Научная статья на тему 'Криминологическая характеристика личности виновных в бытовом насилии'

Криминологическая характеристика личности виновных в бытовом насилии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
861
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
быт / Насилие / личность / Мотив / Потребность / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ / Everyday life / violence / person / motive / need / Prevention

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Филиппенко Кристина Владимировна

В статье рассматриваются криминологические аспекты характеристики личности виновных в бытовом насилии. Определяются признаки, лежащие в основе криминологической характеристики указанной личности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the criminological problem of characterizing the persons guilty of domestic violence. The author determines and justifies the attributes providing the foundations of a criminological profile of a person.

Текст научной работы на тему «Криминологическая характеристика личности виновных в бытовом насилии»

техники. Однако и здесь можно найти оптимальные варианты. Очевидно, что для решения всех вопросов, связанных с сохранностью имущества несовершеннолетнего, необходимо тесное взаимодействие тех, кто отвечает за соблюдение прав ребенка.

Анализ научной литературы и проведенные исследования позволили выделить некоторые общие особенности организации взаимодействия социального педагога и сотрудников правоохранительных органов.

Взаимодействие социального педагога и сотрудников правоохранительных органов следует рассматривать как развивающее и развивающееся. Эта целостная, открытая, развивающаяся система имеет внутреннюю и внешнюю структуры, связи, функции. При определенных условиях она становится развивающей по отношению ко всем участникам взаимодействия.

1. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Ростов н/Д, 1997. 453 с.

2. Кант И. Критика чистого разума // Кант И. Соч.: в 6 т. М., 1964. Т. 3. 799 с.

3. Леонтьев А. А. Педагогическое общение. М., 1979. 117 с.

4. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М., 1974. Т. 42.

5. Пассов Е. И. Основные вопросы обучения иноязычной речи. Воронеж, 1976. 163 с.

6. Парыгин Б. Д. Социально-психологический климат коллектива. Л., 1981. 192 с.

7. Питюков В. Ю. Основы педагогической технологии: учебно-методическое пособие. 3-е изд., испр. и доп. М., 2001. 192 с.

8. Суртаева Н. Н. Нетрадиционные педагогические технологии. Москва-Омск, 1997. 25 с.

9. Лобанов А. А. Основы профессионально-педагогического общения: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2002. 192 с.

10. Леонтьев А. А. Указ. соч.

11. Немов Р. С. Социально-психологические основы эффективности групповой деятельности: дис. ... д-ра пед. наук. М., 1982. 365 с.

12. Казаренков В. И., Казаренкова Т. Б. Высшая школа: социально-педагогическое взаимодействие // Педагогика. 2000. № 5. С. 64-69.

13. Радионова Н. Ф. Взаимодействие педагогов и старших школьников: технология и творчество: учебное пособие. Л., 1989. 112 с.

14. Канн-КаликВ. А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987. 177 с.

КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ ВИНОВНЫХ В БЫТОВОМ НАСИЛИИ

К. В. Филиппенко

В статье рассматриваются криминологические аспекты характеристики личности виновных в бытовом насилии. Определяются признаки, лежащие в основе криминологической характеристики указанной личности.

Ключевые слова: быт, насилие, личность, мотив, потребность, предупреждение.

При изучении криминологических характеристик субъективной стороны личности виновного в бытовом насилии (далее - насильник) можно предположить, что

формирование такой личности зависит от включенности в определенную криминологически опасную систему общественных отношений. Такая позиция может быть определяющей при криминологическом анализе личности насильника. В криминологической литературе отмечается роль ближайшего бытового окружения насильника, т. е. это либо родители, ведущие аморальный образ жизни, либо, большей частью, более «опытные» друзья по двору, в обществе которых подросток проводит время, либо представитель преступного мира, растлевающий сознание подростка рассказами о «романтике красивой воровской жизни», и т. п. Особенно быстро отрицательные последствия наступают в случае, когда на подростка воздействуют одновременно ряд указанных факторов [1, с. 315].

Влияние ближайшего окружения на личность преступника (как и на бытового насильника) понимается упрощенно. Такое определение мы даем в связи с тем, что при данном подходе не учитываются иные социальные институты, влияющие на формирование личности. Насилие - это результат процесса взаимодействия, в котором происходит двустороннее или многостороннее воздействие личностей.

В правовых науках личности преступника уделяется внимание лишь в том случае, когда он подпадает под действие уголовного закона. В соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации это лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать лет. Профилактика преступлений несовершеннолетних предполагается с момента постановки их на специализированный учет. А это значит, что личность насильника (в том числе и бытового) формально включена в компетенцию правовых наук с малолетнего возраста. Если мы руководствуемся понятием насилия, где ключевыми позициями являются ограничения свободы личности (физической, духовной) и воздействие на волю личности, то становится очевидным, что даже личность младенца воздействует на свободу и на волю родителей и его ближайшего окружения. Появление ребенка создает дискомфорт родителям и их окружению, что отражается на их свободе и воле. Парадокс, но факт, воздействие младенцев на личность взрослых очевидно. Рождение детей может восприниматься как появление нежелательных субъектов, ограничивающих волю и свободу взрослых, и приводит к тому, что от них избавляются различными способами: отказываются от родительских прав, подкидывают, продают, лишают жизни. Рассматривая бытовое насилие как социальное явление и личность насильника как участника социального процесса, мы должны выходить за рамки общепринятого механизма анализа личности бытового насильника и анализировать таких субъектов с более раннего возраста.

Многообразие жизненных ситуаций также отражается на характере бытовых насильников. В криминологии традиционно под бытовыми отношениями понимаются отношения в семье, т. е. в быту. В статистической карточке о результатах расследования преступления (форма 1.1, утвержденная Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Министерства внут-

ренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков от 29 декабря 2005 г. № 39/1070/1021/253/ 780/353/399 «О едином учете преступлений») в п. 26 «Мотив (цель) преступления» отмечаются ревность, иные бытовые причины, вражда, ненависть, месть (расовая, национальная, религиозная, идеологическая, политическая или в отношении какой-либо социальной группы), иная личная заинтересованность, раздел сфер влияния, трансплантация человеческих органов.

Данные виды мотивов (целей) могут быть отнесены к разряду бытовых, но главное заключается в том, что перечисленные мотивы (цели) есть результат сформированных бытовых отношений. Бытовые же отношения можно дифференцировать по специфике выполняемых действий: быт политический, экономический, военный, а также быт инженера, туриста, охотника, рыболова, педагога, быт молодежи, престарелых и т. д. Правильнее вести речь не о бытовом насилии, а о системе отношений, характеризующейся взаимодействием разных людей, поскольку главные черты личности формируются в деятельности и отношениях. В таком случае при изучении личности бытового насильника на первое место ставится специфика осуществляемой деятельности и отношений. Например, касаясь темы военной службы, следует рассматривать не внеуставные отношения, а специфику быта военнослужащих; не преступность, а быт несовершеннолетних и т. д. При таком подходе к анализу личности становится ясным, как специфика деятельности и система отношений сформировали качества личности бытового насильника. Ранее проводились попытки дифференцировать преступников по различным психолого-психиатрическим характеристикам. Так, «...многочисленные обследования лиц, осужденных за половые преступления (главным образом изнасилования), а также данные судебно-психиатрических и судебно-медицинских исследований и экспертиз по конкретным делам убедительно показывают, что лица, совершающие эти преступления, вполне здоровые люди, не имеющие психических и физиологических отклонений от нормы» [2, с. 193]. Следует отметить, что необходимость проведения подобных исследований и экспертиз возникает только в строго определенных случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом РФ. Факты иных преступлений, не подпадающих под эти статьи, не предусматривают экспертное изучение личности преступника. Что же касается административной практики, в большей степени отражающей бытовое насилие, то законодателем не предусмотрено специальное изучение личности насильника. Это предполагает психическую дееспособность и означает, что бытовой насильник - это психически здоровая личность.

Потребности личности также формируются в деятельности. Специфика выполняемой личностью деятель-

ности отражает включенность личности в систему общественных отношений. Основываясь на деятельностном понимании формирования потребностей личности, можно отметить, что бытовое насилие в большей степени соответствует удовлетворению самых простых (низших) потребностей. Чем выше личность поднимается по иерархической лестнице потребностей, чем более включается в систему общественных отношений, тем сильнее выходит за пределы непосредственно бытовых отношений. Такой подход к действиям бытового насильника предполагает познание и выявление не только внешних условий, ситуаций быта, но и внутреннюю сторону. Когда речь идет об агрессивных действиях бытового насильника, выявление условий их совершения представляет собой особо сложную задачу. Как и в случае других социальных потребностей, человек, совершая насильственное действие, как правило, не только реагирует на какую-либо особенность ситуации, но оказывается включенным в сложную предысторию развития событий. Эти события, особенно деятельностного характера, совершаемые личностью насильника ранее, как правило, оцениваются личностью насильника и регулируются социальными нормами референтной группы. Нет ни одного человека (психически здорового), который не следовал бы подобной логике. Таким образом, рядом с насильником обязательно имеются лица, которые одобряют насильственные действия в быту. Указанное положение имеет чрезвычайно важное значение в характеристике личности насильника. Оно означает, что у каждого бытового насильника имеется референтная группа, т. е. группа единомышленников, которых необходимо выявлять.

Возможно, было бы правильным отражать в статистической карточке о результатах расследования преступлений не мотивы преступления, а непосредственно потребности личности, совершившей насильственное действие. Такая информация способствовала бы криминологическому анализу насильственных действий.

Насильственные действия в быту можно рассматривать как факт психической самозащиты личности от внешнего воздействия. Представленные выше мотивы насильственных действий есть не что иное как внешнее проявление внутренней потребности защитить себя от окружающих. Такая форма психической защиты особенно важна в быту. Если на рабочем месте человек выполняет требования, обусловленные ролью конкретного специалиста и защищен от окружающих официальным статусом, то в быту личность как бы «обнажена», формализованный статус ее снимается и она нуждается в силовых способах психической защиты. Об этом говорит факт опроса, согласно которому 78,2% опрошенных указали на то, что насильственные действия произошли из-за несходства мнения жертвы и мнения насильника, а 21,8% их отметили, что к насилию привело то, что действия жертвы не понравились, обидели насильника (табл.). Но наряду с субъективными отношениями в быту (межличностными) существуют социально-психологические угрозы, которые, отражаясь в сознании личности, переживаются в быту и формируют агрессивное поведение.

Сведения о личности насильника

№ п/п | Сведения | Категория | %

I. Биографические данные

1 Пол Мужской 96,0

Женский 4,0

2 Возраст 1-14 лет -

15-44 года 62,0

45-64 года 38,0

3 Образование Начальное -

Незаконченное среднее 16,0

Среднее 80,0

Незаконченное высшее -

Высшее 4,0

4 Социальное положение Безработный 6,6

Служащий -

Предприниматель -

Интеллигент 3,3

Рабочий 90,0

Крестьянин -

5 Семейное положение Женат / замужем 100,0

Холост -

6 Наличие детей Имеются 64,6

Нет 35,3

7 Лучшее ближнее окружение Родственники 14,6

Друзья 70,0

Соседи 15,3

8 Судимость Имеется 20,0

Не было 80,0

9 Времяпрепровождение Дом (семья) 26,6

Друзья 66,6

Соседи 10,0

Коллеги по работе 5,3

10 Употребление алкоголя Да (сильно) 11,3

Да (умеренно) 88,6

Нет -

11 Эстетическое удовольствие Телевидение 75,3

Радио 2,6

Газеты 22,0

Книги -

Кинотеатр -

Театр -

Музеи, выставки -

12 Домашний быт С детьми 18,6

С супругом 19,3

С родственниками 6,0

С друзьями 66,0

13 Самый уважаемый человек В семье 8,0

Сосед 4,0

Друг 84,6

Коллега по работе 3,3

14 Участие в общественной жизни Член партии -

Член обществ. организации -

Член клуба (кружка) -

Нет -

II. Характеристика насилия

15 Место совершения Город 100,0

Село -

Дом 100,0

16 Инициатор Насильник 2,0

Жертва 98,0

17 Момент совершения Внезапно 8,0

Ожидаемое 92,0

№ п/п Сведения Категория %

18 Латентность При посторонних -

При соседях 6,6

При друзьях 18,3

При родственниках 42,0

При детях 34,0

19 Причины Упреки 4,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Угрозы расправой -

Издевательства -

Оскорбления 96,0

Применение силы -

20 Предварительно знали Соседи 30,0

Родственники 98,0

Друзья 100,0

Участковый инспектор 22,0

21 Учет в ОПД Состоял 64,0

Не состоял 36,0

22 Предупреждали о недопустимости насилия Родственники 14,0

Соседи 4,0

Друзья -

Самый уважаемый человек -

23 Могли бы предупредить насилие Соседи 10,0

Родственники 6,6

Лучший друг 98,0

Участковый инспектор 29,3

Чужие люди -

24 Можно было обойтись без насилия Да 78,6

Нет 21,3

25 Поводы Противоречия 78,0

Неуважение 100,0

Запреты 100,0

Упреки 100,0

26 «Напряженное состояние» Явилось причиной 100,0

Нет -

27 Переживаете ли вы в быту неудачи, происходящие в мире, государстве, работе Да 15,9

Нет 84,1

28 Главным раздражителем является Неудачи в политике государства -

Неудачи в экономике государства -

Отсутствие идеологической идеи -

Несвоевременная выплата зарплаты 100,0

Низкая зарплата 100,0

Трудности содержания детей 34,0

Непредсказуемость перспектив в жизни 28,0

29 Как можно было бы разрешить противоречия Согласиться с его/ее мнением 6,0

Отложить спор по времени 2,6

Обратиться за советом к другим людям -

Найти компромисс 3,3

Затрудняюсь ответить 88,0

30 Какое мнение в личной жизни важно для вас Личное 92,6

Родственников 16,0

Соседей 4,0

Друзей 88,6

Сотрудников МВД 6,0

Закон 2,6

Нормы морали -

31 В детстве наблюдали факты насилия в быту Да 100,0

Нет -

32 Получили ли вы удовольствие, посредством силы достигнув своего Да 94,0

Нет 6,0

33 Думали ли вы о том, как жить дальше после насильственной «победы» Да 4,0

Нет 96,0

34 Если бы вы получили более сильный физический отпор, допустили бы факт насилия Да 2,0

Нет 98,0

35 Были ли для Вас действия, которыми совершено насилие Незнакомыми -

Знакомыми 100,0

Ранее совершавшимися 100,0

Привычными 8,0

№ п/п Сведения Категория %

36 Где вас чаще всего обижали На улице (в транспорте) 4,6

На работе 15,3

В семье 80,0

37 Что для вас важнее в жизни, чтобы быть независимым Делать как надо 2,6

Делать как хочу 97,3

38 Для вас насилие над близкими Насилие ради насилия 4,6

Средство разрешения противоречия 95,3

39 Допустили бы вы насилие, если бы вас понимали «с полуслова» Да -

Нет 100,0

III. Оценочные суждения о насилии

40 Факт насилия справедлив Да 100,0

Нет -

41 Вы хороший человек Да 100,0

Нет -

42 Насилием хотели сделать Хуже -

Лучше 100,0

43 Думали, что можно решить иным способом Да -

Нет 100,0

44 Вы считали, что друзья ваши действия Одобряют 96,0

Порицают 4,0

45 Вашим хорошим начинаниям ставят запрет Будет компромисс 3,3

«Откладываем дело на потом» -

Немедленное устранение преграды 96,6

46 Более важны Раздумья над будущим 8,0

Переживание настоящего 92,0

47 Часто ли вы устаете на работе Никогда 8,0

Иногда 10,0

Эпизодически 12,0

Всегда 70,0

48 В вашей жизни наблюдались ошибки Никогда 78,0

Иногда 12,0

Очень часто -

Всегда -

49 Позволяете другим принимать решения в быту Всегда -

Иногда 8,0

Никогда 92,0

50 Требования к вам Справедливы -

Нейтральны -

Придирки 8,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Упреки 4,0

Злые намерения 88,0

51 Ваше обычное состояние Уравновешенности 80,0

Озабоченности 6,0

Тревожности 4,0

Ожидание чего-либо 10,0

52 Вас трудно вывести из равновесия Да 20,6

Нет 77,3

Затрудняюсь ответить 2,0

53 Вы легко прощаете других Легко 84,0

Трудно 8,0

Никогда 8,0

54 Интереснее всего Политика -

Работа правительства -

Работа Государственной Думы -

Философия -

Экономика -

Искусство -

Воспитание детей 4,0

Времяпрепровождение с родственниками 2,0

Время с друзьями 94,0

На то, что быт подвергается воздействию социально-психологических, политических, экономических, мировоззренческих и других аспектов в жизни общества, указали 96,3% опрошенных законопослушных граждан и 15,9% бытовых насильников. Большой процент законопослушных граждан здесь объясняется тем, что их мотивация поведения и деятельности находится на более высоком уровне, т. е. они лучше понимают и осознают происходящее. К факторам, формирующим агрессивную форму защиты от указанных внешних (объективных) угроз, можно отнести:

1. Снижение численности населения в России.

Численность населения Российской Федерации в

1989 г. составляла 147 млн человек, в 2002 г. - 145,2 млн человек, в 2008 г. - 142 млн человек. По сравнению с 1989 г. численность населения к 2009 г. уменьшилась на 5 млн человек, в том числе городского - на 4,2 млн и сельского - на 0,8 млн человек.

2. Переживание населением своей экономической несостоятельности.

3. Давление средств массовой информации (в наибольшей степени - телевидения) на психику людей формирует понимание возможностей силового решения бытовых и иных проблем.

Так, в результате ежедневного напоминания по телевидению о «горячих точках» планеты у людей формируется состояние угнетенности и напряженности. Самое страшное явление для цивилизованных людей нашего времени - воина. И как бы ни называли характер боевых действий: миротворческие, гуманистические, «зачистки» и т. д., люди под такими действиями понимают войну.

4. Факт старения населения. Наблюдается дефицит психологического контакта между людьми моложе трудоспособного возраста (до 16 лет).

5. Угроза преждевременной смерти. Большинство религий и философских систем мира были порождены страхом человека перед смертью. Величайшие

умы человечества испытывали неподдельный ужас перед расставанием с жизнью: Чингисхан, Наполеон, Лев Толстой, Фрейд. Большинство людей избегают даже слова «смерть» [3, с. 7]. Россия переживает небывалый по разрушительной силе и далеко идущим последствиям демографический кризис, который эксперты называют беспрецедентным в мирное время [4].

6. Повышение угрозы страха гибели от неестественных причин - убийств, самоубийств, травм и отравлений.

К предельным показателям нарастания угроз, за которыми наступает эскалация разрушения и деградация, исходя из национального опыта и опыта зарубежных стран, можно отнести:

- уровень преступности (количество преступлений на 100 тыс. человек населения - 5-6 тыс.);

- уровень потребления алкоголя (абсолютного алкоголя на 1 человека - 8 л);

- долю граждан, выступающих за кардинальное изменение политической системы - 40% (в течение года);

- уровень доверия населения к органам власти -20-25% (в течение года).

Исходя из результатов наших исследований личности насильника, следует сделать вывод, что выявленные закономерности возможно использовать в профилактике правонарушений, установлении психологического контакта при разрешении правонарушений, совершаемых ими.

1. Личность преступника / под ред. В. Н. Кудрявцева. М., 1971. 356 с.

2 Там же.

3. Вагин И. О. Психология жизни и смерти. СПб., 2001. 160 с.

4. Герасименко Н. Смертность населения России - беспрецедентна для мирного времени // Православная газета: интернет-версия. 2001. № 8(149). ЦКЪ: http://orthodox.etel.ru/ 2001/08/8тег!.Мт (дата обращения: 25.01.2010).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.