Научная статья на тему 'Взаимодействие правоохранительных органов и социальных педагогов в организации социально-правовой защиты несовершеннолетних'

Взаимодействие правоохранительных органов и социальных педагогов в организации социально-правовой защиты несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2218
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
взаимодействие / несовершеннолетний / социальный педагог / правоохранительные органы / Interaction / a minor / social pedagogue / law enforcement agencies

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Аксютина З. А., Маврин Сергей Анатольевич

В статье рассматриваются особенности теоретического и практического взаимодействия правоохранительных органов и социальных педагогов в целях защиты интересов несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the theoretical and practical features of the interaction of law enforcement agencies and social pedagogues with a view of protecting the interests of minors

Текст научной работы на тему «Взаимодействие правоохранительных органов и социальных педагогов в организации социально-правовой защиты несовершеннолетних»

факторы, играющие важную роль в сохранении здоровья и в этиологии и лечении болезней, не учитываются при проведении профилактической работы с сотрудниками правоохранительных органов. Изменения в образе жизни (в отношении диеты, курения, физических упражнений, потребления алкоголя) происходят в последнее время именно в связи с растущим пониманием взаимосвязи культуры, психологии и медицины. Необходимо учитывать, что на здоровье, помимо психологических факторов, таких, как представления и «верования» о различных болезнях, их причинах и лечении, готовности обратиться за помощью, оказывают влияние и окружающая социальная среда, а также доступность медицинской помощи для сохранения здоровья и благополучия.

Осознание работником правоохранительных органов важности психосоциальных основ здоровья является основой способности к развитию. Эта тенденция представляет здоровье как динамический процесс, состоящий из серии мер, которые совершенствуются и развиваются при их использовании. Индивид с таким типом индивидуальной концепции здоровья ориентирован на то, что причины здоровья и болезней людей вызываются ими самими, поскольку каждый сам ответственен за свое здоровье. Понимая, что изменить экологическую ситуацию затруднительно, человек с индивидуальной концепцией здоровья способен развивать свои способности и ресурсы, тем самым не только избегая болезней, но постоянно достигая более высокого уровня жизни. В этом типе концепции присутствуют аспекты межличностных отношений, самоуважения.

В настоящее время около трети населения Европы придерживаются наиболее прогрессивного, с точки зрения современной психологии здоровья, тезиса «Здоровье - способность к развитию». При сохранении понимания здоровья как сбалансированного процесса жизни, а не идеального состояния благополучия, для психосоциальных основ здоровья характерно понимание здоровья как переменной, ответственность за которую несет сам человек: причины здоровья и болезней людей вызываются ими самими, поскольку каждый из нас ответствен за свое здоровье. Придерживаясь этой концепции, человек понимает здоровье как постоянное развитие всех своих способностей и ресурсов, не только физических, но и психологических, и социальной активности. Именно в этой концепции присутствует целостное понимание здоровья, включающее и физиологический, и психологический, и социальный компоненты.

Охрана собственного здоровья - прямая обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Прогрессивная идея о том, что человек сам отвечает за свое здоровье, что здоровье можно развивать и совершенствовать, что психическая и социальная его составляющие не менее важны, чем физическая и медицинская, все больше проникает в сознание нашего общества. И задачей общества является воспитание полноценной, гармоничной личности, основанное на принципах психосоциального здоровья.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ И СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ В ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

З. А. Аксютина, С. А. Маврин

В статье рассматриваются особенности теоретического и практического взаимодействия правоохранительных органов и социальных педагогов в целях защиты интересов несовершеннолетних.

Ключевые слова: взаимодействие, несовершеннолетний, социальный педагог, правоохранительные органы.

В современных социальных условиях, характеризующихся кризисным состоянием института семьи, нестабильным положением несовершеннолетних, возникла необходимость усиления взаимодействия правоохранительных органов и социальных педагогов. Целью при этом является оптимизация деятельности по защите прав и интересов несовершеннолетних. Такое взаимодействие должно стимулировать изменение позиции правоохранительных органов по отношению к несовершеннолетним с формализованной парадигмы на гуманистическую. В данном исследовании актуальным становится рассмотрение особенностей организации взаимодействия правоохранительных органов и социальных педагогов в условиях динамичной социальной среды. Обратимся к раскрытию понятия «взаимодействие» с указанных позиций.

В научной литературе предлагается большое количество определений этого понятия. Более общий характер носят определения философской и социологической направленности.

Взаимодействие как философская категория отображает достаточно широкий круг процессов окружающей действительности, посредством которых реализуются причинно-следственные связи на всех уровнях развития материи, происходит обмен между взаимодействующими сторонами, их взаимное изменение [1-3]. В каждый определенный отрезок времени характер этих процессов не остается неизменным и принимает форму то содействия (сотрудничества), то противодействия (борьбы), которые выступают в единстве и взаимообусловленности. Взаимодействие представляет собой вид непосредственного или опосредованного, внешнего или внутреннего отношения, связи. Отношения рассматриваются как предпосылка, условие и результат взаимодействия.

В самом широком значении взаимодействие человека с другими людьми есть особый тип связи, отношения, который предполагает взаимные воздействия сторон, взаимные влияния и изменения. Среди этих взаимодействий особое место принадлежит общению и совместной деятельности. Между ними существуют определенные связи: общение является и атрибутом совместной деятельности, и самостоятельной ценностью, одновременно оно в той или иной степени ею опосредуется.

С точки зрения философии, общение - это проявление общественного инстинкта человека. В человеке по-

стоянно живет потребность в общении с себе подобными. В процессе общения индивиды творят друг друга. Общение - это «обработка людей людьми», от него зависит вся духовная жизнь человека, «.. .действительное духовное богатство индивида всецело зависит от богатства его действительных отношений» [4, с. 36]. Именно поэтому «... общение является существенным условием формирования сознания и самосознания личности, стимулятором ее мотивационно-побудительной сферы и развития личности в целом» [5, с. 7].

По мнению Б. Д. Парыгина, общение есть сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга [6, с. 12-15].

На последнюю сторону общения обращает внимание В. Ю. Питюков, который отмечает, что в процессе общения «.каждый из нас есть объект, и в этой роли мы, безусловно, можем восприниматься и воспринимаемся другими людьми». Вместе с этим в процессе индивидуального развития человек приобретает новые характеристики, развивается как личность, отделяет свое «Я» от других, чтобы затем сопрягать его с другими «Я», но уже на более высоком качественном уровне. В результате такого становления он формируется как субъект, но не перестает при этом быть объектом [7, с. 31].

Общение - это субъект-субъектное взаимодействие и, по мнению М. С. Кагана, является таковым лишь до тех пор, пока субъект сохраняет свою субъективность во взаимоотношениях с другими субъектами, а последний ориентируется на своего партнера как на партнера по совместной деятельности, т. е. как на субъекта же, а не как на объект. Этим общение как специфический вид человеческой деятельности отличается от различного рода действий и операций, проводимых субъектом с объектом, а также от коммуникации, где информация передается от отправителя к получателю [8, с. 13].

В нашем исследовании в роли субъекта выступают вся молодежь, подростки группы риска, несовершеннолетние бродяги, дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию, воспитанники детских домов, т. е. те несовершеннолетние, кто нуждаются в социальной защите. Здесь мы также понимаем направления общения, которые позволяют более четко структурировать этот процесс: коммуникативный, включающий обмен информацией; интерактивный, предусматривающий организацию взаимодействия; перцептивный, отражающий процесс восприятия и формирования образа другого человека и установление взаимодействия [9].

Между партнерами по общению всегда существуют определенные взаимоотношения. В какой-то момент у общающихся появляется некая потребность как предпосылка деятельности [10]. Эта потребность в контексте данного исследования связана с социально-защитной стороной жизнедеятельности несовершеннолетних, нуждающихся в правовой защите. Поскольку общение диалогично по своей природе, в каждом из его актов принимают участие две стороны. На основе интерпретации

информации меняются взаимоотношения общающихся сторон, т. е. предмет общения. Измененные взаимоотношения мотивируют людей к дальнейшему общению, так как появляются новые неудовлетворенные потребности.

Цель общения - это то, ради чего у человека возникает данный вид активности, а именно: социально-правовая защита интересов несовершеннолетних, согласование действий в совместной деятельности, установление взаимоотношений и др. Цель человеческого общения - удовлетворение не только биологических потребностей, но и многих других: социальных, культурных, познавательных, творческих, потребностей интеллектуального роста, нравственного и профессионального развития и др. Достижение целей общения способствует удовлетворению биологических и социальных потребностей человека.

Содержанием общения является информация, передаваемая при контактах людей: знания о мире, приобретенный опыт, навыки, умения. Это могут быть сведения о внутреннем мотивационном состоянии, наличных потребностях и расчет на участие партнера в их удовлетворении. Общение многопредметно и разнообразно по своему внутреннему содержанию. Познать его можно, лишь проанализировав предмет общения, то, по поводу чего оно происходит. В нашем случае предметом общения выступают интересы несовершеннолетних.

Р. С. Немов содержательную сторону общения представляет как совокупность материальной, когнитивной, кондиционной, мотивационной и деятельностной составляющих:

- при материальном общении люди обмениваются предметами и продуктами деятельности, которые служат средством удовлетворения их потребностей и условием их индивидуального развития;

- при когнитивном общении происходит обмен знаниями, навыками, умениями. Это важный фактор интеллектуального развития и формирования научного мировоззрения;

- под кондиционным общением понимается взаимное влияние людей, рассчитанное на то, чтобы привести друг друга в определенное физическое или психическое состояние. Такое общение создает состояние психологической готовности к обучению, формулирует установки для оптимизации других видов общения и тем самым способствует интеллектуальному и личностному развитию человека;

- при мотивационном общении осуществляется передача побуждений, установок, готовности к действиям в определенном направлении, что приводит к формированию деятельностных установок, актуализации потребностей. Выступая источником дополнительной энергии, мотивационное общение позволяет приобрести новые интересы, мотивы и цели деятельности;

- деятельностное общение связано с различными видами трудовой, познавательной или учебной деятельности и служит способом передачи информации, расширяет кругозор, развивает способности человека. В процессе такого общения осуществляется межличностный обмен действиями, операциями, навыками и уме-

ниями, что обогащает и совершенствует деятельность человека [11].

Социальное взаимодействие может быть представлено как целостная система, обеспечивающая позитивные изменения в человеке. В самом общем виде эта система выражает единство человека и мира природного, культурного, социального.

Если анализировать взаимодействие как психологическую проблему, то необходимо говорить о межличностном взаимодействии. Межличностное взаимодействие есть действующая, реально функционирующая связь, взаимная зависимость между субъектами, личностями. В его структуре чаще всего выделяют три составляющих и взаимосвязанных компонента: практический, аффективный, гностический (А. А. Бодалев); поведенческий, аффективный, когнитивный (Я. Л. Коломинс-кий) и регулятивный, аффективный, информативный (Б. Ф. Ломов). Каждый из этих компонентов имеет богатое психологическое содержание. Поведенческий компонент включает в себя результаты деятельности и поступки, все то, что могут наблюдать люди друг у друга. Аффективный компонент включает все, что связано с состоянием личности, а гностический характеризуется активностью личности, принимающей и перерабатывающей информацию.

В настоящее время термин «взаимодействие» стал достаточно широко использоваться в педагогической литературе. По мнению В. И. Казаренкова и Т. Б. Каза-ренковой, « .самое интересное содержание, самые прогрессивные технологии не могут существенно повысить качество образования, если педагогическое взаимодействие малоэффективно» [12, с. 67].

Анализ литературы по проблемам взаимодействия в истории зарубежной и отечественной педагогики (Ш. А. Амонашвили, Я. Корчак, Д. И. Лагышина, А. С. Макаренко, В. Н. Сорока-Росинский, В. А. Сухомлинский, Л. Н. Толстой, Ф. А. Фрадкин, Я. А. Коменский) показал, что сам термин «взаимодействие» не использовался достаточно долго. Для обозначения этой проблемы чаще всего применялся термин «отношения».

Проблема взаимодействия в нашем контексте рассматривается с позиций гуманистических целей и самой природы ребенка. В связи с этим к социальному педагогу традиционно выдвигаются высокие требования, не только профессиональные, но и личностные. Функции социального педагога при взаимодействии с правоохранительными органами рассматриваются по-разному: от наблюдателя до сопроводителя; от самоот-реченного альтруиста до рационального профессионала. Соответствующим образом изменяется и позиция правоохранительных органов: от исполнителя до инициатора, ведущего.

По-разному рассматривается и содержание взаимодействия. Существует целый спектр вариантов: от информирования до организации совместной деятельности. Следует обратить внимание также на то, что взаимодействие организовывается в системах, различающихся между собой по степени открытости социальной среды, составу совокупного субъекта. Идеи зарубежных и отечественных педагогов здесь перекликаются. Проявляет-

ся это прежде всего в установке на уважение, стремление помочь ребенку. Необходимо отметить, что не существует универсальной позиции, но для оптимального выбора решения проблем несовершеннолетнего нужно знать все многообразие вариантов.

Проблема организации взаимодействия приобретает особую актуальность в условиях социальных изменений. Анализ современных исследований позволил сделать вывод об актуальности проблемы организации взаимодействия правоохранительных органов и социального педагога в существующих социальных условиях.

Взаимодействие может быть представлено как целостная, открытая, развивающаяся система, которая имеет внутреннюю и внешнюю структуру, связи, функции и при определенных условиях становится развивающей по отношению ко всем участникам взаимодействия. Эта система включает в себя субъектный, содержательно-целевой, организационный и результативный компоненты. Ее открытость обеспечивается связями с другими системами, в частности педагогическими, социальными. Взаимодействие как целостность выполняет преобразовательные, познавательные, ценностно-ориентационные и коммуникативные функции.

Взаимодействие выступает одновременно:

- как особый тип связей, отношений, характеризующий процессы взаимного влияния и изменения деятельности социального педагога и правоохранительных органов;

- как процесс их деятельностного и личностного «обмена», в результате чего происходит взаимное обогащение и преобразование профессиональной деятельности как социального педагога, так и сотрудников правоохранительных органов (практический «обмен» охватывает реальные действия социальных педагогов и сотрудников правоохранительных органов; духовно-информационный - предполагает обмен идеями, мыслями, чувствами, интересами и т. д., всем тем, что является достоянием внутреннего мира взаимодействующих сторон), т. е. это содержание взаимодействия;

- как специфическая форма организации их деятельности, предполагающая объединение усилий в воздействии на общий предмет деятельности. При этом общение есть не только атрибут, необходимая сторона деятельности, но и способ реализации потребности субъектов друг в друге. Таким образом, можно выделить следующие способы обмена: взаимосвязанная деятельность, совместная деятельность, функционально-ролевое и межличностное общение.

Модель взаимодействия характеризуется тремя параметрами: тип взаимосвязи; содержание обмена; способ обмена.

Таким образом, взаимодействие правоохранительных органов и социального педагога - это целостность, которая выступает одновременно как единство противоположных типов взаимосвязи (субъект-субъектного, субъект-объектного), противоположных типов содержания обмена (духовного и практического), противоположных способов обмена (деятельности и общения). Каждая из плоскостей рассмотрения взаимодействия (тип взаимосвязи, содержание обмена, способ обмена) зада-

ет определенное пространство для соответствующих противоположностей, а пересечение плоскостей - пространство возможностей для взаимодействия социального педагога и сотрудников правоохранительных органов. В этом пространстве возможны различные варианты взаимодействия, каждый из которых характеризуется особым сочетанием содержания обмена, способа обмена и типа взаимосвязи [13].

Каждый из вариантов взаимодействия может оказывать определенное влияние на развитие социальной системы и ее участников, но ни один из них в отдельности не может полностью обеспечить процесс. В этой связи при построении взаимодействия в каждом конкретном случае необходимо отбирать наиболее соответствующие его варианты из пространства возможных. Выбор того или другого варианта определяется логикой развития социальной системы; целью системы, для реализации которой она создана, и реальным уровнем ее достижений; предшествующим опытом взаимодействия, личностными способностями и потребностями социального педагога и сотрудников правоохранительных органов.

Взаимодействие становится развивающим по отношению к его участникам, если оно стимулирует их личностную активность, т. е. ориентируется не только на общественные, но и на личностные потребности взаимодействующих сторон. Такая организация взаимодействия предполагает:

- оценку общего состояния системы (ее прошлое, настоящее, будущее), опыта взаимодействия сторон, их личностных отношений;

- формирование целей, сообразных логике развития системы, жизнедеятельности социального педагога и сотрудников правоохранительных органов;

- отбор содержания, жизненно важного для взаимодействующих;

- отбор и выстраивание актуальных вариантов взаимодействия, задаваемых общей моделью;

- реализацию этих вариантов;

- оценку их эффективности.

В ходе нашего исследования выявлено, что взаимодействие сотрудников правоохранительных органов с социальными педагогами как целенаправленное, специально организуемое, наиболее систематическое может существенно влиять на отношение несовершеннолетних к людям, жизни, деятельности, к себе.

По мнению В. А. Кан-Калика, педагог должен быть инициатором, лидером в управлении общением и в целом учебно-воспитательным процессом. Для этого ученый советует обратить внимание на оперативность начала контакта, формирование чувства «мы», введение личностных аспектов во взаимодействие, демонстрацию собственной расположенности к несовершеннолетнему, показ целей деятельности, организацию контакта, изменение негативных стереотипов в отношении отдельных несовершеннолетних [14, с. 32-33].

В ходе совместной деятельности сотрудников правоохранительных органов и социального педагога происходит смена ролей, которая позволяет каждому освоить все операции и способы деятельности, осмыслить процесс взаимодействия в целом.

Какие роли могут выполнять социальные педагоги и сотрудники правоохранительных органов при взаимодействии? Полагаем, что можно выделить следующие роли социального педагога в этом процессе: информатор; организатор; интерпретатор; эксперт; «проектировщик»; исследователь.

Роли сотрудников правоохранительных органов в процессе взаимодействия могут быть следующими: наблюдатель; «следопыт»; интерпретатор; эксперт; «проектировщик»; консультант.

Из предложенного списка ролей видно, что есть роли, которые могут совпадать, в частности роль эксперта. Появляются роли, которые традиционно рассматриваются как присущие другой стороне. Например, роли «проектировщика» в большей степени обычно считались присущими социальным педагогам.

Таким образом, в процессе взаимодействия предполагается распределение и смена ролей социального педагога и сотрудников правоохранительных органов.

В настоящее время происходит сокращение численности социальных педагогов в общеобразовательных учреждениях под предлогом экономии финансирования школ. Это может привести к тому, что несовершеннолетние, нуждающиеся в социально-правовой защите, останутся вне поля зрения соответствующих органов. Возникает проблемный вопрос о том, как организовать взаимодействие оставшихся социальных педагогов и сотрудников правоохранительных органов.

Рассмотрим пример возможного взаимодействия социального педагога и участкового инспектора. Подросток, проживающий в сельской местности, остался без попечения родителей. Мать умерла вследствие тяжелой болезни, отец находится в местах лишения свободы. У подростка осталось имущество: дом, сельскохозяйственная техника, земельный пай. Подросток направлен в детский дом в связи с тем, что близких родственников нет. Акты наследования не оформлены, поэтому социальный педагог школы должен обеспечить процесс вступления несовершеннолетнего в права наследования. Возникает вопрос о том, кто должен обеспечить сохранность имущества несовершеннолетнего. В компетенции социального педагога лежит ответственность за определение ребенка в образовательное учреждение, участковый должен обеспечить сохранность имущества. Взаимодействие здесь может заключаться в том, что участковый следит за поступлением средств за использование земельного пая на счет, открытый в банке на имя несовершеннолетнего. Однако на практике чаще всего за земельные паи расчет идет в натуральном виде, и эту проблему тоже придется решать сообща. Вряд ли социальный педагог детского дома сможет осуществить контроль за имуществом ребенка. Для сохранности дома и ухода за ним необходимо, чтобы в течение всего срока отсутствия ребенка была возможна его сдача в аренду с разрешения руководства детского дома, при условии перечисления вырученных средств на счет ребенка. Чтобы не произошла утрата имущества, необходимо его застраховать, что опять же должны обеспечить социальный педагог и участковый инспектор. Наиболее сложной является проблема сохранности сельскохозяйственной

техники. Однако и здесь можно найти оптимальные варианты. Очевидно, что для решения всех вопросов, связанных с сохранностью имущества несовершеннолетнего, необходимо тесное взаимодействие тех, кто отвечает за соблюдение прав ребенка.

Анализ научной литературы и проведенные исследования позволили выделить некоторые общие особенности организации взаимодействия социального педагога и сотрудников правоохранительных органов.

Взаимодействие социального педагога и сотрудников правоохранительных органов следует рассматривать как развивающее и развивающееся. Эта целостная, открытая, развивающаяся система имеет внутреннюю и внешнюю структуры, связи, функции. При определенных условиях она становится развивающей по отношению ко всем участникам взаимодействия.

1. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Ростов н/Д, 1997. 453 с.

2. Кант И. Критика чистого разума // Кант И. Соч.: в 6 т. М., 1964. Т. 3. 799 с.

3. Леонтьев А. А. Педагогическое общение. М., 1979. 117 с.

4. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М., 1974. Т. 42.

5. Пассов Е. И. Основные вопросы обучения иноязычной речи. Воронеж, 1976. 163 с.

6. Парыгин Б. Д. Социально-психологический климат коллектива. Л., 1981. 192 с.

7. Питюков В. Ю. Основы педагогической технологии: учебно-методическое пособие. 3-е изд., испр. и доп. М., 2001. 192 с.

8. Суртаева Н. Н. Нетрадиционные педагогические технологии. Москва-Омск, 1997. 25 с.

9. Лобанов А. А. Основы профессионально-педагогического общения: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2002. 192 с.

10. Леонтьев А. А. Указ. соч.

11. Немов Р. С. Социально-психологические основы эффективности групповой деятельности: дис. ... д-ра пед. наук. М., 1982. 365 с.

12. Казаренков В. И., Казаренкова Т. Б. Высшая школа: социально-педагогическое взаимодействие // Педагогика. 2000. № 5. С. 64-69.

13. Радионова Н. Ф. Взаимодействие педагогов и старших школьников: технология и творчество: учебное пособие. Л., 1989. 112 с.

14. Канн-КаликВ. А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987. 177 с.

КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ ВИНОВНЫХ В БЫТОВОМ НАСИЛИИ

К. В. Филиппенко

В статье рассматриваются криминологические аспекты характеристики личности виновных в бытовом насилии. Определяются признаки, лежащие в основе криминологической характеристики указанной личности.

Ключевые слова: быт, насилие, личность, мотив, потребность, предупреждение.

При изучении криминологических характеристик субъективной стороны личности виновного в бытовом насилии (далее - насильник) можно предположить, что

формирование такой личности зависит от включенности в определенную криминологически опасную систему общественных отношений. Такая позиция может быть определяющей при криминологическом анализе личности насильника. В криминологической литературе отмечается роль ближайшего бытового окружения насильника, т. е. это либо родители, ведущие аморальный образ жизни, либо, большей частью, более «опытные» друзья по двору, в обществе которых подросток проводит время, либо представитель преступного мира, растлевающий сознание подростка рассказами о «романтике красивой воровской жизни», и т. п. Особенно быстро отрицательные последствия наступают в случае, когда на подростка воздействуют одновременно ряд указанных факторов [1, с. 315].

Влияние ближайшего окружения на личность преступника (как и на бытового насильника) понимается упрощенно. Такое определение мы даем в связи с тем, что при данном подходе не учитываются иные социальные институты, влияющие на формирование личности. Насилие - это результат процесса взаимодействия, в котором происходит двустороннее или многостороннее воздействие личностей.

В правовых науках личности преступника уделяется внимание лишь в том случае, когда он подпадает под действие уголовного закона. В соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации это лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать лет. Профилактика преступлений несовершеннолетних предполагается с момента постановки их на специализированный учет. А это значит, что личность насильника (в том числе и бытового) формально включена в компетенцию правовых наук с малолетнего возраста. Если мы руководствуемся понятием насилия, где ключевыми позициями являются ограничения свободы личности (физической, духовной) и воздействие на волю личности, то становится очевидным, что даже личность младенца воздействует на свободу и на волю родителей и его ближайшего окружения. Появление ребенка создает дискомфорт родителям и их окружению, что отражается на их свободе и воле. Парадокс, но факт, воздействие младенцев на личность взрослых очевидно. Рождение детей может восприниматься как появление нежелательных субъектов, ограничивающих волю и свободу взрослых, и приводит к тому, что от них избавляются различными способами: отказываются от родительских прав, подкидывают, продают, лишают жизни. Рассматривая бытовое насилие как социальное явление и личность насильника как участника социального процесса, мы должны выходить за рамки общепринятого механизма анализа личности бытового насильника и анализировать таких субъектов с более раннего возраста.

Многообразие жизненных ситуаций также отражается на характере бытовых насильников. В криминологии традиционно под бытовыми отношениями понимаются отношения в семье, т. е. в быту. В статистической карточке о результатах расследования преступления (форма 1.1, утвержденная Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Министерства внут-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.