Научная статья на тему 'Взаимодействие образовательных и воинских организаций на Севере России по военно-патриотическому воспитанию и физической подготовке молодежи'

Взаимодействие образовательных и воинских организаций на Севере России по военно-патриотическому воспитанию и физической подготовке молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
811
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СПОРТИВНО-МАССОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА / INTERACTION / SPORTS EVENTS / PHYSICAL EDUCATION / REGULATORY FRAMEWORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Манухин В.П., Богданов И.В.

Раскрываются исторические факты взаимодействия воинских коллективов со школами в области физической культуры на Севере России, развития шефских связей армии и образовательных организаций в до военный период, во время войны и послевоенное время. Необходимость такого взаимодействия объясняется общей заботой гражданского и воинского населения о совместной защите Отечества и отражении внешней агрессии, а также специфическими природно-климатическими и социально-бытовыми условиями проживания людей в Кольском Заполярье. Это непосредственно сказалось на отношениях между людьми. Опыт взаимодействия образовательных организаций и воинских частей особенно полезен в период реформирования Вооруженных Сил и укрепления их связей с гражданским обществом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Манухин В.П., Богданов И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION OF EDUCATIONAL AND MILITARY ORGANIZATIONS IN THE NORTH OF RUSSIA ON MILITARY PATRIOTIC EDUCATION AND PHYSICAL TRAINING OF YOUNG PEOPLE

The article describes historical facts of the interaction of military groups with schools in the field of physical culture in the North of Russia. Also it tells about development of army patronage relations and educational organizations in the pre-war period, during the Great Patriotic War and in the post-war time. The necessity for such an interaction is explained by a common concern of civil and military population about the joint defense of the Fatherland and the repulse of external aggression, as well as the specific climatic and social conditions of people living in the polar region. These points directly affected on the relations between people. Experience of interaction between educational institutions and military units is useful in the period of reforming the armed forces and the strengthening of their relations with civil society.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие образовательных и воинских организаций на Севере России по военно-патриотическому воспитанию и физической подготовке молодежи»

УДК 374.32

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ВОИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА СЕВЕРЕ РОССИИ ПО ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ

МОЛОДЕЖИ

В.П. Манухин, И. В. Богданов

INTERACTION OF EDUCATIONAL AND MILITARY ORGANIZATIONS IN THE NORTH OF RUSSIA ON MILITARY PATRIOTIC EDUCATION AND PHYSICAL TRAINING OF YOUNG PEOPLE

V.P.Manukhin, LV.Bogdanov

Мурманский Арктический Государственный Университет, Bogdanov 13@inbox.ru Раскрываются исторические факты взаимодействия воинских коллективов со школами в области физической культуры на Севере России, развития шефских связей армии и образовательных организаций в до военный период, во время войны и послевоенное время. Необходимость такого взаимодействия объясняется общей заботой гражданского и воинского населения о совместной защите Отечества и отражении внешней агрессии, а также специфическими природно-климатическими и социально-бытовыми условиями проживания людей в Кольском Заполярье. Это непосредственно сказалось на отношениях между людьми. Опыт взаимодействия образовательных организаций и воинских частей особенно полезен в период реформирования Вооруженных Сил и укрепления их связей с гражданским обществом.

Ключевые слова: взаимодействие, спортивно-массовые мероприятия, физическая подготовка, нормативно-правовая база

The aricle describes historical facts of the interaction of military groups with schools in the field of physical culture in the Norh of Russia. Also it tells about development of army patronage relations and educational organizations in the pre-war period, during the Great Patriotic War and in the post-war time. The necessity for such an interaction is explained by a common concern of civil and military population about the joint defense of the Fatherland and the repulse of external aggression, as well as the specific climatic and social conditions of people living in the polar region. These points directly affected on the relations between people. Experience of interaction between educational institutions and military units is useful in the period of reforming the armed forces and the strengthening of their relations with civil society.

Keywords: interaction, sports events, physical education, regulatory framework

Организованное взаимодействие военных и лярного, N° 2 и № 3 г. Мурманска, № 1 и № 2 г. Кан-школ на Севере берет начало в годы Первой мировой далакши.

войны. В педагогической литературе взаимосвязь об - Размещение по соседству военных и граждан-

разовательных и воинских организаций прослежива- ских лиц было связано с необходимостью объедине-ется с появления на Севере военно-морских сил в 30- ния усилий для развития северных территорий, отра-е годы XX века. В архивах имеется описание совме- жения агрессии противника. В этом взаимодействии стной работы воинских частей со школами № 3 г. По- принимали участие все слои общества, и были задей-

ствованы все социально-экономические структуры. Особенно эта взаимосвязь сказывалась на воспитании подрастающего поколения.

В системе образования Мурманской области существует многолетняя добрая традиция совместной деятельности образовательных организаций, командования и коллективов воинских частей, дислоцирующихся на Кольском Севере [1].

Целенаправленное организованное взаимодействие с воинской общественностью в годы Первой мировой войны, сразу после Октябрьской революции, было акцентировано на пограничные заставы и сухопутные воинские части, где устанавливались постоянные контакты со школами и органами народного образования. Активное взаимодействие началось с дислоцирующимися в Баренцевом море и Кольском заливе экипажами кораблей Военно-морского флота.

В советской России военно-шефская работа на флоте зародилась одновременно с созданием Военно-морского флота по инициативе советских общественных организаций и закреплена государственными нормативными правовыми актами. В целях регулирования и координации военно-шефской работы во всех Вооруженных силах были изданы соответствующие документы: приказ Реввоенсовета Республики от 13.12.1920 г. и постановление ВЦИК от 17.11.1921 г., а в 1922 году была образована Центральная шефская комиссия при Реввоенсовете Республики [2].

В начале 30-х годов контакты военнослужащих с детскими коллективами в основном имели эпизодический характер. Постоянные связи с воинскими частями в этот период были только у школы № 1 г. Полярного с экипажами кораблей Северного флота, школы № 3 г. Мурманска с пограничниками, школы № 1 и № 2 г. Кандалакши с сухопутными частями. Как правило, в это время организовывались экскурсии школьников в воинские части, заключались договоры о дружбе между воинскими частями и школами. В конце 30-х годов шефские связи гражданских организаций и педагогических коллективов с воинскими частями в области стали массовым явлением. В местных газетах публиковалась информация о школьных, городских и районных спортивно-массовых мероприятиях с участием военнослужащих. В эти же годы началось постоянное шефство воинских частей над детскими домами. В печати широко освещалась дружба пограничников, моряков со школами г. Ки-ровска, г. Мончегорска, г. Полярного. В отчетах городских и районных отделов народного образования, педагогических коллективов по итогам воспитательной деятельности в 1938—1939, 1939—1940 учебных годах мы находим доказательства того, что все педагогические коллективы Мурманской области проводили различные мероприятия с участием военнослужащих. Школьники под руководством военных учились стрелять, отрабатывали навыки противовоздушной обороны, учились сопротивляться химической атаке, преодолению препятствий и т.д. Отделы народного образования проводили соревнования школ по оборонно-массовой работе, сдаче норм Всесоюзного физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (далее — комплекс ГТО) и впо-

следствии Всесоюзного физкультурно-спортивного комплекса «Будь готов к труду и обороне» (далее — комплекс БГТО).

С приходом кораблей в Северную военную флотилию в августе 1933 года на временную базу в город Мурманск начат отсчет истории развития физической подготовки и спорта на Северном флоте. Первым инструктором физической подготовки и спорта флотилии был мичман А.В.Доможиров (по данным капитана 1 ранга В. В. Верещагина, начальника физической подготовки и спорта Северного флота (2002—2009 г.).

В октябре 1922 года комсомол взял шефство над Военно-морским флотом, а с 1937 года — над Северным флотом. Это способствовало укреплению Северного флота, прежде всего улучшению его комплектования. В этот период на флоте активно идет развитие прикладных и военно-прикладных видов спорта.

С началом Великой Отечественной войны изменился характер связей образовательных организаций с воинскими частями. Активизировалась работа по патриотическому воспитанию в школах, приоритетным стало изучение военного дела.

Не оставались без внимания дети и подростки, оставшиеся в прифронтовой зоне. Были организованы дополнительно детские дома в г. Мончегорске, г. Ки-ровске, г. Кандалакше, на станциях Имандра, Апатиты. Над каждым детским домом было закреплено шефство конкретных подразделений военнослужащих. Широко был известен опыт шефских связей Кировского и Апатитского детских домов, которыми руководила А. П. Смирнова, получившая в дальнейшем звание Почетный гражданин г. Мурманска. Этой высокой чести она была удостоена за особую заботу о юных мурманчанах в годы войны.

Особо ценились в педагогических коллективах контакты учащихся с участниками боевых действий. Во всех образовательных учреждениях области были созданы коллективы художественной самодеятельности, которые выступали в госпиталях и военных формированиях. Известен опыт педагогов по организации шефства школ над госпиталями: № 10, № 18 г. Мурманска, № 1 г. Кировска, № 1 г. Кандалакши. Особую заботу педагоги проявляли о детях, родители которых сражались на фронте. Школьники писали письма, собирали посылки на фронт. Была широко подхвачена инициатива учительницы г. Колы М.Ф.Николаевой, которая первая проявила инициативу по организации детей для подготовки подарков участникам войны еще в период финской кампании. Инициатива М.Ф.Николаевой по сбору посылок для бойцов Красной армии была продолжена директором школы № 10 г. Мурманска П.Ф.Андроповой и директором школы поселка Умбы С.Ф.Коганом.

Пристальное внимание органы народного образование при участии военизированных формирований уделяли безопасной эвакуации детей с Севера в глубокий тыл. Ярким примером взаимодействия гражданских и воинских педагогов является опыт организации школы юнг Северного флота на Соловецких островах. Воспитателями и командирами были моряки

Северного флота. Многие выпускники школы принимали активное участие в разгроме врага в 1945 году. В их числе известный орденоносец герой войны Саша Ковалев, его именем названы улицы в г. Мурманске и в г. Североморске. В городах и районах Кольского Заполярья стали проводиться школьные соревнования имени героя. Известен факт организации военными моряками экспедиции с участием подростков на Новую землю для сбора яиц чаек, чтобы помочь с продовольствием населению во время войны.

В послевоенный этап развития взаимодействие образовательных организаций и воинских объединений стало носить постоянный характер. Основное внимание обращалось на организацию патриотического воспитания детей и подростков. В содержание патриотического воспитания включалось: изучение истории войны, подвигов защитников Родины, сохранение памяти о героизме людей, развитие военно-прикладного навыка.

Контакты образовательных учреждений с воинскими частями стали плановыми. В школах Мурманской области. (Печенгского, Кольского районов, в г. Полярном, г. Североморске) к воспитательной работе с детьми привлекались военнослужащие, проходящие службу как по призыву, так и по контракту. Они проводили занятия с детьми в клубах юных друзей Советской Армии, юных моряков, юных пограничников [1, с. 319].

Под руководством военных интересно проходили конкурсы и строевые смотры. С участием военнослужащих проводились военно-спортивные игры «Зарница» и «Орленок». Военнослужащие в роли организаторов, педагогов и независимых судей входили в состав организационных комитетов, советов, штабов при проведении спортивно-массовых праздников, общественно-политических акций и других мероприятий. Интересно проходили под командованием военных строевые занятия, полевые выходы, подростки с удовольствием участвовали в проектировании боевой ситуации и с достоинством выполняли поставленные боевые задачи. За активную работу с детьми, поддерживая и поощряя их инициативы, управление войсковых частей и органы народного образования награждали участников почетными грамотами, выпускали боевые листы, а особо активным военнослужащим, организаторам предоставляли дополнительные отпуска.

Большую работу со школьниками проводили гарнизонные дома культуры, дома офицеров, спортивные клубы и т.д. Богатый опыт в воспитании культурно-нравственных основ у школьников накоплен у Музея Северного флота. История представлена и в других музеях Кольского Заполярья, в таких как: Музей авиации в п. Сафоново, Музей «Подводная лодка К-21» г. Североморска, школьные военные музеи г. Мурманска, г. Заполярного, г. Снежногорска, п. Гаджиево и др. Представленные экспонаты дают возможность прикоснуться к истории, проникнуться патриотическим духом, гордостью за наш народ, Родину.

Далее взаимодействие военных и гражданских организаций на Севере страны наладилось как посто-

янный долговременный процесс. Это подтверждается совместными обязательствами, договорами о сотрудничестве воинских частей и местных органов управления образовательных организаций, перспективными договорами и многолетними планами совместных мероприятий, отчетной документацией, публикациями в местной печати. Проводились совместные конференции, шёл обмен опытом, отраженный в докладах и рапортах.

В системе взаимодействия гражданского и воинского населения в направлении военно-патриотического воспитания с самого начала важнейшую роль играла практическая деятельность первичных городских и районных пионерских, комсомольских организаций.

Инициаторами и организаторами связей армейской и гражданской общественности выступают органы управления общественных организаций всех уровней. В архивах имеются документы, показывающие решения комсомольских собраний, конференций, приказы политорганов о содружестве воинских и гражданских организаций по воспитанию подрастающих поколений, важное место в котором занимало физическое воспитание. Одним из ярких примеров является спартакиада Северного флота по 17 видам спорта, которая в 2016 году проводится уже 82-й раз. Все чемпионаты носят открытый характер, в соревнованиях выступают как военнослужащие, так и допризывная молодежь.

Постоянно рождались новые интересные формы совместной работы военнослужащих и гражданских организаций. В свободное от военной службы время военнослужащие проводили занятия с молодежью в стрелковых и радиоклубах в г. Полярный, г. Мурманске, г. Никеле, г. Кандалакше. Офицеры участвовали в работе педагогических советов, родительских комитетов, проводили строевые занятия в школах [1, с. 321].

В 50-е годы продолжали действовать отряды юных друзей Советской Армии, юных моряков, юных пограничников. Военнослужащие привлекались органами народного образования и комитетами комсомола к проведению городских и областных слетов, соревнований юных армейцев, моряков, пограничников.

В середине 60-х годов укрепление связей общественных (пионерских, комсомольских, спортивных) организаций с коллективами Вооруженных Сил привело к качественным изменениям и в отношениях между школами и воинскими частями. Была отлажена система подготовки школьника к службе в Вооруженных Силах. В школах были введены уроки, на которых молодые люди изучали оружие и тактику ведения боя и т.д., уроки начальной военной подготовки, ОБЖ, физической культуры, где пропагандировались военно-прикладные виды спорта, такие как единоборства, прикладное плавание, полосы препятствий, военизированные эстафеты и др., и развитие общей физической подготовки школьника. Весь этот комплекс мероприятий полноценно готовил школьника к службе по призыву в Вооруженных Силах. После службы молодой человек становился физически крепким, приобретал военную специальность.

Таким образом, служба в Вооруженных Силах по призыву является институтом подготовки молодежи к социальной жизни.

Военно-шефские связи носят уже более целенаправленный характер, главное внимание сосредотачивается на оказании помощи учащимся в овладении военно-прикладными умениями и навыками. Вместе с развитием флота на Севере появилось спортивно-массовое направление. Начинается развитие инфраструктуры системы физической культуры и спорта с активным участием местных советов и образовательных учреждений. Совместное строительство спортивных объектов, стадионов, площадок успешно сопровождалось привлечением военнослужащих и членов их семей, работающих людей к активному массовому занятию физической культурой и спортом, где крепли общественные связи между городом и флотом [1, с. 323].

Органы народного образования стимулировали совместную деятельность педагогических коллективов и командований воинских частей. По инициативе политорганов Северного флота было издано несколько совместных приказов об участии военнослужащих в патриотическом воспитании детей и молодежи, таких как: закон Ведомости Верховного Совета СССР от 12 октября 1967 г., № 42 «О всеобщей воинской обязанности»; приказ командующего Краснознаменного Северного флота №219 от 7 сентября 1968 года «Об усилении военно-патриотического воспитания школьной молодежи в соответствии с Законом СССР»; приказ командующего Краснознаменного Северного флота № 59 от 27 февраля 1967 года «О поощрении матросов, старшин и офицеров флота за активную работу по военно-патриотическому воспитанию школьников»; приказ командующего Краснознаменного Северного флота № 226 от 19 сентября 1966 года «О создании на Краснознаменном Северном флоте юношеских военно-патриотических школ» и др. [3].

Опыт взаимодействия школ № 27 г. Мурманска, № 9 г. Кандалакши, № 1 и № 2 г. Полярного с военными был представлен на всероссийских и областных научно-практических, педагогических конференциях.

К сожалению, к началу 80-х г. ХХ в. внимание общества к связям военных организаций с гражданским населением ослабло. Однако значимость совместной работы педагогов и военных педагогическая общественность осознавала.

Отметим, что взаимосвязи между военными и гражданскими организациями на конец существования СССР были развиты достаточно хорошо, но развал страны привел к ослабеванию связей и взаимодействий между участниками физического воспитания. Лишь в настоящее время с новой силой, с новым содержанием и новыми методами возрождаются шефские связи и взаимодействия.

В ХХ! веке контакты между педагогическими и воинскими коллективами стали выходить на новый уровень. Прежде всего это создание кадетских классов и школ. При переходе школ на профильное обучение в пяти школах г. Мурманска и двух школах г.

Североморска детьми при активной поддержке военнослужащих был выбран оборонно-спортивный профиль подготовки, где большое внимание уделяется физическому воспитанию детей [1, с. 324].

В 2014 году стартовал первый организационно-экспериментальный этап Всероссийского физкуль-турно-спортивного комплекса ГТО. Он предусматривал внедрение комплекса ГТО среди учащихся образовательных организаций в 12 субъектах Российской Федерации (Мурманская область в эксперимент не вошла, но участвовала на добровольных началах) и продлился до декабря 2015 г., а затем, на втором этапе, в 2016 г. к этой работе подключаются учащиеся всех образовательных организаций области, а также другие категории населения. Третий этап предусматривает уже повсеместное широкомасштабное введение Комплекса ГТО среди всех групп населения в течение 2017 года. Координировать всю работу поручено местным комитетам по физической культуре и спорту, в которые входят и военнослужащие [4].

В название комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) заложен глубокий смысл: население России должно быть готово к труду и обороне семьи, государства, народа. Для решения поставленных перед комплексом ГТО задач необходимо учесть, что многие упражнения, предложенные в комплексе ГТО, носят прикладной характер и формируют военно-прикладные навыки (метание, стрельба, походы, лыжи и т. д.). Для формирования этих навыков, для реализации комплекса ГТО необходимо привлечение военных специалистов физической подготовки. С присутствием военных специалистов физической подготовки при внедрении комплекса ГТО увеличивается значимость, статус мероприятия в глазах участвующих, так как военные специалисты непосредственно являются носителями военно-прикладных навыков. У населения Российской Федерации формируется понимание единства армии и народа.

В активизации взаимодействия с войсковыми частями Северного флота и другими объединениями, соединениями Вооруженных Сил Российской Федерации как для привлечения военных специалистов, так и для использования материально-технической базы Вооруженных Сил РФ, принимается во внимание приказ МО РФ № 745 от 15 октября 2014 года «Об утверждении порядка взаимодействия органов военного управления, соединений воинских частей и организаций Вооруженных Сил РФ при организации и проведении мероприятий по военно-патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации» [5].

Воинские коллективы располагают богатым педагогическим потенциалом, который при условии четкой организации взаимодействия гражданских и воинских педагогических коллективов может реализоваться в процессе развития у школьников духовно-нравственных, физических, трудовых, эстетических качеств.

Таким образом, совместная работа гражданских и воинских организаций может и должна способствовать эффективной системе подготовки призывников к службе в Вооруженных Силах РФ и за-

щите своего Отечества. Но сегодня данная работа регулируется традициями, которые опираются на правовую базу Советского Союза и некоторыми современными правовыми актами государственного значения при индивидуальной поддержке инициативными группами людей.

Для развития полезных связей между военными и гражданскими организациями в сфере образовании и физической культуры предлагаем имеющуюся нормативно-правовую базу дополнить нормативно-правовыми документами местного уровня, которые раскроют содержание отношений в области физической культуры и спорта между военными и гражданскими органами власти в современных условиях.

1. Манухин В.П. Национально-региональный компонент образования в Мурманской области // Устойчивое социальное развитие северных территорий России: опыт, проблемы, перспективы: сб. материалов межрегион. на-уч.-практ. конф. (7-9 ноября 2013 г.) / Отв. ред. В.Л.Цылев. Мурманск: МГГУ, 2013. С. 317-325.

2. Дранишников В.В., Манухин В.П., Дудаков Е.Ф. Очерки истории народного образования Кольского края. Мурманск, 2001. 624 с.

3. Попов В.И., Рыженькина П.А. Шефским связям — крепнуть. Североморск, 1969. 24 с.

4. Ачкасов Е.Е., Машковский Е.В., Добровольский, О.Б. Сборник нормативно-правовых документов по реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. 208 с.

5. Об утверждении порядка взаимодействия органов военного управления, соединений воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации при организации и проведении мероприятий по военно-

патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации: Приказ МО РФ N745 от 15.10.2014г. [Электр. ресурс] // ИПО «Гарант». URL:

Шр:/Луо^агап1ги/#/Ьа8е8еагсЬ/Приказ МО РФ N745 от 15.10.2014г./а11:3 (дата обращения: 07.05.2016).

References

1. Manukhin V.P. Natsiona1'no-regiona1'nyy komponent obrazovaniya v Murmanskoy oblasti [Nationa1-regiona1 component of education in Murmansk Region]. Proc. of "Ustoychivoe sotsial'noe razvitie severnykh territoriy Rossii: opyt, problemy, perspektivy'". (7-9 noyabrya 2013 g.). Murmansk, 2013, pp. 317-325.

2. Dranishnikov V.V., Manukhin V.P., Dudakov E.F. Ocherki istorii narodnogo obrazovaniya Kol'skogo kraya [Sketches of Public Education of the Kola edge of history]. Murmansk, 2001. 624 p.

3. Popov V.I., Ryzhen'kina P.A. Shefskim svyazyam — krepnut' [Make chief liasons relations stronger]. Severomorsk, 1969. 24 p.

4. Achkasov E.E., Mashkovskiy E.V., Dobrovol'skiy, O.B. Sbornik normativno-pravovykh dokumentov po realizatsii Vserossiyskogo fizkul'turno-sportivnogo kompleksa "Gotov k trudu i oborone" [Collection of legal documents on the implementation of the All-Russian sports complex "Ready for Labor and Defense"]. Moscow, 2016. 208 p.

5. Ob utverzhdenii poryadka vzaimodeystviya organov voennogo upravleniya, soedineniy voinskikh chastey i organizatsiy Vooruzhennykh Sil Rossiyskoy Federatsii pri organizatsii i provedenii meropriyatiy po voenno-patrioticheskomu vospitaniyu grazhdan Rossiyskoy Federatsii: Prikaz MO RF N745 ot 15.10.2014g. [On approval of the interaction between the military administration, the compounds of military units and organizations of the Armed Forces of the Russian Federation in organizing and holding events on military-patriotic education of Russian citizens: Order of the Ministry of Defense of the Russian Federation N745 from 15.10.2014g.]. Available at: http://ivo.garant.ru/#/basesearch/Prikaz MO RF N745 ot 15.10.2014g./all:3 (accessed: 07.05.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.