Научная статья на тему 'Типология жизненных стратегий в юношестве'

Типология жизненных стратегий в юношестве Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1818
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИПЫ ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / TYPESOFLILESTRATEGY / YOUTHFUL AGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Купченко Виктория Евгеньевна

В статье описана типология жизненных стратегий в юношеском возрасте, представлены базовые подходы к пониманию жизненной стратегии в зарубежной и отечественной психологии, обоснованы компоненты жизненной стратегии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Typology of life strategy in youth

In article the typology of life strategy at youthful age is described, base approaches lo understanding of life strategy in foreign and domestic psychology are presented; components of life strategy are proved.

Текст научной работы на тему «Типология жизненных стратегий в юношестве»

6. Дементий, Л. И. К проблеме диагностики социального контекста и стратегий копинг-поведения (Текст) / Л.И. Дементий // Журнал прикладной психологии. — 2004. — No 3. — С. 20 — 25.

7. Рассел. Д. Измерение одиночества [Текст] / Д. Рассел // Лабиринты одиночества: сб. науч.тр. — М., 1989. — С. 192 — 226.

8. Вейс. P.C. Вопросы изучения одиночества (Текст) / Р. С. Вейс // Лабиринты одиночества: сб. науч. тр. — М., 1989. — С. 114-128.

9. Абульханова-Славская, К.А. О путях построения типологии личности (Текст) / К.А. Абульханова-Славская // Психологический журнал. - 1983. — №1. — С. 7-21.

ДЕМЕНТИЙ Людмила Ивановна, доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии, заведующая кафедрой социальной психологии. Адрес для переписки: e-mail: dementiy@univer.omsk.su КОРОТЕЕВА Елена Михайловна, ассистент кафедры социальной психологии.

Адрес для переписки: e-mail: Koroteewa@mail.ru

Статья поступила в редакцию 08.02.2010 г.

© Л. И. Дементий, Е. М. Коротеева

удк 159.923 В. Е. КУПЧЕНКО

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

ТИПОЛОГИЯ ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ В ЮНОШЕСТВЕ*______________________________________________

В статье описана типология жизненных стратегий в юношеском возрасте, представлены базовые подходы к пониманию жизненной стратегии в зарубежной и отечественной психологии, обоснованы компоненты жизненной стратегии.

Ключевые слова: типы жизненной стратегии, юношеский возраст.

Для каждой личности характерен свой, уникальный способ жизни, ее организации, оценивания и осмысления. В процессе жизни личность выступает субъектом общения и деятельности, имея возможность, в конечном итоге, стать субъектом собственной жизни. Позиция субъекта позволяет человеку соотнести собственные возможности с поставленными целями. К.А Абульханова-Славская данную способность личности к соединению своей индивидуальности с условиями жизни определяет как жизненную стратегию 11). В настоящее время проблема жизненных стратегий активно изучается отечественными и зарубежными психологами. Но, несмотря на устойчивый интерес ученых к данной проблематике, до сих пор отсутствует четкое представление о структуре и типологии жизненных стратегий, механизмах и процессах их формирования.

В большинстве философских, психологических и социологических концепций эти стремления рассматриваются в контексте творческой деятельности личности, раскрытия еетворческого потенциала. Такого подхода придерживались А. Адлер [2], Э. Фромм (3), К. Хорни |4|. А. Маслоу |5) и др. А. Адлер отмечал, что человек активно стремится к одним переживаниям и избегает других, избирательно преобразует и интерпретирует опыт, создавая индивидуальную схему апперцепции и формируя различные паттерны по отношению к миру |2|. Согласно мнению Э. Фромма основанием выделения типов жизненной стратегии является соотнесение экзистенциальных потребностей личности и требований социума. Автор выделяет пять социальных типов характера, анализирует их с позиции продуктивности (3). Идея социального хара-

ктера представлена и в работах К. Хорни, указавшей на то, что человек уже с детства вырабатывает три основных типа социального характера направленных на оптимизацию межличностных отношений и достижения чувства безопасности: это стратегии ориентации на людей, от людей и против людей (4). А. Маслоу выделяет два типа жизненной стратегии: дефицитар-ная жизнь (Д-жизнь) и бытийная жизнь (Б-жизнь) на основании стремления человека и результативности его жизни. Д-жизнь отличается ориентацией на реализацию дефицитарных потребностей (в безопасности) или требования окружения, нежеланием прогнозировать будущее, рутиной и однообразием. Б-жизнь управляется стремлением личности к самоактуализации, реализации ее потенциала, что определяет постановку жизненных целей, продуктивность, индивидуальность |5).

В отечественной психологии проблему стратегии жизни наиболее широко рассматривает К.А. Абульханова-Славская (11. Автором выделены три основных признака жизненной стратегии: выбор способа жизни, разрешение противоречия «хочу - имею», создание условий для самореализации. Многие психологи убеждены, что в каждом человеке имеются силы, направляющие его к реализации всех своих возможностей, к гармонии с миром, иостижению смысла жизни. Л.И. Дементий, разрабатывая проблему ответственности, отмечает, что наиболее продуктивным подходом к пониманию ответственности является рассмотрение в контексте жизненной позицией и жизненных ценностей личности [6]. По данному автору, эффективность решения многих жизненных ситуаций определяется готовностью —неготовностью

■ Рдбота выполненп при поддержке гранта Президента РФ МК-2431.2008.6

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ КСТМИХ N*4 (89) 2010 ПСИХОЛОГИЧЇСКИЕ И ПЕДАГОГИЧІСКИІ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ КСТНИК Hß 4 (89) 2010

личности принимать на себя ответственность и спо-|ЕГ собностью реализовать ответственное поведение. ш К этому же следует добавить, что «ответственный человек способен моделировать собственное поведение и собственную жизнь и готов нести ответс твенность не только за процесс жизни, но и за ее результат» [6, с. 2|. Л.Ф. Бурлачух и Е.Ю. Коржова [7J, рассматривая вопрос о стратегиях поведения в значимых ситуациях, останавливают внимание на такой характеристике как уровень субъективного контроля, или локус контроля. В соответствии с этим показателем можно судить о том, в какой степени человек считает себя активным субъектом собственной деятельности, а в какой — пассивным объектом действия других людей и внешних обстоятельств. О.С. Васильева и Е.А. Демченко важнейшими характеристиками жизненных стратегий считают принятие ответственности за свою жизнь, осмысленность жизни, наличие выстроенной системы ценностей и жизненных целей |8].

Таким образом, в современной психологической науке активно проводятся исследования по изучению основных характеристик жизненной стратегии. Наличие различных точек зрения указывает на сложность и специфичность рассматриваемого вопроса. В нашем понимании жизненная стратегия — это индивидуальный способ организации и регуляции личностью собственной жизни. При исследовании жизненной стратегии нами реализовывался субъектный (С.Л. Рубинштейн (9|), системный (Б.Ф. Ломов (10|) и типологический (К.А. Абульханова-Славская (1)) подходы. Теоретически мы определили такие компоненты жизненной стратегии как:

— жизненная цель (Ш. Бюлер (111, А. Адлер [2], С.Л. Рубинштейн (9), Е.И. Головаха (12)) — осознанный предвосхищаемый личностью результат жизни в целом - определенного жизненного периода. Жизненное целеполагание выполняет ориентирующую и направляющую функцию в жизни: задает ориентиры, к которым личность стремится;

— смысл жизни (А. Адлер [2], В. Франкл (13], ДА. Леонтьев (14)) — жизненная концепция человека, осознанный и обобщенный принцип жизни. Наличие смысла жизни дает человеку чувство самостоятельности, возможности самому создавать свою жизнь, включенность в различные жизненные структуры. Отсутствие смысла приводит к отчуждению жизни: для человека его поступки и действия теряют субъективную значимость;

— ценностные ориентации (О.С. Васильева, Е.А. Демченко |8), Д.А. Леонтьев (14)) — ценности, мотивирующие личность на определенные жизненные поступки;

— наличие либо отсутствие убеждения о возможности и способности управления собственной жизнью (С.Л. Рубинштейн (9), К.А. Абульханова-Славская |1], Д.А. Леонтьев (14), Л.Ф. Бурлачук, Е.Ю. Коржова |7)) определяет локализацию сил, способных оказывать влияние на жизнь человека: является ли жизнь с точки зрения того или иного человека неуправляема, либо управляема, а также кто ею управляет- сама личность, другие люди или случай;

— временная перспектива (К. Левин (15)) — отношение личности к собственному психологическому прошлому, настоящему и будущему, выполняющее организующую и регулирующую функцию в жизни;

— готовность к самостоятельному преодолению трудностей (Р. Пехунен (16)) — убеждение личности в готовности личности к преодолению

жизненных трудностей. Данное качество личности может повысить или снизить мотивацию к осуществлению активных действий в трудных ситуациях;

— самостоятельность—зависимость личности (С.А Рубинштейн (9), К.А. Абульханова-Славская [ 1)) — способность личности к независимому существованию, проявляющемуся в постановке собственных целей и их достижению благодаря своим усилиям;

— творческая направленность личности (Ш. Бюлер (11), В. Франкл 113]) указывает на результативность личности в обществе. Согласно взглядам В. Франкла, именно творческая направленность личности определяет уровень осмысленности личностью собственной жизни (13);

— самоактуализация (Э. Фромм (3), Ш. Бюлер (11)) — степень реализации личностью собственных возможностей. Соотнесение целей с ценностными ориентациями и показателями самоактуализации позволит поня ть, реализует ли личность собственные ценности в поставленных целях, а также определить содержательную сторону жизненной стратегии, ее активность, либо пассивность;

— жизненная удовлетворенность (ДА. Леонтьев (14)) — обобщенное чувство, отражающее степень соответствия желаемого и достигнутого. Важно исследовать, в каких случаях возникаето!цущение жизненной удовлетворенности: когда личность нашла для себя такой способ жизнедеятельности, когда ее жизненные поступки одновременно соответствуют требованиям социума и собственным интересам, желаниям личности; либо когда реализует желания и цели других людей.

Сочетание выделенных компонентов образует определенный тип жизненной стратегии. В настоящей статье мы представим часть результатов исследования применительно к юношеству, выполненного в рамках более масштабного исследования, посвященного изучению возрастных особенностей жизненных стратегий (17). Цель данного исследования: выявить типологию жизненных стратегий в юношеском возрасте. Поставленная цель конкретизирована нами в следующих задачах:

— провести теоретический обзор зарубежных и отечественных теорий по психологии жизненного пути и жизненной стратегии;

— теоретически выделить компоненты жизненной стратегии и эмпирически их изучить;

— построить типологию жизненных стратегий в юношестве.

Для исследования компонентов жизненной стратегии мы использовали б методик: методика смысложизненных ориентаций ДА. Леонтьева; шкала общей самоэффективности Р. Шварцера, М. Ерусалема (адаптация В.Ромека); методика изучения особенностей временной перспективы Ф. Зимбардо (адаптация А. Сырцовой, Е.Т. Соколовой, О.В. Митиной); методика самоактуализации Э. Шострема (адаптация Ю.Е. Алешиной, Л.Я Гозман); методика диагностики индивидуальной структуры ценностных ориентаций личности С. С. Бубновой; методика мотивации достижения А. Мехрабиана. С целью построения типологии жизненных стратегий мы провели процедуру кластерного анализа методом К-средних.

Юношество — это период, в котором личность начинает активно воплощать свою жизненную стратегию, примерять различные социальные роли. В данном возрасте человек становится взрослым не только в биологическом, но и в социальном отношении, оказывается перед объективной необходимостью осуществления целого ряда важных выборов, в частности

выбора своего жизненного пути, ролей, соответствующих его внутренней сути.

В нашем исследовании приняли участие 100 юношей 17—19 лет, обучающихся в высших учебных заведениях и колледжах г.Омска. На выделение типов жизненной стратегии в юношестве оказало влияние 23 переменные. Полученные данные свидетельствуют, что период юношеского возраста является значимым этаном формирования жизненной стратегии. Наибольшее влияние оказали переменные «самостоятельность» (F = 41,48 при р^0,01) и «спонтанность» (F= 33,23 при р^0,01). «Вес» данных переменных говорит о том, что жизненные стратегии юношей разделяются в первую очередь на основе зависимости — независимости личности от мнения и поведения других людей, а также от способности личности к свободному проявлению в жизнедеятельности своих интересов и желаний.

В результате кластерного анализа выделены три кластера, отражающие три типа жизненной стратегии: фаталистический, гедонистический и целеустремленный, представленные в выборке примерно в равной степени. Ключевой характеристикой личности с фаталистическим типом жизненной стратегии является убежденность в неуправляемость жизни вообще и неверие в свои силы в частности. Данное убеждение приводит к тому, что личность в собственной жизни отказывается от постановки жизненных целей, «плывет по течению», ориентирована на избегание неудачи, в связи с чем, жизненные поступки часто характеризуются хаотичностью и случайностью. Итогом такого типа жизненной стратегии является низкая удовлетворенность как сегодняшним, так и вчерашним днем. Достаточно высокое значение по шкале «негативное прошлое» указывает на то, личности с фаталистическим типом жизненной стратегии присуще негативное пессимистическое отношение к предыдущему жизненному этапу.

Личность с целеустремленным типом жизненной стратегии (34% испытуемых) характеризуется противоположными особенностями жизненной стратегии по сравнению с предыдущим типом. Личность с целеустремленным типом жизненной стратегии в юношестве убеждена, что жизнь контролируема. Убежденность в том, что человек сам способен определять свою жизнь приводит к постановке четких жизненных целей, придающих жизни смысл и направленность. Средние показатели по шкале «поддержка» могут свидетельствовать о недостаточной самостоятельности, а также о том, что на постановку жизненных целей личности юношеского возраста с целеустремленным типом жизненной стратегии оказывает влияние мнение значимых людей. Настоящий период жизни воспринимается как эмоционально насыщенный и интересный, проявляется удовлетворенность прожитой частью жизни. Из соотношения результатов по жизненным целям, удовлетворенности прошлым и настоящим следует, что жизненное целе-полагание таких юношей соотносится с позицией личности в настоящем и подкрепляется личной ответственностью. Однако для личности с целеустремленным типом жизненной стратегии харак терен средний уровень готовности преодоления жизненных трудностей.

Для личности с гедонистическим типом жизненной стратегии (37% испытуемых) в юношеском возрасте присуще беззаботное и беспечное отношение ко времени и жизни. В зависимости от ситуации данная личность ориентирована на удовольствие, наслаждение в настоящем и отсутствие заботы

о последствиях в будущем. В результате беззаботности и беспечности личность не стремится планировать свое будущее, что проявляется в нечеткости жизненных целей и готовнос ти к спонтанным, непредсказуемым, рискованным поступкам. Высокая удовлетворенность настоящим периодом жизни указывает на то, что на данном жизненном этапе реализуется беззаботное отношение к жизни и стремление к получению удовольствий. Причиной этого может быть хорошее знание данной личностью своих потребностей и чувств. Описанное отношение к жизни у личности с гедонистическим типом жизненной стратегии, возможно, является результатом характерной ей неуверенности и сомнения в том, что жизнь подконтрольна и личность сама способна задавать ей направление, придавать смысл. Независимость в ценностях и поведении от окружающих подчеркивает, что гедонистическое отношение к жизни — самостоятельный выбор такой личности. Данная личность практически не готова самостоятельно справляться с жизненными трудностями. Выражен высокий уровень самоуважения и высока ценность самоактуализации личности. Проявляется способность к быстрому установлению межличностных контактов.

Сходством выявленных типов жизненных стратегий в период юношеского возраста является низкая значимость ценности отдыха, связанная, на наш взгляд, с осознанием юношей необходимости обучения и получения профессионального образования, а также неразвитая готовность преодоления жизненных трудностей, по нашему мнению, обусловлена возрастными особенностями юношеского возраста, проявляющимися в их зависимосги от родителей. Принципиальные отличия выделенных типов жизненных стратегий в юношеском возрасте касаются жизненных целей, удовлетворенности прожитой части жизни, возможности и способности управления собственной жизнью, ценности самоактуализации. По переменным «самостоятельность» и «спонтанность», оказавшим наибольшее влияние на разделение типов жизненной стратегии в юношеском возрасте, следует обозначить, что для личности с гедонистическим типом жизненной стратегии свойственна независимость от окружающих и способность к спонтанным поступкам. Для личности с фаталистическим и целеустремленным типом жизненной стратегии в юношеском возрасте в собственных жизненных поступках характерна ориентация и на окружающих и на самого себя, а также средний уровень готовности к спонтанным действиям.

Таким образом, в процессе нашего исследования впервые была построена типология жизненных стратегий применительно для периода юношества. Полученные результаты могут быть использованы педагогами, родителями, студентам вузов и сузов в целях формирования активной жизненной позиции личности в период обучения.

Библиографический список

1. Абульхаиова-Славская, К.А. Стратегия жизни (Текст) / К.А. Абульхаиова-Славская. — М.: Мысль, 1991. — 319 с.

2. Адлер, А. Наука жить (Текст) / А Адлер; пер. с апгл. и пей. -К.: РоА-НоуаИ. 1997. - 225 с.

3. Фромм, Э. Иметь или быть (Текст) / Э. Фромм. - Киев: Ника-Центр: Вист-С. 1998 - 279 с.

4. Хорни, К Невроз и развитиеличносги(Текст)/К.Хорни. — М.: Смысл. 1996. —319с.

5. Маслоу, А Психология бытия (Текст) / А. Маслоу. — М.: Рефл-бук. 1997. - 376 с,

6. Дементий, Л.И. Ответственность: типология и личностные основания (Текст) /Л.И. Дементий. - Омск: ОмГУ, 2001. — 192 с.

7. Бурлачук, Л.Ф. Психология жизненных ситуаций (Текст): учеб. пособие /Л.Ф. Бурлачук. В.Ю. Коржова. — М.: Российское педагогическое агентство, 1998. — 225 с.

8. Васильева, О.С. Изучение основных характеристик жизненной стратегии (Текст) / О.С. Васильева. Е.А. Демченко // Вопросы психологии. — 2001. — No 2. — С. 74 —85.

9. Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир (Текст) / CJV Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2003. — 376 с.

10. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии (Текст| / Б. Ф. Ломов. - М.: Наука. 1984. - 350 с.

11. Bühler, Ch. Der menschliche Lebenslauf als psychologisches Problem / Ch. Buhler - Güttingen: Hogvefe, 1959. - 181 S.

12. Головаха, Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности |Текст) / Е.И. Головахина // Психология личности в трудах отечественных психологов. — СПб.: Питер, 2000. - С. 256 - 269.

13. Франкл, В. Доктор и душа (Текст) / В. Франкл. - СПб.: Ювента, 1997. - 245 с.

14. Леонтьев. ДА Психология смысла [Текст]/ДАЛеонтьев. — М.: Смысл. 1999. - 450 с.

15. Левин, К. Теория поля в социальных науках (Текст) / К. Левин. — СПб.: Речь, 2000. — 345 с.

16. Пехунен, Р. Задачи развития и жизненные стратегии (Текст) / Р. Пехунен // Психология личности и образ жизни; ред. Е.В. Шорохова. — М.: Наука, 1987. - 269 с.

17. Купченко. В.Е. Возрастные особенности типологии жизненных стратегий (Текст) / В.Е. Купченко // Психология человека в современном мире: материалы Всероссийской юбилейной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна, 15-16 октября; ред. А.Л. Журавлев, В.А. Барабанщиков. М.И. Воловикова. — М.: Изд-во Института психологии РАН, 2009. - Т. 1. - 334 с.

КУПЧЕНКО Виктория Евгеньевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии.

Адрес для переписки: e-mail: kupchenko07@mail.ru

Статья поступила в редакцию 01.02.2010 г.

© В. Е. Купченко

удк 378.1 Ю. М. СОСНОВСКИЙ

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

«МЯГКАЯ» МОДЕЛЬ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В данной статье обосновывается применение «мягких» моделей к оценке качества образовательного процесса. Рассмотрены и проанализированы наиболее распространенные модели качества образования. Полученные результаты могут быть полезны при определении критериев качества образовательного процесса в высшей школе.

Ключевые слова: «жесткие» и «мягкие» модели, качество образовательного процесса.

Возрастающее значение качественной оценки состояния образовательного процесса породило развитие одного из новых научных направлений в педагогической науке: управление качеством современного образования. Анализ изменяющейся роли образования в современном мире показывает, что образование, к сожалению, не успевает за темпами развития общества, за меняющимся потоком информации и за способами его обработки. Следует заметить, что качество образования и качество образовательного процесса имеют разное смысловое содержание. Качество профессиональной подготовки специалистов в вузах следует рассматривать, с одной стороны, как способность образовательной системы удовлетворять запросы производства, а с другой — как удовлетворение потребностей личности в получении конкурентоспособных знаний и умений. Вместе с тем анализ данных социологических исследований показывает, что далеко не все студенты российских вузов «озабочены» получением качественного образования. Более того, представление о том, какое образование они получат (получают), постепенно формируется только к окончанию университета или после прохождения про-

изводственной практики, а зачастую много лет спустя после окончания вуза.

Проведенный анализ отечественного и зарубежного опыта оценки качества образования показал, что существует около девяти различных моделей системы менеджмента качества в вузах.

1. Модель системы менеджмента качества но международному стандарту ISO 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001-2001)|1-3).

2. Модель Европейского фонда но менеджменту качества (EFOM) (4).

3. Модель премии Правительства РФ в области качества.

4. Модель премии конкурса Министерства образования РФ «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов» 2003 г. [5].

5. Модель Центра исследований политики в области высшего образования (CHEPS) университета Твенте (Нидерланды) (6].

6. Модель Ассоциации университетов Нидерландов (VSNU) (7).

7. Бельгийско-нидерландская модель (НВО Expert Group) (8,9].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.