Научная статья на тему 'Взаимосвязь гендерных стереотипов и семейных ролей в представлениях подростков'

Взаимосвязь гендерных стереотипов и семейных ролей в представлениях подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1583
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ / ГЕНДЕРНЫЕ РОЛИ / ГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / GENDER STEREOTYPES / GENDER ROLES / GENDER SOCIALIZATION / TEEN AGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Размахнина Дарья Юрьевна

В статье приводятся результаты эмпирического исследования гендерных представлений подростков, проведенного с использованием авторской методики, основанной на психосемантическом подходе. Статья содержит некоторые теоретические аспекты проблемы, описание диагностической процедуры и результаты изучения взаимосвязанных представлений о гендерных стереотипах и семейных ролях в группах юношей и девушек из полных и неполных семей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interrelation of gender stereotypes and family roles in teenagers’ representation

This article presents an empirical research of gender representation of teenagers by using the author’s method based on psychosemantic approach. The article contains a theoretical basis for the research, a description of the diagnostic procedure and results of the studying interrelated representations about gender stereotypes and family roles that were obtained in the groups of boys and girls from complete and incomplete families.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь гендерных стереотипов и семейных ролей в представлениях подростков»

Размахнина Д.Ю.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ И СЕМЕЙНЫХ РОЛЕЙ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ ПОДРОСТКОВ

Тендер выступает одним из первых критериев категоризации в раннем детстве. Классификация окружающих взрослых на мужчин и женщин способствует формированию у ребенка схемы собственного пола, а также представлений, сценариев и планов действий, необходимые для реализации поведения, соответствующего тендеру. Идентифицировав свой пол, ребенок начинает впитывать информацию о правилах, нормах и моделях поведения людей своей социальной группы, т.е. тендерные стереотипы. Наиболее общими и универсальными являются гендерные стереотипы феминности и маскулинности. Это нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин [4].

Гендерные стереотипы существуют в виде схем, состоящих из двух взаимосвязанных уровней: информации о принятых в обществе нормативах феминности и маскулинности и более детальной «проработки» стандартов полоролевого поведения, характеризующих представителей своего пола. Эти схемы становятся основным фактором самосоциализации ребёнка, предопределяющим категоризацию им социальной реальности, «линзами», через которые ребёнок воспринимает окружающую социальную действительность [2].

Тесно связанным с понятием гендерных стереотипов является понятие гендерной роли. По сути, гендерные роли производны от сформированных в обществе стереотипных представлениях о маскулинности и фемининности и включают в себя установки, ценности и поведение, предписываемое обществом для каждого, имеющего определенный статус мужчины или женщины. В обобщенном виде они проявляются в разделении деятельности, прав и обязанностей индивидов в зависимости от их половой принадлежности и могут рассматриваться как внешние криетрии, которые позволяют другим людям судить о принадлежности индивида к мужскому или женскому полу [1]. Таким образом, гендерные стереотипы и соответствующие им семейный роли представляют собой единое семантическое пространство того или иного гендера.

Решающее значение для развития личности вообще и, в частности, в ее гендерном аспекте, имеет первичная социализация, которая осуществляется в семье. В рамках первичной гендерной социализации ребенок усваивает образцы поведения, соответствующие определенному полу, бессознательно ориентируюсь на доступные ему модели поведения родителей, которые выступают в качестве носителей социокультурных норм гендерного поведения и соответствующих ему ролей. Тендерная социализация ребенка в семье во многом зависит от его половой принадлежности и является дифференцированной для мальчиков и девочек. При этом, и гендер родителя определяет различия в воспитательных стратегиях - матери и отцы по-разному взаимодействуют с детьми своего и противоположного пола [3].

Таким образом, обращаясь к эмпирическому исследованию гендерных представлений в сознании подростков, наиболее актуальной задачей является изучение особенностей взаимосвязи гендерных стереотипов и соответствующих им семейных ролей у юношей и девушек из полных и неполных семей. Актуальность такого исследования определена тем, что в подростковом возрасте происходит активное осознавание сформированных в обществе норм поведения и интеграция общественных представлений с собственным жизненным опытом и личностными особенностями. На базе этой информации подростки формируют свой дальнейший жизненный путь, поскольку значение гендерного самосознания выходит далеко за рамки межличностных отношений и оказывает существенное влияние на все стороны жизнедеятельности личности.

При разработке приведенного в данной статье исследования учитывалось, что взаимосвязанные представления о гендерных стереотипах и соответствующих им гендерных ролях, составляющие гендерное сознание личности, закладываются в семье и по-разному представлены для детей разных полов. Таким образом, в основе исследования лежит предположение о том, что гендерные представления подростков тесно взаимосвязаны с совокупностью факторов пола и составом семьи.

В исследовании приняли участие 180 подростков 9-11х классов общеобразовательных школ Г.Москвы. Данная выборка была разделена на 4 равные подгруппы по критерию сочетания пола и состава семьи (по 45 человек): девушки из полных семей, юноши из полных семей, девушки из неполных семей, юноши из неполных семей.

Для решения данной эмпирической задачи был разработан соответствующий метод исследования, основанный на психосемантическом подходе.

Из 100 прилагательных, включающих типичные мужские и женские черты, а также широко распространенные одобряемые и неодобряемые личностные черты, не имеющие гендерной специфичности, подросткам предлагалось выбрать неограниченное количество тех, которые, по их мнению, характерны для представителей наиболее стабильных объектов гендерной системы. В качестве таких объектов были отобраны гендерные стереотипы «мужчина» и «женщина» и конвенциональные семейные роли - родительские «отец» и «мать», супружеские «муж» и «жена».

В результате проведенного исследования, нами были получены данные о содержании и особенностях взаимосвязи представлений о гендерных стереотипах и конвенциональных семейных ролях в каждой подгруппе. Анализ полученных данных проводился в три этапа. На первом этапе при помощи кластерного анализа сто прилагательных разбивались на несколько кластеров. Кластерный анализ проводился в Евклидовой метрике методом Уорда. Решение о количестве кластеров принималось по матрице аггломераций - выбиралось число кластеров, расстояние между которыми значительно превышало предыдущие расстояния. В результате данной процедуры было получены классификации прилагательных для всех исследуемых объектов (гендерных стереотипов и семейных ролей), каждая из которых включала от 3 до 5 кластеров. Затем рассчитывались общие показатели каждого испытуемого по каждому конструкту. На втором этапе анализировались частоты выбора прилагательных каждого кластера. Данные обрабатывались при помощи программ StatSoft Statistica 8.0 и SPSS 17.0. Таким образом, были получены описания, которые подростки каждой подгруппы используют применительно ко всем исследуемым объектам. На третьем этапе обработки данных проводился качественный анализ взаимосвязи содержания гендер-ных стереотипов и семейных ролей в представлениях испытуемых.

В результате исследования были получены следующие данные:

1. У девушек из полных семей отмечается сходство описаний всех женских объектов. Роли жены и матери, а также стереотип женщины характеризуются почти равным соотношением фемининной эмоциональности и маскулинных черт, связанных с деловой активностью, моральными принципами и волевой регуляцией. Практически все характеристики являются социально одобряемыми и, в итоге, женское гендерное пространство в восприятии данной группы испытуемых представляется гармонично андрогинным и, вероятно, достаточно идеализированным.

Представления о мужских объектах менее гомогенно. В нем отмечается сходство описаний между семейными ролями отца и мужа, которое выражается в противоречивости и неоднородности. Девушки из полных семей указывают и фемининные черты, которые применительно к мужским объектам приобретают нежелательную окраску, и одобряемые маскулинные качества, и неодобряемые черты, не имеющие гендерной принадлежности. А психологический портрет мужчины отличается использованием позитивных и одобряемых черт. Типичные маскулинные качества в нем доминируют, но они смягчены за счет использования черт фемининной эмоциональности.

2. Содержание представлений об объектах мужского и женского тендера у девушек из неполных семей существенно отличается от предыдущей группы. Стереотип женщины, роли матери и жены описываются по-разному и не имеют семантического единства. Мать описывается в основном с использованием негативных черт, типичных для мужчин и женщин. Роль жены в восприятии испытуемых является наиболее маскулинным из всех женских объектов, а стереотип женщины - гармонично андрогинным.

В пространстве мужского гендера, отмечается сходство в описании роли отца и стереотипа мужчины. Оба объекта представляют собой обезличенное размытое описание, в котором игнорируются как типичные черты того или иного гендера, так и социальная желательность/нежелательность черт. Вероятно, такое сходство представлений о данных объектах определяется тем, что модель поведения реального отца, отсутствующего в жизни девушек, неосознаваемо проецируется испытуемыми на представления о мужских объектах в целом. При этом, представление о роли мужа отличается наибольшим набором негативно окрашенных характеристик как маскулинного, так и фемининного типа, что вероятно указывает на супружеский конфликт родителей.

3. У юношей из полных семей в описании ролей матери и жены используются только одобряемые черты, но образ матери несколько более маскулинен по сравнению с представлениями о роли жены. В отличие от семейных ролей, стереотип женщины в данной группе испытуемых наделяется прежде всего неодобряемыми чертами как маскулинного, так и фемининного типа. В психологическом портрете женщины используются некоторые позитивные черты, не имеющие гендерной принадлежности и противоречащие по смыслу основному набору прилагательных.

Среди мужских объектов выделяется сходство представлений об отце и мужчине -они описываются с использованием исключительно маскулинных одобряемых качеств, и, в итоге, оказываются идеализированными и достаточно шаблонными. По всей видимости, реальный отец в полных семьях выступает для юношей моделью, по которой строится восприятие мужчин. Представление о роли мужа существенно отличается - данная роль воспринимается противоречивой, наравне с одобряемыми маскулинными чертами задействованы и неодобряемые прилагательные, типичные как для мужчин, так и для женщин.

4. Особенность представлений о женских объектах у юношей из неполных семей состоит в том, что роль матери, жены и стереотип женщины сходно наделяются преимущественно негативными чертами, лишенными гендерной специфичности.

В пространстве мужских объектов у данной группы испытуемых выделяется сходство представлений об отце и мужчине. Роль отца и стереотип мужчины сходны за счет указания негативных черт маскулинного и фемининного плана, игнорирования одобряемых черт, типичных для представлений о мужском гендере и использования фемининных характеристик, связанных с мягкостью и бесконфликтностью. Образ мужа являются сбалансировано андрогинными, в них используются только одобряемые характеристики.

В результате исследования были выявлены отличительные особенности содержания и взаимосвязи гендерных представлений подростков, связанные с их полом и составом семьи, которые наиболее полно выявляются при анализе сочетания двух указанных факторов. Юноши и девушки из полных и неполных семей, в основном, имеют различную информацию о гендерных стереотипах и гендерных ролях, наиболее явно это прослеживается при анализе взаимосвязи между представлениями об исследуемых объектах. Таким образом, предположение о том, что гендерные представления подростков связаны с совокупностью факторов пола и состава семьи подтверждено.

Литература

[1]. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2001.

[2]. Бем С. Л. Линзы тендера. Трансформация взглядов на проблему неравенства полов. - М.: РОССПЭН, 2004. .

[3]. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. Учебное пособие. М.: Гардики, 2005.

[4]. Уэст К., Циммерман Д. Создание гендера / Пер. с англ. Е. Здравомысловой // Тендерные тетради: Труды Санкт-Петербургского филиала Института социологии РАН. Вып. 1. - СПб., 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.