Научная статья на тему 'Взаимосвязь сферы образования и рынка труда в современных условиях'

Взаимосвязь сферы образования и рынка труда в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
724
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / ТРУДОВАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL EDUCATION / MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES / LABOUR MOBILITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ермашкевич Н.И, Фещенко В.В, Щеликова Н.Ю.

В работе рассматриваются направления развития взаимодействия сферы образования и рынка труда. Необходимо достигнуть соответствия объема подготовки специалистов потребностям экономического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP OF EDUCATION AND THE LABOR MARKET IN MODERN CONDITIONS

In the article the directions of the development of interaction between education and the labour market. It is necessary to achieve compliance of the volume of training specialists of the needs of economic development.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь сферы образования и рынка труда в современных условиях»

УДК 331.6

ВЗАИМОСВЯЗЬ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ И РЫНКА ТРУДА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Н.И. Ермашкевич, В.В. Фещенко, Н.Ю. Щеликова

В работе рассматриваются направления развития взаимодействия сферы образования и рынка труда. Необходимо достигнуть соответствия объема подготовки специалистов потребностям экономического развития.

Ключевые слова: профессиональное образование, рынок образовательных услуг, трудовая мобильность.

Цели повышения эффективности взаимодействия сферы образования и рынка труда становятся одними из центральных в современном обществе. Постепенно они выходят на первый план как с точки зрения профессионального сообщества государственной власти, работодателей, работников собственно образовательной системы, так и в массовом общественном сознании. При этом качество предоставляемых образовательных услуг как фактор, способствующий развитию экономики, в наши дни вызывает повышенный интерес общества. Масштабная диспропорция в структуре подготовки специалистов, которая имеет место в настоящее время по сравнению со спросом, предъявляемым со стороны рынка труда, способствует снижению результативности функционирования экономической системы в целом, а также вызывает существенное обострение ряда социальных проблем (переизбыток специалистов ряда профессий, рост явной и скрытой безработицы). В связи с этим возникает обоснованная потребность в согласовании системы стратегического развития, как сферы экономики, так и сферы образования. В связи с этим необходимо отметить, что в последние десятилетия ХХ в. был отмечен почти семикратный рост числа студентов в мире. По прогнозам экспертов, к 2020 г число студентов в мире должно достигнуть 130-140 млн. человек. В России число студентов за последние пятнадцать лет увеличилось почти втрое [1, 3]. Тем не менее, несмотря на свою очевидную значимость, проблемные аспекты взаимодействия системы профессионального образования и российского рынка труда крайне редко оказываются в центре внимания исследователей.

Основной причиной сложившейся ситуации является как междисциплинарный характер сложившейся проблемы, так необходимость применения положения макроструктурного подхода в ходе ее решения, а также ориентированных на длительную перспективу расчетов, произвести которые с высокой степенью точности сложно в условиях изменяющейся социально-экономической действительности. В процессе перехода к новой экономической формации в большей степени рассматривается населением как один из наиболее значимых факторов, обеспечивающий необходимый уровень материального благосостояния, успешную личностную реализацию.

Укрепляется интернационализация рынка образовательных услуг как проявление одной из черт глобализации мирового пространства; усиливается процесс миграции студентов с целью получения образования в университетах других стран. По данным ЮНЕСКО, число студентов, обучающихся за рубежом, за последние 40 лет увеличилось более чем в 10 раз и к концу XX в. превысило 1,5 млн человек. При этом значительная их часть обучается в странах Европы и Северной Америки, где рынок образовательных услуг широк и разнообразен. Однако доля иностранных студентов по сравнению с общим числом студентов данных стран невелика (около 2% в Европе и 3% в США), хотя в некоторых университетах Великобритании, Германии и Франции число иностранных студентов превышает 10%, а в отдельных вузах США достигает 30% от общего числа студентов [1].

Внимание общества к проблеме образования определяется еще и тем, что образовательная услуга - специфический товар, потребление которого сказывается на

другом, важном для общества продукте - рабочей силе и ее качестве. В условиях рыночной экономики она нуждается в постоянном совершенствовании, мобильности, своевременной переориентации в связи с запросами рынка труда. Это вызывает необходимые изменения количественных и качественных характеристик в системе профессиональной подготовки. Конкурентоспособными могут быть признаны вузы, действующие как успешные и эффективные партнеры. В этом залог их существенной пользы и интереса к ним со стороны других заинтересованных сторон рынка образовательных услуг. Вместе с тем к общественной пользе ведет лишь добросовестная конкуренция: конкурентные действия не должны провоцировать подрыв рынка образовательных услуг, его монополизацию, а должны сочетать стремления и законные интересы всех сторон данного рынка. Вузы получают право на участие в конкуренции, и вместе с тем они должны действовать как социально ответственные конкуренты, придерживающиеся норм добросовестного соперничества, как в любом другом секторе рынка товаров и услуг.

В последние десятилетия опыт развитых стран показывает, что наметилась интеграция науки и бизнеса как объективно необходимая реальность. Идет поиск плодотворного, взаимообусловленного сотрудничества высшей школы и производственных предприятий с прогрессивными технологиями, а также бизнеса, вкладывающего свои средства в подготовку выпускников и тем самым способствующего прогрессивному развитию общества. Получили распространение так называемые научные бизнес-парки. Они организуются при участии местных властей на базе университетов и оснащаются необходимым оборудованием, высококвалифицированными кадрами, средствами связи, информационными и другими ресурсами и сдаются начинающим компаниям. Эти услуги нельзя отнести к образовательным, однако они обеспечивают вузам дополнительный доход, который используется для развития и повышения качества образовательных услуг. Укрепление такого взаимодействия помогает вузам развивать современные научные направления, позволяет уточнять и корректировать перечень компетенций выпускников, соответствующих современным требованиям рынка труда, а если необходимо, то и конкретного работодателя.

В то же время необходимо учитывать, что в условиях возрастающей конкуренции, осложненной такими факторами, как экономический кризис, демографический спад, сокращение государственного финансирования и др., далеко не все российские вузы могут найти достаточное количество студентов на свои программы. Привлечь дополнительные ресурсы под силу лишь крупному вузу. Вот почему выбор, осуществляемый вузом при разработке стратегии своего развития, состоит в сбалансированном использовании различных подходов. Среди них можно отметить три основных источника: люди, система маркетинга и организационные процедуры. В своем стратегическом планировании вуз должен опираться на маркетинговый подход, учитывать ресурсы, организационные структуры, которые обеспечат ему долгосрочный рост и совершенствование в условиях стремительного прироста новых знаний и информации.

Повышение эффективности решения проблем в области трудоустройства молодежи является в настоящее время актуальной задачей для социальной практики, поскольку в условиях модернизации социально- экономического развития молодежи необходимо иметь социальный ориентир, так как старые формы ее социализации и интеграции разрушены, а новые только формируются [2]. Практика свидетельствует, что на сегодняшний день наблюдается рост доли выпускников высших учебных заведений, которые по окончании вуза не могут найти работу по специальности, что позволяет сделать вывод об отсутствии взаимосвязи между потребностями рынка труда и программами по подготовке специалистов в учебных заведениях.

К тому же в настоящий момент в условиях социально-экономического кризиса проводятся активные работы по продвижению территорий с целью привлечения внутренних и иностранных инвестиций в создание и развитие как промышленных предприятий, так и объектов социального назначения. А для потенциальных инвесторов

одним из существенных критериев привлекательности территории является наличие рынка высококвалифицированных кадров и системы их подготовки, переподготовки и повышения квалификации. То есть инвесторов, проявивших желание вложиться в тот или иной проект, интересует вопрос не только о качестве трудового ресурса, но и, в первую очередь, положительные трудовые показатели управленческого звена, например, такие, как: владение иностранным языком, опыт работы в иностранных компаниях, наличие бизнес-образования, владение вопросами и технологиями управления персоналом, маркетинга, западных стандартов бухгалтерского учета, общего и финансового менеджмента, владение новейшими информационными и управленческими технологиями.

В целях разрешения вышеперечисленных вопросов и проблем, на наш взгляд, необходимо:

- создать федеральные, региональные и муниципальные программы, направленные на трудоустройство молодежи и способствующие росту ее человеческого потенциала, как показателя развитости и успешности будущих специалистов на рынке труда;

- обеспечить бесплатное и эффективное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве служб занятости;

- гарантировать бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации, психологической поддержке по направлению органов службы занятости.

Так же считаем необходимым и целесообразным создание на федеральных, региональных и местных телеканалах телепередач, дающих ценную информацию молодым о защите собственных прав, обучающих технологиям поиска работы и прохождения конкурсного отбора при трудоустройстве. Отмеченные моменты остро стоят как по всей России в целом, так и в ее отдельных регионах, в том числе и в Брянской области.

In the article the directions of the development of interaction between education and the labour market. It is necessary to achieve compliance of the volume of training specialists of the needs of economic development.

Key words: professional education, market of educational services, labour mobility.

Список литературы

1. Александрова О. А. Экономика образования и экономическая политика государства // Экономика образования. - 2006. - № 3. - С. 4-19

2. Государственные приоритеты в науке и образовании / А. И. Ракитов, А. Н. Авдулов, Н. И. Иванова и др.; Отв. ред. А. И. Ракитов. - М.: ИНИОН РАН, 2001. - 232 с.

3. Кузьмина А.И. Потенциал рабочей силы и рынок образовательных услуг // Вопросы экономики. - 2007. - № 1. - С. 144-146.

4. Линдберг М. Е. Традиционные и нетрадиционные формы получения высшего образования и перспективы трудоустройства // Экономика образования. - 2007. - № 1 (38). - С. 70-73.

Об авторах

Ермашкевич Н.И. - старший преподаватель Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, e-natalya@hotmail.com

Фещенко В.В. - кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления ФЭФ ИЭиП Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, fetschenko-val@mail.ru

Щеликова Н.Ю. - старший преподаватель кафедры управления ФЭФ ИЭиП Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, shelnat1812@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.