Научная статья на тему 'Эпиграфические памятники Акчуриных на старотимошкинском кладбище Ульяновской области'

Эпиграфические памятники Акчуриных на старотимошкинском кладбище Ульяновской области Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
383
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАТАРЫ / МУСУЛЬМАНЕ / ФАБРИКАНТЫ АКЧУРИНЫ / НАДМОГИЛЬНЫЕ ПАМЯТНИКИ / СТАРОТИМОШКИНО / УЛЬЯНОВСК / TATARS / MUSLIMS / THE FAMILY OF MANUFACTURERS AND MERCHANTS / AKCHURINS / GRAVESTONES AND MONUMENTS / STAROTIMOSHKINO / ULYANOVSK

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Таиров Н.И.

В статье, используя материалы архивов, периодических изданий и надписи на надмогильных памятниках, исследуются места захоронений предпринимателей и меценатов Акчуриных на Старотимошкинском мусульманском (татарском) кладбище в Ульяновской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EPIGRAPHIC MONUMENTS OF THE AKCHURINS at Starotimoshkinskoe cemetery in Ulyanovsk region

The article, based on archive materials, periodicals and tombstones, examines the places of burial of the famous Tatar merchants and manufacturers the Akchurins at Starotimoshkinskoe Muslim (Tatar) cemetery in the Ulyanovsk region. There are several places of burial on the territory of the Russian Federation and abroad. The cemetery of the village of Staroe Timoshkino (Zia Bashy) Simbirsk province (it’s a small town of Starotimoshkino, Ulyanovsk region now) is known by the fact that a lot of representatives of this dynasty are compactly buried. Almost all the key figures of the family are buried here. Among them two children of Abdullah Akchurin, brothers Kuramshi and Suleiman, who laid the foundations of dynasty commercial and industrial business, should be mentioned. A few steps from the grave of Kuramshi Akchurin his wife and son were buried. In the same area of this cemetery the founder of the local cloth manufactory Suleiman Akchurin was buried. Suleiman died on the 30th of November in 1864. There is a monument, surrounded by a wall of red brick. Nowadays the general condition of a memorable sign to the factory founder is of great concern. Very near to it, the gravestones of his daughters and a son are located. There are also places of burial of the other well-known family relatives, for example, their brother Ilyas Akchurin. However, for the lack of graves and gravestones of several members of this dynasty, in the studies of these history and culture objects remain "white spots". Decoding of inscriptions carved on the gravestones will allow us to represent the life and work of the Akchurins more fully and wider. At the same time the results of a study will help in drafting the pedigree of well-known Tatar manufacturers.

Текст научной работы на тему «Эпиграфические памятники Акчуриных на старотимошкинском кладбище Ульяновской области»

References

In Korean language:

1. Lee Junhwan. Description of selected villages (Taengniji). A manuscript of the XVIII century, Seoul, The Library of the International Institute of Korean studies Kyujanggak, 915.1-Y58t v.1-2. 57 L.

2. Lee Junhwan. Description of selected villages (Taengniji) / ed Choi Namson. Kadze (Seoul), Choson kvan-munchve, 1912. 89 L.

3. Lee Junhwan. Secret geographical description of the eight provinces [States] the Choson (Joseon, paldo, Emil, cigi). Seoul, Sondzhin munhwasa, 1978. 130 p.

In English:

4. Koto, B. An Orographic Sketch of Korea // Journal of the College of Science, Imperial University, Tokyo, Japan. Vol. XIX., Article 1, 1903. R. 1-86.

УДК 346+821(091)

Н.И.Таиров

ЭПИГРАФИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ АКЧУРИНЫХ НА СТАРОТИМОШКИНСКОМ КЛАДБИЩЕ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

В статье, используя материалы архивов, периодических изданий и надписи на надмогильных памятниках, исследуются места захоронений предпринимателей и меценатов Акчуриных на Старотимошкинском мусульманском (татарском) кладбище в Ульяновской области.

Ключевые слова: татары, мусульмане, фабриканты Акчурины, надмогильные памятники, Старотимош-кино, Ульяновск.

Nail I. Tairov EPIGRAPHIC MONUMENTS OF THE AKCHURINS AT STAROTIMOSHKINSKOE CEMETERY IN ULYANOVSK REGION

The article, based on archive materials, periodicals and tombstones, examines the places of burial of the famous Tatar merchants and manufacturers the Akchurins at Starotimoshkinskoe Muslim (Tatar) cemetery in the Ulyanovsk region. There are several places of burial on the territory of the Russian Federation and abroad. The cemetery of the village of Sta-roe Timoshkino (Zia Bashy) Simbirsk province (it's a small town of Staratimoshkino, Ulyanovsk region now) is known by the fact that a lot of representatives of this dynasty are compactly buried. Almost all the key figures of the family are buried here. Among them two children of Abdullah Akchurin, brothers Kuramshi and Suleiman, who laid the foundations of dynasty commercial and industrial business, should be mentioned. A few steps from the grave of Kuramshi Akchurin his wife and son were buried. In the same area of this cemetery the founder of the local cloth manufactory Suleiman Akchurin was buried. Suleiman died on the 30th of November in 1864. There is a monument, surrounded by a wall of red brick. Nowadays the general condition of a memorable sign to the factory founder is of great concern. Very near to it, the gravestones of his daughters and a son are located. There are also places of burial of the other well-known family relatives, for example, their brother Ilyas Akchurin. However, for the lack of graves and gravestones of several members of this dynasty, in the studies of these history and culture objects remain "white spots".

Decoding of inscriptions carved on the gravestones will allow us to represent the life and work of the Akchurins more fully and wider. At the same time the results of a study will help in drafting the pedigree of well-known Tatar manufacturers.

Key words: the Tatars, the Muslims, the family of manufacturers and merchants, the Akchurins, gravestones and monuments, Starotimoshkino, Ulyanovsk.

В исследовании жизни и деятельности татарских предпринимателей, в том числе симбирских фабрикантов и меценатов Акчуриных, определенную роль играют выявление и уточнение мест их погребений.

Свое последнее пристанище Акчурины нашли как на территории бывшего СССР, так и за его рубежами. Как известно, в основном они жили и трудились в Симбирской губернии России. Одновременно их предпринимательство и благотворительность охватывали Самарскую, Уфимскую и другие губернии. Следовательно, поиски логично было проводить в этой части современной России.

Есть несколько мест, где Акчурины похоронены компактно. Среди них выделяется кладбище деревни Старое Тимошкино (Зия башы) Симбирской губернии (ныне - р.п. Старотимошкино Ульяновской области). Это кладбище занимает особое место в истории рода Акчуриных. По количеству могил купцов и фабрикантов и их близких оно занимает первое место среди историко-культурных объектов подобного типа. Именно этим и ценно, скорее всего бесценно, татарское (мусульманское) кладбище в р.п.Старотимошкино Ульяновской области. Простое знакомство с памятниками этого кладбища даже неосведомленному человеку дает некоторое представление об Акчуриных. Практические все ключевые фигуры этого рода покоятся здесь. Например, братья Курамша и Сулейман - дети Абдуллы Акчу-рина. Именно они заложили основы торгово-промышленного дела Акчуриных. Братья Курамша и Сулейман определили траекторию взлета предпринимательской деятельности Акчуриных. Во многом благодаря этим людям и их детям Акчурины стали известны не только среди торгово-промышлен-

ного предпринимательства региона, но и всей России.

Курамша Абдуллович скончался 17 июля 1868 г. и был похоронен на следующий день на кладбище (зирате) деревни Старое Тимошкино, о чем сохранилось свидетельство от 21 июля того года. Документ подписан указным муллой соборной мечети деревни Бурханитдином Насретдиновым, волостным старостой Мрясовым и волостным писарем. Впоследствии на могиле Курамши его сыном Тимербулатом был поставлен красивый памятник с надписями на арабском и татарском языках. Он и сегодня привлекает внимание каждого посетителя кладбища.

Надпись на памятнике позволяет утверждать, что Курамша Абдуллович родился в 1796 г. После похорон Курамши его близкие ознакомились с духовным завещанием, составленным 12 июля 1867 г., в котором Курамша в частности писал: "Мы, люди, все смертные, а посему, если Богу угодно будет пресечь жизнь мою, то исполнив по закону нашему обряд погребения, выдать за молитвы по мне муллам и раздать неимущим и нуждающимся людям всего три тысячи шестьсот рублей, из коих выдать по усмотрению Вашему служащим моим (пятьсот) тысячу рублей" [1]. Завещанием было поручено человеку, свято исполняющему законы ислама, отправиться в Мекку и Медину для поклонения за него. На это было выделено 1400 рублей. Наследникам поручалось оплатить все долги Курамши как по актам, так и без них. Одновременно велено получить все долги завещателя от разных лиц, при этом оговаривалось прощение долгов тем лицам, которые стали бедными и неимущими.

Недвижимое имущество делилось таким образом:

— его жена, Биби-Айша Искакова в вечное и потомственное владение получала дом со всеми надворными строениями и усадебной землей в д. Старое Тимошкино Сенгилеевского уезда;

— старшему из сыновей Тимербулату: "...за его истинное ко мне почтение, неусыпную деятельность и сыновью преданность предоставляю в вечное и потомственное его владение земли пахотные и лесные со всеми угодьями..." [2] и Гурьевскую суконную фабрику. Тимербулат получал и землю, купленную отцом у господина Ведерникова, примыкающую к Гурьевской даче, состоящую при селе Тро-ицком-Кураедово;

— сын Асфандиар получал пахотную и лесную землю, состоящую в Калдинской даче Сенгилеевского уезда, которая была куплена Курамшой у князя Долгорукого. Ему же была завещана самая верхняя мельница при д. Старое Тимошкино;

— малолетние сыновья Исмаил и Ибрагим унаследовали 100 десятин пахотных и лесных земель при с. Смольково. Этот участок Курамша купил у Шабая Юнусова. Они же унаследовали земельный участок при с. Архангельское-Водорацкое Карсунского уезда, купленный Курамшой у господина Данилевского. Исмаилу и Ибрагиму завещалась и средняя мельница при д. Старое Тимошкино и земля с устроенным на ней моечным заведением со всеми постройками.

Свой каменный дом с надворными постройками и землей по улице Лосевой в Симбирске Курамша завещал всем четырем сыновьям в общее владение [3].

В нескольких шагах от могилы Курамши покоится прах его жены Хабибы. Она скончалась в марте 1853 года. Совсем рядом похоронена и вторая жена Курамши - Биби-Гайша (Айша), умершая в 1886 году. Об этом свидетельствуют надписи на плитах [4]. Здесь же похоронен сын Курамши Абуталиб. Он умер в 1842 году.

В этом же районе зирата похоронены основатель местной суконной мануфактуры Сулейман Абдуллович Акчурин и его супруга. Сулейман скончался 30 ноября 1864 г. Симбирский купец 1-й гильдии, потомственный почетный гражданин С.А.Акчурин был похоронен на кладбище д.Старое Ти-мошкино. Над его могилой установлен памятник, обнесенный стеной из красного кирпича. В наши дни общее состояние памятного знака основателя фабрики вызывает большую тревогу. Плита развалилась на три части.

Недалеко от праха фабриканта покоится Садафбану - первая жена С.ААкчурина, ушедшая из жизни в 1831 году. Вторая супруга Сулеймана Акчурина Махмуб-Джемал умерла в 1873 году [5].

На старотимошкинском зирате похоронены и дети СААкчурина - сын Якуба и дочери. Недалеко от праха отца находится могила Якуба. Якуб Сулейманович скончался 13 декабря 1903 г. в возрасте 49 лет. На могиле Я.С.Акчурина потомки поставили красивый памятник из черного мрамора. На безвременную смерть Якуба со скорбью откликнулись и тюркские периодические издания. Одно из них опубликовало своеобразный некролог. Автором публикации был Исмаил Утямышев. Он писал: "Покойный принадлежал к редким личностям, внимательно и сострадательно относящимся к положению своих бедных собратьев, и своею широкою благотворительностью приобрел всеобщую любовь, уважение и широкую известность среди своих сородичей" [6].

Можно с уверенностью сказать, что редко кто из богатых людей из татар удостаивался такого

внимания. Это свидетельство значимости Я.С.Акчурина не только для татарского, но и мусульманского сообщества страны того времени.

На этом же кладбище находятся могилы некоторых из дочерей Сулеймана. Среди них - Биби-Фатима. Ее надмогильный памятник хорошо сохранился на зирате. Это довольно красивый памятник, свидетельствующий о высоком уровне данного вида искусства у татар до 1917 года. На памятнике (по обеим сторонам) высечены тексты на арабском и татарском языках. По ним определяется, что смерть Фатимы Сулеймановны датируется 29 январем 1879 года. [7]. Ее мужем был Асфандиар Курамшевич Акчурин - известный купец и фабрикант, владелец суконного предприятия в с. Коромысловка Симбирской губернии. Его биография в определенной степени получила освещение в научных и научно-популярных изданиях. Следовательно, Фатима и Асфандиар были весьма близкими родственниками - двоюродными братом и сестрой. Изучение жизни и деятельности Акчуриных позволяет утверждать, что такие брачные союзы, довольно рискованные в плане здоровья потомков, фабриканты совершали неоднократно. Среди их детей бесспорно выделяется Зухра Асфандиаровна Акчурина. Она вошла в историю как первая татарская журналистка, которая вместе с мужем Исмаилом Гаспринским издавала в Крыму газету «Тарджеман».

Другаяй дочь СААкчурина - Биби-Хадича скончалась в феврале 1895 года [8].

Абсолютное большинство могил Акчуриных не огорожено. На этом кладбище огорожены только два конкретных места захоронения. Это - могила С.ААкчурина, она огорожена стеной из красного кирпича. Судя по сохранившимся деталям, конструкция завершалась какой-то крышей. Это сооружение напоминало мавзолей. На определенном этапе по непонятным причинам крыша исчезла, возможно, сгнила. Во всяком случае, во второй половине ХХ века перекрытия уже не было. Второе захоронение - одного из талантливых сыновей СААкчурина - Якуба. Его могила была окружена изгородью из нержавеющего металла. Сегодня сохранилась только часть конструкции По свидетельству старожилов, другая часть ограды в годы Великой Отечественной войны была направлена на удовлетворение потребности в металле МТС и местного колхоза «Алга» («Вперед»).

Эти памятники играли и продолжают играть важную роль в фиксации могил тех людей, которые не имели аналогичных знаков. Они помогают людям сохранить в памяти места захоронения своих родных, близких, и, следовательно, все еще служат нам.

Кроме могил семейств Курамши и Сулеймана на этом кладбище можно увидеть и могилы других Акчуриных. Так, здесь имеется захоронение Ильяса Акчурина, их родного брата. Успехи Ильяса на поприще торговли и производства сукна были скромнее, чем у братьев. Об этом убедительно свидетельствуют финансово-экономические документы и другие материалы, проливающие свет на суконное производство. Явное отставание в этом плане Ильяса от братьев прослеживается и во время посещения кладбища. Плита, установленная потомками в его честь, уступает памятникам Курамши и Сулеймана как по размерам, так по качеству.

На зирате мы столкнулись и с ожидаемыми результатами. Здесь практически невозможно обнаружить памятные знаки несостоятельных представителей данного рода. В исследовании этих объектов истории и культуры остаются «белые пятна». Так, не удалось обнаружить надмогильные объекты некоторых представителей рода Акчуриных.

Итак, известные татарские купцы, фабриканты и меценаты нашли свой последний приют на кладбищах (зиратах) Российской Федерации и соседних стран. В нашей стране они погребены главным образом в Ульяновской области. Наиболее компактно могилы (захоронения) Акчуриных находятся на татарском зирате р. п. Старотимошкино Барышского района Ульяновской области. На могилах фабрикантов установлены памятники, которые представляют несомненный интерес для наших современников, в первую очередь, для местного населения, исследователей-историков, искусствоведов, каллиграфов, филологов. Необходимо подчеркнуть ценность памятников, установленных до 1917 года и отличающихся красотой и обилием информации.

Расшифровка надписей, высеченных на надмогильных плитах, позволяют нам еще более полно представить жизнь и деятельность Акчуриных. Одновременно результаты исследования названных памятников помогут в составлении родословной предпринимателей. Надмогильные памятники сохранились по-разному. Одни памятники обросли мхом, почернели, потеряли четкость отдельные буквы, цифры и даже целые строки, другие уже раскололись, разрушились.

Следуя известному татарскому изречению "Бабасыныц каберен белмэгэн, тормышныц кадерен белмэс" ("Кто не знает могил предков, тот не знает ценностей жизни"), всем нам (местным властям, населению, краеведам, ученым) необходимо сохранить для потомков названные памятники.

Более полное описание надмогильных памятников Акчуриных будет сделано нами в следую-

щих публикациях. Автор выражает благодарность за помощь в расшифровке надписей на надмогильных памятниках исследователям М.АхметзяновуДГайнетдинову, ректору и преподавателям Казанского медресе им.1000-летия принятия Ислама И.Зиганшину, АМингалееву, Х.Куйрукову, Р.Бикбаеву, И.Ситдикову, а также И.Таирову(фотоснимки).

Источники

1.Государственный архив Ульяновской области (ГАУО) ф.317.Оп.8.д.750.лл.3-5;.

2. Таиров Н.И.Духовное завещание Курамши Акчурина // Гасырлар авазы - Эхо веков.1999.№3/4.сс.277-280.

3. ГАУО ф.317.0п.8.д.750.лл.5-6; Таиров Н.И.Духовное завещание Курамши Акчурина // Гасырлар авазы -Эхо веков.1999.№3/4.сс.277-280 .

4.Надмогильные памятники Х.Акчуриной и Б.-Г.Акчуриных.

5. Надмогильные памятники С.-Б. и М.-Д.Акчуриных.

6. «Тарджеман»1904.6 января.

7. Надмогильный памятник Биби-Фатимы Акчуриной.

8. Надмогильный памятник Биби-Хадичи Акчуриной.

References

1. State archive of the Ulyanovsk region (SAUR) f.317.Op.8.d.750.ll.3-5;.

2. Tairov N. The last will and spiritual testament of Kuramshi Akchurin // Echo of centuries. - 1999. No. 3/4. p.277-280.

3. State archive of the Ulyanovsk region (SAUR) f.317.Op.8.d.750.ll.5-6; Tairov N. The last will and Testament Kuramshi Akchurin // Echo of centuries.1999. No. 3/4.P.277-280 .

4. Gravestones and monuments of H. Akchurin and B.-G. Akchurin.

5. Gravestones and monuments of C.-B. and M.-D. Akchurin.

6. "Tardjuman"1904.6 Jan.

7. Gravestone monument of Bibi-Fatima Akchurin.

8. Gravestone monument of Bibi-Hadichi Akchurin.

УДК 316.7

Е.А.Андреев, И.Д.Тузовский ГИК-КОМЬЮНИТИ КАК СУПЕРСУБКУЛЬТУРА

Авторы рассматривают проблему трансформации субкультур в современном обществе. Их суть и специфика развития изменяются в связи с мегатрендами глобального информационного общества. Авторы отмечают, что малые субкультурные группы интегрировались в сложные объединения, которые получают название суперсубкультуры.

В статье дается развернутый портрет гик-культуры как суперсубкультуры, выделяются ее основные черты, проводится сравнение с глэм-культурой.

Ключевые слова: гик, гик-культура, субкультура, суперсубкультура

Evgenii A.Andreev, Ivan D.Tuzovskii GEEK-CULTURE AS A SUPERSUBCULTURE

The authors consider the problem of transformation of subcultures in the contemporary society. Their essence and specific development are changing in connection with megatrends of the global information society. The authors note that small subcultural groups were integrated into complex associations, which are called super-subculture.

The article gives a detailed portrait of the geek-culture as a supersubculture, its main features are singled out, compared with glam-culture.

Keywords: geek, geek-culture, subculture, supersubculture

В современном социуме принципы формирования «большого» культурного пространства и его малых локусов значительно изменились даже в сравнении с серединой-концом XX века. Это можно связать с несколькими процессами:

1. Универсализацией культурного пространства в рамках процессов глобализации. Некорректно было бы говорить об унификации, поскольку последняя предполагает сведение локальных культур к общему знаменателю по некоему образцу. Традиционно в последнее время говорят об американизации / вестернизации / макдольдинизации. Но вспомним, что еще А. Дж. Тойнби [4] говорил о том, что весь мир живет по британским образцам в первой половине XX века, а пресловутой британизации всего мира так и не случилось. Нет, современное большое культурное пространство (глобальная культура) выстроена на основе конвергенции, интеграции и взаимного влияния как минимум 4 культурных локусов - евро-атлантического, исламского, восточного (возможно, в его рамках требуется выделить отдельно южно- и восточно-азиатские локусы) и латиноамериканского. Степень и формы влияния этих локусов на глобальную культуру различны, но отрицать глубочайшего влияния японской культуры на массовую культуру мира в целом невозможно, также как повсеместного распространения индуистских и буддийских духовных практик.

2. Информатизацией, которая меняет механизмы и скорость взаимодействия культуры, ско-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.