Научная статья на тему 'Значение интегрированных уроков на основе художественного текста, произведений живописи и музыки для развития речи учащихся'

Значение интегрированных уроков на основе художественного текста, произведений живописи и музыки для развития речи учащихся Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1123
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Геро И. К.

В статье дано теоретическое обоснование значения уроков русского языка с культуроведческой составляющей для развития речи учащихся, подчеркиваются метапредметные функции русского языка как «средства приобщения к духовному богатству русской культуры и к культурно-историческому опыту человечества». Приводится ряд уроков обучения написанию сочинения по однотематическим произведениям живописи и музыки с привлечением художественного текста. (Например, сочинение по картине М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь» и пьесе К. Сен-Санса «Лебедь» с отрывком из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».) Показывается система подбора однотематических произведений для 5, 6 и 7 классов с учетом возрастных особенностей учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значение интегрированных уроков на основе художественного текста, произведений живописи и музыки для развития речи учащихся»

ЗНАЧЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ НА ОСНОВЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА, ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЖИВОПИСИ И МУЗЫКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ

SIGNIFICANCE OF INTEGRATED CLASSES, BASED ON LITERARY, ARTISTIC AND MUSICAL WORKS, FORSTUDENTSPEECH DEVELOPMENT

Геро И.К.

Аспирант кафедры методики преподавания русского языка, методист по русскому языку и литературе Северного окружного управления образования Департамента образования г. Москвы.

E-mail: geroik@mail.ru

Gero I.K.

Postgraduate student of the Russian Language Teaching Methods Department of the Moscow State Pedagogical University, Russian Language and literature methodologist ofthe Northern Regional Educational Administration of the Moscow Board of Education.

E-mail: geroik@mail.ru

Аннотация. В статье дано теоретическое обоснование значения уроков русского языка с культуроведческой составляющей для развития речи учащихся, подчеркиваются метапредметные функции русского языка как «средства приобщения к духовному богатству русской культуры и к культурноисторическому опыту человечества».

Приводится ряд уроков обучения написанию сочинения по однотематическим произведениям живописи и музыки с привлечением художественного текста. (Например, сочинение по картине М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь» и пьесе К. Сен-Санса «Лебедь» с отрывком из сказки A.C. Пушкина «Сказка о царе Салтане».) Показывается система подбора однотематических произведений для 5,6и7

Annotation. The article provides a theoretical substantiation ofthe significance of Russian Language classes based on cultural studies for the development of the students’ speech skills. An emphasis is made on the metadisciplinaryfunction ofthe Russian language as a «means of communion with the spiritual richness of Russian culture and with the cultural and historical experience of mankind». A number of classes that teach writing essays on same-topic literary, artistic and musical works is presented. (For example, an essay on the painting «The Swan Princess» by M.A. Vrubel and C. Saint-Saëns play «The Swan» with an excerpt from A.S. Pushkin’s «The Tale of Tsar Saltan».) The author also proposes a system of age-specific selection of same-

классов с учетом возрастных особенностей учащихся.

topic works for students of the 5th, 6th and 7th grades.

Ключевые слова: активизация видов речевой деятельности, русский язык, культуроведческая компетенция, однотематические произведения живописи и музыки, поэзия, идеал, интегративный подход, целостное восприятие мира, ассоциативные связи, развитие творческих способностей, коммуникативная компетенция, метапредметность, формирование личности.

Keywords: activation of differenttypes of vocal activity, Russian language, cultural studies competence, same-topic artistic and musical works, poetry, the ideal, integrative approach, integral perception ofthe world, associative connections, development of creative abilities, communicative competence, metadisciplinarity, formation of an individual.

Зачем ссорить искусства?

Пусть теснее соединятся поэзия с музыкой и живописью:

тем сильнее будет их действие.

В.Ф. Одоевский

Особое значение в образовательной политике государства уделяется изучению русского языка, поскольку именно язык формирует гражданские, этнические и социальные ценности, является средством выражения внутреннего мира человека. Русский язык «является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества» [14], способствует формированию целостного мировоззрения. Обращение к культурным ценностям на уроке становится все более актуальным требованием времени. Возможно, это связано с тем, что «отсутствие четко выраженной национальной идеи, идеологии призвана восполнить культура. Применительно к школьному образованию национальная идея должна выразиться в историко-культурном наполнении содержания обучения» [17], в том числе и в процессе изучения русского языка.

Уроки русского языка с культуроведческой составляющей способствуют воспитанию детей, дают новые фоновые знания о музыкальном и изобразительном искусстве с опорой на языковое выражение, пробуждают интерес учащихся к мировому культурному наследию, формируют эстетическую потребность в прекрасном. «Отбор из жизни самых существенных, типичных явлений, характерных для своего народа, особенностей его характера, его национальной культуры, выражение своего мировоззрения и отношения к изображаемому является важной задачей художника, создающего произведение искусства. Вот почему произведения живописи являются источником знаний о национальной культуре народа и способствуют формированию культуроведческой компетенции учащихся, предполагающей не только расширение знаний о культуре своего народа, но и постепенное развитие у школьников чувства красоты, добра, справедливости, уважения к родному народу...» [15, с. 40], - пишет доктор педагогических наук, профессор Л.А. Ходякова.

Обращение к изобразительному искусству на уроках русского языка ныне является обязательной частью программы по развитию речи ребенка. А вот классическая музыка как средство развития речевой деятельности еще не заняла достойного места в школьном обучении. Но реальный мир целостен, он существует не только в красках, ной в звуках.

Как считают психологи, «представления обычно не бывают только слуховыми или только зрительными. Будучи представлением какого-либо предмета или явления, в восприятии которого обычно участвуют разные сферы ощущений, каждое представление обычно включает компоненты разных сенсорных сфер» [11, с. 234]. Нет человека, который бы не слушал музыку, не имел бы своих предпочтений в этой области искусства. Композитор, как и художник, объективно воспроизводит типичные черты своей эпохи через музыкальные образы, мелодии и гармонии. Более того, и реалистическая живопись, и классическая музыка, выделяя главное в окружающем мире, облагораживают действительность, предлагают зрителю и слушателю выражение возвышенных мыслей, чувств, идей - другими словами, создают идеал.

Как показало исследование, из четырех видов речевой деятельности - слушание, чтение, говорение, письмо - именно слушание практически отсутствует в системе заданий по русскому языку. Предполагается, что оно является естественной составляющей при выполнении любого упражнения. Но «мало слышать - нужно уметь слушать; мало видеть - нужно уметь смотреть. Это умение даётся не сразу» [11, с. 226]. Нужно различать пассивное слушание, при котором пропускается много информации, и активное, которое можно назвать скорее аудированием - внимательным и целенаправленным слушанием, которое сопряжено с определенной системой задач. Анализ музыкальных произведений, средств музыкальной выразительности и способов выражения авторской мысли композитора может стать хотя и сложным, но интересным и увлекательным видом аудирования.

Уроки изобразительного искусства, уроки музыки, уроки русского языка... У ребенка возникает ложное представление, что разные уроки дают разные знания. Мышление же человека не терпит разрозненности, для человеческой психики естественно соединение информации в целостную картину: «представления воспроизводятся не изолированно, а в связи с другими представлениями. Существенное место среди этих связей занимают связи ассоциативные» [11, с. 235]. Учебная задача, которая соединяет обращение и к картине, и к музыкальной пьесе, и к стихотворению, способна в высшей степени развить не только предметные компетенции - различные виды речевой деятельности, но и метапредметные, влияющие на формирование личности ребенка.

Для решения вышеупомянутых задач методическая наука выработала интегративный1 подход к обучению языку, «основанный на взаимосвязанном формировании умений во всех видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении, письме» [4]. Интегрированное обучение отрицает разделение знаний по отдельным дисциплинам и связа-

1 Интеграция - (лат. integratio - восстановление, восполнение, от integer - целый) понятие, означающее состояние связанности отдельных дифференцируемых частей и функций системы в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию (например, интеграция в науке, экономическая интеграция) [13].

но с целостным восприятием мира, то есть при обучении языку предполагается и знакомство «со сведениями культурно-исторического и политического характера. При этом речь идет не просто о межпредметных СВЯЗЯХ/ а о слиянии нескольких дисциплин, о синтезе науки, искусства/ национальной культуры» [4, статья «Интегрированное обучение»].

Поэтому и на уроках развития речи с привлечением художественного текста и произведений живописи и музыки происходит взаимопроникновение впечатлений/ полученных от произведений разных видов искусства/ установление разнообразных ассоциативных связей/ активизация слушания/ говорения/ чтения и письма. Итак, на интегрированных уроках в условиях оптимизации использования учебного времени достигаются широкомасштабные образовательные цели.

Методическая идея в результате своего развития приходит в школу, осуществляется на практике, поэтому необходимо учитывать еще один момент - привлекательность для ученика. Действительно/ интегрированные уроки развития речи - обучение написанию сочинения по однотематическим произведениям живописи и музыки с привлечением художественного текста - имеют тройную мотивацию, так как при этом соединяются и взаимодействуют три области творчества/ очень яркие с точки зрения воздействия на человека. Произведения искусства обогащают эмоционально/ а эмоции - верный помощник в усвоении материала. Сильные впечатления требуют выражения/ ими хочется поделиться с окружающими - таким образом, налицо повышенная мотивация к речевой деятельности/ а необходимость сказать и написать так, чтобы быть понятым, найти отклик, пережить радость разделенного эмоционального состояния стимулирует школьника к совершенствованию своей устной и письменной речи.

Как вписать подобные уроки развития речи в типовую программу по русскому языку? Прежде всего, через обращение к материалам учебника. Например, в учебнике русского языка для 5 класса С.И. Львовой в упражнении 21 дается задание написать сочинение по картине М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь». Составители учебника предлагают учащимся вспомнить сказку A.C. Пушкина, сопоставить образ ее героини с образом, изображенным на картине. Культурным фоном вводится информация об опере H.A. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» и об исполнительнице партии Царевны-Лебеди, жене художника М.А. Врубеля - Н.И. Забеле-Врубель.

Учитель может поставить задачу углубить и обобщить восприятие картины детьми через обращение к другим картинам художника, через выявление основного мотива его творчества. Созерцая виртуальную картинную галерею, школьники постигают загадочный мир М.А. Врубеля, вселенную очей его героев, понимают, что автор размышляет над тайнами бытия. Тогда традиционная работа с колоритом картины поможет раскрыть загадку времени суток на полотне: что же изобразил художник - утро или вечер? М.А. Врубель - художник сумеречных тайн души, поэтому на картине вечер, и взгляд царевны печален, и прощален поворот головы в прекрасном кокошнике.

Актуализируя знания детей из области литературы, учитель напоминает, что лебедь - символ причастности иному миру: по подземной реке, текущей с запада на восток, ладью бога Солнца (Даждьбога) везут лебеди. Иной мир - мир усопших, поэтому Царевна-Лебедь печальна, но Солнце несет жизнь, надежду и радость, поэтому героиня картины так прекрасна. Какое впечатление от картины окажется более сильным для детей - печальное или радостное? Ребенок должен жить с чувством покоя, надежности, его мироощущение нельзя затемнять мотивами тоски, страха.

Преодолеть некоторую растерянность, вызванную картиной М.А. Врубеля, помогает музыка К. Сен-Санса - пьеса «Лебедь» из цикла «Карнавал животных». В её звучании тоже есть тайна, которая раскрывается по мере работы с произведением. Виолончель, оказывается, обладает свойствами человеческого голоса, благодаря чему очеловечивает заглавного героя - мы будто слышим, как поет Царевна-Лебедь. А фортепиано способно журчащими пассажами передать плавный плеск волн. Произведение французского композитора завершают светлые мелодические линии, как будто напоминая, что утро наступит вновь, царевна вернется, добро победит. Поэтому и сочинение следует закончить обращением к музыке - нотками надежды и радости.

Разрабатывая интегрированные уроки с обращением к музыке и живописи и подбирая тематику сочинений, важно учитывать возрастные особенности школьников. Так, 5 класс логически может пройти под знаком сказки, в 6 классе ученики обратятся к явлениям природы и их выражению в живописи, музыке и поэзии, в 7-м подростки могут углубиться в сущность традиционных праздников, напоминающих о вечных нравственных ценностях.

Замечательным будет знакомство пятиклассников в канун Нового года с балетом П.И. Чайковского «Щелкунчик» в постановке гениального американского балетмейстера русского происхождения Джорджа Баланчина (Георгия Мелитоновича Баланчивадзе). Сочинение по «Вальсу снежинок» научит переводить внутреннюю речь - эмоции - во внешнюю - слова, метатекст музыки, танца, декораций - в текст словесный. Актуализация содержания сказки Гофмана «Щелкунчик, или Мышиный король» может стать поводом для беседы о разных традициях празднования Рождества и Нового года в России и в Европе. Любому ребенку под силу самостоятельно подготовить небольшое сообщение на эту тему. В стихотворении Б.Л. Пастернака «Снег идет» снег, зима изображаются как загадочное живое существо. Воображению читателя помогают олицетворения, персонификации, которые использует поэт: «Снег идет, снег идет,/Словно падают не хлопья,/А в заплатанном салопе/ Сходит наземь небосвод». Обращение к биографиям создателей балета - П.И. Чайковского и Д. Баланчина - должно быть кратким, фрагментарным, оно позволит оживить эпоху конца XIX - начала XX века.

Стихотворные строчки позволяют дать ассоциативную оценку персонажам балета: снежинки танцуют, они тоже живые, волшебные существа. Но враги они или друзья героям сказки - Мари и Принцу? Чтобы понять авторский замысел, нужно обратиться к истории использования флейты, которая исполняет их мелодию: когда-то она звучала во вре-

мя битвы. (Кстати, и лейтмотив мышиного войска композитор поручил флейте.) Итак, нежные, хрупкие снежинки оказываются врагами Принцу и Мари и союзниками Мышиного короля. И тогда лес, через который проходят герои, престает быть просто пейзажем: он становится традиционным лесом испытаний, границей между миром живых и миром потусторонним - все, как в народной сказке. Именно в лесу начинаются чудеса, происходят встречи с чудесными помощниками, с волшебными существами.

Внимательное слушание позволяет выделить в оркестре звучание хора. Подчеркнем, что это уникальный прием, потому что обычно в музыке балета не используются человеческие голоса. А здесь поет хор, но поет без слов. Так композитор показывает, что это поют ангелы, ведь люди не могут понимать ангельскую речь. Несколько раз флейта и хор сменяют друг друга - как будто борются добро и зло. Заканчивается эпизод пением хора -это значит, что побеждает добро.

Большое значение балетмейстер придавал декорациям в этой сцене, значит, и ученики должны расшифровать его. Мари и Принц идут к восьмиконечной звезде - символу Рождества, потому что число 8 - символ вечности. Чтобы объяснить этот символ, необходимо ввести фоновые знания: в самом начале Библии, в Книге Бытия, говорится о сотворении мира: шесть дней творил Бог мир и «почил в день седьмый». А восьмой день - день будущего века (Царства Небесного, вечной жизни), начало которому положило рождение Иисуса Христа. (Не случайно этот балет был визитной карточкой празднования Рождества.)

Обращение к балету - еще одна возможность обогащения не только культурного кругозора, но и словаря ученика. Специальные термины (grand jeté, Pas de Chat, ballon, plié) необязательно заучивать, но они нужны для создания колорита балетного мира.

Еще одна сказка, правильнее - миф, оживает на полотне В.М. Васнецова «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали» и в ноктюрне К. Дебюсси «Сирены». Строчки Ф.И. Тютчева: «Дыханье каждое Зефира/Взрывает скорбь в ее струнах...//Ты скажешь: ангельская лира// Грустит в пыли по небесах!» помогают наметить пути поиска идейного содержания картины: стихотворение выражает излюбленную Тютчевым мысль о скитании человека на земле по дороге к «небесам».

Тема урока открывает богатейшие возможности для привлечения фоновой культурной информации, расширяющей кругозор школьника: греческий миф о сиренах, который лег в основу музыкального произведения Дебюсси, отрывок из поэмы Гомера «Одиссея», древнерусский Азбуковник2 XVII в., словарь В.И. Даля3.

2 «Есть птица именем алконостъ, имеет гнездо на брезе песка во край моря и ту кладет яйца своя; время же изытия чадом ея в зимныи год бывает, но егда почютитъ изытию чадом ея, взимает въ яйцах чада своя и носит на среду моря и пущает во глубину, тогда убо море многими бурями ко брегу при-ражается, но, егда сносит алконостъ яйца на едино место и насядет на них верху моря и яицем ея, во глубине сущим, и море непоколебимо бываеть за семь дний, дондеже алконостова яйца излупятся в воде, во глубине, вышед же, познают родителя своя; сия седмь днии корабленицы наричют алконостъ-ския» [10].

3 «Алконост. Сказочная райская птица с человеческим лицом, изображавшаяся на наших лубочных картинах» [6].

Вновь, как и на каждом уроке цикла, актуализируются прежде полученные знания, например, из мифологии вспоминается образ Мирового Древа. Вот на каком дереве сидят васнецовские птицы! За Сирином -восход, за Алконостом - закат, что наглядно показывает сочетание красок фона. В этом двойственность жизни: восход - радость, закат - грусть.

Музыка К. Дебюсси помогает услышать пение этих сказочных птиц. Сопоставление ноктюрна и картины выявляет разницу не только внешнюю (мелодия передает плеск моря, которого нет на картине), но и внутреннюю - мировоззренческую: русский художник размышляет об основополагающих вопросах бытия - о радости и печали, о начале и конце, о добре и зле; французский композитор-импрессионист рисует яркое слуховое и зрительное впечатление. Таким образом, открывается возможность для национальной самоидентификации учащегося.

Хочется подчеркнуть, что содержанием урока не должно быть просто описание того, что увидели на картине или услышали в музыке, важно ориентировать учащихся на поиск связей, путей выражения сложных и глубоких мыслей. Каждая деталь произведения значима, а зачастую и символична.

Каждую деталь, раскрывающую замысел автора, важно прокомментировать на уроке. Серьги Алконоста, например, сделаны в форме креста, который символизирует скорбь, грусть, страдания, испытания. Сирин радостна, и серьги её - в виде солнца. А поют они ВМЕСТЕ! Образы птиц символизируют действительность: в жизни грусть и радость не сменяют друг друга, они неразрывны - в этом мудрость, в этом основание надежды.

Картина Н.П. Крымова «Зимний вечер» любима многими поколениями детей и учителей. В 6 классе по ней всегда пишут сочинения. Традицию можно дополнить сопоставлением картины с пьесой замечательного современного композитора А.И. Головина «Далекое».

Стихотворение A.A. Фета «Чудная картина, // Как ты мне родна:// Белая равнина,// Полная луна,//Свет небес высоких, // И блестящий снег, //И саней далёких// Одинокий бег» необыкновенно точно передает настроение картины и музыкального произведения. Русскому сознанию близко ощущение тайны бытия, которое

олицетворяется образом луны; чувство единения земли и неба и одиночества странствующей в этом мире души человека, передано образом дороги. Атмосфера стихотворения может стать основой для урока, оно задает векторы анализа картины и пьесы, а потом -синтеза общих впечатлений и идей.

Художник виртуозно использует композицию, чтобы показать строение мироздания. В центре картины он располагает село, как будто между небом и землей, что символизирует равновесие духовного и земного в человеческой жизни. Земное начало подчеркивают люди, везущие сено на телегах. А духовное - храм, колокольня которого видна на заднем плане - на границе земли и неба. Это деление по горизонтали статично, оно подчеркивает постоянные, вечные черты не быта, а бытия человека, что характерно для творчества Н.П. Крымова. В музыкальной пьесе А.И. Головин выражает эту же идею через остинАто4, которое тоже означает вечность. Прозрачная, почти неподвижная мелодия передает сосредоточенность, морозный чистый воздух, огромное пространство земли под огромным небом.

Если художник хочет показать движение на картине, не способной передать движение в прямом смысле слова, то он располагает предметы или персонажей по диагонали. Так и на картине Крымова по тропинке идут люди, по дороге лошади тянут возы с сеном. Тропинка и дорога образуют треугольник, направленный снизу вверх, что указывает на стремление к идеалу, к гармонии мира. И во второй части пьесы мы слышим перекличку басовых и верхних нот, словно звонят колокола к вечерней службе. Ударил низкий колокол. Ему ответил неспешный перезвон более высоких. Эти звуки наполняют всю Землю: их слышат люди, возвращающиеся домой, их слышит покрытая снегом земля, их слышит зарозовевшее от последних лучей солнца небо. И в музыке движение направлено снизу вверх, потому что заканчивается пьеса множеством высоких звуков, будто улетающих в небо, - и там они зажигаются один за другим сверкающими звездами - нотами, исполненными стаккато, то есть отрывисто, - соединяя это чистое, морозное, загадочное небо с землей, даря людям надежду и покой... Природа, люди, храм - всё соединяется в гармонии.

В 7 классе учащимся может быть уже знакома пьеса Г.В. Свиридова «Тройка», так как, изучая повесть A.C. Пушкина «Метель», учитель предлагает послушать это музыкальное произведение, чтобы создать определенное эмоциональное настроение на уроке. Музыке очень созвучна картина известного художника-баталиста Н.С. Самокиша с одноименным названием - «Тройка». Стихотворение Вячеслава Иванова, должно вызвать удивление своим несоответствием тематике картины и музыки: «О, как бы я желал, огнем пылая веры / И душу скорбную очистив от грехов, / Увидеть полумрак убогой той пещеры, / Для нас где воссияла Вечная Любовь...». В стихотворении речь идет о главном событии христианства -Рождении Иисуса Христа. При чем же тут тройка коней?

4 Остинато - многократное повторение мелодической, ритмической фигуры [8].

Катание на тройке - древний обычай, напоминающий о языческом Даждьбоге - боге благого Солнца, дающего изобилие и благоденствие. Бог этот едет по небу на колеснице, которую несет тройка горячих коней. Магическое катание на тройке как будто показывало предкам, что и люди сели вместе с богом в эту колесницу, а значит, их ждет обилие земных благ, здоровья, радости и удачи. Поэтому на Святки - дни от Рождества Христова до Крещения - принято было кататься на тройках. В этих катаньях находило выражение и стремление русского человека к удали, молодечеству, и молодой задор, бодрость и радость восприятия жизни, которые помогали переносить любые жизненные трудности. Так проявлялось и двоеверие5.

С целью погружения в атмосферу эпохи на уроке привлекается фоновый культурно-исторический материал: ребята слушают гимн «С нами Бог», который знакомит их со знаменным распевом, созерцают икону «Рождество Христово», рассматривают картины русских и западных художников на эту же тему. Предки украшали любимых коней не только богато орнаментированной сбруей, но и бубенцами, издававшими мелодичный звон. В пьесе звук бубенцов имитируют треугольники. Можно показать фотографии и рисунки разных видов бубенчиков, рассказать об истории их использования. Таким образом происходит погружение в историческое переживание праздника. Как же эта радость передана на картине и в музыке, как выражается философская позиция творцов?

Главное, что ребята должны увидеть в картине и услышать в музыке, - движение. На картине Н.С. Самокиш сумел передать огневой бег тройки через широкое пространство поля, оставленное на переднем плане как будто для последующего поскока.

Пьеса Г.В. Свиридова начинается аккордами стремительно рванувшейся мелодии, исполняемыми форте - громко. Картина и пьеса, дополняя друг друга, усиливают впечатление безудержного полета коней.

Внимательный зритель переведет взгляд на задний план картины и увидит далекие поля, село и храм. Широкая распевная мелодия второй части пьесы рисует типично русские заснеженные просторы, мы слышим заунывную песню ямщика. Есть время подумать о жизни. Ведущими в оркестре становятся духовые инструменты, причем именно деревянные - рожок, гобой, фагот, что подчеркивает народный характер мелодии.

В третьей части музыкальной картины динамичная, стремительная, разудалая мелодия первой части сплетается с песенным мотивом второй части, как сплетаются две сто-

5 Двоеверие - одновременное существование в сознании и в обрядах людей элементов двух различных религиозных воззрений [18].

роны жизни человека - деятельная и созерцательная. Мелодия замирает - будто тройка унеслась вдаль...

Несомненно, интегрированные уроки с привлечением художественного текста, произведений живописи и музыки трудны, но не столько со стороны содержательной, сколько методической. Учитель не может их проводить в виде фронтальной работы с классом. Необходимо применять деятельностный подход к обучению, использовать групповые и индивидуальные формы поисковой работы, элементы метода проектов, который должен завершиться письменной творческой работой.

Напряженный труд учителя приводит к замечательному результату: эти уроки и учителю, и ученикам приносят чувство глубокого удовлетворения. Дети видят, как обогащаются их знания, развиваются умения выражать свои мысли в письменной речи, отвечать устно на уроках, в том числе и по другим предметам. И в психологическом отношении написание сочинения сопоставления нескольких произведений искусства повышает самооценку ученика. Итак, практика показала, что интегрированные уроки на культурологические темы активизируют все виды речевой деятельности, развивают творческие способности учащихся, их мышление. Сочинения воспитывают любовь к прекрасному, приобщают к истории и культуре Родины, формируют духовнонравственный идеал.

Список литературы:

1. LeRobert. Dictionnaire d'expressions et locutions. Paris: Dictionnaire LeRobert, 2003.

2. Liveinternet. Статистика и дневники, почта и поиск. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.liveinternet.ru.

3. Music Fantasy. [Электронный ресурс] : сайт для учителей, педагогов, родителей, занимающихся музыкальным образованием, развитием детей и подростков. -Режим доступа: http://music-fantasy.ru.

4. Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. - М.: ИКАР, 2009.

5. Арт Планета Small Вау: виртуальный музей живописи, скульптуры, архитектуры, фотоискусства. - Режим доступа: http://smallbay.ru.

6. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Совмещенная редакция изданий В. И. Даля и И. А. Бодуэна де Куртенэ в современном написании. -М: Олма-пресс, 2002.

7. Милюгина, Е. Г. Метатекст барокко как лабиринт / Е. Г. Милюгина // Мировая культура XVII-XVIII вв. как метатекст: дискурсы, жанры, стили. Восьмые Ла-фонтеновские чтения : материалы Международного научного симпозиума Серия "Symposium". Вып. 26. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. - С. 29-32.

8. Музыкальный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1990.

9. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства // Яндекс-сло-вари. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/~KHHrH/ Словарь%20изобразительного%20искусства.

10. Памятники литературы Древней Руси / под ред. Д. С. Лихачева. XVII в. Т. 1. М.: Художественная литература, 1989.

11. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2000.

12. Современный энциклопедический словарь // Библиотека учебной и научной литературы. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio/ dict.aspx.

13. Стихи поэтов XIX-XX веков. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www. stihi-xix-xx-vekov. ru.

14. Федеральный государственный стандарт общего образования второго поколения. Примерная программа по русскому языку для основной школы.

15. Ходякова, Л. А. Культуроведческая функция изобразительной наглядности в учебниках русского языка // Современная образовательная парадигма и школьные учебники по русскому языку. - Оренбург, 2000.

16. Ходякова, Л. А. Культуроведческий и воспитательный потенциал использования живописи на уроках русского языка // Исследовательский поиск молодых ученых. К юбилею профессора Л.А. Ходяковой. - М.: МПГу, 2002.

17. Ходякова, Л. А. О концепции приобщения учащихся к национальной культуре на уроках русского языка // Новые аспекты в преподавании русского языка в школе и вузе. - М.: МПГу, 2002.

18. Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С. А. Кузнецов. - СПб.: Но-ринт, 1998.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2013, № 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.