Научная статья на тему 'Взаимоотношения татарского просветителя Шигабутдина Марджани и меценатов Акчуриных'

Взаимоотношения татарского просветителя Шигабутдина Марджани и меценатов Акчуриных Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
233
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
татары-мусульмане / просветитель / Россия / Поволжье / меценатство / Марджани / Акчурины / Muslim Tatars / enlightener / Russia / Volga Region / patronage / Marjani / the Akchurins

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Н. И. Таиров

В статье, опираясь на документы архивов, материалы периодических изданий, исследуются основные моменты взаимоотношений татарского религиозного деятеля и просветителя Ш. Марджани и меценатов Акчуриных. Изложенные факты свидетельствуют об уважении и интересе симбирских фабрикантов и меценатов Акчуриных к неординарной личности и богатейшему наследию признанного богослова и основоположника татарской исторической науки Шигабутдина Марджани

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP AMONG THE TATAR ENLIGHTENER SHIHABEDDIN MARJANI AND THE AKCHURINS PHILHANTROPIST DYNASTY

Essential moments of relations among Tatar religious figure and educator Sh.Marjani and the Akchurins maecenas dynasty are reviewed in the article. The analysis is based on archive documents and periodicals. The facts found in the research show that Simbirsk industrialists and philhantropists, the Akchurins, had a great interest for extraordinary personality of Shihabeddin Marjani who was the acknowledged theologian and founder of Tatar historical science.

Текст научной работы на тему «Взаимоотношения татарского просветителя Шигабутдина Марджани и меценатов Акчуриных»

22. Halikova E.A Bilyarskie nekropoli // Issledovaniya Velikogo gorada / Otv. red. V.V. Sedov. - M.: Nauka, 1976. - S. 113-168

2 3. Halikova E.A Musul'manskie nekropoli Volzhskoj Bulgarii X - nachala XIII vv. - Kazan': izd-vo un-ta, 1986. - 160 s.

УДК 908. (470.40)

Н.И. Таиров

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ТАТАРСКОГО ПРОСВЕТИТЕЛЯ ШИГАБУТДИНА МАРДЖАНИ И МЕЦЕНАТОВ АКЧУРИНЫХ

В статье, опираясь на документы архивов, материалы периодических изданий, исследуются основные моменты взаимоотношений татарского религиозного деятеля и просветителя Ш. Марджани и меценатов Акчуриных. Изложенные факты свидетельствуют об уважении и интересе симбирских фабрикантов и меценатов Акчуриных к неординарной личности и богатейшему наследию признанного богослова и основоположника татарской исторической науки Шигабутдина Марджани

Ключевые слова: татары-мусульмане, просветитель, Россия, Поволжье ,меценатство, Марджани, Акчурины.

Nail I. Tairov THE RELATIONSHIP AMONG THE TATAR ENLIGHTENER SHIHABEDDIN MARJANI AND THE AKCHURINS PHILHANTROPIST DYNASTY.

Abstract: Essential moments of relations among Tatar religious figure and educator Sh.Marjani and the Akchurins maecenas dynasty are reviewed in the article. The analysis is based on archive documents and periodicals. The facts found in the research show that Simbirsk industrialists and philhantropists, the Akchurins, had a great interest for extraordinary personality of Shihabeddin Marjani who was the acknowledged theologian and founder of Tatar historical science.

Key words: Muslim Tatars, enlightener, Russia, Volga Region, patronage, Marjani, the Akchurins.

Все дальше и дальше уходит от нас время великого татарского религиозного деятеля, просветителя и историка Шигабутдина Марджани. Но интерес к его богатой биографии и ,во многом, уникальному наследию не уменьшается, а наоборот, возрастает. Некоторые неизвестные и малоизученные страницы жизни первого татарского историка требуют особого внимания со стороны современных исследователей.

За свою жизнь он побывал в разных регионах России и зарубежных странах. Наш замечательный соотечественник встречался и беседовал со многими людьми разных национальностей. С некоторыми хазрат общался практически всю свою сознательную жизнь, с другими - продолжительное время,с третьими были только короткие встречи.

В богатейшей на события и свершения биографии Ш.Марджани прослеживаются и отношения с татарскими купцами и фабрикантами. Как свидетельствуют источники, представители татарских купцов и промышленников, как правило, с уважением относились к мусульманским духовным лицам.Общения между ними были не редкими.

Известно,что татарские купцы и промышленники оказывали помощь в совершении хаджа многим религиозным деятелям Поволжья.Марджани был в числе этих людей. Направляясь в Мекку и Медину, Ш. Марджани 11 августа 1880 года остановился на легендарной Нижегородской ярмарке, где татарские купцы передали ему 300 руб.[1].

В последний период жизни Ш. Марджани, по приглашению фабрикантов сукна Алеевых, посетил Симбирскую губернию и погостил у них. В частности,он провел обряд бракосочетания детей фабрикантов. А также великий ученый и богослов вместе с Алеевыми и другими представителями мусульманской общины совершил общественный намаз в местной мечети. Эту поездку Ш. Марджани совершил не один, а по традиции того времени с одним из шакирдов [2].

Контакты между религиозными деятелями и предпринимателями Поволжья были достаточно активны. Многие крупные купцы и фабриканты того времени стремились заручиться поддержкой и авторитетом богословов. К последним относились и Акчурины. Татарские предприниматели Поволжья и Приуралья Акчурины вошли в историю России как крупные купцы и организаторы промышленного производства.

Одновременно Акчурины были и щедрыми благотворителями и меценатами. На свои средства они строили, открывали и содержали мечети,медресе и другие учебные заведения, участвовали в выпуске книг и периодических изданий на татарском и русском языках. Они сохранили одно из замечательных качеств народа - уважительное отношение к книгам. Купцы и фабриканты приобретали книги, создавали библиотеки. Среди Акчуриных, было немало и тех, кто интересовался литературой. В их библиотеках были произведения русских, татарских, восточных и западноевропейских авторов. Особое внимание татарские купцы и промышленники уделяли развитию татарской литературы. Они пополняли свои библиотечные фонды произведениями К. Насыри, Г. Тукая, Ф. Амирхана, Г. Исхаки и других авторов, выписывали татарские газеты и журналы. Представители Акчуриных внесли значительный вклад в развитие журналистики, просвещения и науки татарского и других тюркских народов (Юсуф Акчура, Ибрагим Акчурин, Зухра Акчурина].

Можно выделить несколько направлений связей Ш. Марджани с татарскими купцами и фабрикантами Акчуриными.

Во-первых, доподлинно известно, что Акчурины встречались с Ш.Марджани. Можно с уверенностью сказать о нескольких таких встречах. Речь идет о таких известных представителях рода Акчуриных, как интеллектуалы Ибрагим Курамшевич и Хасан Тимербулатович. Они были знатоками ислама, также увлекались тюркологией, и другими науками. Их хорошо знали не только образованные татары, но и представители других тюрко-мусульманских народов страны.

Следует сказать,что одна из встреч состоялась в Казани. В один из июньских дней 1880 года Шигабутдин Марджани был приглашен в гости к казанскому купцу Якубу Чукину. Пользуясь случаем, один из гостей - представитель рода предпринимателей - Ибрагим Акчурин - задал ему вопрос, не запрещает ли ислам мусульманину носить шляпу. В ответ известный ученый сказал, что об этом запрете даже говорить не следует. Этот факт нам стал известен благодаря неутомимому ученому и авторитетному религиозному деятелю Ризе Фахретдину [3].

Сложнее сказать о месте второй встречи религиозного деятеля и фабрикантов.Скорее всего она также проходила в Казани.С богословом и ученым Марджани был знаком один из известных татарских фабрикантов и щедрых меценатов Хасан Акчурин. Во время одной из бесед Хасан Акчурин спросил Марджани: «Можно ли мусульманину фотографироваться?» - и услышал в ответ: «Нет большого запрета, если фото будет лежать на столе, а не висеть на стене» [4]. Именно в этих ответах мы находим позицию Ш.Марджани по некоторым вопросам частной жизни мусульман.

Во-вторых, не только сам Шигабутдин Марджани,но и некоторые его шакирды, были тесно связаны с Акчуриными. Они служили в мечетях и медресе,которые были построены или содержались Акчуриными.

Одним из них был ахун, казый Бурханетдин Насретдин. Последний во второй половине XIX в. служил в мечети Акчуриных в д. Старое Тимошкино (Зия башы] Симбирской губернии. По некоторым данным, именно он совершил в свое время обряд бракосочетания (никаха] первой татарской журналистки Зухры Акчуриной и просветителя тюркских народов Исмаила Гаспринского. Активная деятельность муллы была замечена и поддержана властями. В 1894 года ахун был награжден золотой медалью для ношения на Владимирской ленте. Более того, Бурханетдин Насретдин, женился на Мягберус, дочери Курамши, родной сестре Тимербулата Акчурина [5]. Многочисленные исторические источники свидетельствуют, что купец и фабрикант Т.К.Акчурин постоянно покровительствовал мусульманским (татарским] общинам России. В частности,он построил мечети и медресе в Симбирской, Самарской и других губерниях страны. Как свидетельствуют источники, эту близость казыя и Акчуриных заметили не только доброжелатели, но и их недруги[6].

В-третьих. В солидных научных трудах Марджани исследуются биографии и родословные значительного количества религиозных деятелей Поволжья и Приуралья. В их числе мы находим людей,которые имели контакты с Акчуриными. Данные религиозные деятели служили в мечетях и преподавали в медресе, финансируемых Акчуриными. Последние приглашали к себе в качестве хазратов образованных людей из Поволжья и

Приуралья. Как известно, данный регион сыграл большую роль в развитии ислама на территории современной Российской Федерации. На этих религиозных деятелей обращали внимание представители Акчуриных. Среди них следует отметить род Мустакимовых из Казанской губернии. Ш.Марджани предлагает читателям своих книг и других публикаций небольшую родословную Мустакимовых. Например, представители данного рода сопровождали симбирских фабрикантов в ходе совершения хаджа. Мы имеем в виду муллу мечети в д. Старое Тимошкино (Зия башы], Сенгилеевского уезда Симбирской губернии Зыятдина Мустакимова. Это произошло в мае 1864 года. Речь идет о поломничестве в Мекку и Медину Сулеймана Абдулловича Акчурина,одной из знаковых фигур рода купцов и фабрикантов. Он первым из Акчуриных вступил на неизведанный путь промышленного производства. Строительство на собственные финансовые средства и при поддержке сельчан суконного предприятия было довольно радикальным и прогрессивный шагом в истории промышленности татар. Сооружение и успешное функционирование крупной фабрики в д. Старое Тимошкино (Зия башы], оснащенного новейшей техникой, было значимым явлением не только в предпринимательстве Акчуриных,но и всей промышленности Симбирской губернии.

В-четвертых,в контексте предложенной темы необходимо сказать о следующем. Часть наследников и отдельных учеников Ш.Марджани связала свою семейную жизнь с татарскими предпринимателями. К этому времени сложилась определенная практика установления родственных отношений между татарскими предпринимателями и религиозными деятелями.Фабрикант сукна Саратовской губернии Абдулла Агишев был женат на внучке Ш.Марджани; известный религиозный деятель, ученик Ш.Марджани, Бурханутдин Насретдин был мужем дочери Курамши Акчурина Мягберус.

Указанные браки открывали реальные возможности для укрепления материального положения мулл, а через них и религиозных общин, мечетей, медресе и мектебе.

В-пятых, еще один немаловажный момент, который, несомненно, сближал Ш.Марджани и Х.Акчурина. Обоих их объединяло коллекционирование рукописей, книг, монет и предметов старины. Немалая часть татарских купцов и промышленников были владельцами библиотек. У благотворителя и музейщика Х.Акчурина были большая библиотека и уникальный музей. Данный музей был одним из первых заведений такого типа в истории татар. Идея сбора книг, рукописей, создания библиотеки могла возникнуть у Х.Акчуриных под влиянием, признанного религиозного деятеля России ишана Зайнуллы Расулева из Троицка Оренбургской губернии,большого знатока и ценителя старинных книг, или возможно,даже самого Ш. Марджани. Об интересной библиотеке и музее Акчурина и по сегодняшний день ходят легенды. Крупнейший татарский ученый Ризаэтдин Фахретдин писал: «Хасан Акчурин богат книгами, в особенности, рукописями и мусульманскими произведениями, изданными в Европе...»[7]. Данное книжное сокровище упоминается и в воспоминаниях мугаллима детей Акчуриных и местной школы Кыяметдина Кадыри[8].

Под библиотеку Х.Т. Акчурина были отведены большие комнаты на втором этаже дома . По словам потомков Акчуриных и людей из их ближайшего окружения, в ней имелись книги, журналы и газеты на татарском, русском, западноевропейских, арабском, турецком, персидском и других языках народов Востока. Доподлинно известно, что у Хасана Акчурина имелась рукописная книга, созданная казыем Бурханетдином, учеником Ш.Марджани(9]. В ней, в частности, был помещен текст хутбы (проповеди.]. Скорее всего, в этой библиотеке имелись и произведения самого Ш.Марджани. Но богатейшее собрание книг и рукописей татарского мецената до нас не дошло. Несмотря на наши долгие, многолетние поиски книг из этой библиотеки, к сожалению, значительных результатов достичь не удалось. На сегодняшний день выявлено лишь несколько изданий. В частности, обнаружена всего одна книга на татарском языке из собрания Хасана Акчурина. Это сочинение «Гакаид рисалэсе» («Книга для чтения»] татарского просветителя, ученого-энциклопедиста Каюма Насыри. Книга была издана в Казани в 90-х годах Х1Х века.

При исследовании обозначенной темы необходимо обратить внимание на следующее обстоятельство. На сегодняшний день среди книг и других изданий личных библиотек рода Акчуриных произведения Марджани не выявлены. Но одно издание, имеющее

непосредственное отношение к Марджани, все же имеется. Речь идет об известном, во многом, уникальном издании,которое появилось в 1915 году. Уникальный сборник «Марджани», в котором собраны ценнейшие документы и воспоминаний о великом богослове, изданный в Казани в 1915 году, украшал книжную полку богатой библиотеки симбирянина Ибрагима Курамшевича Акчурина. Данное издание стало результатом совместных усилий многих известных татар России: инаий Губайдуллиных, Шараф, Ильяси, Тарджемани, Гисмати... Современные исследователи считают данный сборник вершиной «джадидской общенациональной историографической традиции» [10].

Еще один интересный факт, который свидетельствует о непосредственных связах Акчуриных с потомками Ш. Марджани. На рубеже Х1Х-ХХ веков у фабриканта Якуба Сулеймановича Акчурина в д. Старое Тимошкино (Зия баши] Сенгилеевского уезда Симбирской губернии в качестве домашнего учителя и механика на суконной фабрике служил бывший шакирд казанского медресе Салихзяна Галева (Баруди] Габдулла Мустафин. В частности, он непосредственно занимался обучением единственного, больного сына фабриканта Гали(Али].Так, по совету своего учителя Салихзяна Галева (Баруди]. Габдулла женился на дочери известного религиозного и общественного деятеля Габдуллы Апанаева-Гайше. В свою очередь, Гайша была внучкой Ш.Марджани.

Таким образом, в д. Старое Тимошкино (Зия баши] Симбирской губернии рядом с Акчуриными росли и получали образование правнуки и правнучки великого религиозного деятеля и ученого. Так пересекались живые, порой трагические, судьбы представителей рода Ш.Марджани, купцов и религиозных деятелей Апанаевых, купцов и фабрикантов Акчуриных.

Таковы некоторые страницы взаимоотношений татарских предпринмателей Акчуриных с богословом, ученым Ш.Марджани, его родными, близкими,единомышленниками и шакирдами. Они представляют несомненный интерес и значимость не только для жизни и деятельности Марджани и Акчуриных, но и истории татар и других тюрко-мусульманских народов нашей страны.

Литература

1. Мэржани Шихабетдин. Элмэт: «Рухият», 1998. 124 б.

2. Мэржани. Мэгариф матбагасы. Казан, 1333 сэнэ (1915).501 Б.. (На наш взгляд, мечеть находилась не в Симбирске, а в имении купцов и фабрикантов Алеевых в д. Мулловке Самарской губернии).

3. Мэржани. Мэгариф матбагасы. Казан, 1333 сэнэ (1915).391 б.; Фахреддинов Р.С. Булгарские и казанские тюрки (на татарском языке). Казань, 1993. С. 155-156.

4. Фахреддинов Р.С Болгар вэ Казан тереклэре. Казан, 1993. Б.157-158.

5. Государственный архив Ульяновской области(ГАУО). Ф.156. ОП.1. Д.856. Л.68.

6. Азаматов Д.Д. Оренбургское магометанское духовное собрание в конце XIII-XX вв. Уфа: Гилем. 1999. С.81.

7. Рэми И. Эдэби сузлек // Татарстан1992. №5-6. Б.150.

8 Архив ИЯЛИ АН РТ .Ф.9. Оп. 4. Д. 64-65. Л. 5.

9. Фахреддинов Р.С.Болгар вэ Казан тореклэре. Казан: Татар.кит.нэшр., 1993. 182-183 ББ.

10. Хабутдинов А. «Марджани»// Ислам на Европейском Востоке. Энциклопедический словарь Казань «Магариф», 2004 с.189.

References

1. Marjani Shihabetdin. Almetyevsk: Rukhiyat, 1998. - 124 s.

2. Marjani. Magarif matbagasy. Kazan, 1333 sana (1915). - 501 s.

3. Marjani. Magarif matbagasy. Kazan, 1333 sana (1915). - 391 s. Fakhreddinov R.S. Bulgarskie i kazanskie tyurki (na tatarskom yazyke). Kazam, 1993. S. 155-156.

4. Fakhreddinov R.S. Bolgar ve Kazan tereklaere. Kazan, 1993. B.157-158.

5. Gosudarstvennyj arhiv Ul'yanovskoj oblasti(GAUO). F.156. OP.1. D.856. L.68.

6. Azamatov D.D. Orenburgskaya magometanskoe duhovnoe sobranie v konce XIII-XX vv. Ufa: Gilem. 1999. S.81.

7. Rami I. Aedaebi syuzlek // Tatarstan.1992. №5-6. B.150.

8 Arkhiv IYALI AN RT .F.9. Op. 4. D. 64-65. L. 5.

9. Fahkhreddinov R.S.Bolgar ve Kazan tereklaehre. Kazan:Tatar.kit.nehshr., 1993. 182 -183 BB.

10. Habutdinov A. «Mardzhani»// Islam na Evropejskom Vostoke. Enciklopedicheskij slovar'. Kazan' «Magarif», 2004

s.189.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.