Научная статья на тему 'Взаимосвязь ответственности личности, жизненных целей, эмоциональной насыщенности настоящего, степени удовлетворенности прошлым'

Взаимосвязь ответственности личности, жизненных целей, эмоциональной насыщенности настоящего, степени удовлетворенности прошлым Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
573
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In current article presented the results of study correlation the components of responsibility and the factors of life way: the presence of life goals, emotional filling of the present and complacency by the past.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь ответственности личности, жизненных целей, эмоциональной насыщенности настоящего, степени удовлетворенности прошлым»

психология

Вестник Омского университета, 2003. №2. С. 85-88. © Омский государственный университет

УДК 159.923:159.947.2

ВЗАИМОСВЯЗЬ ОТВЕТСТВЕННОСТИ личности, ЖИЗНЕННЫХ ЦЕЛЕЙ, ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НАСЫЩЕННОСТИ НАСТОЯЩЕГО, СТЕПЕНИ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ПРОШЛЫМ

В.Е. Купченко

Омский государственный университет, кафедра социальной психологии 644077, Омск, пр. Мира, 55а

Получена 13 февраля 2003 г.

In current article presented the results of study correlation the components of responsibility and the factors of life way: the presence of life goals, emotional filling of the present and complacency by the past.

Проблема жизненного пути изучалась многими исследователями как в зарубежной (Ш. Бю-лер, А. Адлер), так и в отечественной психологии (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская). Обзор психологических подходов, рассматривающих жизненный путь личности, представлен в нашей работе «Психология жизненного пути и его диагностика» [11]. Все имеющиеся зарубежные и отечественные теории жизненного пути условно можно разделить на следующие группы.

• Концепции, изучающие жизненный путь сквозь призму понятия «возраст» (Б.Г. Ананьев, H.A. Логинова, И.С. Кон). Благодаря этому направлению этапы жизненного пути унифицированы и стандартизированы.

• Теории, исследующие жизненный путь через рассмотрение «событий» (Ш. Бюлер, Е.И. Го-ловаха, A.A. Кроник). Введение событий позволяет разделить жизненный путь на некоторые «кванты», в результате чего появляется возможность представить его динамику.

• Рассмотрение жизненного пути через изучение понятий жизненной и личностной перспективы (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульхано-ва-Славская). Данный подход является наиболее конструктивным, так как не только дает представление об основных этапах жизненного пути личности, но и отвечает на вопрос, в чем причины индивидуальных различий стилей жизни.

Представим краткий обзор существующих на данный момент подходов, исследующих представления личности о прошлом, настоящем и будущем этапе собственной жизни.

А. Адлер полагает, что каждое проявление жизненной активности необходимо рассматривать в соотношении с личностью в целом. То есть личностные характеристики и особенности жизни взаимосвязаны и неделимы, для изучения жизни отдельного человека необходимо исследовать его жизненную цель, так как она «определяет направление всех его поступков и побуждений» [4, с. 27]. Поняв цель жизни человека, мы способны понять скрытый смысл, лежащий в основе различных разрозненных действий, и осознать, что они являются частями целого. А. Адлер отмечает, что наличие у человека конкретной жизненной цели дает ему возможность преодолеть любые жизненные проблемы. Автор указывает, что цели, которые ставит перед собой человек, и пути их достижения индивидуальны и выбираются самой личностью. Таким образом, в концепции А. Адлера заложена идея о том, что человек способен планировать свои действия.

По мнению Л.И. Анцыферовой, жизненный путь представляет целостное образование, поэтому любой период жизни необходимо исследовать в контексте всей жизни в целом. При этом человек строит свой жизненный путь, руководствуясь определенной системой представлений о своем прошлом, настоящем и будущем [5].

Проблему жизненного пути рассматривает в своих работах A.A. Кроник. Автор активно использует понятие субъективной картины жизненного пути. Это понятие включает психический образ, в котором отражены социально обусловленные пространственно-временные характеристики жизненного пути (прошлое, настоящее, бу-

дущее), его этапы, события и их взаимосвязи [10]. Субъективная картина жизни регулирует во времени, согласовывает жизненный путь личности с жизнью других, особо значимых для нее людей.

В трудах Е.И. Головахи при изучении проблемы жизненного пути исследуются понятия «жизненные планы», «жизненные цели», «ценностные ориентации». Данные составляющие жизнедеятельности представляют собой последовательные ступени субъективной регуляции жизнедеятельности человека [7].

Т.Н. Березина в своих исследованиях выявила наличие связи между пространственно-временными характеристиками мысленных образов, с особенностями жизненного пути и характеристиками личности. В частности, автор обозначает, что показатели «структурированности» линий прошлого, будущего коррелируют с социальной ответственностью, высокой самооценкой, лидерством личности. Следовательно, у человека с развитой социальной ответственностью имеются четкие представления о прошлом и будущем, в которых события связаны причинно-следственным образом [6].

Теоретический обзор показал, что наиболее развернутой системной концепцией жизненного пути является теория жизнедеятельности субъекта, предложенная К.А. Абульхановой-Славской [1-3]. Жизненный путь — многомерное явление, в котором можно выделить структурные компоненты и рассмотреть его как процесс. По ее мнению, жизненный путь включает три структурных основных элемента: жизненную позицию, жизненную линию и смысл жизни [1]. Определяющей является жизненная позиция, которая представляет собой совокупность жизненных отношений. Именно она определяет меру активности личности и особенности построения собственной жизни. Люди, живущие в определенном времени и месте, имеют единые социально-исторические условия развития. Это значит, что со стороны социума к ним предъявляются общие внешние требования, задающие важные этапы биографии (учеба в школе, поступление в вуз, служба в армии, создание семьи и т. д.). Предъявляемые внешние требования определенным образом соотносятся с внутренними требованиями личности (потребностями, интересами, ценностями). Это соотнесение может порождать разного рода противоречия, а способ их разрешения зависит от самой личности. Поэтому жизненный путь является глубоко индивидуальным образованием. В зависимости от того, какого плана трудности возникают в жизни личности и каким образом она их разрешает, выделяются и различные типы жизненных позиций. Один тип подчиняется внешним требованиям, отказываясь от собствен-

ных. Другой тип жизненной позиции, наоборот, стремится реализовать собственные цели, невзирая на складывающиеся условия. Третий же тип способен находить такие жизненные решения, которые оптимально сочетают требования социума с потребностями личности.

Жизненная линия — это воплощение жизненных планов и задач личности в реальность.

Смысл жизни — это осознанный и обобщенный принцип жизни, его жизненная цель. Наличие смысла жизни дает человеку чувство самостоятельности, возможность самому создавать свою жизнь, полноту самовыражения, причастность к общественной жизни. Отсутствие смысла приводит к отчуждению жизни: для человека его поступки и действия теряют значимость, превращаются в функциональные. Это происходит в силу недостаточного развития притязаний личности, неразвитой потребности в самовыражении, а при наличии этих параметров в силу неспособности личности их реализовывать.

Рассматривая жизненный путь как процесс, К.А. Абульханова выделяет три системы: притязания, саморегуляции и удовлетворенности [2]. Притязания определяют контуры жизнедеятельности, ее пределы, внутренние и внешние опоры. Они дифференцируют жизненное пространство, определяя то, что будет делать сам субъект, и то, что он относит к внешним условиям, ожидая результаты от окружающих, либо от складывающихся обстоятельств. Притязания связаны с образом «Я» и самооценкой. В результате этого у личности возникают представления либо об ограниченности условий и средств достижения, либо о неопределенном расширении пространства достижений. По мнению К.А. Абульхано-вой, притязания личности выражают степень соотнесенности жизненных целей и собственных возможностей [3].

После определения личностью собственных жизненных притязаний активно начинает действовать система саморегуляции, то есть система средств и способов достижения поставленных целей, преодоления жизненных трудностей. При рассмотрении данной системы важно обращать внимание на следующие личностные характеристики: меру затрачиваемых усилий, настойчивость, уверенность, деление жизненного пространства на зависящее и не зависящее от нее. При этом важным критерием является то, на что опирается личность (на себя либо на окружающих) при достижении поставленной цели.

Важным показателем личностных достижений является удовлетворенность, под которой К.А. Абульханова понимает «форму обратной связи личности со способами ее объективации в жизни (достижениями личности, оценками окру-

Взаимосвязь ответственности личности.

87

жающих и т. д.)» [2, с. 23]. То, что способно вызывать состояние удовлетворенности, заложено в притязаниях личности. Удовлетворенность одного типа укрепляет личность на достигнутых результатах, одновременно побуждая к новым достижениям. В другом случае удовлетворенность способна приводить к снижению активности человека.

Исследователи, изучая жизненный путь личности, в качестве наиболее актуального вопроса называют выявление факторов, обусловливающих особенности жизни у различных типов личности. На важнейшую роль ответственности в контексте жизненного пути указывают С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова, Л.И. Дементий. С.Л. Рубинштейн отмечает, что «субъект своим ответственным отношением к жизни придает ей направление и движение, преодолевая обстоятельства, ситуации, борясь, он отстаивает ее высший смысл, не давая растворить себя в потоке ситуаций, мелких чувств, ежесекундных желаний» [13, с. 345]. К.А. Абульханова указывает, что «ответственность, ставшая устойчивым качеством личности, позволяет ей легко справляться с предъявляемыми к ней требованиями окружающей действительности, согласовывать эти требования и собственные желания, освобождая себя от внешнего, принудительного контроля» [2, с. 112]. По мнению Л.И. Дементий, «эффективность и оптимальность решения многих жизненных ситуаций зависит от готовности-неготовности личности принимать на себя ответственность и от способности личности реализовать ответственное поведение» [8, с. 27]. К этому же следует добавить, что ответственный человек способен моделировать собственную жизнь и готов нести ответственность не только за процесс жизни, но и за ее результат. Это становится возможным при условии, что личность сохраняет контроль за целостным ходом жизни, прогнозируя ее возможные трудности либо эффективно с ними справляясь.

Ответственность — многомерная личностная характеристика, включающая три основных компонента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Когнитивный компонент ответственности отражает систему усвоенных знаний личности об ответственном поведении. Эмоциональный компонент — желание человека брать на себя ответственность за происходящее с ним. Поведенческий компонент включает реализацию ответственности в конкретных действиях и поступках. Указанные компоненты ответственности, на наш взгляд, связаны с различными характеристиками жизненного пути. В нашем понимании жизненный путь — это особый способ осуществления личностью собственных жизненных замыслов. В

процессе данного исследования нами выделены и изучены следующие характеристики жизненного пути:

• Наличие либо отсутствие жизненных целей;

• Эмоциональная насыщенность настоящего;

• Степень удовлетворенности прошлым.

При исследовании жизненного пути мы придерживаемся комплексного и типологического подходов. Комплексный подход позволяет нам рассмотреть личность и ее собственную жизнь в их взаимодействии. Типологический подход раскрывает причины существования различных жизненных стратегий.

Целью нашего исследования является рассмотрение наличия либо отсутствия взаимосвязи когнитивного, эмоционального, поведенческого компонентов ответственности и наличия жизненных целей, эмоциональной насыщенности настоящего, степени удовлетворенности прошлым.

Задачи нашего исследования:

1) изучение когнитивного эмоционального и поведенческого компонентов ответственности;

2) выявление наличия жизненных целей, эмоциональной насыщенности настоящего и степени удовлетворенности прошлым;

3) определение наличия либо отсутствия взаимосвязи компонентов ответственности и указанных характеристик жизненного пути.

Для изучения компонентов ответственности автором и Л.И. Дементий была разработана анкета. Жизненные цели, эмоциональную насыщенность настоящего и степень удовлетворенности прошлым мы исследовали при помощи стандартизированного тест-опросника Д.А. Леонтьева «Смысложизненные ориентации» [12]. Для определения специфики взаимосвязи указанных компонентов произведен подсчет коэффициента корреляции Пирсона.

Исследованы 50 человек 45-50 лет, имеющих высшее образование. Возрастной критерий отбора объясняется тем, что испытуемые должны обладать достаточным жизненным опытом, являющимся предметом жизненной рефлексии и при этом иметь жизненную перспективу, позволяющую ставить жизненные цели. Все испытуемые в момент проведения исследования имели постоянное место работы.

Результаты взаимосвязи компонентов ответственности и жизненного пути

Показатель жизненного пути Компонент ответственности Цели ЭНЖ УП

Когнитивный 0,38 0,16 0,28

Эмоциональный 0,59 0,33 0,45

Поведенческий 0,62 0,4 0,48

Здесь ЭНЖ — эмоциональная насыщенность жизни; УП — удовлетворенность прошлым.

На основе исследования можно сделать следующие краткие выводы.

1. Выявлена значимая прямая связь между наличием четких целей в жизнедеятельности и поведенческим компонентом ответственности. В данном случае можно сказать о том, что чем четче личность представляет то, к чему она стремится в собственной жизни, тем чаще она реализует задуманное.

2. Прямая связь обнаружена между наличием целей в жизнедеятельности и эмоциональным компонентом ответственности. При этом наличие в жизнедеятельности целей на субъективном уровне формирует позитивное чувство.

3. Присутствует прямая связь между ощущением продуктивности прожитой жизни и эмоциональным компонентом ответственности, с одной стороны, и поведенческим - с другой. Таким образом, чем позитивнее отношение к текущим ответственным видам деятельности и чем чаще, соответственно, личность реализует планируемое, тем в большей степени у нее присутствует ощущение успешности самореализации в жизни и повседневной деятельности.

4. Связи между когнитивным компонентом ответственности и наличием целей в жизнедеятельности не обнаружено. На наш взгляд, для объяснения полученных фактов требуется дополнительное исследование.

5. Наибольшая связь смысложизненных ори-ентаций выявлена с поведенческим компонентом ответственности, наименьшая — с когнитивным компонентом.

сти в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2000 (Сер. «Хрестоматия по психологии»). С. 256-269.

[8] Дементий Л. И. Ответственность в семейных отношениях // Актуальные проблемы психологии: Сб. науч. тр. / Под общ. ред. Л.И. Дементий. Омск: Омск. гос. ун-т, 2000. 102 с.

[9] Дементий Л.И. Ответственность: типология и личностные основания: Монография. Омск: Омск. гос. ун-т, 2001. 192 с.

[10] Кроник A.A., Головаха Е.И. Психологический возраст личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб: Питер, 2000 (Сер. «Хрестоматия по психологии»). С. 246-256.

[11] Купченко В.Е. Психология жизненного пути и его диагностика. Омск: ОмГУ, 2002.

[12] Леонтьев Д.А. Методика изучения смысложизненных ориентации. М.: Смысл, 1992.

[13] Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Изд-во АН СССР, 1976.

[1] Абульханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни / Под общ. ред. Е.В. Шорохова. М.: Наука, 1987. 219 с.

[2] Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности. М., 1999.

[3] Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.

[4] Адлер А. Наука жить: Пер. с англ. и нем. К.: Рог1-ЫоуаП, 1997. 288 с.

[5] Анциферова Л.И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования // Психологический журнал. 1992. Т. 13. № 5. С. 12-26.

[6] Березина Т.Н. Пространственно-временные характеристики мысленных образов и их связь с особенностями личности / / Психологический журнал. 1998. Т. 19. № 4. С. 13-27.

[7] Головаха Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности // Психология лично-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.