Научная статья на тему 'Взаимодействие педагогов техникума в процессе формирования общих и профессиональных компетенций студентов'

Взаимодействие педагогов техникума в процессе формирования общих и профессиональных компетенций студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
218
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ / GENERAL COMPETENCES / PROFESSIONAL COMPETENCES / KOMPETENTNOSTNY APPROACH / FEDERAL STATE STANDARD / EDUCATIONAL RESULT / INTERACTION OF TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сидорова Юлия Валерьевна

Рассматриваются этапы взаимодействия педагогов техникума в процессе деятельности по формированию общих и профессиональных компетенций студентов, управления качеством профессиональной подготовки, основанного на модели готовности студентов техникума к профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сидорова Юлия Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION OF TEACHERS OF TECHNICAL SCHOOL IN THE COURSE OF FORMATION OF GENERAL AND PROFESSIONAL COMPETENCES OF STUDENTS

Stages of interaction of teachers of a technical school in the process of formation of general and professional competences of students, the quality management of vocational training based on the model of readiness of students of technical school to professional activity are considered in the article.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие педагогов техникума в процессе формирования общих и профессиональных компетенций студентов»

УДК 377.112.4 ББК 74.474.7

ГСНТИ 14.37.01

Код ВАК 13.00.02; 13.00.01

Сидорова Юлия Валерьевна,

аспирант, кафедра высшего профессионального образования, Уральский государственный педагогический университет; заместитель директора по учебно-методической работе, Камышловский техникум промышленности и транспорта; 624860, Свердловская обл., г. Камышлов, ул. М. Горького, д. 19, кв. 76; e-mail: Sidorovakam@mail.ru

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ ТЕХНИКУМА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: общие компетенции; профессиональные компетенции; компетентностный подход; федеральный государственный стандарт; образовательный результат; взаимодействие педагогов.

АННОТАЦИЯ. Рассматриваются этапы взаимодействия педагогов техникума в процессе деятельности по формированию общих и профессиональных компетенций студентов, управления качеством профессиональной подготовки, основанного на модели готовности студентов техникума к профессиональной деятельности.

Sidorova Yulia Valerievna,

Post-graduate Student of Department of Higher Professional Education, Ural State Pedagogical University; Deputy Head for Academic Activity of T echnical School of Industry and T ransport, Kamyshlov.

INTERACTION OF TEACHERS OF TECHNICAL SCHOOL IN THE COURSE OF FORMATION OF GENERAL AND PROFESSIONAL COMPETENCES OF STUDENTS

KEY WORDS: general competences; professional competences; kompetentnostny approach; federal state standard; educational result; interaction of teachers.

ABSTRACT. Stages of interaction of teachers of a technical school in the process of formation of general and professional competences of students, the quality management of vocational training based on the model of readiness of students of technical school to professional activity are considered in the article.

В

основополагающих документах современной образовательной политики Российской Федерации одним из важнейших условий повышения качества профессионального образования является обеспечение личностной направленности.

Как правило, профессиональное педагогическое сообщество сосредоточено на тех результатах образования, которые привязаны к конкретным учебным дисциплинам. В то время как проектирование работы с сознанием человека и процессами его личностного развития являет собой в настоящее время очень серьезную проблему, которую педагоги зачастую решают алгоритмизированными способами, подменяя истинные смыслы образовательной деятельности технологическими картами по формированию общих и профессиональных компетенций обучающихся, которые являются частью образовательных результатов, определенных стандартами профессионального образования нового поколения.

К общей компетенции относят образовательный результат, выражающийся в овладении универсальными способами деятельности, направленными на решение профессионально-трудовых задач и являющимися условием интеграции выпускника в социально-трудовые отношения на рынке труда. Особенностями этого результата яв-

ляется то, что он формируется и проявляется в деятельности, универсален в отношении объектов воздействия, следовательно, может быть оценен при работе с субъективно незнакомыми объектами воздействия, определяется с помощью описания конкретной деятельности (операции), которую совершает обучающийся, демонстрируя тот или иной уровень сформированности общей компетенции (2, с. 10).

Профессиональная компетенция - образовательный результат, выражающийся в способности действовать на основе имеющихся умений, знаний и практического опыта в определенной области профессиональной деятельности. Его особенности: интегрированный результат (знания + умения + опыт деятельности); не сводится к сумме составляющих, следовательно, не может быть оценен поэлементно, формируется и проявляется в деятельности (2, с. 10).

В трактовке А. В. Хуторсковa обрaзова-тельная компетенция - это совокупность взaимосвязанных смысловых ориентaций, зтаний, умений, ^выков и опыта деятельности учение, необходимых, чтобы осуществлять личностно и социaльно зтачимую продуктивную деятельность по отношению к объектам реaльной действительности. Ключевые компетенции представляют собой высшую ступень в иерархии компетен-

© Сидорова Ю. В., 2014

ций и соответствуют метaпредметному содержанию образования (5, с. 58-64).

Новые образовательные результаты -сформированные общие и профессиональные компетенции - останутся декларацией до тех пор, пока не будут сформированы принципы и конкретные механизмы их измерения. Таким образом, первый требующий решения вопрос - это вопрос о конкретизации и декомпозиции общих и профессиональных компетенций, определенных стандартом для целей их оценивания и, соответственно, планирования формирования их в рамках образовательного процесса учреждения профессионального образования.

Очевидно, что формировать данные функции у студентов не только сложно, но и очень ответственно, так как здесь задействованы глубинные психические познавательные процессы, социальные установки и личностные образования, такие как волевая регуляция, самоорганизация, ответственность и многие другие. Кроме того, педагоги должны быть заинтересованы в том, насколько успешно обучающиеся находят свое место в жизни, достигнув тем самым жиз-неустойчивости. Вводимые сегодня повсеместно ЕГЭ, как правило, отражают знание-вую компоненту в предлагаемых областях той или иной науки, но, что касается, умений и способов деятельности, т. е. практического приложения теоретических знаний, тесты этого не предусматривают. Таким образом, отвечая за качественность подготовки студентов к сдаче экзаменов, педагоги уходят от ответственности за будущее своих выпускников. Од^ко в профессио^льных обрaзовательных учреждениях общие и профессиональные компетенции кроме педагогов общеобразовательного цикла формируют педагоги общепрофессионального и профессионального циклов. Поэтому должен ставиться вопрос о связи образовательного процесса с отдаленными жизненными достижениями студентов. Основным инструментом этой связи является содержание образования, которое должно быть перестроено в контексте компетентностного подхода с традиционного (консервативного) на инновационное (модульное).

Таким образом, деятельность педагогов учреждения среднего профессионального ообразвоания должна состоять из подбора содержания образования, позволяющего реализовать результат в компетентностной форме, обозначенный в стандартах третьего поколения, выбора соответствующих деятельностных технологий, позволяющих компенсировать умения в части творческой составляющей.

Кроме того, взаимодействие педагогов учреждения среднего профессионального

образования в период реализации ФГОС нового поколения можно смоделировать в процессе подготовки к непосредственной деятельности. Так, подготовка к реализации ФГОС третьего поколения была начата с реализации регионального компонента образовательного стандарта, которая была организована в Свердловской области Региональным ресурсным центром развития профессионального образования с 2006 года. На данном этапе деятельности педагоги взаимодействовали по отраслевому принципу, выработав общеобластные критерии и показатели оценки и, соответственно, содержания образования по каждой профессии / специальности.

Следующий этап представлял собой постепенную реализацию требований регионального стандарта, где педагоги решали комплекс задач по анализу условий и результатов образовательной деятельности; разработке плана и технологий оценки качества профессионального образования с учетом имеющихся в регионе условий; разработке нормативного обеспечения системы оценки качества; оценочных материалов; апробации разработанных технологий оценки качества; обмена опытом в части обеспечения качества профессионального образования; анализа действующих федеральных и региональных нормативных документов, регламентирующих апробацию и функционирование региональных систем оценки качества образования.

На третьем этапе управление взаимодействием коснулось непосредственно переноса всех проектировочных умений педагогов на ситуацию внедрения ФГОС нового поколения. Сложность объяснялась тем, что каждый этап деятельности педагогов (организация совместной деятельности, целепо-лагание, проектирование, моделирование ситуации в новых условиях) отличался спецификой отрасли, решаемых на нем задач и особенностями взаимодействия педагогов в группе.

Таким образом, в учреждениях среднего профессионального образования в процессе взаимодействия отраслевых рабочих групп и работодателей был разработан некий эталон качества профессиональной подготовки, выстроенный в соответствии со спецификой профессиональной деятельности студента и особенностей личностного развития, позволяющих эту специфику аккумулировать.

Уточнение личностного компонента готовности студентов техникума к профессиональной деятельности позволило выявить 7 основных характеристик на основании сформулированных в ФГОС общих компетенций:

- самоанализ и социальная устойчивость;

- развитые организаторские и коммуникативные качества;

- способность к анализу и самоанализу;

- возможность ориентации в информационном поле;

- владение информационно-коммуникационными технологиями;

- умение работать в команде;

- умение брать ответственность за принимаемые решения.

Данные компоненты являются ресурсом для формирования знаний и освоения профессиональных способов деятельности. Очевидно, что человек, умеющий извлекать, структурировать и обрабатывать любую информацию, скорее и успешнее присвоит информацию, необходимую для получения знаниевых результатов. Человек, умеющий действовать в соответствии с любой инструкцией, планировать деятельность, отбирать технологии, планировать и осуществлять текущий контроль, оценивать результаты, скорее и успешнее освоит заданную технологию профессиональной деятельности. С другой стороны, получение и анализ опыта освоения новой информации, общения с новыми целевыми аудиториями, работы в соответствии с вновь осваиваемой технологией обеспечивают расширение опыта применения универсальных способов деятельности, установление внутренних связей между средствами и результатами своей работы, другими словами - обеспечивают повышение уровня сформированности общих компетенций.

Важную роль в профессиональном образовании играет готовность студентов к деятельности в условиях производства, состоящая из общих компетенций, свойств, характеристик и элементов личности. Понятие «готовность к высокопродуктивной деятельности в определенной области труда» использовал в своих работах Б. А. Ананьев (1, с. 46-84). С. Л. Рубинштейн связывал термин «пригодность» с понятием собственно способностей, хотя на практике нередки случаи расхождения готовности (склонности) и способности (3, с 428). Поэтому способный обучающийся, не обладающий склонностями и мотивацией к данному виду профессиональной деятельности, может быть профессионально непригоден, хотя ряд сформированных компетенций может скомпенсировать данную профнепригодность, особенно если специальность лежит в сфере потребительского рынка.

Следовательно, готовность к профессиональной деятельности не может быть

обусловлена только наличием способностей или какой-то другой личностной характеристикой. Она определяется всем комплексом необходимых свойств, касающихся как интеллектуальной, так и эмоциональной, волевой, эстетической сфер.

Интерес представляет изложенная А. А. Шаталовым структура готовности к любому виду деятельности как функциональная схема готовности обучающихся, где готовность к деятельности характеризуется психологическими основаниями личности, способностями, теоретической и практической готовностью, знаниями, умениями, навыками и готовностью их применить в деятельности (6, с. 180-183). Такая структура полностью отвечает требованиям новых ФГОС.

Педагогам в современных условиях при проектировании способов формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся и их диагностике необходимо представлять некий теоретикометодологический каркас проектирования современного образовательного процесса. Кроме того, конструирование, связанное с созданием материально-инструментальной базы, необходимой для реализации компе-тентностного подхода, требует коллективных форм взаимодействия педагогов как внутри рабочей группы по профессиональной области, так и внутри коллектива, так как общие компетенции являются интегральными характеристиками, не формируемыми и не оцениваемыми только на отдельной дисциплине.

Таким образом, взаимодействие педагогов по формированию и оценке общих компетенций студентов должно быть построено на новых, более совершенных методах организации целенаправленной деятельности, через наполнение ее адекватным содержанием, отвечающим требованиям компетентностного подхода.

Совместная деятельность педагогов по планированию формирования общих и профессиональных компетенций студентов должна строиться как процесс исследования проблем или коллективного обсуждения на основе применения разнообразных форм коллективной работы: дискуссий, круглых столов, практических занятий, деловых игр, различных тренингов, анализа ситуаций и т. д. (4, с. 180-181). Данные прак-тико-ориентированные и деятельностные технологии взаимодействия педагогов наиболее эффективны, так как позволяют использовать собственный опыт и всегда рассчитывать на партнера или группу.

Таким образом, адекватное взаимодействие педагогов в процессе подготовки студентов техникума к профессиональной дея-

тельности способно обеспечить выполнение венное профессиональное образование, так

требований ФГОС нового поколения, при- и развитие личности.

оритетами которых являются как качест-

ЛИТЕРАТУРА

1. Ананьев Б. Г. О соотношении способностей и одаренности // Проблемы способностей. М. : АПН РСФСР, 1962.

2. Региональный (областной) компонент государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования / Авторы-сост. В. Н. Ларионов, В. Г. Агафонов и др. Екатеринбург : ИРО, 2005.

3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 2000.

4. Соболев Ю. Н. Организация процесса переподготовки и повышения квалификации специалистов пенитенциарной системы на основе модульно-рейтинговой технологии обучения // Образование взрослых в современном развивающемся обществе : мат-лы междунар. науч.-практ. конф. 18-19 ноября, 2003 г.

5. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2.

6. Шаталов А. А. и др. Мониторинг и диагностика качества образования. М. : НИИ школьных технологий, 2008.

Статью рекомендует д-р пед. наук, доцент С. Л. Фоменко.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.