Научная статья на тему 'Взаимодействие видов речевой деятельности на основе интеграции слова, живописи, музыки'

Взаимодействие видов речевой деятельности на основе интеграции слова, живописи, музыки Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
691
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ СЛОВА / ЖИВОПИСИ И МУЗЫКИ / ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ РЕЧЬ / АКТИВИЗАЦИЯ / РАЗНЫЕ ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРЕДМЕТНЫЕ / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ / ЛИЧНОСТНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ / РОЛЕВАЯ ИГРА / КЛАСТЕР / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / INTEGRATION OF WORD / PAINTING AND MUSIC / INTERNAL AND EXTERNAL SPEECH / ACTIVATION / DIFFERENT TYPES OF SPEECH ACTIVITY / OBJECTIVE / METADISCIPLINARY / PERSONAL ACHIEVEMENTS / ROLE-PLAYING GAME / CLUSTER / COMPUTER TECHNOLOGY / INTERACTIVE METHODS OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ходякова Л.А., Геро И.К.

В статье рассматривается интеграция видов речевой деятельности и близких по тематике и смыслу произведений живописи и музыки, в процессе которой активизируется каждый вид речевой деятельности, сохраняя свою специфику и взаимодействие с другими видами речевой деятельности; приводятся теоретические обоснования использования интеграции разных видов искусства живописи и музыки для развития речи школьников; показываются способы, методы и приемы активизации видов речевой деятельности средствами живописи и музыки на примере виртуальной ролевой игры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION BETWEEN THE TYPES OF SPEECH ACTIVITY ON BASIS OF INTEGRATION OF WORD, PAINTING AND MUSIC

The article dealis with the integration between the types of speech activity, topical and semantic close works of art as well as musical compositions. In the process of integration all types of speech activity promote by keeping their specific character and interaction with the other types of speech activity. The author is focusing on the theoretical justification of using the integration of the different art forms, painting and music, in order to develop the speech of schoolchildren. Furthermore the means, methods, techniques of activation of the speech skills by means of painting und music by the example of virtual role-playing game are shown in the article.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие видов речевой деятельности на основе интеграции слова, живописи, музыки»

УДК 373

UDC373

Л.А. ХОДЯКОВА

доктор педагогических наук, профессор, кафедра методики преподавания русского языка, Московский педагогический государственный университет И.К. ГЕРО

аспирант, кафедра методики преподавания русского языка, Московский педагогический государственный университет

L.A. KHODYAKOVA

Doctor of Pedagogics, Professor, Department of teaching methodology of Russian language, Moscow Pedagogical

State University I.K. GERO

Graduate student Department of Methods of teaching the Russian language, Moscow Pedagogical State University

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВИДОВ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ

СЛОВА, ЖИВОПИСИ, МУЗЫКИ

INTERACTION BETWEEN THE TYPES OF SPEECH ACTIVITY ON BASIS OF INTEGRATION OF WORD,

PAINTING AND MUSIC

В статье рассматривается интеграция видов речевой деятельности и близких по тематике и смыслу произведений живописи и музыки, в процессе которой активизируется каждый вид речевой деятельности, сохраняя свою специфику и взаимодействие с другими видами речевой деятельности; приводятся теоретические обоснования использования интеграции разных видов искусства - живописи и музыки - для развития речи школьников; показываются способы, методы и приемы активизации видов речевой деятельности средствами живописи и музыки на примере виртуальной ролевой игры.

Ключевые слова: интеграция слова, живописи и музыки, внутренняя и внешняя речь, активизация, разные виды речевой деятельности, предметные, метапредметные, личностные достижения, ролевая игра, кластер, компьютерные технологии, интерактивные методы обучения.

The article dealis with the integration between the types of speech activity, topical and semantic close works of art as well as musical compositions. In the process of integration all types of speech activity promote by keeping their specific character and interaction with the other types of speech activity. The author is focusing on the theoretical justification of using the integration of the different art forms, painting and music, in order to develop the speech of schoolchildren. Furthermore the means, methods, techniques of activation of the speech skills by means of painting und music by the example of virtual role-playing game are shown in the article.

Keywords: integration of word, painting and music, internal and external speech, activation, different types of speech activity, objective, metadisciplinary, personal achievements, role-playing game, cluster, computer technology, interactive methods of education.

Современная стратегия образования направлена на создание условий для усвоения школьниками знаний во взаимосвязи, позволяющей получить представление о целостной картине мира. Интеграция слова - русского языка, речи - и близких по тематике произведений живописи и музыки является одним из условий осуществления этой стратегии.

Взаимодействие самых распространенных и доступных в образовательном пространстве видов искусства - живописи и музыки, соответствующих друг другу по тематике, идейному содержанию и средствам художественной выразительности, способствует развитию ассоциативного мышления школьника, усилению воздействия на эмоциональную сферу и, как следствие, на его речевую деятельность. Слово, живопись и музыка, сохраняя свою специфику, имеют много общих признаков: выполняют одинаковые функции (коммуникативную, познавательную, кумулятивную, ценностно-ориентирующую, воспитательную, культуро-

ведческую, эмоционально-эстетическую, ассоциативную и др.); обладают сопоставимыми художественными особенностями (гармония, пространство, время, цвет, динамика, ритм, образ, композиция, эмоциональность и др.), воплощаются в жанрах (портрет, пейзаж, сказка, рассказ, повесть и др.). Подобное сходство дает основание для их интеграции при активизации речевой деятельности на уроках развития речи. Чтобы убедиться в этом, сопоставим слово, живопись и музыку по одному из общих признаков, например,на основе коммуникативной функции: Итак, при внешней разнице слово, зрительный образ и звук оказываются сопоставимы, передают красоту окружающего мира, потому что «позитивна содержательная суть всего искусства» [4, с.24], а традиционным эталоном позитивности является центральная категория эстетики - прекрасное. Эстетическое воспитание в методике преподавания русского языка является одной из трех основных познавательных целей обучения, потому что школа готовит учащихся к жизни, развивая необхо-

© Л.А. Ходякова, И.К. Геро © L.A. Hodyakova, I.K. Gero

позиции сопоставления слово живопись музыка

Коммуникативная функция Слово служит средством общения и сообщения от эм-патии (сопереживания) до диалога культур. Слово обладает объективным значением и эмоционально-экспрессивной окраской Произведение изобразительного искусства является предметом общения, дающим коммуникантам яркую и интересную тему для общения, вызывает сильные эмоции, сопереживание изображённому на картине Музыкальное произведение является предметом общения, объединяет людей вокруг позитивного идеала, совместного переживания эмоций, вызванных музыкальным произведением, дающим коммуникантам яркую и интересную тему для общения

димое каждому человеку «умение видеть прекрасное, понимать и ценить его» [6, с. 39].

Соприкосновение с искусством развивает слух, мышление, логику, память, воспитывает вкус. Обращение к произведениям искусства сообразно природе, благотворно воздействует на физическую и духовную жизнь человека, на его здоровье и психику, а сочетание разных видов искусства, объединенных одной темой, мыслью, настроением, создает двойную мотивацию, что усиливает эмоциональное воздействие на учащихся, стимулирует их речевую деятельность.

В процессе интеграции происходит взаимопроникновение искусств, которые вызывают сильную эмоциональную реакцию обучающегося, становясь мощным стимулом к речевому высказыванию (устному и письменному), дают тему и программу высказывания, позволяют соединить изучение языка с усвоением культурных ценностей, накопленных народом за века богатой и сложной истории, с активной деятельностью учащихся по добыванию знаний и выработке навыков слушания, чтения, говорения, письма и с определением индивидуальной траектории в путях, способах и формах учебной работы.

Образы живописи и музыки активизируют процесс самопознания ребенка, который выражается в поисках адекватного выражения в слове впечатлений, чувств, мыслей. Музыкальное произведение развивает слушание, так как ставит сложную задачу перевода музыкальных эмоциональных знаков в смысловые, вербальные, способствует развитию фонематического слуха, влияющего на правильное интонирование фразы, а значит, на расстановку знаков препинания; на правильное восприятие фонетического облика слова и, следовательно, на орфографическую грамотность. Целенаправленное внимание к музыкальным деталям - мелодии, аккордам, темпу, тембру, инструментам и т.д. - стимулирует аудирование: учит при слушании речи находить ключевые слова, различать главную и второстепенную информацию, определять проблему и авторскую позицию (достигаются предметные результаты). Адекватное восприятие звучащей информации ученик может применить во всех областях жизни (достигаются метапредметные результаты). При одновременной работе с однотемати-ческой живописной картиной «воображаемое слушание», которое возникает в процессе созерцания полотна, поддерживается музыкальной изобразительностью, насыщенной чувствами, эмоциями, что, в свою очередь, развивает способность чувствовать прекрасное (достигаются личностные результаты). Приведем пример устного

высказывания семиклассника на основе рассмотренной картины (В.А. Тропинин «Гитарист») и прослушанной музыкальной пьесы (Г.А. Свиридов «Романс»): «На картине В. Тропинина изображён бедный человек, судя по его неяркой и небогатой одежде, но у него есть гитара, значит, он не одинок. Когда на него посмотришь, сначала становится грустно, потому что глаза музыканта грустные. Но он весёлый, румяный, потому что играет и поёт. Сочетанием грусти и веселья художник передал русский характер своего героя. Гитарист вкладывает душу в гитару. Насколько добрее душа, настолько красивее поёт гитара. Мелодия Г. Свиридова подходит герою картины: она стремительная, летящая, немного похожа на вальс. Но в то же время задумчивая, как будто человек грустит о чем-то или что-то вспоминает»(Алексей Вишняков).

Живопись и музыка (объекты для зрительного и слухового наблюдения) активизируют говорение - процесс перехода мысли из внутренней речи во внешнюю, экспрессивную, речь. Мысль возникает в виде «кода внутренней речи» не в словах, а в форме визуального или слухового образа, пронизанного отдельными предикативными словами. Чтобы стать полноценной, как называет Н.И. Жинкин, «натуральной речью»[1, с. 37], предметно-изобразительный код должен наложиться на синтаксическую матрицу, которая заполняется словами из лексикона говорящего. Для того чтобы у школьника появилась потребность в речи, «необходимо стимулировать у учащихся возникновение мысли» [2, с. 59]. Говорение реализует замысел высказывания, который исходит из предмета мысли, а мысль стимулируется живописными и музыкальными образами, производящими мощное эмоциональное воздействие, что, в свою очередь, приводит в движение процесс поиска слов, перевод слов из пассивного словаря, представляющего собой узнавание слов, в активный через слуховое и зрительное восприятие; составление предложений, обеспечивающее механизм перехода от одного типа грамматических конструкций к другому с целью передачи впечатлений слушателю или читателю.

Тесное взаимодействие (интеграция) слова, живописи и музыки комплексно обогащает словарный запас и синтаксические средства выражения мыслей и чувств обучающихся, способствует развитию речевого интонирования, выражающего и подчеркивающего смысл прочитанного, умения выявлять значимые детали в процессе сопоставления и соотнесения вербальных и невербальных текстов.

Использование на уроках русского языка произведений живописи и музыки, соответствующих друг дру-

гу по теме, мысли, настроению, усиливает мотивацию к чтению, поскольку вызывает интерес, новые впечатления, порой удивление, создает эффект новизны и тем самым побуждает к различным целевым установкам при чтении (просмотровое, ознакомительное, изучающее). Чтение - сложный процесс, так как в устной речи понять содержание помогают жесты, паузы, интонация, сила голоса, а при чтении анализ и истолкование слов происходят без дополнительной помощи. Эти усилия ведут «к дальнейшему умственному развитию. В частности, читая, ребёнок учится по-новому связно строить свою речь»[8, с. 354].

При просмотровом чтении артефакты служат зрительной и слуховой поддержкой в восприятии общего смысла читаемого текста. Совместное действие зрения и слуха опирается на ассоциативные связи, возникающие в сознании читающего, и помогает прогнозировать содержательный план текста.

В процессе ознакомительного чтения произведения живописи и музыки служат дополнительным образным выражением содержания текста, позволяющим адекватно понять его текстовую информацию путем вероятностного прогнозирования при быстром чтении.

При изучающем чтении, в процессе которого осуществляется полное и точное понимание текста с последующим воспроизведением извлеченной информации в устной или письменной форме [приводится по 5, с. 271275], произведения искусства презентуют в образной форме фрагменты текстовой информации, позволяют установить адекватность воспринятой информации, выделить главное и второстепенное в содержании текста, выявить фоновую лексику, ключевые слова, языковые образно-выразительные средства, слова с культурным компонентом значения путем наглядной семантизации лексики; помогают воспроизвести и интерпретировать прочитанный культуроведческий текст.

Например, семиклассники начинают активно использовать образные выражения: «Музыка вызывает умиление», «нежность», «ощущение чистоты и тихой радости», «острой любви к Родине» - о музыкальной пьесе Е.П. Дербенко «Край березовый»; выделять интонацией значимые слова, определения: «Хочется зайти в картину и окунуться в чистоту радости разноцветно -го снега, услышать пищащий голос Петрушки, увидеть грустно-веселый танец игрушки, желающей стать человеком» - о картине Б.М. Кустодиева «Балаганы».

Произведения живописи и музыки являются эффективным материалом для развития письменной речи, в частности при обучении написанию сочинений, поскольку при отсутствии одномоментной обратной связи, общей ситуации для пишущего и адресата данные артефакты своим образным содержанием позволяют осуществить долгосрочное планирование письменной речи, более тщательно обдумать содержание, логическую, лексическую и синтаксическую структуру речевого произведения. Эмоциональное восприятие произведений искусства помогает выразить свое отношение к предмету речи, чувства; более полно, развернуто, точно

оформить свою письменную коммуникацию, отобрать лексику в соответствии с темой артефактов, более точно семантизировать ее способом наглядности, распределить предметные признаки по микротемам, выделить смысловые структуры и внутренние связи между предложениями в создаваемом тексте.

Известно, что письменная речь отстает от внутренней, объединяющей внешнюю речь с мышлением. Этот сложный процесс перехода от внутренней речи к внешней восполняется презентацией произведений живописи и музыки, помогающими объединять разрозненные факты в общий контекст, раскрывать тему и основную мысль сочинения на материале артефактов, строить трехчастную композицию текста (вступление, основная часть, заключение), описывать детали, фон, элементы, мелодии, аккорды, явления с опорой на произведения живописи и музыки, передавать настроение, употреблять оценочные слова и слова, обозначающие разные признаки предметов, изображенных на картине, звучащей мелодии.

В качестве примера приведем фрагмент сочинения учащейся 6-ого класса по картине И.И. Левитана «Золотая осень» и музыкальной пьесе П.И. Чайковского «Октябрь. Осенняя песнь»: «На картине в правом нижнем углу начинается река, она ведет нас вовнутрь, в чудесную русскую осень. И сразу слышится шелест листьев, нежный, холодный ветерок колышет золотые листочки. Приятно! А небо высокое и прозрачное. Лёгкие, плавные облака не спеша проплывают по небу. Звуки осени как музыка, а природа - музыкальный инструмент, на котором играет осень.

Музыка Чайковского тоже повествует об осени. Первая часть пьесы «Октябрь. Осенняя песня» плавная, спокойная - только иногда упадёт листочек. Во второй части появляются порывы мелодии - это ветерок ловит листья, падающие с деревьев и уносит их на другой берег. В третьей части ветерок затихает и последний лист, скользя по воздуху, опускается на землю. И снова тишина и покой.

Музыка и картина в великолепном сочетании образуют сказку, в которую хочется попасть» (Ксения Зотова).

Таким образом, произведения живописи и музыки, взаимодействуя и гармонично дополняя друг друга, усиливают эмоциональное воздействие на чувственную сферу, мыслительную деятельность учащихся и активизируют каждый вид речевой деятельности, сохраняя его специфику и взаимодействие с другими видами речевой деятельности, то есть происходит естественная их интеграция.

Покажем, как мы осуществляем интеграцию видов речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо) на основе интегрирования произведений живописи и музыки в учебном процессе, на уроке при подготовке к сочинению.

Методический комментарий к уроку

Подготовка к сочинению как акту творчества тре-

бует как от учащихся, так и от учителя больших мыслительных и речетворческих усилий, активизации всех видов речевой деятельности, поэтому важно сделать эту учебную деятельность интересной, привлекательной для учащихся, использовать интерактивные методы. К числу таких методов относится виртуальная ролевая игра на основе интеграции живописи и музыки, смоделированная с помощью компьютерных технологий.

В соответствии с требованиями программы развития речи шестиклассники учатся описывать пейзаж, природу. Известно, что описательный тип речи является более трудным для учащихся, чем повествовательный, поскольку создание такого текста требует аналитического подхода к объекту речи: необходимо выявить одномоментные признаки предмета или свойства, состояние субъекта, его качественные характеристики в определенный момент действия, определить их значимость и порядок изложения. Работа над описанием пейзажа предполагает формирование следующих умений: 1) наблюдать, 2) выделять главное, особенное в описываемом пейзаже, 3) уместно использовать «пейзажную» лексику в сочинении, 4) отличать описательный тип от других типов речи, 5) соединять фрагменты разных типовых значений в тексте, 6) производить лингвостили-стический анализ готового текста-описания, 7) строить по образцу текст-описание природы.

Формирование указанных умений проходит успешнее на материале произведений живописи и музыки, соответствующих друг другу по теме, смыслу и настроению, например, для сочинения-описания природы отобраны картина Н.П. Крымова «Зимний вечер» и музыкальная пьеса А.И. Головина «Далёкое». Эти произведения сопоставимы, так как схожи по своим художественным особенностям: созерцательному настроению, вызывающему размышления о мире и человеке; трехмерному пространству, устремлённому вдаль и ввысь, от земли к небу; неспешному ритму движения, прозрачной палитре красок и звуков, вызывающих светлые эмоции, чувство надежды, тихой радости и тепла.

Активизации речевой деятельности средствами живописи и музыки в процессе ролевой игры способствует создание кластера, требующего аналитико-синтетической деятельности учащихся по интеграции слова, живописи и музыки и создание сочинения-описания с элементами повествования.

Тема урока: Подготовка к сочинению-описанию природы по картине Н.П. Крымова «Зимний вечер» и музыкальной пьесе А.И. Головина «Далёкое».

Цели урока:

1. подготовить учащихся к сочинению-описанию природы на основе ролевой виртуальной игры по картине и музыкальной пьесе;

2. научить шестиклассников объединять различные виды речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо) на основе интеграции живописи, музыки и текста;

3. активизировать «пейзажную» и искусствоведческую лексику в высказывании, научить уместно употре-

блять ее в речи;

4. обогатить речь учащихся образно-выразительными средствами русского языка, способствующими более яркому описанию произведений искусства;

5. показать особенности интегрированного текста сочинения;

6. расширить культурный кругозор учащихся за счет интегрирования речи и искусства.

Создание культурного фона урока-игры (оборудо -вание): презентация картины Н.П. Крымова «Зимний вечер» и музыкальной пьесы А.И. Головина «Далёкое» через мультимедийное устройство; текст Н. Сладкова «Январь» (упр. 278 учебника); компьютер, интерактивная доска.

Накануне урока шестиклассники под руководством учителя готовят материалы для ролевой виртуальной игры: читают биографические статьи о художнике и композиторе, знакомятся с некоторыми их произведениями; распределяют роли.

Ход урока.

Виртуальная игра: распределение ролей (ведущий, композитор А.И. Головин, группа студентов - Дмитрий, Нина, Виктор, Тамара, Вера, Антон, Лиля).

Ведущий. Ребята, вообразите, что вы студенты Музыкальной академии и пришли на занятие к современному композитору Андрею Ивановичу Головину, который родился в 1950 году в Москве и в настоящее время преподает в Российской академии музыки имени Гнесиных, учит одаренных студентов сочинять музыку. Головин в своем творчестве следует традициям русской и зарубежной классической музыки Х1Х-ХХ веков, соединяя красивую мелодию и гармоничное многоголосие с расширенной тональностью и использованием диссонансов в аккордах. Его музыка отличается глубокой эмоциональностью и импрессионизмом, то есть наглядностью образов, что роднит её с живописью.

Перед началом занятия один из студентов обратил внимание на картину, которая висит на стене над роялем.

Дмитрий. Андрей Иванович, скажите, пожалуйста, почему именно картина Н.П. Крымова «Зимний вечер» находится в комнате, она как-то связана с Вашим музыкальным творчеством?

Головин. Да, связана. Я рад, что вы обратили на нее внимание. Эта картина вдохновила меня на создание пьесы «Далёкое», а принадлежит она кисти известно -го художника Н.П. Крымова. Кто-нибудь из вас знает об этом художнике?

Нина. Я не только знаю о художнике Крымове, но и люблю его творчество. Он ученик И.И. Левитана, но в отличие от своего учителя, изображавшего осень как свое любимое время года, Крымов любил зиму, которую запечатлел на многих своих картинах. Одной из самых любимых его картин была «Зимний вечер», в которой он выразил самое дорогое для себя: переживание мира в человеческой душе и в природе, ведь картина написана в 1919, во время Гражданской войны, и напоминает о добре и покое.

Головин. Вы правильно поняли смысл полотна. Обратите внимание, композиция картины построена

так, как будто делится по горизонтали на землю и небо: земные заботы людей и духовную сторону жизни. Не случайно почти в центре, хотя и на заднем плане, изображен храм. Вот эта скрытая тревога и изображенная на картине размеренная жизнь людей, стремящихся, несмотря ни на какие трудности, к спокойной и мирной жизни, к созиданию, и вдохновили меня на создание музыки «Далёкое». Послушайте музыкальную пьесу.

Антон. А почему Вы назвали свою музыкальную пьесу «Далёкое»?

Головин. Я так назвал свое произведение, потому что события на картине для меня - это что-то далекое, ушедшее и этим дорогое мне.

Лиля. На ней такие далекие просторы земли и неба! И такие уютные дома под покровом деревьев! Хочется очутиться там. Картина близка мне своим лирическим настроением.

Тамара. Я думаю, что содержание живописного и музыкального произведений хорошо соотносятся между собой: звуки мелодии поднимаются снизу вверх, как и на картине, возы с сеном и люди, идущие по тропинке, движутся по диагонали снизу картины вверх, к селу, к храму.

Вера. А я слышу в аккомпанементе перекличку басов и верхних нот, как будто звонят колокола к вечерней службе в том самом храме, который изображен на картине.

Дмитрий. Мне понравилось, что в музыке много высоких острых звуков, создающих ощущение, что нас как будто покалывают иглы мороза, морозного воздуха, замечательно переданного на картине Крымова. В конце пьесы эти высокие нотки как будто улетают в небо и там зажигаются сверкающими звездами.

Виктор. Под впечатлением картины и музыки, объединенных одним смыслом и настроением, я вспомнил некоторые строчки из эссе Н. Сладкова «Январь», которые описывают, кажется, именно этот пейзаж и музыку: «Земля утонула в дремучих сугробах» - ведь на картине тоже изображен глубокий снег, и мы не можем точно понять, что находится на переднем плане - поле или речка, тонкие прутики куста или жесткие стебли травы. В музыке это же изображает неспешное движение мелодии, рисующей, как тяжело продвигаются по глубокому снегу люди и повозки.

Антон. В тексте упоминается «холодный свод неба», который на картине создается холодной палитрой красок, а в музыке отрывистыми высокими звуками.

Головин. Вы, мои дорогие студенты, очень верно поняли идею, настроение этих произведений, гармонично дополняющих друг друга. Вы сумели услышать музыку, увидеть картину и выразить свои знания и впечатления в слове, объединив, таким образом, живопись, музыку, слово (текст) в процессе слушания, говорения, чтения. А теперь попробуйте составить кластер, который поможет вам подготовить устное сочинение-описание с элементами повествования на тему «Зима в слове, живописи и музыке» (см. схема 1)

Схема 1.

Соотнесение слова, картины и музыки Г

Задание на дом: на основе устного коллективного сочинения, созданного вами на уроке во время игры, дома напишите сочинение на тему о зиме, используя произведение живописи, музыки, текст (можно стихотворение). Проведенная ролевая игра поможет вам написать сочинение по любым другим произведениям на тему «Зима» в свободной форме - эссе.

Приведем пример сочинения ученицы 6-ого класса.

«Русский художник Н.П. Крымов написал картину «Зимний вечер», к которой как нельзя лучше подходит музыка композитора А.И. Головина «Далёкое». Я думаю, что автор не случайно дал именно такое название своей музыкальной пьесе. Оно показывает, что душа именно русского человека стремится ввысь.

Картина «Зимний вечер» имеет необычную композицию. Небольшое село располагается почти ровно посередине, между небом и землёй. Это показывает, что человек живёт на земле, но стремится вверх, к небу, и тем самым достигает полной гармонии.

Хаты стоят очень близко друг к другу. Это значит, что в селе люди живут дружно, словно в одном большом доме.

В первой части пьесы слышны остинатные, то есть повторяющиеся аккорды. Они похожи на тихие шаги или на взмахи крыльев. Но чьи это крылья? Может, это ангел прилетел из церкви, изображённой на заднем плане, чтобы заботливо укрыть дома пушистым снежным одеялом? Повторяющиеся ноты и аккорды символизируют и то, что всё на земле - вечно, и то, что время, отведённое для нашей жизни, идёт вперёд. Они как тихие размышления о вечном и незабвенном.

Во второй части этого произведения слышится перезвон колоколов. Он, как и снег, как и деревья, будто укрывает маленькую деревеньку.

А небо... Оно похоже на рассветное, потому что имеет зеленовато-синий оттенок, а такой цвет обычно присущ небу, когда желтые солнечные лучи проходят сквозь него. Но, приглядевшись к картине, по исходящим от неё спокойствию и умиротворённости можно понять, что это именно вечер.

Когда смотришь на это полотно и слышишь третью часть пьесы, кажется, что начинают зажигаться звёздочки, хотя они не нарисованы. А всё потому, что звучат отдельные высокие отрывистые нотки, будто вспыхивают в небе маленькие огоньки.

Очень важной деталью является тропинка, проходящая по диагонали снизу вверх. По ней идут люди, и, если проследить за её направлением, она приведёт к храму как к чему-то высшему, к тому, что (а может, кого) можно понять только всей душой, всем сердцем. Люди направляются домой по узкой тропинке, протоптанной совсем недавно. Хоть краски и не могут передать звук, можно услышать, как скрипит снег под ногами людей, каркают вороны, фыркают лошади, везущие сено. Все они спокойны, никто не мешает им.

Когда смотришь на картину и слышишь музыку, хочется глубоко вздохнуть, порадоваться, что есть такая тёплая и бесконечно любимая Родина!» (Ксения Кузнецова)

Анализ сочинения показал, что творческая работа ученицы отличается полнотой раскрытия темы и основной мысли, последовательностью изложения мыслей, стройностью композиции. Сочинение демонстрирует лексическое богатство, использование синонимов и антонимов, эпитетов, сравнений, метафор. Ясно выражено эмоциональное отношение автора сочинения к описываемому.

Считаем, что подобные результаты достигнуты благодаря организованной интеграционной работе по взаимодействию разных видов речевой деятельности (аудирования, говорения, чтения, письма) на основе интеграции живописи, музыки, вербального текста и интерактивных методов обучения.

Библиографический список

1. Жинкин Н.И. О кодовых переходах во внутренней речи // Вопросы языкознания. М., 1964. № 6. С. 26-38.

2. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном. М., 1985.

3. Иванова С. Ф. О возможностях объединения усилий учителей-словесников и преподавателей музыки в борьбе за речевую культуру и грамотность // Межпредметные связи в преподавании русского языка: сборник статей из опыта работы: пособие для учителя; сост. Н.Н. Ушаков. М.: Просвещение, 1977. С. 56-67.

4. Коллинз С. Классическая музыка от и до: пространство, наполненное гармонией. М.: ИТД «Гранд», 2000. 287 с.

5. Методика преподавания русского языка в школе: учебник для студ. высш. пед. учеб.заведений / М.Т. Баранов, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская М.Р. Львов. Под ред. М.Т. Баранова. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 368 с.

6. Методика развития речи на уроках русского языка: 2-е изд., испр. и доп. Под ред. Т.А. Ладыженской. М.: Просвещение, 1991. 239 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Педагогическое речеведение: Словарь-справочник. Под ред. Т.А. Ладыженской и А.К. Михальской. М.: Флинта, Наука, 1998. 312 с.

8. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. 2-е изд. М.: Просвещение, 2002.

9. Ходякова Л.А. Живопись на уроках русского языка. 0 М.: Флинта, Наука, 2000. 352 с.

References

1. Zhinkin N.I. About code transitions in inner speech // Questions of linguistics. M., 1964. No. 6. Pp. 26-38.

2. Zimnyaya I.A. Psychological aspects of teaching speaking in a foreign language. M., 1985.

3. Ivanova S.F. On the possibilities of combining efforts of the teachers-philologists and teachers of music in the struggle for voice culture and literacy // Interdisciplinary connections in teaching Russian: collected articles from experience: a guide for teachers; ed.

N.N. Ushakov. M.: Education, 1977. Pp. 56-67.

4. Collins C. Classical music: the space filled with harmony. M.: ITD «Grand», 2000. 287 S.

5. Methods of teaching Russian language at school: a textbook for stud. ouch. PED. proc.institutions / M. T. Baranov, N.. Ippolitov,

T. A. Ladyzhenskaya, M. R. Lvov, ed. by M. T. Baranova. M.: Publishing center «Academy», 2001. 368 p.

6. Methodology of the development of speech on the lessons of the Russian language: 2nd ed. Rev. and DOP. / under the editorship of T. A. Ladyzhenskaya. M.: Education, 1991. 239 p.

7. Pedagogical speech study Dictionary-Reference / under the editorship of T. A. Ladyzhensky and K. A. Michalski. M.: Flinta, Nauka, 1998. 312.

8. Rubinstein S.L. Problems of General psychologyn. 2nd ed. M.: Education, 2002.

9. KhodyakovL.A. The Painting on the lessons of the Russian language. M.: Flinta, Nauka, 2000. 352 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.