Научная статья на тему 'Взаимодействие врача и медицинской сестры при ведении больного бронхиальной астмой'

Взаимодействие врача и медицинской сестры при ведении больного бронхиальной астмой Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2003
289
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие врача и медицинской сестры при ведении больного бронхиальной астмой»

Взаимодействие врача и медицинской сестры при ведении больного бронхиальной астмой

А.С. Белевский

Взаимодействие врача и медицинской сестры при ведении больного, страдающего бронхиальной астмой (БА), в нашей стране не вполне регламентировано, и это создает определенные трудности. Если роль врача хорошо определена (сбор жалоб и анамнеза, физикальное обследование, назначение и оценка лабораторных, инструментальных и функциональных тестов, установление диагноза, проведение дифференциальной диагностики, назначение лечения и наблюдение за пациентом с последующей коррекцией терапии), то роль медицинской сестры на приеме терапевта в нашей системе здравоохранения большей частью сводится к работе с документацией, измерению артериального давления и температуры тела. Только в редких случаях медицинская сестра осуществляет лечебно-диагностические процедуры, и это по большей части касается медицинских сестер аллергологических и пульмонологических кабинетов. В то же время возможности медицинской сестры при ведении пациента с заболеваниями легких, и в частности БА, очень велики и могут при правильной организации труда быть весьма полезными в лечебном процессе.

Научных исследований, посвященных взаимодействию медицинской сестры и врача, насколько мне известно, в нашей стране не проводилось, поэтому рассуждения на эту тему носят скорее беллетристический характер. Тем не менее существуют общеизвестные сведения, на которые можно опираться, изучая эту проблему.

В мировой практике при ведении больного БА медицинской сестре отводится важная роль. В некоторых странах (например, Великобритании) обязанности определенных категорий медицинских сестер приближены к обязанностям доктора (хотя, конечно, назначение лечения - несомненная прерогатива врача). В любом случае важнейшими функциями медицинской сестры, работающей с больными БА (имеется даже термин - “asthma nurse”), являются обучение больного и наблюдение за его состоянием.

Обучению больных БА посвящено немало литературы. Разработаны многочисленные рекомендации по проведению и индивидуальных занятий, и занятий в астма-школах. Однако до сих пор нельзя сказать, что обучение пациента стало неотъемлемой частью ведения больного БА. Частич-

Андрей Станиславович Белевский - профессор, кафедра пульмонологии ФУВ РГМУ.

но это связано с тем, что все рекомендации в большинстве случаев предназначаются врачу, который, как считается, может донести информацию до пациента наиболее полно и профессионально. Для врача же это серьезная дополнительная нагрузка, поэтому в большинстве случаев занимаются такими видами деятельности лишь энтузиасты, понимающие важность обучения. В то же время за рубежом считается, что медицинская сестра “ближе” к пациенту, поэтому может более доступно донести необходимую информацию (кроме того, рабочее время врача стоит значительно дороже).

Итак, понятно, что медицинская сестра служит важным звеном в обучении больного. Какую информацию может предоставить больному медицинская сестра?

• Основные понятия о механизмах развития БА (аллергическая воспалительная природа заболевания, бронхоспазм, отек бронхов, повышенное количество слизи в бронхиальном дереве, тучные клетки, эозинофилы).

• Понятие об аллергенах и противоаллергическом режиме (группы аллергенов, сезонность, мероприятия по снижению концентрации аллергенов).

• Основные лекарственные препараты и механизмы их действия (бронхолитики как средства скорой помощи, бронхолитики длительного действия, глюкокортикостероиды и кромоны как базисные препараты, названия наиболее распространенных лекарств).

• Ингаляционная техника и устройства (дозированные аэрозольные ингаляторы, порошковые ингаляторы, небу-лайзерная терапия).

• Общеукрепляющие мероприятия и режим (физическая активность, гимнастика, питание, отказ от курения).

Данная программа может быть различной по наполнению и поэтому занимать разное время, но при этом необходимо сохранять тематические разделы, указанные выше.

Формы предоставления информации могут быть разными. В европейской практике в стационарах существуют специальные структурированные тексты, которые изучает медицинская сестра и затем на основе данной письменной инструкции проводит беседу с пациентом один раз за госпитализацию в течение определенного времени (например, в течение 40 мин). Это входит в обязанности медицинской сестры, должность которой соответствует старшей медицинской сестре. В нашей стране существует опыт краткосрочных астма-школ в условиях стационара,

когда во время пребывания пациентов в отделении формируется группа, с которой проводится 2-3 занятия. Эти занятия также способны проводить медицинские сестры.

Амбулаторное обучение индивидуально проводить очень трудно, что связано с характером деятельности и врача, и медицинской сестры в условиях поликлиники.

Индивидуальная беседа в условиях очереди у кабинета практически невозможна. В связи с этим наиболее рациональным считается проведение групповых занятий, т.е. астма-школ в специально отведенное время - этим вполне способен заниматься средний медицинский персонал.

В любом случае все виды обучения должны сопровождаться предоставлением информации в печатном виде.

Каково же взаимодействие врача и медицинской сестры, если на последнюю будет возложена обязанность по проведению обучающих программ?

Безусловно, врач является руководителем образовательного процесса. Он обучает медицинскую сестру, составляет план и содержание занятий, следит за полноценностью предоставляемой информации.

Нередко у пациентов возникают вопросы, на которые медицинская сестра ответить не может, в этом случае врач предоставляет дополнительную информацию.

Наблюдение за состоянием больного и предварительная оценка его статуса перед врачебным приемом - прямая задача медицинской сестры в поликлинике. Первичный опрос о самочувствии, проведение пикфлоуметрии (или спирометрии), пульсокси-метрии, проверка техники

ингаляции, заполнение кратких вопросников (например, тест по контролю БА) - все эти обязанности можно с успехом делегировать медицинской сестре. В результате врач к моменту начала приема пациента будет знать базовую

Ж Беклазон Эко Легкое Дыхание®

беклометазона дипропионат 50, 100 и 250 мкг/1 доза

200 доз

ому Дыханиео г

Простая техника

ингаляции

Аэрозольный ингалятор, активируемый вдохом!

Гарантированная доставка^ в легкие

ДоступенЧЦ^^ для всех

Высокая зффектив-і ность и безопасность терапии л

Обеспечивает высокую депозициюі в легких

Оптимальный 4 контроль астмы

За более подробной информаией обращайться: Фармотопогическая компания «Тева», Израиль Россия, 119049, Москва, ул. Шаболовка, д. 10, стр. 2, блок А, бизнес-центр «Конкорд», 3 этаж., тел.: +7 495 644-22-34, факс: +7 495 644-22-3£ Фирма «Айвекс Фармосьютикалс с.р.о.» и ООО «Галена Фарма» входят в состав группы компании Теуа

информацию о нем, что сократит время приема и улучшит лечебно-диагностический процесс.

Наконец, медицинская сестра самостоятельно может обучить пациента и его родственников правильно использовать ингаляционные препараты и устройства (оптимизаторы, спейсеры, небулайзеры), а также контролировать технику ингаляции в динамике. Неправильная техника инга-лирования нередко остается невыявленной проблемой на приеме врача в силу банального недостатка времени.

Установлено, что до 80% больных допускают ошибки в технике ингаляции, что в значительной степени снижает эффективность лекарственных препаратов, приводит к увеличению их суточной дозы и экономическим потерям. Даже самые современные методы лечения могут оказаться малоэффективными, если больной не будет следовать рекомендациям врача в полном объеме. При этом особое внимание уделяется наиболее удобным способам доставки, среди которых первое место занимают аэрозольные ингаляторы, активируемые вдохом. Обучение использованию этих средств доставки происходит наиболее легко,

причем пациенты обычно предпочитают такие ингаляторы. Применение одного типа ингалятора для базисной терапии (Беклазон Эко Легкое Дыхание) и ситуационной брон-холитической терапии (Саламол Эко Легкое Дыхание) облегчает обучение больного и снижает вероятность ошибок, которые неизбежны при использовании устройств с различной техникой ингаляции. Безусловно, необременительная для больного техника ингаляции с помощью ДАИ Легкое Дыхание способствует повышению взаимопонимания между врачом, медицинской сестрой и пациентом (ком-плайнса), более четкому выполнению врачебных предписаний и, как следствие этого, позволяет сделать терапию высокоэффективной и безопасной, позитивно мотивировать пациента и его семью.

Таким образом, в практике терапевта, принимающего пациентов с бронхиальной астмой, медицинская сестра может играть важную роль. К сожалению, до сих пор не существует методических рекомендаций по данному вопросу, однако, по-видимому, это дело ближайшего будущего. у

Книги Издательского дома “АТМОС

Авдеев С.Н. Хроническая обструктивная болезнь легких: Карманное руководство для практических врачей

В сжатой форме излагаются основные сведения о хронической обструктивной болезни легких и принципах ее диагностики, профилактики и лечения. 120 с., ил.

Для врачей-пульмонологов и терапевтов.

ww.atmosphere-ph.ru

Всю дополнительную информацию можно получить на сайте w

62 Атмосфер А. Пульмонология и аллергология

www.atmosphere-ph.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.