Научная статья на тему 'Взаимодействие с социальными партнерами в столичном колледже'

Взаимодействие с социальными партнерами в столичном колледже Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
385
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
взаимодействие / социальные партнеры / конкурентоспособ-ность / компетентность / содержание образовательного процесса / рынок труда / interaction / social partners / competitiveness / competence / content of education / labour market

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сурков Вячеслав Викторович

Современный этап профессионального образования находится в прямой зависимости от динамики развития производства, что требует ориентации на постоянные изменения между спросом и предложением, вызывая новые подходы к организации взаимодействия между образовательными организациями и социальными партнера-ми. Сегодня требуются кадры качественно нового типа: конкурентоспособные, инициативные, компетентные, предприимчивые, высококвалифицированные, коммуникабельные, готовые полноценно трудиться с первого рабочего дня, легко адаптирующиеся к изменениям и быстро осваивающим новую технику и технологию современного наукоемкого производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сурков Вячеслав Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern stage of professional education is directly dependent on the dynamics of production, which requires orientation to the constant changes between supply and demand, calling for new approaches to the organization of interaction between educational institutions and the social partners. Qualitatively new type of staff is required today: competitive, proac-tive, competent, resourceful, skilled, communicative, ready for full-scale work from the first working day, adaptable to changes, and quickly mastering new techniques and technology of modern high-tech production.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие с социальными партнерами в столичном колледже»

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ В СТОЛИЧНОМ КОЛЛЕДЖЕ

В. В. Сурков

Современный этап профессионального образования находится в прямой зависимости от динамики развития производства, что требует ориентации на постоянные изменения между спросом и предложением, вызывая новые подходы к организации взаимодействия между образовательными организациями и социальными партнерами. Сегодня требуются кадры качественно нового типа: конкурентоспособные, инициативные, компетентные, предприимчивые, высококвалифицированные, коммуникабельные, готовые полноценно трудиться с первого рабочего дня, легко адаптирующиеся к изменениям и быстро осваивающим новую технику и технологию современного наукоемкого производства.

Modern stage of professional education is directly dependent on the dynamics of production, which requires orientation to the constant changes between supply and demand, calling for new approaches to the organization of interaction between educational institutions and the social partners. Qualitatively new type of staff is required today: competitive, proactive, competent, resourceful, skilled, communicative, ready for full-scale work from the first working day, adaptable to changes, and quickly mastering new techniques and technology of modern high-tech production.

Ключевые слова: взаимодействие, социальные партнеры, конкурентоспособность, компетентность, содержание образовательного процесса, рынок труда.

Key words: interaction, social partners, competitiveness, competence, content of education, labour market.

Особенность современного этапа профессионального образования Москвы состоит в том, что оно не может ограничиваться своей прежней функцией инфраструктуры экономики, воспроизводящей необходимый объем рабочей силы. Присущая рыночным отношениям динамика развития производства требует органической включенности профессионального образования в структуру экономики, ориентации его на постоянные изменения между спросом и предложением, что требует новых подходов к организации взаимодействия между образовательным учреждением (далее - ОУ) и социальными партнерами. Одним из направлений взаимодействия ОУ с социальными партнерами должно стать их привлечение к активному воздействию на содержание образовательного процесса: (а) организация целевой учебной (производственной) практики; (б) проведение конкурсов профессионального мастерства с привлечением ведущих специалистов и экспертов; (в) разработка содержания и рецензирование учебно-методических комплексов и программ (дисциплин, практик и т. п.) и дипломных (курсовых) проектов; (г) стажировка преподавателей; совместное участие в фестивалях, конкурсах, выставках; (д) мониторинг качества образовательных услуг: (е) маркетинговые исследования; (ж) исследования конкурентоспособности ОУ.

Традиционно диалог с социальными партнерами сводился к организации производственной практики обучающихся и реже стажировки педагогических работников, а также участию специалистов в руководстве дипломным проектированием. Сегодня в дополнение к перечисленным формам сотруд-

503

ничества добавились новые: (а) сертификация выпускников и педагогических работников; (б) оказание информационных и консалтинговых услуг; (в) совместная коммерческая деятельность и реализация проектов; (г) выполнение работ по договорам подряда; проведение научно-исследовательских и технологических работ; (д) совместное участие в конкурсах, ярмарках, выставках.

Сотрудничество образовательного учреждения с субъектами отраслей экономики и социальной жизни создает условия: (1) для формирования номенклатуры квалификаций и образовательных программ, адекватных мировым тенденциям, потребностям рынка труда и личности; (2) повышения качества профессионального образования; (3) разработки и внедрения новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новой модели и содержания непрерывного профессионального образования; (4) повышения конкурентоспособности профессионального образования. В таком сотрудничестве особое значение приобретает внешняя оценка качества образования, которая может осуществляться внешними экспертами (социальными партнерами) по следующим критериям: соответствие содержания образования требованиям ФГОС и профессиональным стандартам, уровень профессиональной квалификации выпускников и их востребованность на рынке труда и т. п. Возможности самого образовательного учреждения по формированию профессиональной компетентности ограничены, однако система социального партнерства здесь может выступать важнейшим фактором повышения качества образования.

Социальное партнерство следует рассматривать не как состояние, а как процесс, как динамическое равновесие развивающихся интересов всех его субъектов. Основные направления развития, цели и задачи социального партнерства зависят от уровня согласованности действий и возможностей его субъектов, от конкретной социально-экономической ситуации их взаимодействия. Эффективно функционировать социальное партнерство может лишь при системном подходе к его организации, посредством соответствующего инструментария формируя в обществе отношения доверия и конструктивного сотрудничества, такие отношения не могут возникнуть при отсутствии полноценных субъектов социального партнерства, отлаженных механизмов их взаимодействия, высокой культуры сотрудничества.

Учебная и производственная практика обучающихся проходит на ведущих предприятиях в рамках социального партнерства. Изменившиеся требования к выпускникам ОУ, связанные с усложнением производственного оборудования, технологических процессов, ставят одним из направлений развития техникума формирование устойчивой взаимосвязи образования с производством, направленной на значительное приближение подготовки специалистов к требованиям отраслей экономики и конкретных работодателей. Взаимодействие системы профессионального образования и производства, основанное на согласовании интересов всех участников этого процесса, требует нового подхода к формированию содержания профессионального образования.

На основании всех предполагаемых изменений следует отметить необходимость при формировании содержания образования учитывать возможность проектирования профессиональной карьеры будущих специалистов в

504

соответствии с требованиями социальных партнеров (работодателей, экспертов, родителей, обучающихся и т. п.). Постоянное изменение социальноэкономических производственных условий делает неизбежным понимание необходимости непрерывного образования. Партнерство с производственными структурами и социальными институтами разных форм может стать ведущим фактором как в непрерывном обновлении содержания образования, так и в повышении качества профессионального образования.

Модель формирования содержания образования будет содержать учет требований личности, рынка труда и отраслей экономики, образовательных и профессиональных стандартов, уровней квалификации. Качественно новое среднее профессиональное образование - это образовательная система, «обеспечивающая опережающее развитие», отвечающая требованиям международных и новых российских стандартов качества, удовлетворяющая запросы всех потребителей образовательных услуг - личности, общества, государства, производства.

Новое качество подготовки квалифицированных кадров рабочих и специалистов с начальным и средним профессиональным образованием требует иных критериев его оценки: современных и особенно прогнозируемых требований к уровням квалификации рабочих и системных компетенций специалистов инновационного машиностроительного производства, определяющих «стандарт будущей профессии и специальности», формирующий личные качества выпускников техникума, позволяющие им адаптироваться на производстве и планировать свою дальнейшую карьеру.

Список литературы

1. Глазунов А. Т., Никитин М. В. и др. Практика социального партнерства регионов России. М.: Издательский центр «НОУ ИСОМ», 2003. - 50 с.

2. Ломакина Т.Ю., Сергеева М. Г. Инновационная деятельность в профессиональном образовании. - Курск, 2011. - 284 с.

3. Мухров И. С. Формирование профессиональной компетентности молодых квалифицированных рабочих автомехаников в системе НПО в условиях социального партнерства: дис. ... канд. пед. наук. - Шуя, ШГПУ, 2012. - С. 14-18.

4. Тюкалова Н. В. Социальное партнёрство как фактор повышения качества подготовки специалистов// Организационно-педагогические условия реализации модели многоуровневого социального партнерства в Чайковском техникуме промышленных технологий и управления (отделение начального профессионального образования): материалы регион. науч.-практ. конф. - Чайковский: ЧППК, 2009. (электр. сб.).

505

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.