Научная статья на тему 'Взаимодействие органов внутренних дел и избирательных комиссий в ходе проведения избирательных кампаний'

Взаимодействие органов внутренних дел и избирательных комиссий в ходе проведения избирательных кампаний Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
631
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КАМПАНИИ / РЕФЕРЕНДУМЫ / ПРИНЦИПЫ И ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ С ИЗБИРАТЕЛЬНЫМИ КОМИССИЯМИ / ELECTION CAMPAIGNS / REFERENDUMS / PRINCIPLES AND FORMS OF INTERACTION OF INTERNAL AFFAIRS BODIES WITH ELECTION COMMITTEES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Амельчакова Венера Наимовна, Суслова Галина Николаевна

Рассматриваются формы взаимодействия органов внутренних дел и избирательных комиссий в ходе проведения избирательных кампаний; основные задачи, которые призваны решать органы внутренних дел в период организации и проведения выборов и референдумов, направления сотрудничества в указанной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Амельчакова Венера Наимовна, Суслова Галина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interaction of internal Affairs bodies and election commissions during the election campaigns

This article discusses forms of interaction between internal Affairs bodies and election commissions during the election campaigns; the main tasks that are designed to address the internal Affairs bodies in the organization and conduct of elections and referendums, cooperation directions in this field.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие органов внутренних дел и избирательных комиссий в ходе проведения избирательных кампаний»

УДК 242.951 ББК 67.301

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ В ХОДЕ ПРОВЕДЕНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КАМПАНИЙ

ВЕНЕРА НАИМОВНА АМЕЛЬЧАКОВА,

доцент кафедры административной деятельности органов внутренних дел Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

кандидат юридических наук E-mail: venera_amel63@mail.ru Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс;

ГАЛИНА НИКОЛАЕВНА СУСЛОВА, доцент кафедры административной деятельности органов внутренних дел Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент E-mail: gn_suslova@mail.ru

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация: Рассматриваются формы взаимодействия органов внутренних дел и избирательных комиссий в ходе проведения избирательных кампаний; основные задачи, которые призваны решать органы внутренних дел в период организации и проведения выборов и референдумов, направления сотрудничества в указанной сфере.

Ключевые слова: избирательные кампании, референдумы, принципы и формы взаимодействия органов внутренних дел с избирательными комиссиями.

Annotation. This article discusses forms of interaction between internal Affairs bodies and election commissions during the election campaigns; the main tasks that are designed to address the internal Affairs bodies in the organization and conduct of elections and referendums, cooperation directions in this field.

Keywords: election campaigns, referendums, principles and forms of interaction of internal Affairs bodies with election committees.

Анализ законодательства зарубежных стран показывает, что в настоящее время конституции многих, в том числе демократических развитых стран возлагают на правоохранительные органы значительную часть работы по организации и проведению выборов (Великобритания, Италия, Франция, ФРГ и др.). Главной задачей правоохранительных органов любой страны по обеспечению, охране и защите избирательных прав ее граждан является противодействие проникновению мафиозных структур в высшие эшелоны власти, так как в случае их доступа к государственному управлению стране наносится огромный ущерб. Именно в период проведения вы-

боров правоохранительные органы имеют возможность реально противодействовать проникновению организованной преступности в парламент страны. После получения депутатского мандата данная работа по известным причинам существенно затрудняется.

Социальная роль органов внутренних дел в государстве определяется их целевым предназначением, выполняемыми задачами и функциями, методами деятельности, урегулированными законодательством, и заключается в том, чтобы, с одной стороны, защищать права граждан и их безопасность, с другой — быть опорой власти у государства1. Анализ

8

Вестник экономической безопасности

№ 2/2016

правовой базы в исторической ретроспективе позволяет нам выделить основные задачи, которые призваны осуществлять органы внутренних дел в период организации и проведения выборов и референдумов:

• обеспечение благоприятных условий проведения выборов и референдумов;

• обеспечение личной безопасности граждан;

• защита прав и свобод граждан, интересов общества и государства от противоправных посягательств;

• содействие государственным органам, политическим партиям и кандидатам в депутаты в проведении выборов и референдумов;

• предупреждение и пресечение преступлений и других правонарушений;

• осуществление розыска лиц, скрывающихся от следствия и суда;

• поддержание общественного порядка на территории, где указанные мероприятия не проводятся.

Осуществление органами внутренних дел своих полномочий в период проведения выборов и референдумов следует рассматривать как деятельность в особых условиях, т.е. в обстановке, представляющей повышенную опасность для нормального функционирования государственных институтов2, так как с началом выборных процедур увеличивается политическая активность граждан и их объединений, обостряется борьба за власть с использованием незаконных методов ведения избирательной кампании.

При этом в Российской Федерации предметным ориентиром осуществления взаимодействия органов внутренних дел с избирательными комиссиями является заключенное в 2011 году соглашение о взаимодействии Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации3, предметом которого является совершенствование организации взаимодействия избирательных комиссий, комиссий референдума и органов внутренних дел в целях обеспечения гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации, соблюдения законности и правопорядка при их проведении.

Особенности данного направления взаимодействия органов внутренних дел с органами государственной власти, в частности Центральной избирательной комиссией Российской Федерации (далее ЦИК), региональными избирательными комиссиями обусловлены рядом специфических принципов, направленных, в конечном итоге, на укрепление политической безопасности государства.

В числе подобных принципов необходимо назвать следующие:

• независимость в принятии решений и осуществлении возложенных на органы внутренних дел и избирательные комиссии функций, а также конфиденциальность информации;

• самостоятельность в реализации собственных задач и полномочий, а также в выработке форм и методов использования собственных сил и средств;

• использование полученной информации исключительно для выполнения задач, возложенных на стороны законодательством Российской Федерации;

• законность и профессионализм;

• взаимное доверие при строгом соблюдении государственной, служебной тайн. Руководствуясь указанными общеправовыми и

специальными принципами, субъекты рассматриваемого взаимодействия осуществляют сотрудничество в рамках различных направлений:

• создание необходимых условий для реализации гражданами всеобщего равного и прямого избирательного права, а также волеизъявления при участии в референдуме;

• выявление и пресечение противоправной деятельности при проведении выборов и референдумов на территории Российской Федерации;

• обеспечение общественного порядка при проведении выборов и референдумов, безопасности деятельности избирательных комиссий и их должностных лиц при исполнении ими должностных обязанностей;

• взаимное предоставление информации по запросам. В частности, органы внутренних дел по запросам избирательных комиссий представляют сведения о наличии у кандидатов неснятых и непогашенных судимостей, а также сведения о совершении административных правонаруше-

№ 2 / 2016

Вестник экономической безопасности

9

ний, предусмотренных ст. 20.3 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях4. Представляют о кандидатах иные сведения, которые являются законодательно установленным воспрепятствованием к реализации данными кандидатами пассивного избирательного права и др.

Органы внутренних дел и избирательные комиссии в пределах установленной компетенции осуществляют взаимодействие на всех уровнях и в различных формах:

1. Взаимный информационный обмен по всем вопросам, отнесенным к предмету сотрудничества. Например, ЦИК России представляет в МВД России, а избирательные комиссии субъектов Российской Федерации — в соответствующие министерства внутренних дел по республикам, главные управления, управления МВД России по иным субъектам Российской Федерации сведения о назначенных избирательных кампаниях и референдумах и т.п.

Порядок взаимодействия и информационного обмена в ходе подготовки, проведения выборов и в период между выборами, а также объем сведений о кандидатах на выборные должности, их формат в электронном виде и на бумажном носителе, порядок их передачи определяются ЦИК России совместно с МВД России, а на региональном уровне — избирательными комиссиями субъекта Российской Федерации совместно с соответствующими территориальными органами МВД России.

Кроме того, в период подготовки и проведения выборов МВД России информирует ЦИК России, а территориальные органы МВД России — соответствующие избирательные комиссии:

• об уголовных делах, возбужденных по фактам преступлений, предусмотренных ст. 141, 141.1, 142, 142.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, имевших место при проведении федеральных, региональных и муниципальных выборов, в том числе в отношении членов соответствующих избирательных комиссий (ст. 142, 142.1 УК РФ5);

• о делах, возбужденных по фактам административных правонарушений, в том числе в отношении членов соответствующих избирательных

комиссий и кандидатов на выборные должности, а также о результатах рассмотрения этих дел в суде и принятых по ним судебным решениям.

2. Взаимные консультации по вопросам, входящим в компетенцию каждой из сторон данной области взаимодействия, а также проведение совместных совещаний, рабочих встреч и тематических семинаров.

Например, органы внутренних дел совместно с избирательными комиссиями, комиссиями референдума организуют подготовку слушателей и курсантов образовательных учреждений МВД России, военнослужащих внутренних войск к несению службы на объектах проведения выборов.

3. Проведение совместных исследований проблем, связанных с обеспечением законности и правопорядка при проведении выборов и референдумов на территории Российской Федерации.

4. Издание совместных и самостоятельных нормативных правовых и организационно-распорядительных актов, разработка методических рекомендаций, инструкций и памяток по вопросам взаимодействия органов внутренних дел и избирательных комиссий, комиссий референдума по обеспечению безопасности и законности в период подготовки и проведения выборов и референдумов.

В целях совершенствования взаимодействия и проверки, отдельных его форм и методов также могут проводиться эксперименты по координации действий на территориях отдельных субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; кроме того, на всех уровнях могут создаваться рабочие группы из числа работников избирательных комиссий, комиссий референдума и сотрудников органов внутренних дел. В частности органы внутренних дел откомандировывают специалистов в распоряжение соответствующих избирательных комиссий для работы:

• в контрольно-ревизионных службах при избирательных комиссиях с освобождением от основной работы на сроки, установленные законодательством о выборах в субъектах Российской Федерации;

• в составы рабочих групп для проверки достоверности содержащихся в подписных листах

10

Вестник экономической безопасности

№ 2/2016

сведений об избирателях и их подписей, собранных в поддержку кандидатов (списков кандидатов), иных рабочих групп, образуемых избирательными комиссиями в период подготовки и проведения выборов, касающихся направлений деятельности органов внутренних дел.

Избирательные комиссии, организующие выборы, комиссии референдума в период проведения конкретной избирательной кампании передают в соответствующие органы внутренних дел списки и адреса избирательных участков, образованных на данной территории, сведения о должностных лицах избирательной комиссии, их контактные телефоны.

Также в согласованные сроки информируют соответствующие органы внутренних дел о планируемых маршрутах перевозки избирательной документации, видах и государственных регистрационных знаках транспортных средств, используемых избирательными комиссиями в период выборов и референдумов.

ЦИК России, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, территориальные избирательные комиссии заслушивают сообщения соответствующих руководителей органов внутренних дел по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов, в пределах их компетенции.

С целью оказания практической помощи избирательным комиссиям и органам внутренних дел по вопросам организации их взаимодействия в период избирательных кампаний в целях обеспечения безопасности и законности, представители ЦИК России совместно с представителями МВД России, а представители избирательных комиссий субъектов Российской Федерации совместно с представителями соответствующих министерств внутренних дел по республикам, главными управлениями, управлениями МВД России по иным субъектам Российской Федерации осуществляют выезды в соответствующие регионы и территории в ходе подготовки и проведения выборов.

Органы внутренних дел в целях обеспечения законности и общественного порядка в период подготовки и проведения выборов и референдумов в рамках своей компетенции осуществляют следую-

щие мероприятия: не позднее чем через пять дней после получения сведений о назначенных выборах и референдумах направляют в соответствующие избирательные комиссии, комиссии референдума информацию о принимаемых мерах по обеспечению безопасности предстоящих избирательных кампаний и референдумов, а также списки должностных лиц, ответственных за вопросы обеспечения общественного порядка и безопасности участников выборного процесса и референдумов, с указанием их контактных телефонов.

Обеспечивают на безвозмездной основе:

• охрану помещений избирательных комиссий, комиссий референдума, включая помещения для голосования, помещения, в которых размещены комплексы Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы»;

• круглосуточную охрану помещений участковых избирательных комиссий после передачи в указанные комиссии избирательных бюллетеней;

• охрану избирательных документов при их перевозке по запросам избирательных комиссий, комиссий референдума.

Согласовывают с избирательными комиссиями, комиссиями референдума маршруты патрулирования нарядами полиции соответствующей территории. В процессе патрулирования обеспечивают взаимодействие этих нарядов с должностными лицами комиссий. Организация патрулирования и мероприятия по обеспечению общественной безопасности осуществляются с учетом четырех территориальных зон, включающих: территорию избирательного участка, на которой возможны различные предвыборные акции; территорию избирательного участка, непосредственно прилегающую к зданию, в котором размещается избирательная комиссия, комиссия референдума; здание, в котором находится участковая избирательная комиссия; помещение участковой избирательной комиссии и помещение для голосования.

При необходимости принимают меры по организации физической защиты и личной безопасности членов избирательных комиссий, комиссий референдума, включая членов их семей, кандидатов в депутаты и иных кандидатов на выборные долж-

№ 2 / 2016

Вестник экономической безопасности

11

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ности, а также наблюдателей, доверенных лиц, уполномоченных представителей избирательных объединений и журналистов.

Принимают незамедлительные меры по предотвращению изготовления и распространения незаконных агитационных материалов и их изъятию, установлению изготовителей и распространителей указанных материалов, источников их оплаты, выявлению участников иной противоправной деятельности; а также по пресечению экстремистской и иной противоправной деятельности, в том числе возбуждающей социальную, расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду.

В течение трех суток информируют избирательные комиссии, комиссии референдума о выявленных фактах и принятых мерах, обеспечивают своевременное направление в суд материалов о соответствующих административных правонарушениях, а также учет в органах внутренних дел решений, принятых в судах.

Рассматривают в сроки, установленные законодательством о выборах и референдумах, представления соответствующих избирательных комиссий, комиссий референдума. Проводят проверки изложенных фактов, принимают меры по пресечению нарушений закона. Незамедлительно информируют избирательные комиссии, комиссии референдума о выявленных фактах и принятых мерах.

Кроме того, территориальные органы внутренних дел оказывают содействие избирательным комиссиям в реализации избирательных прав граждан Российской Федерации, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в изоляторах временного содержания, а также граждан, подвергнутых административному задержанию либо административному аресту.

В области обеспечения транспортной безопасности при проведении выборов органы внутренних дел:

• организовывают контроль за эксплуатационным состоянием автомобильных дорог на основных и запасных маршрутах перевозки избирательных бюллетеней, техническим состоянием выделяемых избирательным комис-

сиям, комиссиям референдума транспортных средств;

• осуществляют контроль за соблюдением квалификационных требований к водительскому составу, привлекаемому к обслуживанию избирательных комиссий, комиссий референдума, их проверку по информационным и оперативно-справочным учетам органов внутренних дел в целях установления среди них лиц, склонных к систематическому нарушению правил дорожного движения, совершению других правонарушений, а также ранее судимых;

• обеспечивают контроль за соблюдением правил дорожного движения на маршрутах следования транспортных средств, перевозящих бюллетени, в том числе их водителями, в необходимых случаях оказывают им содействие.

Таким образом, проведенный анализ одного из направлений взаимодействия органов внутренних дел и органов государственной власти на примере избирательных комиссий свидетельствует о комплексности и всесторонности данного сотрудничества, для повышения эффективности которого необходимо постоянное поступательное и перспективное развитие МВД России в различных направлениях.

Также можно сделать вывод, что МВД России является одной из основных структур в системе обеспечения политической безопасности, но задействованной практически во всех направлениях обеспечения национальной безопасности российской Федерации.

1 Балтага Д.А. Политические свободы собраний, митингов, уличных шествий: дис. ... канд. юрид. наук / Д.А. Балтага. М., 1993. С. 95—96.

2 Управление органами внутренних дел в особых условиях. М., 1996. С. 23.

3 Соглашение о взаимодействии Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 22.11.2011 // СПС Консультант-Плюс, 2015.

4 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 2 марта 2016 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 7 января 2002 г. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

5 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 13 июля 2015 г., с изм. от 16 июля 2015 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 17 июня 1996. № 25. Ст. 2954.

12

Вестник экономической безопасности

№ 2/2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.