Научная статья на тему 'Проблема толерантности в контексте ценностного самоопределения студентов вуза'

Проблема толерантности в контексте ценностного самоопределения студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
423
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / TOLERANCE / VALUE / SELF-IDENTIFICATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кривцова Е. В., Мартынова Т. Н.

В статье рассматривается толерантность в аспекте ценностного самоопределения студенческой молодежи. Раскрываются такие понятия, как «толерантность», «ценностное самоопределение».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOLERANCE PROBLEM IN A CONTEXT OF THE VALUE SELF-IDENTIFICATION IN HIGHER SCHOOL STYDENTS

The article deals with the toleranse as an aspect of value self-identification in Universiti youth. Such concepts as «toleranse», «value self-identification».

Текст научной работы на тему «Проблема толерантности в контексте ценностного самоопределения студентов вуза»

ПРОБЛЕМА ТОЛЕРАНТНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ЦЕННОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Е.В. Кривцова, Т.Н. Мартынова (Кемерово)

Аннотация. В статье рассматривается толерантность в аспекте ценностного самоопределения студенческой молодежи. Раскрываются такие понятия, как «толерантность», «ценностное самоопределение».

Ключевые слова: ценностное самоопределение, ценности, ценностные ориентации, толерантность.

Для современного общества характерны глобальные перемены, которые охватили все сферы человеческого бытия - экономику, политику, право, образование и т.п. В процессе этих перемен прежние ценностные ориентиры себя изжили, а новые еще недостаточно сформированы, четко не определены и не стали осознанными настолько, чтобы личность почувствовала себя свободной и уверенной. Отсюда повысился интерес к личности, к ее особенностям и различным аспектам взаимоотношений в обществе, возникла потребность исследовать процесс самоопределения личности в новых условиях.

Самоопределение личности - сложная научная проблема, которая имеет философский, социологический, психологический и педагогический аспекты. В силу этого обстоятельства предпринимаются различные подходы к определению этого понятия.

В философии самоопределение рассматривается в русле традиционных вопросов - что такое человек, каков смысл человеческой жизни, а также вопросов о свободе воли, сущности сознания, взаимоотношения человека и общества (Ж.Ж. Руссо, И. Кант, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, М.Л. Розов, Н.И. Кузнецова, П. Шульц, Л.М. Архангельский, А.А. Гусейнов, О.Г. Дробницкий и др.).

С точки зрения социологии самоопределение относится к поколению в целом, характеризует его вхождение в социальные структуры и сферы жизни (М.Р. Гинзбург, И.С. Кон, К.А. Альбуханова-Слав-ская, А.В. Петровский и др.).

В психологическом подходе (С.Л. Рубинштейн,

А.Н. Леонтьев, В.Ф. Сафин, А.К. Маркова, В.И. Сло-бодчиков, Е.Л. Климов, И.В. Дубровина, Н.В. Са-моукина, С.А. Боровикова, В.Д. Братина, Ю.В. По-варенков, М.Х. Титма, З.А. Решетова, Е.П. Ермолаева и др.) подчеркивается не только зависимость личности от обстоятельств и условий жизни, но и зависимость социума от личности. При этом личность выступает как субъект самоопределения.

Для наших исследовательских целей наиболее близок подход К.А. Альбухановой-Славской, которая полагает, что самоопределение - это «...осознание личностью своей позиции, которая формируется внутри координат системы отношений. При этом самоопределение зависит от того, как складывается система отношений к коллективному субъекту, к своему месту в коллективе и другим членам. Это сво-

бодное избрание человеком своей судьбы» [1]. Механизм самоопределения, по ее мнению, - интеллектуальная работа по рефлексии жизненной ситуации. Центральным моментом самоопределения является собственная активность, осознанное стремление личности занять определенную позицию.

Для уточнения понятия «самоопределение» исследователи (М.Р. Гинзбург, Н.Н. Истомина, Н.С. Пря-жников и др.) выделяют различные его типы: жизненное, личностное, профессиональное, самоопределение в культуре, ценностно-смысловое и т.д.

М.Р. Гинзбург обозначает личностное самоопределение как ценностно-смысловое, или самоопределение относительно ценностей, которое выступает основанием собственного развития [3]. Ценностно-смысловое самоопределение порождает и обуславливает самоопределение личности в социальной, профессиональной, семейной и других сферах жизни общества.

В своих исследованиях В.Д. Повзун, Е.А. Латуха предложили выделить ценностное самоопределение как самостоятельный тип. С точки зрения данных авторов, именно ценностное самоопределение помогает понять суть отношений между «образом Я» и ценностями. По мнению В.Д. Повзун, ценностное самоопределение является основой любого другого вида самоопределения, поскольку переоценка ценностей происходит на протяжении всей жизни человека и для каждой конкретной личности существует проблема соотнесения ценностей общества с ее собственными ценностями, т.е. проблема ценностного самоопределения.

Говоря о сущности ценностного самоопределения, большинство авторов (Е.А. Латуха, В.Д. Повзун, А.В. Кирьякова, Е.В. Кострюкова, Т.А. Носова, А.А. Преснов) делают акцент на том, что это прежде всего процесс, акт и результат выбора человеком собственной позиции, целей и средств само-осуществления и саморазвития в конкретных обстоятельствах жизни; механизм обретения и проявления человеком внутренней свободы, осуществляемой на основе ценностных ориентаций как результат сложного динамического образования [10].

Как отмечает В.Д. Повзун, ценностное самоопределение личности выступает как условие взаимодействия «человек - мир» [9]. На разных уровнях этого взаимодействия самоопределение проявляется в нахождении личностью своего места в мире, в отношении к общечеловеческим ценностям и проблемам,

в определении своего места в системе общественных отношений, в функционально-ролевой интерпретации своего социального статуса и формировании ценностно-смыслового ядра личности.

По мнению Е.А. Латуха, ценностное самоопределение - это «...сложный процесс вхождения личности в социум, предполагающий поиск смысла профессиональной деятельности и согласованность ценностных ориентаций личности. Это процесс развития ценностного отношения к явлениям действительности в ценностные ориентации в сфере жизненно важных интересов личности» [7].

Своеобразие подхода к проблеме ценностного самоопределения студенческой молодёжи заключается в изучении развивающейся личности, предполагающем раскрытие психологических механизмов усвоения и осмысления социального опыта, того, как происходит эмоциональное восприятие достигнутого, как соединяет студент на этапе своего личностного и профессионального становления то, чего он хочет, с тем, что он может и что надо обществу [5].

По нашему мнению, ценностное самоопределение - это незавершаемый процесс выстраивания и систематизации личностью иерархии ценностей, в ходе которого устанавливаются отношения в разных сферах жизнедеятельности индивида.

Таким образом, ценностное самоопределение личности - это сложный психологический феномен, который представляет собой процесс обретения личностью смысла, целей и ресурсов собственной жизни в пространстве и времени.

Как и любой процесс, ценностное самоопределение имеет этапы развития. О.И. Генисаретский выделил следующие этапы (фазы) развития ценностного самоопределения: «поиск - выбор - устроение -обитание» [2].

А.В. Кирьяковой эти этапы (фазы) представлены несколько иначе. Процесс ценностного самоопределения начинается с поиска, затем следует оценка -выбор - проекция. По мнению автора, выбор - центральное звено в этапах ценностного самоопределения, ведущий личностный механизм, обеспечивающий ценностное самоопределение человека в любой сфере жизнедеятельности. Выбор обнаруживает, формирует и закрепляет ценностные отношения личности, приобретающие статус ориентации [10].

В классификации, предложенной группой авторов - Е.В. Кострюковой, Т.А. Носовой, А.А. Пре-сновым - выделены несколько этапов (фаз) развития ценностного самоопределения.

Фаза присвоения личностью ценностей общества. Для этой фазы характерно выстраивание иерархии системы ценностных ориентаций. Фаза преобразования личности на основе ценностей. Базируясь на присвоенных личностью ценностях, происходит преобразо-

вание «образа Я», который развивается во взаимодействии «Я - реальное» - «Я - идеальное» - «жизненный идеал». Фаза прогноза (центральный компонент ориентации) - завершающая, обеспечивает формирование жизненных перспектив личности как критерия ориентации. Это фаза проектирования, поскольку результатом здесь является «образ будущего» [10].

Этапы развития ценностного самоопределения, с нашей точки зрения, связаны со структурой ценностного самоопределения, куда входят следующие компоненты: когнитивный, эмоциональный, деятельностный, вербальный и ценностно-смысловой.

Когнитивный компонент ценностного самоопределения включает в себя пространство знаний, выбора и оценки познаваемого, это соотнесение новых знаний с уже имеющимися у человека ценностными ориентациями.

Эмоциональный (эмотивный) компонент включает самоактуализацию, самообразование и саморазвитие личности; это совокупность всех представлений человека о себе, о других; взаимоотношения, построенные на основе эмпатии, позволяющей собеседникам обрести общность.

Деятельностный (поведенческий) компонент подразумевает предрасположенность к тому или иному типу социального поведения, основой которого является понимание, сотрудничество; общую направленность деятельности человека относительно объектов и явлений социальной значимости, выстраивание путей достижения жизненных планов.

Вербальный компонент выражается в диалоге с Другим.

Ценностно-смысловой компонент включает в себя ценностно-смысловую систему, в которой центральное место занимают ценности уважения человека как такового, ценности прав и свобод человека, равноправия людей по отношению к базовым вопросам, к выбору мировоззрения и жизненной позиции, ценность ответственности за собственную жизнь и признание таковой за каждым человеком и другие ценности.

Перечисленные компоненты находятся во взаимосвязи и взаимозависимости как причина (выбор цели) и следствие (поведение по ее достижению). Эта взаимосвязь основана на принципах ценностного самоопределения, к которым, по мнению В.Д. Повзун, относятся открытость, непрерывность, свобода, ответственность, созидатель-ность, корпоративность, мобильность, аксиологичность, кросскультурность и толерантность.

Рассмотрим один из принципов ценностного самоопределения - толерантность. Проблема толерантности в последнее десятилетие стала одной из наиболее актуальных и востребованных в мире. Она обсуждается на различных уровнях, в разных аспектах, включает пласт разных проблем, связанных с отношениями людей.

Современная проблематика толерантности многообразна: толерантность в онтологии общественного сознания и самосознания (В.М. Золотухин, А.М. Кондаков, В.И. Красиков), толерантность в процессе обретения целостности личности (А.Г. Асмолов, Е.Ф. Казаков, В.А. Тишков), границы толерантности (П.М. Колычев, Д.В. Сухушин) и т.д.

При попытке дать научное определение толерантности возникают немалые трудности, т.к. данное понятие используется в самых разных областях знания: в психологии (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев,

В.В. Бойко, Г.В. Залевский, Н.В. Вязовец, В.И. Каб-рин, В.Л. Лаврова, Н.Н. Мельникова, Л.В. Шабанов и др.), педагогике (Н.А. Асташова, Н.Н. Попова, Е.Ю. Клепцова, Д.В. Колесов, Б.З. Вульфов и др.), социологии (Л.П. Буева, Е.А. Швачко, И.В. Шкура-това, В.Н. Ярская и др.), философии (М.П. Бархота, Л.Д. Гинзбург-Франц, Л.В. Рухтаева и др.) и т.д.

Анализ научных публикаций позволил выделить ряд точек зрения на сущность понятия «толерантность»:

- это личностное качество, способность личности (Е.А. Ашимхина, С.К. Бондырева, И.Б. Гришпун, Д.В. Колесов, Г. Оллпорт, В.И. Кабрин, В.М. Золотухин и др.), которая проявляется в пространствах самоотношения, межличностных отношений и меж-групповых отношений и означает «наличие некоего бытийного пространства, в пределах которого человек открыт для взаимодействия с миром (преимущественно с другими людьми) без утраты чувства сохранности своего Я» [4. С. 37];

- профессионально значимое качество личности (Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков, И.М. Никольская и др.);

- готовность к принятию других и взаимодействию с ними, признание права на существование иного стиля поведения (Г.У. Солдатова, З.А. Кочергина, Э.С. Гершгорин, И.Н. Филинберг, Г.М. Заболотная и др.);

- устойчивая позиция личности, которая связана с личностными установками, ценностями (Л.И. Рюм-шина и др.);

- совокупность установок индивида (толерантная установка), которые определяют его положительное отношение к объектам, процессам, явлениям окружающего мира. Толерантная установка - это «эмоционально-волевая готовность индивида к поиску объединяющих его с взаимодействующим субъектом («другим») характеристик путем анализа «образа Я» и претворенного в сознании индивида образа «другого» на основе интериоризованных этических принципов общения для преодоления конфронтации и индифферентности и достижения максимальной общности в ходе личностной идентификации» [6, 7].

На основе экспериментальных данных П.Ф. Ко-могоров выделяет следующие уровни толерантных

установок: высокий, достаточный, низкий, уровни индифферентности и интолерантности. Высокому уровню толерантной установки соответствуют стремление к диалогу, умения и навыки критического анализа, признание возможности своей ошибки. При более низких уровнях сформированности толерантной установки снижается выраженность названных признаков, проявляются пассивность, отстраненность от окружающих, а при интолерантности -открытая враждебность по отношению к окружающим, нежелание учитывать мнение других [6].

Мы подходим к изучению толерантности с точки зрения ценностного (аксиологического) подхода, соответственно, толерантность утверждается в качестве базовой ценности, приоритета и одного из ведущих принципов всей жизни, осмысленных и реализуемых как основа взаимоотношений; осознанное стремление к последовательному развитию толерантности и создание соответствующей системы обратной связи. Ценностный подход позволяет выявить внутреннюю сторону взаимосвязи личности и общества, увидеть личностный аспект ориентации индивида на ценности [8].

С целью изучения взаимосвязи толерантности личности с системой ценностей, определения уровня сформированности ценностного самоопределения студенческой молодежи в 2006 г. нами было проведено исследование на базе Кемеровского государственного университета. В исследовании приняли участие 360 респондентов, из них 56% студенты первого и 44% - четвертого курса исторического, социально-психологического (специальность «Психология»), биологического и химического факультетов. Уровень сформированности ценностного самоопределения определялся с учетом направленности (естественно-научная, гуманитарная) и этапа (начальный и завершающий) обучения студентов в вузе.

Объект исследования - ценностное самоопределение как психологический феномен. Предмет исследования - развитие толерантности в процессе ценностного самоопределения студентов на этапе профессиональной подготовки в вузе.

При проведении исследования перед нами стояла следующая задача: выявить взаимосвязь ценностной направленности личности и уровня сформирован-ности толерантной установки. Мы полагаем, что уровень сформированности ценностного самоопределения зависит от ряда находящихся во взаимосвязи психологических свойств и характеристик личности - ценностной направленности, уровня развития толерантности.

Методологической основой нашего исследования послужили теория ценностей (Д.А. Леонтьев,

В.Н. Мясищев, А.В. Битуева, Э. Шпрангер и др.); теория измерений толерантности (И.Б. Гришпун,

С.Л. Братченко); теория толерантной и интолерант-ной личности (Г. Оллпорт, Т. Адорно, Г. Маркузе, Э. Фромм, Н.А. Асташова, Г.У. Солдатова, М.Ф. Микушина) и др.

В ходе проведения исследования нами были использованы методы анкетного опроса, тестирования. Обработка результатов исследования осуществлялась с использованием критерия Стьюдента (г-критерий).

В процессе исследования нами использовались следующие психодиагностические методики: «Морфологический тест жизненных ценностей» (В.Ф. Со-пов, Л.В. Карпушина) и тест на выявление уровня толерантной установки (П.Ф. Комогоров).

Результаты, полученные с помощью методики «Морфологический тест жизненных ценностей» (В.Ф. Сопов, Л.В. Карпушина), показали (таблица), что у студентов первого курса, в отличие от студентов четвёртого курса гуманитарной направленности обучения, достоверно большую значимость имеют такие ценности, как активные социальные контакты, собственный престиж, удовлетворение духовных потребностей, креативность, а также материальное благополучие и сохранение собственной индивидуальности.

Первокурсники в большей степени, чем студенты четвертого курса, стремятся к установлению благоприятных отношений в различных сферах социального взаимодействия, расширению своих межличностных связей, реализации своей социальной роли, к сохранению собственных мнений, взглядов, убеждений по сравнению с общепринятыми, к защите сво-

ей неповторимости и независимости. Для них значимыми являются реализация своих творческих возможностей, изменение окружающей действительности, желание завоевать признание и занять определенное место в коллективе сверстников, в студенческой группе, расширить круг социальных связей, что вполне обоснованно, поскольку студенческие годы -это новый этап в жизни личности.

Сферы общественной и профессиональной жизни, образования, жизненной активности и сфера увлечений имеют большую значимость для студентов первого курса, чем для студентов четвертого курса гуманитарной направленности обучения. Первокурсников в большей мере устраивает студенческая жизнь, в которой, помимо учебы и общественной жизни в вузе, особое место отведено досуговой деятельности.

При анализе данных, полученных по методике «Морфологический тест жизненных ценностей», выявлены достоверно значимые различия в группах студентов первого и четвертого курсов естественнонаучной направленности обучения в оценке ценности «достижения» (г = 3,15). Студенты старшего курса ориентированы в большей мере на достижения в жизни. Это можно объяснить тем, что на завершающем этапе обучения в вузе у студентов возрастает степень ответственности за свою жизнь. Ответственность за будущее предполагает умение поставить перед собой цель и решать задачи, способствующие ее достижению. У старшекурсников, по сравнению с первокурсниками, достоверно выше значимость

Среднегрупповые показатели жизненных ценностей, уровня толерантной установки студентов в зависимости от направленности и этапа обучения в вузе

Гуманитарная направленность Естественно-научная направленность

1-й курс 4-й курс р < 0,05 1-й курс 4-й курс Р < 0,05

Жизненные ценности и сферы

ЖЦ1 2,0 2,2 - 2,0 2,0 -

ЖЦ2 2,2 2,4 0,015 2,1 2,1 -

ЖЦ3 1,8 2,2 0,001 2,0 1,9 -

ЖЦ4 2,0 2,3 0,006 2,0 1,9 -

ЖЦ5 1,9 2,1 0,048 2,0 1,8 -

ЖЦ6 2,1 2,3 0,020 2,0 2,1 -

ЖЦ7 2,1 2,0 - 2,1 1,7 0,002

ЖЦ8 2,0 2,2 0,004 2,0 2,0 -

ЖС1 2,0 2,2 0,028 2,1 1,9 -

ЖС2 2,0 2,2 0,032 2,0 2,0 -

ЖС3 2,0 2,1 - 2,1 1,8 0,034

ЖС4 1,9 2,3 0,001 2,1 2,0 -

ЖС5 1,8 2,2 0,001 1,8 1,9 -

ЖС6 2,0 2,4 0,001 2,0 2,0 -

Ценностная направленность

2,1 2,5 0,001 2,1 2,09 -

Уровень толерантной установки

2,6 2,6 - 2,7 2,43 0,009

Примечание. В таблице указаны только значимые различия (р < 0,05). Здесь и далее ЖЦ и ЖС - показатели морфологического теста жизненных ценностей, где ЖЦ1 - развитие себя, ЖЦ2 - духовное удовлетворение, ЖЦ3 - креативность, ЖЦ4 - активные социальные контакты, ЖЦ5 - собственный престиж, ЖЦ6 - высокое материальное положение, ЖЦ7 - достижение, ЖЦ8 - сохранение собственной индивидуальности; ЖС1 - сфера профессиональной жизни, ЖС2 - сфера образования, ЖС3 - сфера семейной жизни, ЖС4 -сфера общественной активности, ЖС5 - сфера увлечений, ЖС6 - сфера физической активности.

ценностей, связанных с семейной сферой жизнедеятельности (г = 2,13), что, на наш взгляд, совершенно естественно для данного возрастного периода.

Студентов первого курса гуманитарной направленности обучения отличает от студентов четвертого большая выраженность духовно-нравственных ценностей, т.е. гуманистическая направленность (г = -3,58). Напротив, студентам четвертого курса в большей мере свойственна прагматическая направленность личности с преобладанием престижных ценностей (ориентация на ценности достижения и материального благополучия). Для старшекурсников характерно стремление к достижению конкретных и ощутимых результатов в разных сферах жизнедеятельности - обучение, жизненная активность, увлечения, семейная жизнь и профессиональная сфера. Они тщательно планируют свою жизнь, ставя конкретные цели на каждом ее этапе и считая, что главное - добиться этих целей. Все это является основанием для развития чувства собственной значимости, независимости и положительного отношения к себе.

Студентов старшего курса естественно-научной направленности обучения характеризует ориентация на духовно-нравственные ценности (развитие, креативность, социальная активность), в отличие от первокурсников, которым свойственна прагматическая направленность с преобладанием престижных ценностей.

Таким образом, направленность профессионального обучения студентов влияет на формирование системы жизненных ценностей и ценностной направленности.

Анализ результатов, полученных с помощью методики «Уровень толерантной установки», позволил выявить следующее (см. таблицу). В группе студентов с гуманитарной направленностью обучения уровень толерантной установки возрастает от младшего к старшему курсу обучения, но достоверно значимых различий при этом не обнаружено.

В группах студентов первого и четвертого курсов естественно-научной направленности обучения выявлены достоверно значимые различия в уровне сформированности толерантной установки (г = 2,61), при этом ее уровень выше у студентов четвёртого курса. При высоком уровне сформированности толерантной установки студенты демонстрируют умение принимать решения и нести за них ответственность, критически мыслить, аргументированно вести дискуссию и учитывать аргументы оппонента.

В ходе проведённого нами исследования были выделены три уровня сформированности ценностного самоопределения студентов на основании следующих критериев: сформированность толерантной установки и ценностной направленности личности.

Высокий уровень толерантной установки и преобладание духовно-нравственных ценностей в струк-

туре жизненных ценностей соответствуют высокому уровню ценностного самоопределения студентов. Студенты с высоким уровнем сформированности ценностного самоопределения (8% респондентов) имеют гуманистическую направленность личности, которая проявляется в преобладании духовно-нравственных ценностей (саморазвитие, удовлетворение духовных потребностей, креативность и активные социальные контакты). Достаточно высоко развита эмпатия, которая проявляется в чувствительности к нуждам и проблемам окружающих, великодушии, в эмоциональной отзывчивости, общительности. Студенты данной группы открыты для всего многообразия мнений, обладают умениями, навыками критического анализа, стремятся к диалогу, быстро устанавливают контакты с окружающими.

Средний уровень сформированности ценностного самоопределения (85% респондентов) свойствен студентам с достаточным уровнем развития толерантности. Они стремятся к анализу отношений с окружающими и обоснованности своих суждений о них, проявляют готовность к диалогу с другим. Студентам данной группы не чужды эмоциональные проявления, но в большинстве своем они не позволяют себе и другим излишнее выражение эмоций. Ценностная направленность личности без ярко выраженных предпочтений ценностей духовно-нравственных или престижно-прагматических.

Низкий уровень сформированности ценностного самоопределения (7% респондентов) характеризуется тем, что студенты имеют престижно-прагматическую направленность личности с преобладанием престижных ценностей (престиж, достижения, материальное положение, сохранение индивидуальности). У студентов данной группы толерантность имеет низкий уровень развития. Они не признают возможности альтернативы, придерживаются собственных представлений и отказываются критически оценивать себя, категоричны в оценках людей, испытывают затруднения в установлении контактов с другими людьми. Неумение и нежелание поставить себя на место другого человека говорит о низком уровне эмпатии.

На основании проведенного нами исследования мы пришли к следующим выводам:

1. Толерантность личности является важной составляющей в структуре ценностного самоопределения студенческой молодежи. Уровень сформирован-ности ценностного самоопределения зависит от ряда находящихся во взаимосвязи психологических свойств и характеристик личности - ценностной направленности, уровня развития толерантной установки как составляющей толерантности.

2. Существует взаимосвязь между уровнем толерантной установки и ценностной направленностью личности. Преобладание духовно-нравственных цен-

ностей в системе индивидуальных жизненных ценностей является показателем высокого уровня развития толерантности личности. Осмысление «толерантности» в соединении с «ценностью», «ценностными ориентациями» позволило нам выявить в результате исследования важную закономерность: толерантность вырастает из системы ценностей, и чем более выражена иерархия ценностей, выступающих ориентирами для человека в процессе самоопределения, тем выше уровень толерантности, и наоборот.

3. Уровень толерантности личности повышается к завершающему этапу обучения студентов в вузе.

Ориентация на выделенные уровни ценностного самоопределения (высокий, средний и низкий уров-

ни сформированности), как нам представляется, позволит поэтапно развивать ценностное самоопределение студентов в период обучения в вузе и обеспечить результативность данного процесса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Полученные в ходе исследования результаты свидетельствуют о необходимости создания психологических условий для развития толерантности у студенческой молодежи в процессе ценностного самоопределения, поскольку толерантность имеет важное значение в индивидуально-личностном развитии, социализации, обучении, социальных отношениях и профессиональной деятельности, толерантность является залогом эффективности в любой сфере жизнедеятельности.

Литература

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегии жизни. М., 1991. 300 с.

2. Генисаретский О.И. Культурно-антропологическая перспектива // Иное: Хрестоматия нового российского самосознания. М., 1995.

С. 5-40.

3. Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии. 1988. № 2. С. 19-27.

4. Гришпун И.Б. Понятие и содержательные характеристики толерантности (к вопросу о толерантности как психическом явлении)

// Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч.-метод. ст. 2-е изд., стереотип. Москва; Воронеж, 2003. С. 31-40.

5. Деркач А.А. Акмеологические основы становления психологической и профессиональной зрелости личности. М., 1995.

6. Комогоров П.Ф. Формирование толерантности в межличностных отношениях студентов вуза: Автореф. дис. ... канд. пед. наук.

Курган, 2000.

7. Латуха Е.А. Формы, механизмы и социальные пространства самоопределения личности: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. Ново-

сибирск, 1999. 18 с.

8. Морогин В.Г., Залевский Г.В. Ценностно-потребностная сфера личности осужденных, переживших смертный приговор // Психо-

логический журнал. 1999. № 2. С. 73-81.

9. Повзун В. Д. Ценностное самоопределение студентов в педагогическом образовании в условиях университета: Автореф. дис. ...

канд. пед. наук, 1996.

10. Реализации ценностного подхода к педагогике школы / Под ред. А.В. Кирьяковой. М., 2000. С. 31.

TOLERANCE PROBLEM IN A CONTEXT OF THE VALUE SELF-IDENTIFICATION IN HIGHER SCHOOL STYDENTS E.V. Krivtsova, T.N. Martinova (Kemerovo)

Summary. The article deals with the toleranse as an aspect of value self-identification in Universiti youth. Such concepts as «toleranse», «value self-identification».

Key words: tolerance, value self-identification.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.