Научная статья на тему 'Взаимодействие федеральной, региональной и международной спортивных систем в процессе осуществления физкультурно-спортивной политики'

Взаимодействие федеральной, региональной и международной спортивных систем в процессе осуществления физкультурно-спортивной политики Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1027
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ / ГОСУДАРСТВО / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / СПОРТИВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / СПОРТИВНЫЕ СИСТЕМЫ / SPORTS / STATE / STATE REGULATION / STATE POLICY / SPORTS ORGANIZATIONS / SPORTS SYSTEMS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Якубов Юсуп Диганшеевич

Цель статьи - выявить основные проблемы построения взаимоотношений между федеральной, региональной и международной спортивными системами по вопросам совместной реализации физкультурно-спортивной политики. Автором выявлены тенденции и принципы взаимодействия спортивных систем разных уровней при осуществлении мероприятий публичной физкультурно-спортивной политики. Установлено, что корпоративная система управления российским спортом построена в вертикальном порядке в силу положений, разработанных международными федерациями спорта. Однако проблема распространения власти международных объединений в российском пространстве имеет только формальный характер, связанный с необходимостью корректировки отдельных нормативных актов. В настоящее время применяется принцип взаимосвязи между делегированием отдельных государственных полномочий и усилением контроля со стороны федеральной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cooperation federal, regional and international sport systems in the process of realization of athletic-sport politics

The purpose of this article is directed on search of the main problems of construction of mutual relations between federal, regional and international sports systems on questions of joint realization of sport policy. The author has studied tendencies and principles of interaction of sports systems of different levels at realization of actions of public sport policy. The corporate control system of the Russian sports is constructed in vertical order by traditions of the international federations of sports. The problem of distribution of authority of the international associations in the Russian space has only formal character as updating of separate statutory acts is necessary. Now the principle of interrelation between delegation of separate state powers and strengthening of the control over the federal authority is applied.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие федеральной, региональной и международной спортивных систем в процессе осуществления физкультурно-спортивной политики»

УДК 796.062

Ю. Д. ЯКУБОВ

Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, г. Казань

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ, РЕГИОНАЛЬНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ СПОРТИВНЫХ СИСТЕМ В ПРОЦЕССЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ПОЛИТИКИ_

Цель статьи — выявить основные проблемы построения взаимоотношений между федеральной, региональной и международной спортивными системами по вопросам совместной реализации физкультурно-спортивной политики. Автором выявлены тенденции и принципы взаимодействия спортивных систем разных уровней при осуществлении мероприятий публичной физкультурно-спортивной политики. Установлено, что корпоративная система управления российским спортом построена в вертикальном порядке в силу положений, разработанных международными федерациями спорта. Однако проблема распространения власти международных объединений в российском пространстве имеет только формальный характер, связанный с необходимостью корректировки отдельных нормативных актов. В настоящее время применяется принцип взаимосвязи между делегированием отдельных государственных полномочий и усилением контроля со стороны федеральной власти.

Ключевые слова: спорт, государство, государственное регулирование, государственная политика, спортивные организации, спортивные системы.

В условиях динамичной интеграции физкуль-турно-спортивного движения в международное пространство для многих государств реализация политики в данной области подвержена неизбежному влиянию внешних факторов. Такие тенденции, как гармонизация законодательства, внедрение общих принципов регулирования спортивных отношений, единые стандарты проведения спортивных соревнований, усиление роли спортивных корпораций, — в полной мере известны отечественной физкультурно-спортивной системе. Более того, благоприятные условия развития спорта в стране позволили, помимо прочих условий, обеспечить проведение сразу нескольких спортивных мероприятий мирового значения, которые существенным образом повлияли на модернизацию национального спортивного сектора.

Автономизация спорта от государства в Российской Федерации происходила во многом за счет проникновения международных организаций в национальную спортивную систему. Корпоративная модель управления большинством видов спорта в отечественном варианте была заимствована с международного уровня и довольно быстро прижилась в российских условиях. В настоящее время существующие в стране федерации спорта восприняли комплекс международных стандартов, несмотря на то что процесс их внедрения продолжается. В литературе отмечается тенденция, при которой увеличение активности спортивных корпораций в использовании норм международных федераций неизбежно упрочняет их власть в соответствующих видах спорта, а в отдельных — и вовсе вытесняет государ-

ство из системы управления, оставляя ему лишь незначительные контрольные функции [1, с. 9].

Оценка такой ситуации со стороны специалистов неоднозначна в зависимости от приверженности тому или иному подходу в вопросах построения отношений между государством и участниками национальной спортивной системы. Сторонники активного государственного вмешательства в развитие спорта уверены, что усиление позиций международных федераций привело фактически к дихотомии управления спортивным сектором [2, с. 14]. При таком явлении в организационном аспекте спортивной системы неизбежны существенные противоречия, которые уже возникают как при формировании, так и при непосредственном осуществлении физкультурно-спортивной политики [3, с. 45]. Однако в связи с этим отношение Российской Федерации к международному влиянию на собственную спортивную отрасль существенно не меняется. Объявленный курс на интеграцию в международное спортивное сообщество продолжает оставаться одним из ведущих в определении задач и мер развития физической культуры и спорта [4]. Подобным же образом государство провозгласило приоритет стандартов международных спортивных федераций при осуществлении деятельности национальных федераций по отдельным видам спорта [5, пп. 5 ст. 16].

При таком векторе физкультурно-спортивной политики наблюдается постепенный переход от государственного управления к самоуправлению спорта. На этом принципе построены и международные соглашения Российской Федерации по вопросам

физкультурно-спортивной сферы. На мой взгляд, именно они во многом предопределили ослабление государственного влияния в отношении спорта, за что получили критическую оценку со стороны некоторых исследователей [6, с. 145]. Чрезмерная зависимость национальных спортивных федераций от международных организаций переориентировала их на длительное построение новой системы отношений в спортивном секторе вместо укрепления традиций советского спорта, о котором многие представители спортивной общественности высказываются положительно [7, с. 38]. Стоит отметить, что данным вопросом озаботилось и сама федеральная власть, назвав утрату традиций отечественного спорта в качестве одной из ключевых проблем, требующих разрешения в рамках современной физкультурно-спор-тивной политики. Однако причинами этого негативного явления выступают вовсе не международные стандарты, активно внедряемые в российскую спортивную систему, а неудовлетворительный кадровый потенциал, особенно на региональном уровне, который также назван в качестве основной задачи в рамках ближайшего пятилетия развития отрасли.

Основная проблема участия международных организаций в развитии профессионального спорта на национальном уровне носит, по моему мнению, исключительно формальный характер. Отдельные нормативные акты спортивных объединений и Российской Федерации до конца не согласованы друг с другом. Вместе с тем фактически государство признало приоритет международных установок путем предоставления корпоративным субъектам спортивной системы известных свобод в осуществлении их непосредственной деятельности. Однако за государством сохранился ряд контрольно-надзорных функций в отношении спортивных организаций в виде регистрации, аккредитации и финансового мониторинга. При этом делегирование данным субъектам отдельных полномочий в области государственного управления физкультурно-спортивным сектором сопровождается усилением контроля со стороны федеральной власти.

Влияние международных факторов на развитие физической культуры и спорта в России происходит не только по линии корпоративных субъектов спортивной системы, но посредством проведения крупных мероприятий, ответственность за которые несет государством в целом [8, с. 51]. Подготовка к Всемирной летней Универсиаде в Казани и Олимпиаде в Сочи не только скорректировала физкультурно-спортив-ную политику страны, но и значительным образом увеличила её эффективность в общефедеральном значении [9, с. 125]. Успешное проведение данных соревнований продемонстрировало тесное сотрудничество региональных и муниципальных властей с федеральным центром и международными организациями.

На этом фоне были вновь подняты проблемы субъектов федерации, в том числе касательно их непосредственных взаимоотношений с наднациональными структурами, что в отечественной практике длительное время воспринималось неоднозначно [10, с. 76]. Вместе с тем договорный режим отношений между отдельными территориальными образованиями и международными организациями по вопросам развития спорта в настоящее время представляется универсальным средством решения многих задач, в том числе с их проецированием на отдельные вопросы региональной политики. В частности, к ним можно отнести создание специальной модели вза-

имодействия федеральной и региональных властей в процессе осуществления физкультурно-спортив-ной политики.

Реализация совместных проектов в области модернизации спортивной инфраструктуры, на мой взгляд, выявило потребность в расширении самостоятельности региональных участников государственного управления физкультурно-спортивным комплексом. Впервые в российской истории построения спортивной системы был повышен статус муниципальных властей в организации ключевых мер политики с возможностью их последующей адаптации под собственные интересы. Можно признать, что фактически муниципалитеты стали рассматриваться не только в качестве исполнителей отдельных задач физкультурно-спортивной политики, но и как полноправные участники процесса по выработке политических ориентиров. Говоря, в частности, о городах Казань и Сочи, стоит отметить, что в связи с усилением их статуса, как спортивных столиц, произошла полная переориентация муниципальных программ развития физической культуры и спорта на данных территориях.

Однако международные спортивные организации, официально позиционируя себя в качестве аполитических субъектов, в то же время подвержены влиянию со стороны отдельных государств. Поэтому их положительное воздействие на российскую спортивную систему может иметь и обратный эффект. В свете санкционной политики ряда стран в отношении Российской Федерации все чаще звучат угрозы в превращении международных инструментов развития спортивного сектора в механизм экономико-политического воздействия. Например, членами правительств отдельных государств высказывается предложение лишить Россию права на проведение чемпионата мира по футболу в 2018 г. с целью максимизировать негативное действие санкций. Примечательно в этой связи то обстоятельство, что подобной позиции придерживаются те страны, которые воплотили на собственной территории неинтервенционистскую модель построения взаимоотношений государства и спорта, т.е. фактически признали его полную автономию от политики. Впрочем, такой вектор внешнеполитических событий в международном спорте, по мнению ряда авторов, ожидаем [11, с. 221]. Он подтверждает тезис о зависимости наднациональных спортивных институтов от политических факторов и дает основание для Российской Федерации скорректировать свою дальнейшую стратегию развития спорта с целью минимизировать отрицательные последствия международных факторов.

Политизация мирового спорта является, по моему мнению, тем обстоятельством, которое позволяет сохранять преимущественное право государства на официальное оформление международных обязательств в данной сфере. И, несмотря на критическую оценку этого факта со стороны отдельных исследователей, следует констатировать, что современные спортивные корпорации будут руководствоваться, прежде всего, коммерческой составляющей в принятии решений по международному сотрудничеству, а не социальным развитием, как на это ориентируется государственная власть. Вместе с тем превалирующее в последнее время мнение среди специалистов о необходимости сокращения международных контактов в области спорта стоит поставить под сомнение [12, с. 5]. На это обратил внимание и В. В. Путин, давая оценку санкционной политике Запада [13].

Применительно к спорту следует использовать не модель самоизоляции, а проводить укрепление позиций в международных отношениях за счет уже имеющихся достижений. К тому же, кроме права на проведение определенных международных спортивных мероприятий, на наднациональном уровне не существует иных рычагов воздействия на российскую спортивную систему. Отдельные федерации спорта даже при лоббировании определенных интересов в принятии решений связаны собственными организационными принципами, изложенными в их уставах. Нарушить собственные правила для них станет непоправимым репутационным и экономическим риском, на который спортивные корпорации в современных условиях вряд ли способны пойти в угоду популизму отдельных стран. В противном случае они теряют статус неправительственных международных организаций, не говоря уже о выстраиваемой годами системе взаимоотношений с российскими федерациями спорта и спортивными клубами.

Практика организации спортивного движения на международном уровне продемонстрировала неопределенность в контактах с отдельными регионами, в том числе субъектами федерации. С одной стороны, в уставах международных организаций содержится условие о том, что их членами могут быть территориальные образования, которые обладают полным суверенитетом в области управления тем или иным видом спорта в своих границах. С другой стороны, многие федерации спорта акцентируют внимание на том, что в качестве национальных органов управления в области спорта могут рассматриваться как общегосударственные подразделения, так и самоуправляющиеся регионы. Более того, таковыми могут быть не только географические территории, но и территориальные образования, которые наделены автономией при управлении спортом [14, с. 18]. Например, региональные федерации спорта, муниципальные образования в полной мере подпадают под эти рамки, что с международной позиции делает их потенциальными субъектами внешних отношений.

Корректировку в построение международных связей по вопросам физической культуры и спорта вносит само государство. С формальной точки зрения, вопросы внешнеполитического характера в Российской Федерации решает, в первую очередь, федеральная власть. Компетенция регионов в этой части так же строится на принципе остаточной компетенции, при этом существуют ограничения в плане соблюдения общего внешнеполитического курса страны и необходимости учета положений специального законодательства в данной области. Фактически российские регионы активно контактируют с международными субъектами по вопросам развития физической культуры и спорта, но в формальном плане их отношения строятся лишь на взаимном исполнении определенных обязательств.

Несмотря на то что вопросы спорта отнесены к культурной сфере, ни один субъект федерации не заключил международного соглашения о развитии физкультурно-спортивной сферы. Впрочем, как отмечают отдельные исследователи, данное направление нуждается в модернизации [15, с. 81]. На мой взгляд, в усилении региональных позиций на международной арене в области спорта в настоящее время нет достаточных оснований. В условиях, когда фактически не выстроено даже межрегиональное сотрудничество по вопросам осуществления физкультурно-спортивной политики, трудно говорить о налаживании международных связей отдельных регионов.

Любой внешнеполитический вопрос, требующий участия регионов, всегда может быть решен через федеральный центр. И в этом аспекте будет проявляться самостоятельность субъекта федерации в развитии собственного физкультурно-спортивного сектора.

В другом ракурсе представляется данный вопрос при построении международных отношений с участием региональных федераций спорта и спортивных клубов. По мнению некоторых авторов, корпоративная сущность этих организаций позволяет постоянно поддерживать внешние контакты с любым субъектом, в том числе международными объединениями [16, с. 33]. Вместе с тем федерации находятся в зависимости от государства в аккредитационном аспекте в силу целого комплекса делегированных им полномочий по управлению в соответствующем сегменте спортивной системы. Тем самым, по моему мнению, они включаются в процесс по осуществлению физкультурно-спортивной политики, т.е. получают определенный официальный статус с соответствующим набором дополнительных возможностей. Учитывая зависимость спортивных клубов от отдельных федераций спорта, стоит также констатировать, что самостоятельность в построении международных связей у них ограничена интересами национальной спортивной системы. Однако указанная взаимосвязь выступает уже не политическим ресурсом, а особенностями иерархии власти в российской физкультурно-спортивной сфере.

Таким образом, универсальным средством реализации многих задач физкультурно-спортивной политики, особенно в региональном сегменте, представляется договорная форма при участии международных объединений. Это предопределяет образовании в Российской Федерации специальной модели взаимодействия федеральной, региональной и местной властей по вопросам совместного осуществления физкультурно-спортивной политики и разграничения сфер ответственности. В связи с этим представляется оптимальной модернизация спортивной инфраструктуры с расширением полномочий региональных участников государственного управления физ-культурно-спортивным комплексом. Кроме того, необходимо усиление влияния муниципальных властей в организации ключевых мер с возможностью их последующей адаптации под собственные интересы, как это происходит при проведении международных соревнований. В ближайшее время муниципалитеты должны трансформировать из исполнителей отдельных задач физкультурно-спортивной политики в полноправных участников процесса по выработке политических ориентиров.

Библиографический список

1. Алиферов, О. Б. Проблемы организации и управления отраслью физической культуры и спорта в Российской Федерации / О. Б. Алиферов // Российский экономический интернет-журнал. — 2011. — № 4. — С. 9 — 14.

2. Щепинов, А. О. Роль спорта для государственного и политического управления в Российской Федерации / А. О. Щепинов // Политика и общество. — 2010. — № 6. — С. 13 — 16.

3. Анненков, В. Н. Модернизация системы физической культуры и спорта Российской Федерации и её субъектов : моногр. / В. Н. Анненков. — Волгоград : ВГПУ «Перемена», 2008. - 107 с.

4. Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года :

[распоряжение Правительства РФ от 07.08.2009 № 1101-р] // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2009. — № 33. - Ст. 4110.

5. РФ. Законы. О физической культуре и спорте в Российской Федерации : [федер. закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ : ред. от 04.06.2014] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - № 50. - Ст. 6242; 2014. - № 23. -Ст. 2930.

6. Фраймович, В. Б. Проблемы управления развитием физической культуры и спорта в Российской Федерации /

B. Б. Фраймович, Н. Г. Соколов // Вестник ИНЖЭКОНа. Сер. Экономика. - 2010. - Т. 38. - № 3. - С. 143-148.

7. Алтухов, С. В. Государственное управление и рыночное саморегулирование экономики профессионального спорта в Российской Федерации : дис. ... канд. эконом. наук /

C. В. Алтухов. - М., 2007. - 147 с.

8. Гарипов, Р. Ф Политическая ответственность главы региона в современной России / Р. Ф. Гарипов, О. И. Зазна-ев // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер. Социология. Политология. - 2013. - Т. 13. - № 2. - С. 51-53.

9. Нуждёнов, К. Э. Политические аспекты Олимпиады в Сочи в 2014 г. / К. Э. Нуждёнов // Вестник Московского государственного областного университета. Сер. История и политические науки. - 2011. - № 4. - С. 122-126.

10. Климочкина, А А. Развитие международных отношений с участием субъектов Российской Федерации / А. А. Климоч-кина // Альманах современной науки и образования. - 2007. -№ 7-1. - С. 75-77.

11. Орлов, А. В. Возможности и инструменты стратегического планирования для развития российского футбола /

А В. Орлов, А. В. Бабаков // Путеводитель предпринимателя. -2014. - № 23. - С. 219-224.

12. Плотникова, О. В. Влияние глобализации и регионализации на международное сотрудничество регионов государств / О. В. Плотникова // Сибирский международный. - 2014. -№ 16. - С. 5-7.

13. Стенограмма встречи Президента Российской Федерации с членами фракций политических партий в Государственной думе [Электронный ресурс]. - иИЬ: http://www.kremlin.ru/ news/46451 (дата обращения: 15.08.2014).

14. Братановский, С. Н. Система управления физической культурой и спортом и организационно-правовые аспекты ее совершенствования / С. Н. Братановский, А. В. Гусев. -Саратов, 1987. - С. 18-20.

15. Булатов, Р. А. Социально-экономические условия развития физической культуры и спорта в регионе : дис. . канд. эконом. наук / Р. А. Булатов. - М. : МГУ, 2011. - 165 с.

16. Бычкова, А. В. Проблемы и недостатки правового саморегулирования физкультурно-спортивных организаций в Российской Федерации / А. В. Бычкова // Юридические исследования. - 2013. - № 3. - С. 33-35.

ЯКУБОВ Юсуп Диганшеевич, кандидат политических наук, доцент (Россия), ректор Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма.

Адрес для переписки: yus-yakubov@mail.ru

Статья поступила в редакцию 15.01.2015 г.

© Ю. Д. Якубов

УДК 796.323.2

Е. М. БАТЕНКО

Омский государственный институт сервиса

ОСОБЕННОСТИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-БАСКЕТБОЛИСТОВ_

Работа посвящена вопросам повышения уровня специальной физической подготовленности студентов-баскетболистов. Применение разработанных направленных педагогических воздействий в тренировке способствует развитию как специальной физической подготовленности, так и повышению качества тактических умений и технических действий баскетболистов.

Ключевые слова: специальная физическая подготовка, студенты-баскетболисты, методика, физическая и технико-тактическая подготовленность.

При поступлении в вузы не физкультурного профиля у студентов обнаруживается недостаточный уровень физической подготовленности. Поступившие студенты, в большинстве, не проходят обучения в спортивных школах и в недостаточной мере осваивают баскетбол на уроках по физическому воспитанию в образовательных школах. В то же время систематические занятия баскетболом, популярным у студентов видом спорта, способствуют переходу их к здоровому образу жизни, как к объективной необходимости, ведёт к позитивным изменениям в сознании личности, вызывает интерес к занятиям физической культурой и спортом, пониманию их аксиологических аспектов. Занятия баскетболом

способствуют улучшению обмена веществ, развитию физической подготовленности, развитию всех систем организма, успешному освоению будущих профессий [1]. В процессе систематических теоретических и практических занятий у спортсменов формируются специальные знания, возникает высокая мотивация к занятиям физической культурой и спортом, укрепляется здоровье, совершенствуются двигательные умения и навыки. У студентов развивается быстрота двигательных реакций и мышления, крепнут волевые процессы, расширяется диапазон положительных эмоций [2, 3]. Отметим и важность развития коммуникационных способностей, навыков управления деятельностью малых групп, к которым

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.