности» (В. В. Бойко) [4].

Обработка результатов исследования проводилась с помощью корреляционного анализа (линейная корреляция Пирсона, многомерный регрессионный анализ).

С помощью регрессионного анализа была построена модель зависимости уровня ценностного самоопределения испытуемого от составляющих толерантности личности.

I. Ценностное самоопределение личности оценивалось по следующему алгоритму: были выявлены элементы ценностного самоопределения личности - жизненные ценности, ценностные ориентации, которые лежат в основе ценностной направленности и типа ценностных ориентаций.

Ценностная направленность личности выявлялась нами при помощи методики «Морфологический тест жизненных ценностей» (В. Ф. Сопов, Л. В. Карпушина). Определялся тип направленности: гуманистическая, прагматическая и неопреде-

ленная; затем типы направленности перекодировали по их значимости - 1 лучше всего, 0 - хуже всего:

1 - гуманистическая направленность личности;

0,5 - неопределенная;

0 - прагматическая.

Таким образом, значение оценки направленности личности (Х1) будет заключаться в пределах от 0 до 1.

Оценка ценностного типа личности изучалась при помощи методики Р. Инглхарта в модификации М. С. Яницкого: определялся тип личности (индивидуализирующийся, социализирующийся, адаптирующийся и промежуточный тип) и перекодировали по их значимости - 1 лучше всего, 0 - хуже всего:

1 - индивидуализирующийся;

0,66 - социализирующийся;

0,33 - промежуточный;

0 - адаптирующийся.

Оценка ценностного типа личности (Х2) будет заключаться в пределах от 0 до 1.

Результаты регр1

Для определения оценки ценностного самоопределения личности мы воспользовались следующей формулой:

Х=(Х1+Х2)/2.

II. Следующий этап многомерного регрессионного анализа был направлен на выявление взаимосвязи составляющих толерантности личности и уровня ценностного самоопределения посредством статистической проверки гипотез.

С помощью регрессионного анализа была построена модель зависимости уровня ценностного самоопределения испытуемого от составляющих толерантности личности. Основные результаты регрессионного анализа представлены в таблице 1.

R=0,6546 RJ=0,4285

F(3,475)=10,699 p<0,00000 Std.Error of estimate: 0,20495.

Таблица 1

анализа

Показатель Коэффициент, р Стандартная ошибка, в Коэффициент В Стандартная ошибка В Стати- стика Стьюдента Уровень значимо- сти

Свободный член 0,459 0,083771 3,44350 0,000625

Коммуникативная толерантность (Х1) -0,158529 0,048145 -0,002 0,000566 -2,66962 0,007855

Эмпатия (Х2) 0,323838 0,045486 0,006 0,000874 4,92108 0,000001

Толерантная установка (х3) -0,012910 0,048892 -0,0005 0,001912 -0,26406 0,791848

Данная модель является адекватной (уровень значимости р<0,000001), поскольку отражает заданные свойства с приемлемой точностью. Точность определяется как степень совпадения значений выходных параметров модели и объекта. Анализ коэффициентов (стандартная ошибка в, таблица 1) позволяет сделать вывод о том, что наибольшее влияние на уровень ценностного самоопределения оказывает эмпатия, наименьшее - толерантная установка. Положительное значение коэффициента

регрессии свидетельствует о том, что большие значения фактора будут увеличивать значение результативного признака.

Таблица 2

Статистический анализ адекватности модели_______________________________

Показатель Испытуемый № 1 Испытуемый № 2 Испытуемый № 3

Коммуникативная толерантность (Х1) 8 100 50

Эмпатия (Х2) 82 18 40

Толерантная установка (х3) 15 50 25

Прогнозное значение уровня ценностного само- 0,9275 0,342 0,5865

Таким образом, по данным, представленным в таблице 1, может быть построена регрессионная модель зависимости уровня ценностного самоопределения от составляющих толерантности личности:

у=В0+В1*Х1+В2*Х2+В3*х3 «уровень ценностного самоопределения»=0,459-0,002*Х1+0,006*Х2-0,0005*Х3 Работоспособность модели проверена путем расчета прогнозного уровня показателя ценностного самоопределения на примере испытуемых, информация о которых представлена в таблице 2.

определения

Для первого испытуемого характерны высокие показатели по коммуникативной толерантности, эмпатии и толерантной установки. Соответственно уровень ценностного самоопределения тоже высокий: «уровень ценностного самоопределения испытуемого № 1» = 0,296-0,0016*8+0,0043*82-

0,00065*15=0,9275.

Второму испытуемому свойственны низкие показатели по обозначенным критериям: «уровень ценностного самоопределения испытуемого № 2» = =0,296-0,0016*100+0,0043*18-0,00065*50=0,342.

Соответственно третий испытуемый имеет средние показатели по отмеченным критериям:

«уровень ценностного самоопределения испытуемого № 3» = 0,296-0,0016*50+0,0043*40-

0,00065*25=0,5865.

Данные наблюдения не противоречат высказанной гипотезе, а потому ее можно принять в качестве одного из естественных и допустимых решений.

Таким образом, построенная нами модель зависимости уровня ценностного самоопределения испытуемого от составляющих толерантности личности позволяет по составляющим толерантности личности прогнозировать оценку уровня ценностного самоопределения.

Кроме того, корреляционный анализ результатов исследования позволил выявить взаимосвязь между элементами ценностного самоопределения и составляющими толерантности личности.

Полученные корреляционные зависимости отражают наличие положительных связей и вполне логично объясняют, что при повышении уровня толерантности личности появляется тенденция к положительной динамике ценностного самоопределения.

Отрицательные корреляционные связи были выделены между показателями коммуникативной толерантности и жизненными ценностями: престиж (г=-0,11, при р<0,05) и достижения (г=-0,1, при р<0,05). Данный факт говорит о том, что, чем выше у человека потребность в завоевании своего признания в обществе и достижения, тем ниже уровень коммуникативной толерантности. Значимость семейных ценностей сопряжена с понижением уровня коммуникативной толерантности у испытуемых (г=-0,12, при р<0,05).

В исследовании обнаруживается положительная корреляция между эмпатией и жизненными ценностями - чем выше уровень эмпатии, тем более значимыми для человека становятся ценности.

Следует отметить, что в результате корреляционного анализа наибольшее количество положительно значимых связей уровня толерантной установки было выявлено с ценностями и сферами: развитие себя (г=0,13, при р<0,05), духовное удовлетворение (г=0,13, при р<0,05), активные социальные контакты (г=0,14, при р<0,05), высокое материальное положение (г=0,11, при р<0,05), сохранение собственной

индивидуальности (г=0,15, при р<0,05); сфера профессиональной деятельности (г=0,15, при р<0,05), сфера образования (г=0,2, при р<0,05), сфера семейной жизни (г=0,1, при р<0,05), сфера общественной активности (г=0,14, при р<0,05), сфера увлечений (г=0,12, при р<0,05).

Дисперсионный анализ ( критерий) позволил установить, что ценностная направленность личности меняется под воздействием эмпатии (Б(3,487)=4,743089; р<0,0029), толерантной установки (Р(3,485)=6,76; р<0,0002). На повышение уровня ценностного самоопределения оказывает влияние эмпатия (Б(3,493)=15,09; р<0,0000), коммуникативная толерантность (Б(2,495)=17,14; р<0,0000) и толерантная установка (Р(3,491)=27,52; р<0,0000).

Таким образом, результаты корреляционного и дисперсионного анализа указывают на то, что толерантность личности взаимосвязана с уровнем ценностного самоопределения. Следовательно, это предполагает необходимость проведения целенаправленной работы по повышению уровня толерантности личности, поскольку толерантность имеет важное значение в индивидуально-личностном развитии, социализации, обучении, социальных отношениях и профессиональной деятельности. Социально-психологический тренинг способствует решению проблем не только профессионального, но и личного плана через развитие качеств, составляющих портрет толерантной личности.

Литература

1. Комогоров, П. Ф. Формирование толерантности в межличностных отношениях студентов вуза [Текст] / П. Ф. Комогоров: автореф... канд. пед. наук. - Курган. 2000. - 24 с.

2. Латуха, Е. А. Формы, механизмы и социальные пространства самоопределения личности [Текст] / Е. А. Латуха: автореф. дис. канд. филос. наук. - Новосибирск, 1999. - 18 с.

3. Повзун, В. Д. Ценностное самоопределение студентов в педагогическом образовании в условиях университета [Текст] / В. Д. Повзун: автореф. дис.канд., 1996.

4. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / редактор-составитель Д. Я. Райгородский.

- Самара, 2004. - 672 с.

5. Сальков, А. В. Взаимосвязь ценностного самоопределения и мотивации достижения у студентов университета [Текст] / А. В. Сальков // Вестник ОГУ. - 2002. - № 2. - С. 111 - 119.

6. Солдатова, Г. У. Тренинг «Учимся толерантности» [Текст] / Г. У. Солдатова, Л. А. Шайге-рова, О. Д. Шарова // На пути к толерантному сознанию. - М., 2000. - С. 181.

7. Сопов, В. Ф. Морфологический тест жизненных ценностей (МТЖЦ) [Текст] / В. Ф. Сопов, Л. В. Карпушина. - Самара, 2002. - 56 с.

8. Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп [Текст] / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. - М., 2002. - 490 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Яницкий, М. С. Модификация методики Р. Инглхарта для изучения ценностной структуры

массового сознания [Текст] / М. С. Яницкий // Сибирская психология сегодня: сборник научных трудов.

- Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. - 334 с. - С. 189 -195.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.