Научная статья на тему 'Государственно-частное партнерство как условие эффективной подготовки кадров в системе среднего профессионального образования'

Государственно-частное партнерство как условие эффективной подготовки кадров в системе среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
636
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА / SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION / PUBLIC PRIVATE PARTNERSHIP / PROGRAM FOR THE DEVELOPMENT OF PUBLIC PRIVATE PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лысенко Виктор Геннадьевич, Масюков Олег Анатольевич, Мукаев Ренат Фаритович

Существующее противоречие между качеством подготовки кадров и возрастающими требованиями работодателей к выпускникам учреждений профессионального образования может быть решено в рамках поиска новых, эффективных инструментов и механизмов функционирования и развития профессиональных образовательных организаций (ПОО). К таким механизмам может быть отнесено государственно-частное партнерство. В статье описан конкретный опыт взаимодействия ПОО с социальными партнерами, перспективы развития проекта развития государственно-частного партнерства посредством программно-целевого метода управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лысенко Виктор Геннадьевич, Масюков Олег Анатольевич, Мукаев Ренат Фаритович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC PRIVATE PARTNERSHIP AS A CONDITION OF EFFECTIVE TRAINING IN THE SYSTEM OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

The existing contradiction between the quality of training and the increasing requirements of employers to graduates of vocational education institutions may be resolved in the framework of the search for new and effective tools and mechanisms of functioning and development of professional educational institutions (PEI). Public private partnership can be referred to such mechanisms. The article describes the specific experience of cooperation between professional educational institutions and social partners, prospects of development of the public private partnership project through a software-based target management method.

Текст научной работы на тему «Государственно-частное партнерство как условие эффективной подготовки кадров в системе среднего профессионального образования»

УДК/UDC 377.5:334.01 В. Г. Лысенко, О. А. Масюков, Р. Ф. Мукаев

V. Lysenko, O. Masyukov

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

PUBLIC PRIVATE PARTNERSHIP AS A CONDITION OF EFFECTIVE TRAINING IN THE SYSTEM OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

Существующее противоречие между качеством подготовки кадров и возрастающими требованиями работодателей к выпускникам учреждений профессионального образования может быть решено в рамках поиска новых, эффективных инструментов и механизмов функционирования и развития профессиональных образовательных организаций (ПОО). К таким механизмам может быть отнесено государственно-частное партнерство.

В статье описан конкретный опыт взаимодействия ПОО с социальными партнерами, перспективы развития проекта развития государственно-частного партнерства посредством программно-целевого метода управления.

The existing contradiction between the quality of training and the increasing requirements of employers to graduates of vocational education institutions may be resolved in the framework of the search fornewandeffective tools and mechanisms of functioning and development of professional educational institutions (PEI). Public private partnership can be referred to such mechanisms. The article describes the specific experience of cooperation between professional educational institutions and social partners, prospects of development of the public private partnership project through a software-based target management method.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, государственно-частное партнерство, программа развития государственно-частного партнерства.

Keywords: secondary vocational education, public private partnership, program for the development of public private partnership.

В изменяющихся социально-экономических условиях, связанных с бурным развитием техники и технологий, общество и производство предъявляют все более жесткие требования к качеству подготовки выпускников учреж-

дений профессионального образования. Современная система профессионального образования призвана в свою очередь формировать будущего специалиста как профессионала, конкурентоспособного на рынке труда, а также как личность, способную к саморазвитию, самоизменению, обучению и переобучению на протяжении всей жизни.

Приходится констатировать, что непростые социально-экономические условия, сложившиеся в экономике страны, в том числе в результате введения экономических санкций против России, обнажили многие проблемы, среди которых не последнее место занимают проблемы профессионального образования. Принятие целого ряда стратегических документов развития образования, комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования на 2015-2020 годы, разработка профессиональных стандартов пока не сумели переломить ситуацию в системе среднего профессионального образования (СПО).

«Государство уже не может бесконечно инвестировать в социальную сферу, не приведя ее к эффективному, экономически грамотному, рациональному функционированию при помощи существующих и вновь создаваемых экономических механизмов» [2]. К таким механизмам, по мнению С. Г Никоненко, можно отнести механизмы государственно-частного партнерства (ГЧП).

Мы разделяем позицию автора в том, что и в условиях действующего законодательства не в полной мере используются возможности ГЧП, а ведь государство в результате такого партнерства могло бы приобрести многое: новые рабочие места, увеличение налоговой базы, новую интеллектуальную собственность и т. д. Да и бизнес готов финансировать конкретные инвестиционные проекты, объединять ресурсы с учреждениями профессионального

образования, участвовать в подготовке кадров и т. д, если будет выстроен «квалифицированный менеджмент» [2] в сфере профессионального образования.

Что необходимо сделать профессиональной образовательной организации (ПОО) для достижения общей цели и чтобы наладить эффективное взаимодействие со структурами бизнеса и власти?

Не рассматривая в данной статье различия между государственно-частным партнерством и социальным партнерством (это тема требует отдельного рассмотрения), отметим лишь, что правовые основы государственно-частного партнерства определены в Федеральном законе РФ от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [5].

Государственно-частное и муниципально-частное партнерства — «юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера — с другой, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенных в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества» [5].

Для систематизации работы в данном направлении нами были изучены лучшие мировые и российские практики решения проблем взаимодействия среднего профессионального образования с бизнесом и властью, особенно опыт дуального обучения в Германии, позволяющего совместить практическое обучение на предприятиях и теоретическую подготовку в профессиональных училищах. Отработанная система подготовки профессиональных кадров и четкое распределение ответственности между работодателем, государством и учебным заведением в системе профессионального образования Германии способствует достижению высоких результатов обучения. По оценке Международного института мониторинга качества рабочей силы (Швейцария), Германия входит в первую группу стран по уровню квалификации кадров [3].

Для реализации планов эффективного взаимодействия с властью и бизнесом про-

фессиональным образовательным организациям необходимо вносить изменения в управление системой профессиональной подготовки, содержание и формы обучения, усиливать внимание к государственно-частному партнерству как фактору реализации педагогической и информационной поддержки профессиональной подготовки обучающихся.

В Сибирском политехническом техникуме были разработаны свой подход и программа государственно-частного партнерства с учетом уже сложившейся системы взаимодействия, а также использования элементов дуального обучения, определения перспектив дальнейшего развития проекта.

Несмотря на очевидную заинтересованность работодателей в квалифицированных рабочих кадрах и специалистах, далеко не все из них охотно откликаются на призыв профессиональных образовательных организаций принимать участие в разработке и корректировке программ профессиональных модулей по специальностям среднего профессионального образования, тем более работодатели и их представители ориентированы на профессиональные стандарты, которые в соответствии с указом Президента РФ от 7.05.2012 № 597 «О мерах по реализации государственной социальной политики» в срок до 2015 года должны быть разработаны для 800 профессий [4]. Профессиональные образовательные организации в своей деятельности руководствуются федеральными государственными образовательными стандартами. Поэтому предстоит совместная работа по приведению к единым требованиям этих документов. Необходима дальнейшая переработка федеральных государственных образовательных стандартов в части укрупнения специальностей, введения вариативности в выборе профилей, обеспечения освоения общих компетенций, включая компетенции для глобальной экономики.

Сложившаяся система государственно-частного партнерства в Сибирском политехническом техникуме (СПТ) ведется по нескольким направлениям: профориентационная работа, организация профессиональных проб и учебно-производственной практики, трудоустройство выпускников, адаптированных к условиям современного производства и социума; разработка, согласование, выполнение требований социальных партнеров; их участие в итоговой государственной аттестации выпускников, разработке образовательных стандартов и контрольно-оценочных средств; раз-

витие материально-технической базы; оценка деятельности профессиональной образовательной организации предприятиями — основными заказчиками специалистов — через их участие в лицензировании и аккредитации учебного заведения.

На основании распоряжения коллегии администрации Кемеровской области от 13.10.2011 № 888 «О развитии социального партнерства в системе профессионального образования Кемеровской области» [1] были приняты решения о заключении соглашений о социальном партнерстве в подготовке рабочих кадров и специалистов со следующими предприятиями Кемерова: КАО «Азот», ОАО «Кокс», ООО ПО «Химпром», ООО «Кировская автоколонна». Образовательная организация всегда тесно сотрудничала с такими предприятиями, как ООО ПО «Токем», филиал «МРСК-Сибири»-«Кузбассэнерго-РЭС», ООО «Кузбасский скарабей», ФГУП «Кемеровский механический завод», ОАО «Банк Уралсиб». Наиболее активно взаимодействует с предприятиями цикловая комиссия специальности 220703 «Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)». С помощью специалистов цеха КИПиА КОАО «Азот» в лаборатории «Измерительная техника» этой специальности была произведена модернизация лабораторных стендов новейшими контрольно-измерительными приборами, которые были переданы в рамках спонсорской помощи фирмой «Эле-мер» (Санкт-Петербург). Сотрудничество с данной коммерческой организацией явилось первым уникальным опытом для преподавателей специальности по привлечению материально-технических средств для пополнения базы специальности.

Со студентами специальности 220703 ежегодно проводятся занятия на КОАО «Азот» в цехе КИПиА (лаборатория ЙОКОГАВА) в объеме 72 часов с целью изучения современных контрольно-измерительных приборов. Все дипломные проекты выпускников имеют рецензии работодателей. Ежегодно у 50-60% студентов руководителями дипломных проектов являются специалисты предприятий — социальных партнеров. Перед началом учебного года составляются графики проведения занятий со студентами, стажировок преподавателей и производственных практик студентов, которые утверждаются заместителем генерального директора по персоналу или первым руководителем.

С целью изучения современных приборов и оборудования преподаватели выпускающих

цикловых комиссий техникума проходят стажировку на предприятиях в объеме 72 часов. Систематически проводятся экскурсии и занятия на производствах. В 2013 году после прохождения студентами специальности 140613 «Техническая эксплуатация и ремонт электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)» производственной практики ОАО «Кокс» выдвинул ряд замечаний по поводу пробелов знаний студентов по вопросам устройства и принципа работы современного оборудования, электронной и микропроцессорной техники. Этот вопрос был рассмотрен на заседании цикловой комиссии специальности. В результате преподавателями спецдисциплин совместно со специалистами ОАО «Кокс» была разработана программа «По улучшению качества подготовки студентов и проведению производственной практики специальности 140613». В рамках этой программы были проведены занятия в цехах ОАО «Кокс» по дисциплинам «Электрическое и электромеханическое оборудование» и «Промышленная электроника» в объеме 32 часов.

В 2014/15 учебном году с целью изучения новейшего оборудования образовательной организацией были приобретены и внедрены в учебный процесс виртуальные лабораторные работы по дисциплинам «Процессы и аппараты», «Измерительная техника», «Гидравлические и пневматические системы». Все лабораторные работы соответствуют программам ФГОС третьего поколения.

Большое значение в подготовке конкурентоспособного специалиста имеет производственная практика. В среднем 70 % студентов технических специальностей техникума проходят практику на рабочих местах с последующей сдачей квалификационных экзаменов. По окончании техникума ежегодно по заявке работодателей трудоустраиваются примерно 75 % выпускников на предприятия, где проходили производственную практику. По данным центра занятости населения Кемерова, на 1 апреля 2014 года на учете в качестве статуса «безработный» не состояло ни одного выпускника техникума 2012 и 2013 годов.

Активно ведется работа с предприятиями по целевой подготовке студентов. В 2009 году филиал ОАО «МРСК-Сибири» — «Кузбассэнерго-РЭС» заключил 35 договоров о целевой подготовке со студентами специальности 140613 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)».

В 2010/11 учебном году было заключено еще 10 таких договоров. В 2015 году в рамках подготовки к 85-летию учебного заведения были проведены фандрайзинговые мероприятия, в результате которых на средства КОАО «Азот» было отремонтировано общежитие техникума, проведен косметический ремонт трех учебных аудиторий, заменены части системы отопления корпуса. Бывший выпускник техникума, а ныне собственник ОАО «Кокс» Б. Д. Зубицкий подарил профессиональной образовательной организации именную аудиторию.

С целью формирования положительного имиджа техникума и закрепления теоретических знаний и практических навыков студентов в 2013 году на базе профессиональной образовательной организации был организован и проведен совместно с КОАО «Азот» областной конкурс профессионального мастерства по специальности 220703 «Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)».

В целях систематизации работы техникума в данном направлении в 2016 году была разработана Программа развития государственно-частного партнерства. Цель программы: создание механизма взаимодействия техникума с субъектами реального сектора экономики и сферы услуг Кемерова и Кемеровской области.

Задачи:

1. Реализация разноуровневого взаимодействия СПТ с социальными партнерами в учебной и производственной сферах при подготовке специалистов со средним профессиональным образованием.

2. Разработка организационной модели («дорожной карты») государственно-частного партнерства СПТ.

3. Определение качественных характеристик взаимодействия с социальными партнерами и их внедрение в практику работы техникума.

Разработана организационная модель («дорожная карта») взаимодействия техникума с государственно-частными партнерами на всех уровнях на основе обновленной нормативно-правовой базы федерального и регионального уровней для осуществления организационно-педагогической поддержки профессиональной подготовки обучающихся для реального сектора экономики сферы услуг.

Целью данной «дорожной карты» является реализация программы долгосрочного развития государственно-частного партнерства на 2016-2020 годы, в рамках которой обеспечивается организационно-педагогическая поддержка профессиональной подготовки обучающихся для обеспечения ее соответствия собственным потребностям специалистов и запросу реального сектора экономики. «Дорожная карта» разработана на основе федерального и регионального планов (мероприятий) («дорожных карт»), включает подробный перечень мероприятий системного взаимодействия с социальными партнерами регионального, муниципального, локального уровней. В ней указаны предприятия — социальные партнеры, ответственные исполнители и сроки исполнения запланированных мероприятий.

Для успешной реализации Программы было принято решение о выявлении основных рисков, влияющих на результативность деятельности Сибирского политехнического техникума. SWOT-анализ состояния внутренней и внешней среды, пути решения и возможные риски приведены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1

Состояние внутренней среды

Пути решения Ю Риски

1. Расширение перечня специальностей/профессий за счет оптимизации профессиональных образовательных организаций. 2. Высокий уровень подготовки выпускников, отсутствие рекламации со стороны предприятий, где работают молодые специалисты. 3. Квалифицированный состав преподавателей и администрации. 4. Налаженные связи со многими предприятиями-работодателями для проведения занятий, практик и дальнейшего трудоустройства выпускников. 5. Тесное сотрудничество с центром занятости населения г. Кемерово по содействию занятости выпускников техникума. 6. Увеличение заработной платы преподавателей. 7. Наличие больших площадей для организации воспитательно-образовательного процесса 1. Территориальная обособленность, ограниченное количество абитуриентов, трудности с набором. 2. Недостаточно четкое формулирование работодателями требований к профессиональной подготовке специалистов. 3. Недостаточная информированность о востребованности специалистов. 4. Призыв юношей-выпускников в ряды Российской армии. 5. Необходимость омоложения педагогических кадров

Таблица 2

Состояние внешней среды

Пути решения (О) Риски (Т)

1. Увеличение количества абитуриентов, в том числе иногородних, за счет наличия общежития, расширения перечня специальностей, активизации профориентационной работы. 2. Расширение услуг внебюджетной деятельности. 3. Развитие социального партнерства за счет внедрения новых форм взаимодействия. 4. Развитие социального партнерства за счет появления новой нормативно-правовой базы. 5. Стажировка преподавателей ОО на предприятиях на безвозмездной основе. 6. Пополнение и обновление материально-технической базы техникума 1. Нестабильная работа многих предприятий, сокращение рабочих мест, баз практик. 2. Отток жителей из Кировского и Заводского районов Кемерова как непрестижных. 3. Усиление социальной напряженности на территории района. 4. Уменьшение финансирования согласно государственному заданию. 5. Низкая платежеспособность потребителей образовательных услуг

Таблица 3

Субъект партнерства Ожидаемые результаты взаимодействия по итогам реализации организационно-педагогической поддержки

Личность студента (школьника) — Профессионально самоопределившаяся личность осознанно осваивает специальность/ профессию и совершенствует общие и профессиональные компетенции, что обеспечивает реальную возможность успешного трудоустройства и, как результат, активное поведение на рынке труда; — успешность социально-профессиональной адаптации к производству; — сокращение расходов семьи на переучивание в системе профессионального образования, что обеспечивает финансовую защищенность, сокращает время на поиск работы

Преподаватели - Повышение квалификации преподавателей техникума за счет прохождения стажировок в профильных организациях, обмена опытом с квалифицированными специалистами предприятий-работодателей; — развитие у преподавателей восприимчивости к запросам предприятий-работодателей, потребности в освоении новой системы профессиональных ценностей

СПТ — Обеспечение успешной реализации ФГОС и достижение положительной динамики развития общих и профессиональных компетенций обучающихся за счет активного участия работодателей в формировании требований к подготовке специалистов, организации рецензирования программно-методического обеспечения специалистами предприятий, проведения внешней экспертизы фонда оценочных средств (текущей, промежуточной, итоговой аттестации обучающихся), формирования ГАК с участием работодателей, привлечения наиболее квалифицированных и опытных специалистов для проведения занятий на производстве, а также различных мероприятий в техникуме, вложения средств в укрепление материально-технической базы учреждения; — увеличение набора обучающихся за счет ключевых работодателей по реализуемым образовательным программам, и как следствие, стопроцентная обеспеченность обучающихся местами производственной практики, трудоустройства большинства выпускников по окончании техникума, расширения сферы дополнительных образовательных услуг, реализуемых техникумом по запросам социальных партнеров, подготовки специалистов по востребованным в регионе специальностям, проведения совместных профориентационных мероприятий; — повышение рейтинга учреждения за счет расширения спектра образовательных услуг, трудоустройства большинства выпускников, отзывов внешних представителей (социальных партнеров, родителей, представителей органов власти и т. д.), результативного участия в профессиональных конкурсах, ведения мониторинга карьеры выпускников на основании сведений работодателей; — ежегодное расширение круга социальных партнеров за счет четкого планирования совместного взаимовыгодного сотрудничества, учета запросов социальных партнеров при подготовке специалистов, анализа проведенной работы и разработки корректирующих мероприятий на ежегодных научно-практических конференциях, круглых столах, семинарах

Профессиональное сообщество, работодатель - Профессионально самоопределившиеся и мотивированные специалисты, имеющие необходимые компетенции и способные адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям и технологиям, обеспечивают: повышение эффективности производства, рост производительности труда, снижение издержек производства, рост прибыли, увеличение объемов продаж от деятельности профессионалов; — отсутствие необходимости функционирования отделов подготовки кадров на предприятиях и затрат средств на их функционирование

Государство на уровне региона — Увеличение числа трудоустроившихся граждан и, как следствие, снижение социальной напряженности; — финансовая обеспеченность и защищенность граждан; — снижение расходов на переобучение

В программе ГЧП подробно прописаны ожидаемые результаты разноуровневого взаимодействия СПТ с государственно-частными партнерами (табл. 3).

Управление программой можно представить наглядно в виде модели (схемы) ресурсного центра (рис. 1) и схемы управления госу-дарственн-частным партнерством (рис. 2).

Основные направления сотрудничества в рамках программы государственно-частного партнерства: заключение договоров целевой подготовки кадров, создание учебного полигона на предприятиях партнера, прохождение стажировок преподавателями на новом современном оборудовании предприятий, организа-

ция переподготовки кадров (освоение новых профессиональных компетенций для нового вида деятельности), организация непрерывного обучения, организация и проведение ГИА в форме демонстрационного экзамена, реализация государственных программ из ТОП-50 (дуальное обучение), организация ежегодной подготовки участников региональных и национальных чемпионатов WoгldSkillsRussia и др.

Формы сотрудничества могут варьироваться в зависимости от насущных потребностей образовательного учреждения и предприятий-партнеров. Обычно это рабочие места для прохождения практик, участие в разработке компонентов учебных программ, контрольно-

Рис. 1. Партнеры ресурсного центра Сибирского политехнического техникума

Рис. 2. Схема управления процессом государственно-частного партнерства

оценочных материалов, проведение внешней экспертной оценки учебно-методических материалов, участие в итоговой государственной аттестации, стажировка педагогических кадров, трудоустройство выпускников, повышение уровня образования (обучение в вузах), привлечение специалистов предприятий в качестве преподавателей МДК и ПМ, руководство дипломными работами (проектами), выпускные квалификационные работы (ВКР) и их рецензирование, ознакомление студентов и преподавателей с новыми образцами техники и технологии, участие в укреплении учебно-материальной базы техникума, наличие учебных цехов на территории предприятия, целевой набор (заключение трехсторонних договоров), именные стипендии, переподготовка работников предприятий в МЦПК техникума, участие в совместных профориентационных мероприятиях и т. д.

По итогам вышесказанного следует, что государственно-частное партнерство — это особая форма взаимодействия власти и бизнеса, а в профессиональном образовании — это взаимодействие профессиональных образовательных организаций и структур бизнеса для достижения общих целей на основе взаимовыгодного сотрудничества. ГЧП способствует повышению качества подготовки выпускников ПОО на основе учета регионального рынка

труда, отраслевого принципа взаимодействия социальных партнеров. «Квалифицированный менеджмент», построенный на основе программно-целевого метода управления, способствует выстраиванию системы государственно-частного партнерства, которое может стать реальным инструментом и условием эффективной подготовки кадров в системе среднего профессионального образования.

О Развитии социального партнерства в системе профессионального образования Кемеровской области [Электронный ресурс] : распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области от 13.10. 2011 № 888-р. URL: http://www.negionz.nu/index.php?ds=1483025 (дата обращения: 20.10.2011).

Никоненко С. Г. Государственно-частное партнерство в сфере профессионального образования // Среднее профессиональное образование. 2016. № 2. С. 27-29. Сапегина К. В., Чачина Л. В. Дуальная система профессионального образования Германии // Профессиональное образование и рынок труда. 2013. № 1. С. 28-29. О мерах по реализации государственной социальной политики» [Электронный ресурс] : указ Президента России от 7.05.2012 № 597. URL: http://www.минобрнауки. рф/документы/4716 (дата обращения: 20.08.2016). О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ (ред. от 03.07.2016). URL: http://www.consultant.nu/document/cons_doc_ LAW_182660/ (дата обращения: 01.02.2016).

УДК/UDC 37.048.45:004

А. А. Пфетцер A. Pfettser

РАЗРАБОТКА И ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ИНФОРМАЦИОННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

DEVELOPMENT AND APPLICATION OF MODERN INSTRUMENTS OF STUDENTS' PROFESSIONAL IDENTITY INFORMATIONAL SUPPORT

В статье рассматриваются актуальные вопросы профессиональной ориентации обучающихся, обосновывается роль информационных технологий на фоне повышения значимости средств массовой коммуникации. Аргументируется необходимость разработки и создания регионального информационного интернет-ресурса с целью систематизации опыта, координации и информационного сопровожде-

ния профориентационной деятельности. Предложенная модель интернет-портала позволяет расширить систему поддержки подростков и молодежи при выборе профессии и трудоустройстве, способствует развитию медиа-компетенций и обеспечению информационной безопасности обучающихся.

The article deals with the current issues of students' career guidance. It also substantiates

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.