Научная статья на тему 'Административно правовая юрисдикция органов внутренних дел в период агитации при проведении избирательной кампании'

Административно правовая юрисдикция органов внутренних дел в период агитации при проведении избирательной кампании Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
306
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / АДМИНИСТРАТИВНО-ЮРИСДИКЦИОННЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ / ПЕРИОД АГИТАЦИИ / ПРОВЕДЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ / LAW-ENFORCEMENT BODIES / ADMINISTRATIVE-LEGAL AUTHORITY / PERIOD OF AGITATION / ELECTION CAMPAIGN

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чистобородов Илья Григорьевич

настоящая статья посвящена административной деятельности органов внутренних дел в период агитации при проведении избирательной компании. В статье проводится анализ нормативных документов регламентирующих деятельность органов внутренних дел в указанный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Чистобородов Илья Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVELY LEGAL JURISDICTION OF LAW-ENFORCEMENT BODIES IN PROPAGANDA AT CARRYING OUT OF THE SELECTIVE COMPANY

the present article is devoted administrative activity of law-enforcement bodies in propaganda at carrying out of the selective company. In article the analysis of standard documents of law-enforcement bodies regulating activity during the specified period is carried out.

Текст научной работы на тему «Административно правовая юрисдикция органов внутренних дел в период агитации при проведении избирательной кампании»

11.5. АДМИНИСТРАТИВНО ПРАВОВАЯ ЮРИСДИКЦИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В

ПЕРИОД АГИТАЦИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ

Чистобородов Илья Григорьевич, слушатель. Место учебы: Академия управления МВД России. E-mail: I.Chistoborodov@mail.ru

Аннотация: настоящая статья посвящена административной деятельности органов внутренних дел в период агитации при проведении избирательной компании. В статье проводится анализ нормативных документов регламентирующих деятельность органов внутренних дел в указанный период.

Ключевые слова: органы внутренних дел, адми-нистративно-юрисдикционные полномочия, период агитации, проведение избирательной кампании.

ADMINISTRATIVELY LEGAL JURISDICTION OF LAW-

ENFORCEMENT BODIES IN PROPAGANDA AT CARRYING OUT OF THE SELECTIVE COMPANY

Chistoborodov Ilja Grigorevich, listener. Place of study: Academy of management of MIA Russia. E-mail: I.Chistoborodov@mail.ru

Annotation: the present article is devoted administrative activity of law-enforcement bodies in propaganda at carrying out of the selective company. In article the analysis of standard documents of law-enforcement bodies regulating activity during the specified period is carried out. Keywords: law-enforcement bodies, administrative-legal authority, period of agitation, election campaign.

Участие гражданами нашей страны в избирательных мероприятиях это один из способов реализации ими своих конституционных прав, особенно в управлении государством.

Особенностью прошедших 14 марта текущего года выборов, которые состоялись в 76 российских регионах является то, что они прошли в условиях мирового финансового кризиса, оказывающего негативное влияние на социально-экономическую обстановку в регионах Российской Федерации. Кроме того в предвыборной кампании принимали участие лидеры крупных политических партий, непосредственно возглавивших региональные партийные списки, а так же Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, что оказало заметное влияние на общественную политическую активность в этих регионах. Рост политической активности граждан в этот период сопровождался увеличением числа протестных акций и поступавших в органы внутренних дел заявлений и обращений, связанных с нарушением выборного законодательства.

Эффективность привлечения к административной ответственности за нарушения норм избирательного законодательства напрямую, как представляется, зависит от четкого механизма административного правоприменения, к числу субъектов которого следует отнести:

- членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, уполномоченных специальным решением (постановлением) соответствующих избирательных комиссий;

- должностных лиц органов внутренних дел;

- должностных лиц органов, уполномоченных в области печати и средств массовой информации;

- должностных лиц органов, уполномоченных в области телевидения, радиовещания и государственного контроля за техническими средствами вещания.

Необходимо учитывать, что только в этот период возникают обстоятельства совершения правонарушений, связанные с нарушением избирательного законодательства. Важнейшей задачей реализации гарантий избирательных прав граждан является организация эффективного взаимодействия и координация деятельности избирательных комиссий всех уровней с правоохранительными органами Российской Федерации. От качества и эффективности такого взаимодействия зависят обеспечение законности, своевременное выявление, предупреждение и пресечение преступлений и правонарушений в ходе подготовки и проведения избирательных кампаний. Формируется доверие граждан Российской Федерации к органам исполнительной власти, избирательным комиссиям, к сформированным законодательным органам власти. В конечном итоге, от этого зависит качество политической системы, политической среды.

Предвыборная агитация является одной из важных стадий избирательного процесса. От ее организации зависит успех выборов и потому практически во всех избирательных кампаниях предвыборная агитация -это одно из наиболее сложных и конфликтообразую-щих разновидностей действий участников выборов. Это обусловлено, с одной стороны, напряженной, вполне реальной агитационной борьбой за голоса избирателей, а с другой - широким применением в этой борьбе различного рода юридически некорректных информационных и агитационных технологий.

Агитационный период начинается со дня выдвижения гражданина в качестве кандидата, выдвижения избирательным объединением списка кандидатов и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования. В день голосования и в предшествующий ему день проведение предвыборной агитации запрещается. Проводить предвыборную агитацию имеют право кандидаты, избирательные объединения, граждане Российской Федерации, общественные объединения, в том числе не являющиеся избирательными объединениями.

Предвыборная агитация может проводиться: на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях; посредством проведения агитационных публичных мероприятий (собраний, встреч с гражданами, митингов, демонстраций, шествий, публичных дебатов, дискуссий); посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов; иными не запрещенными законом методами. Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в форме: публичных дебатов, дискуссий, "круглых столов", пресс-конференций, интервью и выступлений, показа телеочерков, видеофильмов о кандидате, избирательном объединении, зарегистрировавшем список кандидатов. В основе конкретных форм предвыборной агитации лежит деятельность, которая направлена на передачу информации о кандидате, списке кандидатов, избирательном объединении, и имеет целью побудить или побуждает избирателей к голосованию за конкретных кандидатов, списки кандидатов и, соответственно, против остальных кандидатов, списков кандидатов.

Избирательное законодательство возлагает обязанность по осуществлению контроля за соблюдением установленного порядка проведения предвыборной агитации и принятии мер по устранению допущенных нарушений на избирательные комиссии. Как свидетельствует практика, наиболее часто нарушения избирательного законодательства выявляются органами внутренних дел в стадии предвыборной агитации.

В соответствии с Федеральным Законом от 12.06.2002 №67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"1, к нарушениям в сфере изготовления печатных агитационных материалов относятся:

- изготовление агитационных материалов без предварительной оплаты за счет средств соответствующего избирательного фонда;

- изготовление печатных агитационных материалов без указания необходимых реквизитов (наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации (фамилию, имя, отчество лица и наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей (заказавшего) их, а также информацию о тираже и дате выпуска этих материалов и указание об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда);

- изготовление печатных агитационных материалов организациями, индивидуальными предпринимателями, не выполнившими требования об опубликовании сведений о размере и других условий оплаты работ или услуг по изготовлению печатных агитационных материалов в определенный федеральным законом срок (не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов) и не представившими такие сведения в тот же срок в соответствующую избирательную комиссию.

К нарушениям в сфере распространения печатных агитационных материалов относятся:

- распространение печатных агитационных материалов, экземпляры или копии которых не были представлены до начала их распространения в соответствующую избирательную комиссию вместе со сведениями о месте нахождения (об адресе места жительства) организации (лица), изготовившей и заказавшей эти материалы;

- распространение подложных печатных агитационных материалов (т.е. материалов, содержащих вышеуказанные сведения и реквизиты, не соответствующие действительности);

- распространение печатных агитационных материалов, в которых используются изображения и (или) высказывания физических лиц без их письменного согласия, представленного в избирательную комиссию;

- размещение печатных агитационных материалов в местах, где такое размещение запрещено федеральным законом (на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в

1 Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: федер. закон: [от 12.06.2002 № 67-ФЗ, изм. от 01.07.2010 № 133-Ф3] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 24. -Ст. 2253.

зданиях, в которых размещены избирательные комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии менее 50 метров от входа в них);

- размещение печатных агитационных материалов в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах без согласия собственников или владельцев указанных объектов;

- распространение агитационных материалов в период, когда их распространение запрещено федеральным законом (проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума в день голосования и в предшествующий ему день запрещается);

- распространение агитационных материалов, в содержании которых содержатся признаки экстремистской деятельности;

- распространение агитационных материалов, содержание которых нарушает требования законодательства РФ об интеллектуальной собственности;

- распространение агитационных материалов, содержащих коммерческую рекламу.

В соответствии с п.28 ст.10 Закона РФ «О милиции»2 ОВД обязаны принимать меры по пресечению в ходе избирательной кампании, при подготовке и проведении референдума противоречащей закону предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума (включая меры по пресечению попыток подкупа избирателей, участников референдума), информировать соответствующую избирательную комиссию или комиссию референдума о фактах выявленных нарушений и принятых в связи с этим мерах. Должностные лица органов внутренних дел (милиции) вправе составлять протоколы об административных правонарушениях в сфере информационного обеспечения выборов, предусмотренных КоАП РФ3.

Статья 5.8. КоАП РФ предусматривает административную ответственность - за нарушение предусмотренных законодательством о выборах и референдумах порядка и условий проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума на каналах организаций, осуществляющих теле и (или) радиовещание, и в периодических печатных изданиях.

Статья 5.10. КоАП РФ предусматривает административную ответственность - за проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума вне агитационного периода и в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах.

Статья 5.11. КоАП РФ предусматривает административную ответственность - за проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом.

Статья 5.12. КоАП РФ предусматривает административную ответственность - за изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах.

Статья 5.14. КоАП РФ предусматривает административную ответственность - за умышленное уничтожение или повреждение печатных материалов, относящихся к выборам, референдуму.

2 О милиции: закон РФ: [от 18.04.1991 № 1026-1, изм. от 22.07.2010 № 156-ФЗ, № 157-ФЗ] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. - №14. - Ст. 1666.

3 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: [принят Гос. Думой 20 декабря 2001 г., изм. от 27.07.2010 № 239-ФЗ, № 237-ФЗ] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002 г. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.

В соответствии с пунктом 2 статьи 56 Федерального закона об основных гарантиях при проведении предвыборной агитации запрещается осуществлять подкуп избирателей, вручать им денежные средства, подарки, иные материальные ценности иначе как за выполнение организационной работы (сбор подписей, агитационную работу); производить вознаграждение избирателей, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования; проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов и значков, специально изготовленных для избирательной кампании; предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях, воздействовать на избирателей посредством обещаний передачи денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ; в период всей избирательной кампании не допускается проведение лотерей и других основанных на риске игр, в которых выигрыш призов или участие в розыгрыше призов зависит от голосования, результатов выборов, либо которые иным образом связаны с выборами.

Одной из распространенных форм является вручение подарков избирателям на дому, продажа им товаров по заниженным ценам, организация для них концертов со свободным входом. В целях фиксации этих фактов, сбора необходимых доказательств органам внутренних дел предлагается привлекать серьезные силы, воздействуя по всем направлениям, в том числе и в организации профессионального партнерства органов внутренних дел с другими органами, опираться на сообщения избирателей, зарегистрированных кандидатов, наблюдателей, других участников выборов. Должностные лица органов внутренних дел (милиции) вправе составлять протоколы об административных правонарушениях в сфере подкупа избирателей, предусмотренных КоАП РФ.

Статья 5.16. КоАП РФ предусматривает административную ответственность - за подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах.

Кроме того, в период избирательной кампании не допускается проведение лотерей и других основанных на риске игр, в которых выигрыш призов или участие в розыгрыше призов зависит от итогов голосования, результатов выборов либо которые иным образом связаны с выборами. Федеральный закон "О лотереях"4 закрепляет что под лотереей следующие понятие -«игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом».

Другими играми, основанными на риске, могут быть, тотализатор, в котором заключается пари на прогноз возможных вариантов ситуации, связанной с результа-

4 О лотереях: федер. закон: [принят Гос. Думой 17 октября 2003 г., изм. от 27.07.2010 № 214-ФЗ] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - № 46 (ч. 1). - Ст. 4434.

тами выборов, игры с использованием специальных автоматов с денежными или иными выигрышами. Установление запрета на данные виды деятельности связано с тем, что при проведении лотерей, организации тотализаторов возможно оказание воздействия на волеизъявление избирателей. Участники этих игр, сделав ставку на определенного кандидата, при голосовании будут руководствоваться чисто экономическими соображениями в интересах поддержки конкретного кандидата. Должностные лица органов внутренних дел (милиции) обязаны пресекать подобные правонарушение ответственность, за которые предусмотрена КоАП РФ.

Статья 5.49. КоАП РФ предусматривает административную ответственность - за нарушение запрета на проведение в период избирательной кампании, кампании референдума лотерей и других основанных на риске игр, связанных с выборами и референдумом.

На основе вышеизложенного можно заключить, что агитационный период наиболее подвержен совершению правонарушений в области избирательного права. Таким образом, в целях профилактики и пресечения правонарушений считаю:

Эффективность привлечения к административной ответственности за нарушения норм избирательного законодательства напрямую, зависит от четкого механизма административного правоприменения, членами избирательных комиссий с правом решающего голоса, должностных лиц органов внутренних дел, должностных лиц органов уполномоченных в области печати и средств массовой информации, должностных лиц органов, уполномоченных в области телевидения, радиовещания и государственного контроля за техническими средствами вещания, инспекторов счетной палаты.

Членов комиссии с правом решающего голоса, уполномоченных составлять протоколы об административном правонарушении, целесообразно назначать из числа членов комиссии, имеющих практику работы в правоохранительных органах, юридическое или иное высшее образование.

По согласованию с руководителями правоохранительных органов организовать на базе территориальной прокуратуры или подразделения внутренних дел теоретическую и практическую подготовку уполномоченных членов территориальной и участковых избирательных комиссий по применению КоАП РФ.

Список литературы:

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. - 2009. - №7. - 21 января.

О милиции: закон РФ: [от 18.04.1991 № 1026-1, изм. от 22.07.2010 № 156-ФЗ, № 157-ФЗ] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. - №14. -Ст. 1666.

Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления: федер. закон: [от 26.11.1996 № 138-ФЗ, изм. от 12.07.2006 № 107-ФЗ] // Собрание законодательства Российской Федерации. -1996. - № 49. - Ст. 5497.

Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: федер. закон: [от 12.06.2002 № 67-ФЗ, изм. от

01.07.2010 № 133-Ф3] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 24. - Ст. 2253.

О лотереях: федер. закон: [принят Гос. Думой 17 октября 2003 г., изм. от 27.07.2010 № 214-ФЗ] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - № 46 (ч. 1). - Ст. 4434.

О выборах Президента Российской Федерации: фе-дер. закон: [принят Гос. Думой 24 декабря 2002 г., изм. от 27.07.2010, № 222-ФЗ] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - № 2. - Ст. 171.

О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: федер. закон: [принят Гос. Думой 22 апреля 2005, изм. от 27.07.2010, № 222-ФЗ] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2005. - № 21. - Ст. 1919.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: [принят Гос. Думой 20 декабря

2001 г., изм. от 27.07.2010 № 239-Ф3, № 237-Ф3] // Собрание законодательства Российской Федерации. -

2002 г. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.

Об объявлении Соглашения о взаимодействии Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД России от 21 февраля 2005 г. № 108.

Рецензия

На статью Чистобородова И.Г.

Тема, представленная в статье весьма актуальна «Административно правовая юрисдикция органов внутренних дел в период агитации при проведении избирательной кампании». В рецензируемой статье проводится наиболее характерные правонарушения в агитационный период избирательных кампаний, которые берутся автором из федеральных законов. Освещаются составы административных правонарушений, которые входят в юрисдикцию органов внутренних дел. Подробно изложено и проанализировано законодательство России, регулирующее процесс проведения выборов в органы государственной власти и муниципальные органы.

Автором обстоятельно рассматривается деятельность органов внутренних дел по обеспечению правопорядка в период проведения выборов, проводится анализ нормативных документов, которые позволяют выявить нарушения агитации в избирательном процессе. В целом статья выполнена на хорошем уровне, соответствует требованиям, предъявляемым к работам подобного рода, может быть рекомендована для опубликования в открытой печати и не содержит закрытой информации.

Кандидат юридических наук

Сапожников Г.А.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.