Научная статья на тему 'Гуманизация педагогического взаимодействия преподавателя и студента в процессе обучения иностранному языку'

Гуманизация педагогического взаимодействия преподавателя и студента в процессе обучения иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
676
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИЗАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ПРИНЦИПЫ ГУМАНИЗАЦИИ / HUMANIZATION / PEDAGOGICAL INTERACTION / TRAINING IN FOREIGN LANGUAGE / EDUCATIONAL COMMUNICATION / HUMANIZATION PRINCIPLES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тамбиева Зухра Юсуфовна, Урусова Лейла Ракаевна, Петьков Валерий Анатольевич

В статье изложены взгляды авторов на решения проблемы гуманизации педагогического взаимодействия преподавателя и студента в процессе обучения иностранному языку в вузе. Раскрыто содержание принципов, следование которым обеспечивает эффективность процесса гуманизации педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса вуза. Определены приемы деятельности преподавателя по внедрению принципов гуманизации в обучение и организации продуктивного взаимодействия на занятиях. Даётся описание системы педагогических средств и условий, обеспечивающих успешность реализации принципов гуманизации в образовательном процессе вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тамбиева Зухра Юсуфовна, Урусова Лейла Ракаевна, Петьков Валерий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMANIZATION OF PEDAGOGICAL INTERACTION BETWEEN THE TEACHER AND STUDENT IN THE COURSE OF FOREIGN LANGUAGE TRAINING

The paper sheds new light on solution of the problem how to get the pedagogical interaction of the teacher and student more humanized in the course of foreign language training in higher education institution. Content of the principles is disclosed, following to which efficiency of humanization process of pedagogical interaction of subjects is provided. The publication shows the methods of activity of the teacher to introduce the humanization principles in training and to organize productive interaction at lessons. The authors describe the system of the pedagogical means and conditions providing success in implementation of the humanization principles in educational process of higher education institution.

Текст научной работы на тему «Гуманизация педагогического взаимодействия преподавателя и студента в процессе обучения иностранному языку»

УДК 378.016:811 ББК 74. 580 Т 17

З.Ю. Тамбиева

Старший преподаватель кафедры иностранных языков Карачаево-Черкесского государственного университета им. УД. Алиева; E-mail: aspirantura@kcgu.ru

JI.P. Урусова

Старший преподаватель кафедры иностранных языков Карачаево-Черкесского государственного университета им. УД. Алиева; E-mail: aspirantura@kcgu.ru

В.А. Петьков

Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Кубанского государственного университета; E-mail: valerype@mail.ru

ГУМАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

( Рецензирована )

Аннотация. В статье изложены взгляды авторов на решения проблемы гуманизации педагогического взаимодействия преподавателя и студента в процессе обучения иностранному языку в вузе. Раскрыто содержание принципов, следование которым обеспечивает эффективность процесса гуманизации педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса вуза. Определены приемы деятельности преподавателя по внедрению принципов гуманизации в обучение и организации продуктивного взаимодействия на занятиях. Даётся описание системы педагогических средств и условий, обеспечивающих успешность реализации принципов гуманизации в образовательном процессе вуза.

Ключевые слова: гуманизация, педагогическое взаимодействие, обучение иностранному языку, образовательная коммуникация, принципы гуманизации.

Z.Yu. Tambieva

Senior lecturer of Foreign Languages Department, Karachay-Cherkess State University named after U.D. Aliev; E-mail: aspirantura@kcgu.ru

L.R. Urusova

Senior lecturer of Foreign Languages Department, Karachay-Cherkess State University named after U.D. Aliev; E-mail: aspirantura@kcgu.ru

V.A. Petkov

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of of Pedagogy and Psychology Department, Kuban State University; E-mail: valerype@mail.ru

HUMANIZATION OF PEDAGOGICAL INTERACTION BETWEEN THE TEACHER AND STUDENT IN THE COURSE OF FOREIGN LANGUAGE TRAINING

Abstract. The paper sheds new light on solution of the problem how to get the pedagogical interaction of the teacher and student more humanized in the course of foreign language training in higher education institution. Content of the

principles is disclosed, following to which efficiency of humanization process of pedagogical interaction of subjects is provided. The publication shows the methods of activity of the teacher to introduce the humanization principles in training and to organize productive interaction at lessons. The authors describe the system of the pedagogical means and conditions providing success in implementation of the humanization principles in educational process of higher education institution.

Keywords: humanization, pedagogical interaction, training in foreign language, educational communication, humanization principles.

Социокультурные преобразования в российском обществе обусловили перемены и в системе высшего образования. Тенденции развития отечественной высшей школы связаны с реализацией принципов гуманизации, децентрализации, свободы, альтернативности. Интеграция России в мировое образовательное пространство актуализирует процессы гуманизации педагогических отношений в образовательном пространстве вуза, придания им личностно ориентированного характера. Установление таких отношений, по нашему мнению, позволит улучшить качество обучения и воспитания студентов.

Теоретические основы гуманизации системы отечественного образования изложены в работах М.Н. Берулавы, Б.М. Бим-Бада, О.С. Газмана, В.В. Краевского, И.Б. Котовой, В.А. Сластёнина, С.С. Тюнникова, E.H. Шиянова и др.

Гуманистический потенциал профессионального обучения обосновывают исследователи М.Н. Беру-лава, А.М. Новиков, В.А. Петьков, В.А. Ситаров, К.Д. Чермит и др.

Выполненный анализ исследований проблемы гуманизации образовательного процесса показывает, что в современной педагогике достаточно изучены направления гуманизации целостного учебно-воспитательного процесса в высшей школе, однако формы и способы реализации гуманистических идей в практику предметной подготовки изучены недостаточно. Многие аспекты гуманизации образовательного взаимодействия при изучении иностранного языка остаются слабо разработанными [1; 2].

Изучение эффективности совместной деятельности субъектов образовательного процесса, выполненное на материале обучения студентов иностранному языку (В.А. Петьков, Н.Е. Стрижакова, В.А. Филоненко, В. Л. Чунова и др.), позволило подтвердить положение о том, что личность специалиста формируется в практико-ориентированной профессиональной деятельности во взаимодействии с другими её субъектами и что является условием успешного функционирования педагогического коллектива [3].

В отличие от других учебных дисциплин, которые студенты изучают в процессе профессиональной подготовки при обучении иностранному языку, значительное количество учебных часов времени выделено для аудиторной деятельности, организованной в интерактивной форме, имеющей личностно ориентированную направленность. В ходе таких занятий происходит активное продуцирование иноязычного общения, в котором преподаватель и студент попеременно выступают роли автора и интерпретатора. Таким образом, при изучении иноязычного материала реализуется коммуникативный потенциал учебной дисциплины, а иноязычное общение становится эффективным средством развития педагогической культуры субъектов образовательного процесса вуза [4].

Педагогическая коммуникация между преподавателем и студентом в процессе обучения иностранному языку может иметь гуманистически ориентированный характер, если процесс коммуникации индивидуализирован, организуется

в форме сотрудничества партнеров образовательного процесса, происходит в малых группах, поскольку в них наилучшим образом учитываются интересы, потребности, мотивы и образовательные возможности студента.

Значимым фактором процесса обучения иностранному языку является установление доверительных отношений преподавателя со студентами, определяющих эффективность образовательной коммуникации.

При изучении иностранных языков возможно эффективное воспитание эстетического восприятия мира как посредством включения соответствующего материала в содержание образования, так и посредством разнообразных внеаудиторных форм организации учебной деятельности, выбор которых во многом определяется индивидуальными особенностями и эстетическим восприятием преподавателя.

Имидж преподавателя иностранного языка как транслятора иноязычной культуры должен характеризоваться внешней привлекательностью, манерой поведения, особенностью экспессивного поведения, способностью расположить к себе, внешним видом. Специфичным является и педагогический такт, проявляющийся в способности к чуткости и вниманию к окружающим, умение подобрать такие способы, формы и содержание общения с личностью студента, которые позволят ему сохранить свою индивидуальность, подчеркнуть личные качества, установить подлинно гуманные взаимоотношения [5; 6].

Особенность организации процесса обучения иностранному языку заключается в ориентации на развитие культуротворческого и профессионально-личностного потенциала этой учебной дисциплины, результатом которой является проявление у студентов изученных образцов поведения в виде моделей

аргументации высказывания, способов выражения и доказательства своей позиции, презентаций собственных вариантов решения учебной проблемы и умений излагать собственные оригинальные взгляды. Иноязычное общение является эффективным средством в познании картины мира и выявления собственного места и социальной роли в нем.

Ряд учёных, определяя специфику учебной дисциплины «иностранный язык», подчёркивают наличие у неё мощного инновационного и межпредметного потенциала [3; 7].

Использование активных форм коммуникации в обучении иностранному языку является одним из перспективных направлений гуманизации педагогического взаимодействия. Это обусловлено тем, что преподаватели не являются носителями языка и на занятиях трудно организовать продуктивную коммуникацию. Современные подходы к проектированию программ изучения иностранного языка, основанные на широком использовании средств телекоммуникаций и массовой информации, а также технологии компьютерной дидактики позволяют индивидуализировать процесс овладения иностранным языком. Однако их использование происходит не в условиях естественной социокультурной среды иноязычного общения, способствуя изоляции, неуверенности студента и ухудшения коммуникации.

Для решения этой проблемы целесообразно применять в учебном процессе метод экстенсивного «погружения» в иноязычную среду, предполагающий перевод и использование на иностранном языке всей организационную и учебную информацию кафедры и факультета.

Значимым условием продуктивности педагогического взаимодействия является совместная деятельность преподавателя и студента, которая осуществляется в процессе проведения внеаудиторных

тематических мероприятий на иностранном языке - встреч с иностранными учёными и писателями, диспутов, вечеров, викторин, праздников, ставших традиционными в практике учебно-воспитательной работы филологических факультетов вузов и посвященных известным персоналиям, знаменательным историческим событиям, актуальным вопросам жизни современного общества. К их организации привлекается весь преподавательский и студенческий коллектив факультета, имеющий различный опыт межкультурной и языковой коммуникации. Использование внеаудиторных форм работы позволяет проявить креативность, создать ситуацию успеха и комфорта за счёт неформальной обстановки, объединить обучение иностранному языку и воспитание личности в целостный гуманистически ориентированный процесс [8].

Анализ специальной литературы и сложившегося опыта показал, что основу построения гуманистически ориентированного педагогического взаимодействия преподавателя и студента при обучении иностранному языку составляют следующие принципы, следование которым обеспечивает эффективность этого процесса:

- принцип элективности, который предполагает, с одной стороны, предоставление студенту возможности свободы выбора форм, методов, содержания обучения и самообучения, построение учебного процесса с опорой на активное участие студентов, а с другой стороны, акцентирует необходимость воспитания в студенте чувства ответственности, способности к самооценке и самоконтролю, формирование умений организовать свою деятельность и процесс самообразования в целом. При реализации этого принципа функция педагога заключается в создании ориентировочной основы, оказании помощи студенту при выборе приоритетных программ и

курсов, способствующих профессиональному становлению, поощрении самостоятельности студентов в решении образовательных задач;

- принцип интерактивности рассматривается как организация продуктивной совместной деятельности студента и преподавателя на основе установления субъект-субъектных отношений, диалогич-ности характера образовательного взаимодействия, использование положений педагогики сотрудничества в межличностном взаимодействии, оказание преподавателем педагогической помощи и поддержки личностного развития студента;

- принцип поддержки развития личности предполагает организацию образовательного процесса, направленную на защиту интересов студента в различных сферах его жизнедеятельности, оказание помощи в обучении, общении, профессиональной социализации, обеспечивающую в совокупности педагогическую поддержку личностного развития [9];

- принцип позитивности обусловливает отношение преподавателя к студенту с чувством уважения, сочувствия, переживания и эмпатии, умение педагога оценить в студенте личностный потенциал и развить его с целью самоактуализации студента, понять его миропонимание. Одним из условий реализации этого принципа является наличие положительного эмоционального настроя преподавателя и студента на совместную творческую деятельность при изучении иностранного языка [10].

Опытно-экспериментальная работа, организованная на базе кафедры иностранных языков Карачаево-Черкесского государственного университета им. У.Д. Алиева в 2013-2015 годах, была ориентирована на реализацию изложенных принципов гуманизации в адаптированную авторами технологии активного обучения контекстного типа A.A. Вербицкого к обучению

иностранному языку в вузе. Реализация технологии предполагала последовательное и систематическое моделирование в учебном процессе предметного и социального содержания профессиональной деятельности специалиста, а также трансформацию учебной деятельности студентов через квазипрофессиональную в учебно-профессиональную посредством гуманизации её мотивов, целей, средств, действий, предмета и результатов.

Проведенное исследование позволяет судить о том, что технологии активного обучения контекстного типа апробированная в аудиторной и во внеучебной деятельности имеют значительный гуманистический потенциал, поскольку личностно ориентированы, эмоционально окрашены, тематически насыщены и разносторонни, представляют собой сотрудничество участников образовательного процесса при руководящей роли педагога и творческой активности студента. Установлено, что учёт и использование принципов гуманизации в технологии обучения иностранному языку способствовал повышению эффективности педагогического взаимодействия педагога и студента, а также результативности их совместной образовательной деятельности. Реализация проектного метода в технологии изучения иностранного языка имеет гуманистическую направленность, так как он ориентирован на формирование личности студента, учитывает его возрастные интересы, развивает у него качества самостоятельности, креативности, активности, необходимые студенту в процессе обучения, превращает его из объекта обучения в субъект учебной деятельности. Основная часть проекта проводится студентами самостоятельно. В аудитории при участии преподавателя проходят начальная и заключительная стадии. Преподаватель при этом выполняет роль тьютера, создавая благоприятные

условия для раскрытия и проявления творческого потенциала студентов, координации совместной деятельности, оказывая помощь в преодолении возникающих затруднений, поддерживая личностные инициативы студента.

В опытно-экспериментальной работе прошла апробацию совокупность педагогических приёмов деятельности преподавателя, необходимых для успешной реализации принципов гуманизации в образовательном процессе вуза. Эти приёмы включают следующие действия:

- адекватное целеполагание, формулировка задач и создание ориентировочной основы совместной деятельности;

- формирование мотивационно-ценностного отношения к учению;

- актуализация положительного эмоционального настроя студентов на учебный процесс;

- создание благоприятного психологического климата посредством внешних и внутренних способов воздействия, ориентированных на ценностное восприятие мира;

- активизация познавательной активности студентов;

- использование разнообразных дидактических средств;

- поощрение у студентов самостоятельной интерпретации значимости содержания учебного материала;

- применение интерактивных технологий при организации и проведении занятий;

- приобщение студентов к разработке индивидуальных траекторий изучения дисциплины;

- развитие элементов рефлексивных способностей (анализ, синтез, систематизация, обобщение и самооценка и др.).

Степень усвоения учебного материала зависит от уровня подготовленности, индивидуальных особенностей студента и морально-психологического климата, сложившегося в учебной группе. Учебная деятельность студента заключается в

посещении занятий, чтении учебной, методической и научной литературы, выполнении заданий преподавателя, который, в свою очередь, формирует как компетентностную составляющую образовательного процесса, так и работает над созданием благоприятного морально-психологического климата в группе. Морально-психологический климат рассматривается как явление, представляющее собой динамику межличностных отношений, нравственную обстановку, в которой осуществляется образовательная деятельность, определяющая социальное самочувствие личности, успешность её самообразования, самоопределения и развития.

В исследовании установлено, что гуманистически ориентированное педагогическое взаимодействие как фактор профессионального развития личности студента и саморазвития личности преподавателя выполняет следующие функции: ориентировочную, субъектообра-зующую, культуроразвивающую, социализирующую.

В ходе экспериментальной работы были выявлены и апробированы следующие условия гуманизации педагогических взаимодействий преподавателя и студента в процессе изучения иностранного языка:

- ориентация личности студента в процессе изучения иностранного языка на гуманистические ценности, повышение культурного

уровня, личностное и профессиональное саморазвитие, определение своего места в культурно-образовательном пространстве вуза и социума;

- создание на занятиях по иностранному языку коммуникативно-ориентированной среды, основой которой является гуманистическое взаимодействие преподавателя и студента, реализуемое в интеркультурном диалоге;

- проведение гуманитарной психолого-педагогической экспертизы, направленной на выявление степени удовлетворённости студентов качеством обучения, своим местом в образовательном пространстве вуза, избранной профессией, своей компетентностью в вопросах культурного и профессионального саморазвития.

Мониторинг динамики произошедших изменений в процессе экспериментальной работы свидетельствует о позитивном влиянии процесса гуманизации на изменение качественных и количественных характеристик учебной деятельности и уровня профессиональной и иноязычной подготовки студента.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод об эффективности предложенного авторского подхода к организации процесса гуманизации педагогического взаимодействия преподавателя и студента в процессе изучения иностранного языка.

Примечания:

1. Берулава М.Н. Теория и практика гуманизации образования. М.: Гелиос, 2000. 338 с.

2. Петьков В.А., Филоненко В.А. Мониторинг развития компетенций будущих специалистов в процессе реализации образовательных программ иноязычной подготовки // Вестник Армавирского института социального образования (филиала) РГСУ. 2014. С. 101-104.

3. Стрижакова Н.Е., Петьков В.А., Романов Д.А. Взаимосвязь становления языковой компетенции и социально-профессиональной компетентности студентов // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2015. № 5 (123). С. 177-181.

4. Петьков В.А., Похилько А.Д., Губанова М.А. Диалог как средство развития педагогической культуры субъектов образовательного процесса вуза // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3. Педагогика и психология. 2015. № 1(157). С. 82-87.

5. Петьков В.А. Филоненко В.А. Моделирование процесса формирования умений профессиональной самоорганизации у будущих педагогов // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3. Педагогика и психология. 2014. № 3(143). С. 93-99.

6. Филоненко В.А., Петьков В.А. Самоорганизация в профессиональном становлении личности будущего педагога // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2013. № 4(129). С. 82-88.

7. Андрющенко С.И., Петьков В.А. Организация инновационной среды образовательного учреждения // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3. Педагогика и психология. 2012. № 1. С. 145.

8. Петьков В.А., Романов Д.А. Метод формирования показателей мониторинга эффективности функционирования социальных систем // Общество: социология, психология, педагогика. 2015. № 5 (123). С. 3-10.

9. Баранникова Е.А., Петьков В.А. Педагогическая поддержка развития личности дошкольников // Культурная жизнь Юга России. 2008. № 2. С. 58-60.

10. Демкина Е.В. Формирование будущего специалиста в условиях учебно-воспитательного процесса // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3. Педагогика и психология. 2012. № 3(103). С. 38.

References:

1. Berulava M.N. Theory and practice of humanization of education. M.: Helios, 2000. 338 pp.

2. Petkov V.A., Filonenko V.A. Monitoring of the development of future professionals' competencies in the implementation of educational programs of foreign language training // Bulletin of Armavir Institute of Social Education (a branch) of RSSU. 2014. P. 101-104.

3. Strizhakova N.E, Petkov V.A., Romanov D.A. Relationship of formation of linguistic competence and socio-professional competency of students // Scientific notes of the University of P.F. Lesgaft. 2015. No. 5 (123). P. 177-181.

4. Petkov V.A., Pokhilko A.D., Gubanova M.A. Dialogue as the development tool of pedagogical culture of subjects of educational process at higher education institution // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2015. No. 1 (157). P. 82-87.

5. Filonenko V.A., Petkov V.A. Modelling of the formation process of professional self-organization skills of future teachers // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2014. No. 3 (138). P. 93-99.

6. Filonenko V.A., Petkov V.A. Self-organization in professional formation of the future teacher's personality // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2013. No. 4 (129). P. 82-88.

7. Andryushchenko S.I., Petkov V.A. Organization of the innovative environment of the educational establishments // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2012. No.l. P. 145.

8. Petkov V.A., Romanov D.A. The method of formation of indicators for monitoring of the efficiency of social systems functioning // Society: sociology, psychology, pedagogy. 2015. No. 5 (123). P. 3-10.

9. Barannikova E.A., Petkov V.A. Pedagogical support of personal development of preschoolers // The cultural life of the South of Russia. 2008. No. 2. P. 58-60.

10. Demkina E.V. Formation of the future expert in the conditions of the teaching and educational process // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2012. № 3 (103). P. 38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.