Научная статья на тему 'Взаимодействие «Преподаватель – студент» в образовательном пространстве университета'

Взаимодействие «Преподаватель – студент» в образовательном пространстве университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2116
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гуманизация обучения / открытые проблемы / субъект-субъектные взаимоотношения / толерантность / доброжелательность / сопереживание / эмпатия / humanization of education / open issues / subject-subject relationships / tolerance / kindness / empathy / empathy

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рангелова Эмилия

В статье поднимаются вопросы взаимодействия между преподавателем и студентом, которые занимают особое место в гуманизации учебного процесса в высшей школе. Оно является одним из решающих условий и основным средством процесса гуманизации в высшей школе. Автор указывает, что взаимодействие «преподаватель – студент» эффективно, если учитывать и реализовать некоторые специфические характеристики, а именно: оно имеет всегда конкретно поставленную цель, которая направлена на профессиональное развитие студента. Взаимодействие «преподаватель – студент» рассматривается как два самостоятельных фактора, две относительно самостоятельные социальные системы. Эти системы входят одна в другую, не теряя свою идентичность; устанавливаются отношения партнерства, взаимоуважения и учета «Я» другого; создаются субъект-объектные и субъект-субъектные отношения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рангелова Эмилия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION “TEACHER – STUDENT” IN THE EDUCATIONAL SPACE OF UNIVERSITY

The article raises questions about the interaction between the teacher and the student, who has a special place in the humanization of the educational process in high school. It is one of the crucial conditions and the primary means of humanization process in higher education. The author points out that the interaction “teacher – student” effectively given and to implement some of the specific characteristics, namely: it is always exactly the goal, which is directed to the professional development of students. Interaction “teacher – student” is treated as two separate factors, two relatively independent social systems. These systems include one to another without losing their identity; established partnership, mutual respect and taking into account the “I” of the other; are subjectobject and subject-subject relationship.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие «Преподаватель – студент» в образовательном пространстве университета»

Труды БГТУ, 2016, № 5, с. 93-96

93

УДК 378.1

Э. Рангелова

Софийский университет «Св. Климент Охридски» (Республика Болгария)

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ - СТУДЕНТ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ УНИВЕРСИТЕТА

В статье поднимаются вопросы взаимодействия между преподавателем и студентом, которые занимают особое место в гуманизации учебного процесса в высшей школе. Оно является одним из решающих условий и основным средством процесса гуманизации в высшей школе.

Автор указывает, что взаимодействие «преподаватель - студент» эффективно, если учитывать и реализовать некоторые специфические характеристики, а именно: оно имеет всегда конкретно поставленную цель, которая направлена на профессиональное развитие студента. Взаимодействие «преподаватель - студент» рассматривается как два самостоятельных фактора, две относительно самостоятельные социальные системы. Эти системы входят одна в другую, не теряя свою идентичность; устанавливаются отношения партнерства, взаимоуважения и учета «Я» другого; создаются субъект-объектные и субъект-субъектные отношения.

Ключевые слова: гуманизация обучения, открытые проблемы, субъект-субъектные взаимоотношения, толерантность, доброжелательность, сопереживание, эмпатия.

E. Rangelova

Sofia University "St. Kliment Ohridski" (Republic of Bulgaria)

INTERACTION "TEACHER - STUDENT" IN THE EDUCATIONAL SPACE OF UNIVERSITY

The article raises questions about the interaction between the teacher and the student, who has a special place in the humanization of the educational process in high school. It is one of the crucial conditions and the primary means of humanization process in higher education.

The author points out that the interaction "teacher - student" effectively given and to implement some of the specific characteristics, namely: it is always exactly the goal, which is directed to the professional development of students. Interaction "teacher - student" is treated as two separate factors, two relatively independent social systems. These systems include one to another without losing their identity; established partnership, mutual respect and taking into account the "I" of the other; are subject-object and subject-subject relationship.

Key words: humanization of education, open issues, subject-subject relationships, tolerance, kindness, empathy, empathy.

Введение. Проблема взаимодействия «преподаватель - студент» имеет особую стоимость и значимость для качества университетского образования. Она лежит в основе гуманизации взаимоотношений в университете, в гуманизации целостного образовательного и формирующего процесса. Она органически связана со стилем работы преподавателя и имеет непосредственное отношение к качеству специфического учебно-воспитательного процесса, который реализуется в высшей школе. Взаимодействие «преподаватель - студент» мы рассматриваем как целенаправленный, организованный процесс взаимопроникновения двух относительно самостоятельных социальных систем, конечной целью которого является качественное формирование современного специалиста. Это обстоятельство входит в целостную организацию его реализации внутри университета.

Основная часть. Проблему взаимодействия «преподаватель - студент» мы проанализируем

в поле зрения исследованных 418 болгарских студентов.1 Проведенное репрезентативное исследование позволяет не только очертить значимость проблемы, но и выявить ряд открытых вопросов, которые показывают взаимодействие «преподаватель - студент» в отношении гуманизации и демократизации университетского образования.

Большинство студентов включают в сущность гуманизации «позитивное отношение между преподавателями и студентами» (17,7%), что это «гуманное, либеральное, демократическое отношение» между участниками процесса (13,2%).

1 Исследование проведено со студентами единственного классического университета в Республике Болгарии - СУ «Св. Климент Охридски» и со студентами государственных университетов в городах Бургас, Габрово, Стара Загора.

В процессе взаимодействия, по мнению 41,1% студентов, преподаватели стремятся создавать условия для студентов выражать свободно свои мнения. Другие 41,4% подчеркивают, что преподаватели вызывают активную позицию студентов и создают спокойную обстановку общения. Иными словами, большая часть исследованных студентов подчеркивают, что преподаватели уделяют особое место свободе общения, что является одним из условий гуманизации отношений в высшей школе. В этой связи им помогает, по мнению 43,3% студентов, и использование разнообразных жизненных примеров, и связь преподаваемого учебного материала с будущей профессией (44,5%). По мнению студентов, большую роль в организации педагогического процесса оказывают: содержание учебной дисциплины (37,2%); цель обучения (21,3%); стимулирование ответственности студентов (13,5%) и др.

Интерес вызывают и мнения студентов относительно способов, с помощью которых преподаватели гуманизируют свое взаимодействие с ними. 24% из исследованных студентов считают, что это осуществляется в процессе создания преподавателями доверительной обстановки общения. 19,3% студентов думают, что преподаватели часто исследуют мнения студентов и учитывают их. 4,7% подчеркивают, что необходимо использовать все возможные педагогические технологии, а 2,7% думают, что преподаватель должен внушать уважение. У большой части исследованных студентов (49,3%) однако нет ответа на этот вопрос. Данное обстоятельство, само по себе показывает, что есть ряд открытых, нерешенных проблем взаимодействия между преподавателями и студентами в современной высшей школе в Республике Болгарии.

Открытая проблема взаимодействия «преподаватель - студент» - это качество общения между ними. Исследование показывает, что в процессе общения со студентами, преподаватели не всегда проявляют толерантность, уважительное отношение, доброжелательность, корректность, внимание, терпимость, вежливость, сопереживание. По мнению студентов, только 12,1% преподавателей проявляют всегда толерантность; 20% из них проявляют всегда уважительное отношение к студенту; 13,3% проявляют всегда доброжелателность; 17,9% всегда корректны со студентами; 18,9% всегда внимательны в общении со студентами; 14% проявляют всегда терпимость к студентам; 18% проявляют всегда вежливость в отношениях со студентами и 6,1% сопереживают студентам. Самые низкие показатели - проявление сопереживания. Это качество является составной частью эмпатии и гуманности. Отсутствие его (качества) порождает проблемы во взаимоотношениях преподавателя и студента (см. табл. 1).

Анализ этих результатов показывает, что существуют открытые проблемы взаимодействия между преподавателями и студентами, которые мешают гуманизации общения в уни-верситетитах.

Это и одна из причин, по которой 70,7% исследованных студентов испытывают приятные чувства общения только с некоторыми преподавателями конкретного факультета.

Анализ взаимодействия показывает, что существуют и другие открытые проблемы, связанные с содержанием общения, преодоление которых позволило бы оптимизировать взаимодействие «преподаватель - студент» (см. табл. 2).

Таблица 1

Характер общения «преподаватель - студент»

В общении со студентами преподаватели проявляют: Оценка, %

Всегда Часто Иногда Редко Никогда

толерантность 12,1 33,6 39,0 12,6 2,7

уважительное отношение 20 39,4 27,6 10,0 2,9

доброжелательность 13,3 35,7 36,2 11,8 3,0

корректность 17,9 31,5 38,0 9,7 3,0

внимание 18,9 32,9 33,2 11,5 3,4

терпимость 14,8 32,6 34,6 14,5 3,5

вежливость 17,0 32,2 31,7 15,2 3,8

сопереживание 6,1 14,0 33,8 31,8 14,2

Э. Рангелова

95

Таблица 2

Содержание общения «преподаватель - студент»

В процессе общения со студентами преподаватели: Оценка, %

Почти всегда Часто Иногда Редко Никогда

воспринимают студентов как личности 25,1 27,4 26,2 16,2 4,6

создают психологический контакт между обучающими и обучаемыми 13,2 27,0 33,8 21,1 4,8

интересуются направленностью своих студентов 8,5 19,0 28,2 35,9 8,2

дают возможность студентам узнать свои сильные и слабые стороны 11,2 22,6 26,1 31,7 7,6

предлагают студентам активную образовательную деятельность 9,9 22,0 26,3 33,9 7,8

ставят акцент на компетентность 14,3 26,8 31,6 23,0 4,1

уделяют внимание формированию социальных умений студентов 13,6 22,4 32,1 28,3 3,6

Посмотрев на табл. 2, в которой отражены мнения студентов по отношению содержания общения, следует подвести итоги об открытых проблемах взаимодействия «преподаватель -студент», преодоление которых позволит стимулировать гуманизацию взаимодействия.

Утверждение субъект-субъектных взаимоотношений в процессе взаимодействия требует создания условий проявления активной позиции как преподавателя, т. е. ведущего взаимодействие, так и студента. В связи с этим необходимо уделять особое внимание личности студента; характеру контакта между обучаемыми и обучающими; самовоспитанию студента; формированию компетентности студента и социальным умениям и др.

Исследование показывает, что у большинства студентов есть ощущение, что преподаватели воспринимают их как личности, осознают их значимость в микро- и макросреде. В то же время, однако, подчеркивают, что есть недостаток контакта между преподавателями и студентами. Поэтому почти 50% из них заявляют, что преподаватели общаются со студентами иногда или редко. Это говорит о скрытой проблеме - «общение не всегда доступно», следовательно, у студента появляется недопонимание, нервозность, скованность перед преподавателем. Очевидно, что использованные формы и методы общения не позволяют реализовать сущностные характеристики общения.

Исследование показывает, что значимая часть преподавателей (35,9%) редко интересуется теми проблемами, которые непосредственно связаны с благополучием студентов. А это проблемы, связанные с бытом и личной

жизнью студента, это повседневные, сугубо человеческие проблемы, которые должен решать студент и которые иногда оказываются особо значимыми для его полноценной реализации в высшей школе и в жизни.

В содержании общения «преподаватель -студент» намечается и другая открытая проблема - помочь студентам реально оценить собственное «Я», разграничить собственные сильные и слабые стороны. И поэтому 31,7% исследованных подчеркивают, что редко в общении со студентами преподаватели учат студентов, каким образом обнаруживать свои сильные и слабые стороны. А это, со своей стороны, оказывается существенной помехой стимулирования студента к собственному самосовершенствованию.

Нерешенной содержательной проблемой взаимодействия является и компетентность будущего специалиста. Только 14,3% исследованных студентов считают, что преподаватели ставят всегда компетентность как цель и результат взаимодействия. Этот факт весьма тревожен, так как он непосредственно связан с качеством подготовки будущего специалиста.

Тревожным оказывается еще один результат исследования - формирование социальных умений студентов во время их обучения. Только 13,6% исследованных студентов подчеркивают, что преподаватели всегда уделяют необходимое внимание формированию социальных умений студентов, что ставит под вопрос и полноценную реализацию в жизни.

Разрешение этих открытых проблем взаимодействия «преподаватель - студент» требует сосредоточить специальное внимание на некоторые

организационные вопросы в университете, в высшей школе: соответствие изучаемых учебных дисциплин потребностям; права и ответ-

Анализ мнений студентов по некоторым проблемам, связанным с организацией жизни и деятельности в высшей школе, показывает, что и в этом существует ряд нерешенных проблем, которые мешают гуманизации и демократизации отношений. Они касаются прежде всего оформления ясных правил, связанных с правами и ответственностями преподавателей и студентов, всех структур университета. Только 20,1% из исследованных студентов считают, что правила организации жизни в университете всегда ясно сформулированы. Это может быть и причиной тому, что только 10,4% из студентов и 13,8% из преподавателей соблюдают всегда правила внутреннего распорядка университета. Поэтому, когда следует ответить на вопрос, удовлетворительна ли организация работы в университете, только 10,7% из студентов

ственности студентов и преподавателей; взаимодействие между различными общностями в высшей школе и другие (табл. 3).

дают положительный ответ. Причины этого имеют разный характер: неадекватность системы поощрения и наказания; отсутствие контроля соблюдения правил внутреннего распорядка; отсутствие свободного выбора учебных дисциплин студентами.

Заключение. Проведенный анализ мнений болгарских студентов показывает существование ряда открытых проблем взаимодействия «преподаватель - студент». Среди них умение: общаться; понимать другого человека; сочувствовать другим и прийти им на помощи; уступать и уважать в каждом человеке личность. Их своевременное диагностицирование позволило бы найти адекватные решения для оптимальной гуманизации и демократизации педагогического процесса в современной высшей школе.

Таблица 3

Организация деятельности в высшей школе

Проблемы, связанные с организацией деятельности в высшей школе Оценка, %

Почти всегда Часто Иногда Редко Никогда

Достаточно ясно дефинированы правила в университете 20,2 24,8 25,1 21,5 8,4

Существует адекватная система поощрения и наказания 10,5 19,7 25,1 32,6 12,1

Студенты соблюдают правила внутреннего распорядка в университете 10,4 18,1 36,0 27,2 8,3

Преподаватели соблюдают правила внутреннего распорядка в университете 13,8 25,8 35,8 19,1 5,5

Осуществляется адекватный контроль соблюдения правил внутреннего распорядка в университете 11,9 18,6 28,6 27,8 13,2

Организация работы в университете удовлетворительна 10,7 21,1 36,6 20,1 11,5

Существует коммуникация между университетом и соответствующими общностями 10,9 22,8 38,6 20,5 7,3

Университет имеет руководящую роль в работе общности 9,2 26,1 32,4 23,9 8,4

Обеспечиваются возможности свободного выбора учебных дисциплин студентами 11,5 22,2 2,2 24,8 12,0

Информация об авторе

Рангелова Эмилия - доктор педагогических наук, профессор, председатель ассоциации профессоров славянских стран. Софийский университет «Св. Климент Охридски» (пл. Освободителей, 15, 1504, София, Республика Болгария). E-mail: [email protected]

Information about the author

Rangelova Emilia - DSc (Pedagogics), Professor, Chair of the Association of Professors of Slavonic Countries. Sofia University "St. Kliment Ohridski" (15, Osvoboditeley Blvd.,1504, Sofia, Republic of Bulgaria). E-mail: [email protected]

Поступила 15.03.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.