Научная статья на тему 'Когнитивный менеджмент как основа инновационной стратегии'

Когнитивный менеджмент как основа инновационной стратегии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
171
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / КОГНИТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ОБЩЕСТВО ЗНАНИЯ / НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ / РИСК / INFORMATION SOCIETY / THE KNOWLEDGE MANAGEMENT / KNOWLEDGE SOCIETY / UNCERTAINTY / RISK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ермашкевич Н.И, Фещенко В.В., Щеликова Н.Ю.

В работе рассматриваются вопросы, связанные с необходимостью внедрения системы когнитивного менеджмента как основы инновационной стратегии. Построенный на его основе управленческий механизм адаптирует процесс развития к условиям и требованиям века информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COGNITIVE MANAGEMENT AS THE INNOVATIVE STRATEGY

The problems associated with the need to introduce a system of the knowledge management as the basis of innovation strategy. Built on the basis of its administrative mechanism adapts the process of development to the conditions and requirements of the information age.

Текст научной работы на тему «Когнитивный менеджмент как основа инновационной стратегии»

290

Вестник Брянского госуниверситета. 2015(3)

УДК 332.05

КОГНИТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК ОСНОВА ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ

Н.И. Ермашкевич, В.В. Фещенко, Н.Ю. Щеликова

В работе рассматриваются вопросы, связанные с необходимостью внедрения системы когнитивного менеджмента как основы инновационной стратегии. Построенный на его основе управленческий механизм адаптирует процесс развития к условиям и требованиям века информации. Ключевые слова: информационное общество, когнитивный менеджмент, общество знания, неопределенность, риск.

Современный этап постиндустриального развития характеризуется системной интеграцией экономик государств, международной концентрацией капитала, глобализацией экономических процессов с быстрым перемещением продукции, услуг, людей, капиталов и идей. В развитых странах происходит переход к шестому технологическому укладу, важнейшими составляющими которого являются био- и нанотехнологии, достижения молекулярной биологии и генной инженерии, робототехника, когнитивные технологии и системы искусственного интеллекта, глобальные информационные сети, новые виды энергии и материалов, высокоскоростные транспортные системы и др. Всё в большей степени находит реальное воплощение концепция NBIC-конвергенции (по первым буквам областей: N -нано; B -био; I -инфо; C -когно), впервые представленная в отчете «Converging Technologies for Improving Human Performance» Всемирного центра оценки технологий (WTEC). Принимая во внимание, что технологический уклад представляет собой освоенные прорывные технологии, инновации, изобретения, лежащие в основе количественного и качественного скачка в развитии производительных сил общества, определяющими факторами развития становятся научно-технический прогресс, когнитивная и креативная человеческая составляющая технологических процессов и интеллектуализация основных факторов производства. Уровень развития технологий определяет развитие производительных сил и производственных отношений. В определенной мере здесь можно говорить о взаимовлиянии этих процессов.

В современных условиях мобильное состояние информационного знания вызывает его инновационность, что тоже способствует тому, чтобы в информации найти специфические характеристики, отличающие его от традиционного знания. В современных условиях слово инновация приобрело новое значение. Под инновацией имеется в виду не любое нововведение и не любая новизна, но та, что связана с отрицанием всякой внешней заданности. В отличие от классически понятой новизны знания, явленного в форме фиксированного фактического материала, в эмпирических данных и теоретических обобщениях современное инновационное знание определяет себя не столько в фиксации нового предметного и устойчивого результата, сколько в бесконечности изменений и постоянстве движения, в переходах от одних результатов к результатам новым. Инновация, таким образом, входит не извне как предложенная к исполнению, а возникает внутри и спонтанно. Это не то новое, что добывается человеком, стимулируемым желанием новых открытий. Это та новизна, которая вырвалась из-под логического контроля человека и осуществляется по своим внутренним закономерностям.

Существование информации вне субъекта означает, что знанию удалось в полной мере избавиться от контроля человека, при этом оно существует в отчужденной форме. Особое внимание в этих трансформациях необходимо обратить на тот факт, что уже сам термин «информация», восходя к слову форма, непосредственно отражает возможность формальности, самостоятельности знания, его абстрагированности и отвлеченности от человеческих, гуманитарных аспектов. Рассматривая и анализируя такую самостоятельность инновационного знания, его спонтанную готовность быть всегда новым, целесообразно признать для него необходимость разработки нового механизма управления. Отличительной характеристикой информации является ее отрыв от субъекта. Знание, отделенное от человека, - это информация. «Различие между знанием и информацией, - пишет Б.К.Турчевская, - можно представить в виде своеобразной формулы: информация - это знание минус субъект или знание - это информация плюс субъект» [2]. Когнитивный менеджмент, обращаясь не столько к результативности знания, сколько к его, практически, бесконтрольной процессуальной инновационности - рождению и развитию, претендует на то, чтобы быть этим механизмом. Назначение когнитивного менеджмента - настроить мысль на резонансный режим работы. Это может способствовать введению управленческого начала над информацией, освободившейся от контроля субъекта и самоорганизационно рождающейся. информация - это знание, которое находится в постоянном процессе порождения. Именно поэтому при освоении знания в форме информации акцент ставится не на его результативности, а на его процессуальности. Условия информатизации не диктуют больше необходимости усвоения устойчивой суммы профессиональных или общекультурных знаний (их как устойчивых сегодня просто нет). Познание в век информации - это овладение способами и методами добывания знания, навыками легко ориентироваться в быстро меняющемся мире.

Итак, управленческий механизм когнитивного менеджмента, делая акцент на процессуальных средствах познания, адаптирует процесс овладения знаниями к условиям и требованиям века информации. Современными средствами познания выступают электронные технологии, медиасредства в их способности передавать единицы информации при снятии «экономического» дефицита и государственного контроля Новый характер когнитивных процессов вызван сегодня новыми познавательными средствами, появившимися вместе с интернетом, электронной почтой, массовой системой коммуникаций. Они связали весь мир в единое пространство. Когнитивные процессы, на управление которыми направлена стратегия когнитивного менеджмента, не являются какими-то новыми по сравнению с теми, что характеризовали человека всегда. Человек по своей природе, даже в условиях новых технологий, искусственного глобализированного и информатизированного мира, искусственного интеллекта, остался тем же самым. Поменялись, однако, содержание и характер его когнитивных процессов. Именно с подобного рода изменениями и связана необходимость введения когнитивного менеджмента, его стратегия направлена на управление когнитивными процессами в их новом содержании и характере. Отметим их особенности. Когда основным ресурсом развития становится знание в форме информации, когнитивный менеджмент оказывается наиболее адекватной управленческой программой. Адекватность связывается с тем, что эта программа основное внимание обращает на развитие и управление мыслительными (когнитивными) процессами.

Во-первых, личностная мотивация человека, его заинтересованность, установки в деятельности сегодня направлены на овладение новыми средствами познания, получившими название информационно-коммуникативные технологии (ИКТ). Мотивация и способность ими пользоваться - это и есть когнитивные процессы в их современном понимании.

Экономика

291

Во-вторых, современные когнитивные процессы определяются как способности, которые включают в себя не только навыки использования адекватных средств познания, но и умение управлять ими. Когнитивный менеджмент нацелен на управление глобализационными информационными потоками - потоками идей, знания (информации), капитала, товаров, людей и пр. Беспорядочность и хаос подобного рода поточного движения требуют адекватного управленческого начала. В-третьих, ИКТ стимулируют необходимость формирования ИКТ-компетенций, содержание которых сводится к улавливанию информационных когнитивных процессов и предназначено для работы с динамикой современного мира, его нелинейными информационными структурами. Когнитивный менеджмент предполагает свободное, доведенное до автоматизма использование ИКТ. Можно сказать, что стратегической задачей когнитивного менеджмента является формирование у каждого представителя той или иной организации ИКТ-компетенций - навыков сбора информации, ее хранения, использования и передачи в целях формирования знаний и коммуникативных умений. В качестве критериев обладания ИКТ-компетенциями можно было бы назвать: владение способами доступа к информации, ее организации по тем правилам, которые приняты как классификационные схемы: синтезирование, интерпретация, обобщение, оценка качества, актуальности, полезности и эффективности, продуцирование информации посредством как адаптации уже имеющейся, так и разработки новой, наконец, передача информации другим людям.

Таким образом, когнитивный менеджмент представляет собой инновационную программу управления знанием, процессами его создания, хранения, организации, распространения и использования в условиях, когда оно превратилось в информацию. В содержательном отношении эта программа предстает как комбинация отдельных аспектов управления персоналом, использования новых информационных технологий в управлении, менеджмента в тех его трансформациях, которые являются ответом на изменения в современной социальной реальности в целом. Когнитивный менеджмент сосредоточен на улавливании движения, процессуальности, развития и отходит от установки управления фиксированными предметными результатами.

The problems associated with the need to introduce a system of the knowledge management as the basis of innovation strategy. Built on the basis of its administrative mechanism adapts the process of development to the conditions and requirements of the information age. Keywords: information society, the knowledge management, knowledge society, uncertainty, risk.

Список литературы

1. Найман Е.А. О влиянии новых коммуникативных технологий на конституирование субъекта и общества постмодерна // Методология науки. Вып. III. Становление современной научной рациональности: сборник работ участников III ежегодной сессии Всероссийского семинара. - Томск, 2008. - С. 132.

2. Турчевская Б.К. Знание и информация: от тождества к различию // Актуальные проблемы современной философии. Вып. 4. Томск, 2012. С. 28.

Об авторах

Ермашкевич Н.И. - старший преподаватель кафедры экономики и управления Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, e-natalya@hotmail.com

Фещенко В.В. - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, fetschenko-val@mail.ru

Щеликова Н.Ю. - кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры экономики и управления Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, shelnat1812@gmail.com

УДК 334(075.8)

ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ БИЗНЕС-АНАЛИТИКИ В УСЛОВИЯХ НЕУСТОЙЧИВОГО

ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Ю.Н. Катков, Г.А. Куликова

В статье раскрыты вопросы внедрения в практику деятельности коммерческих организаций современных информационных технологий и средств бизнес - аналитики. Предложена и описана авторская модель сферической оболочки системы управления со смешанными системами обработки данных, позволяющая осуществлять взаимодействие системы всеми своими элементами с внешней средой и одновременно внутри себя с внутренней средой организации.

Ключевые слова: менеджмент, генерация управляющих воздействий, бизнес-аналитика, информационно-аналитический отчет.

Информационно-аналитические системы современных организаций сложны и многообразны. Крупные холдинговые предприятия могут включать в себя множество структурных подразделений, а их деятельность состоит из многочисленных бизнес-процессов. Чтобы осуществлять эффективное управление такими предприятиями, необходимо использование специальных многофункциональных автоматизированных систем и средств бизнес - аналитики, наиболее точно учитывающих специфику их работы.

Эффективность формулируемых в системе менеджмента хозяйствующих субъектов управляющих предписаний во многом зависит от глубины отражаемых в них внешних и внутренних факторов, воздействующих на конкурентоспособность и рентабельность предприятия, от специфики деятельности. Исследование содержания принимаемых решений с целью повышения их качества предполагает их предварительную классификацию, позволяющую структурировать информацию в соответствии с выбранным перечнем признаков в целях последующей оперативной обработки средствами информационных технологий и получения необходимых аналитических отчетов.

Один из классификационных подходов предлагает решения, принимаемые руководством хозяйствующих субъектов различных форм собственности в процессе осуществления ими основной и прочих видов деятельности, представлять в виде некоторой иерархии. Нами предложена многоуровневая классификация, во главе которой мы выделили управленческие решения (рис. 1).

Приведенная на рисунке классификация, особенно актуальна для фондоемких экономических субъектов, таких как промышленные, строительные, транспортные предприятия, агропромышленные комплексы, хозяйственная деятельность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.